Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / социально-экономические параметры / методология исследования / educational space / socio-economic parameters / research methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна, Иванов Олег Борисович

Статья посвящена методологии исследования социально-экономических параметров образовательного пространства. Важно рассмотреть этот составной элемент комплексной работы по исследованию образовательного пространства, который требует усилий, как в случае, когда исследование приобретает характер междисциплинарного и требует привлечения специалистов для изучения нового аспекта, так как на определенном его этапе становится ясно, что без углубленного анализа конкретного аспекта исследование объекта будет неполным. В статье отмечается, что образовательное пространство — сложная система, отличающаяся своеобразием структуры, включающая в себя несколько подструктур и подсистем, находящихся в определенном взаимодействии. На эту систему в целом, на ее подструктуры и подсистемы и даже на взаимодействие внутренних элементов влияет ее социально-экономическое положение, состояние ее элементов, а также региона, в котором система функционирует. Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства требует четкого определения целей, выявления оснований используемой методологии, определения (уточнения) принципов, на которых она строится, применения методов и методик исследования, которые присущи не только педагогической, но и экономической науке, статистике, социологии. В статье показано, что некоторые из них, такие как изучение материалов по теме — нормативных актов, научных трудов, методических документов; анализ количества и структуры организаций системы образования; исследование состава обучающихся и преподавателей; анализ материально-технического, технологического и финансового обеспечения — выходят за рамки педагогической науки. Исходя из целей доказывается необходимость применения методологии исследования образовательного пространства для изучения и анализа его социально-экономических параметров на всех уровнях (общегосударственном, региональном, муниципальном, отдельной образовательной организации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна, Иванов Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH METHODOLOGY OF SOCIO-ECONOMIC PARAMETERS FOR EDUCATIONAL SPACE

The article is devoted to the methodology of studying the socio-economic parameters of the educational space. Considering this component of a comprehensive work on the study of the educational space is important: while the study becomes interdisciplinary and it is necessary to attract specialists to study a new aspect, it requires special effort, as at a certain stage a particular aspect needs an in-depth research; otherwise the study of the object will be incomplete. The authors note that the educational space is a complex system, characterized by a unique structure, including several substructures and subsystems that are in a certain interaction with each other. This system as a whole, its substructures and subsystems, and even the interaction of elements within it are influenced by the socio-economic state of the system itself, its elements, as well as the region in which the system operates, etc. The methodology for studying the socio-economic parameters of the educational space requires a clear definition of goals, identifying the foundations of the methodology used, determining (clarifying) the principles on which it is built, applying those research methods and techniques that are inherent not only in pedagogical science, but also in economics, statistics, sociology. The article shows that the specific methods used, such as the study of regulations, scientific papers, methodological documents; analysis of the number and structure of organizations in the education system; analysis of the students and teachers staff; analysis of material, technical, technological and financial support – all this go beyond the scope of pedagogical science. Based on the goals, the authors prove the necessity of applying the methodology of studying the educational space for research and analyzing the socio-economic parameters of the educational space at all levels (national, regional, municipal, individual educational organization).

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК: 37.014 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-5-70-82

С.В.Иванова

О.Б.Иванов

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья посвящена методологии исследования социально-экономических параметров образовательного пространства. Важно рассмотреть этот составной элемент комплексной работы по исследованию образовательного пространства, который требует усилий, как в случае, когда исследование приобретает характер междисциплинарного и требует привлечения специалистов для изучения нового аспекта, так как на определенном его этапе становится ясно, что без углубленного анализа конкретного аспекта исследование объекта будет неполным. В статье отмечается, что образовательное пространство — сложная система, отличающаяся своеобразием структуры, включающая в себя несколько подструктур и подсистем, находящихся в определенном взаимодействии. На эту систему в целом, на ее подструктуры и подсистемы и даже на взаимодействие внутренних элементов влияет ее социально-экономическое положение, состояние ее элементов, а также региона, в котором система функционирует. Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства требует четкого определения целей, выявления оснований используемой методологии, определения (уточнения) принципов, на которых она строится, применения методов и методик исследования, которые присущи не только педагогической, но и экономической науке, статистике, социологии. В статье показано, что некоторые из них, такие как изучение материалов по теме — нормативных актов, научных трудов, методических документов; анализ количества и структуры организаций системы образования; исследование состава обучающихся и преподавателей; анализ материально-технического, технологического и финансового обеспечения — выходят за рамки педагогической науки. Исходя из целей доказывается необходимость применения методологии исследования образовательного пространства для изучения и анализа его социально-экономических параметров на всех уровнях (общегосударственном, региональном, муниципальном, отдельной образовательной организации).

