Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Социально-профессиональное партнёрство в подготовке педагогических кадров: региональные практики
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90
Тумашева Ольга Викторовна - канд. пед. наук, доцент, [email protected]
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Перенсона, 7
Аннотация. Обеспечение конкурентоспособности педагогических вузов и их выпускников - одна из стратегических задач в сфере образования и экономики страны. Её достижение требует ориентации основных образовательных программ и технологий их реализации на потребности современной школы. Данное обстоятельство обусловливает необходимость переосмысления подходов к организации подготовки будущих учителей, усиление её практической направленности посредством расширения зоны ответственности работодателей. Цель настоящей статьи - на основе анализа существующего регионального опыта подготовки педагогических кадров, базирующегося на реализации социально-профессионального партнёрства, выявить перспективные направления его развития.
Изучение роли и направлений реализации партнёрских отношений между работодателем и педагогическим вузом при подготовке современных выпускников - будущих учителей осуществлялось на основе теоретических и эмпирических методов исследования. Анализ роли работодателя в процессе профессиональной подготовки осуществлялся на основе анкетирования и экспертных интервью. Эмпирическим материалом выступили жизненный опыт преподавателей института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева и работодателей - директоров образовательных учреждений среднего образования Красноярского края и республики Хакассия. В статье сделан вывод о том, что социально-профессиональное партнёрство выступает необходимой частью профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с современными требованиями и стандартами. Детализированы роль и направления реализации партнёрских отношений между работодателями и педагогическим вузом при подготовке будущих учителей. Практическая значимость состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, подготовка будущих учителей, социальное партнёрство, сотрудничество, взаимодействие «школа - вуз»
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Тумашева О.В., 2021.
Для цитирования: Тумашева О.В. Социально-профессиональное партнёрство в подготовке педагогических кадров: региональные практики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 81-90. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90
Social and Professional Partnership in Preparation of Pedagogical Personnel: Regional Practices
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90
Olga V. Tumasheva - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., [email protected] Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev Address: 7, Perensona str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Abstract. Ensuring the competitiveness of pedagogical universities and their graduates is one of the strategic tasks in the field of education and the country's economy. Its achievement requires orientation of the basic educational programs and technologies for their implementation to the needs of the modern school. This necessitates a rethinking of approaches to organizing the training of future teachers, strengthening its practical orientation by expanding the area of responsibility of direct employers. The central issue of the article is the role and directions of implementing partnerships between the employer and the pedagogical university in preparing future teachers in the current educational situation. The purpose of this article is to identify promising areas of its development on the basis of an analysis of the existing regional experience in the training of teachers based on the implementation of social and professional partnerships.
The study of the role and directions of the implementation of partnerships between the employer and the pedagogical university in the preparation of modern graduates - future teachers was carried out on the basis of the application of theoretical and empirical research methods. An analysis of the role of the employer in the training process was carried out on the basis of questionnaires and expert interviews. The main material was the pedagogical experience of teachers of the Institute of Mathematics, Physics and Informatics of KSPU named after V.P. Astafiev, and employers - directors of educational institutions of secondary education of the Krasnoyarsk Territory and the Republic of Khakassia, as well as the results of a study of the problems of training future teachers.
Based on empirical data, the article concludes that social and professional partnerships are a necessary part of the training of future teachers in accordance with modern requirements and standards. The role and directions of implementing partnerships between employers and a pedagogical university in the preparation of future teachers are detailed. The practical significance lies in the use of the results obtained in the system ofhigher pedagogical education in order to ensure high-quality training ofgraduates.
Keywords: higher pedagogical education, training of future teachers, social partnership, cooperation, school-university interaction
Cite as: Tumasheva, O.V. (2021). Social and Professional Partnership in Preparation of Pedagogical Personnel: Regional Practices. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 7, pp. 81-90, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
На фоне изменений, происходящих в системе российского образования, особую актуальность приобретает проблема дефицита
педагогических кадров, соответствующих требованиям новой российской школы, готовых и способных к включению в процесс обновления образовательной практики. Дискус-
сии о будущем образования ставят под сомнение эффективность традиционных подходов к подготовке будущих педагогических кадров.
В рамках изучения проблемы готовности будущих учителей к выполнению трудовых функций в условиях современной школы в Красноярском крае и республики Хакассия было проведено исследование, в котором приняли участие 983 респондента (952 выпускника 2015-2018 гг. педагогического вуза, освоивших программу подготовки по направлению «Педагогическое образование», и 31 директор образовательных учреждений). Данные опроса (Табл. 1) позволили сделать вывод о наличии обоюдной неудовлетворённости качеством профессионально-педагогической подготовки, полученной в период обучения в педагогическом вузе.
