Научная статья на тему 'Методология формирования резерва авиационного персонала нового поколения'

Методология формирования резерва авиационного персонала нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / METHODOLOGY OF FORMING / NEW GENERATION OF AVIATION PERSONNEL / LEVEL OF PROFESSIONALISM / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Большедворская Людмила Геннадьевна

В статье обосновывается концепция управления процессом обеспечения отрасли высококвалифицированным авиационным персоналом нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Большедворская Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION OF NEXT GENERATION OF AVIATION PROFESSIONAIS RESERVE

In this article the concept of process management of providing the branch with the highly qualified aviation professionals of next generation is proved.

Текст научной работы на тему «Методология формирования резерва авиационного персонала нового поколения»

УДК.656.7.071:658.386

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В.М. РУХЛИНСКИЙ, Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ

В статье обосновывается концепция управления процессом обеспечения отрасли высококвалифицированным авиационным персоналом нового поколения.

Ключевые слова: методология формирования, авиационный персонал нового поколения, уровень

профессионализма, процесс обучения.

Воздушный транспорт по-прежнему входит в число наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики. Одним из ключевых элементов поддержания жизнеспособности гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов. В последнее десятилетие качественно изменились требования к уровню профессионализма авиационных специалистов.

Взаимодействие человека и авиационной техники в результате бурного роста научнотехнического прогресса и сложных технологий организации и управления процессом производства авиатранспортной продукции достигло предельных, критических форм и размеров. Спектр причин возникновения авиационных происшествий по вине человеческого фактора в 2009 г. заметно отличается от предыдущих лет:

- неспособность летного персонала выходить из стрессовых ситуаций;

- отсутствие навыков межличностных коммуникаций;

- нерешительность в принятии ответственных решений;

- неэффективность программ обучения авиационного персонала для авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты нового поколения.

Негативное влияние экономического кризиса на рынок авиаперевозок неизбежно привело к смещению ранее полученных прогнозных оценок (рис. 1). Сокращение объема перевозок в начале 2008 года подтолкнуло к массовому уходу на пенсию авиаспециалистов.

В настоящее время средний возраст пилота гражданской авиации (ГА) в России составляет примерно 50 лет. За последние 15 лет средний возраст летного состава ГА увеличился более чем на 10 лет. Средний возраст командира воздушного судна теперь составляет 49 лет; в 1980 г. он составлял лишь 40 лет.

В то же время данные об изменении выпуска специалистов учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования по специальности эксплуатация авиационной техники в России свидетельствуют о том, что отрасль перестала быть привлекательной для молодежи.

□ СУЗ □ ВУЗ

Рис. 2. Выпуск специалистов учебными заведениями среднего и высшего

профессионального образования по специальности эксплуатация авиационной техники

Всего в 2008 г. в образовательных учреждениях гражданской авиации проходили подготовку 8992 авиационных специалиста. Число выпускников составило 4395, в том числе, 2015 получивших высшее образование и 2380 - специальное среднее образование.

Темпы роста выпускников средних и специальных учебных заведений по эксплуатации авиационной техники в 2008 году остаются на уровне 2005 г. (рис. 2).

Среди основных причин отмечается:

- низкий уровень условий и оплаты труда по сравнению с другими отраслями экономики;

- отсутствие гармонизации и стандартизации в различных учебных заведениях, осуществляющих подготовку авиационных специалистов;

- неосведомленность молодежи о различных специальностях, необходимых для отрасли;

- высокая стоимость подготовки летного состава и инженеров-механиков.

Судя по данным официальной статистики и прогнозирования потребности авиационных специалистов на перспективу, начиная с 2011 г., может наступить угрожающая нехватка квалифицированного авиационного персонала - пилотов воздушных судов (рис. 3).

Рис. 3. Прогноз необходимого количества пилотов гражданской авиации

Поэтому в 2011 г. выпуск пилотов должен быть 600 человек и далее темпы роста подготовки пилотов должны составлять не менее 35% ежегодно. В 2026 г. необходимое количество пилотов гражданской авиации по сравнению с 2011 г. должно увеличиться в три раза.

Предварительные расчеты показывают, что в связи с увеличением числа проходящих подготовку пилотов (ежегодно до 1000 чел) потребуется новое оборудование по авиационному обучению, в том числе, 190 самолетов, 20 пилотажных тренажеров самолетов, 18 вертолетов и 5 пилотажных тренажеров вертолетов.

Для решения актуальной проблемы - формирования кадрового резерва авиационных специалистов необходима современная концепция организации и управления процессом подготовки персонала нового поколения, которая должна рассматриваться в рамках двух аспектов: а) существующих проблем; б) перспективных (возникающих) проблем.

К существующим проблемам относятся:

- нехватка персонала, подготовленного для работы на технике западного производства;

- наличие противоречащих друг другу документов;

- увеличение среднего возраста персонала;

- высокая стоимость переучивания и поддержания квалификации летного состава;

- слабое знание английского языка;

- нехватка тренажеров;

- высокая стоимость обучения;

- отсутствие сертифицированных тренажеров;

- отсутствие единого (унифицированного) тренажера для начального обучения;

- отсутствие единой (унифицированной) авиатехники для начального обучения;

- отсутствие мотивации для инженерно-технического персонала;

- низкий уровень квалификации некоторого персонала;

- отсутствие современных тренажеров и учебного оборудования для управления воздушным движением (УВД).

