Научная статья на тему 'Методология и метод исследования просоциального поведения'

Методология и метод исследования просоциального поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1212
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АЛЬТРУИЗМ / ЭМПАТИЯ / МАНИПУЛЯТИВИЗМ / ИНФАНТИЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / НАРЦИССИЗМ / PROSOCIAL BEHAVIOR / ANTISOCIAL BEHAVIOR / ALTRUISM / EMPATHY / MANIPULATIVISM / INFANTILISM / SOCIAL ANXIETY / NARCISSISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Бондырева Светлана Константиновна

В статье представлена методика исследования просо-циального поведения, построение которой было основано на специальной методологии. Просоциальное поведение рассматривается в полярностях некоего психодинамического семантического поля, которыми являются «просоциальное поведение антисоциальное поведение» и «поведение «для себя» (прежде всего для своей пользы) поведение „для других“» (прежде всего для пользы другого). На пересечении этих линейных континуумов двух полярностей и образуются разнообразные формы просоциального поведения. Предложенный подход носит скорее позитивистский, частично феноменологический и экзистенциальный характер, чем этико-аксиологический и психологический по типу оценки «плохого» и «хорошего» поведения. В целом методика направлена на обследование молодежного контингента в период профессионального самоопределения и становления личности. Показана прогностичность методики в связи с профессиональным самоопределением личности молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Бондырева Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a methodology for prosocial behavior study, the construction of which was based on a special methodology. Prosocial behavior is considered in the polarities of a psychodynamic semantic field, which are “prosocial behavior-antisocial behavior” and behavior “for themselves” (primarily for their own benefit) behavior “for others” (primarily for the benefit of other people). At the intersection of these linear continuums with two polarities a variety of forms of prosocial behaviour can be formed. The proposed approach is more positive, partly phenomenological and existential in nature than ethical-axiological and psychological in the type of evaluation of “bad” and “good” behavior. In general, the method is aimed at examining the youth contingent in the period of professional self-determination and personal development. The prediction of the method in connection with the professional self-determination of the young person is shown.

Текст научной работы на тему «Методология и метод исследования просоциального поведения»

УДК 316.6

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(491.023-033

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева

Для цитирования

Сочивко, Д. В. Методология и метод исследования просоциального поведения / Д. В. Сочивко, С. К. Бондырева // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 4(49). - С. 23-33. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).023-033.

[сс 1 (i) Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

«Ml^feeil Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлена методика исследования просоциального поведения, построение которой было основано на специальной методологии.

Просоциальное поведение рассматривается в полярностях некоего психодинамического семантического поля, которыми являются «просоциальное поведение - антисоциальное поведение» и «поведение «для себя» (прежде всего для своей пользы) - поведение для других'» (прежде всего для пользы другого). На пересечении этих линейных континуумов двух полярностей и образуются разнообразные формы просоциально-го поведения.

Предложенный подход носит скорее позитивистский, частично феноменологический и экзистенциальный харак-

© Сочивко Д. В., Бондырева С. К., 2019

тер, чем этико-аксиологический и психологический по типу оценки «плохого» и «хорошего» поведения.

В целом методика направлена на обследование молодежного контингента в период профессионального самоопределения и становления личности.

Показана прогностичность методики в связи с профессиональным самоопределением личности молодого человека.

Ключевые слова: просоциальное поведение, антисоциальное поведение, альтруизм, эмпатия, манипулятивизм, инфантилизм, социальная тревожность, нарциссизм.

В статье мы предполагаем кратко наметить некоторые методологические принципы понимания просо-циального поведения и предложить разработанную нами методику пош-

кального измерения разных его направлений.

Термин «просоциальное поведение» появился в 70-х годах ХХ века как название поведения, противоположного антисоциальному. Очевидно, что такое противопоставление является в достаточной мере расплывчатым, его можно назвать рабочим. Антисоциальное поведение с позиций закона вполне может оказаться и просо-циальным одновременно, как и наоборот. Это проблема Робин Гуда: брат ворует, чтобы накормить детей сестры, отец проникает в чужое жилище незаконно, чтобы передать в руки полиции насильника дочери - примеров много, стоит лишь включить любой детективный телевизионный канал. Следовательно, антисоциальное и просоци-альное поведение - это, скорее, два полюса одной психодинамической пары, психодинамического цикла поведенческих состояний, который суть нераздельное единство двух состояний в субъективном психологическом времени [1].

