Научная статья на тему 'Концептуальные основы художественно-педагогической деятельности'

Концептуальные основы художественно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDIVIDUAL'S SOCIALIZATION / HUMAN ACTIVITY / UNIVERSALLY CREATIVE PROCESS / INTERPENETRATION OF ART CREATIVITY INTO PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куроленко Елена Михайловна

В логике субъектно-объектных отношений структура человеческой деятельности составляет единство материально-преобразовательной, духовно-познавательной, духовно-оценочной, коммуникативной деятельности. Содержание и форма организации педагогического процесса в русле художественной деятельности преображаются в силу специфических качеств: эмоциональность, образность, субъективность, ассоциативность, заразительность, диалогичность. Субъект педагогической деятельности должен обладать комплексом художественно-педагогических качеств, заключенных в умении организовать и управлять педагогическим процессом в его художественном воплощении, способности к импровизации, в осознании собственной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL BASES OF ART-PEDAGOGICAL ACTIVITY

The structure of human activity in the logics of subject-object relations makes the unity of materially converting, spiritually cognitive, spiritually valuating, and communicative activities. The content and form of pedagogical process of art activity change owing to specific qualities: emotionality, figurativeness, subjectivity, infectiousness and dialogic character. The subject of pedagogical activity should possess a complex of art-pedagogical qualities inclusive of ability to organize and manage pedagogical process, expressed in making a creative plan of the lesson and in its artistic realization; in ability to improvise; in comprehending his or her own individuality, the subjective nature of creative activity; in dialogic forms of communication; in mastering the reflective mechanism.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы художественно-педагогической деятельности»

УДК 37.01

Е. М. Куроленко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В логике субъектно-объектных отношений структура человеческой деятельности составляет единство материально-преобразовательной, духовно-познавательной, духовно-оценочной, коммуникативной деятельности. Содержание и форма организации педагогического процесса в русле художественной деятельности преображаются в силу специфических качеств: эмоциональность, образность, субъективность, ассоциативность, заразительность, диалогичность. Субъект педагогической деятельности должен обладать комплексом художественнопедагогических качеств, заключенных в умении организовать и управлять педагогическим процессом в его художественном воплощении, способности к импровизации, в осознании собственной индивидуальности.

Ключевые слова: человеческая деятельность, социализация индивида, универсальный креативный процесс, взаимопроникновение художественной и педагогической деятельности.

Исторически весь комплекс, а затем и специфика художественно-педагогической деятельности складывались под воздействием философских воззрений, психологических теорий, практической деятельности.

Так, например, философские концепции И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса способствовали формулировке более разностороннего подхода к понятию «деятельность». Философско-эстетические аспекты развития человека, смыслообразующий потенциал личности рассматривались далее в работах

Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, М. С. Кагана, С. Л. Рубинштейна, Л. П. Буевой, А. Ф. Лосева, В. А. Малахова, Л. С. Столовича, С. П. Иванова и др.

Философский подход к исследованию человеческой деятельности традиционно группировался вокруг трех позиций:

1. Деятельность и механизмы развития общества.

2. Деятельность и процесс социализации индивида.

3. Деятельность как социальное назначение исторически складывающихся видов и форм.

В первой и второй интерпретациях понятие «деятельность» фиксирует способ взаимоотношения человека с социальной средой, форму «включения» человека в объективный мир. Третье определение предполагает, что человеческая деятельность может сама выступать в качестве объекта всестороннего философского познания. Являясь сложнейшим системным образованием, человеческая деятельность характеризуется полиструктурностью. Например, по своему содержанию деятельность -процесс практического, преобразующего освоения человеком предметного мира. По способам регуляции деятельность развертывается на основе сознательно поставленных целей. Следовательно, субъект и объект составляют сущность деятельности на основе социально детерминированных потребностей общества. По средствам осуществления человеческая деятельность представляет собой универсально-творческий процесс, продуктом которого

является как субъективная личность, так и мир социальных отношений. В данных характеристиках речь идет о человеческой деятельности в ее целенаправленной форме как материального, практи-чески-предметного преобразования объектов. Таким образом, в логике субъектно-объектных отношений структура человеческой деятельности составляет единство материально-преобразовательной, духовно-познавательной, духовно-оценочной, коммуникативной деятельности.

