Научная статья на тему 'Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета'

Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СКУЛЬПТУРА / ПЛАСТИКА / СПЕЦИФИКА СКУЛЬПТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкатов Иван Александрович

Цель статьи поднять проблему эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства на современном этапе модернизации высшего образования средствами скульптуры. Задача раскрыть значение принципа единства обучения и эстетического воспитания. В выводах статьи говорится о необходимости использования потенциала изучения специфики скульптуры как вида изобразительного искусства и занятий лепкой на всех ступенях системы непрерывного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета»

УДК 73:377

ББК 85.1

Б 33

Башкатов И. А.

Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета

Аннотация:

Цель статьи - поднять проблему эстетического воспитания будущих учителей изобразительного искусства на современном этапе модернизации высшего образования средствами скульптуры. Задача - раскрыть значение принципа единства обучения и эстетического воспитания. В выводах статьи говорится о необходимости использования потенциала изучения специфики скульптуры как вида изобразительного искусства и занятий лепкой на всех ступенях системы непрерывного художественного образования.

Ключевые слова:

Эстетика, эстетическое воспитание, скульптура, пластика, специфика скульптуры.

Bashkatov Ivan Aleksandrovich

Keywords:

Aesthetics, aesthetic education, a sculpture, plastic, specificity of a sculpture.

На вопрос знаем ли мы, что такое скульптура обычно не задумываясь, отвечаем «да». Вместе с тем, не каждый ответит, что следует понимать под словом «скульптура», назовёт имена великих скульпторов, скажет, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в скульптуре, а другие - нет, каковы возможности и особенности искусства скульптуры.

Отвечая на вопрос «Что такое скульптура?», великий французский философ XVIII века Д. Дидро сказал: «Это сильная муза, но молчаливая и скрытная» [1: 3].

Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Наряду с термином «скульптура», происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово «пластика», происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Под пластикой понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем.

Ермонская В. В. в своей книге «Основы понимания скульптуры» отмечает, что возникновение этих двух терминов исторически обусловлено. «Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины, и поэтому родился термин «пластика», тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения «скульптура» (отсюда же и термин «скарпель» или «скальпель» - нож, резец)» [1: 4].

Понимать скульптуру на самом деле гораздо труднее, чем живопись, в которой более привычно и красочно отражается окружающий нас мир. Поэтому учиться понимать скульптуру как особый вид изобразительного искусства необходимо начинать с обучения в общеобразовательной школе. То немалое количество часов в общеобразовательной школе, отведённое на занятия лепкой и приобретение теоретических знаний в области эстетики скульптуры будет наиболее эффективно использовано только при достойной подготовке кадров будущих художников-педагогов, которые непосредственно изучают скульптуру, как

специальную дисциплину, её особенности и специфику, приобретая необходимые практические навыки её выполнения. На сегодняшний день часто на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе занятия лепкой и знакомство со спецификой скульптуры выпадает из практического выполнения программы. Причина этого заключается в том, что учителя изобразительного искусства часто сами не достаточно хорошо разбираются в данном вопросе и им легче заменить эти темы беседой о живописи и работой красками. Это связанно с тем, что в общеобразовательной, в художественной школах и многих высших учебных заведениях художественно-педагогического профиля не уделяется должного внимания формированию знаний, умений и навыков в области скульптуры. В настоящее время эта проблема очень актуальна. Решение данной проблемы должно осуществляться постепенно на каждой ступени непрерывного художественного образования, начиная с профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства общеобразовательной школы.

Искусство ваяния, отражая прекрасное в действительности, формирует сознание, эстетический вкус и представления о прекрасном. Понимать его в наше время должен каждый образованный человек.

Скульптура отражает в художественных образах реальный мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами.

Разбору особенностей скульптуры, её специфическому художественному языку, её творческим возможностям, анализу и систематизации её видов и жанров на лучших образцах нужно учить студентов на занятиях скульптурой на художественно-графических факультетах, чтобы они могли передать эти знания учащимся школ. Студенческая масса очень неоднородна, у некоторых напрочь отсутствует понятие, что такое скульптура, другие понимают её как выполнение различных поделок из глины. Вырабатывать нужные профессиональные качества у будущих учителей изобразительного искусства необходимо начинать уже с первых занятий лепкой геометрических тел.

Умение охватывать представлением объём, видеть общее, работать над пропорциями и различными отношениями частей, понимание процесса работы, почувствовать материал -глину, пластилин - развивается постепенно, с самых простых упражнений, и развивается только в том случае, если обучающийся работает сознательно.

Курс скульптуры и пластической анатомии в педагогическом университете -неотъемлемая часть профессиональной педагогической подготовки учителя изобразительного искусства. Объёмно-пластическая форма является основным выразительным средством, изучение этой пластической формы - основная цель обучения скульптуре. В процессе лепки, рассматривая и изучая со всех сторон натуру (модель), студент составляет себе понятие о форме предмета, о его реальном объёме и месте в пространстве.

Дальнейшее обучение скульптуре в педагогическом университете проходит по классическим античным образцам, которые наполнены пластическим содержанием, глубоким смыслом и обобщением форм. Анализируя эти произведения, копируя их в глине, студенты учатся понимать их эстетику и эстетику скульптуры вообще.

