Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б.

Среднее профессиональное образование - часть государственной системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Именно эти кадры жизненно необходимы для повышения конкурентоспособности российской экономики, о чем говорится в государственных, правительственных документах последних лет. В современных условиях подготовка востребованного на рынке труда рабочего высокой квалификации и специалиста среднего звена невозможна без сотрудничества профессиональной образовательной организации с предприятиями, действующими в экономическом пространстве конкретной территории. В этой связи требуется дальнейшее теоретико-методологическое обоснование и практическая реализация организационно-экономических и педагогических основ государственночастного партнерства и сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации с градообразующим промышленным предприятием и сложившимся территориальным научно-образовательным кластером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 338.242

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Secondary vocational education as part of the state system of vocational education Б.А. Воронин, доктор юридических наук, профессор, И.П. Чупина, доктор экономических наук, профессор, Я.В. Воронина, старший преподаватель, Н.Б. Фатеева, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета (Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42) Рецензент: А.Н. Митин, доктор экономических наук, профессор Уральского государственного юридического университета

Аннотация

Среднее профессиональное образование - часть государственной системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Именно эти кадры жизненно необходимы для повышения конкурентоспособности российской экономики, о чем говорится в государственных, правительственных документах последних лет. В современных условиях подготовка востребованного на рынке труда рабочего высокой квалификации и специалиста среднего звена невозможна без сотрудничества профессиональной образовательной организации с предприятиями, действующими в экономическом пространстве конкретной территории. В этой связи требуется дальнейшее теоретико-методологическое обоснование и практическая реализация организационно-экономических и педагогических основ государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации с градообразующим промышленным предприятием и сложившимся территориальным научно-образовательным кластером.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, градообразующее предприятие, квалифицированные кадры, конкурентоспособность образовательных услуг, рынок труда, сетевая организация.

Abstract

Secondary vocational education-part of the state system of vocational education, providing training of skilled workers and middle-level specialists. These personnel are vital for improving the competitiveness of the Russian economy, as stated in the state and government documents of recent years. In modern conditions, the training of highly skilled workers and mid-level

specialists in demand in the labor market is impossible without the cooperation of a professional educational organization with enterprises operating in the economic space of a particular territory. In this regard, further theoretical and methodological justification and practical implementation of organizational, economic and pedagogical bases of public - private partnership and network interaction of the professional educational organization with the city - forming industrial enterprise and the developed territorial scientific and educational cluster is required.

Keywords: public - private partnerships, city-forming enterprise, skilled workforce, competitiveness of educational services, labour market, network organization.

Среднее профессиональное образование (СПО) - часть государственной системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Именно эти кадры жизненно необходимы для повышения конкурентоспособности российской экономики, о чем говорится в государственных, правительственных документах последних лет. Указы президента РФ 7 мая 2012 года № 597, 599; стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020; распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. [1].

Ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы СПО, уже выполнен: утвержден список перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей с выделением 50 наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, одобренный Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям; разработаны и актуализированы профессиональные стандарты по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями; утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учетом требований профессиональных стандартов; осуществляется последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения; апробируются модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования в организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования [5].

В современных условиях подготовка востребованного на рынке труда рабочего высокой квалификации и специалиста среднего звена невозможна без сотрудничества профессиональной образовательной организации с предприятиями, действующими в экономическом пространстве конкретной территории. В этой связи требуется дальнейшее теоретико-методологическое обоснование и практическая реализация организационно-экономических и педагогических основ государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации с градообразующим промышленным предприятием и сложившимся территориальным научно-

образовательным кластером [4].

Городской округ Верхней Пышмы включает более десятка производств от малого до крупного бизнеса. Статус градообразующего предприятия (производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы) присвоен заводу ОАО «Уралэ-лектромедь».

ОАО «Уралэлектромедь» - это головное предприятие ООО «УГМК-Холдинг». В состав ООО «УГМК-Холдинг» входит 50 предприятий, где работает 80 тыс. работников. Предприятия расположены в 12 регионах России, производят более 40% российской меди. В сфере бизнес-интересов компании, кроме цветной металлургии, находятся:

• машиностроение

• чёрная металлургия

• сельское хозяйство

• строительство

• добыча полезных ископаемых

• медицина и т.д.

Прежде чем определить организационную модель взаимодействия образовательной организации ГБПОУ СО ВП МТТ «Юность» и ООО «УГМК-Холдинг», совместно со специалистами компании были проанализированы и выделены противоречия и проблемы, при наличии которых содержание образования не отражает запросы экономики и конкретной компании.

