Научная статья на тему 'Особенности художественно-образного познания окружающей действительности средствами скульптуры и рисунка для художника-педагога'

Особенности художественно-образного познания окружающей действительности средствами скульптуры и рисунка для художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / SCULPTURE / РИСУНОК / DRAWING / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / ХУДОЖНИК ПЕДАГОГ / TEACHER OF ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкатов И. А.

В статье поднимается проблема повышения качества подготовки будущих художников-педагогов и их творческого потенциала средствами изучения художественного образа в скульптуре и рисунке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE UNDERSTANDING OF REALITY BY MEANS OF SCULPTURE AND DRAWING FOR THE ARTIST-TEACHER

The article raises the problem of improving the quality of training of future artists and educators, and of enhancing their creative potential by means of studying the artistic image in sculpture and drawing.

Текст научной работы на тему «Особенности художественно-образного познания окружающей действительности средствами скульптуры и рисунка для художника-педагога»

ками». Диспут по замыслу его руководителей предусматривал столкновение позиций сторонников авторитарного и демократического стилей педагогического общения, обеспечивал выход на проблемы личности, профессиональной деятельности, авторитета сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних и другие педагогические проблемы. Исходные данные для обсуждения курсантами были взяты из наблюдений и анализа материалов стажировки и педагогической практики.

Оценивание деятельности курсантов проводилось при помощи широкого круга показателей, центральное место среди которых отводилось уровню овладения профессиональными умениями и рефлексии. Оценка деятельности студентов осуществлялась с учетом отзывов специалистов и руководителей организаций мест практики. Необходимо подчеркнуть, что все курсанты получили положительные отзывы о проделанной работе, а также рекомендации по итогам выполненных заданий. Таким образом, можно сделать вывод, что в результате практики обучающие успешно освоили необходимый инструментарий социального педагога, апробировали полученные теоретические знания и умения в реальной практической деятельности социального педагога. По оценке руководителей практики готовность кур-

сантов к выполнению будущей профессиональной деятельности существенно возросла.

Таким образом, исследование показало, что во время прохождения практики обучающиеся получают возможность сопоставить полученные сведения с теоретическими знаниями, проанализировать все стороны профессиональной деятельности социального педагога, с методами и формами ее организации. Включение курсантов в практическую деятельность дает возможность раскрыть такие ценности деятельности будущего специалиста, как общественную значимость социальной работы, возможность профессионального роста и самосовершенствования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамов В. В. Педагогические условия формирования готовности будущих сотрудников органов внутренних дел к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних: дис. ... канд.пед. наук. Сочи, 2005. С.87.

2. Платонова С. Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. С. 66.

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СКУЛЬПТУРЫ И РИСУНКА ДЛЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

FEATURES OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE UNDERSTANDING OF REALITY BY MEANS OF SCULPTURE AND DRAWING FOR THE ARTIST-TEACHER

И. А. Башкатов

В статье поднимается проблема повышения качества подготовки будущих художников-педагогов и их творческого потенциала средствами изучения художественного образа в скульптуре и рисунке.

Ключевые слова: скульптура, рисунок, художественный образ, художник педагог.

На современном этапе эволюционного развития общества, где доминирующее значение приобретают изучение и активное применение цифровых и компьютерных технологий, часто отходит на второй план чувственное познание и изучение окружающего мира через искусство, которое свойственно и необходимо человеку для формирования нравственных, этических и эстетических качеств. Задача, которая стоит перед

I. A. Bashkatov

The article raises the problem of improving the quality of training of future artists and educators, and of enhancing their creative potential by means of studying the artistic image in sculpture and drawing.

Keywords: sculpture, drawing, artistic image, teacher of arts.

художником-педагогом, - раскрыть художественно-образный путь познания окружающей действительности вверенным ему подопечным.

