Научная статья на тему 'Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема'

Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1366
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / CHILDREN WITH LIMITED ABILITIES / FAMILY EDUCATION / QUESTIONNAIRE / SOCIAL AND PEDAGOGIC PROBLEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Созаева Жансурат Магометовна

Отражены результаты практического исследования, проведенного автором в 2005 2008 гг. в 120 семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в КабардиноБалкарской Республике. Актуальность темы определена, с одной стороны, изменением отношения к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, усилением внимания государства к данной проблеме, с другой отсутствием исследований по проблемам семейного воспитания данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Созаева Жансурат Магометовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема»

Деятельностный принцип - элемент профессионального мастерства учителя, который определяет тактику педагогической поддержки - выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Таким образом, мы описали концептуальную основу модели педагогической поддержки развития этнокультурных знаний подростков в многонациональной школе, включающую подходы (аксиологический, синергетический, средовой, личностно ориентированный, деятельностный и культурологический) и принципы (априорного уважения воспитанника, взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося, этнопедагогической направленности обучения, учета конкретного уровня развития этнокультурных знаний каждого ученика, субъектности, разрушения негативных представлений о своей и иных национальностях, деятельностный) данного вида учебновоспитательной деятельности.

литература

1. Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследования операций. М. : Высш. шк., 1996.

2. Иванов Ю.С. Основы параметрического моделирования при решении дидактических задач в системе автоматизированного обучения : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1997.

4. Пономарева О.И. Подготовка учителя начальных классов к работе в многонациональных классах // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 мая 1997 г. Бирск, 1997.

5. Штофф В.А. О роли моделей в познании. М. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.

Conceptual basis of the model of pedagogic support of teenagers’ ethnic cultural knowledge at a multinational school

There is considered the conceptual basis of the model ofpedagogic support of teenagers’ ethnic cultural knowledge at a multinational school, which includes the approaches (axiological, synergetic, personality oriented, activity and culturological) and the principles (prior respect of a pupil, coordination and collaboration of a teacher and a pupil, ethnic pedagogic direction of education, subjectivity and activity principle) of the given learning process.

Key words: conceptual basis, model, approaches and principles of education.

ж.м. созаева

(Нальчик)

семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема

Отражены результаты практического исследования, проведенного автором в 2005 -2008 гг. в 120 семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в КабардиноБалкарской Республике. Актуальность темы определена, с одной стороны, изменением отношения к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, усилением внимания государства к данной проблеме, с другой - отсутствием исследований по проблемам семейного воспитания данной категории детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, семейное воспитание, анкетирование, социально-педагогическая проблема.

Радикальные изменения в России, связанные с реформированием всех сторон жизни общества, серьезно обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самых незащищенных категориях, среди которых - дети с ограниченными возможностями и семьи, воспитывающие их. В Кабардино-Балкарской Республике, как и в целом по Российской Федерации, численность детей-инвалидов растет [5].

В последние годы в Российской Федерации ведется активная политика по отношению к детям-инвалидам, оказывается существенная материальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В рамках реализации президентской программы «Наша новая школа» активно разрабатывается и внедряется инклюзивное образование, создающее условия для получения образования данной категории детей. Однако практика показывает недостаточность проводимых мероприятий особенно в работе с семьей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья - это сфера, где наиболее полно и явно раскрывается гуманный и антигуманный смысл протекающих в обществе процессов, что требует всестороннего изучения проблем детей-инвалидов и их семей, т.к. попол-

© Созаева Ж.М., 2011

няющиеся теоретические и практические знания и опыт по поставленной проблеме станут основой всесторонней помощи семьям данной категории. До настоящего времени ребенок с ограниченными возможностями рассматривался и изучался большинством ученых в рамках закрытого социального учреждения (дом-интернат для детей-инвалидов, дом ребенка, реабилитационный центр, специализированная школа и т.д.). Фрагментарно освещены воспитание и жизнедеятельность ребенка-инвалида в семье, однако почти нет исследований о том, какое влияние на других членов семьи оказывает появление ребенка-инвалида.

Закономерности обучения и воспитания детей-инвалидов были сформулированы ведущими педагогами, психологами, врачами Л.С. Выготским, Д.И. Азбукиным, В.М. Бехтеревым, P.A. Рау, Р.Г. Оршанским и др. Особенности пребывания детей в специализированных учреждениях и их воспитательный и реабилитационный потенциал последних описываются в публикациях В.Н. Лебедева, М.А. Поваляевой и О.В. Никогосовой и т.д. Сущности выявления и развития у детей с ограниченными возможностями эстетических способностей посвящены исследования Ю.З. Васильевой, В.И. Григорьева, М.Л. Кос-мовской, В.Б. Ольшанской и др. Анализ общих подходов к проблеме инвалидности в обществе, реабилитации детей с ограниченными возможностями представлены в исследованиях В.Г. Панова, С.М. Григорьевой, Е.М. Ма-стюковой, Н.Ф. Дементьевой, Л.С. Моровой, Л.к. Грачева.

