УДК 658.012
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
С.Н. Кужева, Е.В. Искам
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The Explored elements innovations to theories, providing wholeness and system approach to study of management innovation by activity, is elaborated notional device. The Stated results of management innovation by process in OAO «Mechanical plant Kalachinskiy». The Considered role of the innovations in development of the enterprise.
В последние годы термин «инновация» пользуется большой популярностью и активно используется. Само же понятие «инновация» (англ. innovation - нововведение) впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в Х1Х в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. Инновацией называли процесс адаптации новой нормы культуры или адаптированную норму культуры. И только в начале ХХ в. стали изучать закономерности технических нововведений. В нашей стране проблематика нововведений на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса. И сегодня инновацией называют превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «нововведение», «инновация», что вполне объяснимо. Хотя они и близки, но не однозначны. Новшество - новый порядок, новый метод, изобретение. Инновационный процесс -управляемый процесс, заключающийся в создании и практической реализации новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Нововведение означает, что новшество используется.
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т. п.). Процесс перевода новшества в нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности
выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Наряду с принципами и методами общего управления, характерными для предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления отдельными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функциональных менеджментов. Управление инновационной деятельностью представляет собой одну из таких разновидностей, получившей название «инновационный менеджмент», непосредственным объектом которой выступают инновационные процессы во всем их многообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.
Инновационный менеджмент - это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования социально-экономических систем путем создания (приобретения) и преимущественного использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо глубокое изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения цвета, формы и т. п.), отличать от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Инновацией нельзя назвать и незначительные техниче-
ские или внешние изменения в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов.
Современная методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития была образована группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Предлагаемую стандартную практику для обследования исследований и экспериментальных разработок». Этот документ получил название «Руководство Фраскати» по названию итальянского города, где в 1963 г. была принята первая версия рекомендаций. Положения Руководства Фраскати периодически уточняются. Это обусловлено изменениями в научно-технической стратегии и организации НИОКР на национальных и международном уровнях. В последней редакции Руководства Фраскати (1993 г.) содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследо-
ваниям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. и получивших название «Руководство Осло». В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1, с. 30-31].
Для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю. Новизна инноваций оценивается не только по технологическим параметрам, но также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций (табл. 1).
Таблица 1
инноваций
Вид инновации Характеристика
Классификационный признак
1) технологические параметры инновации
Продуктовые Применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов
Процессные Новые методы организации производства (новые технологии), создание новых организационных структур в составе предприятия (фирмы)
2) место в системе (на предприятии, в фирме)
На входе Изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.
На выходе Производимые и реализуемые изделия, услуги, технологии, информация и др.
Внутри Изменения управленческой, производственной, технологической структуры предприятия
3) характер изменений
Радикальные Принципиальные изменения без особых вариаций и альтернатив, имеют место необратимые последствия, старое уничтожается и новое строится не рядом со старым, а вместо него, что влечет за собой существенные эффекты, приводящие систему к качественным сдвигам
Реформистские Базируются на существующих системах ценностей, структурах и процессах, меняют несколько функциональных подсистем, оставляя систему в прежнем качестве; доминирует практическая пригодность проекта, а не безусловное достижение идеального (концептуального) состояния
Окончание таблицы 1
Вид инновации Характеристика
Классификационный признак
4) степень радикальности
Базисные Потенциально могут создавать массу принципиально новых рабочих мест, требующих совершенно иной квалификации труда; ведут к образованию новых продуктов и новых рынков; новые методы функционирования общества включают активность в сфере управления, социальных услуг, культуры
Улучшающие Позволяют улучшать и модернизировать базисные инновации, раскрывают все их возможности, продукты и способы производства становятся качественнее, дешевле, прогрессивнее
Ретроизменения Воспроизводят на современном уровне давно, казалось бы, исчерпавшее себя
