Научная статья на тему 'Методология формирования системы финансового обеспечения развития предпринимательства в условиях перехода к экономике инноваций'

Методология формирования системы финансового обеспечения развития предпринимательства в условиях перехода к экономике инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FINANCIAL PROVISION / КРЕДИТОВАНИЕ / CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юленкова Ирина Борисовна

В статье рассматривается методология формирования системы финансового обеспечения развития предпринимательства, дана характеристика субъектов малого предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for Formation of the System for Entrepreneurship Development Financial Provision in the Conditions of Transfer to the Economy of Innovations

Methodology for the formation of the system for entrepreneurship development financial provision is considered in the article. Characteristics of small entrepreneurship entities in the sphere of science and scientific service in the Republic of Mordovia are presented.

Текст научной работы на тему «Методология формирования системы финансового обеспечения развития предпринимательства в условиях перехода к экономике инноваций»

И. Б. ЮЛ ЕН КО В А

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ИННОВАЦИЙ1

Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, инновации, финансовое обеспечение, кредитование Key words: entrepreneurship, business, innovations, financial provision, crediting

В условиях современных реформ активизация инновационной деятельности является объективной необходимостью подъема экономики и социального развития России. Для этого есть достаточный научно-технологический потенциал и соответствующие факторы его эффективного использования в национальной экономике. К числу таких факторов, на наш взгляд, можно отнести развитие малого предпринимательства (МП) на основе малого бизнеса в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

МП в инновационной сфере формируется несколькими путями. Инновационные предприятия могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций, финансирование которых постоянно сокращается и которые не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники.

Инновационные предприятия могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ, производственных объединений и промышленных предприятий. В этом случае они не только ведут научные и прикладные исследования, но и могут доводить их до коммерческой реализации, завершая тем самым полный инновационный цикл.

ЮЛЕНКОВА Ирина Борисовна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Еще одним путем образования инновационных предприятий является объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период их существования часто ограничивается сроками реализации идеи. Инновационные предприятия могут формироваться и как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в той или иной области. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Инновационный бизнес привлекателен для бизнесмена по ряду причин. Во-первых, он призван совершенствовать деятельность всех других сфер предпринимательства, так как без инновационной составляющей любому бизнесу крайне сложно конкурировать. Во-вторых, он ориентирован на конкретные потребности покупателя и, в-третьих, всегда носит актуальный и соревновательный характер.

Несмотря на невысокую долю инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России, эту область малого бизнеса можно поставить на одно из ведущих мест по значимости для развития экономики.

Как показывает мировой опыт, социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается прежде всего наличием развитой национальной инновационной системы. Во многих странах по-разному приняты определенные меры для саморазвития МП в научно-технической сфере, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и др. Важно подчеркнуть, что государство везде инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивает для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

При всей своей привлекательности малый инновационный бизнес на современном этапе имеет серьезные проблемы. К основным барьерам развития инновационного малого бизнеса следует отнести отсутствие правовой основы; низкую востребованность малого инновационного бизнеса; кадровую проблему, которая возникает из-за того, что опытные кадры уходят, а у молодых специалистов не хватает опыта в данной сфере, а также вследствие «утечки мозгов»; фи-

нансовые механизмы инновационной деятельности; низкую мотивацию исследователей; неблагоприятный экономический фон, так как кризис экономики, науки и образования не дает развиваться малому инновационному бизнесу.

Выявленные проблемы позволяют нам сделать вывод о необходимости формирования собственной национальной инновационной системы, основой которой будет развитая инновационная инфраструктура. Инновационная сфера деятельности играет важную роль и в экономическом развитии регионов.

Региональная инновационная система (РИС) в отличие от национальной определяется как подсистема социально-экономической политики региона и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, а также региональной политики, проводимой на федеральном уровне и направленной на эффективное использование потенциала регионов и выравнивание их экономического развития.

Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России — научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере региона. Второй фактор — возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Мордовии, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования.

