Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТ РФ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламова Любовь Федоровна, Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна

Проблема и цель. Современная общественно-политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в РФ, требует существенной переориентации российской экономики на импортозамещение, развитие наукоемких и социальных технологий, существенное обновление сферы услуг. Это, в свою очередь, ставит первоочередные задачи перед всей системой российского образования. Быстрая смена технологических процессов, развитие цифровизации и искусственного интеллекта, стремительное устаревание знаний и необходимость их обновления, усиливающиеся процессы глобализации требуют от педагогических кадров не только постоянного непрерывного обновления профессиональных компетенций, но устойчивой гражданской позиции, понимания вектора ориентиров государства и формирования соответствующих установок в сфере воспитания молодого поколения, формирования национально-культурного сознания, осознанного ощущения культурно-национальных особенностей и общности российского народа при учете своеобразия и специфики жизнедеятельности в различных регионах России. В статье рассматриваются некоторые региональные особенности кадрового обеспечения региональных общеобразовательных организаций и примеры решения стоящих перед российской образовательной системой задач в сфере выявления профессиональных дефицитов в региональных образовательных системах общего образования, меры поддержки педагогических кадров, разработки стратегий развитий и механизмов государственного регулирования образовательной сферы. Цель исследования - выявить особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов РФ. Методология. В статье обобщены некоторые результаты исследования представленности педагогического образования в регионах РФ, которое было осуществлено на основе сравнительного анализа официальной статистической информации об образовательных организациях общего образования по форме отчетности ОО-11 и об образовательных организациях высшего образования по форме отчетности ВПО-1, а также социологического опроса исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере управления образованием. Результаты. В рамках социологического опроса была выявлена оценка органами власти субъекта РФ потребности в педагогических кадрах, наиболее распространенные механизмы решения проблемы недостатка кадров в субъектах РФ, механизмы выявления потребностей в педагогических кадрах. Определены преобладающие механизмы выявления интереса у детей и молодежи к педагогической деятельности; наиболее распространенные меры поддержки педагогических кадров в регионе со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ, направления повышения качества педагогического образования и другие аспекты, связанные с обеспечением педагогическими кадрами региональных систем образования; сформированность систем наставничества над молодыми специалистами в сфере педагогической деятельности. Некоторые результаты опроса выборочно представлены в материалах статьи. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти субъектов РФ, федеральных округов РФ, образовательными организациями высшего образования для повышения эффективности функционирования региональных моделей подготовки педагогических кадров, интеграции их в единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаламова Любовь Федоровна, Владимирова Татьяна Николаевна, Лесконог Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLS WITH TEACHING STAFF HOLDING UNIVERSITY-LEVEL DEGREES: WITH THE MAIN FOCUS ON THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The current socio-political and economic situation in the Russian Federation requires significant reorientations of the Russian economy towards import substitution, the development of high-tech and social technologies, and a considerable renewal of the service sector. This, in turn, sets priorities for the entire Russian education system. Rapid changes in technological processes, the development of digitalization and artificial intelligence, the rapid obsolescence of knowledge and the need to update it, and the increasing processes of globalization require teachers to constantly advance their professional competences, have stable civic position, understand the vector of government policy and nurture the appropriate educational attitudes in the younger generation, to take part in the formation of a national-cultural consciousness, a conscious sense of national cultural peculiarities and the unity of the Russian people, taking into account the uniqueness and specificity of living in various Russian regions. The article discusses some regional features of staffing educational settings and examples of solving the national tasks of identifying professional deficits within regional educational systems, measures to support teaching staff, and strategies and mechanisms of state regulations in the field of education. The purpose of the study is to reveal the characteristic features of staffing comprehensive schools with employees holding university-level degrees in the regions of the Russian Federation. Materials and Methods. The article presents the results of investigating the representation of teacher education in the regions of the Russian Federation. The study was conducted using a comparative analysis of official statistical data on comprehensive secondary educational institutions (‘OO-11’ reporting form) and on Higher educational institutions (‘VPO-1’ reporting form). The research methods also included a sociological survey of Local Educational Authorities within the regions of the Russian Federation. Results. The research has revealed the need for teaching staff identified by Local Educational Authorities, the most common mechanisms for solving the problem of teacher shortage in the regions of the Russian Federation, and the mechanisms used for identifying the needs for teaching staff. The prevailing mechanisms of revealing the interest of children and youth in career in education and teaching are determined. The survey indicated the most common measures of support for teaching and education staff in the regions by Local Educational Authorities, directions for improving the quality of initial teacher education and other aspects related to the provision of regional education systems with teaching staff, and the quality of induction and mentoring systems for newly qualified educators. The results of the survey are selectively presented in the article. Conclusions. The results obtained can be used by the state authorities of the subjects of the Russian Federation, federal districts of the Russian Federation, and higher educational institutions to improve the efficiency of regional models of teacher education, integrating them into the national educational system of teacher education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 37.013+371+351.851 DOI: 10.15293/2658-6762.2202.06

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации

Л. Ф. Шаламова1' 2, Т. Н. Владимирова1, Н. Ю. Лесконог1

1 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия 2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ),

Москва, Россия

Проблема и цель. Современная общественно-политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в РФ, требует существенной переориентации российской экономики на импорто-замещение, развитие наукоемких и социальных технологий, существенное обновление сферы услуг. Это, в свою очередь, ставит первоочередные задачи перед всей системой российского образования. Быстрая смена технологических процессов, развитие цифровизации и искусственного интеллекта, стремительное устаревание знаний и необходимость их обновления, усиливающиеся процессы глобализации требуют от педагогических кадров не только постоянного непрерывного обновления профессиональных компетенций, но устойчивой гражданской позиции, понимания вектора ориентиров государства и формирования соответствующих установок в сфере воспитания молодого поколения, формирования национально-культурного сознания, осознанного ощущения культурно-национальных особенностей и общности российского народа при учете своеобразия и специфики жизнедеятельности в различных регионах России. В статье рассматриваются некоторые региональные особенности кадрового обеспечения региональных общеобразовательных организаций и примеры решения стоящих перед российской образовательной системой задач в сфере выявления профессиональных дефицитов в региональных образовательных системах общего образования, меры поддержки педагогических кадров, разработки стратегий развитий и механизмов государственного регулирования образовательной сферы. Цель исследования - выявить особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов РФ.

Финансирование проекта: исследование выполнено по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». Рег. № НИОКТР 121121600322-9 Рег. № ИКРБС

Библиографическая ссылка: Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 111135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.06

Н Автор для корреспонденции: Н. Ю. Лесконог, leskonog@mail.ru

© Л. Ф. Шаламова, Т. Н. Владимирова, Н. Ю. Лесконог, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Методология. В статье обобщены некоторые результаты исследования представленности педагогического образования в регионах РФ, которое было осуществлено на основе сравнительного анализа официальной статистической информации об образовательных организациях общего образования по форме отчетности ОО-11 и об образовательных организациях высшего образования по форме отчетности ВПО-1, а также социологического опроса исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере управления образованием.

Результаты. В рамках социологического опроса была выявлена оценка органами власти субъекта РФ потребности в педагогических кадрах, наиболее распространенные механизмы решения проблемы недостатка кадров в субъектах РФ, механизмы выявления потребностей в педагогических кадрах. Определены преобладающие механизмы выявления интереса у детей и молодежи к педагогической деятельности; наиболее распространенные меры поддержки педагогических кадров в регионе со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ, направления повышения качества педагогического образования и другие аспекты, связанные с обеспечением педагогическими кадрами региональных систем образования; сформированность систем наставничества над молодыми специалистами в сфере педагогической деятельности. Некоторые результаты опроса выборочно представлены в материалах статьи.

