Научная статья на тему 'Практическое применение современных технологий поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Практическое применение современных технологий поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ / ДЕТИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / TECHNOLOGIES / SUPPORT OF FAMILIES / CHILDREN / LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / DEVELOPMENT OF THE STATE / PEDAGOGICS / PSYCHOLOGY / DEFECTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Галина Егоровна

Формирование технологий поддержки семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, развивалось вместе с эволюцией общественных отношений в целом и в различный исторический период имели особую специфику и ориентиры, которые характеризовались отношением государства к детям с ограниченными возможностями здоровья, развитием законодательства, а также таких наук, как дефектология, психология, педагогика и т.д. В настоящей статье, автором предпринята попытка проведения научного анализа и осмысления современных технологий поддержки семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Галина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF SUPPORT OF THE FAMILIES RAISING CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Formation of technologies of support of families the raising children with limited opportunities of health, developed together with evolution of the public relations in general and during various historical period had special specifics and reference points which were characterized by the attitude of the state towards children with limited opportunities of health, development of the legislation, and also such sciences as defectology, psychology, pedagogics, etc. In the present article, the author made an attempt of carrying out the scientific analysis and judgment of modern technologies of support of families the raising children with limited opportunities of health.

Текст научной работы на тему «Практическое применение современных технологий поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

педагогические науки

Воробьева Галина Егоровна ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ...

УДК 376.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0010

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2019

Воробьева Галина Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Дошкольного и специального (дефектологического образования)» Белгородский государственный национальный исследовательский университет (308000, Россия, Белгород, улица Студенческая, 14, e-mail: vorobjeva.galia2014@yandex.ru)

Аннотация. Формирование технологий поддержки семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, развивалось вместе с эволюцией общественных отношений в целом и в различный исторический период имели особую специфику и ориентиры, которые характеризовались отношением государства к детям с ограниченными возможностями здоровья, развитием законодательства, а также таких наук, как дефектология, психология, педагогика и т.д. В настоящей статье, автором предпринята попытка проведения научного анализа и осмысления современных технологий поддержки семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: технологии, поддержка семей, дети, ограниченные возможности здоровья, развитие государства, педагогика, психология, дефектология.

PRACTICAL APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF SUPPORT OF THE FAMILIES RAISING CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

© 2019

Vorob'yeva Galina Yegorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pre-school and special (defectological education)" Belgorod State University (308000, Russia, Belgorod, st. Studencheskaya, 14, e-mail: vorobjeva.galia2014@yandex.ru)

Abstract. Formation of technologies of support of families the raising children with limited opportunities of health, developed together with evolution of the public relations in general and during various historical period had special specifics and reference points which were characterized by the attitude of the state towards children with limited opportunities of health, development of the legislation, and also such sciences as defectology, psychology, pedagogics, etc. In the present article, the author made an attempt of carrying out the scientific analysis and judgment of modern technologies of support of families the raising children with limited opportunities of health.

Keywords: technologies, support of families, children, limited possibilities of health, development of the state, pedagogics, psychology, defectology.

В процессе исторического взаимоотношения между обществом и лицами с ограниченными возможностями здоровья можно условно выделить несколько этапов.

1. От нетерпимости и агрессивных проявлений к пониманию необходимости заботы о лицах с ограниченными возможностями здоровья.

Первым этапом эволюции отношения западного общества к людям с физическими и умственными недостатками предлагаем считать временной отрезок, длившийся от VIII в. до н.э до XII в. н.э. Европейское общество за этот период прошло эволюцию отношения к инвалидам от агрессии и неприятия до первых случаев понимания властными структурами необходимости помощи этим людям.

Законы античного мира были жестоки к людям с физическими и умственными отклонениями и дефектами. Единственное, что им было уготовано - это статус раба и гражданская или физическая смерть. Даже представителей привилегированного сословия безжалостный закон поделил на «полноценных» (признанных), чье физическое состояние соответствовало общепринятым нормам, и «неполноценных». В античных государствах человек с умственной неполноценностью или врожденными дефектами слуха или зрения становился изгоем общества

[7].

Формирование первого периода рефлексии общества и государства на людей с нарушениями развития в России началось значительно позже, чем в западноевропейских государствах. При этом именно с западной системы после принятия христианства было заимствованно монастырское призрение инвалидов. Завершение периода характеризуется стремлением монарха реформировать Россию по западному образцу и его внимание к западноевропейским государственным институтам, что окончательно повлияло на возникновение первого прецедента заботы государства об инвалидах [2].

Период принятия государством (монархом) идеи о необходимости заботы о людях с теми или иными отклонениями в России осуществляется под влиянием западноевропейского опыта, но в несколько иных социальных

и культурных условиях.

2. От понимания необходимости проявление заботы к лицам с ограниченными возможностями здоровья к осознанности возможности их обучения (от индивидуального обучения в приютах до обучения в специально организованных учреждениях).

Законодательное закрепление как прав групп населения и отдельных сословий, так и личных свобод, успехи в сферах государственного строительства и светской власти положили начало появлению в западноевропейских государствах первых школ для людей с недостатками зрения и слуха. Развитию сети подобных учреждений также предшествовали существенные изменения в общей системе образования вследствие открытия новых университетов и формирования системы школьного обучения.

3. От «институциализации» к интеграции, то есть равные права - равные возможности для всех.

Начало 70-х годов в Европе ознаменовалось окончательным разрушением законодательного фундамента относительно вопроса о неравенстве лиц с физическими отклонениями, который был принят еще в античные времена.

Впервые за всю историю развития общества определяется право на самоопределение и равенство для всех людей, вне зависимости от их состояния здоровья.

В данный период возникает иное восприятие мира, которое основано на том, что все люди равны, и в связи с этим общество должно равноправно взаимодействовать со всеми микросоциумами, и последние также между собой. Законодательством мирового уровня утверждается недопустимость социального маркирования политических, этнических, религиозных, национальных, аномальных и сексуальных меньшинств. И это касается уже не отдельно взятой страны, а всего мирового со-общества[8].

Пятому периоду эволюции логично будет сопоставить III этап развития национальных систем образования специального назначения.

Убеждение, что в любом государстве, которое стре-

Vorob'yeva Galina Yegorovna PRACTICAL APPLICATION .

pedagogical sciences

мится к справедливости и подчиняется соблюдению международных норм по отношению к правам человека, должны быть законы, гарантирующие всем детям образование, которое соответствует их способностям и потребностям и которое должно быть им предоставлено государственной властью, прочно укрепляется в умах европейцев.

Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в особой помощи. В связи с особенностями: возникновения и протекания нарушения, всесторонним развитием. В результате чего родители имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе развития ребенка сталкиваются с разнообразными проблемами, связанными с воспитанием, обучением и включением в социум. Поэтому семьи имеющие данных детей нуждаются в долгосрочном комплексном психолого-педагогическом сопровождение ряда специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, социальных работников, логопедов, медицинских работников)[1].

Как показывает практика, что в последнее время, активно развиваются технологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дистанционное обучение направлено на обоснование технологий, методов и форм. При организации методического обеспечения дистанционного обучения, учителю-предметнику необходимо основываться на тьюторской службе. Тьютер выступает в роли посредника между: педагогом и обучающимся, организатором процесса обучения и субъектом индивидуальной программы обучения. При этом тьютерство рассматривается, как «вид индивидуального образовательного процесса, основанного на реализации конкретной образовательной стратегии, с учетом потенциальных возможностей личности, образовательной, социальной инфраструктуры, с опорой на задачи основной деятельности» [3, с.90].

Под тьюторским сопровождением понимается процесс взаимодействия тьютора и ученика, который ориентирован на максимальное эффективное достижение поставленных задач[6].

Так как в настоящее время ФГОС подразумевает ориентироваться на деятельностный подход. В результате которого большое внимание направлено на цели обучения, которые разрабатываются на основе результатов предметного и личностного уровня и способствуют формированию учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных).

При этом особое внимание предъявляется к познавательно-информационным учебным действиям, которые направлены на нахождение, переработку и использование информации. Особенно это важно в процессе дистанционного обучения, основанного на ИКТ [4].

Так как познавательно-информационные учебные действия основаны на компонентах мыслительной деятельности, которые позволяют определять конкретные границы в содержании учебного процесса. И так как большинство познавательных действий (анализ, синтез, классификация, описание, сравнение, обобщение, объяснения, прогнозирование, устанавливать причинно-следственные связи) основаны на логике.

С точки зрения информационного подхода, образовательный процесс рассматривается как получение данных, их преобразование, контроль промежуточных результатов деятельности, коррекция информации до получения результата. При этом особое внимание уделяется познавательно-управленческим действиям, направ-леных на формирование учебно-познавательной цели. Средством достижения этих целей являются познавательно-информационные и познавательно-логические действия [5].

