Научная статья на тему 'Разработка макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий в России'

Разработка макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / ПОДСЕКТОР ПРОМЫШЛЕННОГО СТРАХОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СТРАХОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахирова Наталья Прокопьевна

В статье освещены методологические подходы к формированию макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий с позиций реализации промышленной политики в России, обоснованы необходимость, значение развития промышленного страхования и соответствующей политики государства, разработаны ее основные направления и приоритеты, отражающие специфику, потенциал развития страхового и промышленного секторов российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий в России»

Разработка макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий в России THE FORMATION OF MACROECONOMIC DEVELOPMENT POLICY

IN THE SPHERE INDUSTRIAL ENTERPRISES INSURANCE

IN RUSSIA

Сахирова Наталья Прокопьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит», Г осударственный университет

управления

sahirova.np@list.ru

Аннотация

В статье освещены методологические подходы к формированию макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий с позиций реализации промышленной политики в России, обоснованы необходимость, значение развития промышленного страхования и соответствующей политики государства, разработаны ее основные направления и приоритеты, отражающие специфику, потенциал развития страхового и промышленного секторов российской экономики.

Abstract

The article covers methodological approaches to the formation of macroeconomic development policy in the sphere of industrial enterprises insurance in the framework of the Russian industrial policy, it proves the necessity and significance of developing industrial insurance and a relevant industrial state policy, it works out its major priorities and directions reflecting peculiarities and potential for the growth of industrial sectors of the Russian economy.

Ключевые слова: политика, стратегия, промышленные предприятия, страховая защита, подсектор промышленного страхования, управление страховыми отношениями.

Key words: policy, strategy, industrial enterprises, insurance, sub-sector of industrial insurance, insurance coverage, insurance relationship management.

На современном этапе развития российской экономики возрастает значение и роль государственной политики в сфере страхования, консенсуса экономической науки и практики страхования по достижению стабильного роста страхового сектора. В настоящее время действующая система

управления страховыми отношениями слабо ориентирована на использование результатов научных исследований страхового рынка ивзаимосвязей его субъектов, на обеспечение удовлетворение интересов страхователей и информационной открытости экономических условий проведения страхования.

По мнению российских ученых И.Х. Озерова, Е.В. Коломина и др., финансовая политика и в том числе страховая политика, продиктованная требованиями финансовой науки, нередко, остается только идеалом, поскольку на практике в политику вторгаются сильные интересы разных групп и заставляют ее отклоняться от своего идеала, что и делает данную политику неустойчивой, неэффективной, неадекватной пожеланиям науки и целям достижения соответствия интересов страхователей, страховщиков и общества[1, С.3; 2, С.39]. В связи с этим в современной России усиливается актуальность разработки новых подходов к формированию политики государства в сфере страхования, базирующейся на законодательной, структурной и инвестиционной составляющих развития страхового сектора.

Недостаточное внимание к формированию отраслевых и секторносегментных составляющих стратегии экономического развития, в том числе и функционирования страхового сектора, обуславливает в стране негативные воспроизводственные диспропорции, нарушение взаимодействия в инвестиционных процессах страхового, банковского и промышленного капиталов, деформацию социальных отношений без должного учета страхового механизма. Проявляются тенденции игнорирования формирования содержания экономической политики государства в сфере страхования и возврат к ее дореформенной трактовке, основанной на централизованном государственном контроле страховой деятельности. В результате наибольшая доля в совокупных страховых премиях по стране приходится на обязательное страхование: в 2009г. - 57,1%; 2010г. - 56,1%; 2011г. - 56,4%. Темпы его роста значительно опережают темпы роста

добровольного страхования и страхового сектора в целом (табл. 1).

2

Таблица 1

Динамика развития основных направлений и сфер страхования в России (в % к предыдущему году) [3, 4, 5]

Направления и сферы страхования 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1. Совокупные страховые премии по страховому сектору (без ОМС) 112,5 117,9 114,7 92,5 108,2 119,6

2.Совокупные страховые премии по страховому сектору, в том числе 121,3 126,2 123,2 102,5 106,3 122,1

Обязательное страхование 134,9 135,6 131,2 115,0 104,5 122,7

Добровольное страхование, из него: 112,2 118,7 115,9 89,6 108,8 121,2

Рисковое (общее) страхование 120,4 118,8 116,6 89,7 107,6 119,7

3.Корпоративное страхование (без ОМС), в том числе 107,2 112,3 111,8 92,2 107,3 119,3

Промышленное страхование 110,3 116,8 113,4 92,4 107,8 119,5

Так, в 2005-2008гг. темпы прироста премий по обязательному страхованию составляют 30-35%, тогда как по добровольному - лишь 12-18% и по страховому сектору в целом - не более 27%. В последующих 20092011гг. также наблюдается превышение темпов роста премий по обязательному страхованию над темпами роста премий по добровольному страхованию (табл. 1).