В научно-психологической литературе часто обсуждается вопрос, является ли просоциальное поведение альтруистическим. Мы, исходя из психодинамических позиций, придерживаемся мнения о том, что просоциальное поведение имеет два психоэнергетических

полюса: «для себя» и «для другого», которые нераздельны (представляют собой психодинамическое облако состояний Я, в котором то одно, то другое выходит на первый план, но не отделяется от полярного состояния) [2]. Объединив эти две базовые психологические полярности просоциального поведения методом построения декартова квадрата, можно получить общую схему форм просоциального поведения(без целенаправленного преступного поведения) (табл. 1).

В нашей методологии мы оставляем за пределами внимания вопрос о социальной пользе просоциального поведения для себя или других, считая этот вопрос более этическим, чем психологическим, требующим рассмотрения на более высоком уровне философско-этического обобщения.

Наш подход является, скорее, позитивистским, частично феноменологическим и экзистенциальным. Это позволяет нам избежать оценочных позиций при формулировании вопросов (так называемой вопросной предустановки, частично содержащей ответ [4]) для опросного метода исследования просо-циального поведения. Вследствие этого и с учетом изложенного названия шкал метода в окончательном варианте метода исследования просоциального поведения (назовем его формой А) не-

Таблица 1

Психодинамическая схема развития форм просоциального поведения

Поведение «для себя» Поведение «для других»

Просоциальное поведение Манипуляторство, нарциссизм, артистизм: тайная или явная игра в границах собственного Я Альтруизм, эмпатия, социальная тревожность: игра на границе Я другого

Антисоциальное поведение Криминальный инфантилизм: гипертрофирование собственного Я за счет Я другого Месть: подавление, притеснение чужого Я

сколько отличаются от опубликованных нами ранее [5], но не противоречат им.

В целом методика ориентирована прежде всего на обследование молодежного контингента в период профессионального самоопределения и становления личности. Насколько сильно связано первичное профессиональное самоопределение с профилем просо-циального поведения, мы покажем в конце статьи. Учитывая тот факт, что современное образование оказалось отделенным от воспитания и становится все более компьютеризированным и «внеличностным», что ведет к социальному отчуждению молодежи [3], эта методика может помочь исследователям, интересующимся тем, как формируется личность обучающегося в процессе специализации в обучении.

Для пилотажного опроса при построении метода исследования про-социального поведения из различных научных источников был отобран 271 вопрос, так или иначе связанный с поведением человека в социуме. Из них путем проведения необходимых статистических процедур и устранения повторений выбраны 111 вопросов, и посредством факторизации построено шесть шкал измерения просоциально-го поведения.

Метод исследования просоциального поведения Д. В. Сочивко, С. К. Бондыревой (метод ИПроП).

Инструкция. Просим Вас ответить на следующие вопросы, отметив галочкой подходящий Вам ответ (да или нет) напротив каждого вопроса.

Опросный лист

1. Я изначально имею доброе отношение ко всем.

2. Я всегда принимаю человека таким, какой он есть, не пытаясь изме-

нить его в согласии со своими представлениями.

3. Не существует хороших или плохих людей, в чем-то все люди хорошие.

4. Проблемы и просьбы других людей всегда вызывают у меня непосредственный живой отклик.

5. Для меня кажется необходимым помогать любому человеку, если он нуждается в помощи.

6. Каждый человек достоин уважения и внимания к себе.

7. Даже когда большинство относится к кому-то плохо, я изначально хорошо отношусь к этому человеку.

8. Для меня важно проявлять внимание к каждому человеку.

9. Если я не смог кому-то помочь, это вызывает у меня сильные переживания.

