МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
METHODOLOGY OF FORMATION OF MECHANISMS FOR
ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE INDUSTRY OF
RUSSIA
Сахирова Наталья Прокопьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», Г осударственный университет
управления sahirova.np@list. ru
Аннотация
Обоснованы теоретико-методологические положения по формированиюкомплекса механизмов обеспечения экономической безопасностироссийской промышленности иразработаны его составные элементы, исходя из взаимообусловленностии зависимости организационнонормативных, финансово-экономических процессов в системе управлениямакроэкономическими рисками и стратегическими вызовами.
Abstract
Substantiated the theoretical-methodological provisions on the formation of a complex of mechanisms for ensuring the economic security of the Russian industry and developed its constituent elements, on the basis of interdependence and dependence of organizational, normative, financial and economic processes in the system of managing macroeconomic risks and strategic challenges.
Ключевые слова:защищенность системы, реальные угрозы, организационно-нормативный, инвестиционно-инновационный и страховой механизмы обеспечения экономической безопасности промышленности.
Key words:security system, the real threat, organizational, regulatory, investment
and innovative, insurance mechanisms for ensuring the economic security of the
industry.
Актуальность исследования проблем экономической безопасности российской промышленности обуславливается тем, чтопериод 2004-2007гг. хотя и определяется как самый удачный в современной экономической истории России, тем не менее, благоприятные условия и возможностине способствовали решению долгосрочных проблем развития отечественной промышленности. Состояние ее структурной динамики, инвестиций, инноваций, производственно-технологического аппарата и других ключевыхпараметров так и не достигло уровня 1990г., общепризнанного достаточным и оптимальнымпо степени экономической защищенности макроэкономической системы [1, с.146].
Во многом угрозы промышленному развитию России порождаются неустойчивым состоянием рынка в течение всего периода экономических преобразований в стране, ошибками в регулировании реформационных процессов, нарушением воспроизводственных и структурных пропорций в экономике. С учетом специфики проявления угроз и симптомов кризисных ситуаций в промышленности, становятся все более актуальными проблемы формирования эффективных механизмов их преодоления.
Проблема разработки механизмов обеспечения безопасности российского общества, государства, экономики и ее ключевой отрасли -национальной промышленности представляется достаточно сложной и многогранной, как вследствие ее слабой методологической и теоретической обоснованности, так и в связи с отсутствием комплексного, программного ее решения.
Система экономической безопасности предполагает формирование механизмов ее обеспечения во временном и организационном пространстве в их единстве, соподчиненности и взаимосвязи. Во-первых, необходимо создание условий состояния защищенности отрасли (региона, общества), что характеризует исследование ее функционирования в прошлом периоде и установление ее базового, исходного (статичного) состояния на данный текущий момент времени.
Во-вторых, формирование механизмов предусматривается и с позиций динамичности системы (отрасли, региона, общества), изменений ее качественных параметров, показателей и ожидаемых тенденций, что соответствует ее состоянию в будущем периодепод воздействием факторов роста и развития.
В-третьих, механизмы обеспечения экономической безопасности предполагают необходимость мобилизации ресурсов для устранения, нейтрализации до допустимого уровня рисков и угроз, которые существуют в настоящий период времени, и разработки активных мер по снижению, минимизации фактических ущербов и потерь. Допустимый уровень рисков и угроз означает наличие методов, средств и способов оценки, выявления и устранения различных форм и видов опасностей, существующих в данных организационно-технических и финансово-экономических условиях[2, с.55].
В результате такого комплексного методологического подхода к формированию механизмов обеспечения экономической безопасности (ОЭБ) автором исследования выявлена трехсоставная их организационноэкономическая основа, которая полностью обусловлена трехмерной характеристикой объекта безопасности, т. е. статичностью, динамичностью и реальностью состояния социально-экономической системы (отрасли, региона, общества) вследствие воздействия внутренних и внешних угроз. Отсюда возможно определение и цели формирования механизмов обеспечения экономической безопасности - это достижение состояния защищенности, условий развития функционирующей системы и минимизации ее фактических ущербов. При этом такие понятия как «условия», «факторы», «защищенность» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда, в которой протекает, обеспечивается экономическая безопасность. Фактор выступает воздействующей силой, причиной экономической безопасности, как с позиций ее усиления, так и с точки зрения ее снижения, ослабления и
перехода системы в опасное состояние. Защищенность характеризует
3
уровень реализации мер безопасности и приемлемую в данных условиях степень риска функционирования системы.