В условиях непроработанной, а точнее отсутствия политики в сфере страхования и пассивного экономического стимулирования субъектов страховых отношений со стороны государства, развитие базовых подсекторов и сфер страхового сектора экономики осуществляется низкими, незначительными темпами. Темпы роста премий в корпоративном страховании за период 2006-2008гг. составляют лишь 107-112% и промышленном страховании - 110-117%, тогда как страховой сектор в целом и в том числе сфера рискового (общего) страхования развивается более высокими темпами роста по отношению к предыдущему году (табл. 1). В последующие 2009-2011гг. это соотношение меняется, и проявляется более высокая устойчивость подсектора корпоративного страхования, в том числе

и промышленного страхования, к кризисным явлениям в сравнении со сферой розничного страхования. В результате динамика корпоративного страхования положительно повлияла на динамику всего страхового рынка (табл. 1). При этом подсектор промышленного страхования характеризуется ускоренным развитием в сравнении со сферой корпоративного страхования, оказывая непосредственное влияние на его рост и развитие рискового (общего) идобровольного страхования в стране.

До настоящего времени не решена проблема страховой защиты промышленных предприятий, исходя из реальной их потребности в страховании и важности их функционирования, как субъектов стратегического значения, обеспечивающих приращение национального богатства страны. Со стороны государства не созданы условия для роста платежеспособного спроса промышленных предприятий на страхование и защиту производственных объектов от реальных угроз[6, С. 40; 7, С. 144].

Наиболее актуальными остаются, по мнению автора, вопросы стимулирования инициативного осуществления страховой защиты предприятиями промышленности, с одной стороны, и активного ее предоставления субъектами страховой системы - с другой стороны. Неудовлетворительное финансовое состояние первых и низкая капитализация вторых, обуславливают противоречивую и сложную макроэкономическую ситуацию, когда отсутствие страхового покрытия промышленных рисков при повышенном спросе и высоких ценах на него приводят к возникновению критических ситуаций при реализации угроз техногенного и производственно-технологического характера. Фактические ущербы в таких случаях не возмещаются или при привлечении на это бюджетных средств вызывают дополнительную нагрузку на государство и невосполнимую потерю его финансовых ресурсов. Все это обуславливает с течением времени снижение уровня экономической безопасности российской промышленности, нарастание реальных угроз и существенное сокращение объемов страховой защиты предприятий.

4

Ежегодные суммы ущербов в промышленности, не обеспеченные страховой защитой, превышают более чем в 4-5 раз совокупные страховые выплаты, предоставленные промышленным предприятиям. На опасных производственных объектах ежегодно происходят аварии с ущербом до 2,5 млн. долл., один раз в 4-6 месяцев - с ущербом до 500 тыс. долл., не считая сотни происшествий, стихийных бедствий и катастроф на многих промышленных предприятиях с ущербом более 8 тыс. долл. США. Аварии на производственных объектах ежегодно причиняют вред здоровью более 200 тыс. чел., и в результате их гибнет около тысячи человек, т.е. 20% погибших людей вследствие чрезвычайных ситуаций приходится на производственную сферу деятельности. Кроме того, все виды подобных ущербов случайного характера приводят ежегодно к банкротству более 40% предприятий, не обеспеченных страховой защитой [8].

Уровень развития подсектора промышленного страхования во многом определяется состоянием материально-технической базыпромышленности, которая характеризуется неудовлетворительными организационнотехническими параметрами эксплуатации основныхфондов и их технической безопасности. Так, коэффициент износа основных производственных фондов увеличивается с 30,5% в 1975 г. до 46,4% в 1990 г. и до 52,9% в 2002 г., а в течение последующих пяти лет остается примерно на этом же уровне - более 50% (табл. 2).

В последующие годы (2008-2010) коэффициент износа незначительно снижается (на 1,0-1,5 п. п.) и в 2010г. составляет 49,3%, а в отдельных отраслях все-таки остается на критическом уровне - более 50% (добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды). Все это свидетельствует о неблагоприятных технических условиях функционирования основного капитала и нарастании экономических угроз в отечественной промышленности.