В данной статье поднимается проблема раскрытия особенностей художественно-образного познания средствами скульптуры и рисунка, лаконичность средств выражения которых позволяет сосредоточить все внимание на глубокой образности их произведений, что способ-

ствует воспитанию, прививает тонкий вкус и содействует пониманию искусства.

Художник-педагог должен думать, мыслить образами, которые человечество черпает из окружающего реального мира. У учащихся он должен сформировать потребность общения с искусством: посещать музеи, выставочные залы, внимательно изучать и знакомиться с произведениями высокого искусства. Н. В. Томский пишет: «Общение с искусством, как и общение с природой, духовно обогащает вас, расширяет ваш кругозор, учит тоньше чувствовать» [1, с. 6].

Е. В. Шорохов искусство определяет как «специфическую область познания реальной действительности» [2, с. 45]. Специфичность такого познания заключается в том, что искусство отражает мир в особой форме - в форме художественных образов.

Как и искусство в целом, художественный образ является сложнейшим продуктом творческой деятельности человека. Вопрос изучения сущности и особенностей художественного образа представляет интерес для философии, эстетики, теории искусства, практики художественной деятельности. Образ изучается с точки зрения его познавательного значения, в этом заключается научное знание о жизни и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, отражаемого в категориях эстетики и психологии художественного творчества. Сложенное на основе всех этих позиций представление о художественном образе повышает профессионализм художника-педагога.

В философской энциклопедии [3] художественное познание определяется как:

1) познание объективной и субъективной реальности человеком, обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно окрашенный;

2) познание мира художественного, условного, мнимого, требующее художественного таланта автора, профессионального образования и мастерства. Между окружающим миром и миром художественным лежит известная дистанция, выражающаяся в определенной организации произведения, подчеркивающей его внеположен-ность субъекту восприятия и сохраняющей в то же время иллюзию его реальности.

Образ художественный там же определяется как эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. Художественный образ в широком понимании выступает в качестве клеточки, первоначала искусства, вобравшего и кристаллизующего в себе все основные компоненты и особенности художественного творчества в целом. Образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение, это созданный, рукотворный продукт идеализации или типизации действительных фактов, событий или персонажей.

В эстетике Гегеля «искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» [4, с. 412].

Формула искусства как «мышления в образах» стала синонимом реалистического метода, акцентируя внимание на познавательной функции и общественном предназначении художественного творчества.

О. Л. Голубева определяет художественный образ как «выражение творцом своего "Я", своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности» [5, с. 7], а также как «форму отражения, воспроизведение объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве» [5, с. 7].

Таким образом, художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ возникает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Художник-педагог должен быть способным научить понимать и воспринимать художественный образ, что приводит к способности учащимися получать глубокое эстетическое наслаждение от искусства, пробуждающее чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь.

Для прочтения некоторых художественных образов необходимы дополнительные специальные знания, когда образ выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе. Но существуют художественные произведения, образы которых независимо от времени их создания понятны всему человечеству.

В процессе профессиональной подготовки художника-педагога специальные учебные дисциплины скульптура и рисунок должны содержать два основных направления - это грамотность и выразительность. Это деление на составляющие условно, поскольку на практике трудно разделить изобразительные и неизобразительные средства, художественную образность и научную основу изображения.

Грамотностью в скульптуре и рисунке является взаимосвязь общих для всех видов создания изображений знаний, умений, навыков, необходимых для всех видов и жанров изобразительного искусства.

Грамотность скульптуры и рисунка заключается в точной передаче формы. Как говорит В. К. Лебедко: «Осязание, "ощупывание" способствует лучшему понятию сложной формы, объема этой формы» [6, с. 12].

Также В. К. Лебедко отмечает: «Даже не будучи специалистом в области психологии чувственного познания, можно почти наглядно представить отличие изобразительных образов, сформировавшихся в процессе рисунка или лепки. Ясно, что в одном случае образ более выра-женно несет одни пространственные характеристики -цвет, в другом другие - объем, силуэт и т. д.» [6, с. 6].

