Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ: К 85-ЛЕТИЮ КРАСНОДАРСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К. СЕРОВА'

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ: К 85-ЛЕТИЮ КРАСНОДАРСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К. СЕРОВА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: патриотизм / военно-политическая работа / методы формирования патриотизма / идеология / Специальная военная операция. / patriotism / military and political work / methods of patriotism formation / ideology / Special Military Operation.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Стрелецкий Яков Ильич, Куршнева Елена Леонидовна

Актуальность исследуемой темы представим в следующих аспектах. Во-первых, в когнитивном – высоким научным статусом методологического и методического инструментариев в профессиональной подготовке лётчиков ВКС РФ. Во-вторых, в функциональном – местом и ролью субъективного фактора в современном военно-авиационном процессе. В-третьих, гносеологическом – особой сложностью самого объекта исследования. Научная новизна обусловлена постановкой проблемы в её оригинальном аспекте, который в научном пространстве не исследован в таком дискурсе. Цели и задачи исследования состоят, с одной стороны, в определении основных направлений формирования патриотизма в учебно-воспитательном процессе училища, а, с другой, в выявлении и анализе конкретных методов реализации патриотического потенциала отдельных учебных дисциплин. Методологической базой статьи составляют исторический и диалектический принципы, арсенал структурно-функционального анализа, индуктивный метод познания. По результатам исследования определены основные направления формирования патриотизма: учебная, внеучебная и научно-исследовательская работа. В рамках первого анализируются патриотический потенциал учебной дисциплины «История», реализуемый индуктивным методом, активизацией познавательного интереса курсантов примерами героизма Кубанского казачьего войска, фактами из славного боевого пути родного училища. Внеучебная работа представлена её основными формами: конкурсами военно-патриотической работы, функционированием музейного комплекса училища, поисковым движением. Научно-исследовательская работа – диссертационными работами, научными статьями, монографиями, научно-исследовательскими конференциями. Предложены меры противодействия развязанной Западом информационной войны против нашей страны, активизации военно-политической работы в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Стрелецкий Яков Ильич, Куршнева Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND METHODICS OF CADETS PATRIOTIC EDUCATION: TO THE 85TH ANNIVERSARY OF THE KRASNODAR HIGHER MILITARY FLIGHT SCHOOL NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION A.K. SEROV

The relevance of the topic under study is presented in the following aspects. Firstly, in the cognitive one – the high scientific status of methodological and methodological tools in the professional training of pilots of the Russian Aerospace Forces. Secondly, in the functional – the place and role of the subjective factor in the modern military aviation process. Thirdly, epistemological – the special complexity of the object of study itself. Scientific novelty is due to the formulation of the problem in its original aspect, which in the scientific space has not been explored in such a discourse. The goals and objectives of the study are, on the one hand, to determine the main directions of the formation of patriotism in the educational process of the school, and, on the other hand, to identify and analyze specific methods for realizing the patriotic potential of individual academic disciplines. The methodological basis of the article is the historical and dialectical principles, the arsenal of structural and functional analysis, the inductive method of cognition. Based on the results of the study, the main directions of the formation of patriotism were determined: educational, extracurricular and research work. Within the framework of the first, the patriotic potential of the academic discipline «History» is analyzed, implemented by the inductive method, activating the cognitive interest of cadets with examples of the heroism of the Kuban Cossack army, facts from the glorious military path of their native school. Extracurricular work is represented by its main forms: competitions of military-patriotic work, the functioning of the museum complex of the school, and the search movement. Research work – dissertations, scientific articles, monographs, research conferences. Measures are proposed to counter the information war unleashed by the West against our country, and to intensify military-political work among the troops.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ: К 85-ЛЕТИЮ КРАСНОДАРСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К. СЕРОВА»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.70.24.035 УДК 378.6:37.035.6

© ®

Attribution

сс by

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ: К 85-ЛЕТИЮ КРАСНОДАРСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.К. СЕРОВА

Стрелецкий Я.И., Куршнева Е.Л.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова

Аннотация. Актуальность исследуемой темы представим в следующих аспектах. Во-первых, в когнитивном - высоким научным статусом методологического и методического ин-струментариев в профессиональной подготовке лётчиков ВКС РФ. Во-вторых, в функциональном - местом и ролью субъективного фактора в современном военно-авиационном процессе. В-третьих, гносеологическом - особой сложностью самого объекта исследования. Научная новизна обусловлена постановкой проблемы в её оригинальном аспекте, который в научном пространстве не исследован в таком дискурсе. Цели и задачи исследования состоят, с одной стороны, в определении основных направлений формирования патриотизма в учебно-воспитательном процессе училища, а, с другой, в выявлении и анализе конкретных методов реализации патриотического потенциала отдельных учебных дисциплин. Методологической базой статьи составляют исторический и диалектический принципы, арсенал структурно-функционального анализа, индуктивный метод познания. По результатам исследования определены основные направления формирования патриотизма: учебная, внеучебная и научно-исследовательская работа. В рамках первого анализируются патриотический потенциал учебной дисциплины «История», реализуемый индуктивным методом, активизацией познавательного интереса курсантов примерами героизма Кубанского казачьего войска, фактами из славного боевого пути родного училища. Внеучебная работа представлена её основными формами: конкурсами военно-патриотической работы, функционированием музейного комплекса училища, поисковым движением. Научно-исследовательская работа - диссертационными работами, научными статьями, монографиями, научно-исследовательскими конференциями. Предложены меры противодействия развязанной Западом информационной войны против нашей страны, активизации военно-политической работы в войсках.

Ключевые слова: патриотизм, военно-политическая работа, методы формирования патриотизма, идеология, Специальная военная операция.

METHODOLOGY AND METHODICS OF CADETS PATRIOTIC EDUCATION: TO THE 85TH ANNIVERSARY OF THE KRASNODAR HIGHER MILITARY FLIGHT SCHOOL NAMED AFTER HERO OF THE SOVIET UNION A.K. SEROV

Abstract. The relevance of the topic under study is presented in the following aspects. Firstly, in the cognitive one - the high scientific status of methodological and methodological tools in the professional training of pilots of the Russian Aerospace Forces. Secondly, in the functional - the place and role of the subjective factor in the modern military aviation process. Thirdly, epistemological - the special complexity of the object of study itself. Scientific novelty is due to the formulation of the problem in its original aspect, which in the scientific space has not been explored in such a discourse. The goals and objectives of the study are, on the one hand, to determine the main directions of the formation of patriotism in the educational process of the school, and, on the other hand, to identify and analyze specific methods for realizing the patriotic potential of individual academic disciplines. The methodological basis of the article is the historical and dialectical principles, the arsenal of structural and functional analysis, the inductive method of cognition. Based on the results of the study, the main directions of the formation of patriotism were determined: educational, extracurricular and research

Yakov I. Streletsky, Elena L. Kurshneva

Krasnodar Higher Military Flight School named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

work. Within the framework of the first, the patriotic potential of the academic discipline «History» is analyzed, implemented by the inductive method, activating the cognitive interest of cadets with examples of the heroism of the Kuban Cossack army, facts from the glorious military path of their native school. Extracurricular work is represented by its main forms: competitions of military-patriotic work, the functioning of the museum complex of the school, and the search movement. Research work -dissertations, scientific articles, monographs, research conferences. Measures are proposed to counter the information war unleashed by the West against our country, and to intensify military-political work among the troops.

Keywords: patriotism, military and political work, methods of patriotism formation, ideology, Special Military Operation.

Введение. Актуальность исследуемой темы представим в следующих аспектах. Во-первых, в когнитивном - высоким научным статусом методологического и методического инструментариев в профессиональной подготовке лётчиков ВКС РФ. Во-вторых, в функциональном - местом и ролью субъективного фактора в современном военно-авиационном процессе. В-третьих, гносеологическом - особой сложностью самого объекта исследования. Научная новизна обусловлена постановкой проблемы в её оригинальном аспекте, который в научном пространстве не исследован в таком дискурсе. Цели и задачи исследования состоят, с одной стороны, в определении основных направлений формирования патриотизма в учебно-воспитательном процессе училища, а, с другой, в выявлении и анализе конкретных методов реализации патриотического потенциала отдельных учебных дисциплин. Методологической базой статьи составляют исторический и диалектический принципы, арсенал структурно-функционального анализа, индуктивный метод познания.

Обсуждение. В системе отечественного военного образования патриотическое воспитание традиционно является одной из важнейших задач профессиональной подготовки офицерского корпуса, но в наше время ее актуальность представляется авторами данного исследования особой в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, современный курсант до училища объективно не получил той идейно-политической закалки, через которое прошло поколение советских людей. К тому же, неолиберальная концепция «деидеологизации» в известной степени отразилась и в духовной сфере российского общества, особенно в образовании и культуре.