Интерес к семье и семейному воспитанию в россии всегда был высоким, о чем свидетельствует большое количество исследований классиков педагогики П.р. Лестгафта,

A.Н. Острогорского, В.В. Зеленского, В.А. Су-хомлинского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого и др.

В последние десятилетия ученые также изучают семью и ее воспитательный потенциал весьма активно. Среди современных исследователей можно назвать Ю.П. Азарова,

B.В. Столина, Н.Е. Кожанову, А.В. Мудрика,

В. Сатир, А. Фромм и т.д.

Анализ показывает, что работ, посвященных семье и ее функционированию, семейному воспитанию, достаточно много, но в них не учитывается тот факт, что членом семьи может быть ребенок с ограниченными возможностями. Несомненно, что такая семья имеет специфические и сложные экономические, педагогические, социальные, психологиче-

ские проблемы. однако в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями, не учитываются потенциал семьи, роль родителей в реабилитации и развитии такого ребенка. Необходимо подчеркнуть также то, что практически нет работ, раскрывающих социальнопедагогические проблемы, с которыми сталкиваются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, и пути и средства помощи таким семьям.

Семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходимо оказывать социально- и психолого-педагогическую помощь. Для того чтобы эта помощь была наиболее эффективна и своевременна, следует начать работу с диагностики социальнопедагогических и психологических проблем данного типа семей.

Для диагностики социально-педагогических проблем и воспитательного потенциала семей применялись следующие методики: анкета для родителей (в целях получения общих сведений о семье - структура семьи, образовательный и социальный статус родителей, материальное положение, жилищные условия и т.д.), анализ семейного воспитания, характеристика ребенка для диагностики его воспитанности, наблюдение и др. Исследование проводилось в 2005 - 2008 гг. Была составлена выборка в г. Нальчике (60 семей) и в Че-гемском районе (60 семей). отбор семей проводился с помощью специалистов Министерства здравоохранения и социального развития. Для проведения сравнительного анализа мы выбрали семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями (ограниченными в здоровье), проживающие в городской и сельской местности.

Анализ показал, что состав семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, различен. Одного ребенка воспитывают в 53,3% исследуемых семей, двоих - в 30, троих - в 6,7 и четверых - в 10% . В сельских районах один ребенок в 51,7% семей, двое -в 25, трое - в 10, четверо - в 11,7 и более - в 1,7% семей.

В беседах, проводимых в ходе исследований, большинство матерей подчеркивали, что прервали или не продолжили образование в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Таким образом, прослеживается тенденция прекращения получения образования в связи с тяжелым заболеванием ребенка (см. табл. 1 на с. 76).

Таблица 1

Уровень образования родителей, %

Родители Место проживания Образование

высшее незаконченное высшее среднеспециальное общее среднее

Мать г. Нальчик 18,0 12,3 36,5 33,2

Сельская местность 13,2 8,1 41,7 37,0

Отец г. Нальчик 23,0 7,8 46,4 22,8

Сельская местность 16,5 9,2 32 42,3

Сокращение профессиональной и образовательной деятельности, по нашему мнению, связано с отсутствием необходимых социальных и финансовых условий для поддержки семьи с детьми-инвалидами.

Анализ показал, что появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда связано с тяжелым эмоциональным переживанием родителей, которые отличаются впечатлительностью, ранимостью, обидчивостью, что не может не сказаться на воспитании. Однако известно, что для воспитания и развития ребенка большое значение имеют внутрисемейные эмоциональный настрой и атмосфера. то, что в семье царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и эмоциональной близости, подчеркнули 20% опрашиваемых. В 33,3% семей отношения ровные, но без эмоциональной близости. как напряженно-конфликтные и отчужденные свои отношения в семье оценили 46,7% респондентов. В сельской местности как конфликтные и отчужденные взаимоотношения в семье оценивают 38,3% опрашиваемых, а 35% считают психологический климат в семье бесконфликтным, но без эмоциональной близости. Атмосферу дружбы, взаимопонимания и эмоциональной близости создают в семье 26,7% родителей.

К сожалению, большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни ощущают равнодушие, безразличие, непонимание и пренебрежение окружающих (соседей, родственников, одноклассников, людей в общественных местах). Это подчеркнули 38,3% сельских и 20% городских семей. Чувствуют со стороны поддержку и заботу 41,7% родителей. В сельской местности с равнодушием и безразличием сталкиваются 31,7% опрашиваемых, т.к. ощущают недостаток внимания к их проблемам. Пренебрежение и непонимание встречают 30% родителей; поддержку, заботу и понимание окружающих чувствуют 38,3% семей.

Для выявления степени комфортности, созданной для ребенка с ограниченными возможностями, мы проанализировали взаимоотношения детей в семье. На вопрос Как здоровые дети относятся к своему брату или сестре с ограниченными возможностями? 20% родителей, проживающих в г. Нальчике, ответили, что отношения доверительные, здоровые дети поддерживают и помогают больному брату (сестре). Отчуждение и равнодушие между детьми отметили 15%, взаимоотношения детей как напряженно-конфликтные оценили 11,7% родителей. Единственный ребенок - в 53,3% семей. Среди проживающих в сельском районе опрошенных 11,7% родителей характеризуют отношения между детьми как отчужденные и равнодушные, 20% - как напряженно-конфликтные. Дружбу и доверие детей отмечают родители в 16,7% семей. В 51,7% семей только один ребенок.

Кроме того, мы поставили задачу выявить характер увлечений детей с ограниченными возможностями. Анализ показал, что большинство детей имеют увлечения - 96,7% в городской местности и 91,7% - в сельской. Вместе с тем у многих детей с ограниченными возможностями отсутствуют возможности для реализации увлечений и интересов, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии. В г. Нальчике 6,7 % детей посещают музыкальную школу, 3,3% - художественную студию, одному ребенку дают частные уроки музыки, 10,2% детей занимаются в различных кружках в детском клубе для инвалидов, а у остальных нет возможностей посещать какое-либо учреждение дополнительного образования в силу различных обстоятельств. В сельской местности родители сами занимаются с детьми вязанием, чтением книг, музыкой и др. В связи с этим 88,3% родителей ответили, что у их детей нет возможностей развить или реализовать свои способности и увлечения. Эти данные отражены в табл. 2.

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ --------------------

Таблица 2

Увлечения детей с ограниченными возможностями, %

Место проживания Увлечения

музыка рисование компьютер шахматы шитье, вязание никаких увлечений

г. Нальчик 31,6 25 13,3 5 21,7 3,3

Сельская местность 21,7 40 10 1,7 18,3 8,3

Таким образом, социально-педагогические проблемы большинства семей с детьми-инвалидами нельзя связать с отсутствием возможности для удовлетворения основных потребностей детей-инвалидов. в сельской местности условия воспитания детей с ограниченными возможностями осложнены отсутствием развитой инфраструктуры социальных учреждений, помогающих ребенку с ограниченными возможностями и его семье.

в настоящее время во всех областях деятельности люди с ограниченными возможностями могут самореализовываться, в связи с чем перед обществом, семьей и государством лежит сложная задача - с ранних лет подготовить такого человека для полноценной жизни. Анализ результатов исследования показывает, что это довольно сложная задача, поскольку перед ребенком с ограниченными возможностями и его семьей встает множество проблем: бытовых, социально-экономических, нехватка педагогических знаний, непонимание и пренебрежение со стороны окружающих, неразвитость системы помощи детям с ограниченными возможностями.

Литература

1. Загик Л.В., Иванова В.М. Воспитатели-родители: из опыта работы. М. : Просвещение, 1985.

2. Гемуева (Созаева) Ж.М. Факторы негативной социально-психологической атмосферы в семьях с детьми-инвалидами // Традиции и инновации в социальной педагогике : материалы науч.-практ. конф. Самара : Изд-во «Самарский университет», 2004.

3. Дашковская О. Нет места отчаянию // Нар. образование. 1989. №11. С. 97-105.

4. Зумакулов Б.Н. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики. Нальчик, 1998.

5. Кабардино-Балкария в цифрах, 2009 // Статистический ежегодник. Нальчик : Типография кабардино-Балкариястата, 2009.

6. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными

возможностями : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.

Family education of children with limited abilities as a social and pedagogic problem

There are covered the research results held by the author in 2005 - 2008 in 120 families, who bring up children with limited abilities in Kabardino-Balkaria. The urgency of the issue is determined, on the one hand, by change of the attitude towards families, who bring up children with limited abilities, more attention of the state to the given issue, and on the other hand - the absence ofresearch of family education issues of the mentioned category of children.

Key words: children with limited abilities, family education, questionnaire, social and pedagogic problem.

С.Б. ДУМОВ (Волгоград)

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются вопросы влияния семейных отношений на зарождение и развитие девиантного поведения несовершеннолетних. Обоснована необходимость создания целостной системы совместной деятельности семьи и социльно-педагогическихучреждений по его профилактике. Практические выводы могут быть использованы в организации профилактической работы с различными типами семей.

Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, семейные отношения.

В условиях неоднозначных социальных процессов в современной России особенно остро встает проблема девиантного поведе-

© Думов С.Б., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.