В качестве основной причины выделенных дефицитов и проблем, возникающих в пери-
од трудовой деятельности, обе группы респондентов указали на имеющийся в системе педагогического образования разрыв между теоретической и практической подготовкой, формализованный подход к подготовке специалистов в области образования, не отражающий реальные потребности современной школы и особенности сложившейся в регионе образовательной ситуации, наличие профессиональных стереотипов студентов, связанных с приобретённым образовательным опытом. Несколько недель производственной практики, заложенной в программу обучения будущих учителей стандартами (на которую приходится 5-10% учебного времени, причём существуют тенденции к её уменьшению), не спасают положение.
Анализ и обобщение результатов опросов позволяют говорить не только о единстве мнений респондентов о дефицитах в профес-
Таблица 1
Данные опроса выпускников педагогического вуза и директоров ОУ по вопросу «Дефициты профессиональной подготовки студента - будущего учителя» (по Красноярскому краю), %
Table 1
Survey data of graduates of a pedagogical university and directors of the educational institutions on the issue "Deficiencies in the professional training of future teachers" (data for the Krasnoyarsk Territory), %
Дефициты профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза / Deficiencies of a graduate of a pedagogical university Количество ответов респондентов / Sum of respondents' replies
Директора/ directors Выпускники / graduates
Отсутствие целостной картины профессиональной действительности / lack of a holistic picture of professional reality 89,79 75,02
Слабое владение приёмами эффективного взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса (обучающимися, родителями, коллегами, администрацией) / Insufficient possession of effective interaction with various subjects of the educational process (students, parents, colleagues, administration) 61 85,23
Слабое осознание своих профессиональных намерений и реальных возможностей / Inadequate awareness of professional intentions and real possibilities 91 84,03
Слабое видение профессиональной перспективы / Lack of professional perspective understanding 69,12 71,12
Недостаточный уровень готовности к трудностям профессиональной адаптации в начале профессиональной карьеры / Lack of preparedness for the difficulties of professional adaptation at the beginning of a professional career 59,9 68
Недостаточный уровень готовности к проектированию и организации образовательного процесса, ориентированного на новые образовательные результаты, в условиях реальной образовательной ситуации / Insufficient level of readiness for designing and organizing an educational process focused on new educational results in the real educational situation 89,3 75,03
сиональной подготовке студентов педагогических вузов, но и об одной из главных её проблем - высокой теоретизации обучения и недостаточной подготовке выпускников к реализации трудовых функций. В сложившейся ситуации в качестве одного из ключевых инструментов модернизации педагогического образования следует рассматривать привлечение непосредственных работодателей к процессу подготовки квалифицированных педагогических кадров. Речь идёт об установлении партнёрских отношений с главными потребителями результатов образовательной деятельности педагогических вузов [1; 2], которые имеют свои представления о задачах и результатах педагогического образования и выступают определённым индикатором его качества [3-5].
Социальное партнёрство: концептуальный аспект
Партнёрство в системе профессионального образования можно рассматривать и как технологию взаимодействия специалистов в поле профессиональных проблем с целью оптимизации принимаемых решений, и как определённый тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом [6]. Партнёрство позволяет установить баланс между интересами различных сторон в результатах подготовки выпускников вузов, в том числе и педагогических. Однако, как показывает анализ реальной образовательной практики, потенциал партнёрства при подготовке студентов педагогических вузов в настоящее время используется не в полной мере. Цель данной статьи состоит в том, чтобы на основе анализа имеющегося в российских регионах опыта реализации социально-профессионального партнёрства в процессе подготовки педагогических кадров выделить перспективные направления его развития.
Рассматривая феномен «партнёрство» в системе педагогического образования, следует говорить о социально-профессиональном партнёрстве, поскольку оно реализует-
ся представителями различных социальных групп внутри одной профессиональной сферы, но на разных уровнях. Под социально-профессиональным партнёрством в системе подготовки педагогических кадров будем понимать процесс взаимодействия студентов, преподавателей и органов управления педагогического вуза, различных образовательных организаций и государственных ведомств, ориентированный на достижение в условиях реализации совместной деятельности общих целей в области подготовки будущих учителей, исходя из требований к современному учителю.