Обучение рисованию представляет собой последовательное решение задач в освоении условности изобразительного языка. Главная цель в этом процессе - познать и осмыслить закономерности изменения видимых образов предметов в зависимости от их поворотов и удаления относительно глаза зрителя. Ю. В. Новоселов отмечает, что «на практике это означает научиться видеть плоскостной проекционный образ предмета в целях перевода видимого в знаковую систему изобразительного языка, то есть научиться видеть перспективу формы» [7, с. 3].

По утверждению Е. И. Игнатьева, каждый художник, особенно педагог, «должен в совершенстве владеть полноценным, как бы подвижным образом, с помощью которого можно было бы изображать в эскизах предмет в любом заданном положении или повороте» [8, с. 69].

Для художника необходимо такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением изображать его по представлению совершенно свободно. «Художник, - пишет Е. И. Игнатьев, - должен уметь не только изобразить предмет по представлению в эскизе, в каком-то одном виде, но и, в случае надобности, изменить его положение, повернуть в нужную сторону, по-разному осветить его и т. д.» [8, с. 69].

А. А. Ворохоб в своем диссертационном исследовании пишет: «Трехмерная форма использует невозможные в других видах изобразительного искусства осязательные ощущения, и, соответственно, на их основе рождаются новые ассоциативные связи, участвующие в процессе формирования образа» [9].

Сложный образ, пригодный для полноценного рисования по представлению, Е. И. Игнатьев рассматривает как гарантию художественного, творческого успеха.

В связи с этим необходимо отметить, что грамотность скульптуры и рисунка является половиной решения задачи изображения.

Н. В. Томский пишет: «Грамотность, после того как ею овладеешь, дает возможность творить, совершенно не думая о ней» [1, с. 111]. При прочных профессиональных знаниях художник может все свои творческие силы направить на создание глубокого художественного образа. Также, рассуждая о грамотности и выразительности, Э. А. Бурдель пишет: «Произведение, явившееся плодом глубоких раздумий и долгого труда, кажется легким и непосредственным» [10, с. 46].

История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, объем, силуэт, цвет, фактура и т. д. К выразительным средствам скульптуры и рисунка можно отнести композицию, ритм, силуэт, пространство, контрастность, эмоциональную субъективную интерпретацию. Профессиональное и грамотное применение этих средств помогает добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов.

Художественный эффект рисунка состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.

Выразительностью является эстетическое раскрытие предметов и явлений действительности с некоторых характерных сторон, которое проявляется в отборе черт и структуре средств изображения, опирающихся на личное отношение и оценку. Выразительность проявляется через выражение объективной логики и содержания действительности.

Художественное произведение, прежде чем оформиться в конкретный образ в представлении автора, зарождается в его сознании. При этом большое значение имеет полнота соответствия ощущений, замысла и воплощения самой работы, поскольку художественный образ представляет собой целостное образование. Вышеперечисленные понятия сильно различаются по способу мышления: ощущения - это чувственная категория, замысел имеет рациональное начало, воплощение носит технический характер. Художник-педагог должен в совершенстве владеть всем этим арсеналом, именно поэтому большое значение для их становления имеет процесс обучения, а также роль наставника-преподавателя.

Будущие художники-педагоги должны не только грамотно лепить и рисовать, но и ясно представлять методику выполнения работ. Поэтому преподавание скульптуры и рисунка должно строиться так, чтобы учащиеся выполняли каждое задание в строго методической последовательности. Только художник-педагог, прошедший хорошую школу грамотного изображения в скульптуре и рисунке, может стать настоящим профессионалом своего дела.

Художник-педагог должен уметь грамотно выполнить работу, уметь наделять свои творческие работы «самым главным - внутренней духовной жизнью» [1, с. 64], обладать «настоящим мастерством, чтобы правильно выбрать и решить тему будущего произведения» [1, с. 64]. Будущий художник-педагог должен научиться отражать в своих произведениях высокое и благородное. И в этом он должен быть примером для тех, кто у него будет обучаться.

