ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 338
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Р. Б. ГАМИДУЛЛАЕВ Пензенская государственная технологическая академия, кафедра экономики и менеджмента, e-mail: [email protected]
Гамидуллаев Р. Б. - Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 295-301. - В условиях становления в России экономики инновационного типа усиливается значимость малого инновационного предпринимательства, и оно превращается в ключевой фактор коренных изменений. Опыт зарубежных стран свидетельствует о необходимости государственной поддержки данного сектора экономики. Статья посвящена исследованию структуры системы государственной поддержки малого бизнеса и анализу основных механизмов ее реализации.
Ключевые слова: инновации, малое предпринимательство, государственная поддержка.
Gamidullaev R. B. - The analysis of mechanisms of state support of small innovative business // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 295-301. -The formation of the innovative economy type in Russia is being going on, the importance of small innovative business amplifies, it turns into the key factor of radical changes. The experience of foreign countries testifies to the necessity of state support for the given sector of the economy. The article is devoted to the system structure study of state support for small-scale business and the analysis of the basic mechanisms of its realization.
Keywords: the innovation, small business, the state support.
В настоящее время перед Россией стоит важнейшая задача - повышение конкурентоспособности экономики. По оценкам Всемирного экономического форума 2009-2010 года Российская Федерация по уровню глобальной конкурентоспособности находится только на 51-м месте. Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо использовать рыночные механизмы. Важнейшую роль в данном вопросе может сыграть сектор малого инновационного предпринимательства.
Государство разрабатывает механизм поддержки инновационной деятельности малых предприятий. Стимулы же к инновациям, эффективность производства, благоприятный инвестиционный климат, возможности финансирования выпуска наукоемкой продукции и трансферта высоких технологий определяются уровнем цен, размером банковских процентов, величиной и структурой спроса на инновации, нормой рентабельности, которые, в свою очередь, влияют на характер и динамику развития малых инновационных предприятий [1, с. 61].
Термин «механизм» [4] означает: внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие; система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида
деятельности; последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.
По определению М. И. Круглова «Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев - также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства и научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов действующих сторон, объектов и субъектов управления» [2, с. 126].
Таким образом, под механизмом государственной поддержки малого инновационного предпринимательства (МИП) предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.
Основу информационной базы исследования составили результаты проведенного нами анкетирования выборочной совокупности малых инновационных предприятий, а также результаты социологического исследования, опубликованные в отчете Опоры Рос-
сии «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» [7].
для выявления основных проблем, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия в современных условиях, мы провели анкетирование выборочной совокупности таких предприятий, функционирующих на сегодняшний день в качестве внутренних или внешних клиентов бизнес-инкубаторов в одиннадцати регионах Российской Федерации. Это Красноярский край, республика Мордовия, Пензенская область, Нижегородская область, Омская, Вологодская, Курганская, Саратовская области, республика Татарстан, Ростовская и новосибирская области. Всего было отправлено 250 анкет для руководителей предприятий. Получено и обработано 178 ответов.
Рассматривая систему государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, следует отметить, что она должна иметь: четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему; инструменты регулирования и поддержки.
Систему государственной поддержки МиП следует рассматривать как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Функции отдельных элементов системы вытекают из основной ее цели и задач. Основная цель состоит в создании наиболее благоприятных условий для развития малого инновационного предпринимательства.
К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько составляющих:
1) прямое государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ниОКР) путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;
2) косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки МиП;
3) предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научнотехнического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения.
идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта регулирования. Однако в нынешних социально-экономических условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии.
Проведенный в ходе исследования опрос малых инновационных предприятий показал, что 40 % респондентов считают проводимую государством политику в сфере поддержки МиП неэффективной.
Следующие сведения представлены в отчете «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России» [7, с. 69]: 63 % руководителей малых инновационных компаний не видят никаких или почти никаких позитивных результатов работы в сфере государственной политики в области науки, технологий и инноваций. Количество тех, кто оценивает позитивные результаты как более или менее существенные крайне мало - 15 %. данные результаты очень показательны, учитывая взаимозависимость направлений государственной политики, в целом, сфере науки, инноваций, технологий и, в частности, в сфере поддержки МиП.
