Научная статья на тему 'Разработка и внедрение новой технологии обучения инспекторов по надзору за безопасностью полетов'

Разработка и внедрение новой технологии обучения инспекторов по надзору за безопасностью полетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСПЕКТОР / НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОГРАММА / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Большедворская Людмила Геннадьевна

В статье обосновывается концепция новой технологии подготовки инспекторов по надзору за безопасностью полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рухлинский Виктор Михайлович, Большедворская Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF FLIGHT SAFETI INSPECTORS TRAINING TECHNOLOGY

The article substantiates the concept of new flight safety inspectors training technology.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение новой технологии обучения инспекторов по надзору за безопасностью полетов»

УДК 658.846.6/7:629.7

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНСПЕКТОРОВ ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

В.М. РУХЛИНСКИЙ, Л.Г.БОЛЬШЕДВОРСКАЯ

В статье обосновывается концепция новой технологии подготовки инспекторов по надзору за безопасностью полетов.

Ключевые слова: инспектор, надзор за безопасностью, технология, программа, уровень профессиональной подготовки, процесс обучения.

Реализация Программы подготовки кадров ИАТА (ITQI) «Следующее поколение авиационных специалистов (NGAP)», сформулированной Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и исполнение Резолюции 37-й Ассамблеи ИКАО «О внедрении концепции управления процессом обеспечения отрасли высококвалифицированным авиационным персоналом нового поколения» [1] привлекло внимание мирового авиационного сообщества к переходу на новый уровень технологии и организации системы подготовки авиационных специалистов.

Одной из актуальных задач отмечается задача по разработке механизма непрерывного мониторинга (МНМ) деловых и профессиональных качеств авиационного персонала. Объективными предпосылками для существования такого механизма являются:

- ужесточение требований к процессу подготовки авиационного персонала;

- необходимость управления и во многих случаях определения реального уровня подготовленности;

- потребность в наличии единой базы данных о прошедших подготовку специалистах, инструкторах и контролирующих их деятельность инспекторах.

Создание такого механизма и применение его в авиапредприятиях может способствовать существенному повышению ответственности за безопасность полетов на всех этапах эксплуатации воздушных судов, а главное - служить мотивационным рычагом для повышения квалификации.

Отдельные задачи процесса подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации решаются в настоящее время на уровне начального профессионального образования в учебных заведениях, на уровне повышения квалификации и прохождения переподготовки в эксплуатационных предприятиях. В целом достижение качества профессиональной пригодности ориентировано на выполнение рекомендаций к процессу подготовки авиационных специалистов, которые представлены в нескольких документах.

Одним из таких документов является: «Руководство по производству полетов для авиакомпаний». Недостатком Руководства является то, что в документе представлены требования к эксплуатанту по набору авиационного персонала, переподготовке, проведению квалификационных проверок, ведению соответствующей документации, но без указания форм и методов их реализации.

Другим документом является «Руководство по обучению в области человеческого фактора (CRM)», которое в соответствии с национальными программами подготовки членов экипажа воздушных судов включает требования к эксплуатанту на осуществление с установленной периодичностью подготовки летного состава по программам:

- первоначальное обучение;

- переподготовка на другой тип воздушного судна;

- ежегодная периодическая подготовка;

- повышение квалификации командира воздушного судна - стажера;

- подготовка инструкторов/экзаменаторов.

В Руководстве отсутствуют рекомендации и методики определения степени освоения теоретических знаний и решения конкретных практических задач с учетом риска возникновения авиационных событий по вине человеческого фактора.

Требования к претендентам на соответствие по лицензированию и квалификации авиационного персонала отражаются в «Типовых правилах выдачи свидетельств авиационному персоналу (для стран СНГ), подготовленных при содействии компании БОИНГ в рамках проекта ИКАО-МАК. Данный документ содержит Международные стандарты и рекомендуемую практику выдачи свидетельств (табл. 1).

Таблица 1

Рекомендуемая практика выдачи свидетельств авиационному персоналу

Выдаваемые свидетельства и срок их действия

не более 12 месяцев не более 24 месяцев не более 24 месяцев не более 36 месяцев не более 5 лет

Пилотам линейным и коммерческой авиации; штурманам; бортовым инженерам, механикам, радистам Диспетчерам УВД; летчикам- наблюдателям; инструкторам- парашютистам; бортоператорам; бортпроводникам; пилотам-любителям Инженерам для выполнения работ по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту авиационной техники Специалистам по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники Сотрудникам по обеспечению полетов; операторам авиационных станций и специалистам ГА

Одним из недостатков существующей системы отбора претендентов и оценки кандидатов на продвижение в занимаемой должности является формализованная обоснованность критериев и отсутствие методики оценки уровня деловых и профессиональных качеств авиационного специалиста.

