Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
направленность личности / профессиональная направленность / профессиональное самоопределение / привлекательность профессии / сотрудник полиции / personality orientation / professional orientation / professional self-determination / attractiveness of the profession / police officer.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валерия Николаевна Дружинина

Раскрывается теоретический анализ заявленной темы в психологической науке. Представлены основные идеи наиболее ярких представителей, которые в своих работах формировали данную область научного знания и рассматривали проблемные вопросы. Приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого заключается в выявлении направленности личности сотрудников и установлении факторов привлекательности профессии, в зависимости от стажа службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL AND THE ATTRACTIVENESS OF THE PROFESSION OF POLICE OFFICERS

This article reveals the theoretical analysis of the stated topic in psychological science. The main ideas of the most prominent representatives who in their works formed this area of scientific knowledge and considered problematic issues are presented. The results of an empirical study are presented, the purpose of which is to identify the orientation of the employees ‘ personality and establish the factors of attractiveness of the profession, depending on the length of service

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10375

ББК 88.8 © В.Н. Дружинина, 2020

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Валерия Николаевна Дружинина, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: Drusinina@rambler.ru

Научный руководитель: профессор кафедры юридической психологии

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук В.С. Агапов

Аннотация. Раскрывается теоретический анализ заявленной темы в психологической науке. Представлены основные идеи наиболее ярких представителей, которые в своих работах формировали данную область научного знания и рассматривали проблемные вопросы. Приводятся результаты эмпирического исследования, целью которого заключается в выявлении направленности личности сотрудников и установлении факторов привлекательности профессии, в зависимости от стажа службы.

Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность, профессиональное самоопределение, привлекательность профессии, сотрудник полиции.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL AND THE ATTRACTIVENESS OF THE PROFESSION OF POLICE OFFICERS

Valeria N. Druzhinina, Adjunct of Faculty of Preparation of Scientific and Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (117997, Moscow, Akademika Volgina st., 12) E-mail: Drusinina@rambler.ru

Scientific adviser: Professor of the Department of legal psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Psychological Sciences V.S. Agapov

Abstract. This article reveals the theoretical analysis of the stated topic in psychological science. The main ideas of the most prominent representatives who in their works formed this area of scientific knowledge and considered problematic issues are presented. The results of an empirical study are presented, the purpose of which is to identify the orientation of the employees ' personality and establish the factors of attractiveness of the profession, depending on the length of service.

Keywords: personality orientation, professional orientation, professional self-determination, attractiveness of the profession, police officer.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Дружинина В.Н. Взаимосвязь направленности личности и привлекательности профессии сотрудников полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):314-7.

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью органов внутренних дел в высококвалифицированных и компетентных сотрудниках полиции. Направленность личности и ее мотиваци-онная сфера деятельности оказывают влияние на отношение к выполнению служебных обязанностей и работоспособность в целом.

Необходимо отметить, что такой феномен как направленность личности становился объектом исследо-

ваний, как зарубежных, так и отечественных ученых. К представителям зарубежных исследователей необходимо отнеси: Э. Гинзберга, Д. Сьюпера, Д. Холланда и др [2, С. 76-78]. По нашему мнению, наиболее яркими отечественными представителями, изучавшими рассматриваемый психологический феномен, являются: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и В.Д. Шадриков.

Первым, кто ввел рассматриваемое понятие, был

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн. По его мнению, термин направленность личности является характерологическим, и дает описание наиболее приоритетных для личности склонностей, потребностей, интересов и устремлений [9]. Среди прочего, он носит динамическую тенденцию, то есть, склонен к изменениям в зависимости от этапа развития личности.

A.Н. Леонтьев утверждал, что личность необходимо рассматривать неотрывно от его деятельности. В свою очередь, направленность, как свойство личности, является следствием или порождением выполняемых обязанностей [6]. Из чего следует, что направленность состоит из иерархии смыслообразующих мотивов, которые ориентируют деятельность индивида.

