Научная статья на тему 'Кредитная поддержка в системе финансового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий России'

Кредитная поддержка в системе финансового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / GOVERNMENT GUARANTEES / BID SECURITY / COVERAGE OF LOANS / СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКИ / SUBSIDIZING OF INTEREST RATES / MICROFINANCING / КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / CREDIT UNIONS / ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / FINANCIAL SUPPORT FUND / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / VENTURE CAPITAL FINANCING / ЗАЛОГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

В целях реализации эффективной инновационной политики государство должно обеспечить стабильность и конкурентоспособность банковского сектора, а также переориентировать его на интересы малого предпринимательства, создать условия для получения им полноценной финансовой поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Credit Support in the Financial System of Small Innovative Enterprises Activity in the Russian Federation

To pursue an efficient innovative policy the state ought to maintain stability and competitive ability of the banking sector, and further to redirect it to small enterprises interests, to provide grounds for their the full-rate financial backing.

Текст научной работы на тему «Кредитная поддержка в системе финансового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий России»

Ю.Н. Нестеренко

КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

В целях реализации эффективной инновационной политики государство должно обеспечить стабильность и конкурентоспособность банковского сектора, а также переориентировать его на интересы малого предпринимательства, создать условия для получения им полноценной финансовой поддержки.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, государственные гарантии, залоговое обеспечение, субсидирование процентной ставки, микрофинансирование, кредитные кооперативы, фонд финансовой поддержки, венчурное финансирование.

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малых инновационных предприятий (МИПов). Они по количественным критериям относятся к субъектам малого предпринимательства (МП) и занимаются инновационной деятельностью, которая предусматривает научные исследования, трансфер знаний в предпринимательскую среду, внедрение инноваций в производство, налаживание их серийного выпуска, а также доведение новых технологий и продуктов до потребителя.

МИПы, создавая потенциал для изменения диспропорций в производстве, способствуют специализации национальных инновационных систем и взаимной увязке направлений развития науки, отечественной промышленности и экспорта. Они являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывают новые сегменты рынка, осваивают и внедряют новые технологии, повышают конкурентоспособность производства, способствуют углублению специализации деятельности, способствуя формированию новых технологических укладов.

© Нестеренко Ю.Н., 2010

Поэтому МИПы наиболее адекватны современной структуре рынка и соответствуют потребностям инновационной экономики. МИПы придают ей гибкость и адаптивность, формируют ее массовый и непрерывный характер, влияют на распространение в обществе новой культуры бизнеса.

МИП является важным элементом инновационной инфраструктуры промышленно развитых стран. По статистике, от 30 до 60% малых и средних предприятий в европейских странах являются инновационно-активными1. В то же время в России, несмотря на общую положительную динамику развития малого предпринимательства, масштабы инновационно-активных предприятий несравнимо малы. В настоящее время доля МИПов в общей структуре субъектов МП России незначительна и составляет от 1,4% до 3,5%. Причем из всех МИПов не более 15% могут считаться по-настоящему инновационными2: проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. На доминирующей массе предприятий лишь эксплуатируют научный и инновационный потенциал, накопленный в советское время.

Приведенные выше данные свидетельствуют, что состояние этой сферы отечественной экономики является примером упускаемых страной возможностей, ибо достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможно без развития малого инновационного бизнеса. Однако понимание необходимости в проведении глубоких реформ в области инновационной политики государства находится в серьезном противоречии с факторами, которые негативно влияют на состояние и перспективы функционирования российских МИПов.

Причины, сдерживающие развитие МИПов в стране:

1) недостаток денежных средств предприятий. Так, в России только 7,1% исследований и разработок в промышленности осуществляется за счет собственных средств, в то время как в странах Евросоюза показатель превышает 50%3;

2) недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. Доля государства в расходах на НИОКР в западных странах колеблется от 43% (в Германии) до 52-53% (во Франции и Великобритании). Российское государство скромно поддерживает МИПы и одновременно не предоставляет гарантий, чтобы МИПы могли шире использовать заемные средства;

3) информационную, финансовую и организационно-консультационную помощь МИПам России осуществляет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической

сфере. Однако размеры помощи невелики. Так, в 2008 г. эта сумма составила всего 1 567 500 тыс. руб., что соответствует 1,5% расходов федерального бюджета, направляемых на науку4;

4) высокая стоимость нововведений, поэтому затраты на инновации не превышают 1,5% стоимости промышленной продукции, в то время как в странах ЕС показатель составляет 4,2%5;

5) низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию. Инновации в России не востребованы бизнесом, реализуется всего 8-10% инновационных идей и проектов, в то время как в США - 62%, а в Японии - 95%6.