Заключение. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти субъектов РФ, федеральных округов РФ, образовательными организациями высшего образования для повышения эффективности функционирования региональных моделей подготовки педагогических кадров, интеграции их в единое образовательное пространство подготовки педагогических кадров России.

Ключевые слова: педагог; педагогическое образование; педагогические кадры; высшее образование; субъект РФ; органы исполнительной власти по государственному управлению в сфере образования; общеобразовательные организации; образовательные организации высшего образования.

Постановка проблемы

В современный период решение одной из важнейших задач обеспечения развития приоритетных отраслей национальной экономики и социальной сферы в значительной мере зависит от повышения качества общего образования1 [1].

Неслучайно вопросы развития региональных образовательных систем неоднократно являлись предметом глубокого обсуждения на заседаниях Совета по науке и образованию при Президенте РФ, нашли выражение

в государственной программе «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642, занимают центральное место в стратегических документах российского государства. На совместном заседании Президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, состоявшемся 6 февраля 2020 г., Президент РФ подчеркивал, что одной из проблем развития педагогического образования в России является концентрация образовательных организаций высшего образования в Москве и Санкт-Петербурге. Это является серьезным вызовом для

1 Повышение качества педагогической деятельности работников дошкольного общего, начального общего образования в рамках реализации национального

проекта «Образование» // Педагогический поиск. -2019. - № 10-11. - С. 15-16. URL: https ://www.elibrary.ru/item. asp?id=41296665

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

112

2022. Том 12. № 2

сбалансированного развития всего пространства России.

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития региональных образовательных систем является обеспечение их высококвалифицированными педагогическими кадрами. В данном ключе проблема активно изучается в современных исследованиях [2; 3].

Подробный анализ основных подходов к исследованию подготовки педагогических кадров делает Ю. Б. Дроботенко, основная идея диссертации которой заключается в утверждении, что «новое научное знание может быть найдено исходя из понимания изменений как сущностных характеристик процесса освоения традиционных и новых норм, образцов и правил профессионально-педагогической деятельности; ядром которого являются особенности ценностного принятия субъектами подготовки необходимости изменений, что в свою очередь, обусловливает успешность профессиональной подготовки студентов современного педагогического вуза в условиях модернизации педагогического об-разования»2. А. Г. Залялова [4] подходит к изучению проблемы развития региональных си-

ISSN 2658-6762

стем общего образования с точки зрения возможности интегрировать образовательное пространство, оптимизировать общественно-государственное управление и координацию деятельности всех заинтересованных учреждений в рамках образовательного кластера [4]. В. П. Засыпкин, рассматривая проблемы модернизации российского образования с позиции социологических исследований, доказывает, что главной задачей перестройки образовательной системы станет переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов информационного общества»3. Обращено внимание на то, что новый облик педагогической профессии поможет поднять жизненно необходимые для нее престиж и ценность в современном российском обществе4. Т. И. Диденко вопросы обеспечения потребностей региональных образовательных систем в педагогических кадрах анализирует с позиции управления процессом кадрового обеспечения региональной образовательной системы5. Проблемы обеспечения российских регионов педагогическими кадрами актуализируются в научных публикациях на форумах, научных конференциях, круглых столах6 [5]. Вопросы подготовки педагогических кадров, формирования образа

http://sciforedu.ru

2 Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2016. - с. 7.

3 Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ: автореф. дис. ... д-ра. социол. наук. - Екатеринбург, 2010.

4 Там же.

5 Диденко Т. И. Управление процессом кадрового обеспечения региональной образовательной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2005.

6 Комашинская Т.С. О проблемах подготовки педагогических кадров в регионах // Дидактика высшего об-

разования с позиций студента и преподавателя: сборник статей участников межвузовского практико-ме-тодологического семинара МОО «Лига преподавателей высшей школы», Фонд президентских грантов: сборник статей. - М., 2020. - С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44007141 Тарасов С. В. Региональные инструменты управления качеством образования: опыт системы образования ленинградской области // Актуальные проблемы науки и практики: гатчинские чтения: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. - 2019 . - Т. 1. -С. 666-676. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42404299

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

113

2022. Том 12. № 2

учителя, непрерывности педагогического образования являются актуальными и для зарубежных исследователей [6-10].

Изучая проблемы представленности педагогического образования в субъектах РФ, исследовательский коллектив МПГУ в качестве актуальных проблем, наряду с анализом решения кадрового вопроса в общеобразовательных организациях, обозначил существенные различия в социально-экономических условиях организации труда педагогов в субъектах РФ, высокий уровень интенсивности педагогического труда при неадекватном ему уровне оплаты труда, выявил необходимость обеспечения динамичного перехода к развитию региональных систем педагогического образования [11; 12].

Актуализация вопросов организации воспитательной деятельности в образовательных организациях, расширение услуг в сфере дополнительного образования, информатизация образования, развитие дистанционных форм обучения требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров.

Круг представленных и иных проблем обусловил необходимость исследования и всестороннего анализа возможностей региональных образовательных систем подготовки педагогических кадров по обеспечению высококвалифицированными специалистами общеобразовательных организаций в субъектах РФ в свете задач модернизации российского образования.

ISSN 2658-6762

Цель настоящего исследования - выявить особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов РФ.

Методология исследования

В рамках проведенного научного исследования в качестве ведущего метода был применен метод сравнительно-сопоставительного анализа официальной статистической информации об образовательных организациях общего образования по форме отчетности ОО-11 и об образовательных организациях высшего образования по форме отчетности ВПО-1, а также проведен социологический опрос исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере управления образованием.

Информация о кадровом обеспечении общеобразовательных организаций собиралась на основе выборки данных из сведений по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года.

Результаты исследования

Исследование особенностей обеспечения общеобразовательных организаций педагогическими кадрами в субъектах РФ

Выборка данных показала, что количество общеобразовательных организаций по

http://sciforedu.ru

Коротков С. Г. Проблемы региональной системы подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образования // Подготовка педагогических кадров в системе высшего образования: история, современность и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. -

2018. - С. 5-10. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37051179 Проблемы педагогики и психологии начального образования в условиях полиэтнической среды: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Махачкала, 2021. URL: https ://www.elibrary.ru/item. asp?id=47471356

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

114

2022. Том 12. № 2

субъектам РФ распределяется неравномерно. Меньше всего образовательных организаций в таких субъектах РФ, как Ненецкий автономный округ (31), Чукотский автономный округ (42), Магаданская область (56), Севастополь (68), Еврейская автономная область (78). Следует заметить, что в Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах отсутствуют как государственные, так и негосударственные образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку педагогических кадров [12].

Самое большое количество общеобразовательных организаций сосредоточено в таких регионах, как Республика Башкирия (1868), Республика Татарстан (1638), Московская область (1455), Республика Дагестан (1445), Краснодарский край (1247), Ростовская область (1235) и Свердловская область (1135).

