Научная статья на тему 'Развитие готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности как педагогическая проблема'

Развитие готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / профессиональная деятельность / трудовая деятельность / психофизические нагрузки / физическое здоровье / readiness / professional activity / labor activity / psychophysical loads / physical health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Петрусевич, Е. А. Сафронова

В статье анализируется процесс формирования и развития готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, в котором особое место уделяется анализу понятий «профессиональная» и «трудовая деятельность». Здесь отмечается, что профессиональная требует особой подготовки и наличия профессионально важных качеств субъекта, в то время как трудовая не всегда строится на основании длительной профессиональной подготовки, и в ней не всегда присутствуют требования к качествам и свойствам ее исполнителя. Кроме этого, профессиональная деятельность требует создания в профессионально-образовательном процессе условий приобретения субъектом не только профессиональных компетенций, но и формирования кондиционных качеств (выносливости, быстроты реакции на смену ситуации, гибкость реагирования и пр.). Теоретический анализ понятия «готовность к профессиональной деятельности» позволил выявить целый ряд компонентов, характеризующих ее содержательную сторону, а результаты исследования готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности указали на ряд проблем, которые необходимо решать вузу в процессе поиска резервов развития искомого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Петрусевич, Е. А. Сафронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING READINESS OF FUTURE SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article analyzes the process of formation and development of readiness of future specialists for professional activity, in which special attention is paid to the analysis of a concept of “professional and labor activity”. It is noted that professional requires special training and the presence of professionally important qualities of the subject, while labor is not always built on the basis of long-term professional training and it does not always have requirements for the qualities and properties of its performer. In addition, professional activity requires the creation of conditions in the professional educational process for the acquisition of the subject not only professional competencies, but also the formation of conditioned qualities (endurance, speed of reaction to a change of situation, flexibility of response, etc.). Theoretical analysis of the concept of readiness for professional activity allows identifying a number of components describing the content side, and the results of a study of the readiness of graduates for professional activity pointed to a number of issues that need to be addressed to a university in the process of finding resources in the development of the desired quality.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности как педагогическая проблема»

11. Saenko L.A. Formirovanie obraza pedagoga-professionala v vuze. Korporativnyj i personally imidzh v diskurse mezhkul'turnyh i social'nyh kommunikacij: materialy I-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: Akademiya imidzhelogii, 2014: 193 - 196.

12. Sheregi F.'E., Aref'ev A.L., Car'kov P.E. Usloviya truda pedagogov: hronometricheskij i sociologicheskij analiz. Moskva, 2016.

13. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018; T. 8, № 2: S.209 - 216.

14. Saenko L.A., Barsukova T.I., Khokhlova E.V., Ivashova V.A., Kenina D.S. Team building as a tool to strengthen the company's position in the market. International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018; T. 7, № 4 (38): 431 - 433.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 378

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Teachers' University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

Safronova E.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Omsk Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: sekatova@mail.ru

DEVELOPING READINESS OF FUTURE SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article analyzes the process of formation and development of readiness of future specialists for professional activity, in which special attention is paid to the analysis of a concept of "professional and labor activity". It is noted that professional requires special training and the presence of professionally important qualities of the subject, while labor is not always built on the basis of long-term professional training and it does not always have requirements for the qualities and properties of its performer. In addition, professional activity requires the creation of conditions in the professional educational process for the acquisition of the subject not only professional competencies, but also the formation of conditioned qualities (endurance, speed of reaction to a change of situation, flexibility of response, etc.). Theoretical analysis of the concept of readiness for professional activity allows identifying a number of components describing the content side, and the results of a study of the readiness of graduates for professional activity pointed to a number of issues that need to be addressed to a university in the process of finding resources in the development of the desired quality.

Key words: readiness, professional activity, labor activity, psychophysical loads, physical health.

А.А. Петруеееич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

Е.А. Сафронова, аспирант, Омский педагогический университет, г. Омск, E-mail: sekatova@mail.ru

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье анализируется процесс формирования и развития готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, в котором особое место уделяется анализу понятий «профессиональная» и «трудовая деятельность». Здесь отмечается, что профессиональная требует особой подготовки и наличия профессионально важных качеств субъекта, в то время как трудовая не всегда строится на основании длительной профессиональной подготовки, и в ней не всегда присутствуют требования к качествам и свойствам ее исполнителя. Кроме этого, профессиональная деятельность требует создания в профессионально-образовательном процессе условий приобретения субъектом не только профессиональных компетенций, но и формирования кондиционных качеств (выносливости, быстроты реакции на смену ситуации, гибкость реагирования и пр.). Теоретический анализ понятия «готовность к профессиональной деятельности» позволил выявить целый ряд компонентов, характеризующих ее содержательную сторону, а результаты исследования готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности указали на ряд проблем, которые необходимо решать вузу в процессе поиска резервов развития искомого качества.

Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, трудовая деятельность, психофизические нагрузки, физическое здоровье.

Анализ проблемы развития готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности требует характеристики понятия «профессиональная деятельность», поскольку в различных исследованиях мы находим схожие, но не равнозначные отражения данного явления, например, трудовая деятельность, профессионально-трудовая деятельность, производственная деятельность и др.

В социально-педагогической литературе понятие «профессиональная деятельность» часто рассматривается с двух сторон. С одной стороны, это трудовая деятельность человека, в которой проявляется его активность в реализации профессиональных знаний, умений и навыков. С другой стороны, это конституированный способ решения некоторых задач, имеющий нормативно установленный характер, то есть деятельность, которую выполняет человек в рамках своей профессии. В том и другом употреблении понятия мы находим, что «профессиональная деятельность» - это деятельность, в ходе которой человек использует приобретенные умения и навыки, качества и отношения в осуществлении некоторых профессиональных задач. В любом случае мы отражаем явление, в котором подчеркиваем, что профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения, поскольку требует длительной профессиональной подготовки человека, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности. Уже только этим она отличается от простой трудовой деятельности, поскольку требует специальной подготовки, наличия соответствующих профессии профессионально важных качеств личности, психофизических и физических свойств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Трудовая деятельность, как отмечает Г В. Суходольский, не всегда строится на основании длительной профессиональной подготовки, и в ней не всегда присутствуют требования к качествам и свойствам ее исполнителя [1].

Как известно, подготовка человека к профессиональной деятельности занимает достаточно большой промежуток времени: от четырех (бакалавриат) до 6 лет (магистратура). Но именно в этот период формируются профессиональные компетентности и отношения личности к будущей трудовой деятельности, которые определяют ее эффективность. Вместе с тем особое внимание в этот период занимают вопросы физического и психофизического обеспечения про-

фессиональной деятельности будущего специалиста. Анализируя понятие «профессиональная деятельность», мы приходим к выводу о том, что ее характер, эффективность, результативность во многом зависят не только от приобретенных профессиональных умений и навыков, от сформированного отношения (мотивации) к предстоящей работе, но и от того, насколько личность подготовлена к осуществлению трудовой деятельности физически: как она преодолевает физические и психофизические нагрузки.

Учитывая социально-экономические изменения, происходящие в современном производстве, следует отметить наличие новых требований к будущему специалисту, которые характеризуются готовностью к высокой степени физической, психофизической и эмоциональной напряженности. Отсюда - система подготовки специалиста к профессиональной деятельности должна быть все более направлена на развитие их готовности к реальной профессиональной деятельности, где наряду с отмеченными особенностями будущей профессиональной деятельности осуществляется формирование и развитие его личностных и кондиционных качеств (выносливости, быстроты реакции на смену ситуации, гибкость реагирования и пр.). Средства физического воспитания студентов в подготовке к профессиональной деятельности будущего специалиста становятся все более значимыми в развитии его профессиональной готовности к успешной деятельности.

В психолого-педагогической литературе профессиональную готовность рассматривают как состояние личности, характеризующееся наличием профессиональных знаний и умений, мотивацией к их реализации в деятельности, способностью к преодолению трудностей в достижении профессиональных задач [2, с. 75]. В этой связи сущность готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности следует оценивать на основе его профессиональной, социально-психологической и физической подготовленности к будущей деятельности.

В педагогических работах В.А. Адольфа отмечается, что эти виды профессиональной подготовки обеспечивают развитие готовности студентов к успешному осуществлению требуемых профессиональных функций. Вместе с тем автор обращает внимание на наличие у каждого специалиста профессионально важ-

ных качеств, которые обеспечивают требуемый результат профессиональной деятельности [3]. Формирование и развитие готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста предполагает создание организационных и педагогических условий в процессе его обучения в вузе. К ним, как пишет А.К. Маркова, относят те, которые связаны с выбором педагогических средств (содержания, форм, методов), обеспечивающих развитие готовности, организацию различных видов деятельности (учебных и производственных практик, физической и спортивной деятельности, научно-исследовательской и др.), социальной деятельности [4].

