Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННО-КАДРОВОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Маргарита Александровна, Неумывакин Виктор Сергеевич

В статье исследуются формы взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в целях подготовки кадров со средним профессиональным образованием под запросы современной экономики. Общепризнанным является тот факт, что для успешного развития экономики любого государства и входящих в его состав регионов необходимо достаточное количество рабочих кадров, уровень подготовки которых соответствует уровню развития производительных сил. В условиях отсутствия диалога между государственной системой подготовки кадров и представителями промышленных предприятий выполнение данной задачи является весьма затруднительным. Ведь именно предприятия формируют потребность в рабочей силе. Кроме того, текущие темпы технологического прогресса задают особые требования к скорости выхода на рынок труда специалистов, владеющих навыками для работы на современном оборудовании. Все это требует немедленного пересмотра подходов к развитию системы профессионального образования, постоянному обновлению материально-технической базы профессиональных образовательных организаций. Наиболее удачным является кластерный подход к организации экономического пространства регионов. Вместе с тем в настоящее время такой подход применяется лишь для объединения усилий государства, бизнеса и научных учреждений в целях внедрения результатов научных разработок в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим в настоящем исследовании предлагается рассмотреть возможность создания образовательно-производственных кластеров как института, объединяющего интересы государства, бизнеса и образовательных организаций на основе соглашений о партнерском взаимодействии. Кроме того, в статье предложен комплекс налоговых преференций в целях стимулирования отраслевых предприятий в инвестирование в систему среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцова Маргарита Александровна, Неумывакин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR IMPLEMENTING REGIONAL ECONOMIC POLICY

The article examines the forms of interaction between the state, business and educational organizations in order to train personnel with secondary vocational education for the needs of the modern economy. It is generally recognized that for the successful development of the economy of any state and its constituent regions, a sufficient number of working personnel is needed, the level of training of which corresponds to the level of development of the productive forces. In the absence of a dialogue between the state system of personnel training and representatives of industrial enterprises, the implementation of this task is very difficult. After all, it is the enterprises that form the need for labor. In addition, the current pace of technological progress sets special requirements for the speed of entry into the labor market of specialists who have the skills to work on modern equipment. All this requires an immediate revision of approaches to the development of the vocational education system, constant updating of the material and technical base of professional educational organizations. The most successful is the cluster approach to the organization of the economic space of the regions. At the same time, such an approach is currently used only to combine the efforts of the state, business and scientific institutions in order to introduce the results of scientific developments into the activities of economic entities. In this regard, this study suggests considering the possibility of creating educational and industrial clusters as an institution that unites the interests of the state, business and educational organizations on the basis of partnership agreements. In addition, the article offers a set of tax preferences in order to encourage industry enterprises to invest in the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

www.hjournal.ru

Journal of Economic Regulation, 2021,12(3): 86-104 DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.3.086-104

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

■н см о см

со

СКВОРЦОВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: skvortsovamargarita1988@mail.ru;

НЕУМЫВАКИН ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ,

Министерство просвещения Российской Федерации, z: г. Москва, Россия

см e-mail: info@edu.gov.ru

5

Цитирование: Скворцова М.А., Неумывакин В.С. (2021). Формирование # образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики s // Journal of Economic regulation (Вопросы регулирования экономики) 12(3): 86-104 DOI: о 10.17835/2078-5429.2021.12.3.086-104

X

§

<п

о; В статье исследуются формы взаимодействия государства, бизнеса и образовательных

^ организаций в целях подготовки кадров со средним профессиональным образованием

о под запросы современной экономики. Общепризнанным является тот факт, что для

с <

b ф с

Ъ

о между государственной системой подготовки кадров и представителями промышленных

о.

!= предприятий выполнение данной задачи является весьма затруднительным. Ведь именно предприятия формируют потребность в рабочей силе. Кроме того, текущие темпы

g технологического прогресса задают особые требования к скорости выхода на рынок

^ труда специалистов, владеющих навыками для работы на современном оборудовании. Все

з это требует немедленного пересмотра подходов к развитию системы профессионального

ш образования, постоянному обновлению материально-технической базы профессиональных

о образовательных организаций. Наиболее удачным является кластерный подход к организации

2 экономического пространства регионов. Вместе с тем в настоящее время такой подход

g применяется лишь для объединения усилий государства, бизнеса и научных учреждений в целях

о внедрения результатов научных разработок в деятельность хозяйствующих субъектов. В

ll связи с этим в настоящем исследовании предлагается рассмотреть возможность создания

^ образовательно-производственных кластеров как института, объединяющего интересы z

ее -

о m

успешного развития экономики любого государства и входящих в его состав регионов необходимо достаточное количество рабочих кадров, уровень подготовки которых соответствует уровню развития производительных сил. В условиях отсутствия диалога

о © Скворцова М.А., Неумывакин В.С., 2021

государства, бизнеса и образовательных организаций на основе соглашений о партнерском взаимодействии. Кроме того, в статье предложен комплекс налоговых преференций в целях стимулирования отраслевых предприятий в инвестирование в систему среднего профессионального образования.

Ключевые слова: производственно-кадровое партнерство; соглашение о партнерском взаимодействии; образовательно-производственный кластер; налоговый вычет

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL CLUSTERS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION FOR IMPLEMENTING REGIONAL ECONOMIC POLICY

MARGARITA A. SKVORTSOVA,

Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russia6 e-mail: skvortsovamargarita1988@mail.ru;

VICTOR S. NEUMYVAKIN,

■H CM

o

CM

Ministry of the Education of the Russian Federation, °°

o

Moscow, Russia ¡=

_e-mail: info@edu.gov.ru

£

Citation: Skvortsova M.A., Neumyvakin VS. (2021). Educational and industrial clusters in the system of secondary vocational education for implementing regional economic policy. Journal of Economic regulation ® 12(3): 86-104 DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.3.086-104 T

s 5

The article examines the forms of interaction between the state, business and educational organizations in order to train personnel with secondary vocational education for the needs ofthe modern economy. It is generally recognized that for the successful development of the economy of any state and its constituent regions, a sufficient number of working personnel is needed, the level of training of which corresponds to the level of development of the productive forces. In the absence of a dialogue between the state system ofpersonnel training and representatives of industrial enterprises, the implementation < of this task is very difficult. After all, it is the enterprises that form the need for labor. In addition, the

