Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №5, 2007г. (Т. 9)
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Горбач Н.А., ЛиснякМ.А.
Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск
Профессорско-преподавательский состав вузов МВД представляет собой достаточно большую профессиональную группу, которая отличается по ряду социально-гигиенических характеристик условий труда, как от преподавательского корпуса гражданских вузов, так и от сотрудников различных подразделений ОВД. Однако данная специфика практически не учитывается при организации медицинской помощи этому контингенту работников. Так, в постановлении правительства РФ №911 от 31.12.2004г. «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» о преподавателях ведомственных вузов МВД отдельно не упоминается, их приравнивают к другим аттестованным сотрудникам МВД.
На наш взгляд, это не вполне корректно. Помимо прохождения службы в ОВД, работники, занятые в вузовском педагогическом процессе, испытывают значительные дополнительные как физические, так и психоэмоциональные нагрузки, связанные именно с преподавательской деятельностью. Специфические факторы педагогического труда (неравномерность нагрузки при ненормированном рабочем дне, голосовое напряжение, утомление зрительного анализатора, публичность и необходимость поддерживать контакт с большой группой людей), безусловно, влияют на состояние здоровья трудящихся в этой области. Состояние здоровья, а также факторы, которые могут влиять на него, у профессорско-преподавательского состава (ППС) ведомственных вузов МВД России малоизученно. Актуальность проблемы не требует доказательств.
В Сибирском юридическом институте МВД России осуществляется комплексное исследование здоровья профессорско-преподавательского состава ведомственных вузов с использованием специально разработанной анкеты, содержащей 78 вопросов. Результаты анкетирования позволяют выяснить представления сотрудников вузов о факторах, определяющих состояние здоровья, и определить субъективную оценку ППС своего здоровья. Также установить уровень медицинской активности опрашиваемых, их мнение о доступности и качестве медицинского обслуживания. Кроме вопросов о состоянии здоровья, в анкету включены блоки вопросов о материально-бытовом обеспечении преподавательского корпуса и образе их жизни. Изучается качество жизни преподавателей.
Полученные данные предоставляют оценить состояние здоровья профессорско-преподавательского состава на текущий момент, определить направления первичной и вторичной профилактики заболеваний, типичных для сотрудников, занятых в педагогической деятельности. Несомненный интерес вызывает мнение ППС относительно факторов, влияющих на здоровье. Это даст возможность узнать насколько преподаватели готовы принимать личную ответственность за собственное здоровье и, соответственно, передавать подобный настрой молодежи. Однако планируемый опрос отразит субъективное мнение сотрудников по вышеуказанным вопросам. Необходимая объективность может быть достигнута с помощью метода экспертных оценок. Реализация этого метода предусматривает анализ мнений по поставленным вопросам компетентных специалистов. В качестве экспертов по проблемам оценки состояния здоровья профессорско-преподавательского состава вузов МВД и организации медицинской помощи привлекаются медицинские работники (организаторы здравоохранения, врачи поликлинического звена) и административные кадры (начиная с уровня начальников кафедр до начальников вузов). Кроме того, анализируется существующая организация медицинской помощи ППС образовательных учреждений МВД России.
Результаты исследования позволят оптимизировать учебно-воспитательный процесс в ведомственных вузах, а также разработать практические рекомендации по сохранению здоровья профессорско-преподавательского состава, предложения по совершенствованию медицинской помощи данному контингенту.
Материалы VIII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке: Концепции болезней цивилизации»
Стр. [193]