Научная статья на тему 'Методология художественной деятельности'

Методология художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2409
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ломов Станислав Петрович

В статье с позиций системного анализа раскрываются особенности, принципы и этапы художественной деятельности, формы ее организации, методы и средства. Методология художественной деятельности рассматривается наряду с методологией практической деятельности, методологией исследования (методологией научной деятельности) и методологией учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология художественной деятельности»

Инновации в образовательных учреждениях

программу, методические рекомендации, учебники. Далее проводилась апробация этого курса в течение двух лет. Академия осуществляла научно-методическое консультационное сопровождение данного проекта. К концу 2011/12 учебного года было проведено детальное изучение результатов апробации, о которых доложили Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации. Наша работа была признана положительной как со стороны органов государственной власти, так и со стороны родителей обучающихся, учителей и религиозных организаций. Уже с 2012/13 учебного года курс введён в 4-х классах всех образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, реализующих программы начального общего образования. В настоящее время Академия выступает оператором этого проекта.

Шестое направление проектной деятельности Академии - это организационно-методическое сопровождение Всероссийского конкурса «Учитель года России», которое предполагает как проведение финала этого конкурса, так и работу непосредственно с конкурсантами - победителями соответствующих конкурсов в субъектах Российской Федерации.

Безусловно, такая плодотворная и напряжённая работа стала возможной благодаря высококвалифицированному научно-педагогическому составу Академии. Наши двери открыты для сотрудничества не только с российскими учреждениями образования, но и с учреждениями стран Ближнего зарубежья.

Литература

1. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- № 1.

2. Загвязинский В. И. Изменение социальных функций образования и его стратегических ориентиров в период модернизации // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 1.

3. Кузнецова А. Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 5.

УДК 7.01;18

J

Л

МЕТОДОЛОГИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. П. Ломов

Г

Аннотация. В статье с позиций системного анализа раскрываются особенности, принципы и этапы художественной деятельности, формы ее организации, методы и средства. Методология художественной деятельности рассматривается наряду с методологией практической деятельности, методологией исследования (методологией научной деятельности) и методологией учебной деятельности.

Ключевые слова: методология, художественно-образовательная деятельность, особенности художественной деятельности, принципы художественной деятельности.

Abstract. The article from the standpoint of system analysis revealed features, principles and stages of artistic activity, forms of organization, methods and tools. The methodology of artistic activity is considered, along with the methodology of practice, research methodology (the methodology of scientific activity) and the methodology of training activities.

Keywords: methodology, artistic and educational activities, especially artistic activity, the principles of artistic activity.

Одна из главных проблем современного человека -это его вхождение в глобальное социокультурное пространство. Мощное развитие науки во всех спектрах человеческого бытия активизирует его психофизиологическую сущность. Мозг пытается справиться с информационными «цунами». И в науке, и в искусстве стремительно идут поиски аксеологических (системо-

образующих) ключей к новым структурам различных методологий. Особенно это касается искусства. Не секрет, что многие научные открытия были спровоцированы искусством. Нередко выдающиеся ученые были увлечены творчеством, утверждая парадигму: сфера изящного - это всегда сфера точного. Так, например, М. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

49

Инновации в образовательных учреждениях

и прекрасным художником, А. Энштейн музицировал на скрипке, выводя свою знаменитую «теорию относительности», И. Ньютон, любуясь радугой, обосновал «волновую теорию цвета» и т.д.

И тем не менее, за теми или иными открытиями всегда стоит научная школа, стратегию деятельности которой определяет методология, т.е. система взглядов, обоснований, представлений, проектов. Это в определенной степени относится и к искусству, в частности к освоению художественно-профессионального мастерства.

Методология - это учение об организации деятельности. Методология рассматривает организацию любого вида человеческой деятельности - практической, научной, учебной и т.д., и в том числе - организацию художественно-образовательной деятельности.

Если методология - учение об организации той или иной деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». Организация это:

1. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. объединение людей (преподавателей, студентов), совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

В нашем случае мы используем понятие «организация» в первом и во втором значении, т.е. и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение).

Организовать художественно-образовательную деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления.

Так, создаваемая научная школа Н. Н. Ростовцева - основателя методологии русского академического классического искусства, поставив своей целью формирование профессиональных компетенций ху-дожника-педагога, стала анализировать и систематизировать методы работы лучших учителей изобразительного искусства, обобщать опыт преподавателей различных школ и направлений.

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Процесс осуществления художественно-образовательной деятельности имеет определенную временную структуру - фазы, стадии, этапы.

Внешними по отношению к этим структурам являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Процесс осуществления художественно-образовательной деятельности мы будем рассматривать в рамках академического (учебного) проекта как полностью завершенного цикла продуктивной деятельности, реализуемого в определенной временной последователь-

ности по фазам, стадиям и этапам (временная структура организации деятельности).

Отметим следующую характерную особенность. И научное исследование, и создание произведения искусства как завершенные циклы продуктивной творческой деятельности вполне подпадают под вышеприведенное определение проекта.

Говоря о сложности преподавания, надо иметь в виду, что педагог должен хорошо знать как содержание предмета и его научные положения, так и законы общей педагогики, психологии, физиологии, а также уметь все эти знания применять на практике. Сода же мы должны отнести и те трудности, которые приходится преодолевать педагогу в своей ежедневной работе, связанные с умением найти контакт со своими учениками, с разработкой более эффективных методов и приемов учебно-воспитательной работы.

Исторически первой стала на проектный тип организационной культуры, очевидно, художественно-творческая деятельность - начиная с Древнего Египта, эпохи Возрождения, когда искусство было отделено от ремесла в связи со становлением и развитием категории художественного образа как художественной модели окружающей действительности и окончательно оформившейся к началу Х1Х века, что было зафиксировано, в частности, в «Эстетике» Гегеля [1, с.760].

Затем, к концу XIX - началу ХХ века проектный тип организационной культуры «проник» в науку - когда в научных исследованиях по многим отраслям научного знания стало практически обязательным требованием построение научных гипотез как познавательных моделей и научное исследование стало, тем самым, проектироваться, в том числе в художественно-образовательной деятельности [4, с.116].

Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться по сфере приложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п.

Мы постоянно затрагиваем вопросы не только методики преподавания рисования, но и общие задачи подготовки специалистов. Здесь мы приходим к общим выводам, что сложность искусства преподавания состоит также и в том, что заранее предусмотреть какие-либо определенные приемы и методы обучения невозможно, они возникают неожиданно, экспромтом, как ответ на реакцию учеников.

Для удобства анализа учебно-художественной деятельности проектов, систем управления проектами множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям.

Тип проекта (по основным сферам учебно-художественной деятельности, в которых осуществляется проект): организационный, социальный, образовательный, научно-исследовательский, учебный, смешанный.

Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области. В нашем случае это программные проекты по учебно-художественной деятельности по усвоению знаний.

50

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

Инновации в образовательных учреждениях

Масштаб проекта - разделение проектов по размерам, количеству заданий, упражнений и т.д.

Длительность проекта (по продолжительности осуществления проекта): краткосрочные (до 2 лет -подготовительное отделение), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 6 лет - магистратура).

Сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные.

Если по методологии научной деятельности имеется огромный массив публикаций, и ее можно было выстроить в относительно четкой системе; если по методологии практической деятельности подобный массив публикаций во много раз скромнее, то по методологии художественной деятельности публикации вообще отсутствуют, и мы взяли на себя смелость выстраивать ее полностью самостоятельно.

Прежде всего, необходимо уточнить понятие «художественная деятельность». В принципе, эстетическая деятельность вообще свойственна любому человеку. В то же время художественная деятельность - это самостоятельное эстетическое творчество в области искусства и литературы.

В целях систематичности изложения материал мы построим в следующей структуре и логической последовательности: характеристики художественной деятельности; средства, методы и формы художественной деятельности; организация процесса художественной деятельности.

Говоря о сложности искусства преподавания, надо иметь в виду, что овладение этим искусством требует изучения правил и законов обучения и воспитания, опыта учителей прошлых эпох, данных современной науки, научных положений современной педагогики, психологии и физиологии. Но главную помощь оказывает знание дидактических принципов и законов обучения и воспитания.

За основу мы взяли парадигму, так сказать классической эстетики, что позволило нам выстроить более или менее систематическое изложение материала. Под «классикой» понимаются те произведения культуры и искусства, в которых содержатся некие универсальные ценности, сохраняющие свою актуальность и значимость не только во время их создания, но и в другие периоды истории культуры, нередко достаточно отдаленные по времени (в отличие от эстетики «современного искусства», нонклассики, которая, с одной стороны, сама по себе пока не систематизирована, с другой стороны, в ней, по меткому выражению В. В. Бычкова «... такие категории, как возвышенное, трагическое, отчасти прекрасное, канон, стиль, не утрачивая своей базовой значимости, смещаются на края современного эстетического поля, а к его центру активно перемещаются игра, ирония, безобразное» [7, с.47].

Особенности художественной деятельности

Во-первых, художественная деятельность характеризуется теми же общими особенностями, что и любая другая человеческая деятельность. В то же время художественная деятельность имеет и свои

ярко выраженные специфические особенности. Рассмотрим их.

1. Наличие специфических способностей. Если научная деятельность уже требует от исследователя некоторых определенных способностей, то художественная деятельность требует от художника (в широком смысле: и художника, и архитектора, и дизайнера и т.д.) ярко выраженных специфических способностей. В первую очередь это сильно развитое образное мышление, воображение, фантазия, высоко развитое чувство эмпатии (сопереживания) и т.д.

Важнейшей особенностью художественного творчества является вдохновение. Вдохновение есть высшее напряжение и духовных, и физических сил. Но вдохновение не есть результат внезапного озарения: это качественный скачок на основе количественных изменений, возникающих у художника в процессе ежедневных наблюдений. Это способность накопления материала, напряженная внутренняя работа, порождающая подъем душевных сил.

У большинства художников из «хаоса» отдельных наблюдений рождаются совершенные художественные творения. Однако часто художники создавали свои произведения, казалось бы, без всяких предварительных наблюдений, в состоянии вдохновения. И тем не менее, такие взлеты творчества являются результатом длительного кропотливого предварительного труда по накоплению впечатлений и материала.

2. Синкретизм (нерасчлененность, интегратив-ность) художественной деятельности. Художественная деятельность как специфическое проявление эстетической деятельности органически включает в себя остальные четыре вида человеческой деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную. В искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение пяти перечисленных ниже основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты. В искусстве рождающееся в художественном образе целое становится существенно отличным от слившихся в нем компонентов. К искусству можно применить понятие эмерджентности, которое означает возникновение у целого новых качеств, отсутствующих у составляющих его элементов. Эмерджентность искусства является главным его качеством, именуемым художественностью.

Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью, обществом и природой каждую конкретную историческую эпоху.

Преобразовательная деятельность, состоящая в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя даже

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

51

Инновации в образовательных учреждениях

пространственно-временные связи для выражения своей авторской концепции. Воспитательная деятельность как аспект преобразовательной деятельности художника также проявляется в социально-личностном плане, поскольку он стремится воздействовать на духовный мир реципиентов - тех, кому адресуются его произведения, людей, которые их воспринимают, то есть осуществляет воспитательную деятельность.

Оценочная (ценностно-ориентировочная) деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироотношение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов.

Коммуникативная деятельность, предполагающая прямое (в исполнительских искусствах) или косвенное (живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.) общение художника с реципиентом своего произведения. Это общение осуществляется через использование автором художественного произведения исторически сложившейся в каждом виде искусства знаковой, семиотической системы.

И в дополнение отметим, что художественная деятельность по своей природе является эстетической деятельностью. Таким образом, образуется единство пяти основных видов деятельности: ценностно-ориентировочной, познавательной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической, то есть художественная деятельность является интегративной деятельностью.

3. Личностный тип отражения. В искусстве художественные произведения сугубо персонифицированы. Каждое произведение неотъемлемо от автора, его создавшего. Если бы И. Е. Репин не создал свою знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или Рембрант не написал «Данаю», то этих произведений просто бы не существовало. Если бы не было, например, И. Ньютона, А. Эйштей-на, Н. Лобачевского, то теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы какими-то другими авторами. Они появились бы потому, что представляли собой объективно необходимые этапы развития науки. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из истории развития науки, когда к одним и тем же идеям в самых различных отраслях приходили независимо друг от друга разные ученые.

Другое дело в искусстве. «Сикстинскую мадонну» мог написать только Рафаэль, а «Троицу» - только А. Рублев.

В искусстве, как правило, эмоционален не только сам художник, но эмоциональный момент является характеристикой субъекта искусства вообще. Искусство являет собой личностное отражение действительности, в то время как наука - ее отстраненно-объективное отражение.

Принципы художественной деятельности

Достаточно подробно дидактические принципы художественной деятельности освещены в книге Н. Н. Ростовцева «Методика преподавания ИЗО в школе». При этом следует отметить, что все общие

принципы человеческой деятельности распространяются и на художественную деятельность. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Художник (субъект) создает художественный образ, являющийся отражением реальности. В отличие от научной деятельности, художник при этом не обязан ориентироваться на предшествующие произведения искусства. Хотя художник, как правило, находится под чьим-то влиянием, придерживается определенных стилей и жанров, но прямое соответствие им не обязательно. Поэтому в данном случае в системе отношений остается всего три компонента: реальность, художник и создаваемый им художественный образ. Поэтому возникает принцип единства художественного отражения и выражения (художник отражает реальность, отражая при этом себя).

Но в отличие от методологии научной деятельности, где получаемое новое научное знание существует как бы в «чистом виде» - оно не изменяет непосредственно объективную реальность, художественный образ изменяет реальность, создает новую реальность, в том числе вымышленную. Поэтому возникает еще один, второй принцип: единства отражения и преображения (отражая реальность, художник преобразует ее).

Искусство способно быть источником подлинных переживаний, благодаря чему оно может идеально восполнять то, что необходимо человеку для удовлетворения его потребностей. Доставляя наслаждение, художественное произведение может быть средством отдыха и развлечения. Но «хитрость» искусства заключается в том, что оно, развлекая человека и доставляя ему наслаждение, пробуждает к активности все его высшие способности и силы, побуждая его к активности, к творчеству, к самосовершенствованию, к стремлению стать лучше. Искусство формирует идеалы, к воплощению которых человек начинает стремиться.

Также художественное творчество обладает огромной социальной действенностью. Произведения художественного творчества могут объединять людей общностью вызываемых или идей и переживаний, то, что сами эти произведения в известной мере символизируют единение той или иной общности людей,- все это делает искусство способным оказывать воздействие на политическую сферу общественной жизни, на область отношений между различными социальными группами, государствами, нациями.

Литература

1. Гегель Г. Эстетика. Том 3. М., 1971.

2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М,: Агар, 1980.

3. Ростовцев Н. Н. Мемуары. Воспоминания. Записки ху-дожника-педагога. Омск.: ОГПУ, 2003.

4. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энци-клопедия, 1983.

5. Новиков А. М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008.

6. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002.

7. Искусство и наука. // «Академия».- 2009.- № 1.

52

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.