Псевдоизменения «Псевдо» - мнимый, ложный
5) глубина вносимых изменений
Фундаментальные Затрагивают причинно-следственные связи, состоят в изменении целей и других глубинных образований системы, ценностей и норм, системы мифов и табу; приводят, как правило, к качественным переменам
Инструментальные Затрагивают лишь условия, ресурсы или методы, требуемые для достижения некоторых целей
6) характер побуждения
Вынужденные Совершаются не по собственному желанию, а по принуждению, не добровольно
Привлекательные Вызывают положительные чувства, располагают к себе
7) особенность механизма осуществления
Единичные Осуществляются на одном объекте
Диффузные Распространяются по многим объектам
8) стратегия осуществления
Непосредственные Концентрируют внимание на проведении определенных изменений в самом объекте
Опосредованные Меняют не сам объект, а его среду, т. е. факторы, от которых зависит состояние объекта, ресурсы, условия и ситуацию, связи, зависимости, задачи, критерии, принципы
По степени нормативности инновации могут быть в административном аспекте законные и незаконные; в моральном аспекте - одобряемые и порицаемые. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия (группы предприятий). По сфере деятельности предприятия выделяются инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления и пр.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспек-
ты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Инновация развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Следовательно, и результат инновации нужно рассматривать с учетом инновационного процесса как управляемого, имеющего комплексный характер и заключающегося в создании и практической реализации новшества, приводящего к рыночному успеху.
Различают три логических формы инновационного процесса. Простой внутриорганизаци-онный (натуральный) инновационный процесс
предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорга-низационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения.
Первое в основном включает последовательные этапы научных исследований, опытноконструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, коммерческого производства. Распространение инновации - это информационный процесс. Его форма и скорость зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе - диффузии - общественнополезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и тому подобное, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах
применения. В ее результате возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность инновационных процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике. В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: формой принятия решения; способом передачи информации; свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения.
Сущность управления инновационной деятельностью заключается в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.
Главная цель управления инновационной деятельностью - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиском нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовкой соответствующих специалистов.
Субъектами инновационной деятельности являются новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению. Новатор осуществляет поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. Инноватор осуществляет внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке. Инвестор осуществляет финансирование разработки и внедрения новшеств.
Объектами управления в инновационной деятельности являются непосредственно сам процесс разработки и внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности. Примером такого варианта может служить инновационная деятельность открытого акционерного общества «Механический завод "Калачинский"».
Предприятие по производству сельскохозяйственной техники было основано в 1941 г. на базе Мелитопольского автотрактороремонтного
завода Запорожской области, который был эвакуирован в рабочий поселок Калачинск Омской области в самом начале Великой Отечественной войны. В 1948 г. завод переименовали в Калачинский механический завод. С января 1997 г. механический завод преобразован в Открытое акционерное общество «Механический завод "Калачинский"» (ОАО «МЗК»).
Из года в год завод наращивал производственные мощности, осуществляя инновационную деятельность. В 1960-е гг. проведено обновление оборудования, установлено более 170 единиц станочного, кузнечно-прессового оборудования, усовершенствованы технологические процессы, освоен ряд новых технологических процессов, значительно повысилась квалификация рабочих и инженерно-технических работников. Коллективом завода освоено более 20 видов новой продукции: запасные части к тракторам и сельхозмашинам, молотилка «БР-23», лесорама ПР-46, пневмомолот ПМ-50, автопередвижная мастерская, изделия ГОСНИТИ-1, ГОСНИТИ-2, тракторный прицеп 2ПТС-4М. Завод первым в стране начал изготавливать автодезоустановку системы Н.М. Комарова «ДУК-1». Продукция предприятия поставлялась на экспорт в Корею, Монголию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Кубу и пр.
Несмотря на все трудности перестройки, в конце 1990-х гг. началось изготовление кормораздатчика КТП-10У, отопительных котлов, прицепов для легковых автомобилей, товаров народного потребления. В ноябре 1995 г. механический завод получил сертификат РФ «Лидер российской экономики».
С 2001 г. основная продукция завода - автомобили специальные с установкой подвижной дезинфекционной ДУК (УДОМ), кормораздатчики и тракторные прицепы - включена Министерством сельского хозяйства в перечень продукции, разрешенной к поставкам на лизинговой основе.