Во-вторых, элиты Запада, отметил Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию, «ведут против нас все более агрессивные информационные атаки. Целью выбирают, прежде всего, конечно, молодых людей, молодые поколения» [1, с. 2].

Отсюда, в условиях отсутствия у России государственной идеологии патриотизм стал осно-

У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.

Путин В.В.

вой идейно-политического воспитания нашей молодежи, в том числе и особенно - армейской.

В-третьих, процесс Специальной военной операции (СВО) на Украине показал, что ее эффективность определяется во многом и качеством военно-политической работы с личным составом. Поэтому наш выпускник должен обладать системой теоретических знаний и практических навыков ее проведения, методологию которой составляет патриотизм.

Патриотизм - особое социальное явление, отражающее, с одной стороны, чувство глубокой любви к своему Отечеству, то есть к большой и малой Родине. С другой стороны, патриотизм предполагает внутреннюю готовность гражданина не только на трудовые свершения ради ее процветания, но и на ратный подвиг для ее защиты «в минуту роковую». Ведь именно патриотизм стал тем духовным стрежнем, который объединил российский народ в его борьбе с множеством врагов - от полудиких племен кочевников до «цивилизованных» карлов, наполеонов и гитлеров...

Содержание феномена патриотизма включает два аспекта - объективный и субъективный.

Первый отражает комплекс тех качеств личности -любовь к родителям, к отчему дому, к «отеческим гробам», которые формируются семьей, самой жизнью, обществом как бы автоматически.

Второй аспект предполагает целенаправленную работу конкретных институтов общества по его формированию. Отсюда в среде «нашей» художественной «элиты» определилась группировка, отрицающая необходимость работы по патриотическому воспитанию. Дескать, будем совершенствоваться, поднимать жизненный уровень народа, а патриотизм у него будет расти механически, параллельно, сам по себе.

Эта концепция не только ошибочна, ненаучна, но и вредна, что подтверждается социальной практикой прошлого и настоящего: самые сытые граждане далеко не самые патриотичные. Поэтому в современных геополитических условиях, когда Запад стремится нанести России стратеги-

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ческое поражение, патриотизм остается основной духовной предпосылкой ее сохранения, развития и защиты.

Результаты. Патриотическое воспитание курсантов Краснодарского высшего военного училища летчиков (далее, КВВАУЛ) планируется в рамках военно-политической работы в соответствии с руководящими документами Министерства обороны РФ и осуществляется в процессе учебной, внеучебной и научно-исследовательской видам работ.

Учебная работа. Все занятия нацелены не только на овладение курсантами системой знаний военно-авиационного характера, но и на формирование у них патриотизма, гордости за принадлежность к корпусу защитника Отечества. Каждая учебная дисциплина содержит определенный патриотический потенциал, но наиболее емким - «История» и «Философия».

Преподаватель истории, в силу особенностей своего предмета, обладает здесь рядом «преимуществ», которые, однако, не исключают, а предполагают творческий поиск им методов реализации патриотического арсенала своего предмета. Полагаем, что таковыми могут быть следующие.

Во-первых, классическим индуктивным методом, но на иной для курсанта эмпирической базе. Возьмем, к примеру, штурм войсками А.В. Суворова Измаила. Известно, что соотношение сил было в пользу обороняющихся турок - 35 тыс. к 31 тыс., что противоречило устоявшимся принципам военного искусства. Но крепость была взята с минимальными для нас потерями - 4 тыс. убитыми и 6 тыс. раненными, а турки потеряли соответственно 26 и 9 тыс. И задача преподавателя здесь состоит в том, чтобы уже не на школьном, а на вузовском уровне раскрыть преимущества суворовской «Науки побеждать».

Во-вторых, активизацией познавательного интереса курсантов новыми для них фактами группового героизма, проявленного, например, казаками 1-го Кавказского конного полка Кубанского казачьего войска, которые в Мургабском походе 18 марта 1885 г. у аула Таш-Кёпри в районе р. Кушка нанесли сокрушительное поражение афганскому отряду (4700 чел.). Причем, роль казаков в победе была решающей. С русской стороны в бою участвовало 1660 чел., вся конница состояла из кубанских казаков (300 чел.) и туркмен (200 чел.) [2, с. 67]. Курсантов увлечет рассказ преподавателя о личном героизме, стойкости и смелой инициативе, например, казака 2-го Хоперского полка Денисенко, который в сражении у селения Даяр в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., заменив погибшего офицера, повел своих товарищей в атаку. Даже после двух ранений продолжал управлять успешно завершившемся боем [3, с. 123].