Q

current pace of technological progress sets special requirements for the speed of entry into the labor -g

market of specialists who have the skills to work on modern equipment. All this requires an immediate o

revision of approaches to the development of the vocational education system, constant updating of g

the material and technical base of professional educational organizations. The most successful is the

cluster approach to the organization of the economic space of the regions. At the same time, such an ^

approach is currently used only to combine the efforts of the state, business and scientific institutions in ^

order to introduce the results of scientific developments into the activities of economic entities. In this 3

CD

regard, this study suggests considering the possibility of creating educational and industrial clusters as lu an institution that unites the interests of the state, business and educational organizations on the basis 0 ofpartnership agreements. In addition, the article offers a set of tax preferences in order to encourage 2 industry enterprises to invest in the system of secondary vocational education.

cluster; tax deduction. JEL: 125, J21, K34

§

X

tc rn О

Keywords: production and staffing partnership; partnership agreement; educational and production o

■н

1. Предпосылки трансформации системы среднего профессионального образования на основе кластерного подхода

Современные экономические процессы характеризуются бурными изменениями способов производства, включая активное внедрение нового высокотехнологичного оборудования, позволяющего полностью автоматизировать производство большинства видов продукции. Изменения в технологическом укладе требуют новых подходов к подготовке кадров, способных обеспечить запросы промышленных предприятий и, как следствие, устойчивый экономический рост.

Крупные промышленные производства в силу своей высокой фондовооруженности, как правило, имеют региональную привязку. При этом система подготовки кадров со средним профессиональным образованием, несмотря на возможности применения дистанционных образовательных технологий, также не может рассматриваться в отрыве от региональной составляющей в силу своей специфики, связанной с необходимостью использования промышленного оборудования в образовательном процессе. В связи с этим, при реализации государственной политики в сфере подготовки кадров со средним профессиональным образованием для нужд промышленности, необходимо учитывать региональный аспект.

В таких условиях ключевую роль играет формирование устойчивых партнерских сч отношений между тремя основными институтами — государством, бизнесом и <м образовательными организациями, такой модели можно также дать название ^ «производственно-кадровое партнерство». Предлагаемая модель весьма схожа по своей природе с институтом государственно-частного партнерства (Якуба, 2020: 198—201), но ■н отличается от него по сфере применения, целям и инструментам взаимодействия. о Безусловно внедрение такой модели требует как нормативно-правового закрепления,

так и институционализации. ® Существующие в настоящее время институты, такие как промышленные кластеры,

^ технопарки, научно-образовательные центры, безусловно являются важнейшими | инструментами, обеспечивающими в регионах формирование точек роста экономики ^ (Евлашкина, 2020: 195—197). Вместе с тем данные образования сфокусированы главным со образом на внедрении результатов научных разработок (Макеева, Минченкова, § Федорова, 2019: 192—201) и новых технологий в экономику и не способны обеспечить промышленные предприятия необходимым количеством кадров со средним профессиональным образованием, а ведь именно они обеспечивают устойчивое применение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленных масштабах. з Вместе с тем имеющаяся система подготовки кадров не всегда способна оперативно

о. реагировать на структурные изменения в экономике, связанные с переходом к о инновационным высокотехнологичным отраслям промышленности (Кочергин, 2019: ~ 90-97).

о Между тем необходимость трансформации системы СПО обусловлена и

прогнозируемыми изменениями на рынке труда в перспективе до 2030 г. Одно из центральных — это вымывание возрастной когорты 30-44 лет. Вовлеченность молодого ее поколения в занятость в перспективе до 2030 г. может снижаться в связи с поздним — выходом на рынок труда.

о Неизбежными станут структурные изменения на рынке труда: рост до 2 млн

о специалистов в 1Т-отрасли, увеличение занятых прогнозируется также, например, в ш строительстве и в сфере социальных услуг. Такие изменения потребуют от системы СПО о больше адаптивности и ускоренного реагирования на потребности рынка труда. < Сложившийся дисбаланс на рынке труда обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс подготовки кадров по новым профессиям и специальностям ° затягивается в связи наличием административных барьеров, связанных с длительностью

разработки, согласования и внедрения новых образовательных стандартов и программ. Во-вторых, подготовка кадров по новым профессиям и специальностям также требует соответствующих педагогических кадров, способных передать свои знания обучающимся. И, в-третьих, скорость экономических и технологических процессов требует обучения на современном передовом оборудовании, соответствующем оборудованию, используемому на реальном производстве (Андреянова, 2020: 92-103).

С учетом того, что в среднем одна профессиональная образовательная организация имеет не менее 5 учебно-производственных центров, мастерских или лабораторий, то всего в Российской Федерации насчитывается более 23 тысяч таких структурных подразделений.

При этом лишь около 30% машин и оборудования, используемых в образовательном процессе, обновлены в течении последних пяти лет. В целом износ материально-технической базы по системе СПО превышает 65%. Полная учетная стоимость машин и оборудования, находящихся в ведении всех колледжей, превышает 114 млрд рублей, а коэффициент их обновления составляет только 8,8%.

Таким образом, для полного обновления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций требуется свыше 11 лет. При этом речь идет только о поддержании текущего состояния, а не о приведении материально-технической базы в соответствие с передовыми инновационными технологиями, соответствующими современному уровню развития производительных сил.

00

о с

■н

о

Ситуация усугубляется тем, что с учетом быстро меняющихся технологий и производственных процессов материально-техническая база для соответствия современным требованиям должна обновляться в среднем каждые 5—6 лет, а в таких областях как IT каждые 2—3 года.

Решение вышеуказанных задач возможно исключительно путем взаимных усилий всех сторон «производственно-кадрового партнерства» в региональной привязке путем формирования образовательно-производственных кластеров по отраслевому принципу.

Анализ литературы по рассматриваемой в данном исследовании проблематике показывает, что к настоящему времени существует достаточно большое количество работ, посвященных различным ее сторонам, что в целом позволяет сформировать достаточный теоретический и методологический базис для дальнейшего изучения проблемы.

