новый и. мудрый
методология анализа управленческих инноваций
в условиях современной российской экономики
Инновация, в экономическом смысле понимаемая как изменение продукции или услуги, технологии либо решения организационного, .производственного, коммерческого характера, обычно выступает
_как результат инвестирования в новшество [1].
_Однако инновационная деятельность порождает не очередное
нововведение, частичное изменение сложившихся организационных
_и процессных характеристик функционирования, а качественно,
радикально измененные процесс или явление.
Макулов В.Ю.
бренд-менеджер Департамента грузовых и с/х шин ОАО «Сибур -Русские шины»
Понятие инновации сформулировано международными стандартами -«Руководством Фраскати»1 и «Руководством Осло»2 [2] как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Это положение с незначительными корректировками воспринято российской правовой системой [3]. В отечественной управленческой науке указанное определение дополняется такими признаками, как научно-техническая новизна, практическая воплощенность (промышленная применимость), коммерческая реализуемость [4]. Российский подход к определению
сущности инновации опирается на традиции характеристики рационализаторских предложений, к отличительным признакам которых
1 «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок» от 1963 г. (в последней редакции 1993 г.)
2 «Рекомендации по сбору данных о технологических инновациях» от 1992 г.
относились: 1) новизна в пределах предприятия, 2) полезность для предприятия, 3) наличие технического решения, а с 1996 г. - только первые два указанных признака [5]. Инновации (лат. innovatio, англ. innovation -нововведение, новаторство) имеют значительные традиции анализа в западной управленческой мысли [6]. При этом, как показывают наименование и содержание международных стандартов, основное внимание до последнего времени уделялось продуктовым и технологическим инновациям.
В работах западных авторов была обобщена значительная практика деятельности крупных и средних американских, европейских и японских компаний по разработке и, в первую очередь, результатам реализации продуктовых и технологических инноваций, приводились многочисленные яркие примеры коммерческих успехов либо неудач от, соответственно, применения либо игнорирования инноваций в конкурентных условиях рыночной экономики.
Внимание западных экономистов к таким разновидностям инноваций, как продуктовые и технологические, неудивительно, если вспомнить, что теоретические исследования и изучение практики коммерческих организаций проводились в условиях функционирования экономики индустриального общества. Как известно, лишь в 1974 г. в национальном хозяйстве ведущей экономической державы капиталистического мира - США - больше половины трудоспособного населения оказались заняты в непроизводственной сфере. При этом одновременно больше половины ВВП — стоимости произведенного конечного продукта — также пришлось на непроизводственную, нетоварную сферу. Немногим позже, за счет размещения промышленных мощностей
инновационная деятельность порождает не очередное нововведение или частичные
модификации, а качественно, радикально измененные процесс
или явление
ов р
транснациональных корпораций в странах третьего мира, эти пропорции были достигнуты еще в ряде экономически развитых государств - Германии, Японии, Великобритании, Франции и т.д. Именно с этого времени отсчитывают становление постиндустриального общества в мировом масштабе. В этих условиях интерес к инновационным решениям закономерно переместился из продуктовой и технологической сферы в область управления, необратимые изменения экономических отношений породили острое внимание к управленческим инновациям. В результате возникла парадоксальная ситуация: при практической необходимости понимания нового экономического явления выяснилась неопределенность самого базового понятия - «управленческая инновация», неразработанного в традиционной концепции инновационного менеджмента. Внимание омистов (теоретиков и практиков) при-кал вопрос, как управлять инновационным витием, созданием новых, опережающих (конкурентов, существующие потребности клиентов, заданные параметры деятельности мы) продуктов и технологий. Однако при этом проблема стимулирования роста эффективности самого управления долгое время
тавалась нерешенной. В этой связи очевидна необходимость разработки целого комплекса принципиальных вопросов теоретического анализа управленческих инноваций и практического применения его результатов в экономике современной России, с учетом насущных потребностей и неоднократного декларирования задачи придания ей инновационного характера высшими руководителями государства и крупнейших компаний.
__Комплексный характер такого ана-
инновации имеют лиза обеспечивается и соблюдается
формализованной схемой анализа, значительные традиции детерминированной определенностью последовательной реализации его этапов:
__1. Категория «управленческая ин-
управленческой мысли новация», ее отличительные черты
анализа в западной
как экономического явления и признаки как теоретического понятия.
2. Функции управленческой инновации в современной экономике.
3. Разновидности управленческих инноваций, выделяемые по присущим исключительно для данной категории признакам и функциям. Указанные признаки и функции выступают критериями, значимыми для характеристики именно управленческой инновации, в отличие от продуктовых и технологических. К таким критериям относятся:
- критерий предметной области — управленческая инновация, как и любое управленческое решение, нацелена на достижение кардинального изменения деятельности объекта управления; следовательно, разновидности управленческих инноваций выделяются по сферам деятельности коммерческой организации — инновации по управлению закупками, производством, реализацией, привлечением инвестиций и т.д.;
- критерий уровня создания управленческой инновации — здесь применимо традиционное подразделение экономических отношений на макро-, мезо- и микроуровень и деление коммерческих организаций на субъекты крупного, среднего и малого бизнеса.
4. Общая (принципиальная) модель создания управленческих инноваций, отражающая фундаментальное единство генерирования управленческих инноваций, относящихся к различным разновидностям.
5. Специальные модели создания управленческих инноваций отдельных разновидностей.
6. Определение закономерностей общей и специальных моделей создания управленческих инноваций, выработка теоретического обоснования и практических рекомендаций по генерированию управленческих инноваций, в том числе в условиях экономики современной России.
Данная схема теоретического анализа управленческих инноваций применима в качестве методологии, позволяющей упорядочить весь массив эмпирического опыта об инновациях в
управлении, накопленного к настоящему времени, и того, который будет наработан в будущем.
Литература
1. Родионова Л.Н., Руднева Ю.Р. Принятие решений в инновационном менеджменте. — Уфа: УГНТИ, 2004. — 106 с. - С. 6.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 343 с. -С. 31.
3. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.
4. Абрамешин А.Е. и др. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. О.П. Молчановой. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 272 с. -С. 45.
5. Письмо Комитета по патентам и товарным знакам РФ № 6 и Министерства промышленности РФ № 7 (Д) от 25.06.1996 г.
6. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3 томах. — СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2004. Т. 3. — 678 с. - С. 194.
V. Yu. Makulov
Brand Manager, Department of Vehicle and Farm Tyres, OAO Sibur - Russkie Shiny
Managerial innovation methodology for the modern Russian economic environment
The paper reviews the category of managerial innovation as a variety of innovation and management solution, and identifies the main stages of evolution of theoretical models of managerial innovations in this country and abroad. A general methodological approach is proposed to the analysis of managerial innovations. A conclusion is offered that the scientific methodology is useful for summarizing and forecasting the practices of developing managerial innovations in the economic environment of the present-day Russia.