Студенты на занятиях скульптурой при практической работе должны почувствовать, что скульптура - целая философия, целый мир, который включает в себя не только пластические характеристики строения человека, животного, но и образно-эстетическое решение, подчинённое тому или иному материалу (бронза, камень, дерево). Очень важно развивать умение сразу видеть результат своей работы. Это умение является драгоценным свойством каждого большого мастера. Микеланджело видел образ человека в бесформенном каменном блоке.

Художественное творчество ограничено лишь внутренней задачей - выявить общее, наиболее ценное, совершенное в природных явлениях и выразить его в эстетически значимых формах. От интерпретации эстетической сущности категории мастерства во многом зависит и теоретическое понимание творческого процесса в искусстве, и основная практическая направленность всей работы художника-педагога.

С первых курсов подготовки учителей изобразительного искусства на художественнографических факультетах необходимо при проведении занятий скульптурой придерживаться принципа единства обучения и эстетического воспитания. При этом условии будущие учителя смогут обеспечить единство обучения и эстетического воспитания в самом характере, содержании и методике занятий, с учётом возрастных и других особенностей учащихся на всех ступенях непрерывного художественного образования.

Термин «эстетика», вошедший во многие языки мира, происходит от греческого aishesis, что значит «ощущение», «чувство», чувственное восприятие. С понятием «эстетического» связан многообразнейший круг явлений и предметов материальной и духовной жизни: прекрасное в природе, человеческой жизни, художественном творчестве. Эстетическое воспитание предполагает формирование высоких нравственных критериев, чувств и представлений. Нравственное воспитание неотделимо от развития художественного вкуса, любви к прекрасному.

Эстетика возникла и долгое время развивалась преимущественно как общая теория искусства. Искусство отражает действительность в формах самой действительности. Предметов, лишённых формы, не существует. Воспринимая предмет, мы воспринимаем его благодаря форме. Однако не всегда существует гармония формы и содержания. Искусство является выражением гармонии формы и содержания. «Предметом эстетического воспитания является формирование в человеке эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и способности к творческой деятельности по законам красоты» [2: 20].

Эстетическое воспитание на занятиях скульптурой на художественно-графическом факультете и, следовательно, на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы должно не только формировать эстетические чувства, эмоциональное отношение к окружающему миру, но и активизировать мысль учащихся, развивать способность к деятельности, к творчеству.

Занятия скульптурой при грамотном руководстве развивают у детей чувство пластической формы и восприятие трёхмерного пространства, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

В процессе приобщения детей к художественному творчеству лепка и скульптура занимают своё особое место. В них может фокусироваться способность детей образно мыслить и образно представлять увиденное. Ведь тот или иной объект недостаточно просто правильно отобразить, необходимо и воплотить в скульптуре определённый художественный замысел, выразить своё отношение к изображаемому. В тематических заданиях важно ставить перед учащимися задачу на решение современных содержательных и актуальных тем.

Каждый детский возраст проявляет себя неповторимым образом, в специфических способностях, возможностях и потребностях. Возрастные особенности будущим учителям изобразительного искусства надо знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать, решая разные задачи при обучении скульптуре. В любом возрасте каждый ребёнок имеет свои способности в той или иной деятельности. Любая конкретная деятельность имеет свои критерии «успешности», которые оцениваются по результатам этой деятельности. В художественном творчестве используются свои специфические критерии «успешности». Они обусловлены принятыми критериями оценки художественных произведений: на первый план выдвигаются образность, выразительность и мастерство воплощения задуманного. На занятиях скульптурой у учащихся развивается ряд специальных способностей. Прежде всего - чувство глубины формы и её целостного восприятия. Занятия скульптурой, как и другими видами изобразительного искусства, воспитывают эстетический и художественный вкус детей, закладывают серьёзную основу для их дальнейшей деятельности в самых разных общественных и производственных сферах.

Будущий учитель за время обучения на художественно-графическом факультете должен приобрести специальные знания и навыки в области скульптуры, чтобы умело

организовать руководство занятиями лепкой с детьми. Все занятия скульптурой в общеобразовательной школе должны строиться по принципу последовательного усложнения работы - от простого к сложному. Большое место в процессе обучения должно занимать изучение и изображение человека - главного объекта скульптуры. Нужно не только научить детей работать с глиной и пластилином, но и научить их анализировать и понимать произведения скульптуры.

Быть зрителем - это искусство, складывающееся из науки, культуры и знания. Их важнейшим компонентом является эстетическое понимание творчества. Методологию эстетики необходимо оптимально учитывать в процессе образования и воспитания подрастающего поколения. Не с целью сделать из всех художников-скульпторов, а научить воспринимать произведения искусства, правильно их профессионально и эстетически оценивать.

Нельзя допускать, чтобы эстетическое воспитание на первых ступенях непрерывного художественного образования превратилось в преподавание какого-то упрощённого детского искусства. Оно должно подразумевать систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность видеть и наслаждаться красотой и создавать её, то есть готовить не только художников, но и понимающих искусство зрителей. Эстетическая методология - это наука, которая нужна всем, не только художникам профессионалам, но и широкой публике зрителей. Только при преемственности эстетического воспитания средствами скульптуры на всех ступенях обучения учащиеся будут ориентироваться в специфике скульптурных произведений, украшающих площади городов, парки и скверы посёлков и деревень.

Примечания:

• Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. М.: Искусство, 1964. С. 55.

• Система эстетического воспитания школьников / под ред. С.А. Герасимова. М.:

Педагогика, 1983. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.