ISSN 2658-6762

Что касается самого крупного по численности региона страны - города федерального значения Москвы, то здесь количество общеобразовательных организаций почти в два раза меньше вследствие прошедшей в Москве с 2011 по 2014 год реформы в сфере образования: были созданы крупные образовательные комплексы и осуществлен переход к нормативно-подушевому финансированию. В настоящее время в Москве насчитывается порядка 766 общеобразовательных организаций.

Анализ статистических данных показал, что количество общеобразовательных организаций по субъектам РФ распределяется неравномерно, это отражает потребность в педагогических кадрах соответствующих субъектов РФ (таблица 1).

http://sciforedu.ru

Таблица 1

Распределение общеобразовательных организаций по регионам РФ

Table 1

Distribution of comprehensive secondary schools by regions of the Russian Federation

Количество организаций Количество регионов Регионы Российской Федерации

1 2 3

Менее 100 5 Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Магаданская область, г. Севастополь

От 100 до 200 13 республики: Алтай, Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Карелия и Тыва; области: Новгородская, Мурманская, Сахалинская, Калининградская; Ямало-Ненецкий автономный округ и Камчатский край

От 201 до 400 21 республики: Хакасия, Марий-Эл, Мордовия, Коми, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания; Хабаровский край; области: Амурская, Астраханская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Псковская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Томская, Ярославская; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

От 401 до 600 20 республики: Бурятия, Крым, Чеченская, Чувашия, Удмуртия; Приморский край; области: Архангельская, Белгородская, Брянская, Курская, Курганская Кировская, Пензенская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Тверская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская

От 601 до 800 9 Республика Саха (Якутия); Пермский, Ставропольский, Забайкальский края; Кемеровская, Воронежская, Омская области, г. Санкт-Петербург, г. Москва

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

115

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 1

1 2 3

От 801 до 1000 6 Волгоградская, Оренбургская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Челябинская области

От 1001 до 1200 5 Алтайский и Красноярский края; Иркутская, Новосибирская, Свердловская области

Более 1200 6 республики: Дагестан, Татарстан, Башкортостан; Краснодарский край; Ростовская, Московская области

Образовательные организации по количеству распределились по регионам следующим образом: менее 100 общеобразовательных организаций - 5 регионов; от 100 до 200 организаций - 13 регионов; от 201 до 400 организаций - 21 регион; от 401 до 600 организаций - 20 регионов; от 601 до 800 организаций - 9 регионов; от 801 до 1000 организаций - 6 регионов; от 1001 до 1200 организаций - 5 регионов; более 1200 организаций -6 регионов.

Анализ также показал, что педагогические вузы, находящиеся в ведении Министерства просвещения РФ и являющиеся профильными по подготовке педагогических кадров почти во всех федеральных округах (Сибирский, Приволжский, Южный и Северо-Западный, Северо-Кавказский) сосредоточены в тех субъектах РФ, в которых потребность в педагогических кадрах максимальна.

Однако их распределение по субъектам РФ и по федеральным округам не равномерно. Из 85 регионов РФ они расположены только в 30 субъектах, так как в Свердловской области и городе Москве, в Алтайском крае действуют по две из обозначенных организаций. В 82 субъектах РФ подготовка педагогических кадров высшего образования осуществляется дополнительно в образовательных организациях высшего образования различной ведомственной подчиненности и формы государственной собственности. Исследование распределения фактического количества ста-

вок в общеобразовательных организациях показывает, что в среднем по РФ на одну штатную единицу списочного преподавательского состава общеобразовательных организаций приходится 1,3 средней ставки. В 38 % субъектов РФ этот показатель составляет в среднем от 1,4 до 1,7 ставок. Это свидетельствует о необходимости первоочередного решения проблемы дефицита педагогических кадров в регионах России.

Выявление оценки органами власти субъекта РФ потребности в педагогических кадрах, наиболее распространенных механизмов решения проблемы недостатка кадров в субъектах РФ, механизмов выявления потребностей в педагогических кадрах, наиболее распространенных мер поддержки педагогических кадров в регионе со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, исследовательским коллективом осуществлялось дополнительно при опросе органов исполнительной власти субъектов РФ.

Опросники были направлены во все субъекты РФ. Участники опроса - представители органов исполнительной власти в сфере государственного управления образованием субъектов РФ. Для проведения опроса запланирована была сплошная выборка. Опросник состоит из 28 вопросов, из них 7 вопросов-меню, предполагающих выбор респондентами неограниченного количества ответов, 2 дихо-томичных вопроса, 9 полузакрытых вопросов,

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

8 вопросов носят открытый характер; вопрос 3 содержит количественную статистическую информацию по представленности систем подготовки педагогических кадров субъекте РФ, вопрос 4 позволяет выявить количественные статистические данные об организациях в сфере общего и дополнительного образования детей и в сфере отдыха и оздоровления детей.

В опросе приняли участие 58 органов исполнительной власти субъектов в сфере управления образованием, что составляет абсолютное большинство субъектов РФ (68,24 %) и представляет все федеральные округа (табл. 2).

Таблица 2

Сведения о количестве органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере управления образованием, принявших участие в опросе

Table 2

Information on the number of executive authorities of the subject of the Russian Federation in the field of education management who took part in the survey

Федеральный Всего субъектов Количество органов испол- % от общего количе-

округ в федеральном нительной власти субъекта ства в федеральном

округе РФ в сфере управления образованием, принявших участие в опросе округе

Северо-Западный 11 7 64

федеральный округ

Центральный феде- 18 11 61

ральный округ

Северо-Кавказский 7 4 57

федеральный округ

Южный федераль- 8 8 1GG

ный округ

Приволжский феде- 14 13 93

ральный округ

Уральский феде- 6 4 67

ральный округ

Сибирский феде- 1G 9 9G

ральный округ

Дальневосточный 11 2 18

федеральный округ

Итого по РФ 85 58 68

Одной из наиболее актуальных проблем современного состояния региональных обра-

зовательных систем, которая активно обсуждается научной общественностью, является

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

недостаток педагогических кадров (см. исследования И. Н. Александровой7, Д. А. Астаховой и С. Ю. Мухтаровой8, Е. А. Корнеевой9, Д. Е. Кубарева [13], Н. А. Ряписова [14] и др.).

Неслучайно одним из важных вопросов опроса явилось уточнение: каким образом решается проблема недостатка педагогических кадров в общеобразовательных организациях в регионе (рис. 1).

% респондентов

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

1% респондентов

Рис. 1. Механизмы решения дефицита педагогических кадров, используемые в субъектах РФ Fig. 1. Mechanisms for solving the shortage of teaching staff used in the subjects of the Russian Federation

Прим.: Содержание индикатора:

1. Создание региональной системы переподготовки по образовательным программам подготовки педагогиче-

ских кадров

2. Целевой заказ органов государственной власти региона на подготовку педагогических кадров в образова-

тельных организации региона, реализующие программы подготовки педагогических кадров

3. Трудоустройство студентов-старшекурсников, обучающихся по направлениям педагогического профиля

4. Привлечение кадров из других субъектов РФ

5. Целевой заказ органов государственной власти региона на подготовку педагогических кадров в образова-

тельные организации других регионов, реализующие программы подготовки педагогических кадров

0

1

2

3

4

5

7 Александрова И. Н. Дефицит педагогических кадров и недостаточная компетентность педагогов как риски низких образовательных результатов обучающихся // Вопросы педагогики. - 2021. - № 11. - С. 21-26.