В русле системного подхода к человеческой деятельности М. С. Каган раскрывает понимание проблемы. Автором выделяются пять видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная и художественная. Согласно концепции, художественная деятельность способна не только аккумулировать в себе указанные виды деятельности, но и моделировать подсистему «художественного целого», которая реализуется в художественном творчестве [1, с. 168]. В продолжение изложения теории общности функциональных структур искусства и человеческой деятельности исследователем констатируется общность по следующим позициям: коммуникативная, воспитательная, гедонистическая. Истоки общности выводятся философом из синкретизма первобытной культуры.

Если проследить за развитием идеи, то возникает интересная мысль о том, что в человеке генетически заложена потенция к художественному творчеству, художественной деятельности. Не случайно игра как один из видов художественной деятельности широко представлена не только в жизни и деятельности ребенка, но и на протяжении всего периода существования человека: «И в жизни взрослого человека игровая и некоторые другие формы общения бывают художественно организованы, художественно сконструированы. Таковы художественные игры в архаических культурах или в средневековые карнавалы и турниры, такова эпистолярная форма коммуникации, приобретающая нередко художественную значимость..., таковы,

наконец, современные бытовые игры типа шарад или буриме или бытовые танцы и бытовое музицирование - типичнейшие формы скрещивания художественных и коммуникативных устремлений людей» [1, с. 134-135].

М. С. Каган акцентирует внимание на взаимодействии видов деятельности, выделяя в педагогической деятельности важнейшие функции, такие как практически-преобразовательные, научно-просветительские, воспитательные [1, с. 110]. Гуманистический аспект образовательного процесса заключается, по мнению Кагана, в способности педагога воспринять ученика как принципиально равного себе субъекта.

В работе Л. Н. Столовича содержится опыт создания разносторонней модели художественной деятельности. Здесь она рассматривается в диалектическом контексте: «субъект-объект» - как практическая система, «субъект и личность» - как социально-психологическая система [2, с. 35-37]. Автор исследует природу творчества на основе интеграции познавательной, преобразовательной, воспитательной, оценочной, коммуникативной деятельности, которая возникает в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.

В фундаментальном исследовании о месте человека в мире С. Л. Рубинштейн выявляет два основных положения из всех существующих связей: сознания и действия, чувственности и

деятельности, созерцания и преобразования как характеризующих специфический способ существования человека в диалектическом развитии борьбы и единства. Человек - открытая система, способная к творческой реализации жизненной позиции только в процессе активного, преобразующего, творческого отношения к действительности. «Жизнь - это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни - строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений... Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности» [3, с. 111].

Следует понимать, таким образом, что философское видение структуры человеческой деятельности заключается в «способе бытия общества, его самоорганизации, воспроизводства и развития» [3, с. 16]. В этой связи деятельность отдельных индивидов приобретает конкретно-исторические модификации, в которых фиксируется специфика формационных изменений деятельности.

Исследования психологии также касались широких аспектов функций деятельности, в частности, социальной. Рассмотрим более подробно на-

иболее значительные, на наш взгляд, психологические концепции.

Л. В. Выготский выделил детерминанты поведения (деятельности) и психики человека в усвоении им знаков-символов культурного среза, которые являются средством социальной связи в широком плане. Согласно теории Выготского, высшие психические функции существуют первоначально в виде коллективной деятельности людей посредством «внешних знаков». Но в процессе взаимодействия эти функции приобретают собственно внутреннюю форму и начинают существовать в виде индивидуальной деятельности человека, опирающейся на «внутренние знаки». Теория развития личности, таким образом, выстраивается через коллективную деятельность и общение - культура (знаки-символы); присвоение культуры (обучение и воспитание); индивидуальную деятельность (разные формы); психическое развитие индивида (модель гармонично-развитой личности).

