УДК 316.627
DOI 10.33463/2072-8336.2019.2(47).028-035
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ АСОЦИАЛЬНОГО (ДИСТАНТНОГО) ПОВЕДЕНИЯ
Д. В. Сочивко
Для цитирования
Сочивко, Д. В. Психодинамическая типология просоциального (дистантного) поведения / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 2(47). - С. 28-35. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.2(47).028-035.
Аннотация. В статье предложена оригинальная концепция просоциального поведения как поведения, первой и основной функцией которого является сохранение границ Я партнера, нуждающегося в той или иной «текущей» психологической помощи. Предлагается авторский метод оценки индивидуальных характеристик просоциаль-но-дистанционного поведения.
На наш взгляд, существует несколько путей бегства от истинного социального соединения (любви), которые и называют просоциальным поведением. Асоциальное поведение такого восстановления границ не предполагает, в чем и проявляет свою антисоциальную сущность.
Подобная постановка вопроса снимает проблему, чего же в действитель-
© Сочивко Д. В., 2019
ности хочет альтруист или представитель другого типа просоциального поведения: выгоды для другого или выгоды для себя. Он просто хочет выбрать социально приемлемую позицию поведения, чтобы не выделяться из ближайшего для него социума. Это не значит, что люди в принципе не могут сокращать дистанцию между собой до несократимого минимума - полного единения двух в одном. Однако это называется «любовь», которая имеет совершенно другой экзистенциальный смысл.
Дистанция между людьми также может быть большей или меньшей, но просоциальное поведение имеет своей функцией никак не сокращение этой дистанции, а либо поддержание ее на том же уровне, либо увеличение.
Просоциальное поведение предполагает восстановление границ Я после соответствующих транзакций. Асоци-
альное поведение не предполагает такого завершения.
Ключевые слова: просоциальное поведение, просоциально-дистанциру-ющее поведение, альтруизм, инфантилизм, толерантность, ответственность, типология просоциально-дистантного поведения.
Интрапсихическая структура просоциально-дистантного поведения
Просоциальное поведение, имеющее в своей основе альтруистический настрой личности, часто может осуществляться в противовес требованиям ситуации и даже условиями жизнедеятельности в целом. Часто люди, несмотря на все личные выгоды и ментальные установки, ведут себя в ущерб собственным интересам в пользу интересов другого человека, который, например, был отвергнут обществом или какой-то его частью и контакты с которым могут повредить самому носителю просоциального поведения.
Не будем забывать о том, что не меньше примеров того, как люди осуществляли свое «просоциальное» поведение насильно, вопреки желаниям и потребностям другого. Это различные случаи гиперопеки, навязывания в образовании неинтересующих знаний, сплетни, которые слушатель не хотел бы слышать и многое другое. Примеров достаточно и из истории войн, и из истории тоталитарных государств и режимов.
Христос заповедал спасение тому, «кто положит жизнь за други своя». Однако вряд ли Спаситель имел в виду исключительно смерть, которую нужно принять, чтобы проявить свою любовь к ближнему. Об этом говорится и в других притчах, например в притче об избитом
самаритянине и случайном попутчике, который ему помог
Сближение двух людей само по себе есть глубокое психологическое взаимное жертвование своим личностным пространством и экзистенциальной свободой. Оно называется крепкой истинной дружбой, неплотской любовью и любовью между полами.
Осмелимся утверждать, что просо-циальное поведение имеет врожденную для человека функциональную психологическую основу взаимной тяги людей друг к другу. Все врожденные факторы естественным образом подвергаются трансформациям в процессе жизни, поэтому мы далеко не у всех встречаем выраженные признаки альтруизма, и часто сталкиваемся с асоциальным, агрессивным поведением. Проще говоря, между людьми существует естественная дистанция, которая энергетически не позволяет сблизиться дальше установленных социальных норм. Важно то, что с общих позиций и про-социальное, и асоциальное поведение имеют своим результатом смещение или разрушение субъективных границ личности. Именно поэтому психологический механизм просоциального поведения - это в первую очередь сохранение границ Я другого человека, даже в случае их временного нарушения во время оказания психологической помощи.
Чаще всего просоциальное поведение определяют как поведение, направленное на оказание помощи или доставление какой-то пользы другому или другому в равной степени, как и себе, либо группе людей, включая или исключая себя.
Просоциальное поведение рассматривается как результат позитивного воспитания, опыт заботы о других, как
копирование заботы о себе, сострадание к другим на основе эмпатического переживания того страдания, которое испытывает другой и т. п.