В-третьих, фрагментами из славного боевого пути родного училища, которые курсантами вос-

принимаются «на ура», например, следующими именами его выпускников в годы Великой Отечественной войны: А.П. Маресьева, ставшего известным через «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого; дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова - прототипа комэска Титаренко -Маэстро из киноленты «В бой идут одни старики»; П.Т. Харитонова, сбившего 14 самолетов противника, из них два - тараном. В послевоенный период дорогу в Космос прокладывали потомки кубанских казаков Герои Советского Союза В.М. Комаров, Е.В. Хрунов, В.В. Горбатко. В современных условиях достойно несут службу в рядах ВКС РФ офицеры И.В. Богданов, Е.Н. Епифанов и другие. За боевые заслуги уже в наши дни удостоены звания Героя России Филипов Роман, подорвавшего террористов и себя в критической ситуации в САР; за мужество и профессионализм в ходе СВО - Илья Сизов, Виктор Дудин, Петр Каштанов и другие питомцы родной alma mater.

Патриотический потенциал учебной дисциплины «Философия» объективно содержится во всех ее разделах и темах и реализуется преподавателем на всех занятиях [4, с. 170]. Не имея возможность проанализировать в нашем исследовании проблему системно, ограничимся ее тремя аспектами: онтологическим, антропологическим и военно-профессиональным.

Онтологический аспект отражает вклад отечественных мыслителей в развитие философского учения о бытии - природном, социальном и идейном. Их патриотическое содержание раскрывается преподавателем в следующих достижениях отечественной философской мысли.

Во-первых, в учении о материи, которое в философии русского Просвещения разрабатывалось в трудах гения, ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. Он дал такое ее определение: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность... Материя есть протяженное непроницаемое деление на нечувствительные части.» [5, с. 107]. Наш великий ученый, труды которого были оценены авторитетом науки того времени Л. Эйлером как «хороши и превосходны», выделял три вида материи:

- «собственную» - содержание вещества;

- «постороннюю» - заполняющую свободное пространство;

- «тяготильную» - отражающую процесс притяжения Земли.

А н а л и з и руя проблему соотношения содержания и формы, он определял первую как ведущую, а вторую - ведомой, чем демонстрировал свою приверженность к материалистической трактовке основного вопроса философии. В Новейшее время дал определение материи, ставшее классическим, В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», которое по своей сущности, глубине и функциональности не имеет аналогов в мировой философии [14].

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Во-вторых, в философии Русского космизма -оригинальной национальной концепции, отражающей не только менталитет гражданина-патриота, но и человека Вселенной. Он переживает не только за себя и близких, он стремится спасти род человеческий от самоистребления и обеспечить ему бессмертие. В этой концепции преподаватель реализует ее патриотический потенциал в двух дискурсах - теоретическом и практическом. Первый состоит в том, что феномен Русского космизма выступает в трех уникальных формах: художественном, философском и сциентическом [6, с. 63]. Все они констатируют: мировая космология не знает методологии, которая охватила и реализовала бы тысячелетнюю мечту человека о своем «светлом будущем», с одной стороны, средствах и способах ее достижения, с другой. И обе они - достояние русского человека: Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, Ю.А. Гагарина и других патриотов.

В-третьих, в учении о Всеединстве В.С. Соловьева, отражающем как диалектику бытия божественного и земного, так и предлагающем духовную основу бытия социального - «русскую национальную идею», включающую единство церкви государства и общества. Эта идея была впоследствии глубоко разработана и представлена в философии русского зарубежья А.И. Ильиным. По его мнению, наша национальная идея, «должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание» [7]. А оно в наше время состоит не только в сохранении духовности русского мира, но и в морально-нравственном спасении Запада, который своими новомодными «ценностями» угрожает собственной цивилизации.

Антропологический аспект патриотического потенциала философии как учебной дисциплины реализуется преподавателем посредством следующих основных методических приемов.

Во-первых, анализом содержания сущностной черты русской философии - ее антропоцентрич-ности. Она отражена в творчестве отечественных мыслителей Средневековья, Петровского периода, «Серебряного века», особенно в работах Н.А. Бердяева. Он констатировал, что русская философия «неизбежно антропоцентрич-на», а «проблема человека есть основная проблема философии» [8, с. 50].