Наиболее значимые противоречия:

1) между необходимостью подготовки специалистов по перспективным и востребованным специальностям для конкретного предприятия в соответствии с требованиями к уровню квалификации выпускника и отсутствием профессиональных стандартов по данным специальностям;

2) между намеченным стратегическим вектором повышения уровня знаний современного высокотехнологичного производства у преподавательского состава и мастеров производственного обучения техникума и снижающим возможности практикоориен-тированного повышения квалификации;

3) между возрастающей потребностью региональной экономики Свердловской области в высококвалифицированных рабочих и снижением престижа рабочих профессий у выпускников системы общего образования;

4) между процессом активной модернизации производств всех сфер экономики региона, в том числе сконцентрированных на территории г. В. Пышма, и Свердловской области, и существенным технологическим отставанием материально-технической базы техникума.

С целью устранения вышеуказанных противоречий в процессе реализации проекта Правительства Свердловской области и компании ООО «УГМК-Холдинг» «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров для промышленности Свердловской области на основе Государственно-частного партнерства» были предприняты меры:

• изменена территориальная совокупность профессиональных образовательных организаций через реорганизацию техникума путем присоединения к нему многопрофильного техникума «Уралмашевец»,

• разработана, утверждена и реализована программа развития техникума «Юность» на период 2013-2015 годы,

• согласованы перечни современного оборудования для оснащения учебных аудиторий, мастерских, лабораторий с предприятиями-участниками проекта,

• подписаны договоры о сотрудничестве с участниками проекта «Подготовка высококвалифицированных рабочих для промышленности Свердловской области» между ОАО «Уралэлектромедь» и техникумом «Юность». В данный проект включилось предприятие ООО «Уральские локомотивы». Объем привлеченных финансовых ресурсов со стороны бизнес-сообщества составил 60 млн. руб.,

• на реализацию проекта Правительством Свердловской области выделена субсидия в объеме 180 млн. руб.

Данный проект не ограничивается решением только материальных проблем инновационного развития техникума. Для того, чтобы созданная материальная база эффективно работала на экономику Свердловской области, а не превратилась в мертвый капитал, дальнейшее сотрудничество профессиональной образовательной организации и промышленного гиганта осуществляется в организационно-правовых нормах сетевого взаимодействия [3].

В частности, ООО «УГМК-Холдинг» были разработаны профессиональные стандарты по всем реализуемым профессиональным образовательным программам.

Кроме того, в соответствии с требованиями к уровню квалификации ФГОС и профессиональных стандартов по каждой образовательной программе, разработан «Акт согласования результатов обучения студента», который отражает независимую оценку успешности освоения программы или ее отдельных модулей представителями работодателя.

-* Л Предприятия ООО «УГМК-Холдинг» *-^ --

- •ч/ --* «Технический университет УГМК» V 1

Л Л ь.

( V/ ГБПОУ СО ВП МТТ «Юность» V/

г г

-V V. . Общеобразовательные учреждения ГО Верхняя Пышма

Рис. 1. Апробируемая модель сетевой организации образовательной, научной и методической деятельности с центральным звеном «Технический университет УГМК» и техникум «Юность».

Дорожная карта реализуемого механизма сетевого взаимодействия включает следующие группы мероприятий:

1. Взаимодействие техникума и технического университета УГМК не предусматривает взаимные финансовые обязательства; конкретные формы взаимодействия.

2. Трудоустройство специалистов работников организации: совместителями в техникуме для ведения вариативных курсов, в качестве наставников на производственной практике, работы ресурсных центров и др.

3. Другие механизмы - меры, не противоречащие действующему законодательству: экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ, социальное взаимодействие с участниками педагогического процесса, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции, социальные проекты, праздничные мероприятия, волонтерские мероприятия.

Взаимодействие обучающихся техникума с работодателями в заявленном поле деятельности помогает: оптимизировать затраты на подготовку кадров, повысить эффективность использования ресурсов, повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке инновационной экономики [2].

Рассмотренная выше модель сетевого взаимодействия: «школа - техникум - технический университет - предприятия» предоставляет возможность обучающимся определиться с выбором будущей профессии, а студентам - быть готовым к профессиональной деятельности, ознакомиться с работой предприятия и перейти к самостоятельной деятельности. Результаты апробации данной модели подтверждают необходимость дальнейшего развития сетевой организации, которая делает среднее профессиональное образование открытым, доступным и более привлекательным для выпускников, работодателей и социальных партнёров, что является необходимым условием конкурентоспособного функционирования региональной системы профессиональных образовательных организаций в современных условиях.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. 2013. № 3, т. 2. С. 21-25.

2. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. Обеспечение квалифицированными специалистами АПК: социально - экономические проблемы (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 11. С.60-62.

3. Воронин Б. А., Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2 (132). С. 77-79.

4. Чупина И. П. Актуальные проблемы образования в России. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. Сборник материалов XI Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 16-18.

5. Чупина И. П. Формирование общей стратегии маркетинга вуза как выбор стратегии образовательных услуг. В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации сборник XI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 976-979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.