Просоциальное поведение определяется исключительно как добровольное поведение, направленное на пользу не только себе, но и другому человеку или другим людям. Чего может хотеть человек от того, кто ему помогает? Видимо, только того, чего хочет он, нуждаясь в помощи. Именно здесь и возникают вопросы.
Чем глубже характер оказываемой помощи, чем серьезнее ситуация, в которой оказался человек, нуждающийся в помощи, тем более он вовлекает самого помогающего в эту ситуацию.
С позиции экзистенциальной психологии человек, нуждающийся в помощи, предъявляет требования, а помогающий посягает на самую сущность другого человека в акте заботы о другом.
Так, по М. Хайдеггеру, забота есть одно из выражений сущности человека (его присутствия в мире). Забота - это время - dasein (в другом месте М. Хайде-гер пишет: «dasein - это забота)», представленная тремя модусами - «пред-себя-бытие» (опыт), присутствие, бытие в мире (dasein) и «вперед-себя-бытие» [2].
Таким образом, структура заботы как бытия человека вполне согласована со спиралевидной структурой субъективного времени [1]. Невозможно глубоко захватить сущностную природу человека в акте элементарной заботы, поэтому в идеальной форме никакое просоциальное поведение, понятое как попытка заботы о другом, попытка оказания помощи другому, не существует, так как в итоге два челове-
ка должны стать частями неделимого целого, одной судьбы.
Существует противоположное про-социальному дистанцированное поведение, создающее иллюзию просоци-ального поведения, а на самом деле являющееся бегством от него, которое выражается в восстановлении нарушенных границ. На наш взгляд, существует несколько путей такого бегства отистинного социального соединения (любви), которые и называют просо-циальным поведением. Асоциальное поведение такого восстановления границ не предполагает, в чем и проявляет свою антисоциальную сущность. Такая постановка вопроса определяет, чего же в действительности хочет альтруист или другой тип просоциального поведения: выгоды для другого или выгоды для себя. Он хочет выбрать социально приемлемую позицию, чтобы не выделяться из ближайшего для него социума. Это не значит, что люди не могут сокращать дистанцию между собой до несократимого минимума - полного единения двух в одном, но это, как уже говорилось, называется любовью, которая имеет совершенно другой экзистенциальный смысл.
Дистанция между людьми может быть большей или меньшей, но про-социальное поведение - никак не сокращение этой дистанции, а либо поддержание ее на том же уровне, либо увеличение.
Однако для человека, получающего помощь других людей, менее важно, какими мотивами (притягивания или отталкивания) она обусловлена. Психодинамический цикл психических энергий одного человека непосредственным образом захватывает психодинамические циклы другого на безопасной дистанции. Однако акт
просоциальной помощи (если он вообще состоится) создает дополнительное притяжение тех или иных личностных свойств партнеров общения. Дистанция уменьшается. Автоматически встает вопрос, как вернуть ее в прежнее положение, не разрушив той малой и полезной взаимности, которая была создана. Естественно, каждый человек стремится сделать это как можно более незаметно, соответственно в этом специфическом для него выходе из излишне близкого контакта и заключается его индивидуальный способ просо-циального поведения. В установлении контакта, как и в удержании дистанции, участвуют с психодинамичской точки зрения несколько психоэнергетических сил.
Следует подчеркнуть, что с позиций современной психодинамики [1], которую мы активно развиваем, любое латентное психическое свойство личности обладает не только уровне-вой выраженностью (статический подход), но и энергетическим потенциалом. Так, можно быть очень умным, но нигде свой интеллект не использовать, а можно иметь заурядный ум и многого достигнуть, например, в научной деятельности; результирующее поведение представляет собой вектор, уравновешивающий все входящие в психосиловой ансамбль латентные психические свойства (которые обычно выявляются факторным анализом состояний ответов на вопросы); таким образом, направление результирующего поведения будет смещено в сторону свойства с наибольшей энергией, аналогом чего является его статическая выраженность; дальнейшая кластеризация факторных решений по испытуемым поможет определить две полярные точки приложения, или два психодинами-
ческих полюса, между которыми располагается огромное количество индивидуально неповторимых психодинамических типов личности и поведения.
При построении нашей модели просоциального(дистанцированного) поведения мы исходили из указанных положений, когда в основу поведения кладется интрапсихическое взаимовлияние латентных факторов, создающих некоторое внутреннее силовое поле. Такие (психодинамические) модели в большей степени объясняют непосредственное, малоосознаваемое поведение.