Тормозом для развития малого наукоемкого бизнеса в России является несовершенство законодательной базы, регулирующей процессы производства и коммерциализации знаний, нерешенность вопроса о правах на интеллектуальную собственность, неразвитость инновационной инфраструктуры, отсутствие статистической отчетности и учета в области инновационной деятельности.

Отрицательное влияние на развитие МИПов оказывает состояние важнейших ресурсных рынков, отсутствие единой базы данных о поставщиках и покупателях инновационной продукции, рост издержек производства и цен на промышленную продукцию, конкуренция со стороны отечественных крупных предприятий и иностранных компаний, наличие устаревших производственных мощностей и немногочисленных льгот в налоговом законодательстве, недостаток и ограниченность доступа предприятий к заемным средствам.

Проблема банковского кредитования субъектов МП в России остается на повестке дня уже несколько лет, несмотря на то что на рынке банковских услуг произошли существенные перемены. Во-первых, рынок расширился за счет выхода новых игроков и активной экспансии коммерческих банков в регионы; во-вторых, увеличилось число программ кредитования; в-третьих, увеличились меры государственной поддержки предпринимательства. В первом полугодии 2008 г. объем банковских кредитов, предоставленных малым и средним предприятиям, достиг 1322 млрд руб.7.

Однако спрос на кредитные ресурсы субъектами малого бизнеса удовлетворен лишь на треть, а в условиях финансовой нестабильности прогнозируется снижение совокупного кредитного портфеля банков и существенный рост потребностей МИПов в финансовых ресурсах. Средневзвешенная ставка по кредитам МСПов увеличивается; если в начале 2008 г. ее уровень находился в пределах 12-14%, то сейчас она колеблется от 20 до 25 %. На рынке продолжают доминировать краткосрочные кредиты, которые используются на пополнение оборотного капитала предприятия.

Среди заемщиков преобладают предприниматели, ведущие бизнес в сфере розничной торговли или транспорта, а также сельхозпроизводители. Малые же предприятия, осуществляющие свою деятельность в отраслях промышленности, а также наукоемкие компании продолжают находиться в состоянии аутсайдеров, привлечение заемных средств которыми сопряжено с высоким уровнем рисков. Они вызваны неопределенностью в результатах научных исследований и возможностях их коммерциализации, связаны с отсутствием залогового обеспечения у предприятий и механизмов для предварительного анализа инновационных проектов у банков.

Поэтому для снижения рисков кредитования и увеличения объема заемных средств у отечественных МИПов должны быть расширены и активно внедрены в практику программы по предоставлению государственных гарантий малому бизнесу. Их суть заключается в перенесении части финансовых рисков МП на общественный сектор и на обязательства государства покрыть затраты по выплате кредита в случае провала наукоемкого проекта, что позволит сделать процесс кредитования МИПов привлекательным для коммерческих банков.

Примером подобного механизма может служить программа предоставления кредитов малому бизнесу Small Business Loans Act, которая реализуется в Канаде, и Small Firms Loan Guarantee Scheme в Великобритании8. Эти программы получили широкое распространение, однако несмотря на их привлекательность, эффективность их применения была невысокой. Программы предусматривали соблюдение ряда условий. Во-первых, МП не должны были обращаться за кредитами в банки. Во-вторых, разрабатываемая продукция в рамках финансируемого инновационного проекта должна была соответствовать потребностям рынка. В-третьих, предполагалось перенесение части кредитного риска на коммерческий банк, участвующий в финансировании. Четвертым условием был постоянный мониторинг для оценки результативности программ. Наконец, государственные гарантии должны были предоставляться только по высокорисковым проектам.