10. Я не могу вспомнить человека, к которому я относился бы явно негативно.

11. Сопереживание и сочувствие людям - наиболее ценные человеческие чувства.

12. Для меня Человек - это высшее и лучшее творение Божие.

13. Для меня благо человека - это высшая ценность.

14. Я легко устанавливаю контакт с другими людьми.

16. Мне приятно и интересно говорить с другими людьми о своих чувствах и переживаниях.

17. Мне хочется иметь как можно больше друзей.

18. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной работе.

19. Излишняя откровенность с кем-либо может принести только вред

20. Я предпочитаю серьезные дружеские отношения свободе от личных привязанностей и независимости.

21. Я всегда советуюсь о делах с друзьями и не принимаю решения в одиночку.

22. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым развлечениям и играм.

23. Я люблю общаться с людьми на прогулках или в путешествиях, чем одному обозревать новые виды или достопримечательности.

24. Невозможно совсем отвлечься от забот и текущих дел даже в обществе близких и друзей.

25. В одиночестве заниматься любимым делом для меня привлекательнее, чем общаться с другими людьми.

26. Я всегда держу дистанцию с людьми, чтобы сохранить свою личную свободу.

28. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

29. Для меня не представляет труда сойтись с незнакомым человеком.

30. Когда кто-то отказывает мне в просьбе пойти со мной, я не осмелюсь настаивать.

31. Мне трудно прервать говорящего и попросить его повторить сказанное, если я чего-то не понял.

33. Отказывать в просьбах или просто говорить кому-то «нет» мне всегда сложно.

34. Даже если я одет «не по случаю», мне легко получать удовольствие от общения на встречах и вечеринках.

35. Критику в отношении меня я воспринимаю достаточно болезненно.

36. Я избегаю людей, которым я не нравлюсь.

37. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

38. Я почти уверен, что люди, не знакомые мне, воспринимают меня критически.

39. Я не пойду в незнакомое общество, если со мной нет кого-то из близких людей.

41. Мне совсем нетрудно адаптироваться в новом коллективе.

42. Иногда чувствую, что я совсем никому не нужен.

43. Если кто-то плохо высказался в отношении меня, то я потом долго это переживаю.

44. Часто меня легко задевает то, что совсем незаметно со стороны.

45. Я всегда включаюсь в беседу в незнакомой компании и стараюсь не оставаться в стороне.

46. Мне трудно напомнить тому, кто взял у меня на время книгу или что-то еще, это вернуть.

47. Я могу напомнить другу о его долге.

48. Я всегда нахожу общий язык с другими людьми и готов принять их точку зрения.

49. Я никогда не лгу.

50. В соревновании для меня более важно соучастие, совместное чувство борьбы, чем сама победа.

51. Я никогда и никому не завидую.

53. Если я кому-то помог, то потом

я испытываю неприятное чувство по отношению к этому человеку.

55. Если я серьезно помог кому-то, то мое отношение к нему становится явно хуже, чем было до этого.

56. Я помогаю только тем, кто лично мне нравится.

57. Мне не нравится, когда я вынужден от кого-то принимать помощь.

58. Люди не должны нуждаться в помощи других.

59. Всех без исключения людей надо любить.

64. Нельзя относиться равнодушно к проблемам и бедам других людей.

65. Прежде всего необходимо понять человека, встать на его место, а не осуждать и не оценивать.

66. Я готов делиться с другими всем лучшим, что у меня есть.

67. Всегда надо быть собою и не для себя, а для других людей.

68. Другим людям надо всегда делать добро - в этом смысл жизни человека.

70. Меня устраивают окружающие, но я чувствую потребность изменить себя.

71. Я всегда стараюсь взглянуть на что-то знакомое под совершенно иным углом зрения.

72. Я всегда вижу, как окружающие усугубляют мои проблемы своими словами, действиями или поступками.

73. У меня слишком много времени уходит на помощь другим в достижении их целей.

74. Я считаю других виноватыми в том, что все идет не так, как хотелось бы.