В частности, довольно обширное количество работ как российских, так и зарубежных авторов, посвящено вопросам развития региональных экономических и инновационных систем, их роли в развитии национальной и региональной экономики. Теоретические и ^ методологические основы функционирования и развития региональных экономических g систем и их отдельных подсистем, в том числе в рамках сетевых аспектов формирования о. пространства, освещены в трудах Кузнецова Н., Лундваль Б., Нельсона Р., Овчинникова о В., Роландта Т., Соколенко С., Федорова В., Фримена К., Чернышева А. и др. ^

Вопросы внедрения механизма государственно-частного партнерства в целях о привлечения инвестиций в систему российского образования являются предметом <5 научных исследований таких отечественных ученых как Якуба А.В., Горшкова А.А. ^ (Горшкова, 2020: 25—27), Тяглов С.Г. (Кузнецов, Тяглов, Пономарева, Родионова, 2020: ее 59-64), Беркович М.Л., Пушкин И.А., Аубакирова Ж.Я., Бейсенбаев Ж.Т., Жапарова М.Ж. ^ и многих других. Таким образом, рассматриваемая в настоящей статье проблематика о является весьма актуальной, в том числе с учетом крайнего недофинансирования о государственных образовательных учреждений. ш

LL

Для целей настоящего исследования проведен анализ открытых источников, о содержащих информацию о региональных рынках труда, системе подготовки кадров < со средним профессиональным образованием, а также размещения промышленных Q^ предприятий на территории РФ в разрезе следующих отраслей промышленности: о

металлургическая, нефтегазохимическая, сельское хозяйство, фармацевтическая, машиностроение, легкая промышленность, горнодобывающая отрасль, атомная, железнодорожная. По итогам анализа получены результаты, представленные в таблице 1.

Представленные данные подтверждают гипотезу о наличии дисбаланса на рынке труда, связанную в том числе с несоответствием уровня подготовки выпускников потребностям предприятий работодателей (Федоров, Глущенко, 2020: 102—108).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Сопоставительные данные системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием и рынка труда в разрезе отраслей промышленности

■н см о см

О)

см ■н

№ п/п Наименование отрасли Количество субъектов РФ, в которых ведется подготовка кадров Количество образовательных организаций, реализующих программы СПО Количество выпускников Уровень трудоустройства выпускников, (%) Количество предприятий Количество вакансий Средняя заработная плата (тыс. рублей)

1 Металлургическая отрасль 34 66 2859 45,1 2769 19811 26,9

2 Нефтегазохимическая отрасль 41 128 10071 52,0 667 10039 27,3

3 Сельско-хозяйственная отрасль 81 616 30237 30,1 3848 12749 18,8

4 Фармацевтическая отрасль 53 111 10007 53,0 304 4288 28,9

5 Машиностроение 83 1069 40834 46,3 562 986 26,8

6 Легкая промышленность 76 237 5126 32,0 1377 4564 20,9

7 Горнодобывающая отрасль 34 107 4583 54,5 208 14612 30,7

8 Атомная промышленность 9 9 179 46,0 296 Нет данных в открытых источниках Нет данных в открытых источниках

9 Железнодорожная отрасль 61 214 9366 48,0 85 21983 25,5

о

X

§

т

tc со

о <

ф

15 о О

с

О

m

о §

з О ш ее о

о о ш

LL

о

_J

<

ее

3

о

Источник: Составлено авторами на основании статистических данных, размещенных на официальном сайте Минпросвещения России URL: https://www.edu.gov.ru и данным Портала работа в России (https://www.trudvsem.ru - Дата обращения: 01.08.2021).

2. Механизмы формирования образовательно-производственных кластеров

В условиях отставания системы СПО от трендов в экономике и потребностей работодателей необходимо сформировать прочные связи между наиболее заинтересованными участниками региональных рынков труда. Предприятиям необходимо предоставить возможность участвовать в организации образовательного процесса и управлении профессиональными образовательными организациями (Беркович, 2019: 320—326.), разработке образовательных программ, учебных планов, учебно-методических комплексов для реализации дуальной модели образования, контрольно-оценочных средств и инструментов.

Вместе с тем прочность тех или иных связей зачастую определяется степенью их формализации и институционализации (Кузьминов, Тяглов, Архипова, Седова, 2020: 78— 91). В связи с чем предлагается фиксировать отношения между регионом, предприятием и колледжем посредством заключения соглашений о партнерском взаимодействии и формирования на их основе программных документов, предусматривающих конкретные формы и способы реализации «производственно-кадрового партнерства» всеми его сторонами.

В случае если «производственно-кадрового партнерство» предполагает вовлечение колледжа, находящегося в федеральном подчинении, соглашение о партнерстве заключается между субъектом Российской Федерации и учредителем федеральной образовательной организации, реализующей программы СПО и предприятием.

Соглашение о партнерстве заключается в целях:

1) привлечения организаций реального сектора экономики к подготовке рабочих кадров;

2) создания благоприятных условий для развития практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки рабочих кадров в качестве элемента образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования на территории субъекта Российской Федерации;

3) развития кадрового потенциала и формирование эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов (рабочих кадров) в сфере высокотехнологичных отраслей промышленности, в том числе путем обучения на ^ производстве, с учетом текущих и перспективных потребностей в специалистах с_ заинтересованных организаций и хозяйствующих субъектов; .н

4) тиражирования лучших практик наставничества на производстве и в социальной сфере, организации и сопровождения работы в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки обучающихся и выстраивания карьерных траекторий выпускников. §

В целях учета интересов всех сторон «производственно-кадрового партнерства» I

и о

предлагается определить три уровня взаимодействия организаций реального сектора

экономики с образовательными организациями:

1) взаимодействие по направлениям, связанным с разработкой и реализацией образовательных программ;

2) взаимодействие по направлениям, связанным с привлечением организаций реального сектора экономики к управлению образовательными организациями;

3) взаимодействие, направленное на финансирование создания и (или) модернизации ^ инфраструктуры государственных образовательных организаций, а также закупку оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для

о

о о а

организации образовательного процесса. о

Взаимодействие предприятий с колледжами по направлениям, охватывающим ^ разработку и реализацию профессиональных образовательных программ осуществляется о в следующих формах: <5

1) обеспечение разработки образовательных программ; ^

2) применение и совершенствование образовательных технологий, методов сс обучения и воспитания, электронного обучения в профессиональных образовательных — организациях (Никулина, 2020: 1263—1280); о

3) взаимодействие по вопросам системы оценки качества образования; о

4) обеспечение организации проведения научно-методической работы, включая ш проведение методических и научных конференций, а также семинаров и вебинаров в о колледжах; <

5) организация повышения квалификации преподавательского состава профессиональной к образовательной организации. о

Взаимодействие по направлениям, связанным с привлечением организаций реального сектора экономики к управлению образовательными организациями осуществляется в следующих формах:

1) включение представителей отраслевых предприятий в органы управления образовательной организацией;

2) создание и обеспечение функционирования управляющей компании;

3) совместное учреждение профессиональной образовательной организации в форме автономной некоммерческой организации.

Взаимодействие, направленное на создание и (или) модернизацию инфраструктуры государственных образовательных организаций, а также закупку оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, в том числе:

1) перечисление образовательным организациям денежных средств на формирование или пополнение целевого капитала в целях его использования в сфере образования;

2) безвозмездная передача образовательным организациям имущества, необходимого для осуществления образовательной деятельности.

Конкретные уровни взаимодействия предприятий с колледжами могут быть

установлены на усмотрение сторон в соглашении о партнерстве, при этом может быть ■н „

см установлен как один из уровней взаимодействия, так и их сочетание. <м Заключение соглашения о партнерстве можно считать первым этапом на пути

^ к формализации и институционализации отношений в рамках «производственно-кадрового партнерства». Следующий этап предполагает создание на основе такого ■н соглашения образовательно-производственного кластера (Федюнин, Леонова, 1 Русакович, Боташева, 2019: 315-321).

Под образовательно-производственным кластером в рамках данного исследования ® предлагается понимать создаваемое по отраслевому принципу на основе соглашения ^ о партнерстве и поддерживаемое субъектом РФ объединение без образования юридического лица государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования с предприятиями,

0

1

со либо автономная некоммерческая организация, созданная в соучредительстве субъекта

го ш

о ^

<

ь ф

с^

15 о о с^ с

о т

РФ и отраслевых предприятий, реализующая программы среднего профессионального образования (Тяглов, Скворцова, 2020: 170-177).

Образовательно-производственный кластер осуществляет свою деятельность в соответствии с программой деятельности, представляющей собой документ, содержащий совокупность мероприятий, направленных на модернизацию материально-технической базы кластера, образовательных программ, а также перечень целевых индикаторов, сроки реализации и сведения о финансовом обеспечении программы. В программе отражается перечень организаций, участвующих в ее реализации, с указанием их функций, прав и обязанностей. о Предполагается, что инициатором создания кластера должен выступать

субъект Российской Федерации, разрабатывающий совместно с образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования,

ш

ее и отраслевыми предприятиями партнерами программу деятельности кластера. — В качестве участников кластера могут быть все колледжи, осуществляющие

о подготовку кадров по выбранной отрасли на территории данного региона, а также о предприятия-работодатели в соответствии с отраслевой принадлежностью (Растегаева, ш Литвинова, Филимонюк, 2020: 38-41).

о Программа деятельности кластера формируется всеми его участниками и включает

< следующие положения:

1) перечень направлений деятельности кластера в соответствии с приоритетами ° развития региона;

00

о с

см ■н

2) перечень участников кластера с указанием их функций;

3) при планировании создания новых юридических лиц или объектов инфраструктуры в целях деятельности кластера - сведения о таких объектах;

4) информацию о мерах государственной поддержки и сведения о финансовом обеспечении программы деятельности кластера, включая размеры финансовых средств, предоставляемых на эти цели инициатором создания центра, а также о средствах внебюджетных источников;

5) показатели деятельности участников кластера, планируемые к достижению в рамках реализации его программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу основных показателей могут быть отнесены следующие:

1) количество обучающихся;

2) количество реализованных образовательных программ в интересах организаций реального сектора экономики;

3) количество работников организаций реального сектора экономики, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с направлениями деятельности кластера;

4) количество студентов колледжа, обучающихся с закреплением наставника, работающего в организации реального сектора экономики;

5) количество обучающихся, являющихся штатными работниками образовательно-производственного кластера; 041

6) количество заключенных договоров о целевом обучении с гарантией трудоустройства выпускников;

7) объем финансовой поддержки, предоставляемой из регионального бюджета субъекта с использованием всех инструментов поддержки;

8) объем внебюджетных средств (включая стоимость безвозмездно переданного образовательным организациям, являющимся участниками кластера, имущества, необходимого для реализации основных профессиональных образовательных программ, § основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных | программ), направляемых участниками кластера из числа организаций, действующих ^ в реальном секторе экономики, на материально-техническое оснащение участника т кластера, являющегося образовательной организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования.

Для консолидации мер государственной поддержки деятельности кластера при подготовке и реализации программы деятельности кластера могут применяться в том числе формы государственной поддержки, установленные для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, а также для других проектов и программ, в том числе £ инициированных органами государственной власти, организациями, действующими в о. реальном секторе экономики (Морозова, Чеховских, Бибик, 2020: 14-20). о

Реализация программы деятельности кластера должна обеспечиваться всеми его ^ участниками, в том числе посредством: о

1) участия в реализации образовательных программ СПО; ^

2) создания, модернизации и функционирования материально-технической базы кластера; ^^

о\ Ш

3) коммерциализации полученных результатов деятельности, производства ее и увеличения объема новой и усовершенствованной продукции с применением базы кластера; —

4) формирования и использования участниками кластера производственной, о технологической и иной инфраструктуры кластера; о

5) разработки и внедрения участниками кластера образовательных программ, ш предусматривающих использование в образовательном процессе как инфраструктуры, о так и кадрового потенциала всех организаций, входящих в состав кластера; <

6) реализации участниками кластера программ (включая организацию

и проведение промежуточной аттестации, итоговой аттестации о

х го ш

о <

ь ф

■н см о см

О)

см ■н

о

X

т

го ш

о ^

<

с? ф с^

15 о О с^ с

о т

о ш си о

о о

ш ц_

о <

СИ 3

о

в формате демонстрационного экзамена), дополнительных профессиональных программ, программ стажировок обучающихся и педагогических работников, а также осуществления мер по привлечению педагогических работников из реального сектора экономики в организации, которые являются участниками кластера.

В целях текущего руководства и координации участников кластера предлагается создание на основании соглашения о партнерстве управляющей компании. Главная ее цель заключается в обеспечении взаимодействия участников кластера при реализации программы деятельности, в том числе в целях обеспечения соблюдения программы деятельности кластера ее участниками, а также использования инфраструктуры кластера.

По соглашению сторон на управляющую компанию могут быть возложены следующие функции:

1) организация разработки и принятия правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов в образовательных организациях;

2) разработка штатного расписания в профессиональных образовательных организациях;

3) организация приема на работу работников образовательной организации, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников образовательной организации;

4) организация поощрения обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организациях;

5) организация содействия деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации в образовательных организациях;

6) формирование заявки на участие в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

7) иные функции.