Согласно одному из существующих подходов выделяются такие принципы государственной поддержки малого бизнеса, как протекционизм; программно-целевой характер; дифференцированность; обусловленная гарантированность поддержки и ответственность госорганов; учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей; ориентированность системы поддержки МП на регулирование внешней среды малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий и на самоорганизацию соответствующей системы институтов [6, с. 41].
данные принципы, на наш взгляд, также применимы для системы господдержки и малого инновационного предпринимательства. Однако этот перечень, по нашему мнению, необходимо дополнить следующими принципами:
- оптимизация государственной поддержки;
- постоянное совершенствование форм государственной поддержки и способов ее реализации;
- рациональность предоставления государственной поддержки.
Под протекционизмом господдержки понимается государственная защита интересов российских МИП и поощрение экспорта конкурентоспособного товара на внешних рынках путем осуществления тарифного и нетарифного регулирования.
Под дифференцированностью господдержки понимается учет вида инновационной продукции при оказании поддержки, то есть, является ли созданная инновация впервые внедренной продукцией, либо усовершенствованной продукцией, либо новым типом продукции [5, с. 3].
Программно-целевой характер господдержки подразумевает выработку единой целевой стратегии,
методов и инструментов поддержки МИП, а также разработку государственных программ, способствующих формированию и развитию сектора малого бизнеса в России.
Обусловленная гарантированность поддержки и ответственность госорганов - необходимый фактор осуществления как государственный политики по поддержке инновационной деятельности в целом, так и, в частности, развития малого инновационного предпринимательства.
Ориентированность на регулирование внешней среды МИП - подразумевает использование государством, в первую очередь, не прямые методы регулирования, а косвенные, посредством создания благоприятных внешних условий для функционирования предприятий (стабильность в экономике, низкая инфляция, благоприятная политическая обстановка и т. п.)
Оптимизация государственной поддержки должна осуществляться «путем возможности сочетания различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов научной и научно-технической деятельности, используемых при производстве инновационной продукции, вида и типа производимой инновационной продукции и других существенных показателей» [5, с. 1].
Рациональность предоставления государственной поддержки подразумевает, что она должна исключать необоснованное финансирование аналогичных инновационных проектов и программ.
Учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых инновационных предпринимателей - разработка программ господдержки должна учитывать многочисленные факторы риска, которые сопровождают деятельность малого инновационного бизнеса.
Постоянное совершенствование форм государственной поддержки и способов ее реализации - это неотъемлемый процесс, так как меняется внешняя среда, развиваются и сами инновационные предприятия, соответственно все это требует совершенствования господдержки, ее форм и способов реализации. А также, учитывая то обстоятельство, что сектор МиП -достаточно новое явления для российской экономики, а государственная поддержка данного сектора еще более новое, то совершенствование необходимо также, исходя из соображений недостаточности опыта и существующих недостатков государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса.
Предлагаем в системе господдержки МиП выделить 3 подсистемы: программно-целевой блок, организационно-правовой и функционально-ресурсный.
Программно-целевой блок системы господдержки включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий.
Организационно-правовой блок включает в себя специализированные органы государственного управления и органы государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства, а также его
законодательную и нормативно-правовую базу. данный блок охватывает такие подсистемы обеспечения поддержки малого бизнеса, которые выполняют следующие функции: законодательного и нормативноправового обеспечения; содействия малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭд); интеграционного взаимодействия крупного и малого бизнеса и т. д.
Функционально-ресурсный блок оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда).
Таким образом, систему господдержки МиП представим в виде следующей схемы (рис. 1).
Следуя логике исследования, выделим в системе господдержки МИП программно-целевой, организационно-правовой и функционально-ресурсный механизмы поддержки (табл. 1).
Рассмотрим первый механизм программно-целевой. необходимо отметить, что в основе данного механизма господдержки МИП лежит Концепция долгосрочного прогноза (КДП) научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с КДП основной целью долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 г. является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Основы) реализуются поэтапно. Проведенные нами исследования показали, что значительная часть конкретных стимулирующих мер, даже 2 этапа (с 2006 до 2010 года), не реализована, и, соответственно, не приходится говорить об эффективности современного этапа реализации Основ.
Целью реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста [8].