Для снятия этих ограничений и повышения эффективности государственной поддержки развития предпринимательства были созданы специализированные банки, занимающиеся кредитованием МП, и ассоциации гарантирования кредитов. Основной задачей этих учреждений стало преодоление традиционных трудностей, связанных с ограниченными возможностями малых компаний в привлечении заемного капитала, с высокими затратами по сделкам и с большими информационными расходами.

В Нидерландах в рамках правительственного постановления о кредитных гарантиях для малого и среднего предпринимательства разработана программа предоставления долгосрочных банковских кредитов под государственные гарантии для инновационных компаний9. Примером может также служить двухуровневая система кредитования МСП, которая действует в Японии. Специальные банки предоставляют кредиты МП и получают взамен гарантии возврата ссуд от одной из 52 независимых Ассоциаций гарантирования кредитов (Credit Guarantee Corporations, CGC). Эти гарантии страхует Японская корпорация малых и средних предприятий (Japan Small and Medium Enterprise Corporation, JASMEC), причем страхователем выступает CGC. Страховой взнос установлен на минимальном уровне, чтобы снизить стоимость взноса за предоставление гарантии, уплачиваемого малыми и средними предприятиями. Кредитная страховка покрывает 70-80% суммы по гарантии, а оставшиеся 30-20% берет на себя CGC10.

Кроме того, на Западе получили распространение так называемые банки развития. Они занимаются кредитованием МП, действуя под эгидой государства и используя в своей деятельности бюджетные деньги или средства международных займов.

В России государственная помощь МП в получении банковских кредитов определена законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которая наряду с субсидиями и бюджетными инвестициями включает государственные и муниципальные гарантии по обязательствам МП, хотя механизм их предоставления нормативным актом не определен. Таким образом, закон не регулирует вопросы государственного обеспечения кредитов, что негативно сказывается на взаимоотношениях коммерческих банков с субъектами малого предпринимательства.

Для институциональной поддержки МИПов промышленности государству необходимо обеспечить стабильность и конкурентоспособность банковского сектора, а также переориентировать его на интересы МП. Проводимая государством политика должна стимулировать предоставление коммерческими банками кредитов МИПам. Особая помощь должна оказываться МИПам кредитными организациями, в которых есть доля государства в уставном капитале, ибо если государство заинтересовано в развитии этого сектора экономики, то оно должно взять на себя ответственность по созданию благоприятных условий для кредитования хотя бы в своих банках.

Институциональная поддержка кредитования МИПов должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Для снижения риска кредитного портфеля коммерческих банков, работающих с субъектами МИП, государство должно расширить возможности для субсидирования процентной ставки по кредитам и участия в долевом финансировании инвестиций социально значимых проектов. Например, субсидии за счет средств бюджета города Москвы предоставляются субъектам МП на условиях софинансирования расходов по уплате процентной ставки по кредитам субъектов МП.

Предельный размер субсидии по кредитам, выдаваемым коммерческими банками субъектам МП, не превышает 75% ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Компенсация осуществляется путем предоставления Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города субсидии в размере разницы между суммой процентов, подлежащих к уплате по установленной банком ставке, и суммой процентов, указанной в договоре с МП.

Компенсация предоставляется в виде траншей, выплачиваемых в соответствии с графиком уплаты процентов по кредиту банка. Предоставление компенсации осуществляется в соответствии с договором, предусматривающим поручение субъекта МП, получающего кредит, на перечисление средств компенсации непосредственно на счет банка. При этом выплата каждого последующего транша осуществляется при условии подтверждения банком-кредитором выполнения заемщиком - субъектом МП своих обязательств.

Предельный размер субсидий составляет 350 тыс. руб. при условии вложения предпринимателем в проект собственных средств в размере не менее 50% суммы финансирования проекта.

Кроме того, Москва предлагает компенсацию процентных ставок по банковским кредитам (75% ставки при сроке кредита более 3 лет, 50% - при сроке от 1 до 2 лет, и 25% - менее одного года) для тех МП, которые работают в приоритетных для города сферах -инновациях, производстве, ЖКХ, ремесленничестве, социальной сфере, молодежном бизнесе и бытовом обслуживании.

