Научная статья на тему 'Концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе'

Концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / МОДЕЛЬ / ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / CONCEPTUAL BASIS / MODEL / APPROACHES AND PRINCIPLES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Мария Константиновна

Раскрыта концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, включающая подходы (аксиологический, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный и культурологический) и принципы (априорного уважения воспитанника, взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося, этнопедагогической направленности обучения, субъектности и деятельностный принцип) данного учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

м.к. САНИНА (Сочи)

концептуальная основа модели педагогической поддержки развития Этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе

Раскрыта концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, включающая подходы (аксиологический, синергетический, личностно ориентированный, деятельностный и культурологический) и принципы (априорного уважения воспитанника, взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося, этнопедагогической направленности обучения, субъектности и деятельностный принцип) данного учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: концептуальная основа, модель, подходы и принципы обучения.

Модель - искусственно создаваемый образ конкретного предмета, устройства, процесса, явления [1, с. 73]. Построение моделей - всегда неформальная процедура, очень сильно зависящая от исследователя, в связи с чем говорят, что процесс моделирования имеет феноменологическую основу [2, с. 112]. Одним из условий моделирования является установление границ формализации, т.е. нахождение области знаний, внутри которой возможно построение формальных систем (моделей), а вне - нет [5, с. 164].

мы опираемся на понимание моделирования как особой формы научного исследования - специфического средства отображения человеком изучаемого объекта с помощью любых образов, аналогов (мысленных или условных - схемы, описания, графика, чертежа и т.п.) (Там же, с. 85). Модель педагогической поддержки предполагает выстраивание в соответствии с логикой основных теоретических компонентов педагогической системы - принципов, содержания, форм организации, ме-

тодов и средств и является средством описания, объяснения, прогнозирования возможности педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе на практике.

В данной статье описана концептуальная основа модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, которая содержит подходы и принципы данного вида учебно-воспитательной деятельности. Модель педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе рассматривается на основе аксиологического, синергетического, средово-го, личностно ориентированного, деятельностного и культурологического подходов.

Аксиологический подход (И. Исаев,

Н.В. Малашихина, В.А. Сластенин, Е. Шиянов и др.) присущ гуманистической педагогике и предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенного» молодого квалифицированного поколения, а с достижением общей результативности и всестороннего развития личности. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аскиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое, социально-политическое значение, т.к. от нее зависит стратегия общественного движения, которое может либо тормозить развитие человеческой цивилизации, либо способствовать ему. Гуманистическая философия образования направлена на благо человека, создание экологической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.

Для организации педагогической поддержки развития этнокультурных знаний старшеклассников аксиологический подход является значимым, поскольку его использование обеспечивает объединение двух задач -становление знаний подростков о культуре

1) родного народа, воспитание определенного типа личности - носителя этнической ментальности; 2) других этносов, представленных в многонациональной школе, формирование

© Санина М.К., 2011

толерантной личности, приемлющей нормы и ценности другой этнической культуры. Решение этих задач при педагогической поддержке способствует развитию гармоничной, высокодуховной личности, легко адаптирующейся в многонациональной школе и мультикультур-ном обществе в целом при сохранении своей этнической индивидуальности.

Синергетический подход предполагает моделирование образовательных процессов с помощью методов и подходов, традиционно применявшихся к естественным и точным наукам, опору на принципы взаимодополняемости естественнонаучной методологической традиции и гуманитарных способов познания (Г. Хакен, И. Пригожий, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.С. Добронравова, Г.Г. Ма-линецкий, Д.И. Трубецков и др.). Такой подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, картине мира как едином процессе.

В нашем научном исследовании интеграция этнокультурных знаний подростков в условиях многонациональной школы на основе междисциплинарных связей дает возможность воссоздать на новом, более высоком уровне целостное видение ситуации множественности этнических культур во всей ее полноте. Педагогическая поддержка развития этнокультурных знаний подростков многонациональной школы, основанная на интеграции различных методов и дисциплин (литература, музыка, история, этика, естествознание и др.), способствует целостному осознанию социокультурной ситуации в мире и приросту креативного потенциала личности: изучение особенностей культуры различных этносов, представленных в многонациональной школе, обусловливает нравственные принципы гармонизации их существования.

