Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕХНОПАРКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинцев Андрей Владимирович

Основной задачей системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующая требованиям современного общества. В эпоху глобальной конкуренции повышаются квалификационные требования к педагогу как ключевой фигуре в процессе реформирования образования. Сегодня педагог должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личностными качествами, быть мобильным, готовым к инновациям, способным адаптироваться к меняющимся ситуациям; в процессе своей профессиональной деятельности он играет роль консультанта, модератора, при этом уровень его профессиональных компетенций должен постоянно повышаться. Дополнительные требования предъявляются и к системе подготовки педагогических работников. Приоритетным направлением развития системы подготовки будущих педагогических кадров становится как создание основы профессиональных педагогических компетенций и возможностей овладеть профессиональной системой знаний, так и совершенствование условий получения высшего образования, в том числе материально-технической базы. Совершенствование педагогического образования требует изучения происходящих изменений и преодоления возникающих противоречий, что позволит сделать процессы модернизации образования более эффективными. Целью данной статьи является исследование вопросов, связанных с повышением эффективности высшего педагогического образования в современных условиях развития общества, а также изучение возможных способов модернизации материально-технической базы. Исследование проводилось на основе методов изучения и теоретического анализа нормативно-правовой базы, электронных образовательных ресурсов. Автор исследования является представителем рабочей группы по реализации проекта «Комплексная программа модернизации педагогических вузов “Учитель будущего поколения России”». Научная новизна результатов заключается в выявлении метода, позволяющего педагогическим вузам адаптироваться к сложившимся условиям и модернизировать материально-техническую базу. Теоретическая значимость результатов состоит в анализе способов и подходов к повышению эффективности системы высшего образования. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования предложенных рекомендаций для педагогических вузов с целью модернизации материально-технической базы. Автор пришел к выводу об основных проблемах материально-технической базы высшего педагогического образования и обосновал необходимость ее модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинцев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASIS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

The main task of the higher education system is the training of highly qualified specialists that meets the requirements of modern society. In the era of global competition, the qualification requirements for a teacher as a key figure in the process of reforming education are increasing. Today, a teacher must be highly qualified, have appropriate personal qualities, be mobile, ready for innovation, able to adapt to changing situations; in the course of his professional activity, he plays the role of a consultant, moderator, while the level of his professional competencies must constantly increase. Additional requirements are also imposed on the system of training teachers. The priority direction in the development of the system for training future teaching staff is both the creation of a basis for professional pedagogical competencies and opportunities to master a professional system of knowledge, and the improvement of conditions for obtaining higher education, including the material and technical base. Improving teacher education requires studying the ongoing changes and overcoming the emerging contradictions, which will make the processes of education modernization more effective. The purpose of this article is to study issues related to improving the efficiency of higher pedagogical education in modern conditions of the development of society, as well as to study possible ways to modernize the material and technical base. The study was conducted on the basis of methods of study and theoretical analysis of the legal framework, electronic educational resources. The author of the study is a representative of the project implementation working group “Comprehensive Program for the Modernization of Pedagogical Universities ‘Teacher of the Future Generation of Russia’”. The scientific novelty of the results lies in the identification of a method that allows pedagogical universities to adapt to the prevailing conditions and modernize the material and technical base. The theoretical significance of the results lies in the analysis of methods and approaches to improve the efficiency of the higher education system. The practical significance of the results lies in the possibility of using the proposed recommendations for pedagogical universities in order to modernize the material and technical base. The author came to the conclusion about the main problems of the material and technical base of higher pedagogical education and substantiated the need for its modernization.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

ББК Ч448.049 ГРНТИ 14.35.01; 14.01.75 Код ВАК 5.8.7; 5.8.2

Вотинцев Андрей Владимирович,

начальник отдела сопровождения проектов по развитию педагогических вузов, Академия Минпросвещения России; 125212, Россия, г. Москва, Головинское шоссе, 8, корп. 2а; e-mail: avvotintsev@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; материально-техническая база; технопарки; образовательное пространство; единая образовательная экосистема; образовательная инфраструктура вуза; педагогические вузы

