Научная статья на тему 'Методология изучения проблем профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры'

Методология изучения проблем профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER AND CHOREOGRAPHER / CONTENTS OF VOCATIONAL TRAINING / METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDY / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касиманова Л.А.

В статье автор представляет методологию своего исследования, определяет концептуальные подходы к изучению содержания и организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов в современных условиях. В качестве концептуальных подходов, используемых в исследовании, выделяются: системный, вероятностно-синергетический, культурологический, социокультурный и аксиологический подходы. Профессиональную подготовку педагогов-хореографов, в первую очередь, следует рассматривать с позиций системного подхода. Современные постоянно меняющиеся социально-образовательные условия диктуют применение вероятностно-синергетического подхода, а контекст развития современных концепций развития культуры обуславливает применение культурологического, социокультурного и аксиологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF STUDYING THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTIONS OF CULTURE DEVELOPMENT

In the article, the author presents the methodology of her research, defines conceptual approaches to the study of the contents and organization of professional training of teachers-choreographers in modern conditions. As conceptual approaches used in the study, the following are distinguished: systemic, probabilistic-synergistic, cultural, sociocultural, and axiological approaches. Professional training of teachers-choreographers, in the first place, should be considered from the position of a systematic approach. Modern, ever-changing social and educational conditions dictate the use of a probabilistic-synergistic approach, and the context of the development of modern concepts of cultural development determines the use of cultural, sociocultural and axiological approaches.

Текст научной работы на тему «Методология изучения проблем профессиональной подготовки в контексте современных концепций развития культуры»

5. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. Materialy 6 konferencii «Psihologiya obrazovaniya». 2011; 1 (26): 45 - 54.

6. Alehin I.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v istorii Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; 3 (47): 22 - 31.

7. Sadovoj V.P. Suschnost' i struktura gotovnosti k organizacii massovogo studencheskogo sporta u buduschih magistrov sfery fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 196-199.

8. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2005; T. 191.

9. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestnik sportivnoj nauki. 2006; 1: 43 - 47.

Статья поступила в редакцию 29.03.19

УДК 37.01

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

METHODOLOGY OF STUDYING THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTIONS OF CULTURE DEVELOPMENT. In the article, the author presents the methodology of her research, defines conceptual approaches to the study of the contents and organization of professional training of teachers-choreographers in modern conditions. As conceptual approaches used in the study, the following are distinguished: systemic, proba-bilistic-synergistic, cultural, sociocultural, and axiological approaches. Professional training of teachers-choreographers, in the first place, should be considered from the position of a systematic approach. Modern, ever-changing social and educational conditions dictate the use of a probabilistic-synergistic approach, and the context of the development of modern concepts of cultural development determines the use of cultural, sociocultural and axiological approaches.

Key words: teacher and choreographer, contents of vocational training, methodological approaches to study.

Л.А. Касиманоеа, канд. пед. наук, проф., зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

В статье автор представляет методологию своего исследования, определяет концептуальные подходы к изучению содержания и организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов в современных условиях. В качестве концептуальных подходов, используемых в исследовании, выделяются: системный, вероятностно-синергетический, культурологический, социокультурный и аксиологический подходы. Профессиональную подготовку педагогов-хореографов, в первую очередь, следует рассматривать с позиций системного подхода. Современные постоянно меняющиеся социально-образовательные условия диктуют применение вероятностно-синергетического подхода, а контекст развития современных концепций развития культуры обуславливает применение культурологического, социокультурного и аксиологического подходов.

Ключевые слова: педагог-хореограф, содержание профессиональной подготовки, методологические подходы к исследованию.

Системный подход берёт свое начало в научных исследованиях с конца 40-х годов XX века. Системность учёными определяется всеобщим свойством материи, формой её существования, выделяются основные признаки системности: целостность, структурированность, взаимосвязанность ее составляющих, подчиненность определенной цели и т. д. Профессиональная подготовка специалиста сама по себе является сложной системой, зависящей от множества внешних и внутренних факторов, в нашем случае речь идёт о профессиональной подготовке педагогов-хореографов - специалистов двух направлений: педагогики и хореографии, каждое из которых само по себе состоит из многих, взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем.

