Т I Г11
х ж | | |
"S
ШКОЛА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Я.И. СТРЕЛЕЦКИЙ Ya.l. STRELETSKY
С АКЦЕНТОМ НА АВИАЦИЮ
WITH A FOCUS ON AVIATION
МЕТОДОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВУЗОВ НА ЛЕКЦИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»
METHODOLOGY OF CADETS' COGNITIVE INTEREST ACTIVATION AT HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS DURING THE LECTURES ON PHILOSOPHY
Сведения об авторе. Стрелецкий Яков Ильич - профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.К. Серова, полковник в отставке, кандидат философских наук, профессор (г. Краснодар. E-mail: [email protected]).
Аннотация. На основе современных дидактических принципов высшей военной школы, определенных условий, предпосылок и методических приемов предлагаются и анализируются конкретные методологические положения активизации познавательного интереса курсантов в процессе чтения лекций по философии. При этом целенаправленно сделан акцент на военно-авиационную проблематику.
Ключевые слова: методология, методологические положения, дидактический процесс, идеология, деидеологизация, патриотизм.
Information about the author. Yakov Streletsky - Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after AK. Serov, retired colonel, PhD., professor (Krasnodar. E-mail: [email protected]).
Summary. The article gives and analyzes certain methodological aspects of cadet's cognitive interest activation during lectures on Philosophy on basis of higher military school's modern didactic principles, certain conditions, preconditions and methodical approaches. Furthermore military and aviation range of problems are purposely highlighted.
Keywords: methodology, methodological aspects, didactic process, ideology, deideologization, patriotism.
Общеизвестно, что источником и двигателем общественного прогресса являются интересы людей. Эта закономерность проявляется и в сфере познания - гносеологии. Стало быть, стратегическая задача обучающего сводится к зарождению, стимулированию и росту познавательного интереса обучаемого. Содержание этой задачи зависит от характера учебной дисциплины - чем она сложнее, абстрактнее, чем она «дальше» от «ближних» интересов обучаемого, тем сложнее. В силу своего объективного содержания такой дисциплиной выступает, в первую
очередь, философия, которая является обязательной во всех вузах.
По мнению автора, методология решения анализируемой проблемы проявляется в своих пяти основных положениях.
1. Овладение предметом преподавания - это дидактический процесс, который характеризуется двумя аспектами - научно-теоретическим и методическим. При этом первый является содержанием этого процесса, а второй - его формой. В диалектике научно-теоретического и методического ведущим является научно-теоретический аспект. Другими словами, от степе-
ни владения педагогом предметом преподавания в первую очередь зависит результат его труда. Но не только. Его методическое мастерство имеет не меньшее значение. Ведь можно знать предмет, но не уметь его изложить, что называется, подать.
Если применить эти аксиомы к анализу дидактического процесса на кафедрах гуманитарного цикла вузов Министерства обороны Российской Федерации, то картина будет писана, увы, «не маслом». Дело в том, что содержание учебных дисциплин здесь во многом с объективной необходимостью
лтшетт
скорректировано под известные профессиональные компетенции, реализация которых требует от преподавателя специальных знаний и умений. Последними, снова объективно, вчерашний выпускник «гражданского» вуза не владеет. Поэтому процессы «демобилизации», то есть разатте-стования преподавателей кафедр гуманитарного профиля, с одной стороны, и ликвидация педагогического факультета Военного университета Министерства обороны, с другой, мягко говоря, не способствовали росту профессионального мастерства преподавателей и, стало быть, познавательного интереса курсантов.
2. Обоснование актуальности учебной дисциплины «Философия» начинается с вводной лекции. Преподаватель, четко сформулировав во вступительном слове к лекции, скажем, вопрос: зачем современному молодому человеку - будущему офицеру-летчику Российской армии философия, четко на него отвечает.
Во-первых, все в этом мире начинается с философии. Только она отвечает на вечные вопросы о том, например, что есть Добро, Красота, Истина, Любовь... Без этих понятий нет человека. Поэтому Аристотель назвал философию лучшей из наук.
Во-вторых, современный мир
- мир информации в ее различных формах. Ныне невозможно усвоить содержание не только научных статей и монографий, но и обычных публикаций в популярных газетах и журналах без знаний не только «рядовых» философских понятий
- бытие, познание, личность, общество, но и более «продвинутых»
- онтологический аспект проблемы, гносеологический, тендерный подход, демографический анализ, гедонизм...
В-третьих, в наше время российский офицер, например, военный летчик - это профессионал, который не только владеет в совершенстве летным мастерством,
но и способен к глубокому анализу современного военно-авиационного процесса в целом - что им движет, каково соотношение в нем человека и техники, по каким на-
1 «Философия -
единственное, что
отличает нас
от варваров».
Рене Декарт,
французский
1 ' философ
правлениям он будет развиваться. Это, с одной стороны. С другой -наш офицер одновременно и воспитатель своего личного состава. И, чтобы эффективно проводить эту работу, ему не обойтись без глубокого усвоения таких военно-философских категорий, как «война», «армия», «национальная безопасность», «военная мощь государства» и др. Подтверждение, усиление аргументации актуальности философии как учебной дисциплины преподаватель осуществляет в процессе чтения каждой лекции и завершает в своих по ней выводах.