За 36-летний период (1975-2010гг.) процесс старения и физического износа основных фондов в промышленности усиливается и темпы его ускорения во многих отраслях не снижаются (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициент износа основных фондов в промышленности России за период 1975-2010 гг. (на конец года), % [9, С. 114, 116]

Показатели 1975 1980 1990 1995 1998 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Коэффициент износа (на конец года), в %, в том числе: 30,5 36,2 46,4 47,5 52,9 51,3 52,9 52,5 50,8 50,4 50,5 49,1 48,6 49,3

Добыча полезных ископаемых (до 2004г.-дан-ные по топливной промыш.) 38,8 43,4 46,7 50,1 54,7 50,2 52,6 54,8 53,3 53,3 53,4 50,9 49,6 51,1

Обрабатывающие производства, из них: н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 47,8 47,5 46,8 46,0 45,6 45,7 46,1

- химическое производство; про-во резиновых и пластмассовых изделий 28,1 35,8 56,3 55,6 62,6 60,2 57,0 51,4 47,5 44,3 41,2 40,5 43,1 43,9

- производство машин и оборуд-я (до 2005г. - включая металлур-е про-во и про-во готовых металлур-х изделий) 29,5 34,4 47,5 46,5 53,2 55,3 54,8 51,2 46,9 44,9 41,8 42,3 43,2 44,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 27,1 31,6 40,6 44,2 49,4 51,6 57,3 55,6 5,2,2 51,4 52,7 51,2 50,7 51,1

Средний возраст производственного оборудования, лет 8,9 9,5 10,8 14,3 17,0 18,7 20,1 20,9 20,4 14,4 13,1 13,7 13,0 14,2

Наиболее высокие темпы роста износа основных фондов за период 1975-2010гг. наблюдаются в следующих производствах:

• химическом производстве - с 28,1% до 43, 9%;

• производстве машин и оборудования - с 29,5% до 44,0%;

• производстве и распределении электроэнергии, газа и воды

- с 27,1% до 51,1%;

• добыче полезных ископаемых - с 38,8% до 51,1% (табл. 2). Период инвестиционного кризиса 1998-2003гг. характеризуется

повышением коэффициента износа до 52,9%, а в отдельных отраслях - до 55% и выше (табл. 2).

За исследуемый период увеличивается также износ основных фондов на опасных производственных объектах, что вызвано общей проблемой физического старения производственно-технологического аппарата в отраслях промышленности и сфере жизнеобеспечения России. По данным МЧС на взрывоопасных объектах и промысловых трубопроводах степень износа основных производственных фондов достигает 60 - 70%.

Наибольшая степень износа основных фондов в российской промышленности приходится на 1998г. и 2002г. - почти 53%, что в 2 раза превышает уровень 1975г. и на 6,5% дореформенного (1990г.) уровня. Это свидетельствует в определенной мере о нарастании (с 1996-1998гг.) процессов торможения воспроизводства основного капитала и падения производственно-технической и научно-технологической безопасности промышленности России (табл. 2).

В промышленно развитых странах степень износа основных фондов предприятий не превышает 25%, что регулируется административными мерами. Пороговая для экономической безопасности ее величина составляет 50%. В России средняя степень износа промышленных основных фондов в 1998-2007гг. превышает пороговое значение (50,5%), а в 2008-2010гг. практически приближается к нему (48,6-49,3%). В отдельных отраслях промышленности износ составляет более 52%. Это тот порог, за которым начинается физический распад производства и необратимый процесс ликвидации и потери технологического потенциала промышленности.

Высокая степень износа основных производственных фондов

обуславливает снижение уровня экономической безопасности и повышение

потенциальной возможности возникновения чрезвычайных ситуаций

техногенного характера.Наиболее уязвимыми в этом отношении являются

такие отрасли как электроэнергетика, топливная промышленность

(нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, угольная), черная и

цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, в

которых преобладают непрерывные технологические процессы, а их

7

аварийная остановка чревата техногенными, экологическими и пожароопасными катастрофами с возможной гибелью рабочих производственных цехов и обслуживающего персонала[8].

Повышение доли устаревшего физически и морально оборудования (с возрастом от 15 до 20 и более 20 лет) в структуре производственного оборудования промышленности России - с 18,0% в 1975 г. и 25,8% в 1990 г. до 37,5% в 2010г. [9, С.114;4,С.220] вызывает нарастание тенденций технологической отсталости основных фондов, увеличения аварийных и рисковых ситуаций, влекущих их выход из строя, длительные остановки производства, материальные ущербы и снижение в целом эффективности промышленного производства.

