Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИП / СТРУКТУРА / ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ОБРАЗ СЕБЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агапов Валерий Сергеевич, Дружинина Валерия Николаевна

Настоящая статья посвящена обоснованию методологии исследования динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции. Рассмотрены различные подходы отечественных и зарубежных ученых, основным предметом исследований которых является системное познание Я-концепции личности. Проведен теоретический анализ основных направлений исследований и существующих методологических принципов, связанных с изучением указанной психологической категории. Определены методологические позиции, на основе которых проводится исследование динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агапов Валерий Сергеевич, Дружинина Валерия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE STUDY OF THE DYNAMICS OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE STRUCTURE OF POLICE OFFICER'S SELF-CONCEPT

This article is devoted to the substantiation of the methodology for studying the dynamics of the image of the profession in the structure of the Self-concept of police officers. Various approaches of domestic and foreign scientists, whose main subject of research is the systematic cognition of the Selfconcept of personality, are considered. The theoretical analysis of the main research directions and existing methodological principles related to the study of this psychological category is carried out. The methodological positions on the basis of which the study of the dynamics of the image of the profession in the structure of the Self-concept of police officers is carried out are determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 159.9; ББК 88.8

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-11-14

© Агапов В.С., Дружинина В.Н. 2021

METHODOLOGY OF THE STUDY OF THE DYNAMICS OF THE IMAGE OF THE PROFESSION IN THE STRUCTURE OF POLICE OFFICER'S SELF-CONCEPT

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Valery S.Agapov,

Professor of the Department of Legal Psychology

of the Moscow University of the MIA of Russia named after

V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences

12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

E-mail: agapov.vs@mail.ru

Валерий Сергеевич Агапов,

профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-таП: agapov.vs@mail.ru

Valeria N. Druzhinina,

Adjunct of Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: Drusinina@rambler.ru

Валерия Николаевна Дружинина,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-таП: Drusinina@rambler.ru

Для цитирования: Агапов В.С., Дружинина В.Н. Методология исследования динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 11-14. Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология и эргономика.

Abstract. This article is devoted to the substantiation of the methodology for studying the dynamics of the image of the profession in the structure of the Self-concept of police officers. Various approaches of domestic and foreign scientists, whose main subject of research is the systematic cognition of the Self-concept of personality, are considered. The theoretical analysis of the main research directions and existing methodological principles related to the study of this psychological category is carried out. The methodological positions on the basis of which the study of the dynamics of the image of the profession in the structure of the Self-concept of police officers is carried out are determined.

Keywords: methodology, Self-concept, principle, structure, profession image, self-image, research.

Аннотация. Настоящая статья посвящена обоснованию методологии исследования динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции. Рассмотрены различные подходы отечественных и зарубежных ученых, основным предметом исследований которых является системное познание Я-концепции личности. Проведен теоретический анализ основных направлений исследований и существующих методологических принципов, связанных с изучением указанной психологической категории. Определены методологические позиции, на основе которых проводится исследование динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.

Ключевые слова: методология, Я-концепция, принцип, структура, образ профессии, образ себя, исследование.

Современный мир и уровень научно-технического прогресса, предъявляет высокий уровень развитости профессионально-личностных качеств сотрудников полиции. В большей степени их определение происходит за счет интеграции когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов проявления личности. Их объединение

происходит на уровне Я-концепции, которая является интегральной основой личности, обеспечивающей ее функциональность и способность трансформироваться в различных жизненных ситуациях. Важность определения методологической основы исследования динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников

полиции определяется необходимостью ее системного изучения. Данное обстоятельство обуславливает актуальность проведения теоретического анализа множества подходов и концепций в отечественной и зарубежной психологии, позволяющий уточнить сущность и структуру Я-концепции личности сотрудников полиции.

Большое количество исследований, посвященных Я-концепции представлено в научных психологических трудах. Анализируемая психологическая категория, используется в основе составления психологического портрета.

Цель исследования - определение методологических позиций исследования динамики образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.

Методология гуманистического подхода способствовала росту внимания исследователей к феномену Я-концепции личности. В соответствии с разработанными К. Роджерса [10] идеями, личность интерпретирует реальность в соответствии с собственными убеждениями и представлениями о ней. Он разработал собственные принципы, лежащие в основе представлений о Я-концепции личности. К ним относится: поле опыта (индивидуальная область, содержащая основу окружающей действительности); Я, как процесс (динамическая сторона развития личности); Я-идеальное (воображаемый образ, к которому стремится индивид); тенденция к самоактулизации (стремление индивида к постоянному развитию, активизации заложенных способностей, самостоятельности и самовыражению); ложный образ Я (проявляется в завышенной самооценки личности, не признающей свои отрицательные стороны); эмпатическое понимание (способность индивида искренне и доброжелательно понимать чувства других людей).