В 2003 г. организовано ОАО «Торговый дом "МЗК"», который является сбытовым подразделением ОАО «МЗК». Торговому дому «МЗК» предоставлены исключительные права реализации, в том числе на экспорт, всей продукции и запасных частей к ней, выпускаемой ОАО «МЗК». На сегодняшний день предприятие ОАО «МЗК» имеет представительство в Омске.
Предприятие занимает территорию в 15 га; имеет 13 единиц цеховых помещений, из них 5 -производственные цехи (механический, заготовительный, сборочный, инструментальный, электроцех); административное здание, гараж, склады, станочный парк (200 станков), 15 единиц автотранспорта, 30 единиц компьютерной тех-
ники. Предприятие выпускает различную сельскохозяйственную технику: прицепы тракторные самосвальные различной грузоподъемности, шасси тракторных прицепов, специализированный автомобиль «Ветеринарная помощь», кормораздатчики КТП ИВАН, водораздатчик ВРТ-1,5, технику для почвообработки, подборщики-полуприцепы ТПП-45, котлы отопительные, передвижные жилые домики, бытовки, литье чугунное, осуществляет переоборудование жаток и пр. Характеризуется особым положением в отрасли по производству данной техники: наличие конкурентов минимально (четыре предприятия производят автодезустановку ДУК, три предприятия - прицепы и кормораздатчики) или отсутствует (монополист по выпуску шеститонных прицепов). Имеет обширный рынок сбыта, объем выручки составляет 73 млн рублей в год.
С 2000 г. на предприятии взят курс на обновление и модернизацию продукции, так как основная продукция предприятия находится на стадии зрелости жизненного цикла. Здесь проводятся различные преобразования, которые в рамках понятий инновационного менеджмента могут характеризоваться как инновационный процесс, представляющий комплексную систему, подсистемы которой находятся во взаимосвязи. Происходит создание и практическая реализация новшеств как в социальной (переподготовка кадров, освоение новых специальностей), так и в технологической сферах - использование новых элементов (в том числе сырья) при производстве продукции с новыми свойствами, освоение новых методов производства, новых технологий.
В настоящее время на предприятии осуществляется инновационный процесс создания и внедрения нового продукта - жатки валковой прицепной ЖВП-9,1 «Марья», которая предназначена для косовицы с укладкой в валок зерновых колосовых культур и трав в степных и лесостепных районах. Агрегируется с тракторами класса 1,4 (МТЗ-80/82, «Беларусь»). Имеет оригинальное противооткатное устройство, что позволяет присоединять данный прицеп под углом менее 90 градусов, а это, в свою очередь, делает более устойчивой всю конструкцию. Транспортеры жатки ременно-планчатые, четырехручьевые. Наличие пяти лент транспортера, двигающихся с разной скоростью, позволяет укладывать скошенную массу на стерню так, что колосья располагаются сверху валка, это способствует ускорению дозревания зерна и сказывается на хорошей просушке колосьев после дождя. Выгрузное окно - в центре жатки. Подъем жатки для перестановки ходовых колес в рабо-
чее/транспортное положение производится гидродомкратом. Отличительной особенностью жатки является использование в конструкции современной режущей системы среза Шумахера (Германия) с планетарным редуктором. Установка немецких ножей, закаленных по всей поверхности, делает их во много раз прочнее, и при поломке (происходит разрыв сегмента) не повреждаются следующие за ножами участки («пальцы»). Восстановление сегмента ножа стоит 30 рублей, а восстановление «пальца» (такая поломка возникает при использовании ножей, не закаленных по все поверхности) стоит 300 рублей - видна существенная экономия эксплуатационных расходов. Кроме того, замена сегмента ножа занимает малое количество времени, поскольку для его крепления используются болты, а не заклепки, как при замене всего ножа. Это позволяет делать замену трактористам самостоя-
тельно, в «полевых условиях», следовательно, экономится время.