75. Необходимо тщательно изучить ситуацию, прежде чем принять какое-то решение.

76. Я всегда стараюсь быть дисциплинированным при осуществлении своих планов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77. Я всегда сумею поставить себя на место другого человека, чтобы понять его мысли и чувства в данный момент.

78. Я всегда за то, чтобы в любой ситуации все получали какую-то выгоду.

79. Я всегда готов правильно подать себя и с профессиональной, и с личностной точки зрения.

81. Я испытываю отрицательные чувства в присутствии нестандартных, оригинальных и ярких личностей.

81. Я всегда готов проявлять инициативу как в деловом, так и в личностном контакте.

83. Чем сложнее ситуация, тем важнее искать и находить принципиально новые решения.

85. Эгоизм и жестокость весьма свойственны человеческой природе.

86. Наблюдая со стороны, никогда нельзя сказать, как складываются отношения между людьми.

87. Я считаю необходимым поступать так, как от меня этого ожидают окружающие.

88. В конфликтных ситуациях я всегда стремлюсь к компромиссу.

89. Человеку свойственно в первую очередь думать о своих интересах.

90. Вы крайне внимательны к подробностям, деталям.

91. Я всегда чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.

92. Я предпочитаю лекционные занятия дискуссионным, когда можно сосредоточиться на точке зрения лектора.

93. Вы любите детально анализировать свою деятельность.

94. Обычно Вы с трудом приспосабливаетесь к новым людям по совместной работе (учебе).

95. Я часто настаиваю на своем просто из принципа, хотя внутренне понимаю, что другой человек прав.

96. В Вашем поведении в конфликтных ситуациях преобладает сотрудничество.

99. Вы стремитесь «заразить» клиентов своим эмоциональным настроением.

100. Я люблю сочетать абсолютно различные мысли и воображать в связи с этим что-то оригинальное и неожиданное.

101. Если друг предал, надо отомстить ему.

102. Каков бы ни был спор, существует только одна правильная точка зрения.

104. С неопрятными людьми неприятно общаться.

106. Человек любой национальности в случае необходимости может стать членом моей семьи.

107. Я только рад, когда в круг моего общения входят люди разных национальностей.

108. Если кто-то думает не так, как я, это вызывает у меня раздражение.

109. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

110. Беспорядок меня очень раздражает.

111. Любые религиозные течения имеют право на свою деятельность.

Ключи к методу ИПроП Д. В. Со-чивко, С. К. Бондыревой

Инструкция: При ответе «да» и его совпадении со знаком «+» в ключе испытуемому присваивается один балл по обрабатываемой шкале. При ответе «нет» и знаке «+» в ключе не присваивается ничего. При ответе «нет» и знаке «-» в ключе присваивается один балл к оценке по шкале. При ответе «да» и знаке «-» в ключе не присваивается ничего.

Шкала 1. ЭМПАТИЯ

1. Я изначально имею доброе отношение ко всем (+)

2. Я всегда принимаю человека таким, как он есть, не пытаясь изменить его в согласии со своими представлениями (+)

3. Не существует хороших или плохих людей, в чем-то все люди хорошие (+)

6. Каждый человек достоин уважения и внимания к себе (+)

7. Даже когда большинство относится к кому-то плохо, я изначально хорошо отношусь к этому человеку (+)

8. Для меня важно проявлять внимание к каждому человеку (+)

10. Я не могу вспомнить человека, к которому я относился бы явно негативно (+)

11. Сопереживание и сочувствие людям - наиболее ценные человеческие чувства (+)

12. Для меня Человек - это высшее и лучшее творение Божие (+)

13. Для меня благо человека - это высшая ценность (+)

48. Я всегда нахожу общий язык с другими людьми и готов принять их точку зрения (+)

50. В соревновании для меня более важно соучастие, совместное чувство борьбы, чем сама победа (+)

65. Прежде всего необходимо понять человека, встать на его место, а не осуждать и не оценивать (+)

66. Я готов делиться с другими всем лучшим, что у меня есть (+)