Таким образом, применение синергетического подхода к процессу развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе при педагогической поддержке обусловлено целью гуманистического обучения, что предполагает воспитание духовно богатой личности, готовой к саморазвитию и самоорганизации в условиях множественности культур на основе полученных этнокультурных знаний.

В условиях многонациональной городской школы особое значение для развития этнокультурных знаний подростков при педагогической поддержке имеет средовой подход. Принимая во внимание самое общее педагогическое определение среды как реальности,

в условиях которой происходит развитие человека [3; 4], и различные концепции соотношения наследственных и средовых факторов воспитания, мы все же исходим из того, что развитие этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе при педагогической поддержке главным образом основано на средовом взаимодействии.

Личностно ориентированный подход реализуется при учете индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей в приобретении знаний. Согласно концепции личност-но ориентированного обучения, каждый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом (И.С. Якиманская, А.В. Хуторской, И.В. Николаев, С.А. Вострякова и др.). Педагогическая поддержка развития этнокультурных знаний подростков многонациональной школы в условиях личностно ориентированного подхода - это оказание педагогом помощи подросткам в усвоении этих знаний и реализации своего этнокультурного потенциала, основанной на взаимоотношениях доверия и сотрудничества, усилении роли эмоций, эмпатии и толерантности в межнациональном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Индивидуализация означает персонально ориентированную педагогическую поддержку того единичного, своеобразного, что обусловлено этнической принадлежностью подростка или его индивидуальным опытом межнационального взаимодействия. В связи с этим развитие этнокультурных знаний подростков должно осуществляться с учетом многонационального состава школьного социума и мультикультурного общества, с опорой на особенности этнокультуры подростков.

Деятельностный подход, разработанный Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. рубинштейном и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, Л.М. Фридмана, Д.Б. Элькони-на и др., основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и определена ею. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность субъекта, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, которое заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. реализация данного подхода в нашем исследовании актуализирует включение подростков в моделиру-

емые педагогом ситуации межнационального взаимодействия с целью формирования умения действовать в данных ситуациях со знанием дела.

Культурологический подход основан на положении о том, что основной задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки и искусства. Культура выступает как ценностноцелевая установка в воспитании человека (М.С. Коган, Н.Б. Крылова, Е.В. Бондарев-ская, В.М. розин и др.). В контексте анализа развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе при педагогической поддержке под культурологическим подходом мы понимаем оказание подростку помощи в восприятии множественности этнических культур сквозь призму культуры своего этноса и самоопределении в мире культурных ценностей. Для нашего исследования культурологический подход является доминирующим, поскольку акцентирует значимость развития этнокультурных знаний в духовнонравственном и этнотолерантном воспитании подростков многонациональных школ при педагогической поддержке.

В основу концепции педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в условиях многонациональной школы мы положили ряд принципов. Рассмотрим их.

Принцип априорного уважения воспитанника предполагает, что отношения педагога и воспитанника должны строиться на максимальном уважении достоинств и особенностей (национальности) человека, что способствует выстраиванию субъект-субъектных, доверительных отношений. Данный принцип рассматривается как возможность построения диалоговых, симметричных, равнозначных межличностных отношений, дающих право на взаи-мопринятие и взаимоуважение независимо от этнической принадлежности.

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося диктует совместное определение целей, ценностей, критериев выбора стратегий общения, поведения воспитанника в процессе взаимодействия с представителями другой национальности, прогнозирование последствий такого поведения, индивидуальную и групповую рефлексию результатов деятельности, направленной на развитие этнокультурных знаний подростков.

Принцип этнопедагогической направленности обучения имеет три приспособленных

к процессу развития этнокультурных знаний подростков аспекта, которые в условиях многонациональной школы приобретают следующее содержание:

1) образовательный аспект - глубокое и прочное усвоение старшеклассниками знаний особенностей и специфики культуры как своего, так и других этносов, представленных в многонациональной школе; овладение умениями гармоничного существования и толерантного взаимодействия в условиях множественности культур;

2) воспитательный аспект - осуществление в процессе педагогической поддержки развития этнокультурных знаний интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического и этического воспитания подростков многонациональной школы;

3) развивающий аспект - развитие этнической толерантности подростков многонациональной школы в результате овладения этнокультурными знаниями при педагогической поддержке, творческого мышления и способности к личной рефлексии в процессе межнационального взаимодействия.

