Научная статья на тему 'Сегментация малого инновационного предпринимательства России как фактор повышения эффективности его господдержки'

Сегментация малого инновационного предпринимательства России как фактор повышения эффективности его господдержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ СЕГМЕНТАЦИИ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / STATE SUPPORT / IMPROVEMENT OF THE EFFECTIVENESS / CRITERIA OF SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидуллаев Раик Букарович

В данной статье проведен анализ потребностей функционирующих в современных российских условиях малых инновационных предприятий в определенных видах государственной поддержки. В результате установлено, в каких именно видах господдержки нуждаются малые инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла, что может быть использовано при разработке соответствующих законодательных актов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамидуллаев Раик Букарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEGMENTATION OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS OF RUSSIA AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ITS GOVERNMENT SUPPORT

The analysis of requirements of the small innovative enterprises functioning in modern Russian conditions in certain types of the state support is carried out in the article. As a result it is established, what types of state support are needed to the small innovative enterprises being at various stages of life cycle that can be used for developing the relevant acts.

Текст научной работы на тему «Сегментация малого инновационного предпринимательства России как фактор повышения эффективности его господдержки»

СЕГМЕНТАЦИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ГОСПОДДЕРЖКИ

УДК 330

Раик Букарович Гамидуллаев.

к.э.н., доцент кафедры «Управление инновациями», Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал),

Тел.: 89374002434,

Эл. почта: [email protected]

В данной статье проведен анализ потребностей функционирующих в современных российских условиях малых инновационных предприятий в определенных видах государственной поддержки. В результате установлено, в каких именно видах господдержки нуждаются малые инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла, что может быть использовано при разработке соответствующих законодательных актов.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, государственная поддержка, повышение эффективности, критерии сегментации.

Raik B. Gamidullaev,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Management of Innovations, Penza branch of Russian State University of Innovative Technologies and Business, Tel.: 89374002434, E-mail: [email protected]

SEGMENTATION OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS OF RUSSIA AS A FACTOR OF MPROVEMENT OF THE EFFECTIVENESS OF ITS GOVERNMENT SUPPORT

The analysis of requirements of the small innovative enterprises functioning in modern Russian conditions in certain types of the state support is carried out in the article. As a result it is established, what types of state support are needed to the small innovative enterprises being at various stages of life cycle that can be used for developing the relevant acts.

Keywords: small innovative enterprises, state support, improvement of the effectiveness, criteria of segmentation.

1. Введение

Провозгласив инновационный путь развития России, государство на сегодняшний день не имеет прямыгх законодательный рыиагов стимулирования субъекта инновационной деятельности. Государственная инновационная политика не сформирована, она фрагментарна и нестабильна.

Общеизвестно, что в процессе становления и развития инновационной экономики может, и как показытает опыт зарубежных стран, должен сыпрать ключевую роль малый инновационный бизнес. Однако современное состояние развития данного сектора экономики диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки.

Как показывает зарубежная практика, малый инновационный бизнес нуждается в активной государственной поддержке. На сегодняшний день в нашей стране созданы лишь отдельные элементы системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, однако механизмы их реализации отсутствуют. Это объясняет низкую эффективность функционирования малого инновационного бизнеса в России: его доля в общей структуре малого бизнеса незначительна и составляет по разным оценкам от 1,4% до 3,5% [2].

На наш взгляд, это обусловлено устоявшимся отношением к малому предпринимательству в целях его поддержки как социально-экономическому явлению в целом без выделения отдельных его составляющих.

Следовательно, представляется целесообразным в контексте малого инновационного предпринимательства использовать метод сегментирования как средство разбивки сектора на отдельные группы, состоящие из малых хозяйствующих субъектов, объединенных схожими потребностями и одинаково реагирующих на воздействие государственного регулирования.

2. Анализ потребностей малых инновационных предприятий в отдельных видах государственной поддержки

Сегментация необходима для выделения групп малых инновационных предприятий, в отношении которых разрабатытаются целевые программы государственной поддержки.

На наш взгляд, именно сегментирование, исходя из стадии жизненного цикла предприятия, является наиболее приемлемым. Подтвердим данную гипотезу результатами проведенных исследований.

Информационную базу исследования составили результаты анкетирования выборочной совокупности малых инновационных предприятий, функционирующих на сегодняшний день в качестве клиентов бизнес-инкубаторов в 14-ти регионах Российской Федерации: Калужской области, Московская области, Тамбовской, Ростовской, Иркутской, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Ульяновской, Пензенской области, республике Дагестан, Красноярском крае, Мордовии и республике Татарстан.