Средний возраст производственного оборудования недопустимо высокий и с 1992г. имеет устойчивую тенденцию роста - от 12 лет до 20,9лет в 2004г. (табл. 2). Хотя с 2005г. наблюдается его уменьшение до 14,2 лет в 2010г., обеспеченное за счет активизации инвестиционной деятельности, средний возраст производственного оборудования так и не достиг дореформенного уровня (1990 г.) - 10,8 лет (табл. 2).

При существующих темпах модернизации основных фондов и строительства новых объектов в условиях ограниченности инвестиционных средств полное обновление действующих основных фондов в промышленности России (по данным РАН) может произойти через 70-100 лет, тогда как в развитых странах это осуществляется в срок не более 5 лет. Все это подтверждает необходимость и значение разработки макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий и взаимодействия ее с промышленной политикойв России.Эффективное использование страхового механизма в покрытии промышленных и техногенных рисков возможно только при активном участии государства, формировании соответствующей его политики.

Данная политика должна базироваться, по мнению авторов, на теории

экономического роста в смешанной экономике и предусматривать устранение

8

ограниченности рынка, а не его провалов, как трактуется в настоящее время многими учеными и специалистами. Она должна быть одним из основных направлений страховой политики государства и представлять собой вмешательство государства вследствие ограниченности рыночного механизма в сферу страхования промышленных предприятий для достижения устойчивого роста промышленного и страхового секторов экономики России.

Макроэкономическая политика развития страхования промышленных предприятий (в авторской трактовке) - совокупность базовых принципов и целевых установок государства по достижению устойчивого развития подсектора промышленного страхования, генерирующего механизмы роста страхового сектора и снижения, нейтрализации экономических угроз в промышленности.

Данная политика направлена на поддержку базового подсектора страхового сектора, крупного страхового и промышленного бизнеса, поскольку именно крупные предприятия, корпорации обеспечивают мощный импульс устойчивого развития национальной экономики.

Ограниченность рынка в данном контексте трактуется шире понятия «провалы рынка». Так,«провалы рынка» не связаны с такой важной проблемой, как распределение доходов, которое в условиях рынка осуществляется рыночным механизмом одновременно с распределением ресурсов. При этом результаты такого распределения доходов оцениваются в основномкак несправедливые с позиций общественного мнения и представлений о мере справедливости. Рынок как таковой эффективно обеспечивает распределение ресурсов, но не гарантирует справедливого распределения доходов, что важно при страховании макроэкономических и крупномасштабных промышленных рисков.

Разработка политики развития промышленного страхования связана не только с ограниченностью рыночного механизма, но и с определенным временным лагом приспособления страховых компаний к изменяющимся

организационно-техническим, нормативно-правовым условиям

хозяйствования и реагирования на колебания, тенденции финансовых рынков национального и мирового масштаба.

В современных условиях назрела реальная потребность в проведении государством активной политики роста страхового сектора и решения тем самым задач управления рисками в промышленности и формирования базового подсектора промышленного страхования, как основного источника развития страхования в стране.

В общем политика государства отражает базовые принципы и установленные цели развития, а стратегия в дальнейшем определяет, как их достичь в долгосрочной и среднесрочной перспективе. В соответствии с этим разрабатывается тактика государства в виде государственной программы, которая представляет собой совокупность средств, методов и способов их осуществления в краткосрочном периоде.

Концепция макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий - это идеология государства по воздействию на ускоренное развитие подсектора промышленного страхования, как базового в страховом секторе, и как одного из факторов реализации промышленной политики в стране.

Данная идеология определяется совокупностью следующих предлагаемых автором важнейших принципов:

- комплексности, т.е. нацеленности на все сферы, отрасли страхового сектора в соответствии с направлениями их роста и на отдельные базовые подсектора, влияющие на общий потенциал и тенденции развития страхования в стране;

- непрерывности и преемственности в реализации и достижении масштабного социально-экономического эффекта;

- эффективности взаимодействия государства и крупного страхового бизнеса, а также крупных промышленных предприятий и промышленных страховщиков;

- соразмерности масштабов государственного вмешательства в сферу страхования промышленных предприятий и реальных возможностей, ресурсов такого вмешательства.

Комплексность формирования политики в сфере страхования промышленных предприятий выражается в целесообразности применения как общеэкономических механизмов стимулирования развития страхования, обеспечивающих равные условия конкуренции для хозяйствующих субъектов различных секторов экономики, так и отраслевых, направленных на ускорение прогрессивных процессов, отношений в страховом секторе (отрасли экономики) и повышения его потенциала[7, 10, 11]. Предполагается также возможность применения мер государственного воздействия в части обеспечения эффективной страховой защиты материальных активов и финансовых, трудовых ресурсов в промышленности; предотвращение и снижение ущербов при эксплуатации опасных производственных объектов; решение экологических проблем и т.д.