Анализируя эффективность реализации данной стратегии, приходится констатировать, что ее реализация неэффективна: целевые показатели не достигнуты, в том числе вследствие экономического кризиса 2008-2009 годов. Так, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП планировалось довести к 2010 году до 2 %, а реально достигнуто лишь 1,3 %, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке был запланирован на уровне 15 %, а достигнуто 9,4 % [8].
Рис. 1. Структурная схема системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства
Таблица 1
Механизмы господдержки малого инновационного предпринимательства
Механизмы Характеристика Содержание
Программно-целевой цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки МИП. программно-целевое обеспечение поддержки МИП
Организационно-правовой регулирование внешней среды взаимодействия соответствующих институтов и субъектов предпринимательской деятельности специализированными органами государственного управления и органами государственной и негосударственной поддержки МИП. законодательное и нормативно-правовое обеспечение; содействие малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности; интеграционное взаимодействие крупного и МИП; международное сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства России и стран СНГ и т. д.
Функционально-ресурсный оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда). финансово-кредитное обеспечение, инвестиционное обеспечения, технологическое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, инфраструктурное обеспечение и др.
В настоящее время реализуется ряд программ государственной поддержки развития науки, инновационной деятельности и предпринимательства. Среди них федеральные целевые программы, региональные программы поддержки, а также целевые программы поддержки, реализуемые российскими фондами.
Проведенный анализ программно-целевого блока государственной поддержки МИП позволяет сделать следующие выводы:
1) государственная инновационная политика в области малого предпринимательства не сформирована, она фрагментарна и нестабильна.
2) На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления. Связано это, на наш взгляд, с тем, что не определены роли инновационных проектов в социально-экономическом развитии страны.
3) Многочисленные программы по развитию инновационной деятельности малого бизнеса не содержат конкретных механизмов поддержки и носят чисто декларативный характер.
4) Отсутствуют формальные критерии, отражающие результативность инновационной деятельности
МИП в государстве, что не повышает эффективность существующей институциональной системы государственной поддержки МИП.
Рассмотрим следующий блок - организационно-правовой.
Приведем некоторые статистические данные [7, с. 44]: 55 % опрошенных ученых говорят о том, что они не могут зарегистрировать права на интеллектуальную собственность и использовать ее по своему усмотрению, так как права на результат их научной деятельности частично или полностью принадлежит либо организации, в которой они работали, либо организации-грантодателю.
56 % руководителей малых инновационных фирм считают, что интеллектуальная собственность защищена слабо. Наибольшие нарекания вызывает
ситуация с защитой авторских прав и патентных прав на изобретения и промышленные образцы.
Опрос предприятий малого инновационного бизнеса по поводу регулирования государством экспорта высокотехнологичной продукции [7, с. 44] показал, что нынешнее регулирование является барьером для бизнеса (так считают 45 % опрошенных руководителей МИП).
Результаты анализа организационно-экономического механизма представим в виде следующей таблицы (табл. 2).
Перейдем к рассмотрению функциональноресурсного блока господдержки, оказываемой МИП.
В исследовании механизма финансово-кредитной поддержки МИП интерес представляют данные о том, каким образом малые инновационные компании возникли, и на какие средства произошел старт бизнеса.
Таблица 2
Характеристика организационно-экономического механизма господдержки МИП
Название подсистемы Характеристика современного состояния
Законодательное и нормативноправовое обеспечение господдержки 1) ряд ключевых понятий этой сферы не имеет четких определений, что приводит к нестыковке нормативных актов и неоднозначности трактовки отдельных положений законодательства в правоприменительной практике; поскольку нет четкого определения понятия, размыты критерии оценки, нет статистики, нет мониторинга, нет объективной оценки инновационного потенциала; 2) не обеспечены в полной мере необходимые условия для стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации технологий, создания национальных инновационных систем, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства; 3) не урегулированы права использования интеллектуальной собственности и результатов научной деятельности, полученных за счет государственного бюджета, что нарушает баланс интересов разработчиков и потребителей научно-технической продукции, тормозит процессы коммерциализации технологий; 4) не отработана система бухгалтерского учета и постановки на баланс объектов интеллектуальной собственности, неразвита статистическая отчетность в области инновационной деятельности, соответствующая международным стандартам; 5) отсутствует необходимая нормативно-правовая база, регулирующая специфические договорные отношений, связанные с разработкой и поставкой научно-технической продукции (услуг), условия заключения лицензионных договоров, договоров на проведение совместных исследований и разработок и др.; 6) отсутствует правовое регулирование использования научно-технической информации, включая защиту авторского права в системе Интернет; 7) отсутствуют необходимые условия развития венчурного инвестирования инноваций; 8) отсутствуют необходимые меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля и технического регулирования инновационной деятельности; права на неопубликованные научно-исследовательские результаты (научно-исследовательские отчеты, научно-техническая документация), а также научно-техническую информацию, распространяемую через Интернет и др.
Содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности 1) Не предусмотрены никакие льготы при экспорте из Российской Федерации произведенной высокотехнологичной продукции; 2) слишком высокие административные барьеры во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) инновационных компаний; 3) значительный документооборот; 4) большие сроки установлены для декларирования и выпуска товаров; 5) слишком большой объем информации требуется для оформления паспорта сделки; 6) нет соответствующей, сопоставимой с другими юрисдикциями организационноправовой формы, приспособленной для ведения инновационной деятельности, в результате чего многие проекты с использованием интеллектуальной собственности оформляются за рубежом.
Интеграционное взаимодействие крупного бизнеса и МИП Механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в инновационной сфере, осуществляемого по каналам венчурного финансирования, через научно-технические комплексы, научно-технические кооперативы, технопарковые структуры, исследовательские консорциумы, экономические зоны, аутсорсинг и т. д. развиты слабо.
Результаты проведенного нами исследования говорят о следующем: около 88 % (156 предприятий) создано за счет собственных средств. Около 12 % (22 предприятия) - создавались при поддержке банков.
В большинстве случаев предприятия были созданы сотрудниками научных институтов или университетов, которые решили коммерциализовать свое направление исследований (61 %). Такой путь является общепризнанным в мире, и Россия, таким образом, вполне идет в русле международных тенденций. Значительна доля тех, кто пришел в инновационный бизнес из государственной компании или из коммерческой организации (17 % и 11 % соответственно).
По мнению 84 % респондентов, найти средства на доработку продукта (разработку прототипа, патентование, оказывается невозможным или крайне сложным. На этапе вывода продукта на рынок и развития начинающей компании практически недоступно венчурное финансирование - об этом заявляют 86% руководителей [7, с. 37].
97 % опрошенных респондентов на вопрос: «Возникают ли у Вас сложности с поиском и подбором квалифицированного персонала для реализации инновационных проектов?» ответили «да, возникают».
Данные результаты практически совпадают с исследованиями, проведенными Опорой России [7, с. 54]. О сложности поиска квалифицированных инженеров и технических специалистов говорят около половины опрошенных малых инновационных компаний (47 %). Необходимо подчеркнуть, что для многих компаний это именно вопрос доступности, а не цены: проблематично высокими запросы инженеров по зарплате назвали 31 % руководителей малых инновационных предприятий. «Набирает обороты» проблема с поиском квалифицированных рабочих: сложности испытывают 49 % малых инновационных компаний. Наиболее недоступными для компаний являются менеджеры высшего звена с опытом работы. Такие сложности испытывают 61 % опрошенных компаний.
Инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности. Одним из важнейших объектов инновационной инфраструктуры являются бизнес-инкубаторы.
Проанализировав имеющиеся в экономической литературе определения понятия «бизнес-инкубатор», нами установлено, что принципиальным при определении бизнес-инкубатора является тот факт, что основной целью его деятельности является оказание в фиксированные сроки поддержки зарождающимся предприятиям при организации первоначальной деятельности и выходе на рынок.
Основными целями бизнес-инкубатора являются: ускорение создания новых малых предприятий, повышение их жизнестойкости, устойчивости и конкурентоспособности; облегчение доступа к разного рода ресурсам; активизация инновационной деятельности; создание новых производств с целью создания новых рабочих мест; формирование стандартов профессионального бизнеса
среди предпринимателей малого бизнеса; распространение передового отечественного и зарубежного опыта.
Несмотря на то, что на данный момент уже создана разветвленная сеть бизнес-инкубаторов практически в большинстве регионов России, эффективность их функционирования остается, как правило, низкой.
