Научная статья на тему 'Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
971
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИСКРЕННОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / УРОВЕНЬ ОСОЗНАННОСТИ РОДИТЕЛЬСТВА / АГРЕССИВНОСТЬ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / PARENTING / LIMITED ABILITIES OF HEALTH / SELF-CONCEPTION / EXTRAVERSION / SINCERITY / LEVEL OF REALIZATION OF PARENTING / NEUROTICISM / AGGRESSION / STRESSFUL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антонова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен анализ проведенного исследования, который свидетельствует о том, что самосознание родителей данной категории характеризуется специфическими особенностями: непродуктивной копинг-стратегией и социальной дезадаптацией, низким уровнем рефлексии, разрешения проблем и психологической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some peculiarities of self-conception of parents, who bring up children with limited abilities of health

In this article the some psychological peculiarities of self-conception of parents, who bring up children with limited abilities of health are considered. The author presents the analysis of the research, which states that selfconception of the parents of this category has specifc peculiarities: non-productive coping strategy and social disadaptation, the low level of refection, of solution of problems and psychological activity.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

независимости, широте взглядов (наиболее достоверным оказалось повышение предпочтений общественного признания, развития, свободы);

4) в повышении потребности поиска позитивных ощущений вне игры.

На основе проведенного исследования было установлено, что склонность личности к неоправданному риску в игрозависимом поведении определяется следующей совокупностью личностных черт, которые составляют:

• когнитивную сферу - низкий уровень развития интернальности, самоконтроля, саморегуляции, ответственности, независимости, рационализма, критического отношения к себе и другим, широты взглядов;

• потребностно-мотивационную сферу - низкий уровень развития активности и эффективности в делах, запросов, твердой воли, неспособ-

ность найти способы удовлетворения потребностей в позитивных ощущениях вне игры;

• эмоциональную сферу - низкий уровень развития терпимости (толерантности), уверенности в себе, честности, эгоизм (неспособность иметь друзей, безразличие к благополучию и переживаниям окружающих людей), высокий уровень ригидности, тревожности, агрессивности, импульсивности, склонность к фрустрации.

Литература

1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. - М., 1997.

2. Дудко Т.Н., Котельникова Л.А. Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста // Общие вопросы неврологии и психиатрии.

- 2000. - № 9.

3. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - №1.

Слизовская Галина Владимировна - аспирант Института развития образовательных систем Российской академии образования (г Томск). E-mail.ru: [email protected]

Slizovskaya Galina Vladimirovna - post-graduate of the Institute of educational systems of Russian Academy of Education (Tomsk). E-mail.ru: [email protected]

УДК 370.153

Н.В. Антонова

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются некоторые психологические особенности Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен анализ проведенного исследования, который свидетельствует о том, что самосознание родителей данной категории характеризуется специфическими особенностями: непродуктивной копинг-стратегией и социальной дезадаптацией, низким уровнем рефлексии, разрешения проблем и психологической активности.

Ключевые слова: родительство, ограниченные возможности здоровья, Я-концепция, экстраверсия, искренность, нейро-тизм, уровень осознанности родительства, агрессивность, стрессовые ситуации.

N.V. Antonova SOME PECULIARITIES OF SELF-CONCEPTION OF PARENTS, WHO BRING UP CHILDREN WITH LIMITED ABILITIES OF HEALTH

In this article the some psychological peculiarities of self-conception ofparents, who bring up children with limited abilities of health are considered. The author presents the analysis of the research, which states that self- conception of the parents of this category has specific peculiarities: non-productive coping strategy and social disadaptation, the low level of reflection, of solution ofproblems and psychological activity.

Key words: parenting, limited abilities of health, self-conception, extraversion, sincerity, level of realization of parenting, neuroti-cism, aggression, stressful situations.

Современное состояние общества отмечено ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, согласно статистическим данным психолого-медико-педагогической комиссии Республики Бурятия за последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, зрения и интеллектуальной

недостаточностью. Кроме того, нарастает частота рождения детей с врожденными физическими аномалиями, а также хроническими инвалидизи-рующими заболеваниями. Доля таких детей среди всех новорожденных составляет 6-8%, в то время как большинство взрослых, становясь родителями, недостаточно осознают меру ответственности

и сложности «родительства». Анализ литературы по данной проблеме показал, что осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом / супругой формируются под влиянием самых различных факторов. Зависимость процесса развития Я-концепции родителей от такой готовности представляет собой значимую психологическую проблему.

