Научная статья на тему 'Методология и технология инновационного урока английского языка'

Методология и технология инновационного урока английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивный подход / информационно-коммуникационный подход / основанный на цифровизации образования / метод дискуссии / метод Е-mail-проектов / технология веб-квеста / Skype-технология / interactive approach / information and communication approach based on the digitalization of education / discussion method / project email method / web quest technology / Skype technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Страмной

В статье рассматриваются вопросы научного обоснования теоретико-методологической платформы современного иноязычного образования и описания методико-технологических аспектов реализации данных подходов в формате урока английского языка. Автор предлагает в качестве перспективных методологических подходов интерактивный подход и информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования. В статье доказывается инновационность выявленных подходов, а также предлагаются инновационные методы и технологии для их практической реализации на уроке английского языка. Автором отобраны и обоснованы следующие методы: метод дискуссии, метод Е-mail-проектов, технология веб-квеста, Skype-технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Страмной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF THE INNOVATIVE ENGLISH LANGUAGE LESSON

The article deals with issues of scientific substantiation of a theoretical and methodological platform of modern foreign language education and description of the methodological and technological aspects of the implementation of these approaches in the format of an English lesson. The researcher offers as an advanced methodological approach an interactive approach and an information and communication approach based on the digitalization of education. The article proves innovativeness of the identified approaches, and also offers innovative methods and technologies for their practical implementation in the English lesson. The author selects and justifies the following methods: discussion method, e-mail project method, Web-quest technology, Skype technology.

Текст научной работы на тему «Методология и технология инновационного урока английского языка»

7. Кузьмина Н.В. Специалисты - субъекты изучения продуктивности своей деятельности. Акмеология - 2005. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: Изд-во ЦСИ, 2005: 68 - 74.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: учебное пособие. Москва - Минск: АСТ, Харвест, 2006.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5: 34 - 42.

10. Ильинич В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы. Теория и практика физической культуры. 2007; № 10: 10 - 15

References

1. Suhodol'skij G.V. Osnovy psihologicheskoj teoriideyatel'nosti. Moskva: Izd-vo LKI, 2008.

2. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej V.V. Davydova, A.V. Zaporozhca, B.F. Lomova i dr. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Adol'f V.A., Il'ina N.F. Innovacionnaya deyatel'nost'pedagoga vprocesse egoprofessional'nogo stanovleniya: monografiya. Krasnoyarsk: Polikom, 2007.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

5. Zeer 'E.F., Hasanova I.I. Social'no-professional'noe vospitanie v vuze: monografiya. Ekaterinburg: Rossijskij professional'no-pedagogicheskij universitet, 2003.

6. Kolominskij Ya.L. Social'naya psihologiya razvitiya lichnosti. Minsk, 2009.

7. Kuz'mina N.V. Specialisty - sub'ekty izucheniya produktivnosti svoej deyatel'nosti. Akmeologiya - 2005. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: Izd-vo CSI, 2005: 68 - 74.

8. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich S.L. Psihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Moskva - Minsk: AST, Harvest, 2006.

9. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 34 - 42.

10. Il'inich V.I. Sredstva fizicheskoj kul'tury i sporta v podgotovke studentov k buduschej professional'noj deyatel'nosti: perspektivy razrabotki problemy. Teoriya ipraktika fizicheskoj ku'tury. 2007; № 10: 10 - 15

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 372.881.111.1

Stramnoy A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: lecha1981@mail.ru

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF THE INNOVATIVE ENGLISH LANGUAGE LESSON. The article deals with issues of scientific substantiation of a theoretical and methodological platform of modern foreign language education and description of the methodological and technological aspects of the implementation of these approaches in the format of an English lesson. The researcher offers as an advanced methodological approach an interactive approach and an information and communication approach based on the digitalization of education. The article proves innovativeness of the identified approaches, and also offers innovative methods and technologies for their practical implementation in the English lesson. The author selects and justifies the following methods: discussion method, e-mail project method, Web-quest technology, Skype technology.

Key words: interactive approach, information and communication approach based on the digitalization of education, discussion method, project email method, web quest technology, Skype technology.