Структура образовательно-производственного кластера представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура образовательно-производственного кластера Источник: составлено авторами.

В целях осуществления общего руководства деятельностью кластеров и определения программ их деятельности предлагается на уровне региона образовать региональный наблюдательный совет, формируемый из числа представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, предприятий и образовательных организаций. Предполагается, что руководство региональным наблюдательным советом будет осуществлять высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

На региональный наблюдательный совет могут быть возложены следующие функции: утверждение программ деятельности кластеров, при необходимости согласование внесения в них изменений; осуществление мониторинга реализации программ деятельности кластеров; осуществление иных функций.

Для координации деятельности кластеров на федеральном уровне предполагается целесообразным создание координационного совета образовательно-производственных кластеров как постоянно действующего межведомственного координационного органа, в состав которого будут входить представители отраслевых министерств и ведомств, а также крупнейших отраслевых предприятий.

Базовый прогноз экономических эффектов от реализации текущих мероприятий в системе СПО в части уровня трудоустройства выпускников, а также объема налоговых ^ отчислений с их доходов представлен в таблице 2. ^

Ежегодно выпуск в системе СПО составляет 700 тыс. человек. Реализация Проекта позволит дополнительно увеличить количество выпускников колледжей, начиная с 2025 г.:

в 2025 г. на 500 тыс. человек; в 2026 г. на 200 тыс. человек; в 2027 г. на 200 тыс. человек; в 2028 г. на 200 тыс. человек; в 2029 г. на 300 тыс. человек; в 2030 г. на 300 тыс. человек.

Учитывая, что в структуре занятых выпускников 22,4% составят самозанятые (средний уровень дохода 66,5 тыс. рублей, 4% налоговых отчислений), оставшиеся будут трудоустроены по ИТ специальностям (средняя заработная плата 47 тыс. рублей, 13% налоговых отчислений) и по иным профессиям (средняя заработная плата 28 тыс. рублей, 13% налоговых отчислений).

Прогноз экономических эффектов от внедрения в систему СПО института образовательно-производственных кластеров позволит добиться результатов, з представленных в таблице 3. о.

На основании данных, приведенных таблицах 2 и 3, можно произвести расчет о дополнительных налоговых отчислений за счет дополнительного трудоустройства ^ выпускников при реализации проекта за период 2022—2030 гг. (таблица 4). о

Общий объем налоговых отчислений может быть рассчитан по формуле: ^

т = Т. + т2 + т3,

п 1 2 3'

■н

о ш ее о

где: о

Т. — объем налоговых отчислений за счет самозанятых (тыс. рублей). о

Т — объем налоговых отчислений за счет выпускников ИТ специальностей (тыс. ш

рублей). о

Т3 — объем налоговых отчислений за счет выпускников иных специальностей (тыс. <

рублей). дс

о

Таблица 2

Базовый прогноз экономических эффектов от реализации текущих мероприятий в системе среднего профессионального образования

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Всего

Выпускники 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 7000000,00

Занятые, за искл. безработных 420000,00 420000,00 420000,00 420000,00 699720,00 699720,00 699720,00 699720,00 699720,00 699720,00 5878320,00

Объем налоговых отчислений (тыс. рублен) 17826361,73 17826361,73 17826361,73 17826361,73 29698718,64 29698718,64 29698718,64 29698718,64 29698718,64 29698718,64 249497758,75

Из них самозанятые 22,4% 94080,00 94080,00 94080,00 94080,00 156737,28 156737,28 156737,28 156737,28 156737,28 156737,28 1316743,68

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) 3010560,00 3010560,00 3010560,00 3010560,00 5015592,96 5015592,96 5015592,96 5015592,96 5015592,96 5015592,96 42135797,76

Из них трудоустроенные 325920,00 325920,00 325920,00 325920,00 542982,72 542982,72 542982,72 542982,72 542982,72 542982,72 4561576,32

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) 14815801,73 14815801,73 14815801,73 14815801,73 24683125,68 24683125,68 24683125,68 24683125,68 24683125,68 24683125,68 207361960,99

По ИТ 19555,20 19555,20 19555,20 19555,20 32578,96 32578,96 32578,96 32578,96 32578,96 32578,96 273694,58

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) (ср. з/п 47 т.р.) 1433787,26 1433787,26 1433787,26 1433787,26 2388689,58 2388689,58 2388689,58 2388689,58 2388689,58 2388689,58 20067286,55

По иным 306364,80 306364,80 306364,80 306364,80 510403,76 510403,76 510403,76 510403,76 510403,76 510403,76 4287881,74

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) (ср. з/п 28 т.р.) 13382014,46 13382014,46 13382014,46 13382014,46 22294436,10 22294436,10 22294436,10 22294436,10 22294436,10 22294436,10 187294674,44

Источник: Составлено авторами на основании статистических данных, размещенных на официальном, сайте Минпросвещения России (1Шрв:// www.edu.gov.ru) и данным Портала работа в России (1Шрв://www.trudvsem.ru - Дата обращения: 01.08.2021).

Таблица 3

Прогноз экономических эффектов от внедрения в систему среднего профессионального образования института

образовательно-производственных кластеров

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Всего

Выпускники 700000,00 700000,00 700000,00 700000,00 1200000,00 900000,00 900000,00 900000,00 1000000,00 1000000,00 8700000,00

Занятые, за искл. безработных 420000,00 437500,00 455000,00 472500,00 1199790,00 899811,00 899832,00 899853,00 999874,00 999895,00 7684055,00

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) 17826361,73 18569126,80 19311891,87 20163334,97 51475467,66 38605249,27 38606150,25 38607051,23 43128302,75 43359190,81 329652127,34

Из них самозанятые 22,4% 94080,00 98000,00 101920,00 105840,00 268752,96 201557,66 201562,37 201567,07 223971,78 223976,48 1721228,32

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) 3010560,00 3136000,00 3261440,00 3386880,00 8600094,72 6449845,25 6449995,78 6450146,30 7167096,83 7167247,36 55079306,24

Из них трудоустроенные 325920,00 339500,00 353080,00 366660,00 931037,04 698253,34 698269,63 698285,93 775902,22 775918,52 5962826,68

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) 14815801,73 15433126,80 16050451,87 16776454,97 42875372,94 32155404,03 32156154,48 32156904,93 35961205,92 36191943,45 274572821,10