Известно, что основа экономической безопасности общества заключается в создании условий простого воспроизводства, выживания народнохозяйственного комплекса, его базовых отраслей и формированию предпосылок их перспективного устойчивого развития. По мнению академика К.В. Сенчагова, «в действительности критерий выживания очень размыт, никто не может определить, когда сокращение производства достигнет своего предела и наступит стабилизация. Уже в течение многих лет продолжается спад, и вслед за ним меняется наше представление о выживаемости экономики и начале ее стабилизации» [3.с.134], что остается актуальным и в современных условиях. Так, рост отечественной экономики в 2005-2007 гг. сопровождался серьезными негативными тенденциями в воспроизводственных процессах, означающих приближение разрушительных факторов в отдельных хозяйствующих и отраслевых системах,а в период кризиса 2008-2009 гг. они перешли в реальные угрозы, деградирующие процессы и необратимые явления, провалы.В связи с этим усилиласьострота нерешенных ранее проблем, которые и до настоящего времени остаютсяглавными в политике обеспечения экономической безопасности страны.
Определить изменение ситуации, однако, по мнению некоторых специалистов, хотя и косвенно, все же возможно. Период выживаемости определяется временем, в течение которого необходимо действие специальных (реанимационных) мер, т. е. мер, отличающихся от применяемых или вообще не используемых в стабильных условиях. К сожалению, в реальной действительности не разрабатываются сугубо специальные меры по обеспечению повышения надежности функционирования, жизнестойкости макроэкономической системы и ее подсистем при нарушении основных функций их жизнедеятельности в условиях кризиса[4, с.116].
В ходе исследованияустановлено, что современные антикризисные меры не были ориентированы на опережающее технологическое развитие экономики, обеспечивающее не только перспективы выхода из кризиса, но и достижение определенного запаса прочности, уровня экономической безопасности макроэкономической системы. Они не смогли остановить падение промышленного производства, в том числев его базовых отраслях, и снижение степени рисков, опасностей в финансовой, научнотехнологической и социально-трудовой сферах экономики.
В условиях сохранения угроз инвестиционного, техногенного, финансового, организационно-структурного и природно-стихийного характера одной из важных задач по обеспечению экономической безопасности промышленности России становится повышение ее технологической, финансовой безопасности, социальной безопасности населения и защищенности критически важных производственных объектов от этих угроз. Содержание данной задачи состоит в обосновании и формировании комплекса механизмов обеспечения экономической безопасности российской промышленности, направленных на снижение количества чрезвычайных ситуаций, экономических угроз различного происхождения и их выявление, предупреждение на ранних стадиях, а также создание в стране необходимых условий для устойчивого развития производственных отраслей экономики.
Потенциал экономической безопасности промышленности России формируется в процессе разработки механизмов экономической безопасности, которые не ограничиваются характеристикой угроз, потенциального ущерба и взаимосвязи (единства) и взаимоотрицания (борьбы) различных сторон жизнестойкости, но и в выявлении тормозящих сил, факторов в падении главных параметров функционирования национальной промышленности как системы.
В соответствии с этим необходимо формирование целого комплекса
механизмов по обеспечению экономической безопасности российской
5
промышленности, в котором каждый механизмбудет иметь прямое воздействие на ключевые производственные и организационноэкономические процессы, отношения и внутрисистемные связи. К таким механизмам, по мнению автора, относятся: организационно-нормативный и правовой; финансово-бюджетный; инвестиционно-инновационный и страховой (рис. 1). Их направленность характеризуется нивелированием, нейтрализацией и минимизацией последствий внешних и внутренних угроз развития промышленности.
Как выявлено в ходе исследования, к основным внешне-отраслевым угрозам экономической безопасности промышленности России относятся: усиление организационно-институциональной нестабильности
законодательства;ослабление стимулирующего воздействия налогового механизма на предпринимательскую деятельность; снижение эффективности фондового рынка и банковской системы в части инвестирования реального сектора экономики; снижение уровня качества национального человеческого капитала.
На инерционную и потенциальную экономическую безопасность российской промышленности наибольшее влияние оказывают внутренние угрозы и вызовы, к которым следует отнести в первую очередь деформацию и ухудшение ее структуры, снижение потенциала производственнотехнологического аппарата промышленности и падение инвестиционноинновационной активности предприятий.