Б.Г. Ананьев рассматривает направленность, как свойство личности, которое является концепцией осознанных отношений индивида к самому себя, окружающих его людей и трудовой деятельности [1].

B.Д. Шадриков полагает, что направленность личности обладает свойствами структурности, и для ее компонентов характерна внутренняя близость и наличие подструктур, имеющих основной вид формирования и иерархическую зависимость в ряду других подструктур [5, С. 137-140.]. Становление и развитие типа направленности личности непосредственном образом зависит от окружения, в которой индивид осуществляет свою трудовую деятельность [10].

Не смотря на широкое рассмотрение заявленной темы отечественными психологами, для современной российской психологии труда это поле является малоизученным по отношению к сотрудникам полиции. В результате чего мы можем говорить о новом этапе отрасли исследования, которая определяет направленность личности полицейских, а также устанавливает их отношение к отдельным факторам привлекательности профессии. Из чего следует, что заявленная тема является научным концептом с довольно высокой парадигмой.

Мотивация трудовой деятельности имеет в своей структуре важный компонент, который отвечает за привлекательность профессии. Многогранность деятельности сотрудников полиции позволяет выделить различные факторы вызывающие интерес у полицейских к ее выполнению. А.К Макарова [7] утверждает, что привлекательность профессии находится в прямой зависимости от успешности или неуспешности освоения предусмотренной ей деятельности.

Изучая процесс профессионализации и становления личности сотрудника полиции, важным является этап профессиональной трансформации, который влияет не только на знания, умения и навыки, но и на индивидуальную направленность, накладывая тем самым свой отпечаток на служебную деятельность сотрудника в целом, и особенно на его мотивационную

сферу. В этой вязи возникает необходимость исследовать динамику коэффициентов значимости отдельных детерминантов сопутствующих служебной деятельности.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении типа направленности личности сотрудников и установлении факторов привлекательности профессии, в зависимости от стажа службы.

Задачи исследования:

Рассмотреть психологические характеристики направленности личности сотрудников полиции;

Раскрыть эмпирические характеристики факторов привлекательности следственной деятельности.

В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики, которыми изучаются:

• направленность личности: ориентационная анкета Б. Басса [4, С. 28-31], состоящая из 27 вопросов, с тремя возможными вариантами ответа. Респондентам необходимо было выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, в наименьшей степени совпадает с его мнением.

• факторы привлекательности профессии: усовершенствованный вариант методики В. Ядова, в модификации Н.В.Кузьминой и А.А. Реана [8, С. 157-159]. Она включает в себя 22 утверждения — 11 аттрактивных и 11 дезаттрактивных факторов профессиональной деятельности. Респондентам было необходимо выбрать один, или несколько, из предложенных утверждений. В настоящем исследовании будут рассмотрены только положительные факторы, выявленные с помощью специально рассчитанного коэффициента значимости.

Эмпирическую базу исследования составили 30 слушателей 5 курса образовательной организации системы МВД России (обучающихся в институте подготовке сотрудников для органов предварительного расследования-следователи), а также 30 сотрудников следственных подразделений ГУ МВД России по г. Москве, с практическим опытом работы от 2 до 5 лет. Необходимо отметить, что для всестороннего изучения рассматриваемого феномена нами были выделены отдельные группы составляющие руководящее звено (начальники и заместители следственных подразделений, а также слушатели занимающие должность заместителя командира взвода и командиры отделений).

Среди руководителей следственных подразделений, семеро имеют направленность на себя, а трое — направленность на дело. Для руководителей имеющих направленность на дело наиболее приоритетным направлением их деятельности является достижение по-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ставленных целей в работе любой ценой. В процессе выполнения служебных обязанностей ими применяются только те методы и средства, которые будут использованы при координации определенных действий подчиненных различных отделов, с учетом их интересов. Другие семеро в процессе руководства своими подчиненными, в приоритет ставят только личные интересы, то есть им важно наличие власти. Такие категории сотрудников работают на результативные показатели для статистических данных и отчетов. Во всех областях профессиональной деятельности они соперничают с другими отделами, тем самым создавая высокий уровень стресса, как внутри своего подразделения, так их влияют на руководителей других отделов, в котором они проходят службу.