Важность творческого, художественного подходов на всех этапах онтогенеза личности прослеживается как в работах Л. С. Выготского, так и в развитии и конкретизации отдельных положений теории его учеников и последователей.

А. Н. Леонтьев выделил в теории Выготского главную идею - деятельность. В трудах ученого выявлена и описана общая структура деятельности, ее психологические механизмы и основные формы, а также процесс ее развития. Из содержания исследовательских работ Леонтьева вытекает вывод, что основой развития сознания человека является развитие форм и содержания его деятельности. Каждому возрастному периоду в жизни человека присуща главная (или ведущая) деятельность, на основе которой возникают и формируются психологические новообразования данного возраста [4].

Д. Б. Эльконин, исследуя психологию детской игры, определил ее функции как особую форму творческой деятельности, при овладении и осуществлении которой происходит существенное изменение психики детей. В детском возрасте собственная деятельность выполняется сначала при прямой или косвенной помощи взрослого. Творческий, художественный аспект деятельности учителя, взрослого как конкретного «выразителя», проводника для ребенка социального опыта на этом этапе очень важен. Развивая далее тему ведущей деятельности в определенный возрастной период человека, Эльконин подчеркивает взаимосвязь смены как видов деятельности, так и психологических новообразований, что характеризует общую направленность психического развития детей от младенческого возраста до совершеннолетия.

Многокачественное проявление универсальности деятельности в общественной практике позволило С. П. Иванову наделить ее качествами фено-

мена, «в котором ярко проявляется творческая компонента социального» [5, с. 26]. Автор выделяет содержательную направленность культуры в процессе преобразования личностных сторон «субъектного существования человека» [5, с. 30]. В этом отношении художественная деятельность субъекта осмысливается исследователем как вид человеческой деятельности, «одной из основных функций которого является трансляция (программа) культурной организации пространства человеческого развития. Именно в этом пространстве в форме художественного творчества многолинейно и многоярусно развертывается преобразующая работа субъекта, сознательной личности, направленная на воспроизводство аккумулированных культурой оснований субъект-ности - субъектного потенциала человека» [5, с. 51].

Логично, что открытие и развитие в философии и психологии закономерностей бытия, формирования психики человека в контексте разнообразных видов деятельности, а также выявление взаимосвязи общения и деятельности в историческом преломлении явились предметом осмысления ряда явлений в педагогической литературе.

Поиску преодоления противоречий в массовом образовании посвящены работы В. В. Давыдова. Автор формулирует принцип моделирования учебной деятельности, так как это позволяет выстраивать многоаспектное, творческое взаимодействие педагога и учащегося, что способствует формированию индивидуальных творческих потенций личности ученика. Например, В. В. Давыдов подвергает критике «технологическое отношение к предмету». В этом случае система педагогических взаимоотношений переводится в объективно-вещный план, что делает ученика объектом манипуляций со стороны педагога [6, с. 109].

В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко,

В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, Ш. А. Амоношви-ли, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, Л. Г. Ар-чажникова, А. А. Мелик-Пашаев, Ю. Б. Алиев, Б. П. Юсов, Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская, В. Г. Ражников, А. Н. Малюков и др. затрагивали в широком ракурсе вопросы взаимодействия художественной и педагогической деятельности. Например, касаясь роли педагога-мастера, педагога-творца, педагога-новатора, высказывалась идея художественности педагогического процесса, который организуется учителем для реализации высокой образовательной, воспитательной, социально-преоб-разующей задачи. Таким педагогом осмысливаются проблемы современного содержания образования, находятся точки соприкосновения, в которых педагогика и искусство служат одной цели. Особое внимание уделяется тому, что не только знания, умения, но и творческий опыт, эмоционально-ценностное отношение человека к миру являются целью худо-

жественно-педагогической деятельности, где искусство играет далеко не последнюю роль.