Комплекс механизмов обеспечения экономической безопасности промышленности представляет собой, на взгляд автора, совокупность организационно-экономических средств, способов и методов по защите национальной промышленности как функционирующей системы от угроз,
Механизмы обеспечения экономической безопасности промышленности России |
▼
▼
Рис. 1. Комплекс механизмов обеспечения экономической безопасности
промышленности России1
возникающих под воздействием внутренних и внешних факторов
дестабилизации. Он включает в себя основные элементы процесса регламентации, взаимодействия и координации отношений государства и предприятий (организаций) по осуществлению ими производственно-
1 Составлено автором
хозяйственной, организационно-экономической, инвестиционно-
инновационной деятельности, а также меры по преодолению технической отсталости и деградации производственно-технологического аппарата в промышленности, нивелированию кризисных явлений, ситуаций и других негативных условий в российской экономике.
В каждом механизме обеспечения экономической безопасности должны отражаться направления взаимовлияния и зависимости
разработанных средств и методов, как в статике, динамике, так и в перспективе выявления стратегических вызовов и рисков в
функционировании социально-экономической системы.
Организационно-нормативный и правовой механизмобеспечения экономической безопасностивыражается в принятии законов и других нормативных актов, регулирующих организационно-экономическиеи финансовые аспекты деятельности предприятий, организаций и
отраслейпромышленности. Законодательные и нормативные основы производственнохозяйственных отношений в сфере материального производства и сфере обращения зависят во многом от фазы экономических (промышленных) циклов (технологических укладов), в которой находится макросистема и предопределяющих факторов изменения ее состояния. Так, в фазах спада и предкризисных ситуациях возрастает роль принимаемых административных мер по выбытию, ликвидации технически устаревших мощностей и объектов, что обеспечивает своевременное обновление производственнотехнологического аппарата отраслей материального производства, ритмичную цикличность инвестиционных процессов. В основном нормативно-правовое регулирование должно быть направлено на предупреждение кризисных ситуаций и предотвращение опасных переломов в производственно-хозяйственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов.
Финансово-бюджетный механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность методов и средств экономического воздействия на условия функционирования предприятий, отраслей, регионов и бюджетной поддержки отдельных сфер, секторов экономики. Данный экономический механизм формируется, прежде всего, в сфере финансового рынка по отдельным его сегментам. Спрос и предложение на финансовом рынке обуславливают уровень цен, ставки процента и котировки по отдельным финансовым инструментам, определяют доступность кредитных ресурсов в национальной и иностранной валютах, определяют среднюю норму доходности капитала и систему ликвидности отдельных инструментов инвестирования.
Действие бюджетного механизма выражается в принятии и реализации федеральных целевых программ производственно-технологического
развития, создании обязательных финансовых резервов государства и участии его в смешанном финансировании инвестиционных проектов отраслевого и регионального значения.
Инвестиционно-инновационный механизмобеспечения
экономической безопасности, по мнению автора, - этокомплекс методов и рычагов прямого, косвенного воздействия на участников инвестиционноинновационной деятельности в целяхобеспечения долговременной устойчивости развития базовых отраслей экономики. Данный
механизмвключает в себя амортизационную политику государства, направленную на обновление производственно-технологического аппарата в промышленности и других секторах экономики; налогообложение доходов предприятий иинвестиционных средств; рычаги и меры воздействия на эффективное использования основного и человеческого капитала.
Методы амортизации функционирующего основного капитала
характеризуются как формы стабилизационного воздействия и экономического стимулирования фазы оживления инвестиционной активности в стране.
Основные направления и параметры инвестиционных процессов регулируются также разработанной государственной инвестиционной политикой и стратегией производственно-технического развития стратегических отраслей промышленности.
Данный механизм обеспечения экономической
безопасностиспособствует активизации не только инвестиционной деятельности предприятий, организаций, но и структурным преобразованиям в стране, которые проявляются в ускорении развития приоритетных секторов экономики и отраслей промышленности.
Страховой механизм обеспечения экономической безопасности, по мнению автора,представляет собой совокупность способов, методов и направлений страховой защиты, превентивной и репрессивной деятельности, осуществляемых на различных уровнях управления экономикой и направленных на нейтрализацию обусловленных страховыми событиями реальных угроз и ущербов.
Выделение в комплексе механизмов обеспечения экономической безопасности отдельного страхового механизма обусловлено его исключительной ролью в достижении эффективной защиты национальной промышленности в соответствии с методологией применения базовых атрибутов «опасность - риск - превенция - возмещение - репрессия» в управлении страховыми отношениями и экономической безопасностью. Данный механизм полностью ориентирован на предупреждение рисков, снижение реальных угроз, минимизацию их последствий и оперативное восстановление бесперебойности воспроизводственных процессов в промышленности.