Во-вторых, определением самой сущности русского человека. Конечно, она, как и у человека в целом - «политическое животное» (Аристотель), основным признаком которого является рационализм. Последний присущ и русскому человеку, но он не отражает его подлинную внутреннюю сущность, ибо она у него во многом иррациональна и скрыта в глубинах его духовности, менталитета. Русские, декларирует персонаж «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского, «вполне понимая своей настоящей выгоды, оставляли их на второй план и бросались на другую дорогу, на риск, на авось...» [9, с. 110]. Именно эти особен-

ности русских не были поняты, осознанны и учтены русофобами-захватчиками различных времен, племен и политических ориентаций.

В-третьих, поиском смысла жизни человека. Преподаватель, анализируя антропологическую проблематику, подчеркивает, что философия Древнего Востока видел его в традициях, карме; Античности - в космоцентризме; Средневековья -в служении Богу; Новое время - в поисках истины на основе рациональности.

Русская же философия уникальна и тем, что искала, определяла смысл жизни человека в его самосовершенствовании. Формы его различны, но суть одна - человек есть существо самоста-новляющееся. А для чего? И для себя, как личности, и для рода человеческого с тем, чтобы реализовать свою Божественную сущность, и для настоящего и для будущего - для детей, внуков и правнуков, то есть для Родины. И здесь преподавателю рекомендуется сослаться на примеры ратных подвигов наших воинов, беззаветного служения Отечеству прошлого и настоящего времени.

Военно-профессиональный аспект патриотического потенциала философии содержит те теоретические положения, которые составляют основу служебной деятельности нашего выпускника. Эта основа представлена в отдельном разделе учебной программы «Философское знание и военное дело». Преподаватель, раскрывая его содержание, особое внимание уделяет анализу тех проблем, которые были разработаны именно отечественными мыслителями, например:

- Г.И. Бурцовым - генералом и военным теоретиком, дополнившим военную науку гуманитарном дискурсом, содержащим «все нравственные, подающие правила владеть человеческим сердцем, должны войти в состав общей теории, управляющей действиями истинных полководцев» [10, с. 64].

- революционером-демократом Н.Г. Чернышевским, определившим войну как явление социально-политическое; рассматривавшим проблему насилия диалектически; вскрывшим классовый характер сущность армии антагонистического общества.

- В.И. Лениным, разработавшим методологию научного анализа сущности, социального характера и причин войны.

Предложенные читателю аспекты анализа патриотического арсенала учебной дисциплины «Философия» реализует, главным образом, ее методологическую функцию. А основная ее функция - мировоззренческая - отражается в принципе партийности самой философии как методологии формирования сознания личности современного российского офицера. Напомним, что В.И. Ленин, проанализировав мировой историко-философский процесс, пришел к выводу о

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

том, что «Новейшая философия также партийна, как и две тысячи лет тому назад» [11, с. 380]. Осталась таковой она и в наши дни, ибо беспартийной не может быть - ее сущность, что называется, не позволяет. Правда, содержание самого принципа партийности определяется историческим временем, конкретными социально-политическими условиями, актуальными задачами общества, особенно в сферах духовной и военной.

Отсюда основными положениями, раскрывающими содержание принципа партийности философии в дидактическом процессе нашего военного вуза, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, его теоретико-методологической базой выступает идея патриотизма, сущность и отражение которой в анализируемых аспектах представлены выше. Констатируем следующее: история не знает ни одной цивилизации, ни одного народа, ни одного государства, которые обошлись бы без идеологии. Не обходятся без нее и лидеры «свободного мира»: у США - идея своей исключительности, концепция «сияющего града», благополучие которого обеспечивается Пентагоном; у «коллективной» Европы - русофобия в различных ее вариантах; у Японии -«самурайский дух», как идейная основа возвращения «северных территорий».

Во-вторых, раскрытием научной несостоятельности и разоблачением реакционной политической сущности неолиберальной концепции «де-идеологизации». Ее адепты пытаются доказать, что современное «цивилизованное» общество якобы свободно от идеологии. В действительности общество от идеологии свободным быть не может потому, что оно состоит из людей, а у них есть интересы, порой, противоположные, которые идеология отражает.