АННОТАЦИЯ. Основной задачей системы высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующая требованиям современного общества. В эпоху глобальной конкуренции повышаются квалификационные требования к педагогу как ключевой фигуре в процессе реформирования образования. Сегодня педагог должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личностными качествами, быть мобильным, готовым к инновациям, способным адаптироваться к меняющимся ситуациям; в процессе своей профессиональной деятельности он играет роль консультанта, модератора, при этом уровень его профессиональных компетенций должен постоянно повышаться. Дополнительные требования предъявляются и к системе подготовки педагогических работников. Приоритетным направлением развития системы подготовки будущих педагогических кадров становится как создание основы профессиональных педагогических компетенций и возможностей овладеть профессиональной системой знаний, так и совершенствование условий получения высшего образования, в том числе материально-технической базы. Совершенствование педагогического образования требует изучения происходящих изменений и преодоления возникающих противоречий, что позволит сделать процессы модернизации образования более эффективными.

Целью данной статьи является исследование вопросов, связанных с повышением эффективности высшего педагогического образования в современных условиях развития общества, а также изучение возможных способов модернизации материально-технической базы.

Исследование проводилось на основе методов изучения и теоретического анализа нормативно-правовой базы, электронных образовательных ресурсов.

Автор исследования является представителем рабочей группы по реализации проекта «Комплексная программа модернизации педагогических вузов "Учитель будущего поколения России"». Научная новизна результатов заключается в выявлении метода, позволяющего педагогическим вузам адаптироваться к сложившимся условиям и модернизировать материально-техническую базу. Теоретическая значимость результатов состоит в анализе способов и подходов к повышению эффективности системы высшего образования. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования предложенных рекомендаций для педагогических вузов с целью модернизации материально-технической базы.

Автор пришел к выводу об основных проблемах материально-технической базы высшего педагогического образования и обосновал необходимость ее модернизации.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Вотинцев, А. В. Модернизация материально-технической базы высшего педагогического образования / А. В. Вотинцев. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 113-121.

Votintsev Andrey Vladimirovich,

Head of Project Support Department for the Development of Pedagogical Universities, Academy of the Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia

MODERNIZATION OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASIS OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

KEYWORDS: Teacher Education; material and technical base; technology parks; educational space; unified educational ecosystem; educational infrastructure of the university; pedagogical universities

ABSTRACT. The main task of the higher education system is the training of highly qualified specialists that meets the requirements of modern society. In the era of global competition, the qualification requirements for a teacher as a key figure in the process of reforming education are increasing. Today, a teacher must be highly qualified, have appropriate personal qualities, be mobile, ready for innovation, able to adapt to changing situations; in the course of his professional activity, he plays the role of a consultant, moderator, while the level of his professional competencies must constantly increase. Additional requirements are also imposed on the system of training teachers. The priority direction in the development of the system for training future teaching staff is both the creation of a basis for professional pedagogical competencies and

© Вотинцев А. В., 2022

opportunities to master a professional system of knowledge, and the improvement of conditions for obtaining higher education, including the material and technical base.

Improving teacher education requires studying the ongoing changes and overcoming the emerging contradictions, which will make the processes of education modernization more effective.

The purpose of this article is to study issues related to improving the efficiency of higher pedagogical education in modern conditions of the development of society, as well as to study possible ways to modernize the material and technical base.

The study was conducted on the basis of methods of study and theoretical analysis of the legal framework, electronic educational resources.

The author of the study is a representative of the project implementation working group "Comprehensive Program for the Modernization of Pedagogical Universities 'Teacher of the Future Generation of Russia'". The scientific novelty of the results lies in the identification of a method that allows pedagogical universities to adapt to the prevailing conditions and modernize the material and technical base. The theoretical significance of the results lies in the analysis of methods and approaches to improve the efficiency of the higher education system. The practical significance of the results lies in the possibility of using the proposed recommendations for pedagogical universities in order to modernize the material and technical base.