Ключевые слова: образовательное пространство, соци-

ально-экономические параметры, методология исследования.

Введение

Говоря об образовательном пространстве, мы исходим из представления, что «это объективный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство» [2]. Образовательное пространство — сложная система, требующая для исследования особой методологии, которая обладает единством подхода и воспроизводимостью при изучении различных подструктур и подсистем. В первую очередь, важно отметить междисциплинарный характер исследования образовательного пространства, которое включает в себя отдельные, хотя и тесно связанные между собой составные элементы, подсистемы, требующие различных направлений исследования, в том числе педагогическое, нормативно-правовое, организационное, управленческое, социальное, экономическое. Таким образом, исследование образовательного пространства выходит за пределы педагогического анализа и находится в междисциплинарном поле.

Исключительно важное влияние на формирование и развитие образовательного пространства оказывает его финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение. Поэтому представляется обоснованным, что методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства Российской Федерации, а также всех его подсистем (образовательной организации; муниципального уровня; субъекта Российской Федерации; федерального округа) остается неотъемлемой составной частью комплексного исследования образовательного пространства и заслуживает отдельного рассмотрения.

Методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства

Задавая методы и параметры социально-экономического изучения образовательного пространства, мы должны исходить из целей исследования и предполагаемых результатов, которые будут восприняты в научном сообществе, но — и это, вероятно, главное — будут применимы на практике. Каковы могут быть цели исследования социально-экономических параметров образовательного пространства? Таковых может быть несколько, и от их четкой постановки зависит полученный результат.

Перечислим некоторые из них с кратким описанием путей и условий реализации.

— Изучение социально-экономических параметров образовательного пространства региона, муниципального образования для выявления проблем и построения стратегии развития образования; эта цель, очевидно, должна быть соотнесена с социально-экономическим состоянием региона/ муниципального образования в целом и оценкой возможностей региона/ муниципального образования решить выявленные проблемы, поиском путей решения проблемы не только внутри региона/муниципального образования, но и во внешнем контуре. Возможна ли постановка такой цели для отдельной образовательной организации? Для организаций среднего профессионального и высшего образования с их спецификой и особенностями подготовки — ответ положительный. Однако для массовой школы такой путь нерационален. Известная политика поощрения лучших школ повышенным финансированием в 2000-е годы привела к экономическому расслоению этих учебных заведений в стране, к разным возможностям материально-технологического обеспечения образовательного процесса и, следовательно, к неравным возможностям получения общего образования в стране. Ведущаяся в настоящее время большая работа по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения должна сопровождаться выравниванием социально-экономического состояния школ.

— Изучение социально-экономических параметров образовательного пространства регионов или муниципальных образований может быть осуществлено с целью сравнительного анализа социально-экономического состояния образовательного пространства в разных регионах страны (или в разных муниципалитетах в регионе). Достижение этой цели трудоемко, решается такая проблема только на государственном уровне, однако урегулирование этого вопроса позволило бы повысить качество материально-технического, финансового, кадрового обеспечения системы общего образования, выровнять социально-экономическое состояние образовательного пространства в стране в целом и, следовательно, достичь единства образовательного пространства за счет не только самой системы образования (реализации требований ФГОС, единых программ и учебников), но и путем усиления экономического базиса образования в стране, что не может не сказаться на повышении качества общего образования.

— Исследование социально-экономических параметров образова-

тельного пространства регионов или муниципальных образований могло бы быть проведено с целью точного выявления адресатов участников федеральных программ поддержки региональных систем образования (например, в рамках национального проекта «Образование»). В настоящее время существуют разные механизмы участия регионов и отдельных общеобразовательных организаций в программах данного системного проекта, разные системы отбора, однако и такой путь целесообразен и возможен.