Реализовать эти факторы можно с помощью:

— восстановления деятельности этих предприятий. Однако сделать это, несмотря на усилия, не удается из-за отсутствия рынка продаж и, следовательно, необходимых инвестиций для поддержания факторов производства на необходимом технологическом уровне;

— расширения малых предприятий, преимущественно ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического задела или на его трансферт в развитые страны для производства высокотехнологичной продукции;

— развития взаимодействия малых и крупных предприятий, однако при этом нельзя допустить ухода МП в теневую экономику.

Необходимо проанализировать инновационный малый бизнес, учитывая его роль в экономике региона и РФ в целом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика субъектов МП в сфере науки и научного обслуживания в Республике Мордовия в 2002—2010 гг.2

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Количество

малых пред-

приятий 34 31 26 30 29 21 17 14 12

Темп роста, % -19,0 -8,8 -16,1 -15,4 -3,3 -27,6 -19,0 -17,6 -14,3

Удельный

вес в общем

количестве

МП, % 1,6 1,7 1,1 1,2 1,0 1,0 0,8 0,6 0,3

Численность

работников,

чел. 114 70 99 104 135 107 105 100 76

Темп роста, % -31,3 -38,6 41,4 5,0 29,8 -20,0 -2,0 -5,2 -24,0

Удельный

вес в общей

численности

работников

МП, % 0,6 0,4 1,2 0,9 0,8 0,8 0,56 0,3 0,2

В сфере науки и научного обслуживания в 2010 г. действовали 12 малых предприятий, что на 14,28 % меньше, чем в 2009 г. Численность занятых на предприятиях этой сферы составила в 2010 г. 76 чел., что на 24 % меньше, чем в 2007 г. При этом важно отметить, что с 2006 г. наблюдается отрицательная тенденция по этому показателю. Объем выпускаемой продукции и оказанных услуг в 2010 г. составил 4 688 тыс. руб., что на 2,2 % меньше, чем в 2007 г. и на 20 % меньше уровня 2002 г. (табл. 2).

Удельный вес инновационного малого бизнеса в общем объеме МП республики крайне незначительный. В 2010 г. количество малых инновационных предприятий (МИП) составляло 0,3 % от общего количества малых предприятий республики. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания едва достигла 0,2 % от общей численности занятых на малых предприятиях. В структуре выпускаемой продукции и оказанных услуг доля МИП составила лишь 0,05 %. При обращении к данным официальной статистики

мы можем увидеть, что показатели удельного веса инновационного МП имеют тенденцию к снижению. За 9 лет (с 2002 по 2010 г.) количество МИП сократилось на 71 %. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития малого инновационного бизнеса в республике и необходимости усиления его государственной поддержки.

Таблица 2

Объем выпуска товаров и услуг МП в сфере науки и научного обслуживания в Республике Мордовия в 2002—2010 гг.3

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Выпуск това-

ров и услуг,

тыс. руб. 12501 15850 21888 25832 6861 11157 7856 4791,6 4688

Темп роста, % 114,4 26,8 38,1 18,0 -73,4 62,6 -29,6 -39,0 -2,2

Удельный вес

в общей

численности

работников

МП, % 1,8 1,5 2 1,6 0,4 0,4 0,2 0,06 0,05

Процессы, происходящие в сфере МП Мордовии, свидетельствуют о том, что при значительном потенциале этот сектор еще далек от уровня, характерного для страны с развитой рыночной экономикой. Несмотря на то что за последние годы наблюдается значительный прирост по многим показателям в сфере МП, Мордовия все еще занимает последние места в рейтинге по Приволжскому федеральному округу4. Поэтому правительству республики необходимо проводить более эффективную политику поддержки МП по всем отраслям производства.

Отсутствие единого программно-целевого подхода к осуществлению комплексной поддержки инновационного малого бизнеса, который учитывал бы национальные задачи и специфические региональные особенности, существенно снижает эффективность принимаемых мер стимулирования его развития. В связи с этим представляется важным определение путей совершенствования развития региональной системы поддержки инновационного малого бизнеса.