Учитывая то,что степень действия каждого фактора у каждого человека различна, рисунков просоциально-го поведения может быть множество. Тем не менее в дальнейшем возможно построение различных психодинамических его типологий на основе применения кластерного анализа. Важно подчеркнуть, что ни одна типология не станет окончательной. Их характер зависит от обследуемого контингента. Так, психодинамические типы про-социального поведения врачей будут существенно отличаться от таковых у преподавателей или работников искусства.
Однако вернемся к описанию полученной факторной структуры.
Исследование было произведено на выборке более 600 человек по опроснику «Метод исследования просоциального поведения» (студенты МПСУ и Академии ФСИН России) совместно с С. К. Бондыревой, в результате факторного анализа было получено 7 факторов, или 7 типов статического просоциального поведения. Все вопросы были подобраны в ключе готовности помогать людям и участвовать в общении.
Фактор эмпатии измеряет направленность человека на интересы другого, готовность к помощи даже в ущерб своим интересам. Высокие оценки говорят о выраженности этого качества. Какие же пути в этом случае существуют для восстановления нарушенной при оказании помощи дистанции? Этот тип дистанцированного поведения включает в себя механизм «легкого обратного выхода» из ситуации - это несколько путей из самой программы помощи. Эмпати-чески настроенный человек никогда не проявляет готовности к глубокой помощи, он совершенно справедливо отвечает на сказанное ему «спасибо» «не за что».
Специфика этого типа заключается в том, что человек исходит из интересов другого, как бы не замечая этого. Да, он глубоко чувствует человека, но также быстро забывает про свои чувства, признаком чего является то, что он обычно не помнит о тех услугах, которые кому-то оказал. Эмпатически настроенный человек готов помогать всем. В этом и заключено изначальное лукавство: всем помочь нельзя.
Кроме того, для эмпатически настроенного человека более привлекательными являются групповые формы помощи: помочь кому-то в общении с кем-то, организовать сбор средств и т. п. Высокие оценки по этому фактору говорят о готовности человека оказать кому-то помощь, причем тем активнее, чем она проще, а также легко восстанавливать нарушенные границы Я, как будто ничего и не было. Или «не как будто». Дело в том, что эмпатически настроенный человек более сосредоточен в самом проникновении в чужое Я. Он создает иллюзию помощи, проявив внимание: выслушав, покачав го-
ловой, как бы и не прикасаясь к чужим границам Я.
Фактор нарциссизма измеряет концентрацию человека на своих интересах. Он центр внимания. Он готов помогать всем, пока это видят другие. У «нарцисса» круг общения сужен до тех пределов сообщества, где им восхищаются. Он всегда готов активно помочь в ответ на восхищение и почитание, особенно при условии публичности. Это не говорит о неискренности его помощи, «нарцисс» такого себе не позволил бы, это способ восстановить границы Я. Факт конкретной помощи стирается, остается общий фон: какой хороший человек этот N. Нарциссизм есть легкий способ вернуться к себе и только к себе, чтобы никто не мешал самолюбованию.
Фактор (социальной) тревожности измеряет готовность человека к общению, способность осознавать проблемы другого. Высокие оценки означают слабую выраженность такой способности, которая подавляется тревожностью в общении, при знакомстве, установлении контактов или при более глубоком уровне общения, затрагивающем личные проблемы. Те, кто имеют высокие оценки по этой шкале, являются скорее объектом просоциальной помощи, чем ее субъектом. Их выход из ситуации смещения границ в сторону партнера в случае оказанной помощи -это смущение. Чаще всего физическое бегство от ситуации.
Фактор альтруизма измеряет способность к свободному общению, установлению контактов, сопряженную со способностью встать на место другого и оказать ему в случае необходимости посильную помощь. При этом альтруист реагирует на фактическую сторону оказания помощи, вы-
текающую из общения. Если его попросить, он сразу откликнется. Он готов помогать всем и во всем. Эмпатиче-ские способности у него не выражены. Высокие оценки говорят о высокой откликаемости на призыв о помощи. Выход из ситуации смещения границ другого - переключение на еще кого-то «нуждающегося» в помощи.
Фактор ифантилизма измеряет неразвитость у человека социальных навыков общения. У него узкий круг общения. Групповым играм он предпочитает индивидуальные. Вопросов о готовности оказывать помощь этот фактор не содержит. Испытуемый готов просить помощь и любит, когда ее оказывают. Восстановление границ после получения от кого-то помощи происходит за счет примитивных психоаналитических защит регрессии и подавления. Если он сам кому-то случайно помог, он чувствует себя непривычно, но не без любования собой.
Фактор манипулятивности измеряет, насколько человек склонен (не склонен) брать на себя ответственность за оказанную кому-то помощь. Он тщательно взвешивает свою личную выгоду, прежде чем помочь кому-то. Эмпатические способности у него довольно высокие, и он умеет ими пользоваться: понять другого человека, чтобы знать, чем он может быть ему полезен. Сам он готов к сотрудничеству, но не к одностороннему принятию помощи. Часто манипулятор оказывает как бы не требующую ответа помощь и совершенно сознательно отходит от границ чужого Я, однако уже включив в свои планы возможное его использование. Внешне создается впечатление, что он, как и альтруист, всегда готов оказать помощь, так как он не расстраивается о потраченном
зря времени. Об этом ясно написал Д. Карнеги.
Фактор коммуникабельности измеряет направленность человека на взаимовыгодное общение, которое он всячески готов развивать. Он готов помогать людям, ожидая от них того же. Однако не ищет немедленной выгоды для себя. Для него выгода от небольшой помощи кому-то - приятное общение. Восстановление границ происходит также за счет его коммуникабельности (сменить тему, предложить новое занятие, проще говоря, активно забыть о факте помощи другому). Высокие оценки показывают выраженность этого качества.
В эмпирической части статьи мы хотели бы показать, как в молодости закладываются индивидуальные стили просоциального или дистанционного поведения. Как нам представляется, эти процессы происходят в период поздней юности, студенчества или в период получения специальности.
Как отмечалось, мы подвергли опросу студентов-психологов двух вузов: Московского психолого-социального университета и курсантов разных факультетов Академии ФСИН России. После факторизации были рассчитаны оценки каждого испытуемого по каждому фактору, и эта матрица значений подвергнута кластерному анализу.
В результате были получены следующие кластеры (рис. 1).
Из таблицы 1 можно видеть, как полученные ранее высокие и низкие оценки факторов распределились по кластерам. Исходя из полученных результатов и изложенной концепции просоциальное поведение - дистанцирование.
1,0
0,5
Рис. 1. Кластерная типология общей группы испытуемых
Таблица 1
Распределение низких и высоких оценок по кластерам
Кластер 1, Кластер 2,
низкие оценки высокие оценки
Московский Эмпатия;
психолого-социальный нарциссизм; Альтруизм
университет манипуляция
Академия Эмпатия;
ФСИН Альтруизм нарциссизм;
России манипуляция
Таблица 2
Распределение студентов по кластерам, %
Децентрированное просоциальное поведение Эгоцентрированное просоциальное поведение
Московский психолого-социальный университет 69 30
Академия ФСИН России 31 70
Первый кластер - децентрирован-
ное просоциальное поведение объединяет людей, которые меньше задействуют собственное Я и при оказании помощи стремятся сместить границы своего партнера в его сторону, чтобы лучше его понять. Не обладая достаточными эмпатическими навыками, такие испытуемые нуждаются в том, чтобы «разобраться» в партнере и ситуации. Они не включают свое Я, и никто не допустит их близко к Я партнера. Эффект помощи в этом случае возможен, но создаст его сам нуждающийся, если получится, так как у самого альтруиста нет никакого плана действий.
Второй кластер -эгоцентрирован-ное просоциальное поведение. В него вошли и «эмпатирующий», и «нарцисс», и «манипулятор». «Эмпатирующему» такое поведение нужно, чтобы «поставить себя на место другого», «нарцисс» хочет показать самые прекрасные стороны своей души (я добр, я великодушен и т. д.), а «манипулятор» приоткрывает свое Я, чтобы сформировать механизмы манипулирования.
Как же распределились студенты по полученным психодинамическим типам просоциально-дистанцирую-щего поведения?
Как можно видеть из таблицы 2 69 % психологов университета используют децентрированное просо-циальное поведение, а 70 % курсантов склонны к эгоцентрированному просоциально-дистантному поведению.
Это можно объяснить тем, что большинство «свободных» студентов дистанцируются от ситуаций, требующих помощи их глубинного Я, с целью сохранить его границы. В их жизни много общения, немало не всегда полезных и опасных связей.
Курсанты находятся в закрытой системе, их круг общения сужен, а следовательно, уже границы Я, и меньше опасений, что кто-то их нарушит в процессе оказания помощи.
По нашему мнению, самое лучшее просоциальное поведение - это сохранение границ чужого и собственного Я, если, конечно, человек не занимается профессионально психологической помощью и психотерапией.
Библиографический список
1. Сочивко Д. В. Психодинамика. М. : Изд-во МПСИ, 2007. 432 с.
2. Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ad Мапдтет, 1997. 452 с.