8 Астахова Д. А., Мухтарова С. Ю. Дефицит педагоги-

ческих кадров // Наука и образование: тенденции,

проблемы и перспективы развития: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых / под ред. И. В. Иванченко. - М., 2021. - С. 25-30. Корнеева Е. А. Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических кадров // Образование и воспитание. -2017. - № 1. - С. 7-9.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

118

2022. Том 12. № 2

Наиболее распространенным механизмом решения дефицита педагогических кадров в общеобразовательных организациях субъекта РФ является трудоустройство студентов-старшекурсников, обучающихся по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки на работу в школы и другие организации. Такой ответ дали 87,9 % участников опроса. Вторая по популярности мера - это создание региональной системы переподготовки по образовательным программам подготовки педагогических кадров.

46 % респондентов отметили, что решением этой проблемы является целевой заказ органов государственной власти региона на подготовку педагогических кадров в образовательных организациях региона, реализующих программы подготовки педагогических кадров.

15 % респондентов прибегают к помощи других регионов и формируют целевой заказ органов государственной власти региона на подготовку педагогических кадров в образовательные организации других регионов, реализующие программы подготовки педагогических кадров.

Что касается механизмов выявления потребностей в педагогических кадрах в реги-оне10, то среди них в регионах преобладает сбор заявок от муниципальных органов управления образованием на закрытие вакансий педагогических кадров - его отметили 70,69 % всех участников опроса.

Ответ «Потребность в педагогических кадрах выявляется на основе официальной утвержденной статистической информации» стал вторым по распространенности, его обозначили 67 % респондентов. 58 % участников опроса указали, что изучение потребности в

ISSN 2658-6762

педагогических кадрах ведется на основе региональных мониторингов, проводимых исполнительными органами власти. Например, в Ленинградской области на основе сформированного государственного задания ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» осуществляет сразу несколько мониторингов:

- мониторинг количественно-качественного состава руководящих и педагогических работников, включая потребность в руководящих и педагогических кадрах (по состоянию на 01.09) (с подготовкой информационно-аналитического отчета и рекомендаций);

- мониторинг целевого обучения по направлению «Образование и педагогические науки» (по состоянию на 01.09);

- ежемесячный мониторинг по средней заработной плате работников муниципальных и государственных образовательных организаций Ленинградской области (запрос, анализ и обобщение информации; подготовка писем; составление сводных отчетов; формирование информации в разрезе муниципальных и государственных организаций) (2020 г.);

- мониторинг численности обучающихся, приходящихся на 1 педагогического работника в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Ленинградской области (запрос, анализ и обобщение информации; подготовка писем; составление сводных отчетов; формирование информации в разрезе муниципальных и государственных организаций) (2020 г.);

- мониторинг потребности управленческих и педагогических работников образовательных организаций Ленинградской области в повышении квалификации и профессиональной переподготовке (с подготовкой информационно-аналитического отчета и рекомендаций);

http://sciforedu.ru

10 Допускалось несколько ответов

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

- мониторинг потребности в управленческих и педагогических кадрах для системы образования Ленинградской области (с подготовкой информационно-аналитического отчета и рекомендаций);

Органы исполнительной власти в сфере образования Саратовской области практикуют ситуационные мониторинга по дефициту кадров.

Заслуживает внимания в решении данной проблемы опыт и в других субъектах РФ. Так, Правительством Хабаровского края принято постановление от 30.12.2008 № 312-пр «О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края», на основе которого разработан механизм выявления потребности в педагогических кадрах в регионе. Комплекс мер по развитию кадрового ресурса отрасли образования принят в 2015 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 19.12.2015 № 972-рп «О кадровом обеспечении системы образования Хабаровского края». В январе 2021 г. утверждена Программа взаимодействия между министерством образования и науки Хабаровского края, образовательными организациями высшего образования, осуществляющими подготовку педагогических кадров (УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки») и другими образовательными организациями Хабаровского края на 2021-2024 гг.

Министерство образования и науки края проводит системный мониторинг кадровой потребности в образовательных организациях края на долгосрочную (до 10 лет), среднесрочную (от 1 года до 3 лет) и краткосрочную (до 1 года) перспективу.

На основании данных мониторинга министерством совместно с вузами проведена работа по корректировке перечня образовательных программ (профилей подготовки) бакалавров педагогического образования. Так,

например, с 2017 г. в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» открыты 3 новые программы для решения региональных задач общего образования с учетом прогноза дополнительной кадровой потребности на среднесрочную перспективу.

С учетом кадровой потребности Хабаровского края ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» ежегодно обновляет перечень реализуемых образовательных программ. Так, с 2020 г. осуществляется подготовка студентов по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»; «Дошкольное образование» и «Изобразительное искусство»; «Технология» и «Информатика». ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» возобновил подготовку специалистов среднего звена по направлениям: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура по очной и заочной формам обучения.

Под новый заказ проводится работа по увеличению бюджетных мест на подготовку бакалавров и магистров в вузах края.

На сайте министерства образования и молодежной политики Рязанской области размещена интерактивная карта педагогических вакансий Рязанской области «Педагоги - Вас ждут!».

Среднесрочный прогноз потребности в кадрах для экономики и социальной сферы Архангельской области, предложений отраслевых исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) разрабатывается в Архангельской области. Министерством

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

труда, занятости и социального развития Архангельской области формируется банк вакансий, планируемой и перспективной потребности работодателей.

В Чувашии с этой целью осуществляется подготовка доклада Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики о прогнозной потребности подготовки кадров рабочих и служащих для экономики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 09.04.2020 № 138-РП утвержден Паспорт системы общего образования в Свердловской области, включающий региональный план мероприятий («дорожную карту») по кадровому обеспечению системы общего образования региона.

В последние годы в качестве одного из актуальных подходов к решению задачи обеспечения субъектов РФ педагогическими кадрами является создание региональных образовательных кластеров, о чем свидетельствуют научные публикации И. Б. Готской и В. М. Жучковой [15], Е. Р. Елагиной [16], А. О. Коломыцева [17] и др.).

В связи с этим представлялось важным выявить наличие подобных межведомственных формирований в региональных образовательных системах.

По данным опроса, педагогические кластеры созданы в 12 из 58 субъектов РФ, органы исполнительной власти, осуществляющие управление сферой образования, которых приняли участие в опросе, что составило только порядка 20 % от всех участников опроса. Это Хабаровский край, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Саратовская, Смоленская, Свердловская и Тюменская области. Так, педагогический кластер Архангельской области был создан распоряжением министерства образования и науки Архангельской области еще в 2014 г.

В Волгоградской области идея интеграции образовательных учреждений, программ их научной и научно-методической деятельности, интеллектуальных потенциалов, информационных и материальных ресурсов, входящих в него образовательных структур различных уровней, сопряжения реализуемых в них образовательных программ разрабатывалась в Волгоградском государственном педагогическим университете с 1970-х гг. 15-летний опыт функционирования научно-производственно-педагогического комплекса (НППК) (1975-1990) был предметом обсуждения на различных научных мероприятиях АПН СССР, РАО, рекомендовался к внедрению в широкую практику подготовки учителей Министерством просвещения СССР, Госкомитетом СССР по народному образованию, Минобразованием РФ. С 1989 г. НППК был преобразован в университетский научно-производственный комплекс (УНИК). Многолетний опыт Волгоградского государственного педагогического университета в работе над данной проблемой получил высокую оценку Бюро Президиума РАО на выездном заседании на базе университета 3-4 октября 2001 г. В этом же году Волгоградскому государственному педагогическому университету, реализующему модель университетского комплекса в виде образовательного округа, был присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка - Университетский комплекс» на период 2001-2003 гг. В октябре 2007 г. взаимодействие образовательных учреждений на основании учредительного договора было оформлено в виде Союза «Волгоградский университетский комплекс непрерывного педагогического образования».

Концепция развития системы дополнительного профессионального педагогического образования и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических и

2022. Том 12. № 2

управленческих кадров стала основой работы педагогического кластера Тюменской области.

В Ростовской области сотрудничество в сфере учебно-методической и научно-инновационной деятельности осуществляется через проект «Образовательный кластер Южного федерального округа», действующий под эгидой Совета ректоров вузов Южного федерального округа и включающий вузы, колледжи, школы, детские сады, центры дополнительного образования детей и др., что позволяет консолидировать единое образовательное пространство южно-российского макрорегиона. Участниками образовательного кластера выступают субъекты РФ и муниципальные образования, образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, учреждения дополнительного образования.

Цель образовательного кластера здесь заключается в поиске, отборе, обучении одаренных детей и привлечении учащихся к творческой, познавательной, проектной, исследовательской, поисковой, изобретательской деятельности и т. д.

Обучающиеся образовательного кластера получают статус «Кандидат в студенты Южного федерального университета».

Реализуется комплекс инициатив, ориентированных на сопровождение и профессиональную поддержку работников сферы образования, позволяя позиционировать Южный федеральный университет в качестве центра подготовки и переподготовки кадров в интересах системы общего и дополнительного образования детей. В рамках университетской модели педагогического образования выпускникам присваивается статус «Педагог Образовательного кластера Южного федерального округа» (проект действует в качестве Федеральной инновационной площадки, поддержанной Министерством просвещения РФ).

ISSN 2658-6762

Доступ к получению статуса открыт для работников отрасли образования и включает следующие компоненты:

- интеграцию в состав профессионального сообщества через ассоциации выпускников вузов и колледжей;

- независимую экспертизу предметных, учебно-методических, психолого-педагогических компетенций и включение в Открытый реестр ведущих педагогов Южного федерального округа;

- систему «педагогической интернатуры», обеспечивающую сопровождение выпускников педагогических направлений в сотрудничестве с работодателями в течение трех лет после завершения образования;

- систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обучения в магистратуре.

Для формирования подготовленной целевой аудитории выпускников программ начального общего образования, создания развивающей образовательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника, формирования позитивного эмоционального отношения к миру науки и к миру профессий, в интересах учащихся 14 классов общеобразовательных учреждений университетом реализован региональный проект «Университетские начальные классы». В целях содействия подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Южном федеральном университете создан Центр тестирования и подготовки к олимпиадам, обеспечивающий создание условий для проведения репетиционной сдачи государственной аттестации, выполнения олимпиадных заданий, психологической адаптации обучающихся к

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

122

2022. Том 12. № 2

оценочным процедурам ЕГЭ и ОГЭ, реализации программ по подготовке обучающихся ко Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадам из Перечня Минобрнауки России, межвузовским олимпиадам.

Апробированы технологии и программы массовой проектной деятельности обучающихся, взаимодействия в рамках проектной деятельности с индустриальными партнерами.

Сотрудничество реализуется при научно-методической поддержке Российской академии образования, на базе Южного федерального университета открыт Южно-Российский научный центр Российской академии образования. Действует договор и программа сотрудничества с Фондом «Талант и успех», региональными моделями образовательного центра «Сириус» (проекты «Университет талантов», Казань; «Ступени успеха», Ростовская область и др.), МДЦ «Артек».

Педагогический кластер Хабаровского края создан распоряжением министерства и образования науки края от 20.11.2015 г. № 2452 «О создании педагогического образовательного кластера». Основная идея кластера состоит в объединении всех его субъектов в единое образовательное пространство, для которого характерна ориентация на инновационный опыт и лучшие традиции. Цель - обеспечение системных изменений в подготовке квалифицированных педагогических кадров в условиях непрерывного педагогического образования (от допрофессиональной подготовки школьников к будущей педагогической деятельности до профессионального становления педагога-мастера).

В рамках кластера организовано сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего, среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров, дополнительного про-

ISSN 2658-6762

фессионального и общего образования, органов управления образованием и методических служб. Разработан и реализуется краевой проект «Педкластер27».

Приказом министерства образования и науки Кузбасса от 09.06.2020 г. № 976 утвержден состав региональной рабочей группы по организационно-методическому сопровождению реализации инновационного проекта «Опережающая система подготовки педагогических кадров в условиях образовательно-педагогического кластера», а также перечень общеобразовательных организаций, рекомендованных к участию в инновационном проекте. Приказом № 1962 от 23.12.2020 г. внесены изменения в предыдущий приказ и утверждено закрепление образовательных организаций -участников проекта за профессиональными образовательными организациями. Проект направлен на решение вопросов формирования и изменения содержательного компонента профориентационной работы, что, в свою очередь, способствует реализации концепции опережающей профессиональной подготовки педагогических кадров.

Целью проекта является определение и научное обоснование основных направлений деятельности образовательно-педагогического кластера, обеспечивающего подготовку педагогических кадров региона в условиях общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, функционирующих в системе регионального рынка труда.

Развитие региональных систем образования, в том числе и обеспечение их педагогическими кадрами, должны рассматриваться через призму системного стратегического подхода, а не разовых кампаний (Ю. М. Фе-дорчук, А. В. Морозов [18]).

Поэтому авторы включили в опросник вопросы, направленные на выявление наличия

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

123

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

в субъектах РФ региональных стратегий развития педагогического образования.

Участники опроса обозначили, что стратегии развития педагогического образования разработаны и утверждены только в девяти субъектах РФ из 58, принявших участие в опросе: в республике Чувашия, Вологодской, Иркутской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Омской областях и г. Севастополе. Еще 14 участников опроса отметили, что этот документ находится в стадии разработки. Всего лишь в 16 субъектах РФ утверждены государственные региональные

программы развития педагогического образования, а еще в восьми они находятся в стадии разработки.

Это говорит о том, что перед органами государственной власти многих субъектов РФ стоит задача разработки комплексных механизмов развития региональных образовательных систем и выработки действенных мер поддержки педагогических кадров, их подготовки и закрепления в регионе.

На сегодняшний день по данным опроса меры поддержки педагогических кадров по популярности их применения органами власти распределились следующим образом (табл. 3).

Ответ на вопрос «Какие меры поддержки педагогических кадров реализуются в регионе?»

The answer to the question "What measures of support for teaching staff are being implemented in the region?"

Таблица 3

Table 3

№ Индикатор Количество респондентов %

1 Установлены дополнительные региональные выплаты к заработной плате педагогов 44 75,9

2 Проводятся региональные конкурсы различных категорий педагогических кадров 55 94,8

3 Установлены региональные награды лучшим работникам педагогической сферы 47 81

4 Разработаны меры по решению жилищной проблемы педагогов 18 31,04

5 Разработана региональная система повышения квалификации педагогических кадров 45 77,6

6 Выделены рубрики в региональных средствах массовой информации, посвященные лучшим представителям педагогических кадров 24 41,4

7 Создана страничка на сайте регионального органа управления образованием 24 41,4

8 Создан региональный резерв лучших педагогических кадров 20 34,5

9 Представление лучших работников педагогической сферы на государственные знаки отличия и награды 46 79,3

10 Размещение фотографий лучших представителей педагогической профессии на региональной Доске почета 17 29,3

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

94,8 % участников опроса отметили наличие проведения региональных конкурсов для различных категорий педагогических кадров.