2. Остро стоит вопрос о расширении деятельности фондов финансовой поддержки предпринимательства, которые должны аккумулировать бюджетные средства и финансировать программы развития МИПов, удовлетворить потребности предприятий в кредитных ресурсах и предоставить поручительство по ним.

В качестве примера можно привести Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, который был создан с целью развития системы гарантирования кредитов, займов и отношений лизинга субъектов МП города.

Фонд создан с целью обеспечения равного доступа субъектов МП к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития в городе Москве системы кредитования МП, системы гарантий и поручительств по обязательствам МП, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга, развития инфраструктуры финансирования субъектов МП на возвратной основе в форме кредитов, займов, лизинга машин и оборудования.

За период деятельности с октября 2006 г. по 31 декабря 2008 г. Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы было предоставлено 1673 поручительства на общую сумму свыше 5,87 млрд руб., что позволило субъектам МП привлечь кредитных ресурсов в объеме более 12,2 млрд руб.

3. Для снижения неопределенности и рисков, возникающих при финансировании МИПов, важно задействовать и такой механизм, как банковское страхование с участием государства, которое играет роль страховой компании, предлагая банкам услуги по перестрахованию.

4. Необходимо стимулировать развитие микрофинансовых организаций - кредитных кооперативов, которые обеспечат доступ МП, фермеров и индивидуальных предпринимателей к заемным ресурсам.

Цель микрофинансирования - создать высокодинамичную и эффективную систему кредитования МП для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям.

Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего начать бизнес без стартового капитала и кредитной истории, получить небольшие и короткие деньги, а также упростить условия предоставления займов.

По данным Российского микрофинансового центра, на начало 2008 г. в России действовало более 2 тыс. небанковских финансовых организаций, реализующих программы для МП. Их совокупный портфель составлял около 25 млрд руб., число обслуживаемых субъектов достигало 400 тыс.

Однако этих средств недостаточно для полноценного удовлетворения финансовых потребностей МП на территории страны. Существующее предложение микрокредитов составляет не более 10% спроса, оцениваемого экспертами в 250 млрд руб. В условиях кризиса можно ожидать усугубления ситуации.

5. Программы государства должны быть направлены на развитие небанковской инфраструктуры поддержки МИПов, включающей лизинговые, факторинговые компании и венчурные фонды.

Эти меры, с нашей точки зрения, будут направлены на расширение возможностей для финансирования коммерческими банками МИПов, что в свою очередь позволит изменить их количественное и качественное положение в экономике страны и окажет существенное влияние на построение в России эффективной национальной инновационной системы.

Примечания

10

1 Small and Medium-seized Enterprises: Local Strength, Global Reach: Policy Brief, OECD. 2000. Р. 3.

2 Борисов С. Бизнес и государство: Голод на инновации // Ведомости. 2006. № 91 (1618).

3 Статистический сборник. Россия и страны мира. М., 2004. С. 301.

4 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [2008]. URL: http://www.fasie.ru/index.php?rid=91 (дата обращения: 21.01.2009).

5 Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5. С. 49.

6 Иванов М, Иванова Р. Становление института интеллектуальной собственности - необходимое условие сохранения научно-технического потенциала России // Науковедение. 2002. № 2. С. 60.

7 Рейтинговые данные [Электронный ресурс] // Сайт РосБизнесКонсалтинг. [2008]. URL: www.rbc.ru (дата обращения: 21.01.2009).

8 Financing Innovative SMEs in a Global Economy // 2nd OECD Conference of Ministers Responsible for Small and Medium-seized Enterprises (SMEs) «Promoting Entrepreneurship and Innovative SMEs in a Global Economy: Towards a More Responsible and Inclusive Globalization». Istanbul, Turkey, 3-5 June 2004. P. 31-33.

9 Мухамедшин И. Венчурное финансирование: проблемы развития в России и опыт развитых стран // Консультант директора. 2003. № 2. Financing Innovative SMEs in a Global Economy. P. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.