Поэтому первостепенными задачами совершенствования существующей практики выдачи свидетельств авиационному персоналу являются:

- разработка новых методов допуска (с выдачей лицензии) к выполнению конкретных задач в реальных эксплуатационных условиях;

- разработка методов определения необходимого количества авиационных специалистов;

- создание методики контроля за уровнем подготовки на всех этапах;

- создание методики и перечня задач для обучающихся;

- разработка программы проведения проверок и организации контроля обеспечения безопасности полетов;

- разработка механизма определения облика профессиональных и деловых качеств специалистов.

В связи с этим предлагается новый подход к формированию стратегического потенциала авиационных специалистов (табл. 2). В представленной схеме отражены пути решения важных задач кадровой политики не только в действующих условиях, но и для специалистов будущего поколения: определение потребности в персонале; набор персонала; отбор персонала; формирование кадрового резерва.

Таблица 2

Схема формирования стратегического потенциала авиационных специалистов

Определение потребности в авиационном персонале авиакомпании

Анализ региональных особенностей (района базирования) и вида выполняемых полетов Изменение состава и структуры парка воздушных судов в реестре российской гражданской авиации Прогнозирование количественного и качественного состава авиационных специалистов

Набор персонала

Оценка претендентов на соответствие требований по лицензированию и квалификации авиационного персонала Оценка кандидатов на продвижение в занимаемой должности с учетом изменения состава и структуры парка ВС

Отбор персонала

Критерии отбора персонала по уровню квалификации Методика комбинированной оценки квалификационных возможностей авиационных специалистов Методика определения степени утраты практических навыков авиаспециалистами

Формирование кадрового резерва

Внедрение системы обучения инспекторов (ITS) по управлению подготовкой и квалификацией Разработка новых технологий и техническое обеспечение системы подготовки авиационного персонала Разработка программы формирования профессионального облика авиационного специалиста

Отличительной особенностью такого подхода является то, что он включает четыре блока автономных и в то же время взаимосвязанных задач, сформулированных на основе существующих и актуальных требований к профессиональному облику специалистов всех звеньев авиационной транспортной системы. Ключевым этапом предлагаемой схемы является внедрение системы обучения инспекторов Inspector Training System (ITS) по управлению подготовкой и квалификацией авиаспециалистов, обеспечивающих безопасность полетов.

Впервые эта задача была озвучена в 1998 году и сосредоточена на реализации Приложений 1, 6 и 8 ИКАО, касающихся лицензирования персонала, производства полетов и летной годности. В связи с тем, что внедрение методов обучения было предоставлено отдельным авиационным администрациям, это привело к большому разнообразию результатов подготовки инспекторов. Поскольку правительственные инспекторы по безопасности полетов в гражданской авиации должны иметь соответствующую подготовку и квалификацию для выполнения своей работы, в 2006 году была разработана система (ITS) с привлечением лучшего практического опыта, полученного из Академии FAA г. Оклахома США.

В настоящее время эта система уже представлена в 24 государствах, и запланировано, что около 40 государств дополнительно получат эту систему в 2012 году.

В 2011 году группа по международному обучению Академии FAA в сотрудничестве с ИКАО и МАК провела курс по системе (ITS) для 50 инспекторов из 10 государств СНГ, работающих в области надзора за производством полетов, летной годности, авионики, диспетчеров, безопасности кабины и проверки на перронах. На рис. 1 представлены основные компоненты (ITS).

Рис. 1. Структурная схема системы обучения инспекторов

Несмотря на то, что программа (ITS) теперь доступна по всему миру, программы для подготовки авиаспециалистов в каждой стране, подобные этой, будут иметь особенности. Для российских предприятий гражданской авиации эти особенности обусловлены следующими факторами: обширность территории России; географические и климатические условия регионов; экономические возможности предприятий и организаций ГА; демографический уровень населения; уровень безопасности полетов; степень влияния человеческого фактора на риск возникновения авиационных событий и т.д.

Рис. 2. Причины авиационных происшествий в гражданской авиации

Статистические данные свидетельствуют, что авиационные происшествия в гражданской авиации за последние пять лет объединены единой причинно-следственной связью - недостаточной организацией летной работы по подготовке экипажей, в том числе и психологической, к распознаванию начала развития особых ситуаций и действиям по их локализации (рис. 2).

Поэтому предлагается принципиально новая технология подготовки авиационных специалистов, которая отличается от существующей тем, что позволяет решить две важные стратегические задачи:

- внедрение новой программы подготовки инспекторов по надзору за безопасностью полетов;

- достижение полного соответствия уровня подготовленности авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов, требованиям инспекторов по надзору за БП (рис. 3).