81 % респондентов указали наличие региональных наград лучшим работникам педагогической сферы.

На третьем месте (79,3 %) - представление лучших работников педагогической сферы на государственные знаки отличия и награды.

На четвертом месте - разработка региональной системы повышения квалификации педагогических работников за счет средств регионального бюджета, она встречается в 45 из 58 субъектов, участвующих в опросе (77,6 %).

Пятую позицию занимает установление дополнительных региональных выплат к заработной плате педагогов. Эту меру поддержки реализуют 44 субъекта РФ (75,9%).

Например, на территории Калужской области в рамках этой меры действует система поддержки молодых специалистов, в том числе ежегодные единовременные выплаты молодым специалистам в соответствии с законом Калужской области от 28.12.2017 г. № 290-ОЗ «О ежегодных единовременных выплатах молодым специалистам - педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций», законом Калужской области от 04.02.2005 г. № 25-ОЗ «О молодом специалисте в Калужской области», а также ежемесячные выплаты работающим в школах с низкими образовательными результатами педагогическим работникам в соответствии с законом Калужской области от 21.12.2016 г. № 150-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогических работников», единовременная денежная выплата для погашения основной суммы долга и (или) уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на

приобретение жилого помещения, размер процентов по которым не превышает ставку рефинансирования (учетную ставку) Центрального банка РФ, действующую на момент получения ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, более чем на два процентных пункта, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере 400 тыс. руб. в соответствии с законом Калужской области от 30.09.2019 г. № 498-ОЗ «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки педагогическим работникам».

В Тюменской области принято постановление Администрации от 29.12.2004 г. № 242-пк «Об особенностях оплаты и стимулирования труда и мерах социальной поддержки отдельных категорий работников государственных образовательных организаций Тюменской области».

В Тамбовской области установлены ежемесячная выплата в размере 2600 руб. молодым специалистам образовательных организаций и выплата в размере 120 тыс. руб. молодым педагогам, впервые трудоустроившимся на педагогические должности в организации общего образования, расположенные в сельской местности.

Установлены дополнительные региональные выплаты к заработной плате педагогов и в Ростовской области. Оплата труда педагогических работников государственных учреждений, подведомственных минобразова-нию Ростовской области, регламентируется постановлением Правительства Ростовской области от 09.11.2016 г. № 765 «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений системы образования Ростовской области, госу-

2022. Том 12. № 2

дарственных казенных учреждений социального обслуживания Ростовской области центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

В Вологодской области на основании закона области от 13.05.2021 г. № 4891-ОЗ установлено предоставление единовременной выплаты педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности выплаты в размере 500 тыс. руб.

В Кировской области установлено предоставление социальных выплат молодым специалистам (100 тыс. руб. - молодым специалистам, трудоустраивающимся в муниципальные районы и муниципальные округа; 50 тыс. руб. - молодым специалистам, трудоустраивающимся в городские округа); предоставление единовременного денежного пособия всем молодым специалистам при трудоустройстве в сельской местности (50 тыс. руб.).

Органы власти 18 регионов (31 % от всех участников опроса) обозначили, что в них осуществляются меры государственной поддержки в улучшении жилищных условий молодых педагогов, трудоустраивающихся в сельской местности. В Чувашии она, например, реализуется в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики».

Предоставление служебного жилья педагогическим работникам областных образовательных организаций осуществляется в Рязанской области в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 16.03.2011 г. № 46 (ред. от 15.11.2017 г.) «Об утверждении Положения об установлении структуры, компетенции, порядка формирования и срока полномочий органов управления государственных бюджетных учреждений Рязанской области и государственных казенных

ISSN 2658-6762

учреждений Рязанской области, порядка принятия ими решений и выступления от имени государственных бюджетных учреждений Рязанской области и государственных казенных учреждений Рязанской области».

В Московской области с 2016 г. работает программа «Социальная ипотека», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 г. № 790/39 «Об утверждении государственной программы Московской области „Жилище" на 20172027 годы». Программа помогает привлечь и удержать в регионе высококвалифицированных учителей и воспитателей. Участнику программы оказывают помощь в приобретении жилья. Педагогические работники получают первоначальный взнос от Правительства Московской области в размере 50 % от расчетной стоимости жилья. Вторую половину стоимости Правительство Московской области ежемесячно компенсирует педагогу в течение 10 лет. Участник самостоятельно оплачивает только проценты по кредиту.

В Хабаровском крае вопрос улучшения жилищных условий учителей решается путем участия в краевых программах: «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (предоставляется социальная выплата на строительство (приобретение) жилья для молодых семей в размере от 30 до 40 % от расчетной стоимости жилого помещения) % на строительство (приобретение жилья на условиях ипотеки в размере 15 % от расчетной стоимости жилого помещения); «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» (социальная выплата на строительство и приобретение жилья в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, не более 70 % от расчетной стоимости жилья).

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

126

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

В Камчатском крае в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Камчатском крае» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22.11.2013 г. № 520-П, учителям общеобразовательных учреждений в Камчатском крае в возрасте до 35 лет (включительно) предоставляются социальные выплаты в размере до 30 % от установленной договором купли-продажи стоимости жилого помещения или объекта долевого строительства в Камчатском крае на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в Камчатском крае, предоставляемому кредитными организациями и иными организациями, реализующими программы ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Камчатском крае.

Результаты исследования представленности педагогического образования в регионах РФ позволили не только выявить проблемы в подготовке кадров для общеобразова-

тельных организаций и особенности региональных образовательных систем, но и сформулировать некоторые рекомендации в этой сфере. Приведем здесь некоторые из них.

1. Профильные педагогические образовательные организации высшего образования, входящие в перечень Министерства просвещения РФ, должны стать опорными научно-методическими ресурсными центрами подготовки педагогических кадров в федеральных округах РФ и объединять всю совокупность образовательных организаций (различных форм собственности и различной ведомственной подчиненности), которые обеспечивают непрерывность педагогического образования в каждом субъекте РФ на основе кластерного подхода.

С этой целью можно использовать опыт деятельности федерального координационного центра (ФКЦ) и окружных координационных центров (ОКЦ) по подготовке и сопровождению вожатских кадров, созданных Министерством образования и науки РФ в 2018 г., при координационной роли МПГУ. В таблице 4 перечислены опорные вузы, на базе которых созданы ОКЦ.

Вузы, в которых созданы окружные координационные центры по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Universities where district coordination centers for the training and support of counselors have been established

Таблица 4

Table 4

№ Наименование образовательной организации высшего образования Федеральный округ

1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» ФКЦ РФ, Центральный федеральный округ

2 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» ОКЦ Северо-Западного федерального округа

3 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова» ОКЦ Приволжского федерального округа

Science for Education Today 2022. Том 12. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 4

1 2 3

4 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» ОКЦ Южного федерального округа

5 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» ОКЦ Уральского федерального округа

6 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» ОКЦ Сибирского федерального округа

7 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» ОКЦ Дальневосточного федерального округа

8 Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «МПГУ» ОКЦ Северо-Кавказского федерального округа

2. Рекомендовать государственным органам исполнительной власти в сфере управления образованием в субъекте РФ на основе ежегодного мониторинга региональной системы образования проводить сопоставление таких показателей, как количество выпускников в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки на территории субъекта (независимо от ведомственной принадлежности), с реальными потребностями в общеобразовательных организациях региона и осуществлять мероприятия, направленные на закрепление молодых педагогических кадров в общеобразовательных организациях субъекта РФ.