По мере накопления финансовых ресурсов у государства, повышения эффективности рыночных институтов, необходимо обеспечить переход к активной политике, созданию условий расширения сферы добровольного страхования, повышения инвестиционного потенциала страхового сектора и постепенное приближение принципов национальной страховой политики к общемировым[10, С.4; 12, С.45]. Этим определяется последовательность реализации политики государства, расширение масштабов страховой защиты предприятий, отраслей, населения и достижение масштабного социальноэкономического эффекта.

Материальной основой политики развития страхования промышленных предприятий являются действующие и потенциальные факторы страхового рынка, объективно определяющие специализацию страховых компаний,

отраслевую структуру, пропорции и темпы роста национальной

промышленности, реальных инвестиций в ключевых секторах

народнохозяйственного комплекса, а также другие важнейшие

11

макроэкономические показатели. Кроме того, в страховой политике государства должна быть предусмотрена структуризация страхового рынка по отдельным подсекторам (промышленного, строительного, транспортного страхования и др.) в соответствии с организационной классификацией.

Правовая база данной политики включает Конституцию Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы, федеральные конституционные законы Российской Федерации, в том числе главу 48 «Страхование» ГК РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», акты Президента РФ и Правительства и иные нормативно-правовые акты.

Экономической основой разрабатываемой политики служит сформированный за годы российских реформ финансовый и человеческий капитал страховых организаций, потенциал региональных страховых рынков и крупных страховщиков федерального значения, финансово-банковская система страны, обоснованные интеграционные связи промышленного и страхового капиталов внутри национальной системы[12, С.46].

Государственная политика в сфере промышленного страхования

должна предусматривать, по мнению автора, преимущественное развитие в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России на первых этапах страхования в обязательной форме, направленного

на решение социальных проблем и соблюдение интересов третьих лиц в

результате вреда, причиненного им субъектами промышленной

деятельности. Как выявлено в данном исследовании, развитие обязательного

страхования отражает действие страхового механизма только в

непроизводственных видах и сферах деятельности. В результате страховым

покрытием не обеспечиваются риски стратегических отраслей экономики с

позиций безопасности их функционирования, нейтрализации

производственных ущербов и техногенных угроз. Такая ориентация видов

обязательного страхования в России свидетельствует об экстенсивном

развитии страхового рынка и отсутствии политики задействования

страхового механизма в процессы обеспечения экономической безопасности

12

каких-либо отраслей, секторов экономики, а тем более такой стратегической отрасли, как национальная промышленность. Это подтверждается данными нерациональной структуры страхового сектора страны, где наибольшийудельный вес приходится на ОМС - 33-38% и ОСАГО - 11% (по данным благополучных2006-2007гг.), а в кризисные2008-2010гг. -соответственно 42-47% и 9%[3, С.646; 5].

Премии по добровольному страхованию имущества составляют около трети от совокупной премии по рынку, в то время как выплаты занимают лишь четвертую часть от общего размера выплат. Данная диспропорция характерна в основном для сферы страхования имущества юридических лиц, в том числе и промышленных предприятий. Так, удельный вес премий по страхованию имущества юридических лиц в 2009-2011гг. составляет14-15% в совокупных страховых премиях, а выплаты - 4-6% в совокупных выплатах. При этом на страховое покрытие рисков ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, приходится лишь

0,7% совокупных премий в 2005-2006гг. (как наибольший за период 20032011гг.), а в последующие годы наблюдается снижение этой доли и в 2011г. она составляет 0,2% [3, С.646; 5].

Несмотря на то, что с 2012г. ожидается значительный рост премий по данному виду страхования вследствие его проведения в обязательной форме, актуальными остаются в настоящее время проблемы снижения рисков стратегических отраслей за счет страхового механизма и использования его потенциала в полном объеме и масштабе. Не решены вопросы обязательного противопожарного страхования, страхования рисков чрезвычайных ситуаций и ответственности руководящих работников, имеющих особое значение для производственных отраслей экономики в части эффективного финансового реагирования на возникающие угрозы и ущербы.