А.В. Страмной, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: lecha1981@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются вопросы научного обоснования теоретико-методологической платформы современного иноязычного образования и описания методико-технологических аспектов реализации данных подходов в формате урока английского языка. Автор предлагает в качестве перспективных методологических подходов интерактивный подход и информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования. В статье доказывается инновационность выявленных подходов, а также предлагаются инновационные методы и технологии для их практической реализации на уроке английского языка. Автором отобраны и обоснованы следующие методы: метод дискуссии, метод E-mail-проектов, технология веб-квеста, Skype-тех-нология.

Ключевые слова: интерактивный подход, информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования, метод дискуссии, метод Е-mail-проектов, технология веб-квеста, Skype-технология.

Основные тенденции модификации современной образовательной среды детерминированы среди прочих факторов интеграционными процессами, которые являются источником кардинальных изменений в современном мире и активно влияют на систему высшего образования. Формируется открытое мировое пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов в разных странах мира. Важный сегмент в данном процессе занимает трансформация форм и методов образовательной деятельности с учетом внедрения инновационных технологий и персонификации образовательных услуг Специфика современного иноязычного образования детерминирована актуальными тенденциями и требованиями образовательной теории и практики преподавания неродных языков и культур [1]. Представляется аксиоматичным, что приоритетным сегментом в парадигме иноязычного образования является целезаданность с ориентацией на формирование комплекса личностных качеств и кластера компетенций обучающегося, являющихся коммуникативной платформой для реализации общения на межкультурном уровне.

Процесс иноязычного образования как любой педагогический процесс основывается на теоретико-методологических подходах как стратегии реализации исследовательских позиций. В настоящее время ракурс исследований в сфере обучения иностранным языкам и культурам ориентирован на изучение механизмов взаимодействия учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом на уроках иностранного языка. Данный подход является инновационным и называется интерактивным.

Инновационность интерактивного подхода к исследованию проблем обучения иностранному языку и культуре состоит в том, что он делает возможным всестороннее рассмотрение наиболее эффективных моделей и методов преподавания иностранного языка с позиций личностно ориентированной парадигмы образования. Методология интерактивного подхода означает субъектные пози-

ции всех участников образовательного процесса, ориентацию на взаимодействие и сотрудничество.

Теоретическими основаниями интерактивного подхода к обучению иностранным языкам являются следующие: организация диалогового общения на уроке способствует формированию у обучающихся умений интеракции; познавательная деятельность реализуется в режиме группового общения и обсуждения, что стимулирует развитие когнитивных компетенций; постановка и решение учебных задач в формате коммуникативного взаимодействия актуализирует развитие критического мышления обучающихся.

Практические аспекты реализации интерактивного подхода на уроках иностранного языка выражаются в его методико-технологическом обеспечении, то есть внедрении инновационных методов и технологий, имеющих целевую доминанту, - интерактивное взаимодействие в иноязычной речевой деятельности. Такое взаимодействие осуществляется в рамках основной формы организации образовательного процесса - урока иностранного языка.

Практика реализации интерактивных методов и технологий может быть успешно рассмотрена на примере урока английского языка, который становится инновационным, если на нем используются данные методы [2]. Приведем примеры некоторых интерактивных методов и технологий, обозначив их инновационный потенциал.

Метод дискуссий как метод проблемного обучения все чаще находит применение на уроках иностранного языка в связи с тем, что он помогает интегрировать знания учащихся из разного рода областей при решении проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, формулируя при этом новые идеи в форме групповой работы [3]. На уроке английского языка можно использовать следующие формы дискуссии: форум - обсуждение, в ходе которого происходит обмен мнениями внутри группы (коллектива); круглый стол - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обу-

чающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной аудиторией; заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре - шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории; мозговой штурм - самый известный вариант поиска креативных решений задач, при котором участникам предлагается разработать в группе как можно больше вариантов решений. Далее происходит выбор самого удачного варианта, который можно использовать на практике; дебаты - обсуждение, основанное на заранее установленных выступлениях участников - представителей двух противоборствующих команд (групп); ролевая игра - активная разновидность экспериментального поведения, позволяющая обучаться на собственном опыте путем организованного «проживания» ситуации и др. [4, с. 23 - 27].

Итак, интерактивный подход при проектировании инновационного урока английского языка является основополагающим и соответствует современным требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и педагогической теории и практики преподавания иностранных языков и культур.

Другим методологическим подходом к исследованию проблем иноязычного образования и практических аспектов его реализации является информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования.