3. Определение и анализ особенностей философии как учебной дисциплины, среди которых выделим самые существенные. Во-первых, важнейшая черта философии - гуманизм, который красной нитью проходит через всю историю философии: В. Соловьев - «философия делает человека вполне человеком». Во-вторых, философия - не наука, а учение. Скажем мягче - учение, которое стремится обрести статус науки. Однако достичь этой цели, не потеряв своей сущности, философия не может. Почему? Да потому, что основной, определяющей чертой науки является объективность. Но
последняя, как известно, трактуется философией по-разному - в зависимости от многих материальных и духовных факторов, в том числе и особенно антропологических.
В-третьих, «остаток» от науки в философии - идеология. Проблема последней является предметом острых дискуссий в отечественном научном сообществе, содержание которых выходит за рамки этой публикации. Здесь же отметим только объективное: идеология - это мысль, а ее, как известно, отменить и запретить невозможно. Поэтому идеологию нам нужно не отменять, как предлагают сторонники концепции деидеологизации, а разрабатывать, пропагандировать и отстаивать. О какой идеологии идет речь? О государственной, которая возможно в недалеком будущем будет сформулирована и принята. Ее основными принципами могут быть следующие: державность, законность, соборность, духовность, патриотизм.
Идеология патриотизма может быть представлена преподавателем посредством следующих методических приемов. Во-первых, через реализацию на лекции мировоззренческой функции философии - формирование у будущих офицеров современной социальной картины мира, основанной, в первую очередь, на уникальной и героической истории России, нашего народа, наших доблестных Вооруженных Сил. Конкретная педагогическая «технология» решения этой задачи - предмет отдельного научного анализа. Во-вторых, вооружением курсантов надежным теоретическим инструментом научного анализа социальной действительности, рационального осмысления процессов развития современного военного дела и на этой основе -эффективного решения задач по служебному предназначению выпускников.
Идея патриотизма в современной социальной реальности
предполагает, в-третьих, непримиримую, бескомпромиссную и повседневную борьбу с различного рода реакционными философскими концепциями, например, прагматизмом. Его теоретическим стержнем выступает тезис о том, что истиной является то, что приносит выгоду, пользу, прибыль. В действительности истина по своей сущности объективна, она по собственной природе не отражает, тем более не обслуживает чьи-то интересы.
4. Тесная, сущностная связь анализируемых философских проблем с характером и содержанием предстоящей военно-профессиональной деятельности выпускника вуза с необходимостью обеспечивает рост познавательного интереса курсантов на занятиях по философии. Возьмем, к примеру, методику чтения лекции по теме «Диалектика как методология философского осмысления процессов развития отечественной военной авиации». Преподаватель дает определение диалектики, анализирует ее исторические формы, раскрывает ее структуру - законы, принципы, категории. При этом каждый из этих элементов анализируется в двух взаимосвязанных аспектах - теоретическом и практическом. Так, сформулировав закон единства и борьбы противоположностейпреподаватель предлагает курсантам самостоятельно обнаружить источник, движущее начало развития военной авиации - противоречия между средствами нападения и средствами защиты в современном военном авиационно-космическом комплексе России.
Другой закон диалектики - закон взаимоперехода количественных и качественных изменений предполагает определение понятия «качество», которое проявляется в свойствах определенного процесса, предмета, например, самолета. Его качественными характеристиками являются грузоподъемность, скорость, потолок, дальность по-
лета, маневренные возможности, защита, вооружение и другие показатели.
Различные рода авиации имеют также свои качественные особенности, свои свойства, которые определяют их боевое предназначение. Новыми качественными характеристиками обладает самолет пятого поколения Т-50. Его комплекс вооружения включает всю номенклатуру авиационных средств поражения: ракеты «воздух-воздух» малой и большой дальности, корректируемые авиабомбы, противотанковые управляемые ракеты. В настоящей комплектации Т-50 уже оснащен принципиально новым комплексом авионики.
Анализируя диалектику количественных и качественных изменений, преподаватель приводит конкретные примеры боевых действий ВКС РФ в Сирии. Так, за два года нашими военными летчиками было совершено 34 тыс. боевых вылетов, а их результат - уничтожение ИГИЛ, то есть достижение скачка - нового качества военно-политической обстановки в регионе.
Третий закон диалектики -закон отрицания отрицания, который определяет направленность движения - от старого к новому, а от нового - к новейшему через процесс отрицания устаревшего, но с удержанием положительного, «работающего» на прогресс. Именно такой - диалектический подход к процессу отрицания - необходим в повседневной деятельности военного летчика. Так, переучивание его на новую технику требует не отбрасывания имеющихся знаний и навыков, а их творческого применения и совершенствования.