3. Пересмотреть допустимый объем совмещения штатных ставок педагогического списочного состава общеобразовательных организаций для обеспечения потребности выпускников в трудоустройстве и повышения качества преподавательской деятельности при одновременном повышении уровня средней заработной платы за работу в объеме одной ставки.

4. Формировать контрольные цифры приема для обучения по направлениям УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки за счет средств федерального бюджета с учетом потребности, выявленной по результатам

мониторинга региональных систем образования в субъектах РФ. Вводить ответственность органов власти субъектов РФ за прогнозирование потребности в педагогических кадрах и трудоустройство выпускников, обучавшихся по направлению подготовки УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки в общеобразовательные организации субъекта РФ.

Заключение

В итоге настоящего исследования авторами выявлены следующие особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов РФ:

1. Профильные педагогические образовательные организации высшего образования, входящие в перечень Министерства просвещения РФ, имеются во всех федеральных округах. Однако не в полной мере используются их ресурсные возможности для поддержки и развития педагогического образования в тех субъектах РФ, где они отсутствуют.

2. Региональные мониторинги потребности педагогических кадров в субъектах РФ не находят в должной мере отражение в системной деятельности органов власти субъектов РФ по трудоустройству выпускников вузов и закреплению молодых педагогических кадров в общеобразовательных организациях.

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батыршина А. Р., Зайниев Р. М. Подготовка учителя как одно из важнейших направлений в образовании // Вестник Университета Российской академии образования. - 2020. - № 5. -С. 28-38. DOI: https://doi.org/10.24411/2072-5833-2020-10048 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=45642151

2. Сайгушкина С. В., Бакач Е. В. Региональная модель оценки качества общего образования как содержательная основа повышения квалификации педагогов // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. - № 2. - С. 90-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32272059

3. Эльмурзаева Г. Б. Проект «Будущее Чеченской республики» как средство повышения качества общего образования в регионе // Начальная школа. - 2020. - № 4. - С. 16-21. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=42826631

4. Залялова А. Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. -№ 1. - С. 44-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17746871

5. Горнякова М. В., Дьячук А. А. Практики сопровождения профессионального развития в регионе: по итогам II всероссийской научно-практической конференции «Бизнес. Власть. Образование: эффективное партнерство» // Организационная психология. - 2019. - Т. 9, № 4. -С. 203-221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764848

6. Долгая О. И. Мировые тенденции в общем образовании: новая идеология образования и изменение психолого-педагогических подходов к обучению // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 6. - С. 32-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41807066

7. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 64. - P. 43-51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.019

8. Duckworth A. L., Yeager D. S. Measurement Matters // Educational Researcher. - 2015. -Vol. 44 (4). - P. 237-251. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x15584327

9. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? // Professional Development in Education. - 2019. - Vol. 48 (2). - P. 315-329. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2019.1696874

10. Kurdadze I. New school model approaches in preparing future teacher - in pedagogical practice process // Bulletin of Science and Practice. - 2021. - Т. 7, № 3. - С. 297-301. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/36 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44884202

11. Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. -2022. - № 1. - С. 99-125. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=48057197

12. Лесконог Н. Ю., Савенок А. С., Чуева А. А. К вопросу о представленности в субъектах Российской Федерации совокупности образовательных организаций, обеспечивающих подготовку педагогических кадров // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - № 1. - С. 75-91. DOI: https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.L51747 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=48035029

13. Кубарев Д. Е. Цифровая трансформация системы общего образования региона: профессиональные дефициты педагогических кадров // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. -

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

129

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

№ 5. - С. 47-57. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-5-47-57 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46680900

14. Ряписов Н. А. Кадры системы общего образования: проблемы и пути решения // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 8-1. - С. 73-75. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=47579580

15. Готская И. Б., Жучкова В. М. Образовательные кластеры как одно из направлений структурных инноваций в профессиональном образовании // Современное образование: традиции и инновации. - 2019. - № 1. - С. 18-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37338803

16. Елагина Е. Р. Социально-образовательные кластеры непрерывного образования: актуализация формирования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 9. - С. 28-31. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=30109885

17. Коломыцева А. О. Инновационные образовательные кластеры как новая форма интеграции сетевого взаимодействия в образовательной среде // Новое в экономической кибернетике. -2019. - № 2-3. - С. 122-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41812932

18. Федорчук Ю. М., Морозов А. В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. -2021. - Т. 1, № 2. - С. 73-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46421500

Поступила: 15 февраля 2022 Принята: 10 марта 2022 Опубликована: 30 апреля 2022

Шаламова Любовь Федоровна: разработка инструментария и программы исследования, участие в проведение исследования, обобщение и анализ материалов исследования, обзор литературы по теме статьи, написание статьи, редактирование материалов.

Владимирова Татьяна Николаевна: редактирование материалов статьи, общее руководство проведением исследования.

Лесконог Наталья Юрьевна: разработка инструментария, организация проведения исследований, написание статьи, редактирование текста статьи, взаимодействие с редакцией.

Заявленный вклад авторов:

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Информация об авторах

Шаламова Любовь Федоровна

кандидат социологических наук, доцент ВАК, доцент, кафедра «Государственное управление и социальные технологии», Института Инженерной экономики и гуманитарные науки, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (МАИ), Волоколамское шоссе, д. 4, 125993, Москва, Россия. Аналитик Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров,

Московский педагогический государственный университет (Mill У), ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7166-1760 E-mail: lfsh57@mail.ru

Владимирова Татьяна Николаевна

доктор педагогических наук, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования, проректор по связям с общественностью,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9368-404X E-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Лесконог Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра медиаобразова-ния, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5187-3037 E-mail: leskonog@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

DOI: 10.15293/2658-6762.2202.06 Research Full Article / Article language: Russian

Provision of comprehensive secondary schools with teaching staff holding university-level degrees: With the main focus on the regions of the Russian Federation

Lubov F. Shalamova2, Tatiana N. Vladimirova1, Natalia Y. Leskonog ao1

1 Moscow Pedagogical State University (MPSU), Moscow, Russian Federation 2 Moscow Aviation Institute (National Research University (MAI), Moscow, Russian Federation

Abstract

Introduction. The current socio-political and economic situation in the Russian Federation requires significant reorientations of the Russian economy towards import substitution, the development of high-tech and social technologies, and a considerable renewal of the service sector. This, in turn, sets priorities for the entire Russian education system. Rapid changes in technological processes, the development of digitalization and artificial intelligence, the rapid obsolescence of knowledge and the need to update it, and the increasing processes of globalization require teachers to constantly advance their professional competences, have stable civic position, understand the vector of government policy and nurture the appropriate educational attitudes in the younger generation, to take part in the formation of a national-cultural consciousness, a conscious sense of national cultural peculiarities and the unity of the Russian people, taking into account the uniqueness and specificity of living in various Russian regions.

The article discusses some regional features of staffing educational settings and examples of solving the national tasks of identifying professional deficits within regional educational systems, measures to support teaching staff, and strategies and mechanisms of state regulations in the field of education.