Объектом политикиразвития страхованияпромышленных предприятий выступает подсектор промышленного страхования, отдельные сферы и направления страхования, промышленные предприятия-

13

страхователи, страховые организации (компании), интегрированные бизнес -группы, объединенные в соответствии с отраслевыми или иными принципами в формальные и неформальные союзы, ассоциации. При этом государство в лице государственного аппарата является такой группой, которая является только субъектом страховой политики, а сферы, подсектора, отрасли страхования, компании и бизнес - группы являются объектом мер этой политики, но могут быть и ее субъектами.

Данная выявленная особенность обуславливает следующее: управленческое воздействие государства на страховой сектор и в том числе на подсектор промышленного страхования не может рассматриваться как воздействие субъекта политики на страховые отношения, представляющие собой статичный объект. Страховые организации, постоянно оценивая внешние условия собственной деятельности, анализируют хозяйственную среду, в том числе экономическую политику государства, и поэтому адекватно реагируют на нее, стремясь изменить ее в сторону своих организационно-правовых и финансовых интересов. Процесс взаимодействия субъектов и объектов происходит непрерывно и с учетом изменения общеэкономических, временных, нормативных условий функционирования страхового рынка и промышленного сектора.

Следовательно, субъекты и объекты макроэкономической политики развития страхования промышленных предприятий характеризуются высокой степенью динамичности, изменчивости внутренних параметров, факторов и связей, что непосредственно выражается в сложности формирования целевых ориентиров и установок, задач и методов реализации политики.

В рамках данной политики автором выделяются следующие ее разновидности: структурно-размерная политикауправления страховым

сектором,политика взаимодействия промышленных предприятий и страховщиков в процессе реализации промышленной политики и политика государственного стимулирования развитияпромышленного страхования (рисунок 1).

Рис. 1. Основные составляющие макроэкономическойполитики развития страхования промышленных предприятий в России1

1. Структурно-размерная политика управления страховым сектором, включающая совокупность мероприятий долговременного характера, которые направлены на формирование эффективной подсекториальной структуры страхового сектора с учетом особенностей развития экономики и страхования в стране. Ее промышленная ориентация, унаследованная от плановой экономики, и ведущая роль промышленного страхования в страховом секторе обуславливают объективную необходимость усиления его развития и соответствующей структуризации страховых отношений. В

1 Составлено автором

организационной классификации коммерческое страхование подразделяется на такие направления, как промышленное страхование, строительное, сельскохозяйственное и транспортное, которые ориентируются на обеспечение страховой защиты основных отраслей экономики, что позволяет концентрировать средства, усилия и ресурсы в конкретных сферах страхования. Следовательно, структурно-размерная политика предопределяет главные направления изменений в размерной, отраслевой и хозяйственной структуре страхового сектора (организационно-правовых форм компаний, их специализации, взаимоотношений, интеграционных связей и т.д.) в интересах роста его потенциала и развития.

2. Политика взаимодействия промышленных предприятий и

страховщиков в процессе реализации основных направлений промышленной

политики, представляющая собой разработку направлений страхового

обеспечения инвестиционно-инновационных процессов в промышленностии

осуществления страховых инноваций. В ней предусматривается усиление

воздействия сферыобязательного страхования на снижение промышленных

рисков и ущербов, аккумулирование инвестиционных ресурсов в страховом

секторе и их соответствующее распределение в интересах промышленного

развития страны. В ней должны определяться пути и механизмы вложения

средств страховых резервов в конкурентоспособные отрасли национальной

промышленности, эффективные методы нормативного регулирования

инвестиций и меры воздействия на согласованную инвестиционную

деятельность страховых и промышленных организаций. При этом

предполагается целевое распределение выделяемых ресурсов в

определенных направлениях (приоритетные научные разработки, новые

страховые технологии, виды деятельности по страхованию общественно

значимых рисков) и меры по обеспечению их эффективного использования.

В рамках данной политики должны формироваться научные заделы

конкурентоспособных инноваций - новых страховых технологий и новых

видов страховых услуг. Центр экономической конъюнктуры при

16

Правительстве РФ характеризует инновационную политику как совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг и технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления [13, С.3]. Это относится в полной мере и к страховым услугам, видам промышленного страхования, направленным на обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов, обновление основных производственных фондов и создание благоприятных условий труда в промышленности.

3. Политика государственного стимулирования

развитияпромышленного страхования, состоящая из комплекса экономических, организационно-нормативных мер органов государственного управления в направлении инициирования, стимулирования процессов структурных сдвигов в страховом секторе, приспособления страховых компаний к меняющимся условиям воспроизводства в промышленности и последующего экономического роста в стране. Данная политика включает меры государственной поддержки превентивной и инновационной деятельности промышленных страховщиков, стимулирования развития платежеспособного спроса на промышленное страхование и усиление мер по обновлению производственных фондовв промышленности. При этом льготная политика должна обеспечить активную деятельность промышленных и страховых организаций по заключению договоров страхования и долговременные экономические взаимные интересы данных субъектов.