Среди слушателей образовательной организации системы МВД России все заместители командира взводов и отделений имеют направленность на себя. Причина такого результата находит свое отражение в предоставление высоких полномочий на ранних этапах профессионализации, при недостаточно сформированном образе профессии личности. Более того, данный факт способствует развитию завышенного уровня самооценки, что способствует нарушению процессам самоконтроля и самоуправления, а также приводит к надменному или высокомерному поведению в обществе. Таким образом, будущий сотрудник полиции, выходя на службу в практическое подразделение, априори имеет дефективное отношение к коллегам и выполняемой ими служебной деятельности. В будущем, такие сотрудники пользуясь своими привилегиями и полномочиями, заставляют подчиненных работать на результат сухих статистических показателей.

Далее рассмотрим результаты анкетирования сотрудников из практических органов, занимающие должности старших следователей и следователей, а также слушателей 5 курса, которые продемонстрировали следующие результаты.

Среди практических сотрудников: 7% имеют направленность на общение. Полученные данные находят отражение в том, что данная категория людей, конечной целью преследует исключительно кооперативный процесс с кем-либо, не умея самостоятельно организовать свою рабу продуктивным способом. Другими словами, их деятельности заключается в потребности общения и взаимодействия с коллективом или руководящим составом. 85% сотрудников обладают направленностью ориентированной на дело. Это может объясняться тем, что им важно получение одобрения от общества, они направлены на помощь людям и решение их проблем, выполняя тем самым основную функцию полиции. Остальные 8% направлены на себя, они демонстрируют превосходства своей личности в коллективе. Таким образом, в процессе

своей деятельности они работают только для того, чтобы в лучшем свете выглядеть перед руководителями, иначе говоря, они просто выслуживаются.

Среди слушателей (из числа починенных) 12% имеют направленность на дело, 87% ориентированы на общение, и только 1% ориентирован на себя. Анкетирование показало, что в большей массе слушатели имеют недостаточные профессиональные умения, навыки и знания, что отражает отсутствие самостоятельности, и как результат неспособность всецело выполнять обязанности, возложенные на следователя. Их личность все еще направлена на совместную деятельность, они зависимы от помощи коллектива, а также от эмоциональных связи с руководителями, что является серьезной помехой для качественной реализации стоящих задач.

Таким образом, сотрудники, имеющие практический опыт работы, в служебной деятельности, в большей степени направлены на решение более серьезных задач, они так же умеют расставлять приоритеты и могут определять степень важности того или иного обращения граждан. Сквозь призму приобретенного опыта сотрудники, работающие непосредственно на «земле», могут предвидеть результат различного рода дел. Итоги, которые были подведены в результате анализа ответов слушателей, могут объясняться тем, что у них отсутствует опыт практического понимания служебных ситуаций. Более того, у них явным образом проявляется нехватка навыка расстановки приоритетов и прогнозирования будущих результатов по различным видам дел.

Далее обратимся к результатам эмпирического исследования факторов привлекательности следственной деятельности.

Ранее нами было выявлено, что слушатели, участвующие в эмпирическом исследовании, выделили 5 основных факторов привлекательности профессии. Наибольший приоритет был установлен для фактора — «важнейшая для общества профессия» (коэффициент значимости 0,8); второе место по привлекательности отдали фактору — «работа с людьми» (коэффициент значимости 0,7); затем выделали — возможность достичь социального признания, уважения (коэффициент значимости 0,73); далее идет — «возможность самосовершенствования» (коэффициент значимости 0,6) [3, С. 10-23].

Сотрудники следственного подразделения, сделали акцент на следующих факторах: важнейшая для общества профессия (коэффициент значимости 0,6); работа соответствует моему характеру (коэффициент значимости 0,58); возможность достичь социального признания, уважения (коэффициент значимости 0,7).