The author came to the conclusion about the main problems of the material and technical base of higher pedagogical education and substantiated the need for its modernization.

FOR CITATION: Votintsev, A. V. (2022). Modernization of the Material and Technical Basis of Higher Pedagogical Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 113-121.

Материально-техническая база вуза является одним из важнейших факторов образовательного процесса, совершенствованию которого в настоящее время уделяется большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации (далее - РФ) и Министерства просвещения РФ [8]. Следует отметить, что согласно целевым ориентирам Министерства просвещения России на педагогические вузы сегодня ложится двойная задача: с одной стороны, существует необходимость перестройки профессиональной подготовки будущих педагогов за счет формирования педагога новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями, а также способного организовать образовательный процесс с учетом требований информационного общества и обеспечить функционирование образовательной системы в режиме развития, с другой стороны, вузы должны стать источниками педагогических инноваций с помощью поэтапной реализации проектов, которые направлены на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем [4].

Российскими и зарубежными учеными в области совершенствования систем подготовки учителей, такими как Ю. Б. Алиев, В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, Е. О. Иванова, М. В. Кларин, В. С. Кукушин, Ю. Н. Ку-люткин, И. М. Осмоловская, В. В. Сериков, Н. М. Таланчук и др., доказано, что качество образования и его развитие определяются деятельностью учителя [1; 5; 9; 10; 11; 14 и др.]. То есть повышение качества образования неразрывно связано с квалифика-

цией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии. В научных трудах раскрыты вопросы проектирования образовательной среды, пути развития интереса в профессиональной деятельности, развития непрерывного образования учителя, совершенствования форм, средств, методов и приемов подготовки педагогов.

Современная система образования в России способна конкурировать с системами образования передовых стран, но ее развитие невозможно без должного инвестирования в материально-техническую базу, которое оказывает влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого педагога. Отсутствие современной технологической базы (физически и морально устаревший парк оборудования, которое применяется на конкретных рабочих местах), неэффективное использование имеющихся в сфере образования ресурсов, отсутствие новых технологий обучения и применения современных программных средств и информационных технологий, невозможность организации полноценной производственной практики на предприятиях препятствуют обеспечению современного образования необходимым качеством. Таким образом, встает вопрос создания такой системы образования, которая бы отвечала тенденциям устойчивого развития современного общества и состоянию экономического развития страны.

Следует отметить, что модернизация ориентирована в первую очередь на формирование практической готовности у обучающихся к осознанному выбору профессии и успешной профессиональной деятельности. Информатизация образования, развитие

учебного процесса на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, методов интерактивного обучения, различных направлений самостоятельной работы обучающихся, а также внедрение компетентностного подхода в обучение направлены на решение задачи подготовки специалистов в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности, эффективности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина1.

Большинство реализующихся в России образовательных проектов финансируются по национальному проекту «Образование». В рамках данного проекта в основе развития системы образования заложены следующие принципы: проектной деятельности, открытости образования к внешним факторам, развития конкурсного движения и поддержки лидеров общественного мнения, которые позволяют реализовывать новые подходы в практической деятельности, адресность инструментов ресурсной поддержки, комплексный характер принимаемых решений [6].

Для достижения этих целей необходимо создать равную образовательную и технологическую среду, инфраструктуру, условия доступа, предоставляющие качественные образовательные возможности. То есть приоритетом в подготовке педагогов становится реальная интеграция образования, науки и современных технологий. И одним из механизмов такой интеграции является формирование единого технологически насыщенного образовательного пространства.

Инновационная деятельность в сфере образования в РФ регламентируется федеральным законом «Об образовании в РФ»2. Основной целью внедрения инноваций являются «модернизация и развитие системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования». Основные направления инновационной деятельности: «совершен-

1 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823C28cffcii7 72942395c635749ie784f (дата обращения: 13.07.2022).

2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_i40i74/a9a28ae49b86df0327i32598die9b42b ffda4ab6 (дата обращения: i7.07.2022).

ствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования», «реализация инновационных проектов и программ» и др.

Важнейшим направлением в повышении качества подготовки педагогических кадров является совершенствование материально-технической базы (образовательной инфраструктуры) вуза. К материально-технической базе вуза относятся:

1) основные фонды (средства труда);

2) оборотные фонды (предметы труда, производственные запасы);

3) технологии (методы, приемы, последовательность операций, режим работы и

др.) [2].

Б. Х. Рахимов, А. И. Бурибаева и У. Э. Хам-дамов в своих исследованиях отмечают, что с целью организации учебного процесса по изучению педагогических дисциплин с применением инновационных технологий обучения необходимо решить многие проблемы, связанные в первую очередь с обеспечением учебного процесса новой литературой и учебными пособиями. Авторы считают, что современное учебное пособие можно подготовить, используя опыт соединения модульной и компьютерной технологий таким образом, чтобы оно совмещало как печатные материалы, так и материалы на электронных носителях с основной и дополнительной информацией [13].

Г. Е. Кедрова, О. В. Дедова в своих работах доказывают, что использование новых учебных пособий, созданных на основе соединения модульных и компьютерных технологий, позволяет не только индивидуализировать обучение, актуализировать уже имеющиеся знания, каждому участнику учебного процесса выполнять работу в собственном режиме, но и мониторить начальный, промежуточный и конечный результаты, осуществлять самоконтроль усвоения знаний [7].

Для эффективного усвоения учебного материала в условиях современного информационного развития общества наиболее результативными, по нашему мнению, являются мультимедиа, основанные на специальных аппаратных и программных средствах. Интерактивное образование -система определенных методов обучения, основанная на отношениях «субъект - субъект», которые реализуются на основе взаимного сотрудничества, исходя из потребностей активизации познавательной деятельности обучающихся. Такое взаимодействие опирается на принципы активизации обучающихся, на их собственный опыт, установление обратной связи. К интерак-

тивным методам обучения относятся: мозговой штурм, проблемное изложение; кейс-стади; различного рода предпринимательские игры; ПОПС-формула; блиц-опросы; учебные проекты, анализ точных ситуаций, SWOT-анализ и другие [13].

О. Н. Филатова, Е. В. Барабашкина, А. А. Трифанова подчеркивают актуальность создания педагогического технопарка «Кванториум», что предполагает совершенствование материально-технической базы педагогических вузов с целью обучения студентов и педагогов. Это необходимо для обеспечения системы общего, дополнительного и профессионального образования квалифицированными сотрудниками для организации естественно-научной, технологической, математической и цифровой грамотности обучающихся на уровне требований современной цифровой экономики. Важным элементом в данном проекте является применение современных форм и методов педагогики и способов преподавания и развития с акцентом на практику исследований и проекты [15].

Следует отметить, что профиль высшего учебного заведения существенно влияет на формирование его материально-технической базы. Главное отличие подготовки специалистов-педагогов заключается в направленности учебного процесса на формирование навыков профессиональной деятельности, на тесную связь задач вуза с требованиями к современному учителю. Общие, профессиональные и педагогические компетенции формируются в основном с помощью практических занятий, которые способствуют укреплению теоретических знаний, применению их в разных ситуациях, формированию аналитического, критического и творческого мышления, формированию коммуникативных и сотруднических навыков, созданию возможности для индивидуальной и групповой работы, созданию интереса и мотивации к обучению [3]. Поэтому помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения разного вида учебных занятий, предусмотренных программой, оснащенные необходимым оборудованием и техническими средствами обучения (компьютерная техника, доступ в электронную информационно-образовательную среду вуза и др.).

Проблема исследования. Одним из самых значимых факторов процесса обучения является образовательная инфраструктура, или материально-техническая база учебных заведений. Какой материально-технической базой должен обладать вуз для качественной подготовки будущих педагогов? Проблемам оценки эффективности развития материально-технической базы

высших учебных заведений посвящены работы многих исследователей (В. А. Антропов, Р. В. Большаков, Т. А. Конова, В. В. Корец, Г. Б. Макаренко, Х. С. Пак и др. [2; 8; 12 и др.]).

Одной из основных задач, решаемых при создании современной материально-технической базы обучения, является формирование образовательной среды, которая соответствует индивидуальным потребностям обучающихся, способствует эффективному усвоению учебной информации на основе средств и методов обучения, активизирующих познавательную деятельность обучаемых.

Цель исследования - теоретическое обоснование необходимости создания межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций.

Методология и методы исследования. Качество подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, устойчивость функционирования вузов, развитие высшего образования зависят от многих факторов. Одним из них является обеспечение своевременного финансирования расходов на вышеуказанные цели.

В соответствии с пп. «и» п. 1 Перечня поручений о реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2 мая 2021 года подведомственным Мин-просвещения России федеральным государственным образовательным организациям высшего образования, основным направлением деятельности которых является подготовка педагогических кадров, выделены средства федерального бюджета в размере 10 млрд рублей на оснащение оборудованием, а также на капитальный и текущий ремонт зданий, из них 4,95 млрд рублей - в 2021 году, 5,05 млрд рублей - в 2022 году1.

Для реализации поручения Президента РФ в 2021 году Минпросвещения РФ был проведен отбор комплексных перечней мероприятий по модернизации материально-технической базы педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения РФ.

По результатам отбора определен объем финансового обеспечения каждого педагогического вуза. Средства, выделенные педагогическим вузам в соответствии с распо-

1 Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021 № Пр-753. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/65524 (дата обращения: 14.07.2022); Распоряжение Министерства просвещения России от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». URL: http://www. c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_403234/f62ee4 5faefd8e2aiid6d8894iac66824f848bc2 (дата обращения: 14.07.2022).

ряжением Правительства РФ от 6 августа 2021 года № Р-174, направлены в объеме 4 млрд 950 млн рублей, в том числе 44% -на капитальный и текущий ремонт, 56% -на приобретение оборудования.

На основании изучения научно-педагогической литературы и практического опыта рабочей группы, в которую входил автор, был разработан проект под названием «Комплексная программа модернизации педагогических вузов "Учитель будущего поколения России"».

Реализация проекта направлена на создание в каждом педагогическом вузе единой образовательной экосистемы, дающей возможности роста, развития и самореализации студентов, действующих молодых и опытных педагогов, школьников, а также направленной на повышение престижа педагогического образования, обеспечение конкретных преимуществ педагогического вуза. Общее ключевое мероприятие проекта - создание межфакультетских технопарков универсальных педагогических компетенций (далее - Технопарк), где Технопарк рассматривается как современное технологичное образовательное пространство для педагогического проектирования, кол-лаборации преподавателей, студентов, учителей, школьников, ориентированных на педагогическую профессию.

В Технопарке будущие педагоги будут приобретать опыт реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организации исследовательской деятельности, формирования функциональной грамотности учащихся.

Основные результаты. Педагогическое образование - это неотъемлемая часть социальной и экономической сферы. Одним из основных условий формирования устойчивого развития экономики является задача модернизации системы образования, которая, в свою очередь, служит фундаментом социального развития и благополучия общества и граждан, основой динамичного экономического роста, условием безопасности страны в целом.

Создание Технопарка позволяет объединить научный компонент в виде технологического оборудования и разработок, а образовательный компонент в виде целенаправленной, предметной и качественной подготовки будущих педагогов.

При этом единая среда в короткий срок сможет усилить мотивацию обучающихся к занятиям естественно-научным творчеством, выявить одаренных в техническом отношении детей и дать им возможность раскрыть свои таланты, повысить общий уровень знаний и увеличить число обучающихся, поступающих на педагогические

специальности вузов, привлечь к педагогической профессии студентов непедагогических направлений подготовки.

Научная новизна результатов заключается в том, что автором выявлен потенциал технопарков в решении проблем модернизации материально-технической базы высшего профессионального образования, разработан проект «Комплексная программа модернизации педагогических вузов "Учитель будущего поколения России"».