Новейшие тенденции в системе образования связаны также и с внедрением современных информационно-коммуникационных технологий и цифровиза-цией образования. Эти тенденции связаны, прежде всего, с модернизационными процессами, которые поддерживаются государственными инициативами. В частности, необходимость ускоренного развития ИКТ в системе образования декларируется в государственной программе «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, в которой предусмотрена реализация мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность образовательных услуг.

Данное положение фиксирует приоритет моделирования современных условий обучения, развития сетевого взаимодействия образовательных организаций и электронного обучения.

Следует отметить, что функционал цифровизации в настоящее время несколько преувеличен, поскольку она не является новым методологическим подходом. Ее основное предназначение видится в поддержке реализации уже разработанных дидактических микро- и макрометодов, а также в возможном проектировании новых видов деятельности в рамках этих методов. Изменение образовательного ландшафта исключительно посредством внедрения цифровых образовательных ресурсов контрпродуктивно. Современные цифровые технологии способны подкрепить любые подходы и методы обучения иностранным языкам. Поэтому цифровизацию можно с одинаковым успехом использовать как для создания новых и совершенствования имеющихся подходов, так и в случае, если продолжать следовать современной методической эклектике.

Несмотря на вышеизложенные научные посылы, цифровые образовательные ресурсы успешно используются на уроках, в том числе на уроках иностранного языка.

Информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования, представляет, по нашему мнению, такую ориентацию исследования и такую методико-технологическую тактику преподавания, суть которых состоит в проектировании и реализации урока, на котором интегрированы сегменты формального и информального обучения. Для реализации формата информального обучения необходимыми представляются цифровые образовательные технологии.

Инновационный потенциал данного методологического подхода заключается в следующем:

- гарантия включенности обучающихся в работу на уроке за счет повышения мотивации обучения;

- более широкие возможности для учителя в области компоновки и моделирования каждого конкретного урока;

- создание полифункциональной среды на уроке (реальной и виртуальной);

- поддержка активной самостоятельной и исследовательской работы обучающихся;

- совершенствование ИКТ-компетенции обучающихся.

Практические аспекты реализации данного подхода на уроках английского

языка могут быть представлены на примере внедрения следующих технологий с использованием цифровых образовательных ресурсов и ресурсов сети Интернет.

Библиографический список

Метод Е-mail-проектов, сущность которого заключается в обмене информацией по определенной тематике проектов с носителями языка из разных стран мира; ведении диалога с представителем иноязычной культуры; использовании возможности выполнения проектных заданий коммуникативной направленности посредством электронной почты [5]. К задачам E-mail-проектов относятся: стремление к самообразованию, а также развитию познавательных интересов у учащихся; формирование у учащихся умений самостоятельного исследования нужной информации, ее обработки и рационального использования; создание аутентичной языковой среды на основе интенсивного общения с носителями языка и постановка задачи формирования потребности в изучении иностранного языка; повышение уровня знаний обучающихся по предмету.

Технология веб-квеста (web quest) представляет собой задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест (Web Quest) состоит из [6]:

• введения - выбрать определенную тему и кратко описать ее;

• задания - формулировка конкретной задачи, анализ и описание итогов проделанной работы;

• этапов работы и необходимых ресурсов для ее выполнения - описание последовательности этапов и ресурсов, которые помогут для выполнения данной работы;

• оценки - описание критериев и оценка выполненной работы веб-квеста, что представлено в виде таблицы оценок;

• заключения - описание учащимися того, чему они обучились, выполнив веб-квест;

• материалов - указать в конце своей работы ссылки на ресурсы, использовавшиеся для выполнения веб-квеста;

• примечаний для преподавателя - методические рекомендации для преподавателя [18].

Skype-технология. Занятие с применением Skype-технологий выступает в качестве формы организации процесса изучения иностранного языка, позволяющей овладевать иностранным языком под руководством квалифицированного преподавателя. Такая технология обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ: универсальность учебного графика; отсутствие обязательного посещения занятия; интерактивность обучения, а именно возможность общения посредством Интернета с реальным преподавателем и обучающимися; возможность обучения для людей с ограниченными возможностями здоровья. Использование Skype-технологии расширяет возможности современного обучения и делает его более эффективным и интересным. Включая Skype в процесс проведения занятия с носителем языка, можно решить следующие проблемы [7]:

1) совершенствовать произносительные навыки обучающихся и навыки аудирования;

2) развить иноязычную коммуникативную и межкультурную компетенцию;

3) создать реальные ситуации общения с представителями иноязычных стран;

4) настроить живой контакт посредством диалога с представителем другой нации, а значит, и другого менталитета;

5) преодолеть языковой барьер;

6) познакомиться с новыми традициями, обычаями и нравами представителей других лингвокультур.