К перспективным (возникающим) проблемам можно отнести:

- увеличение количества перевозок, которое в будущем ведет к проблеме нехватки квалифицированного персонала;

- уменьшение объемов подготовки летного состава;

- вынужденное сокращение объемов пассажирских перевозок из-за нехватки персонала;

- проблемы поддержания летной годности;

- сокращение объемов работ.

В настоящее время эти проблемы получают все большее распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Что подтверждается результатами рассматриваемых вопросов на международном семинаре, организованном Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) совместно с Федеральным авиационным управлением США (FAA), Центром подготовки и обеспечения полетов Боинг (Boeing Traing and Services) и ИКАО.

Однако следует признать, что для значительного числа авиакомпаний многие результаты данных усилий носят пока общетеоретический характер.

Чтобы разработки стали более эффективными необходимо, во-первых, перейти к принципиально новой методологии формирования резерва авиационных специалистов нового поколения, основанной на концептуальной проработке данного процесса с учетом анализа риска возникновения авиационных событий по вине человеческого фактора. Во-вторых, осуществить эволюцию системы организации профессиональной подготовки путем создания механизма непрерывного мониторинга (МНМ) подготовки авиационного персонала (табл. 1).

Таблица 1

Методология создания резерва авиационных специалистов

Концепция формирования авиаспециалистов нового поколения

Действующая стратегия формирования теоретических знаний и практических навыков авиаспециалистов на основе анализа риска возникновения авиационного события Разработка новых технологий и техническое обеспечение системы подготовки авиационного персонала Разработка требований к формированию профессионального облика авиационного специалиста нового поколения

Совокупность методов и форм, нацеленных на подготовку резерва специалистов для отрасли

Отечественный и зарубежный опыт в области формирования кадрового резерва авиационных специалистов Оценка возможностей технических средств обучения и метод их рационального размещения Оптимальное распределение налета учебных часов на тренажерах в зависимости от уровня готовности пилотов

Механизм непрерывного мониторинга (МНМ) авиационного персонала

Методика оценки уровня подготовленности летного состава на тренажерах Методика определения степени утраты практических навыков и умений пилотов Разработка требований к процессу подготовки и формирования резерва

Экономическая оценка эффективности формирования резерва авиационных специалистов

Обоснование приобретения и размещения технических средств обучения Методические основы эффективности использования новых технологий для подготовки летного состава Сравнительная техникоэкономическая оценка обучения авиационных специалистов в зависимости от места базирования Центров подготовки

На первом этапе необходимо выделить первостепенные пути решения проблемы обеспечения отрасли специалистами нового поколения:

- разработать на государственном уровне новую политику подготовки авиаспециалистов будущего поколения;

- разработать национальную программу, включающую новые подходы и требования к сертификации высших, средних профессиональных учебных заведений и Центров подготовки и переподготовки авиационного персонала, соответствующую мировым стандартам и требованиям, с выделением необходимых материальных и трудовых ресурсов;

- повышенное внимание уделить разработке подпрограмм, направленных на подготовку руководителей органов управления отрасли, соответствующих уровню мировых достижений, научно-техническому прогрессу и новых технологий ведущих авиационных держав Америки и Западной Европы, Международных организаций ИКАО, ИАТА, ИФАЛПА, ИФАТКА, Евроконтроля, авиакомпаний BOEING, AIRBUS, и др.;

- учебные заведения и Центры подготовки и переподготовки авиаспециалистов должны соответствовать международным требованиям и работать в тесном контакте с промышленностью и авиакомпаниями;

- оборудование и технические средства обучения должны соответствовать внедрению новых технологий обучения авиационного персонала;

- подготовка авиаспециалистов должна планироваться таким образом, чтобы к моменту поставки новой авиационной техники были созданы Центры подготовки пилотов, инженерного состава и специалистов по ее обслуживанию;

- методики обучения, а также учебные материалы и технические средства должны соответствовать современному уровню компьютеризации, моделирования, стандартизации и соответствовать новым технологиям;

- пропагандирование, рекламирование и популяризация авиационных специальностей в государстве должны проводиться среди молодежи с ранних лет путем развития авиамодельных кружков, школ юных планеристов, пилотов, техников и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Симпозиума по подготовке следующего поколения авиационных специалистов. ИКАО, Монреаль, 1-4 марта 2010 г., www.icao.int.

2. Материалы Саммита по внедрению глобальной дорожной карты безопасности полетов, МАК, Москва, 9-11 июня 2009 г., www.mak.ru.

METHODOLOGY OF FORMATION OF NEXT GENERATION OF AVIATION PROFESSIONAIS RESERVE

Rukhlinsky V.M., Bolshedvorskaya L.G.

In this article the concept of process management of providing the branch with the highly qualified aviation professionals of next generation is proved.

Key words: methodology of forming, new generation of aviation personnel, level of professionalism, learning process.

Сведения об авторах

Рухлинский Виктор Михайлович, 1946 г.р., окончил МАИ им.Орджоникидзе (1973), доктор технических наук, председатель Комитета по связям с ИКАО, международными и межгосударственными организациями Межгосударственного авиационного комитета, автор более 70 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, эксплуатационно-технические характеристики гражданской авиационной техники и поддержание летной годности самолетов гражданской авиации.

Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, область научных интересов - повышение эффективности авиапредприятий, организация и управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.