Особенностью нового продукта является также соотношение его жизненного цикла с жизненным циклом остальной продукции (рис.). Основная продукция предприятия находится на стадии зрелости жизненного цикла, а новая продукция - на стадии внедрения, что позволяет предприятию, имея уже накопленный потенциал, расширяться. Риск заметно снижается, так как присутствует поддержка основной продукцией. Когда основная продукция будет находиться на этапе упадка, новая продукция будет на стадии роста и зрелости. Все это позволит предприятию продолжать нормально функционировать, а также снизит риски «неприятия» новой продукции при ее внедрении, что является несомненным преимуществом как для самой организации, так и для конкурентных фирм.
СІ
о
с
2
ш
■А
ю
О
100 80 60 40 20 0
1 разработка
2 внедрение 3 рост 4 зрелость
Стадии жизненного цикла продукции
5 упадок
□ Основная продукция □ Новая продукция
Стадии жизненного цикла продукции
Применительно к разработанному на ОАО «МЗК» новому продукту можно говорить о следующих изменениях:
- использование новой техники, новых технологических процессов - для производства нового продукта закуплено новое оборудование, (станки, гильотинные ножницы);
- внедрение продукции с новыми свойствами - ЖВП «Марья» имеет свойства, обеспечивающие преимущество по сравнению с аналогом, существующим на российском рыке (см. табл. 2);
- использование новых комплектующих -закаленные по всей поверхности ножи;
- изменение организации производства и его материально-технического обеспечения - отделение от основного производства стадии производства привода для жатки, которое происходит на дочернем предприятии «Шумахер» в Кемеровской области;
- появление новых рынков сбыта связано с более низкой ценой нового продукта по сравнению с существующими аналогами - небольшим фермерским хозяйствам покупка аналогичного продукта - комбайна - менее доступна.
Таким образом, новый продукт предприятия ОАО «МЗК» ЖВП-9,1 «Марья» имеет все основные признаки инновации.
Используя классификатор инноваций, представленный в таблице 1, новый продукт ЖВП-9,1 «Марья» можно идентифицировать следующим образом. В зависимости от технологических параметров ЖВП-9,1 «Марья» относится к продуктовым инновациям, при ее производстве происходит применение новых комплектующих (привод «Шумахер», ножи, закаленные по всей поверхности, противооткатное устройство и др.). По типу новизны для рынка ЖВП-9,1 «Марья» относится к инновациям, новым для отрасли в
стране: подобные разработки проводятся, но не в РФ. По месту в системе предприятия новый продукт относится к инновациям на выходе. С точки зрения характера изменений это реформистская инновация, базирующаяся на существующих системах ценностей, структурах и процессах, оставляющая систему в прежнем качестве; здесь доминирует практическая пригодность проекта.
С точки зрения логических форм инновационных процессов данный инновационный процесс на предприятии можно отнести к простому товарному, межорганизационному процессу, при котором происходит отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Создателем и производителем новшества является ОАО «МЗК», потребителями новшества являются фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, базы снабжения.
Идея создания данного продукта появилась на предприятии после посещения руководством международной выставки сельскохозяйственной техники в Германии. На первой фазе процесса -создании и распространении новшества - конструкторским отделом ОАО «МЗК» совместно с партнерами проведены опытно-конструкторские работы, разработана и утверждена документация проекта ЖВП-9,1 «Марья», организовано опытное производство, в процессе которого было выпущено 39 жаток. Коммерческое производство данного новшества началось в 2008 г. Одновременно происходит продвижение продукта, получение заказов от клиентов, изучение рынка.
Вторая фаза процесса, предполагающая распространение уже освоенной инновации в новых условиях, на предприятии еще не наступила, поскольку разработка указанного продукта на территории РФ проводилась только на данном предприятии.
На предприятии ОАО «МЗК» управление инновационным процессом происходило в следующем направлении: была произведена интеграция стадий инновационного проекта в еди-
По степени радикальности это улучшающая инновация, по характеру побуждения - привлекательная, по степени нормативности - законная и одобряемая, по стратегии осуществления - непосредственная, так как изменения происходят в самом объекте. По сфере деятельности предприятия ЖВП-9,1 «Марья» относится к производственным и технологическим инновациям.