Новая образовательная парадигма формулирует ценность и уникальность личности учащегося. В связи с этим педагогическая наука и практика разрабатывают художественное наполнение компонентов системы образования. Например, А. А. Ме-лик-Пашаевым рассматривается концепция «творческого Я человека» в контексте «онтологического единства с миром». Л. В. Школяр развивает положения художественной дидактики для музыкальных дисциплин. Важнейшим принципом реализации полноценной художественности автор считает «выход на философско-категорийный уровень мышления» [7, с. 106].

На основе видов деятельности, психологических закономерностей, философских и эстетических воззрений происходило становление понятия «художественная деятельность», которое понималось как функция искусства, многомерный творческий процесс, характеризуемый созданием творческого продукта (художественного произведения), где художественный образ экстраполировался в единстве субъективного и объективного.

Именно в движении к реализации новых возможностей и созданию новых осмысленных реальностей находит выражение содержательнотворческий аспект художественной деятельности человека. Художник ищет соответствующие выразительные средства для выражения своего художественного замысла, чтобы затем передать эстетические критерии другим людям. Эстетическое отношение художника проявляется в его общественной сущности как личности. Сознательно, с намерением или по вдохновению создавая произведение искусства, художественный продукт, творец выступает как реальное олицетворение человеческого рода, вкладывая в содержание и форму своего творения модель эмоционально-образного познания мира и индивида в этом мире, одновременно отражая в эмоционально-концентрированной форме коллизии, противоречия, диалектику процессов окружающей действительности. Таким образом, художественное творчество выступает как предметно-чувственная деятельность (опосредованное словом, движением, линией, цветом, звуком и т. д.), в процессе которой происходит духовно-материальное преобразование форм внешнего мира.

Л. Н. Столович подчеркивал, что процесс художественного творчества интегрирует различные виды человеческой деятельности, выделив шесть основных: познавательную, преобразовательную, воспитательную, оценочную, коммуникативную, игровую:

1. Художник познает взаимосвязи между личностью и обществом, отражая действительность в художественном продукте.

2. Художник трансформирует «материал жизни человека и общества» в индивидуальную модель художественного произведения.

3. Социальная детерминанта художника предполагает «воздействие на духовный мир реципиентов».

4. Автор субъективно оценивает явления действительности.

5. Использует художественное произведение в качестве формы общения автора и реципиентов.

6. Личность художника представляет «движение» духовных способностей (мысли, чувства, воображения).

«В отмеченных видах человеческой деятельности проявляются субъектно-объектные и личностно-общественные отношения. Благодаря последним в художественной деятельности выражается диалектическое единство личного и общественного», - делает вывод Л. Н. Столович [2, с.50].

Напомним, что М. С. Каган наделил художественную деятельность интегративным качеством в проявлении логического и образного, материального и духовного, теоретического и практического, познавательного и ценностного. В работе Кагана педагогическая деятельность характеризуется как еще более сложный процесс (вспомним тезис взаимодействия «на равных»). Очевидно, можно предположить: чтобы художественная деятельность стала условием развития личности, необходимы целенаправленные педагогические методы, основанные на взаимопроникновении особенностей художественного творчества и педагогической деятельности. Содержание и форма организации педагогического процесса в русле художественной деятельности преображаются в силу специфических качеств: эмоциональность, образность, субъективность, ассоциативность, заразительность, диалогичность.

Безусловно, перед педагогом стоит задача не столько трансляции знаний, сколько создание условий, способствующих личной творческой деятельности учащегося как созидающей силы. В данном случае процесс развития личности учащегося происходит на позициях сотрудничества, содружества с педагогом. Поэтому учителю необходимо быть духовно-развитым человеком, способным передать все краски художественного мира [8, 9].

Можно заключить, что субъект педагогической деятельности должен обладать комплексом художественно-педагогических качеств, заключенных:

- в умении организовать и управлять педагогическим процессом, выражающимся в создании творческого замысла урока и его художественном воплощении;

- в способности к импровизации;

- в осознании собственной индивидуальности, субъективной природы творческой деятельности;

- в диалоговых формах коммуникации;

- во владении рефлексивным механизмом.

Таким образом, цель художественно-педагогической деятельности учителя понимается нами в позитивном развитии потенциально заложенных личностных качеств ученика, сопровождающемся формированием нового личного образа.

Для осуществления художественно-педагогической деятельности педагогу следует иметь полное представление о собственных творческих возможностях, профессионально-личностных качествах, индивидуальном стиле. Понимание личной роли педагога складывается из способности к рефлексии. Учителю необходимо познать себя, осмыслить те педагогические качества, без которых невозможно организовать подлинно художественное взаимодействие. Рефлексия помогает понять педагогическую проблему, разработать, внедрить авторскую методику, предостерегает от шаблона и стереотипных подходов. Владение рефлексией способствует распознаванию не только своих переживаний, но и переживаний другого человека, что позволяет осуществлять личностно значимый способ воздействия для каждого ученика.

В художественно-педагогической деятельности взаимодействие осуществляется на основе вдохновенного сотрудничества, основанного на сопереживании. В данном контексте педагог выступает в роли искреннего, чуткого собеседника, способного продемонстрировать личностную духовность. Диалогичность проявляется и в готовности педагога воспринимать других такими, какие они есть, верить в потенциальное художественное развитие каждого человека, воплощать принцип индивидуального педагогического подхода.

Следовательно, художественно-педагогическая деятельность - это:

- креативный процесс взаимодействия субъектов;

- особый вид деятельности, в котором эмоциональность, образность, субъективность, ассоциативность (как форма художественного самовыражения и познания действительности) приобретают характер организованного педагогом целенаправленного учебного процесса;

- социально обусловленное требование владения теорией и практикой художественно-педагогической деятельности как отражение гуманистической направленности педагогики в реализации методов, направленных на раскрытие художественной ценности личности в окружающем мире.

Список литературы

1. Каган М. С. Человеческая деятельность II Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.

2. Столович Л. Н. Жизнь - творчество - человек. М.: Политиздат, 1985. 415 с.

3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 145 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975. 3G4 с.

5. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2GG2. 64G с.

6. Давыдов В. В. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. 22G с.

7. Школяр В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологической позиции I Опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999. 88 с.

8. Панова Н. В. Сущность личностно-профессионального развития педагога нам различных этапах жизненного пути II Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2G1G. Вып. 11 (1G1). С. 5-11.

9. Кондратьева А. В., Лабикова М. Н. Толерантность педагога в социальном взаимодействии II Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2G1G. Вып. 1 (91).

С. 1GG-1G4.

Куроленко Е. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Сибирский федеральный университет.

Ул. Академика Киренского, 2б, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, бб0027.

E- mail: kem58@bk.ru

Материал поступил в редакцию 17.09.2010.

E. M. Kurolenko ESSENTIAL BASES OF ART-PEDAGOGICAL ACTIVITY

The structure of human activity in the logics of subject-object relations makes the unity of materially converting, spiritually cognitive, spiritually valuating, and communicative activities. The content and form of pedagogical process of art activity change owing to specific qualities: emotionality, figurativeness, subjectivity, infectiousness and dialogic character. The subject of pedagogical activity should possess a complex of art-pedagogical qualities inclusive of ability to organize and manage pedagogical process, expressed in making a creative plan of the lesson and in its artistic realization; in ability to improvise; in comprehending his or her own individuality, the subjective nature of creative activity; in dialogic forms of communication; in mastering the reflective mechanism.

Key words: human activity, individual’s socialization, universally creative process, interpenetration of art creativity into pedagogical activity.

Siberian Federal University.

Ul. Akad. Kirenskogo, 2б, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk territory, Russia, бб0027.

E-mail: kem58@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.