Практическая и теоретическая значимость результатов состоит в качественном изменении:

- в системе преподавания естественнонаучных предметов - через разработку новых учебных планов и рабочих программ конвергентного образования;

- в предметной среде обучения - через создание единой образовательной среды, соответствующей современным требованиям;

- в системе внеурочной деятельности -через сетевое взаимодействие с образовательными организациями высшего, среднего и общего образования в сфере профори-ентационной деятельности;

кроме того:

- профессорско-преподавательский состав получит возможность повысить качество создания и использования новых образовательных технологий, активных методов обучения;

- обучающиеся приобретут навыки комплексной экспериментальной работы и исследовательской деятельности по предметам естественно-научной направленности, получат возможность деятельностного освоения содержания, практической и профильной подготовки;

- образовательное учреждение получит возможность расширения сетевого взаимодействия за счет сотрудничества с профильными образовательными организациями.

По итогам реализации предложенного нами проекта в 2021 году:

- созданы 33 межфакультетских технопарка универсальных педагогических компетенций на базе педагогических вузов;

- обеспечена деятельность 657 классов психолого-педагогической направленности для ранней педагогической профориентации в общеобразовательных организациях, образовательные программы которых реализуются с участием профессорско-преподавательского состава педагогических вузов;

- открыты 33 площадки Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"» на базе педагогических вузов;

- организовано взаимодействие с сетью мультимедийных исторических парков

«Россия - моя история»;

- организован конкурс по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников;

- обеспечено повышение квалификации более 30% профессорско-преподавательского состава педагогических вузов, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки по универсальным педагогическим компетенциям, включая формирование функциональной грамотности обучающихся;

- увеличено до 10% количество тем выпускных квалификационных работ бакалавров, обучающихся по программам укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, разработанных по заказу образовательных организаций субъекта РФ, в котором находится организация.

Содержательные выводы. Материально-техническая база должна отвечать требованиям современного уровня развития научно-технического прогресса, поскольку является одним из основных факторов, делающих отечественное образование конкурентоспособным с подготовкой специалистов в развитых странах.

По итогу реализации проекта «Комплексная программа модернизации педагогических вузов "Учитель будущего поколения России"» педагогическим вузам удастся решить следующие задачи:

1. Создание комплексной образовательной среды и экспериментально-лабора-

торной базы с современным оборудованием для приобретения будущими и практикующими педагогами опыта решения педагогических задач при взаимодействии с техносферой современной школы, для привлечения на педагогические программы студентов других направлений подготовки.

2. Расширение сети и научно-методическое сопровождение функционирования психолого-педагогических классов и сети базовых школ в целом.

3. Усиление воспитывающего потенциала программ подготовки будущих педагогов в соответствии с приоритетными национальными целями.

4. Организация комплексного научно-методического сопровождения образовательных организаций для включения в педагогическую практику результатов актуальных научных исследований.

5. Внедрение в образовательные программы единых подходов к предметной, методической подготовке будущих педагогов при формировании у них универсальных, общепрофессиональных и сквозных профессиональных компетенций.

6. Повышение профессионализма действующего профессорско-преподавательского состава.

7. Разработка учебных курсов, содержание которых характеризуется высокой степенью внутри- и межпредметной связанности и включает достижения современных исследований в естественных науках.

На рисунке схематично изображены условия для практической подготовки педагогов на разном этапе профессионального становления, которые создаются Технопарком.

Рис. Обеспечение условий для функционирования и развития в пределах региона

Предложенные выше меры позволят получить профессионального педагога, который способен формировать новое поколение, уважительно относящееся к праву и нормам, умеющего использовать полученные знания в профессиональной деятельности и защищать свои права, эффективно осуществлять учебный процесс, результативно взаимодействовать с участниками образовательных отношений, успешно управлять своей педагогической деятельностью.