А.А. Фролов [12, С. 287] классифицировал основные подходы к исследованию Я-концепции личности в зарубежной психологии, где Я-концепция

1) раскрывается с помощью базовых аспектов, а образ Я находится в прямой зависимости от жизненного успеха, самооценки, и самоуважения (У Джеймс);

2) формируется с помощью влияния общества на конкретную личность, а значимость личности определяется сквозь призму социального признания (Ч. Кули и Дж. Мид); 3) производится через эго-идентичность, а модификация Я-концепции возможна только в ходе постоянного развития личности (Э. Эриксон); 4) Развивается в процессе самонаблюдения, самопознании и саморазвития; жизненный опыт влияет на развитие Я-концепции личности, однако его интерпретация происходит в рамках ее субъективных взглядов (К. Роджерс).

Важнейший вклад в изучение Я-концепции личности внесли представители символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид [9, С. 218219]. Ими установлено, что человеческое взаимодействие возможно только при помощи символов, которые являются продуктом данных коопераций.

Дж. Мид [4], разработал теорию зеркального Я. В ней подчеркивается, что развитие Я-концепции находится в прямой зависимости от интеграции личности и среды, которая способствует формированию Я-познающего и Я-эмпирического. Компонентами целостного Я являются: «I» (истинное Я) - бессознательное психическое начало личности, и ее модифицированная версия «те» (социальное Я) - система ценностей и установок, навязанных обществом или социокультурным аспектом, конкретной личности [13, С. 152-164].

Интегративный подход, созданный Б.Г. Ананьевым в отечественной психологии, указывает на необходимость целостного изучения Я-концепции личности. Им подчеркивается, что индивидуальность имеет ядро - «Я» - мировоззрение человека, направленность, ценностные ориентации и самое главное, внутренний мир [3, С. 328]. Обобщая его идеи, можно сказать, что интегративный подход в исследовании Я-концепции успешно реализуется в современных работах ученых [1; 2; 5; 8 и др.].

Анализируя субъектно-деятельностный подход, главным представителем которого был С. Л. Рубинштейн, можно сделать вывод, что Я-концепция формируется в деятельности и связанна, с актуальными событиями в процессе жизненного развития личности.

По мнению С. Л. Рубинштейна [11], человек взаимодействует с миром, с помощью познания, деятельности и взаимоотношений. Высшими проявлениями личности, являются: самостоятельность мысли, небанальность чувства, сила воли, собранность и внутренняя страстность. С позиции субъектно-деятельностного подхода Я-концепция является продуктом деятельности личности.

Итак, в психологии имеется множество идей, подходов и концепций, позволяющих раскрыть понятие Я-концепция. В словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко определено, что Я-концепция «это развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов» [6, С. 573]. Кроме этого, существуют различные взгляды на понимание образа Я. Часть ученых соотносят его с понятием Я-концепции (К. Роджерс,

И. С. Кон, Л. Н. Собчик, В. В. Столин, и др.), а другие считают его самостоятельным элементом (Р. Бернс, И. В. Латыпов и др.) [2].

Проведя историко-теоретический анализ научной психологической литературы, нам удалось выявить наиболее часто встречающиеся подходы к пониманию феномена Я-концепции личности: система образов (С. М. Петрова, Т. Шибутани), желания других представлять индивида конкретным образом (Ю. М. Орлов, М. Розенберг); совокупность индивидуально-личностных качеств (установки, привычки, реакции и др.) ориентированные на свое Я (Г. Г. Овчинникова); внутреннее экзистенцио-нальное ядро личности (В. С. Агапов) [7].

Далее рассмотрим важнейшие методологические принципы исследования Я-концепции сотрудников полиции (табл.).

Таблица

Методологические принципы исследования Я-концепции сотрудников полиции

Осуществив историко-теоретический анализ научной литературы, мы считаем необходимым придерживаться интегративного подхода в исследовании Я-концепции сотрудников полиции. Благодаря этому подходу мы сможем раскрыть психологические закономерности процесса изменений образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.

