Научная статья на тему 'ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"'

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА" / ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДНИ РАТНОЙ СЛАВЫ ОТЕЧЕСТВА / ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTISM / HISTORY OF THE FATHERLAND / EDUCATION / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / THE DAYS OF MILITARY GLORY OF THE FATHERLAND / PRINCIPLES OF HISTORICAL KNOWLEDGE / PATRIOTIC SELF-IDENTIFICATION / THE METHODOLOGY OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осьмачко Сергей Григорьевич

Рассмотрены различные точки зрения относительно сущности патриотизма и процесса патриотического воспитания. Отмечена особая роль патриотического сознания в деятельности офицера. Представлены патриотическая, военно-патриотическая мобилизация, дана оценка т.н. «новому патриотизму», ура-патриотическим действиям и пр. Показаны возможности патриотического воспитания средствами учебной дисциплины «История Отечества». Проанализирован опыт патриотического воспитания, осуществляемого на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ярославского высшего военного училища ПВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTS ARE NOT BORN PROBLEMS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE PROCESS OF TEACHING "HISTORY OF THE FATHERLAND"

Different points of view about the nature of patriotism and the patriotic education process are considered. The discrete role of patriotic consciousness in officer’s activities is observed. The field of patriotic and military-patriotic mobilization is presented. The profound assessment of «new patriotism», jingoistic action and etc. is given. The possibilities of Patriotic education by facilities of educational discipline «History of the Fatherland» are represented. The experience of Patriotic education carried out at the Department of humanitarian and socio-economic disciplines in the YaroslavlHigherMilitaryAirDefenceCollegeare analyzed.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА"»

■ЛТП 3 Щ Frfrrr

С.Г. ОСЬМАЧКО S.G. OSAAACHKO

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

THE PATRIOTS ARE NOT BORN

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

PROBLEMS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN THE PROCESS OF TEACHING «HISTORY OF THE FATHERLAND»

Сведения об авторе. Осъмачко Сергей Григорьевич - профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ярос-

Éлaвcкoгo высшего военного училища ПВО, доктор исторических наук, профессор (г, Тверь. E-mail: Osmachko57@mail.ru).

**

Аннотация. Рассмотрены различные точки зрения относителъ-I но сущности патриотизма и процесса патриотического воспитания.

> Отмечена особая роль патриотического сознания в деятельности

_ офицера. Представлены патриотическая, военно-патриотическая

мобилизация, дана оценка т.н. «новому патриотизму», ура-патриотическим действиям и пр. Показаны возможности патриотического воспитания средствами учебной дисциплины «История Отечества». Проанализирован опыт патриотического воспитания, осуществляемого на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ярославского высшего военного училища ПВО.

Ключевые слова: патриотизм, «История Отечества», воспитание, военно-патриотическое воспитание, Дни ратной славы Отечества, принципы исторического познания, патриотическая самоидентификация личности, методика патриотического воспитания.

Information about the author. Sergey Os'machko - professor of the dept. humanitarian and social-economic disciplines Doctor of Historical sciences, Professor Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense (E-mail: Osmachko57@mail.ru ).

Summary. Different points of view about the nature of patriotism and the patriotic education process are considered. The discrete role of patriotic consciousness in officer's activities is observed. The field of patriotic and military-patriotic mobilization is presented. The profound assessment of «new patriotism», jingoistic action and etc. is given. The possibilities of Patriotic education by facilities of educational discipline «History of the Fatherland» are represented. The experience of Patriotic education carried out at the Department of humanitarian and socio-economic disciplines in the YaroslavlHigherMilitaryAirDefenceCollegeare analyzed.

Keywords: patriotism, history of the fatherland, education, military-patriotic education, the days of Military glory of the Fatherland, the principles of historical knowledge, Patriotic self-identification, the methodology of patriotic education.

Президент Российской Федерации В.В. Путин встретился в Кремле с активистами Общероссийского исторического собрания, участником которого являлся и автор этой статьи. На встрече Президент заявил: «Российская история - это основа нашего национального мировоззрения, культуры, в самом широком смысле этого

слова. Это, безусловно, источник понимания своей идентичности и своей цивилизационной миссии. И это необходимые уроки для решения современных задач для того, чтобы посмотреть немного вперед: на ближайшую, среднесрочную, отдаленную перспективу».