По ИТ 19555,20 20370,00 21184,80 25666,20 74482,96 55860,27 55861,57 55862,87 69831,20 77591,85 476266,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) (ср. з/п 47 т.р.) 1433787,26 1493528,40 1553269,54 1881845,78 5461090,86 4095674,77 4095770,35 4095865,94 5120023,60 5689034,59 34919891,09

По иным 306364,80 319130,00 331895,20 340993,80 856554,08 642393,07 642408,06 642423,05 706071,02 698326,67 5486559,75

Объем налоговых отчислений (тыс. рублей) (ср. з/п 28 т.р.) 13382014,46 13939598,40 14497182,34 14894609,18 37414282,07 28059729,26 28060384,12 28061038,99 30841182,32 30502908,86 239652930,01

Источник: составлено авторами.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Vol. 12, no. 3. 2021

Таблица 4

Объем дополнительных налоговых отчислений за счет дополнительного трудоустройства выпускников за период 2022-2030 гг.

2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Всего

Объем налоговых

отчислений всего (тыс. 0,00 742765,07 1485530,14 2336973,24 21776749,02 8906530,64 8907431,61 8908332,59 13429584,11 13660472,17 80154 368,59

рублей)

1.1. Объем налоговых

отчислении (самозанятые)тыс. рублей) 0,00 125440,00 250880,00 376320,00 3584501,76 1434252,29 1434402,82 1434553,34 2151503,87 2151654,40 12 943 508,48

1.2. Объем налоговых

отчислений ИТ (тыс. 0,00 59741,14 119482,27 448058,52 3072401,28 1706985,19 1707080,77 1707176,36 2731334,01 3300345,01 14852 604,54

рублей) (ср. з/п 47 т.р.)

1.3. Объем налоговых

отчислении по иным профессиям (тыс. рублей) (ср. з/п 28 т.р.) 0,00 557583,94 1115167,87 1512594,72 15119845,98 5765293,16 5765948,03 5766602,89 8546746,22 8208472,76 52 358255,57

Источник: составлено авторами.

Учитывая, что выпускники продолжат трудовую деятельность после первого года с даты выпуска, суммируем объем налоговых отчислений с нарастающим итогом начиная с 2021 г. и получим общий объем дополнительных налоговых поступлений за счет доходов выпускников.

Таким образом, дополнительный объем налоговых отчислений за счет реализации предлагаемой модели составит 312 995 451,39 тыс. рублей.

В связи с неудовлетворенностью работодателями качеством подготовки выпускников колледжей, предприятия направляют при трудоустройстве выпускников на повышение квалификации в год получения ими среднего профессионального образования (Заргарян, 2019: 141-161).

Ежегодно, по данным официального статистического наблюдения СПО-1, повторно получают профобучение в год выпуска:

25,5 тыс. выпускников СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

13,4 тыс. выпускников СПО по программам подготовки специалистов среднего звена.

Средняя стоимость профобучения составляет 20 тыс. рублей.

Таким образом, реализация предлагаемой модели позволит предприятиям сократить расходы на профобучение трудоустроенных выпускников на 778 000,0 тыс. рублей ежегодно. ™

С учетом того, что выпускники, прошедшие обучение по новым программам, выйдут

на рынок не ранее 2025 г., общий объем сэкономленных средств предприятий составит

4 668 000 тыс. рублей за период 2025-2030 гг. °

см ■н

3. Меры экономического стимулирования предприятий к участию в образовательно-производственных кластерах

В целях дополнительной мотивации участия отраслевых предприятий в деятельности образовательно-производственных кластеров предлагается предусмотреть § предоставление налоговых преференций коммерческим предприятиям-партнерам, | оказывающим поддержку системе СПО в части совершенствования материальной и учебно-лабораторной базы колледжей и формировании фондов целевого капитала, а т также участвующим в поддержке системы независимой оценки квалификации.

Предполагается целесообразным отнести к расходам налогоплательщиков на обучение расходы на формирование или пополнение фонда целевого капитала, расходы в размере стоимости передаваемого колледжам технического оборудования либо другого движимого имущества, а также иных средств обучения и воспитания, необходимых для ^ реализации образовательных программ, и расходы в виде средств, направляемых на развитие материально-технической базы колледжей, а также расходы, требующиеся

о

о о с^

для содержания техники и оборудования, включая расходные материалы. о

Так, в случае с пожертвованием в фонд целевого капитала в соответствующем ^ договоре пожертвования должны быть определены конкретное назначение и (или) цели о использования дохода от целевого капитала, что согласно ст. 582 Гражданского кодекса ^ Российской Федерации не считается обычным дарением. ^

Кроме того, эффективным механизмом развития кадровых ресурсов работодателей ¡г является независимая оценка квалификации работников. В этой связи в налоговом — законодательстве в настоящее время учтена возможность отнесения расходов о работодателя на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие о требованиям к квалификации его работников. Вместе с тем представляется ш целесообразным предоставить налогоплательщикам возможность отнесения к о расходам на независимую оценку квалификации своих работников в виде имущества, < передаваемого безвозмездно центрам оценки квалификации, наделенным к полномочиями на проведение независимой оценки квалификации, при условии, что в о

■н

соответствующем налоговом периоде указанный центр оценки квалификации проводил независимую оценку квалификации хотя бы одного из работников налогоплательщика.

Налогоплательщик сможет самостоятельно определить приоритетные направления расходов в рамках сотрудничества с образовательной организацией и (или) центром оценки квалификации, и в отношении которых использовать соответствующий налоговый режим.

Налоговое стимулирование перечисления средств предприятий, передающих

имущество или денежные средства на формирование фондов целевого капитала,

является общепринятой международной практикой и реализуется как в виде программ

софинансирования пожертвований в фонды целевого капитала вузов (Норвегия,

Великобритания, Гонконг), так и в виде разнообразных налоговых льгот: льгота на

налог на прибыль, благотворительные взносы вычитаются из сумм, подлежащих

налогообложению в Великобритании, Канаде, США, Германии, Франции, Швейцарии,

Японии, Италии, Испании, Польше, Голландии, Австрии и ряде других стран

(Аубакирова, Бейсенбаев, Жапарова, 2019: 81-92).

В России в настоящее время подобные льготы не применяются. Вместе с тем

принятие указанных льгот позволит существенным образом увеличить объем частных

инвестиций в систему профессионального образования.