Таблица 2
ный процесс, в результате шло непрерывное взаимодействие между подразделениями, непрерывный контроль и получение обратной связи на каждом этапе разработки.
Управление инновационным процессом на предприятии ОАО «МЗК» представлено аналитической группой. В состав группы вошли управляющие предприятием, представители технического, планового отделов, отдела маркетинга, рабочие основного производства.
Однако существенным недостатком внедрения нового продукта являются технологические и финансовые проблемы. Для серийного и массового производства жатки ЖВП-9,1 «Марья» требуется большое количество комплектующих (табл. 3). Для реализации проекта была использована кооперация как форма организации производственных процессов. Были созданы прочные партнерские связи с дочерним предприятием «Шумахер» в Кемеровской области, подписаны партнерские соглашения с головной компанией «Шумахер» в Германии. В результате такой кооперации новый, разработанный на ОАО «МЗК» продукт оснащается деталями, разработанными и производящимися на партнерских предприятиях. Такая интеграция позволяет комплексно использовать различные технологии.
Проблемой для предприятия является загруженность оборудования, а также нехватка оснастки и некоторого оборудования для обеспечения полного технологического цикла производства жаток в рамках ОАО «МЗК». Требуется следующее оборудование: стенды для сварки мотовила, рамы, пальцевый брус, покрасочная ка-
Сравнительная характеристика свойств продукции
Свойство ЖВП-9,1 Комбайн
Расход топлива, кг/га 1,45 7,3
Ширина захвата, м 9 6
Количество лент транспортера 5 (движение каждой ленты с разной скоростью) 1
Привод, количество ходов ножей в минуту Оригинальный «Шумахер», 1000
Ножи закалены По всей поверхности (оригинальные немецкие) По краю срезающей поверхности
мера, лентопильные станки, гильотинные ножницы, станки - токарный, фрезерный, сверлильный, сварочные аппараты, ЗИГ-машина. Это перечень минимально необходимого оборудо-
вания для производства партии в 100 штук жаток. Для приобретения данного оборудования необходимы денежные средства в размере 9 млн рублей.
Таблица 3
Необходимые комплектующие и причины их приобретения
Комплектующее Поставщик Причина покупки
Мотовила, рамы жатки КурганМашЗавод Отсутствие гибочного оборудования и оборудования для лазерной резки
Шины, подшипники, колеса, ремни, ленты ОмскШина Специфика продукции
Сегменты ножей, пальцы, редуктор, привод жатки ООО «Шумахер» Специфика продукции
Пружины Белорецкий завод пружин Специфика продукции
Металл Сталепромышленная компания Специфика продукции
Подшипники ОАО «РОТОР» Специфика продукции
Финансовое обеспечение предполагается в следующем виде: под залог приобретаемого оборудования, залог оборудования и недвижимости (производственные помещения) ОАО «МЗК», а также личное поручительство руководителя. Прямого участия государства не предполагается. Данный проект поддерживается Министерством сельского хозяйства Омской области и администрацией Калачинского района. Принятие национального проекта в области сельского хозяйства является дополнительным источником финансовых средств для потребителей данной техники. Получены положительные заключения по результатам испытаний на Сибирской МИС, проведенных в 2006 г. Данный продукт не подлежит сертификации.
На предприятии ОАО «МЗК» разрабатывается и внедряется новый продукт, проводятся преобразования, которые можно охарактеризо-
вать как инновационный процесс. Внедрение сопровождается нововведениями в технологии производства продукции, используются новые элементы сырья, изменена организация производства. Инновационный процесс имеет простую межорганизационную форму, представлен как комплексная система, имеющая подсистемы, находящиеся во взаимосвязи. Управление инновационным процессом на предприятии осуществляется аналитической группой и сводится к интеграции стадий в единый непрерывный процесс, а также для развития инновационной деятельности в целом организована кооперация с немецкой компанией «Шумахер».
1. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / под ред. Л.М. Гох-берга. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1996.