Анализируя понятие готовность, можно увидеть, что у разных авторов в его содержании оттеняются разные компоненты. Так, в работах Э.Ф. Зеера

каждого выпускника. В рамках исследования были выделены уровни готовности. Высокий уровень отражал готовность к успешному осуществлению ряда функций педагога в реальной педагогической деятельности: достаточные знания, умения и навыки к осуществлению воспитательной работы в классном коллективе, ее планированию, владение методикой преподавания предмета, воспитание физической культуры личности. Средний уровень характеризовал отсутствие системы в успешном овладении всех компонентов педагогической деятельности, но наличием отдельных положительных достижений в готовности к реализации рассматриваемых педагогических функций. Низкий уровень свидетельствовал о наличии проблем в готовности выпускников к эффективной педагогической работе в школе. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Самооценка готовности выпускников педагогического вуза к педагогической деятельности

Компоненты готовности выпускников педагогического вуза к образовательной деятельности в школе Высокий Средний Низкий

Знаю и умею создавать условия для осуществления воспитательной работы в коллективе класса 42,6 39,2 18,2

Умею строить перспективные программы развития классного коллектива 54,2 31,6 14,2

Владею современными методами организации учебных занятий 38,8 40,8 20,4

Обладаю опытом формирования у школьников мотивации к ЗОЖ и укреплению здоровья 18,6 48,8 32,2

понятие готовность связывается с использованием знаний и опыта в профессиональной деятельности. Я.Л. Коломинский рассматривает готовность как некоторый высокий уровень развития специалиста [5, 6], Н.В. Кузьмина считает, что готовность специалиста к деятельности определяется уровнем освоенных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями профессии. Из всего многообразия определений понятия «готовность» следует одно важное обстоятельство. Готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности - это всегда некоторая существенная предпосылка его высокой активности и эффективности в профессиональной деятельности. В рамках сформированной готовности осуществляется успешная реализация профессиональных функций, пополняется профессиональный опыт человека, развивается самоконтроль и способность перестраиваться или мобилизоваться в различных изменяющихся ситуациях [7].

В целом, можно отметить, что готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности многие авторы исследований рассматривают как активно-действенное состояние субъекта, проявляющееся в стремлении решить профессиональную задачу, используя накопленные знания, опыт и качества, соответствующие выбранной профессии.

Вместе с тем в исследованиях достаточно материалов, свидетельствующих о необходимости особое внимание в подготовке будущих специалистов уделять формированию и развитию готовности к трудовой деятельности, включающей, помимо отмеченного, психологической, физической, эмоционально-волевой готовности как составляющих общей готовности будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

В педагогической литературе, отражающей особенности развития готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, особое внимание уделяется конкретному содержанию готовности субъекта к осуществлению профессиональных функций. Так, например, в требованиях к проектированию учебно-планирующей документации по каждой дисциплине необходимо описать в терминах «знать», «уметь», «владеть» описывается, каким должно быть состояние готовности студента при ее изучении.

В то же время готовность как педагогическое явление имеет особую структуру, в которой выделяется ряд компонентов, характеризующих ее содержательную сторону. В работах М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович и др. представлены эти компоненты. К ним следует отнести следующие:

• когнитивный компонент (профессиональные знания, умения и навыки);

• мотивационный компонент (стремление к действию в профессиональной области);

• деятельностный компонент (осуществление программы действия);

• волевой компонент (решимость в преодолении трудностей в деятельности);

• физический и психофизический компоненты (физическая и психологическая подготовленность к действиям) [8, 9].

Учитывая эти компоненты, мы провели исследование в Омском государственном педагогическом университете на выпускном курсе естественно-научного факультета. Целью исследования являлось изучение состояния готовности будущих педагогов к педагогической деятельности на основании самооценки

Как видно из таблицы, особую тревогу вызывает слабо сформированная готовность выпускников к деятельности по формированию мотивации школьников к ЗОЖ и отношению к укреплению здоровья. Если принять во внимание особенности педагогической деятельности в этом направлении, то можно убедиться, что одной из причин слабо выраженной готовности будущих педагогов к реализации соответствующей функции является слабая мотивация самих выпускников к отношению и действиям по формированию физической готовности к будущей профессиональной деятельности. Действительно, по проведенным опросам большинство студентов старших курсов отмечают, что «физическая готовность» к будущей профессиональной деятельности является важным компонентом общей педагогической готовности (87,4%), однако реально заботятся об укреплении физического здоровья только 16, 8% опрошенных.