см Однако, в целях недопущения существенного сокращения налоговых поступлений

<м в бюджеты регионов необходимо предусмотреть ограничительный барьер в отношении

^ потенциального объема расходов предприятий в размере 1,5 процента от общих доходов

2 от реализации налогоплательщика. см „

■н В международной практике предельный размер налоговых вычетов варьируется.

о Так, во Франции налоговые вычеты не превышают 0,5% налогов, которые платит предприятие, в Италии — 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии — 4%, в Мексике ® — 7%, в Индии, Южной Корее, Голландии, Испании и США — 10%, в Китае — 12%, в ^ Германии и Швейцарии — 20%, в Японии — 40 %, в Канаде — 75%. В этой связи интересно | отметить, что в Великобритании подобных ограничений нет (Аубакирова, Бейсенбаев, § Жапарова, 2019: 81—92).

со Кроме того, предлагается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации

§ (далее — НК РФ) изменения, направленные на совершенствование механизмов го предоставления налоговых преференций для организаций, участвующих в подготовке & высококвалифицированных кадров путем создания или модернизации инфраструктуры ^ профессиональных образовательных организаций.

££ В соответствии с действующей редакцией ст. 286 НК РФ организациям предоставлено

право уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа), исчисленного по ставке 17% и перечисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на инвестиционный

о о а

о налоговый вычет до 5%.

" В настоящее время инвестиционный вычет включаются расходы, перечисленные

о в п. 2 ст. 286 НК РФ (например, пожертвования, перечисленные государственным и муниципальным учреждениям, которые ведут деятельность в области культуры).

Применять инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль могут

ш ее о

ш

ее налогоплательщики тех регионов, в которых на законодательном уровне установлено

право применения такой льготы. о В связи с этим предлагается внести изменения в НК РФ, предоставив право

о организациям уменьшить налог на прибыль на суммы их вложений в улучшение ш материально-технической базы государственных образовательных организаций, о реализующих программы среднего профессионального образования. < Кроме этого, в целях мотивации организаций к участию в создании или

модернизации инфраструктуры профессиональных образовательных организаций о субъектов Российской Федерации предлагается внести изменения в ст. 264 НК РФ в

части дополнения перечня прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходами налогоплательщика на создание и (или) модернизацию инфраструктуры образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, а также закупку оборудования и расходных материалов, необходимых для осуществления этими организациями образовательной деятельности, включая:

1) расходы на закупку современного производственного оборудования, стендов, тренажёров, имитаторов, необходимых для осуществления образовательной деятельности профессиональными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, включая расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию такого оборудования;

2) расходы на создание и (или) функционирование печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов;

3) расходы застройщика на строительство и реконструкцию объектов, предназначенных для осуществления образовательной деятельности профессиональными образовательными организациями субъектов Российской Федерации, при осуществлении комплексной застройки.

4. Заключение

■н

В ходе исследования проведен комплексный анализ региональных систем подготовки кадров со средним профессиональным образованием, рынков труда, включая структуру спроса со стороны крупных отраслевых предприятий работодателей и выявлены основные проблемы, связанные с отсутствием прочных партнерских связей между региональными органами власти, системой образования и бизнесом.

В исследовании предлагается формализации отношений между указанными структурами путем заключения соглашений о партнерском взаимодействии, для определения связей между его сторонами вводится термин «производственно-кадровое партнерство».

В целях институционализации «производственно-кадрового партнерства» 1 предлагается создание в регионах образовательно-производственных кластеров, | ориентированных на подготовку кадров со средним профессиональным образованием ^ под запросы отраслей промышленности с широким применением дуальной практико- т ориентированной модели обучения.

В исследовании проведен расчет экономических эффектов от внедрения модели образовательно-производственных кластеров на территории регионов как в части дополнительных налоговых отчислений за счет повышения уровня трудоустройства по полученной профессии выпускников, так и за счет снижения издержек предприятий на повышение квалификации выпускников в течение первого года после завершения обучения в колледже.

о

Результаты проведенного исследования положены в основу федерального проекта о

«Профессионалитет», направленного на комплексную реструктуризацию системы подготовки ^

кадров со средним профессиональным образованием. Предложенные в исследовании о

меры позволят повысить финансовую устойчивость профессиональных образовательных <5

организаций, снизить уровень молодежной безработицы на региональных рынках труда и ^

обеспечить дополнительные налоговые поступления в региональные бюджеты. се

о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES о

z

Андреянова Е.Л. (2020). Проблемы рынков труда и образовательных услуг иркутской о области // Вестник Омского университета. Серия: Экономика 18(4): 92-103. ll [Andreyanova E.L. (2020). Problems of labor markets and educational services in _j the Irkutsk region. Bulletin of Omsk University. Series: Economics 18(4): 92-103. (In z Russian).] g

■н

Аубакирова Ж.Я., Бейсенбаев Ж.Т., Жапарова М.Ж. (2019). Эндаумент-фонды как форма реализации государственно-частного партнерства в высшем образовании: зарубежный опыт // Экономика: стратегия и практика 14(4): 81-92. [Aubakirova Zh.Ya., Beisenbayev Zh.T., Zhaparova M.Zh. (2019). Endowment funds as a form of implementation of public-private partnership in higher education: foreign experience. Economics: strategy and practice 14(4): 81-92. (In Russian).] Беркович М.Л. (2019). Принципы государственно-частного партнерства в рамках социально ответственного инвестирования в систему развития кадрового потенциала сферы образовательных услуг // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ«Нацразвитие». Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 320-326. [Berkovich M.L. (2019). Principles of public-private partnership within the framework of socially responsible investment in the system of development of human resources in the field of educational services // Materials of conferences of the State Research Institute "National Development". 320-326. (In Russian).] Вертакова Ю.В., Меньшикова В.И. (2021). Использование инструментов государственно-частного партнерства для подготовки и переподготовки кадров при цифровой трансформации промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент 11(1): 71-81. S [Vertakova Yu.V., Menshchikova V.I. (2021). Using public-private partnership tools for

<м training and retraining of personnel in the digital transformation of industry. Proceedings

^ of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management 11(1):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 71-81. (In Russian).]

■и Горшкова А.А. (2020) Реализация государственно-частного партнерства в сфере

0 дополнительного образования // Дополнительное образование: пространство возможностей для успеха каждого ребенка. Материалы Открытого форума дополнительного образования, посвященного 85-летию Дворца творчества им.