Но так как в ФГОС большое внимание отводит личностному развитию обучающихся детей с ОВЗ, с учетом их возможностей выбора средств, форм, методов и тех-

нологий обучения, разрабатывать в индивидуальный образовательный маршрут.

В результате чего дистанционное обучение способствует детям с ОВЗ организовать доступ к разнообразным образовательным и информационным ресурсам, позволяет поддержать родителей, имеющих детей с ОВЗ, а также социализироваться в обществе.

Проведенное нами экспериментальное исследование, в рамках экспериментальной площадки, с внедрением дистанционных форм взаимодействия с родителями имеющих детей с ОВЗ было направлено на то, чтобы помочь родителям в воспитании и обучении своего ребенка, так как не все родители могут прийти на консультативный пункт в рамках образовательной организации, то нами была организованы дистанционная консультационная зона (в определенное время, в основном после уроков), в ходе которой и дети, и родители могли задавать любые вопросы (например, по выполнению домашних заданий) и получать ответы.

Динамику достижений ребенка отслеживали посред-ствам заданий, анализа совместных бесед с обучающимися и их родителями.

Анализ уровней развития познавательной деятельности качественно изменился и показал следующие результаты, которые представлены на рисунках и таблице.

1. Уровень успеваемости - необходимо отметить, что общий уровень успеваемости изменился на высокий.

уровень успеваемости при овучени с использованием удаленного педагога

низкий средний высокий

□ 1- Уровень успеваемостгГ|

Рисунок 1 - Уровень успеваемости

2. Развитие познавательных учебных действий - показатели кардинально изменились, стал заметен качественный успех в обучении. Низкий уровень продемонстрировали 21 учащихся, средний - 30, высокий - 42.

Развитие познавательны* учеоньк действий

низкий средний вьсакий

□ 2. Развитое познавательньк учебньм действий

Рисунок 2 - Уровень развития познавательных учебных действий

3. Организация собственной работы за компьютером - данный критерий показал еще более высокий уровень подготовки.

Низкий уровень продемонстрировали 0 учеников, средний уровень - 6, высокий уровень - 87 учащихся.

педагогические науки

Воробьева Галина Егоровна ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ...

Рисунок 3- Уровень организации собственной работы за компьютером

4. Выбирать и использовать локальные приложения - данный критерий оказался весьма сложным для большинства учащихся.

Низкий уровень подготовки продемонстрировали 4 учащихся, средний уровень - 25, высокий уровень 64 учащихся.

Рисунок 6- Уровень привлечения возможностей информационных объектов, с внешних интернет-сайтов

Обобщенные результаты представлены в таблице 1 и рисунке 7

Таблица 1- Уровней развития познавательной деятельности

Критерии низкий средний высокий

1. Уровень успеваемости 11 28 54

2. Развитие познавательных учебных действий 21 30 42

3. Организация собственной работы за компьютером 0 6 87

4. Выбирать и использовать локальные приложения 4 25 64

5. Пользоваться периферийным оборудованием 10 32 51

6. Привлекать бозможности информационных объектов, находящихся на 14 37 42

Рисунок 4 - Уровень умения выбирать и использовать локальные приложения

5. Пользоваться периферийным оборудованием -данный критерий показал высокий уровень подготовки учащихся.

Работа с периферийным оборудованием для меньшинства 10 учащихся оказалась сложной задачей, на среднем уровне с ней справляются 32 учащихся, на высоком уровне - 51.

Рисунок 5- Уровень пользоваться периферийным оборудованием

6. Привлечение возможностей информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, специализированные сайты, информацию, размещённую на образовательных порталах и др.).

На низком уровне подготовки оказались 14 учащихся, на среднем уровне - 37, на высоком уровне - 42.

Рисунок 7- Обобщенные результаты уровней развития познавательной деятельности

В ходе проведенного исследования, установлено, что при обучении с использованием удаленного педагога и при тесном взаимодействии с родителями на низком уровне успеваемости находятся 11 человек из экспериментальной группы. На среднем уровне находятся 28 учащихся. На высоком уровне успеваемости находятся 54 учащихся.

Указанная динамика позволяет констатировать факт высокой эффективности при обучении с использованием удаленного педагога.

Большая часть детей (средний уровень и высокий уровень - около 88%) оказались увлечены «Информатикой» и считают её важным и полезным предметом для развития. Также обучающиеся планируют дальнейшие свои учебные достижения и оптимистично оценивают собственные достижения. Все дети были аттестованы. Выполненные контрольные работы не выявили неуспевающих. Не было не аттестованных детей по причине состояния здоровья или отсутствия по болезни, и когда ребенок выходил, он «догонял» материал и сдавал модули.

Учебные достижения в сравнении с предыдущей стадией существенно выше. Количество детей: (12%) с низким результатом, (30%) со средним уровнем. Ученики данной категории смогли самостоятельно ориентироваться в предоставленных учебных материалах, самостоятельно находить информацию, чтобы выполнять работу. Также они использовали методы поиска в Интернете и ИОС. Ученики самостоятельно воспроизводили и осмысливали информацию, преобразовывали в другие формы.

Данная категория детей столкнулась с трудностями

Vorob'yeva Galina Yegorovna PRACTICAL APPLICATION .

pedagogical sciences

при выполнении задания, которое требовало прогнозировать или объяснить. Они активно работали в проектных группах, планировали свою работу, цели и средства реализации целей. Портфолио таких детей составили: самостоятельные практические и контрольные работы, различные презентации отчеты, доклады и сообщения.

Также увеличилось количество детей в группе высокого уровня достижений - до 58%. В данной категории дети самостоятельно совершают осмысление, преобразование, оценку информации, которая взята из различных источников, а также её представление в виде презентаций и отчетов. Такие обучающиеся за период рассмотрения темы подготовили 27 презентаций.

Посредством поэтапного отслеживания процесса построения познавательных навыков у обучающихся с ОВЗ в процессе дистанционного взаимодействия как с детьми, так и с их родителями, в процессе обучения, воспитания мы получили реальные факты о результатах методической базы дистанционной системы обучения данных детей, которые ограничены состоянием здоровья. Также мы получили оперативные данные о состоянии процесса обучения, которые позволяют доработать методику и эффективно вести дистанционное взаимодействие с родителями в процессе обучение и воспитания их детей.

Рассмотрим динамику качественного изменения показателей.

В итоге уровень успеваемости изменился следующим образом.

ограниченные возможности здоровья: монография / А.А. Богданова, О.Ф. Богатая, Н.Н. Иванова и др. - Красноярск: ЦНИ Монография, 2014. -175 с.

3. Верещагина А.В., Степанов, О.В. Социокультурный мир российской семьи с детьми-инвалидами: что мы знаем о нем и почему это важно знать? \\ Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 4. С. 88-98.

4. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е. I. Гончарова // Дефектология. - 2017. - №1. - С. 6-22.

5. Мукминова, Ю.Н., Шаймарданов, Р.Х. Роль дистанционных технологий в организации инклюзивного / Ю.Н. Мукминова, Р.Х. Шаймарданов //Научное мнение. Психолого-педагогические и юридические науки: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. Спб., 20015. - №3. — с. 165-172.

6. Саитгалиева Г.Г. Формирование социальной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе / Г.Г. Саитгалиева, Л.Д. Матвеева // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 3.

7. Степанов О.В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в семье: проблемы выбора социокультурных стратегий. \\ Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7. С. 22-27.

8. Шаяхметова H.H. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования / H.H. Шаяхметова, З.Б. Ишембитова, Г.Г. Саитгалиева //Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец. - 2015. -№ 7 (68). - С. 152.

Статья поступила в редакцию 06.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8 - Сравнительные данные уровней развития познавательной деятельности

Необходимо отметить, что из данной таблицы наглядно видно качественное увеличение показателей.

Итоги сравнения говорят о том, что обучающиеся с ОВЗ, которые обучались дистанционно, при тесном взаимодействии всех специалистов с родителями в большей степени овладели учебными навыками и достижениями (низкий уровень - 12%, средний - 30%, высокий - 58%), по сравнению с детьми, которые обучаются традиционно (низкий уровень - 62%, средний - 17%, высокий - 21%). Дистанционное взаимодействие с родителями в процессе обучения имеет ряд преимуществ, если сравнивать его с традиционным в случае с детьми, у которых имеются ограниченные возможности здоровья. Так как в рамках дистанционного взаимодействия родители вместе со своим ребенком могут включиться в образовательный процесс, в ходе которого может сам «родитель» обучиться методам, приемам и технологиям воздействия на своего ребенка с ОВЗ в процессе воспитания и обучения, то есть научиться организовывать развивающее пространство. Кроме того, по интересующим вопросам родители могут проконсультироваться со специалистами в отведенное время для консультаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бандурин А.П. Социокультурные технологии инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и их совместимость с жизненными стратегиями социализации в семье. \\ Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7. С. 43-49.

2. Богданова А.А. Организация работы с детьми, имеющими_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.