The purpose of the study is to reveal the characteristic features of staffing comprehensive schools with employees holding university-level degrees in the regions of the Russian Federation.

Materials and Methods. The article presents the results of investigating the representation of teacher education in the regions of the Russian Federation. The study was conducted using a

Acknowledgments

The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Project No. 121121600322-9 ("All-Russian interregional study on the representation of pedagogical education in 85 regions").

For citation

Shalamova L. F., Vladimirova T. N., Leskonog N. Y. Features of providing pedagogical personnel with higher education to general education organizations of the subjects of the Russian Federation. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 111-135. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.06

H Corresponding Author: Natalia Y. Leskonog, leskonog@mail.ru

© Lubov F. Shalamova, Tatiana N. Vladimirova, Natalia Y. Leskonog, 2022

comparative analysis of official statistical data on comprehensive secondary educational institutions ('OO-11 ' reporting form) and on Higher educational institutions ('VPO-1 ' reporting form).

The research methods also included a sociological survey of Local Educational Authorities within the regions of the Russian Federation.

Results. The research has revealed the need for teaching staff identified by Local Educational Authorities, the most common mechanisms for solving the problem of teacher shortage in the regions of the Russian Federation, and the mechanisms used for identifying the needs for teaching staff. The prevailing mechanisms of revealing the interest of children and youth in career in education and teaching are determined. The survey indicated the most common measures of support for teaching and education staff in the regions by Local Educational Authorities, directions for improving the quality of initial teacher education and other aspects related to the provision of regional education systems with teaching staff, and the quality of induction and mentoring systems for newly qualified educators. The results of the survey are selectively presented in the article.

Conclusions. The results obtained can be used by the state authorities of the subjects of the Russian Federation, federal districts of the Russian Federation, and higher educational institutions to improve the efficiency of regional models of teacher education, integrating them into the national educational system of teacher education.

Keywords

Teacher; Teacher education; Teaching staff; Higher education; Subject of the Russian Federation; Local educational authorities; Educational organizations.

REFERENCES

1. Batyrshina A. R., Zainiev R. M. Teacher training as one of the most important directions in education. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 2020, no. 5, pp. 28-38. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/2072-5833-2020-10048 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45642151

2. Saigushkina S. V., Bakka E. V. Regional model of assessment of the quality of general education as a substantial basis for professional development of teachers. Scientific and Methodological Support of the Assessment of the Quality of Education, 2017, no. 2, pp. 90-94. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32272059

3. Elmurzayeva G. B. The project "future of Chechen Republic" as a mean of improving the quality of general education in the region. Elementary School, 2020, no. 4, pp. 16-21. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42826631

4. Zalyalova A. G. Regional model of educational teachers training in terms of educational cluster. Professional Education in Russia and Abroad, 2011, no. 1, pp. 44-49. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17746871

5. Gornyakova M. V., Dyachuk A. A. Support of professional development in the region: Summarizing the IInd all-Russian scientific and practical conference "Government, business, education: Effective partnership". Organizational psychology, 2019, vol. 9 (4), pp. 203-221. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764848

6. Dolgaya O. I. A new ideology of education and a change in psychological and pedagogical approaches to learning as global trends in general education. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2019, no. 6, pp. 32-39. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41807066

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chang-Kredl S., Colannino D. Constructing the image of the teacher on Reddit: Best and worst teachers. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 64, pp. 43-51. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tate.2017.01.019

8. Duckworth A. L., Yeager D. S. Measurement Matters. Educational Researcher, 2015, vol. 44 (4), pp. 237-251. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189x15584327

9. Floyd A. Investigating the PDR process in a UK university: continuing professional development or performativity? Professional Development in Education, 2019, vol. 48 (8), pp. 315-329. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2019.1696874

10. Kurdadze I. New school model approaches in preparing future teacher - in pedagogical practice process. Bulletin of Science and Practice, 2021, vol. 7 (3), pp. 297-301. DOI: https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/36 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44884202

11. Shalamova L. F., Marusyak D. M., Vladimirova T. N., Leskonog N. Y. Regional model of teacher education as a research problem. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (1), pp. 99-125. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.05 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48057197

12. Leskonog N. Y., Savenok A. S., Chueva A. A. On the issue of the representation in the constituent entities of the Russian Federation of a set of educational organizations that provide training for teaching staff. Socio-Humanitarian Knowledge, 2022, no. 1, pp. 75-91. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.L51747 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48035029

13. Kubarev D. E. Digital transformation of Tomsk regional system of general education: professional deficits of teaching staff. Scientific and Pedagogical Review, 2021, no. 5, pp. 47-57. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-5-47-57 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46680900

14. Ryapisov N. A. Personnel of the system of general education: problems and solutions. Modern School of Russia. Modernization Issues, 2021, no. 8-1, pp. 73-75. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47579580

15. Gotskaya I. B., Zhuchkov V. M. Educational clusters as one of the directions of structural innovations in vocational education. Modern Education: Traditions And Innovations, 2019, no. 1, pp. 18-23. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=373388038

16. Elagina E. R. Socio-educational clusters of continuing education: actualization of formation. Alma mater (Bulletin of Higher school), 2017, no. 9, pp. 28-31. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30109885

17. Kolomytseva A. O. Innovative educational clusters as a new form of integration of network interaction in the educational environment. New in Economic Cybernetics, 2019, no. 2-3, pp. 122130. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41812932

18. Fedorchuk Y. M., Morozov A. V. Education development strategy: From the international level to the level of an educational organization. Global Economy and Education, 2021, vol. 1 (2), pp. 7381. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46421500

Submitted: 15 February 2022 Accepted: 10 March 2022

Published: 30 April 2022

®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Lubov Fyodorovna Shalamova,

Contribution of the co-author: development of research tools and programs, participation in the study, generalization and analysis of research materials, literature review on the topic of the article, writing a summary text of the article, editing materials. Tatiana Nikolaevna Vladimirova,

Contribution of the co-author: editing of the materials of the article, management of the research. Natalia Yurievna Leskonog,

Contribution of the co-author: development of tools, organization of research, writing an article, editing the text of an article, interaction with the editors.

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Lubov Fyodorovna Shalamova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head,

Department of "Public administration and social technologies", Institute of

Engineering Economics and Humanities,

Moscow aviation Institute (national research University (MAI),

Volokolamsk highway, 4, 125993, Moscow, Russian Federation.

Analyst,

Federal Coordination Center for Training and support of Counselors, Moscow Pedagogical State University (MPSU),

Malaya Pirogovskaya str., 1, p. 1, 119991, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7166-1760 E-mail: lfsh57@mail.ru

Tatiana Nikolaevna Vladimirova

Doctor of Pedagogical Sciences, Director,

Institute of Journalism, Communications and Media Education,

Vice-Rector for Public Relations,

Moscow Pedagogical State University (MPSU),

Malaya Pirogovskaya str., 1, p. 1, 119991, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9368-404X E-mail: tn.vladimirova@mpgu.su

Natalia Yurievna Leskonog

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director, Department of Media Education, Institute of Journalism, Communications and Media Education,

Federal Coordination Center for Training and support of Counselors, Moscow Pedagogical State University (MPSU),

Malaya Pirogovskaya str., 1, p. 1, 119991, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5187-3037 E-mail: leskonog@mail.ru (Corresponding Author)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.