Вопросы реализации партнёрского взаимодействия педагогических вузов и общеобразовательных учреждений для России не являются абсолютно новыми. Но следует отметить, что ещё в начале XXI в. данное взаимодействие было ориентировано в основном на удовлетворение потребностей школ в поддержке реализации образовательных программ, на использование ими кадровых ресурсов и научно-методического потенциала педагогических вузов [7; 8]. Изменившаяся образовательная ситуация расставила иные приоритеты в партнёрских отношениях: расширение зоны ответственности потенциальных работодателей за качество подготовки будущих учителей, их активное участие в обеспечении новой российской школы качественными педагогическими кадрами новой формации. В последнее время российские педагогические вузы, ориентируясь на лучшие мировые практики, реализуют попытки привлечения работодателей к подготовке будущих педагогических кадров на основе партнёрских отношений [9; 10]. При этом важным является тот факт, что партнёрство исключает принятую ранее пассивную и подчинённую роль школы в отношениях с вузом. Напротив, школа должна стать основным источником важнейших компонентов содержания программ подготовки по направлению «Педагогическое образование» и рассматриваться в качестве равного, если не главного партнёра педагогического вуза [11].
В настоящее время подготовка педагогических кадров на основе реализации социально-профессионального партнёрства активно осуществляется в большинстве педагогических вузов России. Анализ имеющегося опыта [12-15] позволил выделить основные направления взаимодействия с работодателями с целью улучшения качества педагогического образования:
- участие в разработке основных профессиональных образовательных программ;
- участие в экспертизе актуальности учебных курсов и программ производственной практики;
- участие в процедуре оценки качества подготовки выпускников;
- участие в обеспечении условий для эффективного прохождения различных видов производственной практики;
- организация наставничества;
- предоставление площадок для организации совместных внеучебных мероприятий.
Как можно заметить, выделенные направления охватывают подготовительный и заключительный этапы подготовки будущих учителей и мало затрагивают непосредственный процесс обучения студентов в педагогическом вузе, хотя институт партнёрства имеет здесь определённый потенциал, о чём свидетельствует опыт ряда вузов. За последние пять лет система партнёрских взаимоотношений между педагогическими вузами и работодателями стала динамично развиваться. Среди обследованных университетов были выявлены вузы, имеющие успешный опыт и эффективные стратегии реализации социально-профессионального партнёрства.
Опыт педагогических вузов
В Омском государственном педагогическом университете [14] основу реализации партнёрского взаимодействия с работодателями составляет создание базовых кафедр, членами которых являются педагоги общеобразовательных учреждений. Наряду с выделенными выше направлениями, в ОмГ-ПУ специалисты-практики привлекаются к
преподавательской деятельности, проводят мастер-классы и лекции для будущих учителей. На базе единой информационно-образовательной среды вуза создано и уже более 15 лет действует виртуальное методическое объединение учителей по всем направлениям подготовки студентов, в деятельность которого включены также и студенты. Данное направление реализации социально-профессионального партнёрства является перспективным для решения следующих задач: доступность образования для различных категорий обучающимися, реализация сетевого взаимодействия между субъектами процесса обучения, организация преемственности профессиональных программ. При этом необходимо отметить, что использование ИКТ, элементов электронного обучения позволяет своевременно обеспечивать обратную связь, тем самым положительно влияя на качество профессионального образования.
Базовые кафедры как оперативная форма взаимодействия с работодателями с целью обеспечения качественной подготовки студентов, обучающихся по программам направления «Педагогическое образование», присутствует также и в структуре Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского [15], Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева [10].
Практикуемые в вузах формы реализации социально-профессионального партнёрства выступают как социальный ресурс педагогического вуза и общеобразовательных учреждений, способствующий интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнёрства, а также механизмов профессионального сотрудничества. В частности, оно позволяет учитывать интересы партнёров, достигать общих целей, активизировать и эффективно использовать возможности. С другой стороны, создаются предпосылки для развития проектной и научно-исследовательской деятельности преподавате-
лей, учителей и обучающихся; осуществления прямого «трансфера» знаний непосредственно в реальный процесс обучения; стимулирования развития креативного мышления, прогностических умений студентов.
Несколько отличается опыт Института математики, физики и информатики (ИМФИ) Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, в котором на протяжении 20112019 гг. в качестве эксперимента реализуется опытная модель подготовки будущих учителей математики на основе тесного целенаправленного взаимодействия с работодателями на всех этапах обучения. Данная модель предполагает, наряду с получившими широкое распространение направлениями взаимодействия с работодателями, также ряд интересных решений.
Совместное с обучающимися образовательных школ учебное занятие по предметной области позволяет будущим учителям осознать стратегии обучающихся при решении проблем предметной области, выработать индивидуальную тактику взаимодействия с обучающимися для эффективного решения ими проблем предметной области и скорректировать неэффективные стратегии обучающихся. Совместное учебное занятие обеспечивает системное решение образовательных задач и методической, и предметной подготовки будущих учителей. В качестве основной единицы содержания совместного учебного занятия выступает проблема предметной области, решение которой возможно и на уровне высшего, и на уровне общего среднего образования. Ценность такого занятия в том, что оно создаёт целостное единство процесса методической подготовки будущих учителей и содержания предметной области, объединяя различных субъектов образовательного процесса, отражая картину всего изученного, приобретённого и накопленного [16]. Также в ходе совместной учебно-познавательной деятельности обучающихся и будущих учителей последние погружаются в новую образовательную ситуацию, отличную
от той, в которой обучались они сами, что позволяет им понять и принять объективную необходимость происходящих в российском образовании преобразований, преодолеть имеющиеся стереотипы относительно организации образовательного процесса в современной школе. При реализации данного направления особую актуальность имеют учебные занятия на базе образовательной организации-партнёра. Так, в вузе для студентов - будущих учителей математики и школьников организуются совместные учебные занятия не только на базе общеобразовательных школ, но и в технопарке «Кванториум», имеющем богатую ресурсную базу. В рамках реализации Национальной технологической инициативы на базе технопарка организуется систематическая и регулярная совместная деятельность школьников и студентов по подготовке к различным конкурсам (олимпиадам, конференциям, проектам и т.д.), ориентированная на формирование у будущих учителей «инженерного мышления», а у школьников -готовности к его формированию средствами конкретной предметной области.
Вовлечение студентов педагогического вуза в активное, целенаправленное исследование педагогического процесса, анализ ситуаций (деятельности, приёмов, методов), возникающих в реальной образовательной практике, начиная со второго курса обучения обеспечивает достаточно раннее погружение в профессиональную реальность. Это позволит будущим педагогам приобрести опыт обнаружения проблем, грамотного формулирования соответствующих профессионально-педагогических задач, выдвижения и оценивания гипотез о путях их решения, навыки поиска, отбора и реализации оптимального варианта их решения с учётом имеющихся условий, анализа полученного результата, разработки авторского продукта, ориентированного на решение проблемы и оценку его эффективности, осмысления приобретённого опыта (исследовательской деятельности, конструктивного взаимодействия с различными субъекта-
Рис. 1. Оценка выпускниками форм взаимодействия с работодателями, оказавшими влияние на их подготовку к работе в современной школе (данные по Красноярскому краю) Fig. 1. Graduate assessment of forms of interaction with employers who have influenced on their preparation for work in a modern school (data for the Krasnoyarsk Territory)
ми образовательного процесса) и др. Содержание исследования может быть достаточно произвольным: определяется не только целями и задачами, например, методической подготовки, но и интересами, запросами как самих студентов, так и работодателя.
Ещё одним перспективным направлением взаимодействия с работодателями выступает вовлечение будущих учителей на протяжении всего времени обучения в вузе в события профессионального сообщества, которые представляют собой специально организованный акт, отражающий траекторию методического развития учителей математики конкретного образовательного учреждения, района, города, региона. К таковым следует отнести методические семинары различного уровня, проводимые учителями мастер-классы, круглые столы, заседания методических объединений, конференции, форумы, конкурсы и т.д. Как правило, подобные события являются фиксацией кризисной ситуации, узлового момента в образовательной практике, когда определяется дальнейшая траектория развития как следствие рефлексии результатов деятельности. Основная функция таких событий в процессе подготовки будущих учителей состоит
в сопровождении студентов в проблемах, возникающих в реальной образовательной практике, их проживание, «пропускание через себя», внутреннее осознание и принятие их наличия. Принимая активное участие в подобных событиях, студенты обобщают, анализируют и оценивают чужой педагогический опыт, презентуют собственные наработки, результаты собственных исследований. События профессионального сообщества задают определённый вектор развития образовательной деятельности студентов. Принятие представителями профессионального сообщества будущих учителей как равных себе, признание результатов их деятельности заслуживающими внимание являются весомым стимулом для мотивации студентов к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, реализации ими различных видов образовательной деятельности на более высоком уровне.
Об эффективности описанных форм взаимодействия свидетельствует оценка выпускниками форм взаимодействия с работодателями, оказавшими влияние на их подготовку к работе в современной школе (Рис. 1), и основные преимущества выпускников
Рис. 2. Основные преимущества выпускников ИМФИ перед выпускниками других профилей подготовки в КГПУ им. В.П. Астафьева Fig. 2. The main advantages of graduates of the Institute ofMathematics, Physics and Informatics over graduates ofother training profiles in the KSPU named after V.P. Astaflev
ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева перед выпускниками других профилей подготовки {Рис. 2).
Заключение
Таким образом, привлечение работодателей к процессу подготовки педагогических кадров позволяет создать поле для приобретения будущими учителями опыта обнаружения и решения проблем реальной образовательной практики. Происходит расширение зоны ответственности работодателей за качество подготовки педагогических кадров, обеспечивается вхождение студентов в период обучения в профессионально-педагогическое сообщество региона и их активное участие в поиске оптимальных путей развития системы образования с учётом социально-экономической ситуации региона.
Направления и формы социально-профессионального партнёрства при подготовке будущих педагогических кадров могут быть различны, но их приоритетная задача сохраняется - расширение образовательного пространства, формирование новой стратегии подготовки выпускника педагогического вуза, обеспечение качественной подготовки специалистов в сфере образования.
Литература
1. Smith K. Partnerships in Teacher Education -Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context // CEPS Journal. 2016. Vol. 6. No. 3. Р. 17-36. URL: https://www. cepsj.si/index.php/cepsj/article/view/63 (дата обращения: 16.06.2021).
2. Soslau E, Gallo-Fox J., Scantlebury K. The Promises and Realities of Implementing a Coteaching Model of Student Teaching // Jour-
3.
4.
nal of Teacher Education. 2019. Vol. 70. No 3. Р. 265-279. DOI: 10.1177/0022487117750126 Richmond G. The power of community partnership in the preparation of teachers // Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 68. No. 1. Р. 6-8. DOI: 10.1177/0022487116679959 Shukshina T.I, Gorshenina S.N, Buyanova I.B, Neyasova I.A. Practice-oriented teachers' training: innovative approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 16. P. 9125-9135. URL: http://www.ijese.net/makale/1152.html (дата обращения: 16.06.2021). Lillejord S, B0rte K Partnership in teacher education - A research mapping // European Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 39. No. 5. P. 550-563. DOI: https://doi.org/10.1080/026 19768/2016/1252911
Чванова М.С. Социальное партнёрство в сфере профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. № 2 (10). С. 47-55.
Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школы: эмпирические модели // Вестник Томского университета. 2012. № 358. С. 182-188.
Щеголев Д.Л, Косова НМ, Лихачева С.Ю, Павлова Л.В. Технология организации сетевого партнёрства в рамках взаимодействия «школа - вуз» // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 118-123. Пинская М.А, Пономарева А.А, Косарец-кий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2 С. 100-124. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124 10. Жукова Н.В, Ляпина О.А., Панькина В.В. Партнёрство педагогического вуза и школы как средство совершенствования процесса подготовки будущих учителей хи-
5.
6.
7.
8.
9.
мии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 141-154. DOI: 10.32744/ pse.2019.4.12
11. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 105-126.
12. Bullough R..V, Draper R.J. Making sense of the failed triad: Mentors, university supervisors and positioning theory // Journal of Teacher Education. 2004. Vol. 55(5). P. 407-420.
13. Mokshina N.G. Pedagogical Maintenance of Future Teachers' Practice-Oriented Training // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8. (S10). 8 р. DOI: 10.17485/ijst/2015/ v8iS10/84853
14. Геращенко И.П. Развитие эффективного взаимодействия между работодателями и педагогическими университетами // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т.4. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN616.pdf (дата обращения 16.06.2021).
15. Зиновьева М.П. Включение работодателей в процесс подготовки будущих педагогов // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе: Кирюшкинские чтения. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Маза-ловой. Саратов, 2017. С. 124-129.
16. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 63-70.
Статья поступила в редакцию 13.01.20 После доработки 19.01.20 Принята к публикации 16.06.21
2.
References
Smith, K. (2016). Partnerships in Teacher Education - Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context. CEPS Journal. Vol. 6, no. 3, pp. 17-36. Available at: https:// www.cepsj.si/index.php/cepsj/article/view/63 (accessed 16.06.2021).