Первостепенное значение для роста национального страхового рынка, на взгляд автора исследования, имеют такие разновидности политики, как структурно-размерная политика и политика государственного стимулирования развития промышленного страхования, нацеленные на осуществление организационно-экономических преобразований в страховом секторе и задействование страхового механизма в реализацию основных направлений промышленной политики.

17

Важная роль в развитии страхования промышленных предприятий должна отводиться политике экономической концентрации, обеспечивающей увеличение емкости страхового рынка и финансовой устойчивости страховых компаний. Для ее реализациинеобходимо, по мнению автора, провести дифференциацию страховых организаций по величине уставного капитала на крупные и средние (в определенных соотношениях и с соответствующим отражением их в государственной статистике) в целях определения потенциала национальной страховой системы и прогрессивности ее структуры. Помимо этого требуют решения задачи формирования государственной статистики страхового сектора по отдельным его подсекторам, исходя из обоснованных автором новых классификационных признаков в страховании.

Разработанная автором макроэкономическая политика развития страхования промышленных предприятий в Российской Федерации представляет собой концентрацию во времени и пространстве различных видов нормативно-правовой, организационно-экономической и финансовой деятельности субъектов страхования и органов власти. При этом классификация указанных видов деятельности осуществляется не только с позиций иерархического влияния на страховые отношения, но и на основе систематизации их объектного содержания и управляющего воздействия на участников страхования в процессе реализации страховой политики государства.

Исходя из социально-экономических ориентиров политики государства в сфере промышленного страхования и взаимодействия субъектов, объектов, ее генеральные цели формируются следующим образом:

- достижение в среднесрочной перспективе максимального задействования страхового механизма в процессы обеспечения экономической безопасности национальной промышленности, и в первую очередь, базового ее звена (производственно-технологического аппарата);

- устойчивый рост потенциала страхового сектора страны на основе приоритетного развития его базового подсектора - промышленного страхования;

- повышение платежеспособного спроса на страховые услуги со стороны промышленных предприятий по ряду направлений, в том числе за счет государственных субсидий и налогового стимулирования;

- обеспечение конкурентных позиций национальных промышленных страховщиков на мировом страховом рынке на основе концентрации страхового капитала и развития прогрессивных страховых технологий.

Выбор приоритетов в рамках этих целевых установок должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных, производственных, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного комплекса, страхового сектора и других сфер экономики. При этом оценка инновационно - технологических факторов и условий в отраслях промышленности служит базой формирования страхового механизма противодействия реальным угрозам и его основных направлений. Процессы обновления, выбытия основного капитала, замены и модернизации действующего производственно-технологического аппарата промышленности, представляя собой предмет промышленной политики, непосредственно влияют на разработку государственной политики развития промышленного страхования.

В качестве приоритетов политики развития страхования промышленных предприятий автором исследования определяются следующие:

- формирование системы обязательно-лицензионного страхования промышленных рисков, обеспечивающей базовые условия устойчивого развития российской промышленности;

- развитие взаимного страхования в отраслях промышленности для осуществления полной страховой защиты средних и малых предприятий вследствие ограниченности их финансовых ресурсов;

- активизация процессов концентрации страхового капитала и формирование национальных интегрированных страховых бизнес - групп с участием государства и промышленного капитала;

- разработка и реализация программы превентивных мероприятий

федерального значения по обеспечению технической и производственнотехнологической безопасности промышленных предприятий - основного контингента промышленного страхования и практически не имеющих

страховой защиты по причинам неудовлетворительного состояния их материально-технической базы;

- формирование новых областей спроса на страхование рисков предприятий промышленности и других отраслей экономики.

Воздействие государства на сферу промышленного страхования должно проявляться не только в прямом его участии в развитии (бюджетных ассигнованиях, субсидиях, создании государственных страховых,

перестраховочных компаний и т.д.) и в предоставлении субъектам

страхования налоговых льгот, но и в направлениях реализации

промышленной политики и инновационной стратегии предприятий (при внедрении крупных инвестиционных проектов, техническом обновлении производственных процессов и т.п.), когда будет осуществляться обязательное страхование рисков ответственности, инвестиционных и производственно-инновационных рисков.