1 Н.К. Крупской города Новокузнецка. Ульяновск. 25-27. [Gorshkova A.A. (2020) 1 Implementation of public-private partnership in the field of additional education. In the g collection: Additional education: a space of opportunities for the success of each child. m materials of the Open Forum of additional education dedicated to the 85th anniversary

5 of the N. K. Krupskaya Palace of Creativity in the city of Novokuznetsk. Ulyanovsk, I 25-27. (In Russian).]

6 Заргарян А.М. (2019). Совершенствование системы подготовки и управления кадрами ^ для приоритетных отраслей предпринимательства мурманской области // Мир ^ экономики и управления 19(1): 141-161. [Zargaryan A.M. (2019). Improvement of the

personnel training and management system for priority business sectors of the Murmansk region. The world of Economics and Management 19(1): 141-161. (In Russian).]

-O

о о

CP

о Кочергин Д.Г. (2019). Взаимодействие образования и бизнеса в России: изменение "" системы координат// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия:

о Политические, социологические и экономические науки 4(1): 90-97. [Kochergin D.G.

§ (2019). Interaction of education and business in Russia: changing the coordinate system.

Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Political, sociological and Economic sciences 4(1): 90-97. (In Russian).] Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г., Пономарева М.А., Родионова Н.Д. (2020). Роль наилучших о доступных технологий в развитии инновационного потенциала региона // Экономика

о и управление: теория и практика 6(3): 59-64. [Kuznetsov N.G., Tyaglov S.G.,

ш Ponomareva M.A., Rodionova N.D. (2020). The role of the best available technologies in

о the development of the innovative potential of the region. Economics and Management:

< theory and practice 6(3): 59-64. (In Russian).]

QC Кузьминов А.Н., Тяглов С.Г., Архипова Л.С., Седова Н.В. (2020). Интегративная о модель конструирования образовательной системы как инструмента обеспечения

о ш ее о

сбалансированности трансформирующегося рынка труда // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова 17(4): 78-91. [Kuzminov A.N., Tyaglov S.G., Arkhipova L.S., Sedova N.V. (2020). Integrative model of designing the educational system as a tool for ensuring the balance of the transforming labor market. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics 17(4): 78-91. (In Russian).] Макеева В.Г., Минченкова О.Ю., Федорова Н.В. (2019). Государственно-частное партнерство в эпоху интеграции науки, образования и бизнеса // В сборнике: Развитие инновационной экономики: достижения и перспективы. материалы VI международной научно-практической конференции, 249-255. [Makeeva V.G., Minchenkova O.Yu., Fedorova N.V. (2019). Public-private partnership in the era of integration of science, education and business. Development of the innovative economy: achievements and prospects. materials of the VI International scientific and Practical Conference, 249-255. (In Russian).] Морозова М.В., Чеховских К.А., Бибик В.Л. (2020). Социально-экономическая значимость образования для моногородов - территорий опережающего развития // Профессиональное образование в России и за рубежом (1): 14-20. [Morozova M.V., Chekhov K.A., Bibik V.L. (2020). Socio-economic significance of education for single-industry towns-territories of advanced development. Vocational education in Russia and abroad (1): 14-20. (In Russian).] g

Никулина Ю.Н. (2020). Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового ^ обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право 10(4): 1263-1280. [Nikulina Yu.N. (2020). Professional orientation of young people in the system of personnel support of the regional economy. Economics, entrepreneurship and law 10(4): 1263-1280. (In Russian).] Пушкин И.А. (2021). Проекты государственно-частного партнёрства в сфере образования: правовые аспекты и анализ практики реализации // Инновации. Наука. Образование (32): 787-791. [Pushkin I.A. (2021). Public-private partnership projects in the field of education: legal aspects and analysis of implementation practice. Innovations. The science. Education (32): 787-791. (In Russian).] Растегаева Д.А., Литвинова Е.Р., Филимонюк Л.А. (2020). Особенности построения m государственно-частного взаимодействия в системе профессионального образования в условиях его открытости // Мир науки, культуры, образования (2): 38-41. [Rastegaeva D.A., Litvinova E.R., Filimonyuk L.A. (2020). Features of the construction of public-private interaction in the system of vocational education in the conditions of its openness. The world of science, culture, education (2): 38-41. (In Russian).] ^

Тяглов С.Г., Скворцова М.А. (2020). Роль проектного управления в формировании профессионально ориентированных образовательных кластеров // Вестник

■н

о

о о

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (4): 170-177. о

[Tyaglov S.G., Skvortsova M.A. (2020). The role of project management in the formation ^

of professionally oriented educational clusters. Bulletin of the Rostov State University of о

Economics (RSUE) (4): 170-177. (In Russian).] §

Федоров В.М., Глущенко М.Е. (2020). Современное состояние, проблемы и перспективы ^

развития профессиональных образовательных организаций России // Ученые записки ос

Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и ^

управление 6(4): 102-108. [Fedorov V.M., Glushchenko M.E. (2020). The current state, о

problems and prospects of development of professional educational organizations in о

Russia. Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics ш

11

and Management 6(4): 102-108. (In Russian).] о

Федюнин Д.В., Леонова Ж.К., Русакович М.В., Боташева Л.С. (2019). Вопросы < организационного и инновационного развития профессионального образования в Qç регионе // Инновации и инвестиции (12): 315-321. [Fedyunin D.V., Leonova Zh.K., о

Rusakovich M.V., Botasheva L.S. (2019). Issues of organizational and innovative development of vocational education in the region. Innovations and investments (12): 315-321. (In Russian).] Черданцев В.П. (2020). Экономико-правовая сущность регулирования государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Международный правовой курьер (2): 21-28. [Cherdantsev V.P. (2020). The economic and legal essence of the regulation of public-private partnership in the Russian Federation. Electronic online publication "International Legal Courier" (2): 21-28. (In Russian).] Якуба А.В. (2020). Возможности использования государственно-частного партнерства в сфере образования // В сборнике: Российская наука: тенденции и возможности. сборник научных статей. Москва, 198-201. [Yakuba A.V. (2020). Opportunities for using public-private partnership in the field of education. In the collection: Russian science: trends and opportunities. collection of scientific articles. Moscow, 198-201. (In Russian).]

■H

см о см

00

см

■H

о

x

§

tc rn

о <

CD 15

О О

С

О

m

о ш ее о

о о ш

о <

СИ 3

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.