В-третьих, разоблачением лживости, фарисейства и утилитарности тех философских школ, которые составляют методологическую базу внешнеполитического курса НАТО, особенно США. Последние руководствуются философией прагматизма, основу которого составляет теория истины. Она, согласно ее отцам-основателям (Ч. Пирс и У. Джемс), отражает не объективное в процессах и явлениях, а представляет собой то, что приносит выгоду, пользу, прибыль. Отсюда профессиональное мастерство преподавателя состоят здесь в том, чтобы на исторических фактах доказать, убедить курсантов в том, что эта философия обслуживает интересы «глубинного государства», то есть верхушки американского общества, которое военной силой пытается обеспечить себе лидерство в глобальном масштабе [12, с. 8].

Внеучебная работа планируется и проводится по следующим основным направлениям.

Во-первых, участие курсантов в ежегодном краевом конкурсе оборонно-массовой и военно-патриотической работы памяти маршала

Г.К. Жукова. Цель конкурса — укрепление обороноспособности государства и патриотическое воспитание граждан, а также совершенствование оборонно-массовой, военно-патриотической работы и системы допризывной подготовки молодежи, проводимой в Краснодарском крае. Такое мероприятие, например, проводилось в городе-герое Новороссийске. В числе его участников - главы муниципалитетов, представители отделов и управлений по делам молодежи, культуры, общеобразовательных организаций, средних и высших учебных заведений, военно-патриотических клубов, структурных подразделений ДОСААФ России, поисковых организаций, военных комиссариатов, районных казачьих обществ, организаций ветеранов, СМИ. Победители получили почетные грамоты администрации Краснодарского края и памятные призы.

Во-вторых, работа музейного комплекса училища. В рамках оборонно-массовой и военно-патриотической работы сотрудники музея проводят экскурсии, основанные на коллективном осмотре экспонатов музея авиации, рассказах об истории космонавтики и училища, просмотре фильмов о боевых действиях летчиков в период Великой Отечественной войны. Особый интерес у курсантов вызывают истории и любопытные факты о выпускниках нашего училища, которые с мужеством, честью и отвагой защищали интересы Родины и исполняли свой интернациональный долг. Например, встреча с заслуженным военным летчиком РФ, летчиком-снайпером, кавалером трех боевых орденов, командиром 461 штурмового авиационного полка, кандидатом исторических наук, доцентом, полковником Валерием Владимировичем Кушнеревым. За годы своей военной службы он принимал участие в боевых действиях нескольких локальных конфликтов. Ныне ветеран принимает активное участие в деятельности общественной организации «Боевое Братство Кубани», в военно-патриотическом воспитании будущих лётчиков, передавая свой боевой опыт и знания.

В-третьих, поисковое движение, осуществляемое краснодарскими краевыми общественными организациями «Кубаньпоиск» и «Кубанский пл а цд арм». Одной из форм их работы является поиск мест падения самолетов и установление судеб их экипажей. В ноябре 2019 г. курсанты второго и третьего курсов авиационного факультета участвовали в поисковых работах на месте падения самолета Р-39 «Аэрокобра» в районе хутора Верхняя Ставрополька в результате чего была установлена личность пилота В.Дрыгина [13, с. 3]. Курсанты училища под руководством преподавателя кафедры И.В. Северина 22 апреля 2023 г. приняли участие в Патриотическом автопробеге «Небо Кубани», который стартовал на легендарной Сопке Героев в Крымском районе. На торжественной церемонии были переданы приехавшим из Ярославской области родственникам останки погибшего в бою летчика капитана Сергея Шишова - командира эскадрильи 926-го Истребительного авиационного полка. На месте его гибели установлена мемориальная

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

плита, равно как и павшим в воздушных сражениях младшим лейтенантом А.И. Бойко и Б.Д. Брыкову, а также Герою Советского Союза гвардии капитану В.И. Фадееву.

Научно-исследовательская работа в аспекте патриотического воспитания курсантов осуществляется в следующих основных формах.

Во-первых, подготовка диссертационных работ по военно-патриотической проблематике. Так, по истории отечественной военной авиации в марте 2023 г. успешно защищена докторская диссертация В.И. Медведевым, ранее - кандидатские диссертации С.В. Каноненко, В.А. Кашиным, В.В. Куш-неревым; по истории кубанского казачества -В.Н. Бурдуном, В.Н. Желебовым, А.Е. Потаповым; по вопросам обучения и воспитания курсантов - А.Ю. Дмитриенко, С.А. Ивановым, Д.В. Соловей, А.А. Шахториным, Д.А. Шишлени-ным, Э.П. Шпальченко.