Вероятностно-синергетический подход. Обзор содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов различных вузов страны обнаружил богатое разнообразие содержания, построенное на разных концептуальных основаниях, ценностях; различные подходы к построению образовательного процесса, обусловленное его нелинейностью; неодинаковые условия обучения (образовательная среда, разные социальные партнеры, культуротворческая среда, культура взаимодействия и отношений внутри вуза и т. д.); сложноорганизо-ванность и стохастичность организации образовательного процесса и т. д., все это заставило нас обратиться к постнеклассической методологии исследования профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

Новая постнеклассическая парадигма в науке появилась во 2-й половине XX века, в её основе лежит положение, что мир состоит из открытых саморазвивающихся систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризуются совершенно иными принципами - разупорядоченностью, разнообразием, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными соотношениями. Отличительными чертами этой концепции являются междисциплинарность рассмотрения, устойчивость и изменчивость, детерминизм и стохастичность, закономерность и случайность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода знаний. В этой связи акцент исследования переносится на субъектную позицию исследователя, его ценности и смыслы, формирующие нетрадиционные подходы и качественно иные методы исследования; наблюдатель выносится за пределы системы, которую исследует

Система профессиональной подготовки педагогов-хореографов - сложная социальная система, в которой функционирует огромное количество подструктур: управленческий аппарат, образовательный процесс, творческо-воспитатель-ная деятельность, учебно-материально-техническая база учебного заведения, профессорско-преподавательского коллектива, студенческого коллектива, система взаимодействия с работодателями, социальными партнерами и т. д. Про-

цесс развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой, такие системы изучает синергетика, наука, которая впоследствии определила синергетический подход в образовании. В результате умелого управления образовательной системой вуза и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности и пути её развития.

Существует множество путей развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов, что определяется ее внутренними свойствами и особенностями, в центре такой системы находится студент - еще одна открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система, обладающая всеми присущими подобным системам свойствами: наличием режимов с обострениями, пороговой чувствительности, обратной связи. Преподаватель (а особенно преподаватель творческого вуза) - также источник флуктуаций (вносимых изменений), часто возмутитель спокойствия внесением в образовательный процесс творческого элемента, инновации, что «заражает» коллег и приводит к пороговому состоянию, после достижения которого система переходит в новое состояние - состояние развития, перехода на следующий виток функционирования, более высокоорганизованный, инновационный. Как считает В.С. Степин [1], в центре научной картины мира XXI века оказывается синергетика - наука о самоорганизации.

Многие учёные отмечают перспективность синергетической методологии в образовании вообще и в построении образовательных систем, которые рассматриваются в рамках этой методологии как открытые, неоднородные, самоорганизующиеся (способная адаптироваться к вызовам современности, сохраняя свои характерные черты и особенность), что меняет подходы к их изучению. Процессы, протекающие в современной образовательной системе невозможно изучить, находясь внутри ее, с позиций одного подхода, не применяя принципа междисциплинарности.

С.В. Кривых [2] выделил положения теории самоорганизации, характерные «для развития образовательных систем:

- существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития;

- малые воздействия или процессы, происходящие на микроуровнях, могут стать для системы определяющими;

- будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует ее наличное состояние;

- существует поле путей развития системы, которое определяется ее внутренними свойствами и должно содержать в себе альтернативные пути;

- управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии, и главное - не его сила, а архитектура (структура)».

Открытость, стохастичность, неоднородность образовательной системы предполагает обращение разным мировоззренческим концепциям, смысловым моделям. Постнеклассический период развития науки и образования предложил вероятностно-синергетический подход к исследованиям сложноорганизованных систем, в том числе такой сложной системы как профессиональная подготовка педагогов-хореографов.

Культурологический подход должен обеспечить наполнение содержания образования культурной составляющей на всех этапах профессиональной подготовки.

Как считают М.А. Ариарский и Н.В. Буров, «...многое может дать опора на теоретическую дифференциальную и прикладную культурологию, которая способна помочь раскрыть все многообразие и богатство культуры, увидеть специфику духовного мира различных народов и социальных общностей, вооружить методологией и методикой постижения её ценностей» [3, с. 54].