В качестве выводов по каждому закону диалектики преподаватель коротко раскрывает их методологическое значение в служебной деятельности летчика ВКС РФ. По такой же схеме-методике преподаватель анализирует содержание остальных элементов диалектики - ее принципов и категорий.
5. Соответствие глубины теоретического анализа философских проблем уровню эрудиции и мышления второкурсника - традиционная и сложнейшая дидактическая задача высшей школы, в том числе и военной. Однако, по мере углубления процесса либеральных реформ отечественного общего среднего образования, эта проблема приобрела острый негативный характер. Введение ЕГЭ ориентирует ученика на угадывание, механическое запоминание, догматику, а не на творческое мышление, самостоятельные абстрактные конструкции школьника, без чего будущему студенту и курсанту невозможно усвоить сложный философский материал. Поэтому перед преподавателем философии уровень абстрактного мышления и эрудиции вчерашнего школьника выступает объективной основой его педагогической деятельности, которая здесь сводится к выбору оптимального дидактического курса между своего рода Сциллой и Харибдой. Первая отражает опасность упрощенности, популяризации сложных теоретических проблем, девальвации содержания курса философии, что неизбежно приводит к негативным результатам, вплоть до нарушения требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Вторая опасность состоит в перегрузке учебного материала сложными научными понятиями и умозаключениями, тем более, что философская нива здесь - простор, море-океан.
Рациональный выход - вариант из этих двух крайностей состоит в феномене своего рода дидактического принципа «золотой середины», реализация которого возможна с учетом двух взаимосвязанных факторов - объективного и субъективного. Первый - это интеллектуальный уровень «среднего» курсанта. С этим уровнем преподавателю целесообразно ознакомиться «заочно» - итоги
у{гШ
первого года обучения, беседа с коллегами на кафедре, с курсовыми офицерами, с работниками учебного отдела. Субъективный фактор принципа «золотой середины» обеспечивается скрупулезной, тщательной и, безусловно, творческой методической работой преподавателя по отбору, «просеиванию», переработке сложного философского материала с тем, чтобы подать его аудитории в ясной, доступной, воспринимаемой «средним» курсантом форме. Эта задача успешно решается посредством методических приемов, которые условно можно разделить на две группы.
Первая группа методических приемов отражает содержание работы преподавателя по подготовке текста лекции и сводится к следующим основным узловым аспектам. Во-первых, к определению понятий, с которого, по Сократу, начинается процесс познания. Здесь от преподавателя требуется творчество. Дело в том, что в словарях, энциклопедиях, монографиях, даже учебниках нередко даются определения, абсолютно непригодные для учебной лекции. Поэтому краткость, четкость, доступность - основные требования к определению понятий, которые остаются «на совести» преподавателя. Во-вторых, объективная логика дидактического процесса «рекомендует» преподавателю раскрыть струк-
Схема. Особенности философии
туру, обозначить черты и выявить функции, скажем, философии, сознания, армии... В-третьих, необходимым элементом содержания лекции является определение закономерностей развития того или иного предмета философского анализа.
Вторая группа методических приемов, посредством которых обеспечивается дидактический принцип «золотой середины», реализуется непосредственно в процессе чтения учебной лекции. Эти приемы могут быть в первом приближении следующими:
• свободное, внешне легкое, «располагающее» и доступное изложение учебного материала;
• постоянный психологический контакт с аудиторией, который позволяет «видеть» курсанта преподавателю, с одной стороны, и оценивать последнего курсантом, с другой;
• своевременная реакция преподавателя на дидактическую ситуацию и при необходимости -немедленная реакция: повтор наиболее сложных положений, анализ проблемы под другим ее аспектом, «углом зрения», дополнительные комментарии схем, слайдов, кадров учебных фильмов и др.;
• анализ проблемы с уже известных или хотя бы «знакомых» курсанту гносеологических позиций, то есть знаний, даже на уровне знакомств, приобретенных в школе или по разным кафедрам ввуза.
Разумеется, в зависимости от содержания конкретной лекции, от ее места и роли в системе философской подготовки курсанта, от «познания» последнего преподавателем эти методические приемы будут меняться, корректироваться, дополняться или даже исключаться. Поэтому педагогическое творчество преподавателя здесь особенно уместно и необходимо, как и бесспорность тезиса о том, что сие творчество, как говорится, еще никто не отменял.
Итак, в качестве выводов по предмету данного анализа обозначим следующие положения.
Первое. Озаглавленная проблема - одна из вечных и актуальных в педагогической практике в целом, и в дидактическом процессе ввуза, в частности. Поэтому дидактика не прекращает свой научный поиск в этом направлении.
Второе. Предлагаемая методология активизации познавательного интереса курсантов не является ни единственной, ни безальтернативной, ни тем более абсолютной и окончательной.
Третье. Нескончаемая череда «срочных» изменений содержания учебных программ дисциплин гуманитарного профиля вузов Минобороны нередко не только научно не обоснована и бессистемна в плане организационном, но, отвлекая силы и время, вредит делу, в том числе и по анализируемой в этой публикации проблеме.