Мы полагаем, что современная общественно-политическая

ситуация в России и за рубежом предъявляет новые, более высокие требования к морально-политическому облику военнослужащих. Патриотичность - обязательная черта личности офицера. В свое время А.Н. Радищев замечательно сформулировал следующую аксиому: «Подлинный патриот не страшится пожертвовать жизнью,

V' Л!Jj ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 № 1 (16)

ежели уверен, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству». В известном смысле вышеприведенная идеологема замечательного русского мыслителя для профессионального военнослужащего - доминирующий императив служебного долженствования.

Общеизвестно определение патриотизма как положительного эмоционально оформленного отношения к Родине, выражающегося в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриот - это человек, подчиняющий свою жизнь интересам родной страны. Но это, в определенном смысле, слишком общие дефиниции, оставляющие без ответа немало сложных вопросов.

В последнее время патриотизм все чаще примеряют на роль национальной идеи. Само это понятие еще не определено достаточно четко. Давайте предположим, что национальная идея представляет собой совокупность неких концепций, определяющих место того или иного общества в мире и в мировой истории. Учитывая наличие большого количества разнообразных политических сил в современной Российской Федерации, а также остроту их противостояния, мы будем вынуждены признать, что «набор» качественных характеристик национальной идеи у них вряд ли совпадет настолько, чтобы был возможен национально-патриотический консенсус.

Возьмем, к примеру, такие противоречия, как:

а) различия во взглядах современной КПРФ (традиционализм с примитивной апологетикой сталинизма) и либеральной интеллигенции (модернизация, как бы к ней ни относиться), на дух не переносящей идеологию и практику марксизма-ленинизма (официальную доктрину правящего советского номенклатурного слоя);

б) противоречия позиций федерального центра (идеи соборности, этноконсолидации на государственнических основаниях) и государственно-территориально

оформленных этнических групп (например, с «трудной» исторической судьбой), и особенно - их политических элит;

в) противостояние конституционного правосознания части населения и массово криминализированного мировоззрения общества и т.д.

Таким образом, патриотизм -скорее нравственный универсум, некая ценность, которую могут использовать в различных целях противоборствующие политические силы. В итоге особое значение приобретает патриотическая самоидентификация личности. В свою очередь в ее основе - нравственный выбор личностью жизненной позиции. В содержательном плане совокупность выбираемых ориентиров может быть частично осознанной (неосознанной). В деятельностном ключе он (выбор) формулируется и осуществляется в рамках категории служебного (профессионального) долженствования. Совокупность предписаний законов и пр. служебных обязанностей (долг), которая имеет эмоционально-моральную подоплеку (честь, совесть), в конечном итоге и составляет патриотическое самоопределение (по форме и по содержанию) конкретной личности военнослужащего в конкретной ситуации.

Осуществляя патриотическую политику, государство проводит патриотическую (военно-патриотическую) мобилизацию. Последняя осуществляется адресно в мирное время и тотально - в военное. Принципы, средства и способы этой мобилизации достаточно традиционны и мало зависят от территориального расположения государства, его национального состава и пр. Но это тема отдельного разговора.

В нашем понимании патриотизм - категория историческая; возникнув в период формирования этносоциальных различий больших социальных групп, он достигает пика общественной значимости в Х1Х-ХХ вв. В начале

СТИ

1 м^^п'пп^1

XXI в. достаточно серьезно обозначились процессы глобализации, порождающие взаимопроникновение национально-культурных, политико-экономических и прочих отношений. В такой обстановке фактор патриотизма несколько утрачивает свою первичность.

Современные исследователи все чаще говорят о «планетарном» (новом, высшем) патриотизме, сущность которого составляет чувство любви всех землян к своей планете, чувство ответственности за ее судьбу, готовность к защите ее от всех форм разрушения, активному участию в создании общепланетарного дома. Мы понимаем, что общепланетарный дом - дом всех землян, живущих в мире и дружбе, - это в большей степени некая (пока) утопия, своего рода вековая мечта человечества, которая, возможно, в отдаленной перспективе будет реализована в деятельности прогрессивных международных и национальных организаций, народных масс и выдающихся исторических личностей. На начальном этапе общепланетарный дом может представлять собой союз государств или регионов с широкой и глубокой проницаемостью границ для всех видов сотрудничества, равноправного и уважительного общения, с общими структурами военной и экологической безопасности.

Содержательные аспекты.

По нашему мнению в рамках образовательной деятельности высшего военно-учебного заведения не следует элементарно возобновлять хронологически традиционный (1Х-ХХ1 вв.) курс «Истории Отечества». «Втиснуть» почти 1,5 тыс. лет отечественной истории в несколько десятков учебных часов (3 или 4 дидактические единицы), предусмотренных учебным планом, -дело неэффективное и ненужное. В данном случае особенно остро сказывается такое противоречие учебно-воспитательного процесса, как противоречие между объемом учебного материала, который необ-

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

| | I

1

Й

III

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ходимо освоить, и выделяемым для этого учебным временем.