Проблема военно-патриотического воспитания курсантов отражена в монографиях: Бурдуна В.Н. «Отечественная историография участников кубанского казачества в войнах начала XX века». Краснодар : КВВАУЛ, 2018; Киселева И.В. «Совместные операции Красной армии и Черноморского флота в ходе битвы за Кавказ (1942-1943 гг.)». Краснодар : КВВАУЛ, 2017; Кушнерева В.В. «Авиация России (СССР на Кавказском театре военных действий (1910-1994 гг.)». Краснодар : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2013; Медведева В.И. «Главный штаб военно-воздушных сил в XX веке: история становления и развития». Краснодар : Краснодарское ВВАУЛ, 2019; Потапова А.Е. «Участие Кубанского казачества в присоединении Средней Азии к России (70-90 гг. XIX в.)». Краснодар : КВВАУЛ, 2022; Стрелецкий Я.И. «Философия: методология и методика формирования патриотизма в вузах Министерства обороны Российской Федерации». Краснодар : КВВА-УЛ, 2021; Шахторина А.А. «Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков». Краснодар : КВВАУЛ, 2008; Януша С.В. «Красная армия в сражениях за Кавказ 1942-1943 гг.». М., 2020.

Во-вторых, публикации научных статей. Только за 2022 г. и первую половину 2023 г. сотрудниками училища размещено в рекомендованных ВАК журналах и в изданиях РИНЦ около 20-ти публикаций по военно-патриотической проблематике, защите исторической правды, разоблачении русофобских концепций «альтернативной истории».

В-третьих, проведение научно-практических конференций: «Воздушный щит Отечества» к 110-летию военно-воздушных сил России; «Советский Союз в локальных войнах и конфликтах второй половины ХХ века»; «Этих дней не смолкает слава», посвященная участию советской авиации в Великой Отечественной войне; «Традиции отцов - дороги сыновей»: к 80-летию Краснодарского ВВАУЛ; «Военная авиация России в годы Первой мировой войны»; «Идет война народная, священная война!»: к 80-летию нача-

ла Великой Отечественной войны; Всероссийская НПК «Битва за Кавказ 1942-1943 гг.: к 80-летию коренного перелома в Великой Отечественной Войне» и другие.

Активно работает военно-научная секция курсантов (ВНСК), в рамках которой, преподаватели кафедр проводят занятия по методике работы с литературой, написанию докладов и рефератов, выступлению с сообщениями. Курсанты изучают руководящие документы по ведению научной работы, знакомятся с литературой и наиболее актуальными направлениями исследований. Работа ВНСК также включает участие в олимпиадах. Например, в одной из последних в номинации «Военные образовательные организации профессионального и высшего образования» в 2022 году курсанты училища завоевали второе м есто по краю и первое в городе Краснодаре, приняли участие в Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2022». Военно-научным обществом училища был представлен ряд экспонатов, необходимых для подготовки летчиков, получивших высокую оценку руководства Министерства обороны Российской Федерации. Училище награждено Дипломами комитета Международного военно-технического форума «Армия-2022», почетными грамотами и ценными подарками от начальника Главного управления инновационного развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

Заключение. Итак, анализ озаглавленной проблемы с необходимостью подводит к следующим основным выводам.

Во-первых, Россия - царская, императорская, советская и нынешняя была и есть потому и постольку, почему и поскольку идейной основой ее бытия был и остается патриотизм ее народа. Этот духовный стержень, доставшийся современному российскому обществу «по наследству», необходимо не только бережно сохранять, но и укреплять, обогащать и защищать. В первую очередь, от «пятой колонны», окопавшейся в ряде отечественных СМИ, на площадках шоу-бизнеса, в «Ельцин-центре».

Во-вторых, в современных условиях российскому обществу объективно необходима методология научно-теоретического уровня - Государственная идеология, которая бы определила стратегические цели развития страны на историческую перспективу, стала бы духовной основой формирования мировоззрения нашей молодежи.

В-третьих, боевые действия в ходе СВО на Украине продемонстрировали высокий боевой дух российских военнослужащих. Вместе с этим, следует признать, что военно-политическая работа непосредственно в подразделении страдает явным дефицитом офицеров-специалистов. Поэтому целесообразно открыть сеть военно-политических училищ по образцу советских, а также восстановить педагогический факультет в Военном университете Министерства обороны, который бы готовил преподавателей общественных наук для наших военных училищ.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Путин В.В. Мы должны обеспечить право России быть сильной / В.В. Путин // Российская газета. 2023. 22 февраля. № 39(8984). С. 2.