В связи с этим отмечается потребность в разрешении многочисленных проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, что обусловливает актуальность принятия конкретных мер по оказанию им психологической помощи, поскольку такие родители, как правило, находятся под влиянием постоянно действующих стрессогенных факторов. Именно нарушения ценностноэмоционального блока сказываются на состоянии семьи в целом и ребенка в частности. Считаем, что успешность построения взаимодействия в семейных, детско-родительских отношениях зависит от особенностей «Я-концепции» и формируется под влиянием социального окружения индивида.

Согласно В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникающие из-за переживаний состояния ребенка. Следствием этих переживаний является пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушения психосоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т.д. Личностные особенности родителей затрудняют установление продуктивного контакта с педагогами и препятствуют их эффективному участию в коррекционно-педагогическом процессе [3, с. 23].

Одним из направлений специализированной помощи семьям, которое, возможно, обеспечит адекватную самооценку и самоконтроль, является психологическое изучение Я-концепции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Представления родителей о своем ребенке в той или иной степени соотносятся с их собственной Я-концепцией, с их представлением о себе, поскольку, как известно, любой человек воспринимает других через призму себя. При несовпадении родительских представлений с формирующимся образом себя у детей возникает противоречивая Я-концепция, ведущая к трудностям в самоопределении, повышению тревожности, замкнутости или, наоборот, агрессивности, противоправному поведению, что, в свою очередь, может приводить к конфликтам. Я-концепция родителя является подструктурой общего самосознания и

общей Я-концепции личности, которая конкретизируется и проявляет специфику за счет детско-родительских отношений.

В настоящее время вопрос о структуре Я -концепции продолжает оставаться одним из самых сложных вопросов самосознания, что позволяет говорить о выходе данной проблематики на уровень научно-исследовательской работы с использованием психодиагностических средств, целью которых является выявление психологического содержания Я-концепции родителя, имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на основе его представлений о себе, своей самооценке и поведенческих установок по отношению к ребенку

Среди зарубежных психологов наибольший вклад в исследование «Я-концепции» внесли Р. Бернс, У. Джеймс, Ч. Кули, Ч. Осгуд, Дж. Мид, Дж. Роттер. В отечественной психологии проблемой человеческого самопознания и его связи с поведением занимались Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Т.Л. Миронова, В.Н. Мясищев, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Т.Ц. Дугарова и другие.

По В.В. Столину [5], процесс самосознания происходит в форме переживания конфликтных смыслов, в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, что заставляет ее отступить и через какие преграды личность не может переступить даже под жестоким давлением обстоятельств.

Т.Л. Миронова [3] считает, что «Я-образ формируется в процессе включения человека в различные социальные общности, группы, активного участия субъекта в различных видах деятельности» [3, с. 188].

Большинство теоретических работ ориентировано на рассмотрение собственно самопознания. Так, Н.А. Ефремовой проведено исследование психологической Я-концепции родителя в целом, в то время как конкретное представление о Я-концепции родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья (о структуре и характеристиках, составляющих компоненты научной деятельности), остается вне поля исследовательского внимания [4].

Главной задачей выполненного нами исследования являлось изучение Я-концепции родителя данной категории. При этом объединяющим фактором в выборке испытуемых было наличие у родителя ребенка с проблемами в развитии.

В качестве одной из гипотез данного исследования было выдвинуто предположение о том, что

Я-концепция родителя, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет определенную специфику, которая проявляется в особенностях осознания себя как субъекта воспитания своих детей.

Экспериментальной базой стало государственное образовательное учреждение «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства образования и науки Республики Бурятия. В исследовании приняли участие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического, речевого развития, нарушениями слуха и зрения), в количестве 66 человек, 44 женщины и 23 мужчины, их них 39 русских, 17 буряток, 19 жителей городской местности, 47 -сельской.

Исследование было проведено с использованием стандартных психодиагностических методик: Hand-теста С. Розенцвейга, «Кто Я?» М. Куна, методики Г. Айзенка (взрослый вариант), методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, опросника «Сознательное родительство» (разработан М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой).