Как известно, выделяют следующие основные стадии развития инновационного предприятия:

1. Стадия возникновения идеи.

2. «Семенная» стадия (seed).

3. Стартовая стадия (start-up).

4. Ранняя стадия.

5. Стадия начала вытуска продукции в коммерческих масштабах.

6. Стадия устойчивого роста (expansion).

7. Стадия расширения производства и удовлетворения растущего спроса рыш-

ка.

8. Стадия подготовки компании к акционированию.

9. Стадия выкупа части компании ее менеджментом и сотрудниками или менеджментом со стороны.

10. Продажа компании или ее большей части стратегическому инвестору.

11. Публичный выпуск акций и размещение их на фондовом рынке.

12. Реализация акций на фондовом рынке.

Рис. 1. Степень риска и чистые денежные потоки (сальдо инвестиций и прибыли) в течение жизненного цикла

малого инновационного предприятия

13. Возвращение венчурным инвесторам их вложений и прибыли [1, с. 11].

На приведенном ниже графике (рис. 1) в общем виде представлены все основные стадии развития малого предприятия, занятого в научно-технической сфере, на которых ему необходима (или, по меньшей мере, желательна) государственная поддержка в различных формах.

На стадии начала выпуска продукции в коммерческих масштабах (стадия 5) первоначальные инвестиции начинают постепенно окупаться потоками доходов, которые покрывают издержки функционирования компании и, более того, определяют наличие прибыли.

В частности, начиная с 9-й стадии, о предприятии можно говорить как о сложившейся высокотехнологичной компании, имеющей сравнительно определенные перспективы дальнейшего развития. Вплоть до этого момента компании требуется активное государственное или иное вмешательство в виде финансовой и прочей поддержки, предоставления комплекса деловых услуг, офисных и производственных помещений в инновационных инкубаторах и инновационно-технологических центрах и т.д.

Результаты проведенного нами анкетирования руководителей малых инновационных предприятий, в результате которого были получены ответы на вопрос о степени важности господдер-

жки на различных стадиях развития инновационного предприятия, показаны на следующей диаграмме (рис. 2).

Анализ ответов на вопрос о том, в какой именно степени (от 0 - «в данной услуге нет необходимости» до 5 - «данная услуга очень необходима») является важным предоставление того или иного вида поддержки на начальных стадиях жизненного цикла инновационных предприятий, по мнению их руководителей, позволил получить следующие результаты (рис. 3 - 8).

Таким образом, информационная поддержка необходима инновационным предприятиям на всех стадиях жизненного цикла. Такая поддержка может обеспечиваться посредством публика-

ций в традиционных средствах массовой информации. Более эффективным (по причине большей доступности и удобства представления), однако, представляется распространение информации в сети Интернет.

В результате появления идеи и формулирования методов ее реализации появляется необходимость в проведении научно-технической и экономической экспертизы инновационного проекта. Экспертиза также может проводиться на этапе поиска источника финансирования организацией, предоставляющей финансирование данному инновационному проекту (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Рос-

Рис. 2. Зависимость необходимости в господдержке от стадии развития малого инновационного предприятия (МИП)

сийский фонд технологического развития и др.) [3, С. 54].

Для проведения исследований и изготовления опытных образцов малому предприятию зачастую необходимо специализированное оборудование. Оно в ряде случаев может предоставляться инновационно-технологическими центрами, однако в доступности субъектам инновационного предпринимательства специализированного оборудования наблюдается существенный недостаток - не все инновационно-технологические центры предоставляют такое оборудование, а са мостоятельная его покупка в подавляющем большинстве случаев малым предприятиям недоступна из-за его высокой стоимости. Поэтому на этом сегменте услуг наблюдается некий «инфраструктурный вакуум», устранение которого способно суще ственно повысить общий каче ственный уровень государствен ной поддержки малого инновационного предпринимательства.

Уже на «семенной» стадии у малого предприятия появляется необходимость в определении потребностей рынка в продукции, которую возможно произве сти с использованием разрабатываемой технологии.

Поиск финансирования малым инновационным предприятием может также осуществляться при поддержке инфраструктурных организаций - в ряде случаев инновационно-технологические центры оказывают предприятиям содействие в поиске источников инвестиций, суще ствуют Интернет-ресурсы, кото рые организовывают конкурсы с привлечением компаний, заинтересованных в инвестировании денег в малое наукоемкое производство. Непосредственное финансирование инновационных проектов осуществляется значительным количеством организаций, однако очевидно не является достаточным, объемы финансирования объективно не способны в полной мере удовлетворить потребности сегмента малого предпринимательства в инновационной сфере.