83. Чем сложнее ситуация, тем важнее искать и находить принципиально новые решения (+)

92. Я предпочитаю лекционные занятия дискуссионным, когда можно сосредоточиться на точке лектора (+)

Шкала 2. НАРЦИССИЗМ

26. Я всегда держу дистанцию с людьми, чтобы сохранить свою личную свободу (+)

51. Я никогда и никому не завидую (+)

53. Если я кому-то помог, то потом

я испытываю неприятное чувство по отношению к этому человеку (+)

55. Если я серьезно помог кому-то, то мое отношение к нему становится явно хуже, чем было до этого (+)

57. Мне не нравится, когда я вынужден от кого-то принимать помощь (+)

58. Люди не должны нуждаться в помощи других (+)

59. Всех без исключения людей надо любить (+)

67. Всегда надо быть собою, и не для себя, а для других людей (+)

68. Другим людям надо всегда делать добро - в этом смысл жизни человека (+)

74. Я считаю других виноватыми в том, что все идет не так, как хотелось бы (+)

81. Я испытываю отрицательные чувства в присутствии нестандартных, оригинальных и ярких личностей(+)

94. Обычно Вы с трудом приспосабливаетесь к новым людям по совместной работе (учебе) (+)

96. В Вашем поведении в конфликтных ситуациях преобладает сотрудничество (+)

102. Каков бы ни был спор, существует только одна правильная точка зрения (+)

108. Если кто-то думает не так, как я, это вызывает у меня раздражение (+)

109. Невозможно одинаково хорошо относиться ко всем нациям и народам (+)

Шкала 3. СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

19. Излишняя откровенность с кем-либо может принести только вред (+)

24. Невозможно совсем отвлечься от забот и текущих дел даже в обществе близких и друзей(+)

25. В одиночестве заниматься любимым делом для меня привлекательнее, чем общение с другими людьми (+)

30. Когда кто-то отказывает мне в просьбе пойти со мной, я не осмелюсь настаивать (+)

33. Отказывать в просьбах или просто говорить кому-то «нет» мне всегда сложно (+)

35. Критику в отношении меня я воспринимаю достаточно болезненно (+)

36. Я избегаю людей, которым я не нравлюсь (+)

38. Я почти уверен, что люди, не знакомые мне, воспринимают меня критически (+)

39. Я не пойду в незнакомое общество, если со мной нет кого-то из близких людей (+)

42. Иногда чувствую, что я совсем никому не нужен (+)

43. Если кто-то плохо высказался в отношении меня, то я потом долго это переживаю (+)

44. Часто меня легко задевает то, что совсем незаметно со стороны (+)

46. Мне трудно напомнить тому, кто взял у меня на время книгу или что-то еще, это вернуть (+)

56. Я помогаю только тем, кто лично мне нравится (+)

82. Вы внутренне смущаетесь, когда Вам говорят комплименты (+)

84. Мне очень важно, чтобы окружающие разделяли мою точку зрения (+)

110. Меня всегда очень раздражает беспорядок(+)

Шкала 4. АЛЬТРУИЗМ

4. Проблемы и просьбы других людей всегда вызывают у меня непосредственный живой отклик (+)

5. Для меня кажется необходимым помогать любому человеку, если он нуждается в помощи (+)

9. Если я не смог кому-то помочь, это вызывает у меня сильные переживания (+)

14. Я легко устанавливаю контакт с другими людьми (+)

16. Мне приятно и интересно говорить с другими людьми о своих чувствах и переживаниях (+)

17. Мне хочется иметь как можно больше друзей (+)

20. Я предпочитаю серьезные дружеские отношения свободе от личных привязанностей и независимости (+) 23. Я люблю общаться с людьми на прогулках или в путешествиях, чем одному обозревать новые виды или достопримечательности (+)

29. Для меня не представляет труда сойтись с незнакомым человеком (+) 34. Даже если я одет «не по случаю», мне легко получать удовольствие от общения на встречах и вечеринках (+)

41. Мне совсем нетрудно адаптироваться в новом коллективе (+)