Анализ контингента испытуемых выявил наличие полных, многодетных семей данной категории. 72,2% испытуемых жители сельской местности, из них доля безработных составляет 92%. При низком уровне образования, трудовая деятельность связана с животноводством (пастухи, доярки, скотники).

отметим, что исследование «Я-концепции» родителей данной категории достаточно сложно в методологическом отношении, так как любое изучение самосознания включает элементы интроспекции и предполагает наличие понимания испытуемым вербализованных характеристик личности и деятельности, несущих важную семантическую нагрузку в процессе диагностики.

Диагностический комплекс нашего исследования был определен с учетом имеющихся у лиц данной категории психоэмоциональных особенностей восприятия, понимания и выполнения предложенных заданий, таких как:

- неадекватная реакция на процедуру обследования (повышенная эмоциональная возбудимость, «уход в себя», протестные реакции, поддержание формального контакта с экспериментатором, незаинтересованность и другие);

- искаженное восприятие инструкции;

- повышенная утомляемость в процессе вы-

полнения задания;

- трудности в составлении развернутого высказывания и неумение реализовать его во внешней речи.

Проективный характер методики М. Куна «Кто Я?» позволил с достаточной степенью достоверности судить об особенностях содержательного и структурного аспектов Я-образа родителей данной категории.

Как известно, вопрос «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его Я-образом (или Я-концепцией). Отвечая на этот вопрос, респондент указывал на то, как он себя соотносит, идентифицирует, иными словами, описывал значимые для него статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним. Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик человека говорит о том, насколько он осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Так, большинство испытуемых (93%) отразили пять и менее характеристик, что указывает на возможные явления их средовой или личностной дезадаптации, на низкий уровень рефлексии и менее развитое (или более закрытое) представление о себе.

Анализируя самоидентификационные характеристики родителей данной категории, приходим к выводу о том, что сфера «семья» (родственные, детско-родительские и супружеские отношения) в наибольшей степени актуализирована в их сознании и является в большей мере осознаваемой и значимой. Например, Ольга Ч. пишет: «я многодетная мама», а Зина К - «я мать троих детей». Также широко представлены детско-родительские отношения, в которых проявляется любовь к детям, имеются такие варианты ответов как: «я мать, любящая своих детей», «люблю сына», «люблю детей». Супружеские и родственные отношения отражены в равной степени: при описании супружеских отношений доминируют характеристики «жена», «любящая жена» (Ольга Б. назвала себя «хранительницей семейного очага»), родственных - «племянница», «сестра», «дочь». Таким образом проявляются семейно-ролевые, статусные характеристики испытуемых.

В самоописаниях женатых мужчин (67%) выявлены признаки семейного и супружеского неблагополучия ситуации, поскольку эти респонденты не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Второй по значимости в самосознании роди-

телей является категория, связанная с полом. Следует отметить, что женщинам свойственно прямое обозначение половых сущностей, в то время как мужчинам - косвенное. Однако некоторые русские мужчины и женщины (12%) не обозначают свой пол, причинами данного явления могут быть:

- отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);

- избегание рассмотрения своих полоролевых особенностей в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);

- несформированность половой идентичности, наличие кризиса идентичности.

Следуетотметить,чтоиспытуемые,относящиеся к данной категории, отразили личностные смыслы, основанные на усвоении морально-нравственных категорий, существующих в обществе.

Анализируя характеристики по параметру отношения к своему здоровью, можно сделать вывод о том, что у родителей недостаточно серьезное отношение к своему физическому состоянию, что является подтверждением данного факта по методике «Hand-тест». Так, только Оюна Э. отметила, что она «человек здоровый».

Наряду с этим, у всех испытуемых наблюдается тенденция к бессознательному вытеснению (или бессознательному избеганию) наличия имеющихся проблем. Показатели перспективной идентичности (или перспективного Я) не проявляются, в то время как цели, планы на будущее имеют большую значимость для характеристики человека в целом, отражают временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняют экзистенциальную и целевую функции. По категории этнической принадлежности среди мужчин и женщин имеются некоторые различия: русские мужчины (15%) указывают на принадлежность к нации «русский», женщины этническо-региональную идентичность не выражают.

При этом у респондентов доминирует персональная идентичность. Так, чаще всего они употребляют характеристики, отражающие: а) особенности своего характера, такие как «отзывчивый», «добрый», «характерный», «вежливый», «общительный», далее - «ответственный», «строгий»; б) эмоциональное состояние и отношение к себе - «спокойный», «веселый», «интересный»; в) интеллектуальные способности -«грамотный», «умный». При этом Виктор Ч. подчеркивает отношение к алкоголю - «непьющий».

У некоторых родителей данной категории, особенно проживающих в сельской местности, в достаточной степени отражена сфера «досуг» (структурирование времени, ресурсы, интересы), то есть деятельное Я. Например, Марина Ч. писала: «я люблю очень стряпать, ходить в лес за ягодами, грибами... Еще люблю вместе с детьми отгадывать кроссворды. Иногда, когда есть настроение, что-нибудь шьем.».

Деловые взаимоотношения и профессиональные роли испытуемых имеют место в самоописа-нии. Например, Евгений М. отметил: «на работе без замечаний, имею и поощрения», Ирина Г. пишет: «я - работающий человек», «женщина трудолюбивая», «хозяйственная», «я - человек, который любит трудиться».

Потребность и необходимость получения новых знаний свойственна русским мужчинам сельской местности. Например, Виктор Ч. выделяет: «оканчиваю Иволгинский сельскохозяйственный колледж», при этом он осуществлял самооценку способности к своей деятельности указывая, что «неплохо знает английский язык, грамотный».

Так, выделяется пять основных сфер жизни, которые представлены в идентификационных характеристиках родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (семья, родовая сущность, досуг, работа, учеба) (рис. 1).

В результате психолингвистического анализа по методике М. Куна «Кто Я?» выявлено преобладание существительных в характеристиках 84% испытуемых. На основании этого можно говорить о том, что у родителей данной категории имеется потребность в определенности и постоянстве.

Также можно отметить, что в характеристиках 43% испытуемых содержатся глаголы в настоящем времени, что говорит об активности и сознательности их действий. Например, Виктор Ч. отмечал: «воспитываю двух детей, занимаюсь домашним хозяйством».

В целом значимые отличия между мужчинами и женщинами по рассматриваемым критериям свидетельствуют о том, что женщины чаще используют в самоописаниях личностные характеристики эмоционально-оценочного толка, и это характеризует сферу их самосознания как более развитую в познавательном и ценностносмысловом плане.

□ учеба учеба

□ работа работа

□ семья семья

□ родовая родовая сущность

сущность досуг

□ досуг

Рис. 1. Сравнительный анализ отражения сфер жизни испытуемых по методике М. Куна «Кто я?», в %

В процессе консультирования и бесед с родителями по различным проблемам воспитания и обучения детей выяснилось, что семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии переживает стресс, который может приводить одного или обоих супругов к негативному эмоциональному состоянию. В таких ситуациях 32% родителей стараются вести себя конструктивно, ищут рациональное решение возникших проблем, пытаются воздействовать на события и направлять их в более приемлемое русло, стремятся внести определенные коррективы в происходящее, достичь необходимых компромиссов, изменить ситуацию к лучшему. Большинство родителей (74%) уверены, что они сами являются причиной всех собственных неудач и неприятностей.

В результате применения методики С. Ро-зенцвейга определены поведенческие реакции испытуемых в стрессовых и фрустрирующих ситуациях. Установлено, что 86% родителей данной категории характеризуются простотой внутреннего мира, низким показателем степени социальной адаптации и психологической активности. В частности, им свойственно снижение стремления учитывать чувства, права и намерения окружающих в своем поведении. Как правило, это приводит к разного вида конфликтам.

У некоторых родителей (34%) проявляются неадекватные свойства эмоционального реагирования на различные жизненные трудности, которые выражаются в повышенной требовательности к окружающим, неустойчивости, агрессивности, высокой тревожности и страхе.

Анализ результатов методики Г. Айзенка выявил следующие особенности: большинству испытуемых (76%) свойственна ситуативная искренность, многие респонденты относятся к группе «потенциальный интроверт» (85%), что, в свою

очередь, способствует низкому уровню их рефлексии. По шкале нейротизма преобладает число потенциальных конкордантов.

Для выявления уровня осознанности родительства был использован опросник «Сознательное родительство» (разработан М.О. Ермихиной под руководством Р.В. Овчаровой), где рассматривались следующие критерии: родительские позиции, чувства, отношения, ответственность, установки и ожидания, а также степень осознанности родительства. Анализ сравнительных данных позволил сделать вывод о том, что наиболее высокий уровень осознанности испытуемых по шкале «родительское отношение», а низкий - по шкале «семейные ценности и установки».

При исследовании индивидуального стиля совладания со стрессом нами был использован опросник Э. Хайма, позволяющий определить характеристику ведущих копинг-стратегий (когнитивная, эмоциональная, поведенческая) родителей данной категории по параметрам продуктивности (табл. 1).

Согласно табл. 1 при возникновении трудностей у испытуемых по когнитивным копинг-стратегиям преобладает: а) относительно-

продуктивная (72,7%), помогающая в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе; б) непродуктивная, которая не устраняет стрессовое состояние, а, напротив, способствует его усилению (24,2%); в) продуктивная, которая помогает быстро и успешно совладать со стрессом (3,0%). Например, Елена Б. отмечает: «Я стараюсь все проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». В эмоциональной копинг-стратегии доминируют продуктивная (57,5%), непродуктивная (28,7%) и относительно продуктивная (13,6%).

Таблица 1

Сравнительные данные испытуемых относительно продуктивности копинг-стратегий, в %

Когнитивная Эмоциональная Поведенческая

относительно непродуктив- продуктив- относительно непродук- продуктив- относи- непродук- продуктив-

продуктивная ная ная продуктивная тивная ная тельно проду- тивная ная

ктивная

количество % о отв с 4J tr и л лок % количество % количество ство % о отв с 4J V и л лок % количество % количество % о отв с 4J V и л лок % о отв с 4J V и л лок %

48 72,7 16 24,2 2 3,0 9 13,6 19 28,7 38 57,5 49 74,2 17 25,7 0 0

В поведенческой копинг-стратегии ведущей является относительно продуктивная (74,2%), а также проявляется непродуктивная копинг-стратегия (25,7%), при этом продуктивная не выявлена. Следовательно, возникает необходимость в развитии у испытуемых продуктивных копинг-стратегий.

Содержательный анализ показал, что среди как непродуктивных, так и среди относительно продуктивных стратегий часто (в 76% случаев) выбираются копинги, связанные с уходом от решения проблемы, с активным избеганием, вытеснением (смирением, отвлечением).

Анализ полученных данных «На^-теста» позволяет судить о низком уровне психологической активности и вероятности проявления вербальной и невербальной агрессии у большинства испытуемых (62%).

Таким образом, в результате проведенного нами исследования были выявлены некоторые характерные психологические особенности Я-концепции, свойственные родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, наиболее значимой из них является то, что испытуемые недостаточно приспособлены к своему социальному окружению. В большинстве случаев родители данной категории являются потенциальными интровертами, что приводит к низкому уровню их рефлексии, при этом они нуждаются в определенности и постоянстве.

Как для мужчин, так и для женщин значимыми являются семейные роли, родовая сущность, а также такие компоненты «деятельного Я», как досуг и работа. Наряду с этим его менее значимым компонентом является учебная деятельность. Таким образом, «деятельному Я» в развитии Я-концепции

родителей данной категории следует уделять особое внимание. К сожалению, «перспективное Я» этим родителям не свойственно, для них характерна низкая психологическая активность, нежелание обсуждать возникшие проблемы и неприятности с другими людьми. Кроме того, они стремятся к изоляции с проявлением агрессии, в свою очередь, это приводит к дезадаптации в обществе. В процессе исследования наблюдалось, что родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывают недостаточное внимание со стороны близких, родственников и общества в целом. Таким образом, родители детей-инвалидов испытывают потребность во взаимодействии с психологическими службами.

Особенности, выявленные в нашем исследовании, нацелены на поиск способов воздействия на Я-концепцию родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включающий коррекционную работу по направлениям: развитие рефлексивных способностей, продуктивных копинг-стратегий и расширение представлений о себе.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: дис. ... канд. психол. наук.

- М.: Изд-во РГБ, 2005.

2. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психологопедагогическая диагностика. - М., 2008. - С. 280-281.

3. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. -Улан-Удэ, 1999.

4. Овчарова РВ. Психология родительства. - М., 2005.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: изд-во МГУ, 1983.

6. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - №4. - С .23-24.

Антонова Наталья Викторовна - соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: [email protected]

Antonova Natalia Victorovna - competitor of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.