Приведем статистические данные, свидетельствующие о низкой эффективности работы данных структур в России [7, с. 38]. 62 % опрошенных респондентов заявляют о плохой доступности помещений в бизнес-инкубаторах. В той или иной мере доступными помещения считают только 16 % опрошенных. Зачастую начинающим малым инновационным компаниям сложно найти специализированные услуги (в области интеллектуальной собственности, бизнес-планирования, маркетинговых исследований). О низкой доступности таких услуг говорят 51 % респондентов (с ними не соглашаются 24 %).
Что касается технологического регулирования, то если обратиться к статистике, Россия уступает большинству стран по распространенности международных сертификатов качества. Например, редкая российская компания может похвастаться сертификатом качества КО 9001:2000. Результаты опроса Всемирного экономического форума в 2009 году показали, что отечественные компании оценивают совершенство национальных технических стандартов на уровне 3,76, в то время, как, например, в Германии - 6,34, в Японии - 5,97 и т. д. А число действующих сертификатов КО 9001:2000 в расчете на 1000 человек населения в 2007 году составило 0,08 тогда, как, например, в Израиле - 1,51 [3, с. 43-44].
Результаты анализа отдельных подсистем в структуре финансово-ресурсного механизма представим в виде следующей таблицы (табл. 3).
ВЫВОДЫ
1) Анализ программно-целевого механизма господдержки малого инновационного предпринимательства показал, что государственная инновационная политика в области малого предпринимательства не сформирована, она фрагментарна и нестабильна.
2) Анализ организационно-правового механизма господдержки малого инновационного предпринимательства выявил ряд проблем, особенно, в части нормативно-правового обеспечения функционирования и развития МИП, где сделан вывод, что оно не способствует, а препятствует развитию сектора малого инновационного бизнеса в России.
3) Анализ финансово-ресурсного механизма господдержки выявил множество проблем, требующих системного решения. Положительным моментом следует назвать тот факт, что на каждой стадии жизненного цикла инновационной продукции (работы, услуги) создана достаточная инфраструктура (финансовая, технологическая и т. д.), однако функционирует она неэффективно, так как, по-нашему мнению, не определены критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств. Другие направления, в частности, информационное, технологическое обеспечение развиты очень слабо.
Таблица 3
Характеристика финансово-ресурсного механизма господдержки МИП
Название подсистемы Характеристика современного уровня развития
Финансово-кредитное обеспечение На каждой из стадий реализации инновационных проектов созданы инструменты финансирования, однако механизмы их реализации развиты слабо. Рынок кредитования МСП находится еще в недостаточно развитом состоянии.
Инвестиционное обеспечение Опыт привлечения венчурного финансирования для поддержки перспективных проектов оказался не очень успешным в силу того, что государство не берет на себя реальных рисков, а также отсутствуют стимулы для вложения в высокорисковые проекты в условиях, когда более надежным остается вложение в сырьевые отрасли, торговлю, строительство. Те из венчурных фондов, которые финансируются иностранным капиталом, не способствуют росту конкурентоспособности нашего производства.
Технологическое обеспечение Слабо развита вся система технологического регулирования: технические стандарты, регулирование, система сертификации качества, метрологии.
Информационное обеспечение Несмотря на широкую доступность технической и патентной информации практически по всем направлениям науки и техники, существует значительный дефицит информации о рынках. Еще одна группа нерешенных вопросов связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.
Кадровое обеспечение Имеется значительный дефицит квалифицированных кадров в области создания, реализации и управления инновационными проектами. Платежеспособный спрос в данном секторе достаточно велик, а предложение отстает от реальных запросов рынка.
Инфраструктурное обеспечение Создано значительное количество объектов инновационной инфраструктуры, однако, эффективность их функционирования очень низкая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновационная экономика / Под ред. А. А. Да-гаева. М.: Наука, 2001. С. 61-69.
2. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская деловая литература, 1998. 768 с.
3. Моргунов Е. В., Пазова А. А. Направления развития и поддержки малого инновационного предпринимательства в России // Вестник Университета (ГУУ).
2009. № 19. С. 168-174.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
5. Проект Федерального Закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.consultant.ru.
6. Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // РЭЖ. 1996. № 1. С. 41-43.
7. Отчет Опоры России «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России».
2010. 125 с.
8. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp.