Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 13.04.2018; опубликована 07.06.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шевченко С.М., Мухина М.В. Из опыта реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shevchenko S.M., Mukhina M.V. (2018). From the experience of implementing the competence approach in the preparation of a bachelor's degree in "Pedagogical Education". World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 398 ГРНТИ 14.35
Шевченко София Михайловна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»
Кандидат технических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=718028
Мухина Мария Вадимовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9219-349X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=737294
Из опыта реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование»
Аннотация. В статье описывается опыт реализации процесса подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (НГПУ им. К. Минина). Вуз имеет значительный опыт в обеспечении подготовки будущих учителей - учителей экономики, поэтому представленные материалы будут интересны педагогическим вузам, обеспечивающим подготовку учителей. Подготовка учителя экономики возможна как в рамках реализации направления «Педагогическое образование», так и направления «Экономика». В НГПУ им. К. Минина подготовка будущего учителя обеспечивается в рамках направления Педагогическое образование по двум профилям «Технология и Экономика». В работе представлены две ОПОП подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование: одна - для указанных двух профилей, вторая - для одного профиля «Экономика». Обеспечение подготовки по двум профилям увеличивает мобильность студента, его профессиональную компетентность и социальную защищенность. Обоснована целесообразность следующей схемы подготовки
учителя экономики: бакалавриат (по направлению Педагогическое образование) + магистратура (по направлениям Экономика или Экономическое образование, либо Педагогическое образование или другие). Реализация ОПОП осуществляется с опорой на компетентностный подход, что значительно изменяет профессиональную подготовку студентов. Эти изменения затрагивают целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты образовательного процесса, что отражено в ОПОП, обеспечивающих реализацию подготовки.
Ключевые слова: подготовка бакалавра; направление «Педагогическое образование»; Федеральные государственные образовательные стандарты; основная профессиональная образовательная программа; компетентностный подход; практикоориентированное обучение; компетенции; подготовка учителя экономики
Современное общество - это общество, в котором определяющим фактором развития становятся информация и знания. Важная роль в устойчивом развитии такого общества принадлежит системе образования. В связи с этим стратегической целью государственной политики РФ в области образования является повышение доступности качественного образования, которое должно способствовать инновационному развитию экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина1.
Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство привело к необходимости модернизации отечественного образования, как общего (среднего), так и высшего. В результате в новой редакции закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» был утвержден переход на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему высшего образования, которая предполагает смещение акцента с «учителя» на «ученика» и ориентацию на результат обучения2. Как следствие этого, российская система высшего образования с 2011 года перешла на новые федеральные государственные образовательные стандарты [11].
Новые стандарты ориентированы на установление соответствия структур высшего образования (ВО) России и Европы, стимулирование перехода высшей школы России на принципы Болонской декларации, ее ориентацию на качество образования, инновационное развитие, главными чертами которого является универсальность, фундаментальность, практическая направленность [21, 23].
В основе новых стандартов лежит компетентностный подход к образованию, который обуславливает изменение природы образовательного процесса, предполагает определенное структурирование образовательной программы, ориентацию ее на результат деятельности студента, существенное повышение роли самостоятельной работы студента (СРС) [19, 22]. Как результат, увеличивается доля самостоятельной работы студента в общей трудоемкости процесса обучения, что требует переработки учебных планов и программ, внедрение инновационных технологий обучения, использование активных и интерактивных форм обучения, увеличения проектных и исследовательских работ [13, 14, 16, 20]. Новые стандарты ориентированы на студента и обеспечивают ему право выбора своей деятельности.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (НГПУ им. К. Минина) имеет существенный опыт подготовки учителя нового
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Эксмо, 2016 - 208 с. Страница 2 из 9
поколения в контексте компетентностного подхода. Целью профессиональной подготовки при этом подходе является становление профессиональной компетентности выпускника, основным ориентиром содержания образования - профессиональная задача. Необходимым элементом становится выделение относительно небольших составляющих содержания - модулей, которые представляют собой часть образовательной программы, для которой характерна определенная логическая завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, и которая направлена на обеспечение условий для подготовки студентов к профессиональной деятельности [2, 5].
В данной работе рассматривается реализация компетентностного подхода при разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) подготовки бакалавра - учителя экономики в ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина [6, 7].
Подготовка учителя экономики возможна как в рамках реализации направления «Педагогическое образование», так и направления «Экономика». К учителю любого профиля предъявляются определенные требования: он должен иметь глубокую подготовку по педагогике, психологии, конкретному предмету - в данном случае, экономике, знать основы возрастной анатомии и физиологии. С этих позиций именно направление «Педагогическое образование» обеспечивает сочетание основательной психолого-педагогической, методической и предметной подготовки. Дальнейшее обучение в магистратуре позволит выпускнику (в случае необходимости) повысить свой профессиональный уровень по конкретному направлению экономической деятельности.
В связи с этим целесообразна следующая схема подготовки учителя экономики: БАКАЛАВРИАТ (по направлению Педагогическое образование) + МАГИСТРАТУРА3 (по направлениям Экономика или Экономическое образование, либо Педагогическое образование или другие).
Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению Педагогическое образование предусмотрены два варианта освоения ОПОП:
• по одному профилю направления подготовки: срок обучения 4 года, общая трудоемкость-240 зачетных единиц;
• по двум профилям направления подготовки: 300 зачетных единиц при увеличении срока обучения до 5 лет4.
Освоение ОПОП по двум профилям направления подготовки бакалавра повышает конкурентоспособность, социальную и профессиональную мобильность выпускника, способствует его социальной защищенности [4].
В НГПУ им. К. Минина по направлению Педагогическое образование обеспечивается реализация двухпрофильной подготовки бакалавров, поэтому, в работе представлены две ОПОП подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование: одна для профиля «Экономика», вторая - для двух профилей «Технология и Экономика». Выбор двух указанных профилей не случаен:
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры). Утвержден 21.11.2014 г. приказом Министерства образования и науки РФ №1505. 11 с. [Электронный ресурс]. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата). Утвержден 09.02.2016 г. приказом Министерства образования и науки РФ №91. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 14.02.2017).
во-первых, в НГПУ им. К. Минина накоплен значительный опыт подготовки учителя экономики и учителя технологии и предпринимательства в рамках специальности «Технология и предпринимательство» с дополнительной специальностью «Экономика» [12, 17];
во-вторых, в учебном плане для профиля «Технология» предусмотрен значительный перечень экономических дисциплин, на базе которых возможна реализация более углубленного экономического образования;
в-третьих, в случае выбора бакалавром не педагогической деятельности (научно -исследовательской, производственной и т. п.) сочетание экономической и технологической подготовки делает выпускника более готовым к работе в экономической, промышленной и предпринимательской сферах деятельности.
ОПОП разрабатывались на основе компетентностного, личностно-ориентированного подходов, а также рекомендаций работодателей, особенностей региона и научных школ вуза, требований образовательного и профессионального стандартов.
Разработанная ОПОП отличается практико-ориентированной направленностью, обеспечивает создание условий для формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом педагога.
Вуз имеет право самостоятельно:
• устанавливать перечень дисциплин вариативной части;
• определять типы практик и их длительность;
• устанавливать формы итоговой государственной аттестации;
• определять трудоемкость конкретных практик и теоретического обучения каждого блока в установленном в ФГОС интервале [9, 10].
Для рассматриваемых в работе профилей подготовки распределение общей трудоемкости представлено в таблице 1 .
Таблица 1
Распределение общей трудоемкости для блоков
Блок Профиль «Экономика» Профиль «Технология и Экономика» (ТиЭ)
Общая трудоемкость, з/е (час)
Базовая Вариативная Всего Базовая Вариативная Всего
Дисциплины (модули) 59 149 208 69 196 265
Физическая культура 2 - 2 2 - 2
Практика 24 - 24 27 - 27
Государственная итоговая аттестация 6 - 6 6 - 6
Итого 91 149 240 104 196 300
Составлено автором
Несмотря на различие в общей трудоемкости перечень дисциплин экономической направленности в обеих программах практически не отличается. Доля дисциплин по выбору студента в общем объеме вариативной части составляет в разработанных учебных планах более 31 %, доля занятий в интерактивной форме - 20,6 %, лекционных - порядка 28,6 %, что соответствует требованиям компетентностного подхода.
При компетентностном подходе значительно изменяется профессиональная подготовка студентов. Эти изменения затрагивают целевой, содержательный, процессуальный и
контрольно-оценочный компоненты образовательного процесса. Содержательные характеристики компонентов изменяются на:
• становление общекультурных и профессиональных компетенций выпускника;
• систему интегрированных научных знаний категориального, практико-ориентированного характера, которая выступает в качестве информационной базы и методов решения профессиональных проблем и задач, ориентированных на развитие компетенций;
• организацию учебного процесса, направленного на активизацию самостоятельной деятельности студента и на управление СРС; широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий, активных методов обучения, развивающих аналитические, проектировочные и рефлексивные умения;
• оценку результатов решения профессиональных задач, накопительно-рейтинговую систему оценки; портфолио; компьютерное тестирование.
Основные (базовые) компетенции бакалавра по направлению Педагогическое образования прописаны в ФГОС. Наполнение дисциплинами вариативной части (и частично базовой) каждого блока реализуется с учетом освоения и, так называемых, профильных компетенций - комплексных компетенций студентов в предметной области дисциплин профиля [3]. Для будущего бакалавра педагогического образования специфика профессиональных компетенций определяется особенностями профессиональных дисциплин, их местом и ролью в современном образовании школьников.
С учетом профиля (профилей) конкретизируются профессиональные компетенции выпускника, так бакалавр по рассматриваемым профилям:
• владеет системой базовых знаний по экономике и методами решения ее профессиональных задач;
• владеет системой базовых знаний по методике экономики;
• способен решать исследовательские задачи в области экономики на основе применения современных методов
• способен решать межпредметные и практико-ориентированные (и личностно-значимые) задачи.
Общекультурные компетенции личности связаны с ее саморазвитием и самосовершенствованием, социальной мобильностью. Профессиональные компетенции связаны с успешной профессиональной деятельностью и профессиональным ростом, компетентностью в образовательной, экономической и производственной сферах. На формирование и развитие их ориентированы такие включенные в вариативную часть дисциплины, как экономика (введение в экономику), международная экономика и международные экономические отношения, современная история России, экономика труда и трудовое законодательство, техническое сопровождение образовательного процесса и базы данных, информационные технологии, бухучет и система налогообложения, микро- и макроэкономика, предпринимательство и бизнес, управление предприятием, деньги, кредит, банки, экономика общественного сектора, аудит и экспертиза предприятия, дидактика экономики и др.
Дисциплины (модули дисциплин) логически связаны между собой, имеет место преемственность в их изложении. Выбор дисциплин вариативных частей обусловлен
необходимостью формирования следующих компетенций и образовательных результатов, в частности таких как:
• бакалавр умеет использовать методы экономических и технологических расчетов в решении практических задач;
• демонстрирует навыки и умения решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива и др.
Компетентностная модель подготовки бакалавра является знаниево-деятельностной, компоненты которой выражены категориями «знать, уметь, владеть». Разработка рабочих программ дисциплин предполагает декомпозицию компетенций на вышеназванные категории и последующего соотнесения их с содержанием дисциплин, требуемыми образовательными результатами и профессиональными стандартами. Кроме этого, содержание дисциплин должно строиться с учетом школьного курса экономики.
Для проверки формируемых компетенций разрабатывается система оценочных заданий, что становится возможным благодаря декомпозиции компетенций. Видами оценочных заданий могут быть как мини-тесты, экспресс - опросы, эссе, так и задания обобщенного характера: создание портфолио, кейс-БШёу, решение практико-ориентированных задач и т. п. Оценочные задания целесообразно размещать в электронной информационно-образовательной среде Мининского университета [15, 17].
С целью обеспечения систематического контроля за процессом освоения компетенций рекомендуется использование рейтинг-планов [1, 8, 18]. В рейтинг-плане должны быть представлены задания для текущего и рубежного контроля разного типа: работа с литературой, критический анализ теоретических и экспериментальных данных, расчетные работы, кейс-задания и т. п.
Суммарная рейтинговая оценка за семестр представляет собой интегральную оценку в баллах за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных учебным процессом. Согласно принятой в НГПУ системе рейтинговой оценки, индивидуальный рейтинг студента не может превышать 100 баллов. Эти баллы распределяются на все виды контроля и промежуточную аттестацию (в соответствии с предусмотренной учебным планом формой).
При разработке рейтинг-плана целесообразно учитывать обязательные и дополнительные виды деятельности студента, формирующие его личностные качества, а также ранжировать баллы за каждый вид деятельности или задание с учетом их степени сложности. В вузе принят следующий перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему:
55-70 б. - «удовлетворительно»
71-85 б. - «хорошо»
86-100 б. - «отлично»
В рейтинговую оценку могут быть добавлены поощрительные баллы (например, за активную работу на лабораторно-практических занятиях, за качественно выполненные доклады, участие в конференциях, олимпиадах и др.).
Учебный процесс, построенный в соответствии с ОПОП, должен в достаточной степени моделировать различные стороны будущей профессиональной деятельности. Поэтому доля практических занятий превышает 60 % общей трудоемкости, что способствует усилению профессиональной направленности учебного процесса [15].
Учитывая, что в ФГОС отражены только компетенции и не выделены дидактические единицы дисциплин, по-видимому, целесообразно в рамках УМО по образованию разработать
базовое содержание (дидактические единицы) по специальным дисциплинам с учетом российских и европейских стандартов и опыта подготовки выпускников по конкретному направлению. Это будет способствовать действительной интеграции европейского и российского образования, позволит выработать общие подходы и критерии оценки качества образования, обеспечить мобильность студента в российском и европейском образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). С. 14.
2. Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Филология и культура. 2011. №25. С. 235-239.
3. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 160 с.
4. Зеер, Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2012. - №11. - 3946 с.
5. Компетентностно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки студента / Коллект. Монография. Под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой). Н. Новгород, 2011. С. 249.
6. Копосова Н.Н. Компетентностный подход в экологической подготовке бакалавров // Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: коллективная монография / под ред. Н.Н. Демидовой, Г.С. Камериловой, А.И. Макшеевой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2015. С. 249253.
7. Кралова А., Шевченко С.М., Мухина М.В. Интернационализация экономического образования в рамках проекта «Темпус» // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 30.
8. Перевощикова Е.Н. Концептуальные основы конструирования средств для оценивания образовательных результатов // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 13.
9. Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России / под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013 - 79 с.
10. Полатов, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
11. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования //
Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1-0. С. 106109.
12. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №4-4. С. 827-829.
13. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Обучающаяся среда MOODLE в организации тестового контроля знаний // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 182.
14. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Самостоятельная работа студентов по направлению подготовки «Сервис» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 248.
15. Соколов, И.А. Новый этап информатизации общества и проблемы образования [Текст] / И.А. Соколов, К.К. Колин // Информатика и ее применения. - 2015. - С. 34-43.
16. Мухина М.В. Совершенствование процесса обучения специалистов сервисных направлений в НГПУ имени Козьмы Минина // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2014. С. 111-113.
17. Мухина М.В., Плетнева А.С. Информатизационные технологии в образовании. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения. сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 33-35.
18. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 169.
19. Шевченко С.М., Тюмина Н.С. Тенденции инновационного развития общего образования / Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции "Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения", март 2016, С. 50-52.
20. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста. Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.
21. Шевченко С.М., Мухина М.В., Лебедева Т.Е., Каткова О.В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина. Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.
22. Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Современные тенденции развития российского образования // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2015. - С. 193-196.
23. Alena Krâlovâ, Marie Urbanovâ, Mukhina Mariya, Sofia Shevchenko. Didactic aspects in Education of Economic Subjects from the View of Entrepreneurships Education. The Quarterly Journal for Education Media 4U - ISSN 1214-9187, page 16-19, the 12th edition.2015. - №2. (ERIHPLUS).
https://mir-nauki.com
Shevchenko Sofia Mihajlovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Mukhina Mariia Vadimovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
From the experience of implementing the competence approach in the preparation of a bachelor's degree in "Pedagogical Education
»»
Abstract. The article describes the experience of implementing the process of preparing a bachelor in the direction of "Pedagogical Education" in the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin (National Pedagogical University named after K. Minin). The university has considerable experience in providing training for future teachers - economics teachers, therefore the presented materials will be of interest to pedagogical universities providing teacher training. The training of the economics teacher is possible both within the framework of the "Pedagogical Education" and "Economics". At the National Pedagogical University. K. Minin, the preparation of the future teacher is provided within the framework of the direction of Pedagogical Education in two profiles "Technology and Economics". The work presents two OPOP bachelor training in the direction of Pedagogical Education: one for these two profiles, the second for one profile, "Economy." Providing training in two profiles increases the student's mobility, professional competence and social security. The expediency of the following scheme of training the teacher of economics is substantiated: the bachelor's degree (in the direction of Pedagogical Education) + the master's degree (in the areas of Economics or Economic Education, or Pedagogical Education or others). The implementation of OPOP is carried out with the support of a competence approach, which significantly changes the professional training of students. These changes affect the target, substantive, procedural and monitoring and evaluation components of the educational process, as reflected in the OPOP, which ensures the implementation of training.
Keywords: preparation of bachelor's degree; direction "Pedagogical education"; Federal state educational standards; basic professional educational program; competence approach; practice-oriented training; competences; preparation of the economics teacher
73PDMN218