Выход из этой патовой ситуации видится:

а) в изменении фокуса предметного взгляда на исторические проблемы;

б) в специализации учебной работы по предмету.

Мы полагаем, что более-менее подробно изучать в училище исторические события до начала XX в. нет никакой необходимости (ведь только в рамках общеобразовательной школы современный ученик получает около 250 часов исторической подготовки; события этого периода в училище можно осваивать факультативно или полуфакультативно; «высвободившиеся» часы обращаются на углубленное изучение событий новейшей отечественной истории; именно такой подход мы реализуем у себя на кафедре).

Далее также вовсе не следует пытаться дать подробный срез политической, социально-экономической и духовной истории России (пусть даже только в XX в.). Напротив, необходимо специализировать учебную работу, реструктурировать содержание курса, обращать особое внимание на актуальные проблемы исторического процесса, ставить на первый план политическую и военную проблематику (даже предлагаем назвать обновленный курс - «Военно-политическая история Российского государства»).

Внутренними сквозными проблемами этого курса являются:

• история войн, которые вела Россия, военных конфликтов, в которых она участвовала;

• Дни ратной славы Отечества (Победные дни России);

• государство и армия; реформы (в том числе военные);

• положительный и отрицательный опыт деятельности военно-политической администрации;

• развитие структуры органов военного управления и пр.;

• личность в истории страны (серия «Исторический портрет») и пр.;

• история вида Вооруженных Сил, рода войск, училища, генеалогия семьи;

• политические, социальные и экономические основания военного потенциала государства в ближайшей исторической ретроспективе и в современности.

Нам представляется необходимым упорядочить историческую подготовку курсантов за счет соединения двух учебных дисциплин: базовой - «История Отечества» и дополнительной - «Военная история» (тем более, что в свое время учебные часы для преподавания «Военной истории» были административным порядком изъяты из фонда часов цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин). Слияние двух вышеуказанных дисциплин позволит создать мощный базовый исторический курс серьезного военно-профессионального наполнения. Этот своеобразный содержательно-методологический кластер, по нашему опыту, должен реализовываться на 3 курсе, после изучения курсантами философии, экономики, политологии и социологии.

Что касается «Военной истории», то, по нашему мнению, эта дисциплина может преподаваться офицерам - слушателям военных академий, как военно-профессиональная дисциплина, которую можно назвать, например, «Историей военной науки» (тактики, оперативного искусства и стратегии, обязательно при соблюдении принципиальной военно-профессиональной направленности на основе боевого опыта новейших локальных войн и военных конфликтов, последних технических разработок и пр.).

Отбор учебного материала для гипотетической дисциплины «Военно-политическая история Российского государства» должен осуществляться строго на основе принципов объективности, научности и историзма. Их воспитательные возможности (в том числе в аспекте патриотического

воспитания) проявляются в следующем:

а) непредвзятость исторического нарратива обеспечит донесение до обучающихся исторической истины в сочетании ее положительных и отрицательных характеристик (без искусственного преобладания тех или других);

б) привлечение для развития исторического сознания обучающихся данных других наук расширяет кругозор личности курсанта, повышает его историческую эрудицию, полемические возможности, навыки доказательности и прочее;

в) постоянные апелляции к пониманию исторического процесса, к развитию базовых и второстепенных исторических тенденций, их экстраполяции, к истолкованию фактологических массивов и пр. позволят личности будущего офицера более уверенно координироваться в сложной системе социально-исторических связей.

Если не исполнять требования этих принципов, то историческая наука достаточно быстро превратится в служанку политики. Зависимость исторического познания от установок правящего режима -тема деликатная и, к сожалению, не новая. Громадные искажения в сферу исторического познания внес сталинизм, но подобного рода деформации имели место и ранее. Вот один из примеров.

С апреля 1880 по октябрь 1905 г. пост обер-прокурора Святейшего Синода Русской Православной Церкви занимал К.П. Победнос-цев - реакционер и мракобес, по мнению современников, «сдерживавший развитие всего живого и честного». В 1889 г. по его инициативе были приняты особые «Правила для рассмотрения сочинений, представленных на соискание ученых богословских степеней». Содержание этого документа свидетельствует, что отныне предполагалось обращать внимание не только (столько) на ученые достоинства сочинений, но и «на соответствие общего направления их с духом и

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

достоинством Православной Церкви».