45. Я всегда включаюсь в беседу в незнакомой компании и стараюсь не оставаться в стороне (+)

64.Нельзя относиться равнодушно к проблемам и бедам других людей (+) 90. Вы крайне внимательны к подробностям, деталям (+)

99. Вы стремитесь «заразить» клиентов своим эмоциональным настроением (+)

100. Я люблю сочетать абсолютно различные мысли и воображать в связи с этим что-то оригинальное и неожиданное (+)

Шкала 5. ИНФАНТИЛИЗМ 49. Я никогда не лгу (-)

70. Меня устраивают окружающие, но я чувствую потребность изменить себя (+)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

71. Я всегда стараюсь взглянуть на что-то знакомое под совершенно иным углом зрения (+)

72. Я всегда вижу, как окружающие усугубляют мои проблемы своими словами, действиями или поступками (+)

73. У меня слишком много времени уходит на помощь другим в достижении их целей (+)

75. Необходимо тщательно изучить ситуацию, прежде чем принять какое-то решение (+)

77. Я всегда сумею поставить себя на место другого человека, чтобы понять его мысли и чувства в данный момент (+)

78. Я всегда за то, чтобы в любой ситуации все получали какую-то выгоду (+)

79. Я всегда готов правильно подать себя и с профессиональной, и с личностной точки зрения (+)

81. Я всегда готов проявлять инициативу как в деловом, так и в личностном контакте (+)

85. Эгоизм и жестокость весьма свойственны человеческой природе (+) 89. Человеку свойственно в первую очередь думать о своих интересах (+) 91. Я всегда чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми (+) 93. Вы любите детально анализировать свою деятельность (+)

104. С неопрятными людьми неприятно общаться (+)

Шкала 6. МАНИПУЛЯТИВИЗМ 18. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной работе (+)

21. Я всегда советуюсь о делах с друзьями и не принимаю решения в одиночку (+)

22. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым развлечениям и играм (+)

28. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума (+) 31. Мне трудно прервать говорящего и попросить его повторить сказанное, если я чего-то не понял (+)

37. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью (+)

47. Я могу напомнить другу о его долге (-)

76. Я всегда стараюсь быть дисциплинированным при осуществлении своих планов (-)

86. Наблюдая со стороны, никогда нельзя сказать, как складываются отношения между людьми (+)

87. Я считаю необходимым поступать так, как от меня этого ожидают окружающие (+)

88. В конфликтных ситуациях я всегда стремлюсь к компромиссу (-)

95. Я часто настаиваю на своем просто из принципа, хотя внутренне и понимаю, что другой человек прав (+)

101. Если друг предал, надо отомстить ему (+)

106. Человек любой национальности в случае необходимости может стать членом моей семьи (+)

107. Я только рад, когда в круг моего общения входят люди разных национальностей (+)

111. Все религиозные культы имеют право на свою деятельность (+)

Интерпретация шкал

1. Шкала «Эмпатия». При высоких оценках по этой шкале для испытуемого в общении важно сосредоточиться на личности другого, но какого-то конкретного человека. Он не оценивает партнера. Принимает все его особенности как данность. При этом способен встать на его позицию и проявить глубокое понимание его проблем. Другой человек для

него ценность, он достоин всякого понимания, любви и сочувствия (табл. 2).

2. Шкала «Нарциссизм». При высоких оценках по этой шкале испытуемый склонен сосредоточивать внимание на самом себе. Он не любит давать и принимать помощь, так как считает себя выше этого. Не любит критики. Ему трудно приспособиться к другим людям: он подсознательно считает, что должны приспосабливаться к нему. По его мнению, он всегда прав, хотя и не станет кому-то что-то доказывать, считая себя выше этого.

3. Шкала «Социальная тревожность». Высокие оценки говорят о роб-кости испытуемого. Он стеснителен. Боится вступать в контакты с людьми. Он очень раним и часто переживает чувство своей никчемности. Его круг общения узок и в основном состоит из тех людей, которые всегда готовы разделить его точку зрения и стараются ничем его не задеть.

4. Шкала «Альтруизм». Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о том, что этот человек всегда готов прийти на помощь другому. Оказание помощи кому-то доставляет ему удовлетворение и повышает его самооценку. Он легко адаптируется среди незнакомых людей. У него много дру-

Таблица 2

Психодинамическая схема развития форм просоциального поведения

Средние значения Стандартные отклонения

Эмпатия 10,3806 2,37211

Нарциссизм 4,9871 2,92989

Социальная тревожность 5,1677 2,28154

Альтруизм 8,7484 2,70304

Инфантилизм 9,1097 2,55731

Манипулятивизм 5,7161 1,31305

зей. Дружеские отношения представляют для него ценность. Он бережет их и стремится придать им серьезность. Он может быть душой компании. Он креативен, способен увлечь других и повести за собой, считая, что так радует их и помогает им.

5. Шкала «Инфантилизм». Высокие оценки по этой шкале говорят о том, что такой человекхорошо адаптирован в своей среде. Помощь другим для него обуза, но он находит в этом

выгоду для себя. Он считает всех обязанными ему, поэтому чувствует себя уверенно в своем окружении, которое, скорее всего, ему потакает. На первом плане у него всегда стоит свой интерес, поэтому он часто бывает излишне инициативен.

6. Шкала «Манипулятивизм». При высоких оценках по этой шкале человек производит впечатление целиком ориентированного на других. Он на многое готов ради других, лишь бы

Рис. Средние показатели по шкалам методики Д. В. Сочивко, С. К. Бондыревой «Исследование просоциального поведения»

Таблица 3

Средние оценки и значимость различий в группах абитуриентов, поступивших в вуз, но еще не начавших учиться

Юристы-абитуриенты Психологи-абитуриенты Значимость различий

Эмпатия 11,1714 9,9429 0,0165

Нарциссизм 3,1714 5,5714 0,00001

Соц. тревожность 4,4000 6,2571 0,0007

Альтруизм 8,8857 7,5714 0,0307

Инфантилизм 10,4000 7,8286 0,00001

Манипулятивизм 5,2571 6,0571 0,0082

знать, что потом все это вернется к нему с выгодой. Он всегда стремится внедриться в любой коллектив или «влезть в душу» к другому, чтобы потом реализовать свои скрытые планы, в исполнении которых он дисциплинирован. Для него не имеет значения, какой человек перед ним, плохой или хороший, какой он национальности и какого социального слоя. Он всегда постарается сделать из него «друга», который потом окажется полезным.

В заключение приведем пример исследования просоциального поведения абитуриентов по публикуемой методике. Эти молодые люди только поступили в вуз на разные специальности - «психология» и «юриспруденция». Они еще не начали учиться и имеют только интуитивные и обывательские представления о будущей специальности, тем не менее их социальное Я (по У. Джеймсу), измеренное предлагаемым нами методом изучения просоциального поведения, полярно различается (рис.), причем по всем шкалам (табл. 3). Это говорит о высокой прогностичности методики в области изучения направления развития личности будущих студентов в процессе обучения.

Одно только намерение получить соответствующую специализацию и

подтверждение (принятие) этого намерения в профессиональном социуме сопряжено с абсолютно полярными формами просоциального поведения.

Сохранится ли эта полярность профилей просоциального поведения в процессе обучения и как именно такой профиль связан с этой специализацией - это уже тема другой статьи.

Библиографический список

1. Сочивко Д. В. Психодинамика. М., 2007.

2. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика эмпирического Я личности // Прикладная юридическая психология. 2019. № 3(48). С. 16-29.

3. Сочивко Д. В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современной России // Мир психологии. 2009. № 3(59). С. 185-194.

4. Сочивко Д. В. Психодинамическая диагностика личности в разных по экстремальности условиях жизнедеятельности // Прикладная психология. 2001. № 2. С. 58.

5. Сочивко Д. В., Бондырева С. К. Факторная модель психодинамики просоциального поведения // NovaInfo.Ru. 2019. № 99-1. Психологические науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.