2. Потапов А.Е. Кубанские казаки в Мургабском походе. Бой у реки Кушка (1885 г.) / А.Е. Потапов // Военно-исторический журнал. 2019. № 8. С. 67.

3. Желобов В.Н. Кубанское казачье войско в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. : кандидатская диссертация. Краснодар, 2018. С. 123.

4. Стрелецкий Я.И. Философия: методология и методика формирования патриотизма в вузах Министерства обороны Российской Федерации : монография. Краснодар : КВВАУЛ, 2021.

5. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.; Л., 1958. Т. 1. С. 107.

6. Стрелецкий Я.И. Русская философия : учеб. пособие. Краснодар : КВВАУЛ, 2023, С. 63-75.

7. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // 1т^е^еп: электронная библиотека. Ш1_ : ИНрэ^ттег den.de/pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf (дата обращения 04.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бердяев Н. О назначении человека. Париж, 1931. С. 50.

9. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 5. С. 110.

10. Бурцов Г.И. Мысли о теории военных знаний / Г.И. Бурцов // Военный журнал. 1918. Кн. 2. С. 64.

11. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 380.

12. Петрочинин А. Терновый венок американской демократии / А. Петрочинин // Армейский сборник. 2023. № 2. С. 8-17.

13. Пономарев Ф. Героическая история / Ф. Пономарев // Аргументы и факты. 2023. № 5. С. 3.

14. Ленин В.И. Материализм и и эмпириокритицизм. М. : Политиздат. Институт марксисзма-ленинизма при ЦК КПСС. Полн. собр. Соч. Т. 18. Изд. пятое. 552 с.

References:

1. Putin V.V. We must ensure Russia's right to be strong / V.V. Putin // Rossiyskaya Gazeta. 2023. February 22. № 39(8984). P. 2.

2. Potapov A.E. Kuban Cossacks in the Murgab campaign. The battle at the Kushka River (1885) / A.E. Potapov // Military Historical Journal. 2019. № 8. P. 67.

3. Zhelobov V.N. Kuban Cossack army in the Russian-Turkish war of 1877-1878.: PhD thesis. Krasnodar, 2018. P. 123.

4. Streletsky Ya.I. Philosophy: methodology and methodology of patriotism formation in universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation : monograph. Krasnodar : KVVAUL, 2021.

5. Lomonosov M.V. Full collection of soch. M.; L., 1958. Vol. 1. P. 107.

6. Streletsky Ya.I. Russian philosophy : textbook. Krasnodar : KVVAUL, 2023. P. 63-75.

7. Ilyin I.A. About the Russian idea / I.A. Ilyin // ImWerden: electronic library. URL : https://imwerden.de/ pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf (date of the application 04.04.2023).

8. Berdyaev N. On the appointment of a person. Paris. 1931. P. 50.

9. Dostoevsky F.M. Complete works : in 30 vol. Vol. 5. P. 110.

10. Burtsov G.I. Thoughts on the theory of military knowledge / G.I. Burtsov // Military magazine. 1918. Book 2. P. 64.

11. Lenin V.I. Complete works. Vol 18. P. 380.

12. Petrochinin A. The Crown of Thorns of American Democracy / A. Petrochinin // Army Collection. 2023. № 2. P. 8-17.

13. Ponomarev F. Heroic history / F. Ponomarev // Arguments and facts. 2023. № 5. P. 3.

14. Lenin, V.I. Materialism and empiriocriticism. M. : Politizdat. Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU. Complete works. Vol 18. Fifth edition. 552 p.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2023. № 8 (август)

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторах

Стрелецкий Яков Ильич

кандидат философских наук, профессор,

профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, полковник в отставке, г. Краснодар уакоу|[email protected]

Куршнева Елена Леонидовна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры военно-политической работы

в войсках (силах) Краснодарского высшего

военного авиационного училища летчиков,

г. Краснодар

[email protected]

Yakov I. Streletsky

Candidate of Philosophical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces) Krasnodar Higher Military Flight School, Retired Colonel, Krasnodar

[email protected]

Elena L. Kurshneva

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces) Krasnodar Higher Military Flight School, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.