Основными коммуникационными возможностями Skype-технологии являются: видеозвонки пользователям сети Skype; текстовый чат; возможность создания голосовых и текстовых конференций; формирование групп по интересам. В учебном процессе использование Skype-технологии возможно для проведения индивидуальных и групповых занятий; консультаций; элективных курсов по иностранному языку; вебинаров; аудио/видео конференций и телемостов [8].

Резюмируя, необходимо отметить следующее. Современное иноязычное образование, реализуемое на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, должно полностью соотноситься с их целевыми ориентирами и одновременно соответствовать инновационной направленности образовательного процесса по обучению иностранным языкам. Для выполнения этих задач важной представляется разработка соответствующей методологической платформы и выбор эффективных методов и технологий обучения как практи-ко-ориентированной тактики. Мы полагаем, что такими подходами могут быть интерактивный и информационно-коммуникационный, основанный на цифро-визации образования. Интеграция данных подходов делает возможным моделирование инновационного урока английского языка, а выбор описанных в статье методов и технологий обучения гарантирует его эффективность.

1. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. Москва: Издательство ИКАР 2014.

2. Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. Москва: Учитель, 2011.

3. Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: методическое пособие для преподавателей иностранных языков. Москва: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2008.

4. Харламова М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2014; № 12: 23 - 27.

5. E-mail-проект для изучения английского языка к учебнику «Английский язык. English» за 11 класс. Available at: https://infourok.ru/email-proekt-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazika-k-uchebniku-angliyskiy-yazik-englis-za-klass-tayapova-1918536.html

6. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе. Available at: http: inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение квалификации /использование-технологии-веб-квест-в образовательном -процессе-вариативный-модуль-72-часа/

7. Каримова Л.Н. Интернет-урок английского языка с использованием программы Skype. Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: социокультурная компетенция учителя. Available at: https://ru.b-ok.cc/book/3112679/6efbf6

8. Варшауэр М., П. фон Уиттекер. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей. Методология преподавания иностранных языков: Антология существующей практики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007: 119 - 127.

References

1. Schukin A.N. Metody i tehnologiiobucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2014.

2. Safonova E.P. Sovremennyj urok inostrannogo yazyka. Moskva: Uchitel', 2011.

3. Koval'chuk M.A. Diskussiya kak sredstvo obucheniya inoyazychnomu obscheniyu: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov. Moskva: Vysshaya shkola; Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Shkola Kitajgorodskoj», 2008.

4. Harlamova M.V. Metodicheskie aspekty uspeshnogo provedeniya diskussii na uroke inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2014; № 12: 23 - 27.

5. E-mail-proekt dlya izucheniya anglijskogo yazyka k uchebniku «Anglijskij yazyk. English» za 11 klass. Available at: https://infourok.ru/email-proekt-dlya-izucheniya-angliyskogo-yazika-k-uchebniku-angliyskiy-yazik-englis-za-klass-tayapova-1918536.html

6. Gorbunova O.V. Ispol'zovanie tehnologii veb-kvestov v obrazovatel'nom processe. Available at: http: inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение квалификации /использование-технологии-веб-квест-в образовательном -процессе-вариативный-модуль-72-часа/

7. Karimova L.N. Internet-urok anglijskogo yazyka s ispol'zovaniem programmy Skype. Innovacionnye tehnologii v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka: sociokul'turnaya kompetenciya uchitelya. Available at: https://ru.b-ok.cc/book/3112679/6efbf6

8. Varshau'er M., P. fon Uitteker. Internet dlya obucheniya anglijskomu: Rekomendacii dlya prepodavatelej. Metodologiya prepodavaniya inostrannyh yazykov: Antologiya suschestvuyuschej praktiki. Kembridzh: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 2007: 119 - 127.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 378