Анализируя понятие «физическая готовность» будущего специалиста, мы обратили внимание на работы В.И. Ильинич, в которых физическая готовность будущего специалиста трактуется им как конкретное физическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение профессиональной деятельности, как овладение определенными двигательными действиями, как готовность к низкой степени утомляемости и повышению состояния физиологических систем и резерва организма [10].

Таким образом, готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности предполагает осознание субъектом необходимости приобретения глубоких профессиональных знаний и целей профессиональной деятельности, развитие способности определять наиболее эффективные способы осуществления деятельности, предвидеть результаты своих действий по решению профессиональных задач. Особое значение имеет установка будущего специалиста на приобретение первоначального профессионального опыта осуществления профессиональных функций, постоянная работа над укреплением своего физического здоровья. С таких позиций готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности может рассматриваться как система его подготовки, в которой выделяются следующие компоненты:

1) собственно профессиональный - (приобретение профессиональных компетенций в решении профессиональных задач);

2) мотивационно-ценностный - (стремление к совершенствованию, профессиональному саморазвитию, саморегуляции и самоконтролю);

3) здоровьесберегающий - (укрепление здоровья как основания успешного осуществления профессиональных функций).

Вместе с тем содержательная сторона готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности включает воспитательную работу, направленную на глубокое осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии, развитие устойчивого интереса к профессиональной деятельности, понимание профессиональной ответственности за результаты подготовки к труду, развитие и совершенствование профессионально важных качеств. Необходимость приобретения такой готовности выпускниками вуза в образовательном процессе ориентирует субъектов профессионального образования на выявление педагогических ресурсов, способствующих проявлению искомого качества, созданию условий для получения первоначального опыта будущей профессиональной деятельности и переноса их в будущую трудовую деятельность.

Библиографический список

1. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008.

2. Психологический словарь. Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. Москва: Педагогика, 1983.

3. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск: Поликом, 2007.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

5. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: монография. Екатеринбург: Российский профессионально-педагогический университет, 2003.

6. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. Минск, 2009.

7. Кузьмина Н.В. Специалисты - субъекты изучения продуктивности своей деятельности. Акмеология - 2005. Методологические и методические проблемы. Санкт-Петербург: Изд-во ЦСИ, 2005: 68 - 74.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы: учебное пособие. Москва - Минск: АСТ, Харвест, 2006.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5: 34 - 42.

10. Ильинич В.И. Средства физической культуры и спорта в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности: перспективы разработки проблемы. Теория и практика физической культуры. 2007; № 10: 10 - 15

References

1. Suhodol'skij G.V. Osnovy psihologicheskoj teoriideyatel'nosti. Moskva: Izd-vo LKI, 2008.

2. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej V.V. Davydova, A.V. Zaporozhca, B.F. Lomova i dr. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Adol'f V.A., Il'ina N.F. Innovacionnaya deyatel'nost'pedagoga vprocesse egoprofessional'nogo stanovleniya: monografiya. Krasnoyarsk: Polikom, 2007.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

5. Zeer 'E.F., Hasanova I.I. Social'no-professional'noe vospitanie v vuze: monografiya. Ekaterinburg: Rossijskij professional'no-pedagogicheskij universitet, 2003.

6. Kolominskij Ya.L. Social'naya psihologiya razvitiya lichnosti. Minsk, 2009.

7. Kuz'mina N.V. Specialisty - sub'ekty izucheniya produktivnosti svoej deyatel'nosti. Akmeologiya - 2005. Metodologicheskie i metodicheskie problemy. Sankt-Peterburg: Izd-vo CSI, 2005: 68 - 74.

8. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Kandybovich S.L. Psihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Moskva - Minsk: AST, Harvest, 2006.

9. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 34 - 42.

10. Il'inich V.I. Sredstva fizicheskoj kul'tury i sporta v podgotovke studentov k buduschej professional'noj deyatel'nosti: perspektivy razrabotki problemy. Teoriya ipraktika fizicheskoj ku'tury. 2007; № 10: 10 - 15

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 372.881.111.1

Stramnoy A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: lecha1981@mail.ru

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF THE INNOVATIVE ENGLISH LANGUAGE LESSON. The article deals with issues of scientific substantiation of a theoretical and methodological platform of modern foreign language education and description of the methodological and technological aspects of the implementation of these approaches in the format of an English lesson. The researcher offers as an advanced methodological approach an interactive approach and an information and communication approach based on the digitalization of education. The article proves innovativeness of the identified approaches, and also offers innovative methods and technologies for their practical implementation in the English lesson. The author selects and justifies the following methods: discussion method, e-mail project method, Web-quest technology, Skype technology.