Принцип учета конкретного уровня развития этнокультурных знаний каждого ученика связан с тем, что учащиеся, в том числе - различных национальностей, поступают в школьную «педагогическую лабораторию» не с нулевыми этнокультурными знаниями и работа по их развитию начинается не с чистого листа. Следовательно, развитие знаний о специфике как своей, так и чужой национальной культуры должно обязательно опираться на знание-вый багаж подростка.

Принцип субъектности предполагает организацию личностного осмысления каждым учащимся знаний о культуре своего и других этносов; предоставление права свободного выбора способов взаимодействия в многонациональном школьном социуме на основе этих знаний; ориентацию на учащегося как субъекта выбора, общения, деятельности.

Принцип разрушения негативных представлений и оценок своей и иных национальностей (авто- и гетеростереотипы), основывающийся на расширении теоретикоинформационной базы знаний об особенностях этнической культуры различных этносов. В настоящее время данная проблема не оценена должным образом в отечественной педагогике и выступает одним из основных препятствий в формировании у подростков многонациональных школ этнической толерантности.

Деятельностный принцип - элемент профессионального мастерства учителя, который определяет тактику педагогической поддержки - выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Таким образом, мы описали концептуальную основу модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, включающую подходы (аксиологический, синергетический, средовой, личностно ориентированный, деятельностный и культурологический) и принципы (априорного уважения воспитанника, взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося, этнопедагогической направленности обучения, учета конкретного уровня развития этнокультурных знаний каждого ученика, субъектности, разрушения негативных представлений о своей и иных национальностях, деятельностный) данного вида учебновоспитательной деятельности.

литература

1. Дегтярев Ю.И. Cистемный анализ и исследования операций. М. : Высш. шк., 1996.

2. Иванов Ю.С Основы параметрического моделирования при решении дидактических задач в системе автоматизированного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1997.

4. Пономарева О.И. Подготовка учителя начальных классов к работе в многонациональных классах // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 мая 1997 г. Бирск, 1997.

5. Штофф ВА. О роли моделей в познании. М. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.

Conceptual basis of the model of pedagogic support of teenagers’ ethnic cultural knowledge at a multinational school

There is considered the conceptual basis of the model ofpedagogic support of teenagers’ ethnic cultural knowledge at a multinational school, which includes the approaches (axiological, synergetic, personality oriented, activity and culturological) and the principles (prior respect of a pupil, coordination and collaboration of a teacher and a pupil, ethnic pedagogic direction of education, subjectivity and activity principle) of the given learning process.

Key words: conceptual basis, model, approaches and principles of education.

ж.м. созаева

(Нальчик)

семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема

Отражены результаты практического исследования, проведенного автором в 2005 -2008 гг. в 120 семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в КабардиноБалкарской Республике. Актуальность темы определена, с одной стороны, изменением отношения к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, усилением внимания государства к данной проблеме, с другой - отсутствием исследований по проблемам семейного воспитания данной категории детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, семейное воспитание, анкетирование, социально-педагогическая проблема.

Радикальные изменения в России, связанные с реформированием всех сторон жизни общества, серьезно обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых незащищенных категориях, среди которых - дети с ограниченными возможностями и семьи, воспитывающие их. В Кабардино-Балкарской Республике, как и в целом по Российской Федерации, численность детей-инвалидов растет [5].

В последние годы в Российской Федерации ведется активная политика по отношению к детям-инвалидам, оказывается существенная материальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В рамках реализации президентской программы «Наша новая школа» активно разрабатывается и внедряется инклюзивное образование, создающее условия для получения образования данной категории детей. Однако практика показывает недостаточность проводимых мероприятий особенно в работе с семьей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья - это сфера, где наиболее полно и явно раскрывается гуманный и антигуманный смысл протекающих в обществе процессов, что требует всестороннего изучения проблем детей-инвалидов и их семей, т.к. попол-

© ^заева Ж.М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.