Потребность малых иннова-

Рис. 3. Необходимость в оказании поддержки на стадии возникновения идеи

0 1 2 3 4 5 0 Потребность в услугах на семенной стадии развития МИП Рис. 4. Необходимость в оказании поддержки на семенной стадии

0 1 2 3 4 5 0 Потребность в услугах на стартовой стадии Рис. 5. Необходимость в оказании поддержки на стартовой стадии

0 1 2 3 4 5 6 Потребность в услугах на стадии раннего развития Рис. 6. Необходимость в оказании поддержки на стадии раннего развития

ционных предприятий в офисных помещениях частично удовлетворяется инновационно-технологическими центрами и инновационными инкубаторами (на наиболее ранних стадиях реализации проекта). В этой сфере отмечается достаточно существенная нехватка предложения услуг инновационно-технологических центров и технологических инкубаторов. Помимо помещений указанные организации в ряде случаев предоставляют консультационные услуги и другие виды услуг.

Правовой поддержкой на федеральном уровне занимается, главным образом, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Аналогичные услуги оказывает Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации. Кроме того, в числе консультационных услуг, предлагаемых инновационным предприятиям, в силу специфики этой сферы экономической активности, в большинстве случаев содержатся и консультации по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность.

Потребности малых предприятий в производственных помещениях в настоящее время в значительной мере не удовлетворяются. Большинство инновационно-технологических центров подобные услуги не предоставляет. В то же время, очевидно, что существует значительный потенциал для экономии на масштабе использования при коллективном доступе большого количества малых предприятий к высокотехнологичному производственному и исследовательскому оборудованию.

Потребность малых инновационных компаний в квалифицированных кадрах в наибольшей степени проявляется на стадии начала производства и подготовки к массовому производству продукции. В то же время инфраструктурная ниша подготовки кадров заполнена в достаточно незначительной степени. Эта проблема касается как научно-технической подготовки работников предприятия, так и повышения их квалификации (в частности, это актуально в воп-

Рис. 7. Необходимость в оказании поддержки на стадии начального выпуска в

коммерческих масштабах

Исследование рынка Информшионьняподдержка Экспертиза Спец.обордоование ! „ Общие офисные™™ П од о ор персонал а и по ы ш ение Поиск новыхклиенгов ипосщбщжов Общение Консул ьтцзование . Финансовая помощь Правовая помощь Предоставление гюриз Бедственных П од держка гри разработке стратег™ П од пото к а б из нес-пл ана Помощь гриремстрацш бизнеса

0 1 2 3 4 5 0 Потребность в услугах на стадии устойчивого роста

Рис. 8. Необходимость в оказании поддержки на стадии устойчивого роста

росах профессиональной подготовки в области управления).

3. Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что на различных стадиях жизненного цикла малого инновационного предприятия оно нуждается и в разных видах поддержки. Таким образом, обоснована целесообразность сегментации сектора малого инновационного предпринимательства России по критерию - стадия жизненного цикла предприятия. Представляется необходимым использовать полученные результаты при разработке и реализации государственных программ по поддержке малого инновационного бизнеса, а также при разработке соответствующих законодательных актов.

Литература

1. Шамрай A.A. Проведение анализа состояния инновационной инфраструктуры в городе Москве и разработка предложений по совершенствованию ее деятельности. - М.: AHO «НИ-СИПП», 2005. - 314 с.

2. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности: http://

www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

3. Гамидуллаев Р. Б., Гамидуллаева Л.А. Современные формы финансового обеспечения инновационной сферы с участием государства. Экономика и менеджмент в XXI веке: сб.ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2010. -Вып. 1, С. 53-58

References

1. Shamraj A.A. Carrying out the analysis of a condition of innovative infrastructure in the city of Moscow and development of offers on improvement of its activity. - М: INO «NISSIPP», 2005. -314 p.

2. A federal portal on scientific and innovative activity http: //www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

3. Gamidullaev R.B., Gamidullaeva L.A. Modern of the form of financial maintenance of innovative sphere with state participation. Economy and management in the XXI-st century: collection of articles on materials of III Scientific and practical conference - Penza: Publishing house Penz. state. un-ty, 2010. - Rel. 1, p. 53-58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.