В целом развитие промышленного страхования должно поддерживаться протекционистской политикой государства в отношении промышленных страховщиков и стимулирующей политикой в отношении предприятий промышленности - потенциальных страхователей. Льготная налоговая политика должна быть нацелена на конечный результат функционирования подсектора промышленного страхования и вследствие этого фактически уплаченные налоги предприятиями в целом обеспечат перекрытие суммы льгот, стимулирующих развитие и увеличение масштабов

страхования промышленных предприятий.

20

Таким образом, формирование политики развития страхования промышленных предприятий в России, во-первых, предусматривает определение базовых принципов и генеральных целей государства в сфере промышленного страхования; во-вторых, включает систему взаимосвязанных государственных мероприятий стратегического характера, разработанных с учетом приоритетов промышленной политики,факторов социального развития общества, ресурсных возможностей и экономических стимулов; в-третьих, создает нормативно-правовые, экономические и материальные условия для надежной страховой защиты промышленных предприятий и безопасного их функционирования. Ее реализация в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит обеспечить императивы экономической безопасности национальной промышленности, поступательный рост страхового сектора и устойчивость макроэкономической системы России.

Библиографический список

1. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Изд. 4-е. - Москва: Типография Т-ва И.Д. Сыткина, 1911, 274 с.

2. Коломин Е.В. О повышении теоретической обоснованности перспектив развития страхования. // Финансы. 2009, №7. С. 39-43.

3. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. Сборник. - М.: Росстат. 2011. С. 487-489.

4. Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб. - М.: Росстат. 2012. С. 311.

5. Уточненные статистические данные по итогам деятельности страховщиков 2011 год. - Режим доступа:

http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance industrv/statistics/index.php?id 4=221

6. Бахчеева М.Н. Риски промышленного предприятия, возникающие в процессе формирования страховой защиты. // Страховое дело. 2007. №3. С. 40 - 45.

7. Гельванодский М.И. и др. Повышение конкурентоспособности национальной экономики. - М.: ИИЦ «Статистика России». 2008. 176 с.

8. Данные МЧС РФ.- Режим доступа:ИЦр://шшш.тс1^.цоу.т/п^ех.рИр

9.Промышленность России. 2010: Стат.сб./Росстат - М., 2010. 453с.

10.Стратегия развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 гг. М. Май, 2007. Министерство финансов РФ.

11. Завадников В. О промышленной политике в Российской Федерации. // Промышленная политика в Российской Федерации. 2007. №5, с. 19-20.

12. Хоминич И.П., Тихомиров С.Н. Методология формирования национальной страховой системы в контексте системного анализа. // Финансы. 2008. №3. С.44 -48.

13. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в 1 полугодии 2000 г. - М.: Центр экономической конъюнктуры Правительства РФ, 2000 г. 124 с.

Bibliography

1.A. Ozerov, IH Fundamentals of financial science.Publ. 4th. - Moscow: Typography Island T-ID Sytkina, 1911, 274 p.

2.Two.Kolomine EV On increasing the validity of the theoretical perspectives of insurance. / / Finance. 2009, № 7.Р. 39-43.

3. Three.Russian Statistical Yearbook. 2011: Stat. Collection. - Moscow: Rosstat. , 2011. Р. 487-489.

4. Russia in figures. 2012: Krat.stat.sb. - Moscow: Rosstat. In 2012.Р. 311.

5. Five.More precise statistics on the performance of insurers in 2011. - Mode of access: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance industry/statistics/index.php?id 4=221

6.BakhcheevaМ.N. Risks of an industrial enterprise occurring in the process of insurance coverage formation. // Insurance. 2007. №3. P. 40 - 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.GelvanodskyМ.I et al. Raising the competitiveness of the national economy. М.: IRC «Statistics of Russia», 2008. P. 163 - 177.

8.Eight. These Emergency Situations Ministry. - Mode of access: http://www.mchs.gov.ru/index.php

9. Russia's industry. 2010: Stat.sb. / Rosstat - Moscow, 2010. 453s.

10. The development strategy of the insurance sector of the Russian Federation for 2008-2012.М. May, 2007. Ministry of Finance of the Russian Federation.

11. Zavadnikov B. On industrial policy in the Russian Federation. / / Industrial policy in the Russian Federation. In 2007. № 5, p. 19-20.

12. Khominich I.P., Tikhonov S.N. The methodology for the formation of the national insurance system in the context of system analysis. // Finance. 2008. №3. P.44 - 48.

13. Innovation activity of industrial enterprises in Russia in H1 2000 - Moscow: Center for Economic Analysis of the Government of the Russian Federation, 2000.124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.