Key words: interactive approach, information and communication approach based on the digitalization of education, discussion method, project email method, web quest technology, Skype technology.

А.В. Страмной, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, E-mail: lecha1981@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются вопросы научного обоснования теоретико-методологической платформы современного иноязычного образования и описания методико-технологических аспектов реализации данных подходов в формате урока английского языка. Автор предлагает в качестве перспективных методологических подходов интерактивный подход и информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования. В статье доказывается инновационность выявленных подходов, а также предлагаются инновационные методы и технологии для их практической реализации на уроке английского языка. Автором отобраны и обоснованы следующие методы: метод дискуссии, метод E-mail-проектов, технология веб-квеста, Skype-тех-нология.

Ключевые слова: интерактивный подход, информационно-коммуникационный подход, основанный на цифровизации образования, метод дискуссии, метод Е-mail-проектов, технология веб-квеста, Skype-технология.

Основные тенденции модификации современной образовательной среды детерминированы среди прочих факторов интеграционными процессами, которые являются источником кардинальных изменений в современном мире и активно влияют на систему высшего образования. Формируется открытое мировое пространство, выражающееся в гармонизации образовательных стандартов в разных странах мира. Важный сегмент в данном процессе занимает трансформация форм и методов образовательной деятельности с учетом внедрения инновационных технологий и персонификации образовательных услуг. Специфика современного иноязычного образования детерминирована актуальными тенденциями и требованиями образовательной теории и практики преподавания неродных языков и культур [1]. Представляется аксиоматичным, что приоритетным сегментом в парадигме иноязычного образования является целезаданность с ориентацией на формирование комплекса личностных качеств и кластера компетенций обучающегося, являющихся коммуникативной платформой для реализации общения на межкультурном уровне.

Процесс иноязычного образования как любой педагогический процесс основывается на теоретико-методологических подходах как стратегии реализации исследовательских позиций. В настоящее время ракурс исследований в сфере обучения иностранным языкам и культурам ориентирован на изучение механизмов взаимодействия учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом на уроках иностранного языка. Данный подход является инновационным и называется интерактивным.

Инновационность интерактивного подхода к исследованию проблем обучения иностранному языку и культуре состоит в том, что он делает возможным всестороннее рассмотрение наиболее эффективных моделей и методов преподавания иностранного языка с позиций личностно ориентированной парадигмы образования. Методология интерактивного подхода означает субъектные пози-

ции всех участников образовательного процесса, ориентацию на взаимодействие и сотрудничество.

Теоретическими основаниями интерактивного подхода к обучению иностранным языкам являются следующие: организация диалогового общения на уроке способствует формированию у обучающихся умений интеракции; познавательная деятельность реализуется в режиме группового общения и обсуждения, что стимулирует развитие когнитивных компетенций; постановка и решение учебных задач в формате коммуникативного взаимодействия актуализирует развитие критического мышления обучающихся.

Практические аспекты реализации интерактивного подхода на уроках иностранного языка выражаются в его методико-технологическом обеспечении, то есть внедрении инновационных методов и технологий, имеющих целевую доминанту, - интерактивное взаимодействие в иноязычной речевой деятельности. Такое взаимодействие осуществляется в рамках основной формы организации образовательного процесса - урока иностранного языка.

Практика реализации интерактивных методов и технологий может быть успешно рассмотрена на примере урока английского языка, который становится инновационным, если на нем используются данные методы [2]. Приведем примеры некоторых интерактивных методов и технологий, обозначив их инновационный потенциал.

Метод дискуссий как метод проблемного обучения все чаще находит применение на уроках иностранного языка в связи с тем, что он помогает интегрировать знания учащихся из разного рода областей при решении проблемы, дает возможность применить языковые знания и навыки на практике, формулируя при этом новые идеи в форме групповой работы [3]. На уроке английского языка можно использовать следующие формы дискуссии: форум - обсуждение, в ходе которого происходит обмен мнениями внутри группы (коллектива); круглый стол - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.