В результате проведенного исследования мы можем выявить 2 основных фактора привлекательности следственной деятельности, которые являются

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

определяющим для обеих групп. К таковым относят: «важность настоящей профессии для общества» и «возможность достичь социального признания, уважения». Таким образом, указанные социально-психологические факторы аттракции профессиональной деятельности являются наиболее приоритетным для будущих и настоящих следователей.

Проведя сравнительный анализ полученных данных, выявлено, что слушатели, определяют больше положительных факторов привлекательности следственной деятельности. По нашему мнению, причина установленного факта, обусловлена тем, что у данной категории респондентов в большей степени превалирует романтизм по отношению к их будущей профессиональной деятельности. В то время как, следователи обладают более широкими знаниями о служебных обязанностях и сложностях, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно, и имеют непосредственный опыт работы в практическом подразделении.

Важно отметить, что такие факторы, которые в некоторой степени определяют и направленность личности сотрудника полиции, и в профессиональной деятельности базируются на рефлексии, а также применяемых методов саморегуляции, и сознательном выборе линии поведения при взаимодействии с коллегами и гражданами.

Значимость настоящего исследования проявляется в том, что соотношение направленности личности и факторов привлекательности необходимы для эффективной работы подразделения, и здорового климата в нем, который необходимо контролировать и регулировать с помощью корректно составленной программы учебно-тренинговых мероприятий.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. (Серия «Мастера психологии») / Б.Г Ананьев. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Артемова, С.Ф. К вопросу об исследовании направленности личности сотрудников МЧС России / С.Ф. Артемова // International Scientific Review. 2017. № 6 (37). С. 76-78.

3. Дружинина, В. Н. Специфика представлений об образе профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Прикладная психология и педагогика . 2019. №. 4. С. 10-23.

4. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. / А.А. Карелин. М.: Эксмо, 2007. С. 28-31.

5. Кунц, Л.И. профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С.

137-140.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев, под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1993, Т.1. 392 с.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.

8. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Ро-зум С.И. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С.И. Розум. СПб: Питер, 2008. С. 157-159.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2012. 720 с.

10. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. 185 с.

References

1. Ananyev, B.G. Man as a subject of knowledge. (Series "Masters of psychology") / B. G. Ananyev. Saint Petersburg: Piter, 2001, 288 p.

2. Artemova, S.F. To the question of the study of the orientation of the personality of EMERCOM employees of Russia / S. F. Artemova // International Scientific Review. 2017. № 6 (37). Pp. 76-78.

3. Druzhinina V.N. Specifics of representations about the image of the profession in the structure of the professional Self-concept of police officers / V.N. Druzhinina // Applied psychology and pedagogy. 2019. No. 4. Pp. 10-23.

4. Karelin, A.A. Big encyclopedia of psychological tests / A.A. Karelin. Moscow: Eksmo, 2007. Pp. 28-31.

5. Kunts, L.I. professional orientation and orientation of the personality / L.I. Kunts / Siberian pedagogical journal. 2013. № 4. Pp. 137-140.

6. Leontiev, A.N. Selected psychological works: In 2 vols. / A.N. Leontiev, ed. by V.V. Davydov et al. Moscow: Pedagogika, 1993, Vol. 1. 392 p.

7. Markova, A.K. Psychology of professionalism / A.K. Markova. M.: mezhdunar. humanitar. Znanie Foundation, 1996. 308 p.

8. Rean, A.A., Bordovskaya, N.V., Rozum S.I. Psychology and pedagogy / A.A. Rean, N.V. Bordovskaya, S.I. Rozum. Saint Petersburg: Piter, 2008, Pp. 157-159.

9. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General psychology / S.L. Rubinstein. Saint Petersburg: Piter, 2012. 720 p.

10. Shadrikov, V.D. Problems of systemogenesis of professional activity / V.D. Shadrikov. Moscow: Nauka, 1982. 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.