Подводя некоторые итоги нашего исследования, следует отметить, что создаваемые в системе высшего профессионального образования межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций позволят получить синергетиче-ский эффект, который проявится в следую-

щем: возможность большего привлечения и использования ресурсов; усиление обмена знаниями; обеспечение взаимного доступа участников к квалифицированной рабочей силе; снижение издержек при повышении конкурентоспособности в целом и стабильность и авторитет высшего профессионального образования.

Таким образом, можно сказать, что акцент в развитии системы высшего профессионального образования на укрепление и совершенствование материально-технической базы является не только оправданным, но и важнейшим условием повышения его качества, обеспечивающего трудоустройство педагогов и прочное взаимодействие с рынком труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 6о8 с.

2. Антропов, В. А. Организация материально-технического обеспечения образовательных учреждений высшего профессионального образования / В. А. Антропов, Т. А. Конова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2011. - № 6. - С. 162-173.

3. Арутюнян, Г. Н. Практические занятия как средства формирования профессиональных компетенций в педагогическом вузе / Г. Н. Арутюнян, Н. Р. Маркосян // Web of Scholar. - 2018. - Т. 2, № 10 (28). -С. 11-13.

4. Бахтеева, Э. И. Персонализированная образовательная среда как эффективное условие профессиональной подготовки будущего педагога / Э. И. Бахтеева, С. В. Геркушенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2021. - № 1. - С. 36-44.

5. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : РГУ, 2001. - 186 с.

6. Дорожкин, Е. М. Теоретические аспекты интеграции научно-образовательных сетей в пространства непрерывного профессионального образования / Е. М. Дорожкин, К. Ю. Комаров // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, № 8. - С. 23-26.

7. Кедрова, Г. Е. Компьютерный языковой учебник в Интернете / Г. Е. Кедрова, О. В. Дедова. - Текст : электронный // Интернет. Общество. Личность. - 1999. - Вып. 2. - URL: https://istina.msu.ru/conferences/ presentations/5623407 (дата обращения: 17.07.2022).

8. Конова, Т. А. Оценка уровня материально-технической базы транспортного вуза / Т. А. Конова, В. А. Антропов // Транспорт Урала. - 2015. - № 4. - С. 29-33.

9. Кукушин, В. С. Социальная роль учителя / В. С. Кукушин // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 3 (51). - С. 108-112.

10. Кулюткин, Ю. Н. Психологические знания и учитель / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. -1983. - № 3. - С. 56-62.

11. Осмоловская, И. М. Инновационные образовательные практики: классификация, проектирование, моделирование / И. М. Осмоловская, Е. О. Иванова, М. В. Кларин, В. В. Сериков, Ю. Б. Алиев // Образовательное пространство в информационную эпоху : сборник научных трудов : материалы Международной научно-практической конференции / под редакцией С. В. Ивановой. - 2019. - С. 123-137.

12. Пак, Х. С. Проблемы оценки эффективности развития материально-технической базы высших учебных заведений / Х. С. Пак, В. В. Корец, Р. В. Большаков, Г. Б. Макаренко // Транспортное дело России. - 2019. - № 3. - С. 96-98.

13. Рахимов, Б. Х. Подготовка научно-педагогических кадров в системе высшего образования / Б. Х. Рахимов, А. И. Бурибаева, У. Э. Хамдамов // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 2-6 (60). - С. 393-396.

14. Таланчук, Н. М. Введение в неопедагогику / Н. М. Таланчук. - М. : Высшая школа, 1991. - 200 с.

15. Филатова, О. Н. Актуальность создания педагогического технопарка «Кванториум» в организациях высшего образования / О. Н. Филатова, Е. В. Барабашкина, А. А. Трифанова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 2 (60). - С. 28-30.

REFERENCES

1. Andreev, V. I. (2000). Pedagogika: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: A Training Course for Creative Self-Development]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii. 608 p.

2. Antropov, V. A., Konova, T. A. (2011). Organizatsiya material'no-tekhnicheskogo obespecheniya obra-zovatel'nykh uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya [Organization of Material and Technical Support of Educational Institutions of Higher Professional Education]. In Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i uprav-lenie. No. 6, pp.162-173.