Воздействие страхового механизма направлено на нейтрализацию следующих внутренних угроз и стратегических вызовов в промышленности России (рис. 1):
- снижения потенциала производственно-технологического аппарата (ПТА) промышленности;
- падения инвестиционно-инновационного потенциала отраслей
промышленности;
- ухудшения социально-производственных условий труда;
- снижения уровня образования, профессионализма рабочих
промышленности;
- расширения масштабов техногенных аварий и катастроф;
- других экономических угроз и стратегических рисков.
Страховой механизм включает следующие элементы и виды деятельности:
- мониторинг развития страхового сектора экономики, чрезвычайных ситуаций и ущербов в стране (статистически-аналитическая деятельность);
- способы и методы страхового покрытия ущербов в зависимости от отрасли страхования, к которой относятся пострадавшие объекты (страховое дело);
- направления государственного, коммерческого и взаимного
страхования, основанные на различных формах страхового фонда и источниках финансирования (страховая деятельность);
- меры предупредительного характера, осуществляемые совместными усилиями, средствами страховых компаний, государственных учреждений и организаций других сфер экономики (превентивная деятельность);
- способы и меры по ликвидации, минимизации последствий страховых случаев и фактических ущербов (репрессивная деятельность).
В организационном аспекте страховой механизм обеспечения экономической безопасности представляет собой деятельность государства, субъектов страхового дела и других сфер, отраслей экономики по поводу управления страховыми рисками, которая регулируется действующими правовыми нормами, специальными экономическими мерами и направлена на достижение безопасности хозяйствующих систем, предприятий и населения. По отношению к промышленности страховой механизм
трактуется (в организационном аспекте) как управление развитием промышленного страхования в системе экономической безопасности.
Управление развитием промышленного страхованияв системе обеспечения экономической безопасностипромышленности, по мнению автора, - целенаправленная деятельность государства по воздействию на структуру, потенциал и динамику развития подсектора промышленного страхования и других смежных сфер, отраслей в целях обеспечения экономической безопасности национальной промышленности.
Сущность управления развитием промышленного страхования следует рассматривать как единство нормативно-правовых и организационноэкономических методов, способов и форм государственного воздействия на субъекты страхового сектора и смежных отраслей экономики, направленных на достижение в них упорядоченности и согласованности различных видов деятельности по обеспечению экономической безопасности национальной промышленности.
Воздействие государства на функционирование базового подсектора промышленного страхования выражается в следующих четырех классических видах управленческой деятельности:
- организации функционирования сферы промышленного страхования в интересах обеспечения экономической безопасности национальной промышленности;
- планировании развития подсектора промышленного страхования на перспективу с учетом решения задач предупреждения и снижения реальных угроз в промышленности;
- стимулировании субъектов подсектора промышленного страхования и смежных сфер, отраслей, как с позиций расширения страховой деятельности в промышленности, так и с точки зрения повышения платежеспособного спроса предприятий - носителей промышленных рисков;
- контроле деятельности промышленных страховщиков и
регулирования страховых отношений в стране.
12
Таким образом, формирование комплекса механизмов обеспечения экономической безопасности промышленности России предполагает наличие двух важных условий в стране: социально-экономическую консолидацию необходимых ресурсов и средств в промышленности, страховом секторе и эффективность государственного воздействия на развитие национальной промышленности. Только в результате рационального их взаимодействия, синтеза возможно формирование уровня безопасности нового качества, обеспечивающего в итоге улучшение социально-экономических показателей развития страны, торможение кризисных процессов и явлений, общий экономический рост и народнохозяйственный эффект.
Библиографический список
1. Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научноаналитический журнал. 2008. №4. С. 144-148.
2. Сахирова Н.П. Взаимодействие механизмов страхования и экономической безопасности функционирующих систем // Финансы. 2010. №10. С. 55-58.
3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Производство. Финансы. Банки. / Под.ред. В.К. Сенчагова. Науч. издание. - М.: Финстатинформ. 2004.
- 320 с.
4.Шинкаренко П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. 2008. №12. С. 116-122.
Bibliography
1. Prokopov B.I. The nature and content of economic safety // Problems of modern economy: the Eurasian international research and analytical journal. 2008. №4. With.144-148.
2.SakhirovaN.P. The interaction mechanisms of insurance and economic security
13
of the operating systems // Finance. 2010. №10.With.55-58.
3. SencagovV.K.The economic safety of the Production.Finance.The banks. / Ed. by. V.K. Sencagov. Scientific edition. - M.: OHHcraTHH^opM. 2004. - 320 p.
4. Shynkarenko P. Technological and economic security of Russia: problems and solutions / / Problems of theory and practice of management. 2008. no. 12.With.116-122.