Таким образом, важнейшие методологические принципы и подходы к исследованию Я-концепции сотрудников полиции позволяют интегрировать различные стороны ее изучения. Рассмотренные теоретические положения способствуют разработке программы развития позитивного образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.

Библиографический список

1. Абульханова, К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни / К.А. Абульханова // Мир психологии. 2006. № 2. С. 80-95.

2. Агапов, В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. 488 с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1968. 339 с.

4. Андропова, Л.О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов / Л.О. Андропова ; под общ. ред. В.С. Агапова. М.: МААН, 2008. 100 с.

5. Барышникова, И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии : дис. ... канд. психол. наук / И.В. Барышникова. М., 1999. 163 с.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

7. Дружинина, В.Н. Структура и функции Я-концепции сотрудника полиции / В.Н. Дружинина // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2019) СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 118-120.

8. Козлова, О.Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов / О.Н. Козлова ; автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.

9. Курбатов, В.И. Современная западная социология / В.И. Курбатов. Ростов н/Д : Феникс, 2001. 416 с.

10. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. М. : Прогресс, 1994. 480 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2002. 720 с.

12. Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4 (30). С. 287-293.

13. Мed G the I and the ME // Mead G. Mind, self and scosiety: Chikago, 1934. 400 p.

References

1. Abulkhanova, K. A. The ability of personality consciousness as a subject of life / K. A. Abulkhanova // The world of psychology. 2006. No. 2. P. 80-95.

2. Agapov, V. S. the Development of self-concept in the management of managers. M.: OOO "pkts al", 2012-488с.

№ п/п Принцип Содержание

1 Отнологический Определяет осознание себя как личности, интеграцию механизмов Я-концепции, жизненного опыта и социально-психологических процессов в обществе.

2 Системности Позволяет рассматривать Я-концеп-цию, как структурированную систему взаимосвязанных компонентов, определяющих особенности приобретенного опыта

3 Активности Предусматривает рассмотрение Я-концепции, как побудителя активности. Проявление Я-концепции это прежде всего субъектная характеристика.

4 Субъектности Человек, являясь субъектом деятельности, формирует свою Я-концепцию.

№ 1 / 2021 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

13

3. Ananiev, B. G. Man as an object of knowledge / B. G. Ananiev.

Leningrad: Leningr. state University, 1968. — 339 with

4. Andropova, L. O. Mechanisms and functions of self-control in the structure of the Self-concept of the primary school teacher /L. O. Andropova; Under the general editorship of V. S. Agapov. - M.: MAAN,

2008. - 100s.

5. Baryshnikova, I. V. Integrative approach to the research of the Self-concept of personality in Russian psychology: dis. ... cand. the course of studies. science : 19.00.11/ I. V. Baryshnikova, M., 1999. - 163 p.

6. Bolshoy psikhologicheskiy slovar ' [Big psychological dictionary] / ed. by B. G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. - St. Petersburg: Prime-EUROZNAK,

2009. - 811 p.

7. Druzhinina, V. N. Structure and functions of the Self-concept of a police officer / V. N. Druzhini-na // Actual problems of psychology of law enforcement activity: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings-2019)-St. Petersburg: St. Pe-

tersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. pp. 118-120.

8. Kozlova, O. N. The relationship of personal and social identity in the structure of the Self-concept of future specialists: 19.00.01 / O. N. Kozlova; abstract of the candidate of psychological sciences. M., 2012. 26 p.

9. Kurbatov, V. I. Modern Western sociology. / V.I. Kurbatov-Rostov n / A Feniks, 2001. - 416 p.

10. Rogers, K. R. A look at psychotherapy. Becoming a human being /

K. R. Rogers-M.: Progress, 1994. - 480 p.

11. Rubinshtein, S. L. Fundamentals of general psychology / S. L. Rubinshtein. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 720 p.

12. Frolov, A. A. The study of the Self-concept in various theoretical approaches / A. A. Frolov / / Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 4 (30). pp. 287-293.

13. Mfa G. Ya i Ya / / Mid G. Um, samost i skositi: Chicago, 1934. - 400 p.

0|'l illl^ !illl -l!l ■rUUILJ-ll-t+IbriUIVLi-IUNI -vrL-llit TtKIIKIIlUr 1ЛЧ Kl- I^IIITUK и6|ЛЛК)М11МЫ1ЫЧ. I Г -l|- ■■.-—■■_■■=-

МВЛ FOWhll

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России : учебно-методическое пособие / [Михайлова С. Ю. и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и ком-петентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы "Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности", созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.