Требовалось при этом, «чтобы сочинения заключали бы в себе такую полноту и определенность изложения по данному предмету, при которой не оставалось бы сомнения в истинности православного учения, а также такую точность выражений, которые устраняли бы всякий повод к ложным выводам».

Двусмысленность подобных критериев становится вполне определенной, после изучения следующего фрагмента «Правил...»: «...Не могут быть признанными соответствующими требованиям ученого богословского сочинения такие труды, в которых отрицается, хотя бы и с видимостью научных оснований, достоверность таких событий, к которым церковное предание и народное верование привыкли относиться как к достоверным событиям». И, наконец, прямо запрещалось «неблагонадежно выставлять в ложном свете какие-либо учреждения и установления отечественной Церкви».

Что имелось в виду? Прежде всего, известное сказание о хождении апостола Андрея по Руси, совершенную недостоверность которого убедительно доказал замечательный историк церкви профессор Московской духовной академии Е.Е. Голубинский. Сюда же можно отнести его критику летописного рассказа о крещении князя Владимира. В результате санкций официозного Синода печатание трудов Голубинского было приостановлено, а его самого принудили выйти из академии.

Подгонять исторические материалы под указания начальства - одна из форм духовно-идеологического проституирования; оно не может стать основой достойного нравственного и патриотического воспитания, тем более будущих офицеров Российской Армии. Когда историческая наука объективна и беспристрастна, она может быть опасной - не для истины,

но для идеологии. У мыслящей части общества подобные деформации вызывают стойкое недоверие к официальным историческим оценкам, что обязательно приводит к снижению уровня (кризису) патриотического чувства.

Организационно-методические аспекты.

Новый подход к преподаванию «Истории Отечества» предполагает применение новых учебных и внеучебных форм работы. Положительное значение может иметь преподавание методом вебинаров, занятия обучающихся по индивидуальному плану, применение потемной отчетности, балльно-рей-тинговой системы, тестирования и пр. Традиционные лекции должны читаться по узловым темам курса и дополняться проблемными лекциями, лекциями-пресс-конференциями, лекциями вдвоем (втроем), лекциями с дополнительным уровнем предварительной подготовки; проведение семинаров на базе музеев.

Мы применяем большинство из указанных форм в своей педагогической практике, но подобные занятия не являются чем-то новым; они достаточно давно освоены новационной педагогикой.

Заинтересованные преподаватели уделяют большое внимание внеучебным формам исторической ориентации (большая часть из них сконцентрирована в практике «Исторического клуба», действующего на нашей кафедре). «Исторический клуб» - это неформальная инстанция научно-педагогического профиля без обязательного членства или отчетности по типу той, что принята в системе военно-научной работы курсантов.

Основные направления и формы деятельности:

• тематические экскурсии в Москву и другие города и памятные исторические места. Руководство училища с пониманием относится к этим возможностям исторической работы и патриотического воспитания и по мере сил способ-

ЛИЗСЩфГГП

ствует этим выездам. С курсантами выезжают офицеры, члены их семей, что повышает воспитательные возможности мероприятий. Основную нагрузку по организации экскурсионной работы несет кандидат исторических наук, старший преподаватель нашей кафедры, профессиональный экскурсовод и общий любимец С.Н. Мудров;

• записана система радиопередач, посвященных Победным дням России; эти записи транслируются накануне праздников;

• используются возможности музея училища;

• с курсантами проводятся тематические беседы и викторины исторической направленности; отсутствие назидательности, игровая и веселая манера их проведения, уместные призы воспитывают у обучающихся любовь к отечественной истории, формируют навыки патриотического поведения;

• традиционные встречи с ветеранами войны и труда, военной службы дополняются просмотром и обсуждением кинофильмов, художественной литературы;

• к семинарским занятиям курсанты - по желанию - готовят поэтические подборки, выступают со своими сочинениями и даже номерами художественной самодеятельности;

• нами изданы необходимые учебно-методические материалы: получившие министерский гриф учебные пособия «История России (1Х-Х1Х вв.)» общим объемом 55 печ. л. и «Победные дни России» (17 печ. л.) и прочее.

В сложных условиях современной России роль правильно понятого патриотизма возрастает. Поэтому обращение к этой теме - в разные исторические периоды и сейчас - имеет особо важное значение. Благородное патриотическое чувство в деятельности офицера служит интересам утверждения справедливости и добра, сохранения и укрепления единства и целостности России.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.