Прислушаемся к мнению Д.И. Фельдштейна, который, характеризуя стратегию разработки новых теоретических оснований организации образования, предлагает раскрыть «характеристики и параметры изменений современного общества как этапа исторического развития в контексте роли Культуры, выступающей способом воспроизводства общества и образования как образующего основания культурного потенциала его и человека» [4, с. 10].

Современная теория культуры развивается по многим направлениям и представляет собой совокупность разноплановых концепций различной степени истинности и практической значимости. На основе их обобщения и анализа уточняется объект и предмет культурологии, ее проблематика, методология, основные задачи и функции. Среди наиболее распространенных современных концепций культуры можно отметить: религиозно-философские; исторические; диалектико-материалистическую (марксистскую) теорию культуры; техногенные или технократические; биосферные; оккультные концепции культуры.

Глубокий анализ изученных концепций развития культуры позволил нам отобрать те, которые детерминируют изменения в содержании профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Не имея возможности в рамках одной статьи проанализировать такие концепции, мы лишь перечислим их: Концепция циклических типов Данилевского Н.Я., Социологическая концепция развития культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера, Концепция развития культуры Бердяева Н.А., Концепция развития культурных суперсистем П.А. Сорокина, Концепция развития культуры И.А. Ильина, Игровая модель развития культуры Й. Хей-зинги, Семиотическая концепция развития культуры Ю.М. Лотмана, Концепция постнеклассического периода развития культуры А.Я. Флиера, Ю.И. Шепотенко и др.

Таким образом, культурологический подход к изучению профессиональной подготовки педагогов-хореографов выбран неслучайно и направлен, прежде всего, на перестройку содержания образовательного процесса педагогов-хореографов.

Социокультурный подход. Образовательная система вуза, который готовит педагогов-хореографов, открытая система, функционирующая в определенном регионе, городе, социальном окружении. Она не может существовать вне социума, многие компоненты системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов тесно взаимодействуют с окружающим социумом: реализация принципа региональности в обучении (предлагается к изучению региональное культурное наследие), организация педагогической и производственной практики, научно-исследовательская работа студентов и т. д. Кроме того, ФГОС обязывает вуз привлекать к преподаванию специальных курсов, а также к итоговой государственной аттестации представителей работодателей. Все это предполагает социокультурный подход к изучению содержания и организации системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

Одним из первых, на наш взгляд, тесную взаимосвязь социума и культуры обосновал Гумилев Л.Н. в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» [5], в которой учёным представлена биосферная концепция культуры, объясняющая его точку зрения на возникновение культур. В своей работе Гумилев Л.Н. представил разработанную теорию этногенеза, связав с появлением нового этноса рождение новой культуры. Выделив циклы (или фазы) этногенеза, а с ним и культурогене-за: фазы возникновения, подъема, упадка и умирания, автор предлагает понятие «пассионарность» - способность и стремление к реализации своих идеалов, к изменению окружающей среды, социума. Не будем углубляться в учение Гумилева, но заметим, что учёный связал культуру и социум.И.Р Пригожин, один из авторов теории самоорганизующихся систем и связанной с ней современной научной картины мира, считал взаимодействие системы и среды важнейшим фактором существования и развития этой системы. Многие представители социокультурного подхода к изучению образования считают, что система образования находится в сложном соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. А.М. Цирульников [6], считает, что «социокультурное выступает не просто как смысловой контекст, но как реальная жизненная ткань, в которой проявляются и протекают образовательные явления и процессы, как необходимое измерение, придающее ведомственным, подчас, односторонним выводам, объемность жизненных реалий».

Большую роль в разработке социокультурного подхода к изучению образования сыграл А.А. Макареня [7], который влияние социокультурной среды на

развитие личности обучающегося рассматривал одним из главных факторов. Социокультурную среду ученый рассматривал в качестве части социально-экономического и культурно-образовательного пространства региона, благодаря социокультурной среде реализуется процесс социализации («процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности с социокультурной средой, обогащающей его как самореализующуюся личность») и инкульту-рации («процесс освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру и отличающих его общество от других человеческих групп») личности обучающегося.

А.А. Макареня выделял еще культуротворческую среду в качестве «совокупности материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности» [7]. Культуротворческая среда распространяется как внутри образовательного учреждения, так и вне его. Создавать такую среду может, как любой субъект образовательного процесса (студенты, преподаватели, руководители), так и субъекты социального окружения. Учёный отмечает, что культуротворческая среда в образовательном учреждении «должна быть напряженной и максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях».

