УДК 3737
Башкатов Иван Александрович
член союза художников России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета, докторант кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета тел.: (4742) 72-45-14
ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКУЛЬПТУРЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье ставится задача раскрыть значение эстетического воспитания школьников и студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры. В связи с этим рассматривается особенности изучения скульптуры и её эстетических ценностей на разных ступенях художественного образования. Особое внимание при этом уделяется подготовке будущих учителей изобразительного искусства, на которых ложится ответственность формирования эстетической базы у подрастающего поколения.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, скульптура, художественно-педагогическое образование.
Bashkatov Ivan Aleksandrovich
Member of the Union of Artists of Russia, PhD in Pedagogy, Associated Professor of the Department of Fine Arts of Lipetsk State Pedagogical University, Doctoral Candidate of the Department of Drawing of Moscow State Pedagogical University tel.: (4742) 72-45-14
SIGNIFICANCE OF AESTHETIC EDUCATION IN STUDYING SCULPTURE IN THE SYSTEM OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION
The aim of the article is to analyze the significance of aesthetic education of pupils and students of the faculties of Arts and Graphics by means of sculpture. For this reason the specific character of studying sculpture and its aesthetic values at different stages of artistic education have been considered. Special attention is paid to training future arts teachers who are responsible for formation of aesthetic base of rising generation.
Key words: aesthetic education, sculpture, artistic and pedagogical education.
Термин «эстетика», вошедший во многие языки мира, происходит от греческого «aishesis», что значит ощущение, чувство, чувственное восприятие. С понятием «эстетического» связан многообразнейший круг явлений и предметов материальной и духовной жизни: прекрасное в природе, человеческой жизни, художественном творчестве. Эстетическое воспитание предполагает формирование высоких нравственных критериев, чувств и представлений. Н.Н. Ростовцев определяет эстетическое воспитание как: «воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе» [1, с. 91].
Эстетическое воспитание в системе непрерывного художественного образования должно быть направленно не только на формирование эстетических чувств, эмоционального отношения к окружающему миру, оно активизирует мысль учащихся, развивает способность к деятельности, к творчеству. На всех ступенях художественного образования необходимо обеспечивать единство обучения и эстетического воспитания в самом характере, содержании и методике занятий, с учётом возрастных и других особенностей учащихся.
Эстетика возникла и долгое время развивалась преимущественно как общая теория искусства. Искусство отражает действительность в формах самой действительности. Предметов, лишённых формы, не существует. Воспринимая предмет, мы воспринимаем его благодаря форме. Однако не всегда существует гармония формы и содержания. Искусство является выражением гармонии формы и содержания.
Большинство людей, профессионально занимающихся искусством и людей, так или иначе соприкасающихся с ним, воспринимают произведения скульптуры, не задумываясь о значении её формы и содержания, не говоря уже о профессиональном исполнении, стиле и чувстве материала. Это связанно с тем, что в общеобразовательной школе, в художественной школе и во многих высших учебных заведениях художественно-педагогического профиля не уделяется должного внимания формированию понимания пластических видов искусства. Эта проблема должна постепенно решаться на каждой ступени обучения, начиная с общеобразовательной школы.
Занятия лепкой и знакомство с произведениями скульптуры у детей развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. Занятия скульптурой, как и другими видами изобразительного искусства, воспитывают эстетический и художественный вкус детей, закладывают серьёзную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.
В процессе приобщения детей к художественному творчеству скульптура занимают своё особое место. На занятиях скульптурой фокусируется способность детей образно мыслить и образно представлять увиденное. Ведь тот или иной объект недостаточно просто правильно отобразить, необходимо и воплотить в скульптуре определённый художественный замысел, выразить своё отношение к изображаемому. В тематических заданиях важно ставить перед учащимися задачу на решение современных содержательных и актуальных тем.
Каждый детский возраст проявляет себя неповторимым образом, в специфических способностях, возможностях и потребностях. Возрастные особенности надо знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать, решая разные задачи при обучении скульптуре на всех этапах художественного образования.
Чтобы то немалое количество часов в общеобразовательной школе, отведённое на занятия лепкой и приобретение теоретических знаний в области эстетики скульптуры было наиболее эффективно использовано, необходимо, прежде всего, достойно подготавливать кадры будущих ху-дожников-педагогов, которые непосредственно изучают скульптуру, как специальную дисциплину.
Курс скульптуры в педагогическом университете - неотъемлемая часть профессиональной педагогической подготовки учителя изобразительного искусства. Объёмно-пластическая форма является основным выразительным средством, изучение этой пластической формы - основная цель обучения скульптуре. В процессе лепки, рассматривая и изучая со всех сторон натуру (модель), студент составляет себе понятие о форме предмета, о его реальном объёме и месте в пространстве. Очень важно развивать умение сразу видеть результат своей работы. Это умение является драгоценным свойством каждого большого мастера. Микеланджело видел образ человека в бесформенном каменном блоке.
Изучение скульптуры в педагогическом университете начинается с классических античных образцов, которые наполнены пластическим содержанием, глубоким смыслом и простотой исполнения. Глядя на эти произведения, копируя их в глине, студенты должны научиться понимать их эстетику, их сущность и содержание.
Студенты на занятиях скульптурой при практической работе должны почувствовать, что скульптура - целая философия, целый мир, который включает в себя не только пластические характеристики строения человека, животного, но и образно-эстетическое решение, подчинённое тому или иному материалу (бронза, камень, дерево). Художественное творчество ограниченно лишь внутренней задачей - выявить общее, наиболее ценное, совершенное в природных явлениях и выразить его в эстетически значимых формах. От интерпретации эстетической сущности категории мастерства во многом зависит и теоретическое понимание творческого процесса в искусстве, и основная практическая направленность всей работы художника-педагога.
Будущий учитель должен приобрести знания, умения и навыки в области скульптуры, чтобы умело организовать руководство занятиями лепкой с детьми. Все занятия скульптурой в общеобразовательной школе нужно выстроить по принципу последовательного усложнения работы - от простого к сложному. Большое место в процессе обучения необходимо уделить изучению и изображению человека - главного объекта скульптуры. Требуется не только научить детей работать с глиной и пластилином, но и научить их анализировать и понимать произведения скульптуры. А.М. Савинов пишет: «Высококвалифицированное проведение занятий ... лежит в основе качества работы по предмету вне занятий и оказывает непосредственное воздействие на содержание воспитательной работы по предмету» [2, с. 108].
Придя в школу, такой учитель непременно донесёт до учащихся смысл скульптурного произведения, его красоту, эстетику и содержание.
Методологию эстетики необходимо оптимально учитывать в процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Не с целью сделать из всех художников-скульпторов, а научить воспринимать произведения искусства, правильно их профессионально и эстетически оценивать. Н.В. Томский отмечает, что «общение с искусством, как и общение с природой, духовно обогащает., расширяет. кругозор, учит тоньше чувствовать» [3, с. 6].
К страшным последствиям приводят непрофессионализм, неосведомлённость большинства людей в области пластического искусства скульптуры. Таким примером может служить раскраска памятников, переодевание их в дедов морозов, снегурочек и т.д. Это свидетельствует о недостатке элементарной осведомлённости и образованности в сфере эстетического воспитания. Настораживает, что подобная тенденция проявляется в начале XXI в. А ведь культура, искусство, язык -это главные показатели духовной полноты и нравственности.
У А.С. Арсеньева написано: «Как-то один старец сказал: «Что там мудрить с воспитанием?
Всё очень просто: наполните душу ребёнка прекрасным, и он будет воспитан». «Наполнить душу ребёнка прекрасным» - кажется такая ясная цель, но, как не просто её осуществить в современной общеобразовательной школе, в период «глобального кризиса современности» [4, с. 75].
Нельзя допускать, чтобы эстетическое воспитание на первых ступенях художественного образования превратилось в преподавание какого-то упрощённого детского искусства. Оно должно подразумевать систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность видеть и наслаждаться красотой и создавать её, то есть готовить не только художников, но и понимающих искусство зрителей. Эстетическая методология - это наука, которая нужна всем, не только художникам профессионалам, но и широкой публики зрителей. Только при преемственности эстетического воспитания средствами скульптуры на всех ступенях обучения в системе непрерывного художественного образования учащиеся будут ориентироваться в специфике скульптурных произведений, украшающих площади городов, парки и скверы посёлков и деревень.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2000.
2. Савинов А.М. Структура системы преподавания академического рисунка // Известия волгоградского государственного педагогического университета: педагогические науки. 2011. № 1.
3. Томский Н.В. Заметки скульптора. М., 1965.
4. Копцева Т.А. Приобщение детей к культурно-историческому наследию на занятиях изобразительного искусства (Программа «Природа и художник») // Художественное образование и эстетическое воспитание детей и подростков на рубеже веков: матер. совм. Междунар. науч.-практ. конф. Института художественного образования РАО и Государственной Третьяковской галереи, «Роль учреждений культуры и образования в художественном воспитании детей и подростков в XX-ом веке» и «Художественное творчество и восприятие детей и подростков. Проблемы XXI века». Липецк, 2008.