Для решения обозначенных проблем необходимо принять меры к формированию современной нормативно-правовой базы для стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур. Кроме того, мы предлагаем

создать оптимальные условия для развития малого бизнеса в целом и малых предприятий инновационного сектора в частности: снизить пошлины на оборудование, решить таможенные проблемы, ввести льготы по налогу на прибыль, потреблению электроэнергии и аренде помещений. Очень важно обеспечить подготовку квалифицированных руководителей инновационных проектов. Исходя из этого, на наш взгляд, следует проводить политику по поддержке МП на федеральном и региональном уровнях.

Для развития инновационного бизнеса необходимо использовать различные формы финансирования: государственное, акционерное, венчурное, смешанное финансирование; банковские кредиты; финансовый лизинг; форфейтинг и франчайзинг.

Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах финансирования федеральных целевых инновационных программ, финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и др.5

Государство, бесспорно, играет существенную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого инновационного бизнеса. Однако основное бремя и основные доходы от финансового обслуживания малого инновационного предпринимательства приходятся на финансовые институты, непосредственно взаимодействующие с малым бизнесом (банки, микрофинансовые институты, лизинговые и страховые компании). Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

Малому бизнесу сотрудничество с банками могло бы позволить с самого начала научиться планировать деятельность, анализировать рынок, управлять финансовыми потоками и адекватно оценивать свое состояние. Пока же финансированием реальных стартапов занимаются преимущественно даже не венчурные фонды, а бизнес-ангелы — успешные бизнесмены и специалисты, желающие вложить свои деньги в реальное производство и получить от него приличный доход.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников. Примером этой формы финансирования является деятельность обществ взаимного кредитования — кредитных союзов и кооперативов. Кредитные кооперативы представляют собой форму организации взаимного кредитования граждан, физических лиц, которые не прибегают к помощи банков, каких-либо внешних источников кредитования, а работают по типу кассы взаимопомощи. В своей процентной политике кредитные кооперативы в основном ориентируются на Сбербанк. Кредиты, как правило, предоставляются на короткий срок. Направления вложений — потребительские нужды, торговые «челночные» операции, финансирование жилищного строительства.

Мировой опыт показывает, что общества взаимного кредитования являются полезными и эффективными источниками финансовой поддержки предпринимательства. Однако в настоящее время развитие этих форм тормозится отсутствием правовых норм и правил их деятельности. Иногда кредитные кооперативы сталкиваются с ситуацией отказа в регистрации или открытия банковского счета. Это приводит, с одной стороны, к ограничению круга операций, с другой — к увеличению «черного» наличного оборота.

Кредитные союзы и кооперативы как форма финансирования предпринимательства особенно важны для регионов. В связи с этим органам местного управления необходимо рассмотреть возможность подключения кредитных кооперативов к программам поддержки малого бизнеса, разработать процедуры совместного финансирования перспективных проектов, особенно в областях, жизненно важных для конкретного региона.

В этом же направлении могут работать фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы. Разработка конкретных форм их взаимодействия будет способствовать как институциональному развитию, так и улучшению предпринимательской среды, а объединение усилий региональной администрации, науки, бизнеса и консалтингового сообщества в интересах формирования и реализации стратегических региональных приоритетов будет только способствовать этому.

Сегодня мы можем сказать, что в России постепенно появляется новая структура государственного управления, формируется законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями совершенствования системы финансового обеспечения развития предпринимательства должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов инновационных малых предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес.

Разработанный комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма поддержки инновационного МП будет способствовать оздоровлению социально-экономического положения региона, увеличению доходной части бюджетов всех уровней, а также снижению отраслевых и территориальных диспропорций развития малого инновационного бизнеса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья публикуется при финансовой поддержке РГ НФ № 11-12-13001а/В.

2 См.: Малое предпринимательство в России // Стат. сб. Росстат. 2010. 288 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 См.: Велиева Н.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста // Аудитор. 2007. № 11. С. 33—36.

Поступила 20.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.