Soslau E., Gallo-Fox J., Scantlebury K. (2019). The Promises and Realities of Implementing a Coteaching Model of Student Teaching. Journal of Teacher Education. Vol. 70, no 3, pp. 265-279, doi: 10.1177/0022487117750126
Richmond, G. (2017). The Power of Community Partnership in the Preparation of Teachers. Journal of Teacher Education. Vol. 68, no. 1, pp. 6-8, doi: 10.1177/0022487116679959
4. Shukshina, T.I., Gorshenina, S.N., Buyanova, I.B., Neyasova, I.A. (2016). Practice-Oriented Teachers' Training: Innovative Approach. International Journal of Environmental and Science Education. Vol. 11, no. 16, pp. 16 9125-9135. Available at: http://www.ijese.net/makale/1152. html (accessed 16.06.2021).
5. Lillejord, S., B0rte, K. (2016). Partnership in Teacher Education - A Research Mapping. European Journal of Teacher Education. Vol. 39(5), pp. 550-563, doi: https://doi.org/10.1080/02619 768/2016/1252911
6. Chvanova, M.S. (2006). Social Partnership in the Field of Vocational Education. Psikhologo-ped-agogicheskiy zhurnal Gaudeamus = Psychological and Pedagogical Journal Gaudeamus. Vol. 2 (10), pp. 47-55. (In Russ.).
7. Prozumentova, G.N. (2012). Interaction Potential of Universities and Schools: Empirical Models. Vestnik Tomskogo universiteta = Tomsk State University Journal. No. 358, pp. 182-188. (In Russ., аbstract in Eng.).
8. Schegolev, D.L., Kosova, N.M., Likhacheva, S.Yu., Pavlova, L.V. (2015). Technology of Network Partnership Organization within the Interaction «School - University». Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. No. 6, pp. 118-123. (In Russ., abstract in Eng.).
9. Pinskaya, M.A., Ponomareva, A.A., Kosaretsky, S.G. (2016). Professional Development and Training for Young Teachers in Russia. Voprosy obrazovanija = Educational Studies Moscow. No. 2, pp. 100-124, doi: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124. (In Russ., аbstract in Eng.).
10. Zhukova, N.V., Lyapina, O.A., Pankina, V.V. (2019). Partnership Pedagogical High School and School as a Means of Improving the Process of Preparing Future Teachers of Chemistry. Perspektivy nauki i obrazovania=Perspectives of Science and Education. No. 40 (4), pp. 141-154, doi: 10.32744/ pse.2019.4.12
11. Margolis, A.A. (2014). The Requirements for the Modernization of Basic Professional Education Program (BPEP) of Teacher Training in Accordance with the Professional Standard of the Teacher: Proposals for the Implementation of the Activity Approach in Teacher Training. Psik-hologicheskaya nauka i obrazovanie=Psychological Science & Education. Vol. 19, no. 3, pp. 105-126. (In Russ., аbstract in Eng.).
12. Bullough, R.V., Draper, R.J. (2004). Making Sense of the Failed Triad: Mentors, University Supervisors and Positioning Theory. Journal of Teacher Education. Vol. 55, no. 5, pp. 407-420.
13. Mokshina, N.G. (2015). Pedagogical Maintenance of Future Teachers' Practice-Oriented Training. Indian Journal of Science and Technology. Vol. 8, no. 10, 8 p., doi: 10.17485/ijst/2015/ v8iS10/84853
14. Gerashchenko, I.P. (2016). The Development of the Effective Collaboration between Employers and Pedagogical Universities. Internet-zhurnal "Mir nauki" = World of Science. Pedagogy and Psychology. Vol. 4, no. 6. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN616.pdf (accessed 16.06.2021) (In Russ., аbstract in Eng.).
15. Zinov'eva, M.P. (2017). [Introducing Employers in the Future Teacher Training Process]. In: Akhtyrskaya, E.N., Borzova, L.V., Mazalova, M.A. (Eds). Aktual'nye problemy prrepodavaniya v nachal'noi shkole. Kiryushkinskie chteniya Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Topical Problems of Teaching in Elementary School. Kiryushkin Readings: Proc. Sci.-Pract. Conf.]. Saratov, pp. 124-129. (In Russ.).
16. Tumasheva, O.V. (2017). Methodical Training of Future Teachers: Immersion in Professional Reality. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 63-70. (In Russ., аbstract in Eng.).
The paper was submitted 13.01.20 Received after reworking 19.01.20 Accepted for publication 16.06.21