3. Arutyunyan, G. N., Markosyan, N. R. (2018). Prakticheskie zanyatiya kak sredstva formirovaniya professional'nykh kompetentsii v pedagogicheskom vuze [Practical Classes as a Means of Developing Professional Competencies in a Pedagogical University]. In Web of Scholar. Vol. 2. No. 10 (28), pp. 11-13.

4. Bakhteeva, E. I, Gerkushenko, S. V. (2021). Personalizirovannaya obrazovatel'naya sreda kak effektivnoe uslovie professional'noi podgotovki budushchego pedagoga [Personalized Educational Environment as an Effective Condition for the Professional Training of a Future Teacher]. In Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. No. 1, pp. 36-44.

5. Bondarevskaya, E. V. (2001). Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospi-taniya [Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Education Systems]. Rostov-on-Don, RGU. 186 p.

6. Dorozhkin, E. M., Komarov, K. Yu. (2016). Teoreticheskie aspekty integratsii nauchno-obrazovatel'nykh setei v prostranstva nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Theoretical Aspects of the Integration of Scientific and Educational Networks in the Space of Continuing Professional Education]. In Uspekhi sovremennoi nauki. Vol. 2, No. 8, pp. 23-26.

7. Kedrova, G. E., Dedova, O. V. (1999). Komp'yuternyi yazykovoi uchebnik v Internete [Computer Language Textbook Online]. In Internet. Obshchestvo. Lichnost'. No. 2. URL: https://istina.msu.ru/conferences/ presentations/5623407 (mode of access: 17.07.2022).

8. Konova, T. A., Antropov, V. A. (2013). Otsenka urovnya material'no-tekhnicheskoi bazy transportnogo vuza [Assessment of the Level of Material and Technical Base of a Transport University]. In Transport Urala. No. 4, pp. 29-33.

9. Kukushin, V. S. (2013). Sotsial'naya rol' uchitelya [The Social Role of the Teacher]. In Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. No. 3 (51), pp. 108-112.

10. Kulyutkin, Yu. N. (1983). Psikhologicheskie znaniya i uchitel' [Psychological Knowledge and Teacher]. In Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 56-62.

11. Osmolovskaya, I. M., Ivanova, E. O., Klarin, M. V., Serikov, V. V., Aliev, Yu. B. (2019). Innovatsionnye obrazovatel'nye praktiki: klassifikatsiya, proektirovanie, modelirovanie [Innovative Educational Practices: Classification, Design, Modeling]. In Ivanova, S, V. (Ed.). Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu: sbornik nauchnykh trudov: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 123-137.

12. Pak, Kh. S., Korets, V. V., Bolshakov, R. V., Makarenko, G. B. (2019). Problemy otsenki effektivnosti razvitiya material'no-tekhnicheskoi bazy vysshikh uchebnykh zavedenii [Problems of Evaluating the Effectiveness

of the Development of the Material and Technical Base of Higher Educational Institutions]. In Transportnoe delo Rossii. No. 3, pp. 96-98.

13. Rakhimov, B. Kh., Buribaeva, A. I., Khamdamov, U. E. (2020). Podgotovka nauchno-pedagogicheskikh kadrov v sisteme vysshego obrazovaniya [Training of Scientific and Pedagogical Personnel in the System of Higher Education]. In EvraziiskoeNauchnoe Ob"edinenie. No. 2-6 (60), pp. 393-396.

14. Talanchuk, N. M. (1991). Vvedenie v neopedagogiku [Introduction to Neo-Pedagogy]. Moscow, Vysshaya shkola. 200 p.

15. Filatova, O. N., Barabashkina, E. V., Trifanova, A. A. (2022). Aktual'nost' sozdaniya pedagogicheskogo tekhnoparka «Kvantorium» v organizatsiyakh vysshego obrazovaniya [The Relevance of Creating a Pedagogical Technopark "Quantorium" in Higher Education Organizations]. In Izvestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. No. 2 (60), pp. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.