Во всех указанных случаях целеполагания необходима разработка единой методологии, основанной на системном подходе, доведении ее до всех акторов и применении всеми неукоснительно. Только в этом случае возможен успех. Методологические ошибки не всегда очевидны в первый момент, но обычно именно они становятся причиной того, что заданные цели не достигаются.

Далее мы обратимся к возможностям применения методологии исследования социально-экономических параметров в современных условиях — трансформации образования на основе технологических изменений.

Базируясь на общепринятом представлении о методологии как о совокупности принципов, методов и приемов научного исследования и исходя из необходимости комплексной оценки трансформаций системы образования на современном этапе, представим примерную структуру методологии исследования социально-экономических параметров образовательного пространства (таблица 1).

Таблица 1

Структура исследования социально-экономических параметров образовательного пространства Анализ и систематизация нормативной правовой базы, научных трудов и методических документов по исследуемому вопросу

Характеристика образовательного пространства в части количества и структуры организаций системы образования

Характеристика и анализ состава обучающихся в образовательных организациях

Количественная и качественная характеристика педагогического персонала системы образования

Изучение существующей системы финансового обеспечения образовательных организаций

Исследование материально-технического оснащения образовательного процесса

Исследование цифрового образовательного пространства

Анализ параметров отклонений от нормативов, определение потребностей

сферы образования_

Представлено видение автора, указывающее на необходимость комплексного исследования образовательного пространства Российской Федерации. Методология носит примерный характер и презентована в укрупненном формате (по ключевым оценочным характеристикам) в связи с тем, что количество и детализация исследуемых параметров могут расширяться, дополняться, углубляться, изменять структуру и показатели в зависимости от конкретных целей и задач исследования.

Предложенная методология является универсальной, носит сквозной характер и применима для исследования социально-экономических параметров образовательного пространства на всех уровнях управления: государства в целом, федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальном, а также конкретной образовательной организации. Соответствующая модель методологии исследования представлена на рисунке 1. При этом следует подчеркнуть, что методология предполагает проведение аналитической работы, изучение необходимых параметров при исследовании образовательного пространства в динамике (целесообразно за несколько лет), что дает более полную и достоверную картину, позволяет определить актуальные тенденции происходящих изменений.

Методология исследования образовательного пространства в целях повышения его эффективности и развития

о 5

^ ТО

о ш

Ш :$

£ £

Ф ТО

ч са

о 13

го ^ о " ? ш

щ I

с .о г-о и С 2 £1 У ш го =у

Е Й 1 5

.о са то о * ° 1

У. й У

о

т I

Ого ГО 2 ь т т т ^

А го I * X

\0 С1ГО ф ОЮ

т О НЮ ш

I § ° — ^ = £ 1! ГО СП о ш ^

I ¡5

- о

О^ о СС чо

ТОФхи I ^

Ш ^ (I и ^ са

О о то О

О.Е= г^

Ц1 Й 11 £ 1И&

^ го ср ^ т с

Характеристика образовательного пространства в части количества образовательных организаций, численности обучаемых и педагогов. Финансовое обеспечение, материально-техническое оснащение. Цифровое образовательное пространство

Рисунок 1

Исследование конкретных социально-экономических параметров

образовательного пространства Российской Федерации на основе предложенной методологии

Полагаем, целесообразно проиллюстрировать предложенную методологию исследования фактическими актуальными материалами, дающими развернутую картину состояния образовательного пространства страны на современном этапе. Представленные ниже данные характеризуют практическое применение методологии исследования социально-экономических параметров образовательного пространства Российской Федерации и рассчитаны на основе материалов Росстата, Федерального казначейства, Минпросвещения России, Минобрнауки России, НИУ-ВШЭ, собственных исследований авторов и других источников [1; 4; 5] по состоянию на 2020-2022 годы в зависимости от периода сбора и опубликования статистических материалов.

I. Анализ и систематизация нормативной правовой базы, научной литературы и методических документов по исследуемому вопросу.

Это необходимый этап любого исследования, закладывающий методологическую, юридическую, научно-теоретическую, методическую основу и позволяющий обобщить практику по изучаемой проблеме.

II. Характеристика образовательного пространства в части количества и структуры организаций системы образования.

1. Образовательные организации дошкольного образования — 33 900.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам:

2.1. Начального, основного и среднего общего образования — 39 908, в том числе:

— в городах и поселках городского типа — 17 479;

— в сельской местности — 22 429;

2.2. Среднего профессионального образования (включая филиалы) — 4550;

2.3. Высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) — 717, в том числе частные — 216;

2.4. Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре -1 174.

3. Организации дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам для детей — 11 352.

III. Характеристика образовательного пространства в части

численности и состава обучающихся и педагогического персонала образовательных организаций.

1. Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях — 7340,6 тысячи человек.

2. Численность обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования, всего — 17314,2 тысячи человек, включая 17156,7 тысячи человек в государственных и муниципальных организациях, в том числе:

— в городах и поселках городского типа — 13302,9 тысячи

учащихся;

— в сельской местности — 4011,2 тысячи человек.

3. Подготовка квалифицированных рабочих и служащих — 577,7 тысячи человек. Их выпуск — 158,1 тысячи, в том числе по специальностям: техническим (машиностроение, транспорт, строительство, вычислительная техника и другие) -105,9 тысячи человек, сельское хозяйство — 15,8 тысячи человек, сервис и туризм — 25,4 тысячи человек, экономика и управление — 4,8 тысячи человек и прочие).

4. Подготовка специалистов среднего звена — 2856,2 тысячи человек.

5. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) — 4044,2 тысячи человек, в том числе по очной форме обучения — 2474,8 тысячи человек. Выпуск по укрупненным группам: инженеры и технические направления (техника, технологии, строительство, транспорт, вычислительная техника и другие) — 234,5 тысячи человек, медицина и здравоохранение — 42,8 тысячи человек, сельское хозяйство — 29,7 тысячи человек, экономика и управление — 169,1 тысячи человек, юриспруденция — 101,3 тысячи человек и другие.

6. Численность аспирантов — 90,2 тысячи человек; прием в аспирантуру — 28,0 тысячи человек, выпуск из аспирантуры — 14,3 тысячи человек, в том числе с защитой диссертации — 1,5 тысячи.

7. Педагогические работники (воспитатели) в системе дошкольного образования 537,5 тысячи человек, в том числе имеющие высшее образование — 284,1 тысячи человек, среднее педагогическое — 239 тысячи человек.

8. Учителя в системе начального, основного и среднего общего образования — 1083,4 тысячи человек. В том числе имеющие образование:

— высшее — 940,9 тысячи человек, из них педагогическое —

911,1 тысячи человек;

— среднее профессиональное — 134,5 тысячи человек, из них

педагогическое —126,3 тысячи человек.

9. Педагогические работники организаций, работающих по дополнительным общеобразовательным программам,— 668,7 тысячи человек.

10. Преподаватели образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования,— 165,6 тысячи человек, включая 21,6 тысячи человек мастеров производственного обучения.

11. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющий образовательную деятельность по программам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.1. высшего профессионального образования (бакалавриата, специ-алитета, магистратуры) — 217,7 тысячи человек, из них доктора наук — 33,4 тысячи человек, кандидаты наук — 125,9 тысячи человек;

11.2. дополнительного профессионального образования — 30, 8 тысячи человек.

IV. Анализ действующей системы финансового обеспечения организаций образования Российской Федерации.

Государственные расходы на образование в Российской Федерации формируются в размере 1064,4 млрд рублей из федерального бюджета и 3897,6 млрд рублей — из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Общие расходы на образование в России — 4942,9 млрд рублей, в том числе:

— дошкольное образование — 987,0 млрд рублей;

— общее образование — 1897,8 млрд рублей;

— среднее профессиональное образование — 342,5 млрд рублей;

— высшее образование — 1061,7 млрд рублей.

V. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

В данном разделе анализу подлежит техническое состояние зданий и сооружений, оснащенность учебных кабинетов и образовательного процесса оборудованием, объемы ввода мощностей образовательных организаций. При этом следует исходить из того, что 7% от общего числа зданий требует капитального ремонта.

В общеобразовательных школах требует капитального ремонта и находятся в аварийном состоянии 11% зданий. Около 10% не оснащено

водопроводом, канализацией и центральным отоплением.

VI. Исследование цифрового образовательного пространства.

Главным направлением трансформации системы образования в последние годы стало широкое внедрение цифровизации. Кроме естественного процесса развития современных информационно-коммуникационных технологий катализатором повсеместного распространения онлайн-формата обучения стала пандемия СОУГО-19. Новая ситуация потребовала не только серьезных изменений в организации и методологии образовательного процесса, методиках преподавания, но и масштабного технического переоснащения образовательных учреждений, в связи с чем возникла необходимость в значительном увеличении потребности в материальных и финансовых ресурсах.

В этой части исследование показывает колоссальное отставание от нужд системы образования. Так, в 2021-2022 учебном году численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения составила 3543,4 тысячи человек, или 20,5% от общей численности, а с применением дистанционных образовательных технологий — 2940,7 тысячи человек, или 17%. Даже в системе высшего профессионального образования электронное обучение и дистанционные технологии охватывают лишь 45,3% и 53,2% студентов соответственно. Обеспеченность обучающихся персональными компьютерами, используемыми в учебных целях, в образовательных организациях начального, основного и среднего общего образования 15,9%; высшего образования — 22,8%.

В данном разделе целесообразно также провести анализ использования специальных программных средств (электронные журналы, дневники, версии учебных пособий и учебников; программы компьютерного тестирования, системы электронного документооборота и другие).

VII. Исследование параметров отклонений от нормативов и реальных потребностей сферы образования.

Методика исследования образовательного пространства страны нацелена на выявление, определение и выработку направлений развития, совершенствования и повышения эффективности сферы образования, формирование единого образовательного пространства государства. При этом для оценки положения дел в сфере образования необходимо проанализировать материалы исследования, сопоставляя полученные в ходе

их изучения отчетные данные с контрольными цифрами, плановыми параметрами, нормами и нормативами. Кроме того, после обобщения материалов исследования следует определить реальную потребность в ресурсах, необходимых для эффективного функционирования сферы образования. Этот материал должен послужить основой для формирования планов мероприятий по совершенствованию сферы образования и развития единого образовательного пространства Российской Федерации и всех его уровней.

Однако общая характеристика образовательного пространства страны, расположенной в 11 часовых поясах, в разных природно-климатических и социально-экономических условиях, охватывающего около 33 млн обучающихся и обучающих (масштаб среднего государства), будет поверхностной. Полная картина требует такого же досконального и сквозного анализа, как уже было отмечено выше, на всех других уровнях образовательного пространства. Это невозможно сделать в рамках одной статьи. Поэтому приведем в качестве иллюстрации лишь один из параметров исследования — обеспеченность образовательных организаций персональными компьютерами с доступом в Интернет в региональном разрезе (таблица 2).

Таблица 2

Обеспеченность персональными компьютерами с доступом в Интернет, используемыми в учебных целях, в общеобразовательных организациях в субъектах Российской Федерации (единиц на 100 обучаемых).

Персональные компьютеры с доступом в Интернет(единиц на 100 обучаемых) Субъекты Российской Федерации

3 Республика Ингушетия

4 Республика Калмыкия, Ставропольский край

5 Республики: Крым, Дагестан, Тыва; Брянская и Омская области

6 Республики: Адыгея, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Чеченская; Забайкальский и Краснодарский края; области: Орловская, Курганская; Севастополь

7 Республики: Алтай, Кабардино-Балкарская; Смоленская область

8 Республики: Хакасия, Марий-Эл; Приморский край; области: Курская, Кемеровская, Костромская, Оренбургская, Саратовская, Сахалинская

9 Республики: Осетия (Алания), Мордовская, Удмуртская, Чувашская; края: Красноярский, Алтайский, Пермский; области: Амурская, Липецкая, Астраханская, Волгоградская, Новгородская, Пензенская, Иркутская, Магаданская, Челябинская

10 Республики: Саха (Якутия), Башкортостан; Санкт-Петербург; области: Кировская, Архангельская, Вологодская, Ивановская, Ростовская, Новосибирская, Ульяновская, Ярославская

11 Республика Коми; Еврейская АО; области: Псковская, Белгородская, Томская, Тверская, Рязанская

12 Самарская, Свердловская области

13 Республика Карелия; области: Тамбовская, Владимирская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская

14 Хабаровский край; Чукотский АО; области: Московская, Мурманская, Калужская, Калининградская

16 Тульская область

19 Республика Татарстан, Камчатский край

20 Тюменская область

25 Москва

31 Камчатский край

57 Ямало-Ненецкий автономный округ в составе Тюменской области

Источник: составлено авторами по материалам Росстата и Минпросвещения России (Федеральное статистическое наблюдение. Форма

№ ОО-2) [1, 5].

Представленный в таблице материал отражает информацию по состоянию на конец 2019 года в связи с отсутствием более свежей статистики. Безусловно здесь надо иметь в виду, что за последний период ситуация с каждым годом существенно улучшается в связи с повышенным вниманием федеральных органов исполнительной власти (включая Минцифры, Минобрнауки и Минпросвещения России) к вопросам цифровизации. Реализуется национальный проект «Цифровая экономика», в рамках национального проекта «Образование» работают федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» [3]. Однако пока ситуация кардинально не меняется и представленный анализ показывает, что уровень технологического оснащения все еще далек от запросов системы образования. Кроме того, исследование высвечивает еще одну острую проблему — существенную разницу во внедрении ин-

формационно-коммуникационных технологий в различных субъектах Российской Федерации.

Заключение

Проводя любую научную работу, всегда следует помнить, что ее цель — не исследование ради исследования.

Предложенная методология исследования социально-экономических параметров образовательного пространства, представленный в статье пример использования предлагаемой методологии, основанный на актуальных статистических материалах, позволяют определить отклонения от норм и нормативов, выявить «узкие места», широко и комплексно оценить фактическое состояние дел на текущий момент и наметить перспективы развития. Важно исходить в итоге из необходимости разработки плана мероприятий («дорожной карты») и формирования рабочего проекта совершенствования системы, на которую было нацелено исследование,— в нашем случае это образовательное пространство, улучшение его социально-экономических параметров.

Литература

1. Иванова С. В. Цифровое образовательное пространство России: состояние и вектор развития. В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2022). Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Под. ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Кафедра ЮНЕСКО по глобальному образованию, 2022.

2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 160 с.

3. Национальный проект «Образование». Сайт Правительства России. URL: https://government.ru/projects/selection/741/35675 (дата обращения: 28 октября 2022 года).

4. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. Росстат, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федеральное казначейство, ОЭСР, НИУ ВШЭ / Гохберг Л. М., Кульмичева Л. Б., Озерова О. К., Сутырина Т. А. и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.

5. Федеральное статистическое наблюдение. Форма № ОО-2 «Сведения о материально-технической базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации». 2019, 2020, 2021 годы. URL: https:// edu.gov.ru/activity/statistics/ general_edu (дата обращения: 28 октября 2022 года).

References

1. Ivanova S. V. Tcifrovoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: sos-toyanie i vektor razvitiya [Digital educational space of Russia: state and vector of development], in the collection: Educational Space in the Information Age (EEIA-2022)], in Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference, ed. by S. V. Ivanova. Moscow: Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Sciences, UNESCO Department of Global Education, 2022 (in Russian).

2. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noy politiki [Educational space as a mode of educational policy: monograph], Moscow: OOO "Russkoe slovo — uchebnik" ["Russian Word — textbook"], 2020, 160 p. (in Russian).

3. National project "Education". Available at: https://government.ru/proj-ects/selection/741/35675 (accessed: 28 October, 2022) (in Russian).

4. Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkiy statisticheskiy sbornik [Education in numbers: 2022: a short statistical collection]. Rosstat, Ministry of Education of Russia, Ministry of Education of Russia, Federal Treasury, OECD, HSE, ed. by Gokhberg L. M., Kulmicheva L. B., Ozerova O. K., Sutyrina T. A. and others. Moscow: HSE, 2022, 132 p. (in Russian).

5. Federal Statistical Observation. Form No. OO-2 "Information about the material and technical base, financial and economic activities of the educational organization". 2019, 2020, 2021. Available at: https:// edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (accessed: 28 October, 2022) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.