Tsarskaya T.S., teacher, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: zts40@mail.ru

Kushnur L.A., senior teacher, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: lak2001@yandex.ru

Stavruk M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: marinastav-17@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING BILINGUAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN MEDICINE STUDENTS. The article reveals a problem of forming bilingual communicative competence (hereinafter-BCC) of medical students, which allows providing communicative, vocational-oriented approaches in the process of teaching a foreign language, to adapt medical students to the conditions of compulsory mastery of foreign language communication, presented by the State standard to non-linguistic students of training. The research is based on the analysis of the basic components of the definition of BCC. Taking into consideration the studied program and the content of the discipline "Foreign language", specialized disciplines of vocational training of doctors, the researchers clarify the concept of bilingual communicative competence of medicine students. The diagnostic results for students' motivation to learn a foreign language allow to formulate pedagogical conditions providing effective implementation of the BCC medical students, reflecting the special features of the technology of bilingual education as a factor of vocational training future doctors. To form BCC in the students the following pedagogical conditions are considered: organizational, psychological, and didactic.

Key words: bilingual communicative competence (BCC), medical students, pedagogical conditions (organizational, psychological, didactic).

Т.С. Царская, преп., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: zts40@mail.ru

Л.А. Кушнырь, ст. преп., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: lak2001@yandex.ru

М.А. Стаерук. канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: marinastav-17@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрывается проблема формирования билингвапьной коммуникативной компетенции (далее - БКК) студентов медицинского направления подготовки, позволяющей обеспечить коммуникативный, профессионально-ориентированный подходы в процессе обучения иностранному языку, адаптировать студентов медицинского направления к условиям обязательного овладения иноязычной коммуникацией, предъявленным Государственным стандартом к студентам неязыковых направлений подготовки. На основе анализа базовых составляющих определения БКК, принимая во внимание изученную нами программу и содержание дисциплины «Иностранный язык», профильных дисциплин профессиональной подготовки врачей, уточнено понятие билингваль-ной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки. Результаты диагностики на предмет мотивации студентов к изучению иностранного языка позволили сформулировать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию БКК студентов медицинского направления, отражающие специфику технологии билингвального обучения как фактора подготовки будущего врача к профессиональной деятельности. Для формирования БКК студентов медицинского направления рассмотрены следующие педагогические условия: организационные, психологические, дидактические.

Ключевые слова: билингвальная коммуникативная компетенция (БКК), студенты медицинского направления, педагогические условия (организационные, психологические, дидактические).

В современных условиях модернизации и трансформации российского медицинского сообщества особую актуальность приобретает билингвальная коммуникативная компетенция, вызванная обращением врачей к мировому сотрудничеству.

Теперь успешным будет считаться специалист не только с высококачественным профессиональным «багажом» знаний, но и с достаточным уровнем владения билингвальной коммуникативной компетенцией для раскрытия потенциальных возможностей личности, обмена опытом работы, постижения и продвижения инновационных идей с зарубежными коллегами, выполнение профессиональных обязанностей через грамотно построенную ситуацию общения и т.д. [1 - 4].

Согласно ранее проведенному нами исследованию на предмет мотивации студентов 1-го курса неязыковых направлений (из них: 91 - студенты медицинского института 1-го курса Сургутского государственного университета по направлениям «Лечебное дело» и «Педиатрия») к изучению иностранному язык было выявлено, что большое количество студентов желают изучать его и владеть для личных целей - 94% и профессиональных - 81%, но в то же время желание об-

мениваться мнениями, делиться актуальными событиями на иностранном языке изъявили всего 38% опрошенных респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общение на иностранном языке требует от студентов специальных языковых компетенций, соответственно, возникает потребность в формировании БКК, удовлетворяющая социально личностным, профессионально-ориентированным запросам студентов медицинского направления подготовки [5, с. 21; 6, с. 14].

Если любая компетенция формируется за счет средств содержания образования [7, с. 54.], то, следовательно, необходимо обусловить формирование билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки посредством применения и варьирования различных средств содержания образования для достижения желаемого уровня ее владения выпускниками медицинского вуза.

Прежде чем перейти к рассмотрению педагогических условий формирования БКК студентов медицинского направления, авторам следует уточнить определение данной компетенции в контексте профессиональной подготовке, проанализировать базовые составляющие понятия БКК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.