Для профессиональной подготовки педагогов-хореографов культуротвор-ческая среда особенно важна, именно она обеспечивает погружение студента в различные виды творческой деятельности (постановка спектакля, подготовка к творческому конкурсу, сочинение танцев для участников хореографических коллективов во время практики и т. д.).

Следующим методологическим подходом к исследованию мы выбрали аксиологический подход, обуславливающий развитие ценностно-смысловой сферы личности студентов в процессе профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Термин «аксиология» (от греческого слова axia - ценность и logos - учение) был введен в 1902 году французом Полем Лапи (1869 - 1927), видным философом, социологом и деятелем образования. Данный подход, по мнению многих педагогов, органически подходит гуманистической педагогике, в которой ученик рассматривается в качестве высшей ценности. Говоря о проектировании содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов, мы придерживаемся следующих форм существования ценности:

- ценность в качестве общественного идеала, выработанного общественным сознанием, например, общечеловеческие ценности (справедливость, истина, красота и т. д.), или конкретно-исторические ценности (демократия, равенство, свобода и т. д.);

- ценность как объективированная форма - произведения искусства, проявления духовной культуры в человеческих поступках, конкретные воплощения ценностных идеалов и т. д.

- ценность как социальная норма, формирующаяся в структуре личности в качестве личностных ценностей и смыслов, являющихся мотиватором поведения.

В принципе, любому человеку присуща своя иерархия личностных ценностей, которая и есть связующее звено между общественной духовной культурой и духовно-нравственной сферой личности. Социокультурная среда, где индивид родился, воспитывался и живет, формирует его мировосприятие, мировоззрение, ценностно-смысловую сферу установки и убеждения, выраженные в его поведении. Особенно система личностных ценностей влияет на творческие проявления человека и выражается в его художественном творчестве.

Процесс обучения ценностям, формирование у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности очень сложен. Необходимо широко использовать методы нравственного воспитания, то есть различные способы воздействия на личность с целью развития нравственных убеждений, чувств, норм поведения. Средствами нравственного воспитания могут служить различные формы организации процесса обучения: аудиторные (лекции, семинары, практикумы) и внеаудиторные (самостоятельная работа, полевые и педагогические практики). Усвоение содержания дисциплин не всегда ведет к их овладению, к накоплению опыта, к умению использовать знания на практике. Поэтому возрастает роль преподавателя, который своей активной жизненной позицией, нравственными началами, умением убеждать, опытом всей своей жизни, в том числе профессиональной, является примером для студентов. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у студентов умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует их эстетическому, гражданскому и патриотическому воспитанию.

В науке и практике уже давно и результативно используется кластерный подход, в котором учитываются множественные взаимосвязи между элементами, объединенными в единое целое. Кластером можно считать определенную систему, но систему особого вида, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям. Кластерные системы обладают достаточной производительностью, устойчивостью к воздействиям и при этом они могут легко модернизироваться, укрупняться при помощи различных универсальных средств. Главными преимуществами кластеров являются глобальный масштаб, открытость, гибкость и относительная простота в управлении.

Кластеры формируются в системах, которые ориентированы на многофакторное использование. Объединение различных, порой нецелевых структур в кластер не сводится только к их простому сложению. Получается, что «целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное... Появляется и новый принцип согласования частей кластера в целое: установление общего темпа развития входящих в него частей. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей», - считает С.В. Кривых и А.А. Макареня [8].

В отличие от простых систем, возникающих и существующих в первую очередь за счет внешних воздействий, кластеры функционируют в основном за счет внутренних ресурсов. В большинстве случаев кластером (от английского cluster - скопление) называют «объединение нескольких однородных элемен-

Библиографический список

тов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами».

Таким образом, нами представлены методологические подходы к исследованию содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры, которые обусловливают актуализацию культурологического подхода и выдвигают его в число наиболее значимых методологических аспектов образовательной деятельности при профессиональной подготовке педагогов-хореографов в вузе. При этом сам культурологический подход приобретает статус не только исследовательского метода, но и «инструментария», лежащего в основе технологии организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Такой подход позволяет научно обоснованно разрабатывать соответствующее дидактическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вузе с творческим применением культурологического, социокультурного и аксиологического подходов.

1. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения. Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография. Москва, 2009; 249 - 295.

2. Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование: Синергетические аспекты образования. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2000; 195.

3. Ариарский М.А., Буров Н.В. Культура созидания: монография. Санкт-Петербург: Президент б-ка, 2014.

4. Фельдштейн Д.И. Развитие психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XIX века. Человек и образование. 2013; 1: 4 - 11.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Лениград, 1990.

6. Цирульников А.М. Социокультурный подход к проектированию и развитию образовательных систем. Available at: http://f¡piroipkjimdo.com/шанс-школаанализа-социо-культурной-ситуации/система-образования-в-социокультурном-измеренииметодология-ценности-нормативы

7. Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 1997.

8. Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2003.

References

1. Stepin V.S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya. Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2009; 249 - 295.

2. Krivyh S.V. Razvivayuschee irazvivayuscheesya obrazovanie: Sinergeticheskie aspekty obrazovaniya. Novokuzneck: Izd. IPK, 2000; 195.

3. Ariarskij M.A., Burov N.V. Kul'tura sozidaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Prezident b-ka, 2014.

4. Fel'dshtejn D.I. Razvitie psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XIX veka. Chelovekiobrazovanie. 2013; 1: 4 - 11.

5. Gumilev L.N. 'Etnogenez ibiosfera Zemli. Lenigrad, 1990.

6. Cirul'nikov A.M. Sociokul'turnyj podhod k proektirovaniyu i razvitiyu obrazovatel'nyh sistem. Available at: http://fipiroipk.jimdo.com/shans-shkolaanaliza-sociokuFturnoj-situacii/ sistema-obrazovaniya-v-sociokul'turnom-izmereniimetodologiya-cennosti-normativy

7. Makarenya A.A. Kul'turotvorcheskaya sreda: status, struktura, funkcionirovanie. Tyumen': TOGIRRO, 1997.

8. Krivyh S.V., Makarenya A.A. Pedagogicheskaya antropo'ekologiya. Pedagogika zhiznedeyatel'nosti. Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2003.

Статья поступила в редакцию 01.04.19

УДК 37.01

Gorelikov M.I., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (KamGU Vitus Bering) (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia),

E-mail: max251992@mail.ru

Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (MRSU)

(Moscow, Russia), E-mail: nad1606@yandex.ru

WAYS AND MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGERS AT THE LESSONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK. The article observes one of the topical problems of modern education and socialization of young people - a problem of spiritual and moral education of teenagers in the period of active development of information technologies and open access of young people to various kinds of information, including destructive one. The article presents the authors' vision of one of the possible ways and means of solving this problem based on the study of the school course of information technologies. The research presents the main forms and methods of teaching of Information Technologies, promoting spiritual and moral education. The authors give a description of stages and results of the pedagogical experiment. The work reveals opportunities and the role of information technologies lessons in the spiritual and moral education of a modern teenager, for whom the Internet and social networks are important factors of socialization.

Key words: problems of socialization of teenagers, spiritual and moral education, lessons of Informatics, pedagogical experiment, methodical means of education.

М.И. Гореликов, аспирант каф. педагогики, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ им. Витуса Беринга),

г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: max251992@mail.ru

Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф. каф. «Общая и педагогическая психология», Московский государственный областной университет (МГОУ),

г. Москва, E-mail: nad1606@yandex.ru

ПУТИ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования, воспитания и социализации молодёжи - проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в период активного развития информационно-коммуникационных технологий и открытого доступа молодых людей к различного рода информации, в том числе и деструктивной. В статье представлено авторское видение путей и средств решения данной проблемы в процессе изучения школьного курса информатики. Представлены основные формы и методы преподавания предмета «Информатика», способствующие духовно-нравственному воспитанию школьника. Дано описание этапов и результатов проведённого педагогического эксперимента. В статье содержится интерпретация полученных результатов. Отмечены большие возможности и роль уроков информатики в духовно-нравственном воспитании современного подростка, для которого Интернет и социальные сети выступают значимыми факторами социализации.

Ключевые слова: проблемы социализации подростков, духовно-нравственное воспитание, уроки информатики, педагогический эксперимент, средства воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.