Рис. 3. Технологическая схема взаимодействия инспекторов по надзору за безопасностью полетов

Структурное построение новой технологии обучения отличается от существующей системы подготовки тем, что количество и качество подготовленных инспекторов позволит на постоянной основе осуществлять проверку выполнения требуемых квалификационных знаний и профессиональных навыков всех авиационных специалистов.

Например, согласно рекомендаций ITS для проверки летных экипажей инспектору требуется оценить решение 63 практических задач; по надзору за деятельностью авиакомпании - 33 задачи; по лицензированию авиационного персонала - 70 конкретных практических задач. Для инженерно-технического состава предусмотрен соответствующий их профессиональному и квалификационному облику ряд задач. Например, по сертификации специалистов - 71 задача; по лицензированию персонала - 36 задач и т.д.

Основным звеном новой технологии следует признать качество подготовки, прежде всего, инспекторов по безопасности полетов, которые должны обладать необходимыми знаниями и лицензионным правом на проверку конкретного специалиста по строго сформулированным задачам.

В связи с этим новая программа подготовки должна включать:

- перечень квалификационных требований ИКАО для оценки претендентов на соответствие по лицензированию и квалификации авиационного персонала;

- профили обучения инспекторов;

- минимальный стандартизованный пакет программ для обучения в классе;

- структурированный процесс обучения на местах;

- перечень документов по анализу выполнения 400-600 конкретных индивидуальных практических задач для инспекторов.

Обучение должно производиться по четко сформулированным программам для различного уровня специалистов.

Первая часть программы должна быть сконцентрирована на управлении системой обучения и включать:

- обзор системы обучения инспекторов;

- требования ИКАО к квалификации специалиста;

- обязательства авиационных администраций;

- руководство по программе (ITS);

- официальные стандарты курса обучения инспекторов;

- анализ рабочих задач;

- профили обучения;

- планирование подготовки;

- регистрация данных об обучении;

- записи окончательного процесса квалификации инспекторов.

Первая часть обучения имеет значение для специалистов и руководителей, обеспечивающих обучение инспекторов, менеджеров по кадрам, инспекторов и инструкторов по подготовке авиационных специалистов.

Вторая часть обучения должна быть сконцентрирована на фактическом предоставлении технического обеспечения и предназначена для практического решения задач по обучению инструкторов, которые будут заниматься ежедневным внедрением системы.

Достоинством этой части обучения является то, что она позволит отражать психологические и межличностные аспекты обучающихся и предоставит возможность освоить практические навыки по конкретным рабочим задачам.

В связи с этим для каждой задачи потребуется:

- коренным образом пересмотреть философию подготовки авиационных специалистов всех категорий;

- провести аналитическое исследование имеющихся программ и методов подготовки с целью использования их в новой технологии обучения;

- разработать и обосновать применение новых учебных тестов и конкретных практических задач для всех категорий авиационных специалистов;

- сформировать базу данных о количестве инспекторского состава, имеющего право на проведение соответствующих проверок;

- оценить возможность оперативной корректировки или доработки тестовых заданий и практических задач при поступлении в авиакомпании новых типов воздушных судов.

Следует признать, что подготовка инспекторов будет представлять непрерывный процесс, обусловленный необходимостью повышать квалификацию и расширять круг контролируемых задач и практических навыков. Следовательно, сопутствующими задачами для внедрения новой технологии подготовки инспекторов по безопасности полетов будут задачи социальноэкономического и стимулирующего характера.

Практическая реализация новой технологии подготовки инспекторов и авиационных специалистов позволит приостановить негативную тенденцию снижения безопасности полетов российской гражданской авиации и вывести авиатранспортную отрасль на высокий уровень развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рухлинский В.М., Большедворская Л.Г., Малышева Л.Е. Next génération of aviation professionals reserve formation methodology. A 37-WP/111 TE/49 31/8/10. Assambly - 37 TH Session, Канада, Монреаль.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF FLIGHT SAFETI INSPECTORS TRAINING TECHNOLOGY

Rukhlinsky V.M., Bolshedvorskaya L.G.

The article substantiates the concept of new flight safety inspectors training technology.

Key words: inspector, safety supervision, technology, program, proficiency level, training process.

Сведения об авторах

Рухлинский Виктор Михайлович, 1946 г.р., окончил МАИ им. Орджоникидзе (1973), доктор технических наук, председатель Комитета по связям с ИКАО, международными и межгосударственными организациями Межгосударственного авиационного комитета, автор более 70 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, эксплуатационно-технические характеристики гражданской авиационной техники и поддержание летной годности самолетов гражданской авиации.

Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МИИГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики гражданской авиации МГТУ ГА, автор более 35 научных работ, область научных интересов - повышение эффективности авиапредприятий, организация и управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.