В связи с этим в настоящее время перед художественно-графическими факультетами педагогических университетов и институтов поставлена задача не только обучать студентов профессиональной грамоте, но и воспитывать в каждом из них свободу мысли, формирующий творческий потенциал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Томский Н. В. Заметки скульптора. М.: Молодая гвардия, 1965. 144 с.

2. Художник, Ученый, Педагог. Шорохов Евгений Васильевич / отв. ред. В. К. Лебедко. М.: Реал-проект, 2005. 170 с.

3. Философская Энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М.: Сов. энцикл., 19601970.

4. Эстетика. Т. 4. М., 1973. С. 412.

5. Голубева О. Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Искусство, 2004. 120 с.

6. Лебедко В. К. Представление о пространстве и искусства. М.: Прометей МПГУ, 1993. 108 с.

7. Новоселов Ю. В. Наброски и зарисовки: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2009. 59 с. + 48 с. вкл. (Фундаментальный учебник).

8. Игнатьев Е. И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по

представлению // Психология рисунка и живописи. М., 1954.

9. Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов ХГФ средствами скульптуры: дис. ... канд. пед. наук. М.: Владос, 2000.

10. Бурдель Э. А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. 311 с.

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ-МУЗЫКАНТАМИ ОСНОВ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE STUDY OF TEACHERS-MUSICIANS OF THE FOUNDATIONS OF MUSICOLOGY IN THE PROCESS OF POST-GRADUATE EDUCATION

Г. П. Сергеева

В статье рассматриваются основные категории и понятия музыковедения, изучение которых происходит в процессе последипломного образования учителей музыки на основе деятельностного подхода. Последипломное образование педагогов-музыкантов на современном этапе должно представлять собой художественно-педагогическую систему, включающую в себя изучение вопросов музыковедения.

Ключевые слова: музыковедение, музыкальное произведение, интонационная природа музыки, жанры, стили, музыкальный язык, интеграция искусств.

G. P. Sergeeva

The article considers the basic categories and concepts of musicology, the mastering of which takes place in the course of post-graduate education of teachers of music on the basis of the activity approach. Postgraduate education of teachers-musicians at the present stage should be an artistic-pedagogical system, which includes the study of the issues of musicology.

Keywords: musicology, music, the nature of intonation music, genres, styles, musical language, the integration of the arts.

Конец прошлого века ознаменовался появлением уникальной музыкально-педагогической концепции известного композитора и общественного деятеля Д. Б. Кабалевского и разработанной на ее основе программы «Музыка» для общеобразовательных школ. В содержании этой программы впервые в практике массового музыкального образования были представлены основные закономерности музыкального искусства, которые изучались школьниками с начальных классов в доступной и понятной форме.

Учебные темы программы, которые Д. Б. Кабалевский трактовал как «ступеньки музыкальной культуры» учащихся, базировались на основных категориях и понятиях разных наук (в первую очередь, музыковедения) и раскрывали перед школьниками закономерности музыкального искусства: интонационно-образную природу музыки, ее жанровые особенности, музыкальный язык, приемы развития и драматургии музыки, специфику деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимодействие народной и профессиональной музыки, интеграцию музыки с другими видами искусства - литературой, изобра-

зительным искусством, кино, театром; традиции и новаторство в музыкальном искусстве и др.

В Федеральных образовательных стандартах «второго поколения» (далее - ФГОС), внедрение которых осуществляется в общеобразовательных учреждениях России с 2009 г., выделено «фундаментальное ядро содержания образования», которое наряду с базовыми национальными ценностями и универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) включает в себя основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры [1, с. 4].

Содержание музыкального образования школьников базируется на современных научных исследованиях и педагогической практике, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире, - философии, культурологии, эстетике, общей, возрастной и музыкальной психологии, психологии художественного творчества, музыковедении, искус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.