ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008
Методология анализа управленческих инноваций в условиях современной российской экономики
В. Ю. Макулов,
бренд-менеджер департамента грузовых и с/х шин
ОАО «Сибур - Русские шины»
В статье анализируется содержание категории «управленческая инновация» как разновидности инновации и управленческого решения, определены основные этапы эволюции теоретических представлений об управленческих инновациях в нашей стране и за рубежом. Предложена общая методологическая схема анализа управленческих инноваций. Сделан вывод о значении научной методологии для обобщения и прогнозирования практики создания управленческих инноваций в экономике современной России.
In the article the intension of a category «management innovation» as versions of an innovation and a management decision is analyzed, the basic stages of the theoretical representations evolution about management innovations in our country and abroad are certain. The general methodological scheme of the analysis of management innovations is offered. It is drawn a conclusion about the scientific methodology value for generalization and forecasting of practice ofthe management innovations creation in the modern Russia’s economy.
Инновация, в экономическом смысле понимаемая как изменение продукции или услуги, технологии либо решения организационного, производственного, коммерческого характера, обычно выступает как результат инвестирования в новацию, в новшество [1]. Однако инновационная деятельность порождает не очередное нововведение, частичное изменение сложившихся организационных и процессных характеристик деятельности, а качественно, радикально измененные процесс или явление.
Понятие инновации сформулировано международными стандартами — «Руководством Фраскати»
(«Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок») 1963 г., последняя редакция 1993 г., и «Руководством Осло» («Рекомендации по сбору данных о технологических инновациях») 1992 г. [2-4] как «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» и с незначительными корректировками воспринято российской правовой системой [5].
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
В российской управленческой науке указанное определение дополняется такими признаками, как научно-техническая новизна (О. П. Молчанова), практическая воплощенность (промышленная применимость) (Р. А. Фатхутдинов), коммерческая реализуемость (Н. Н. Грачев) [6-8]. Отечественный подход к определению сущности инновации опирается на традиции характеристики рационализаторских предложений, к отличительным признакам которых относились: 1) новизна в пределах предприятия, 2) полезность для предприятия, 3) наличие технического решения, а с 1996 г. — только первые два указанных признака [9].
Однако сам термин «инновация» — иностранного происхождения (лат. innovatio, англ. innovation, фр. innovation, нем. Innovation — нововведение, новаторство) и имеет значительные традиции анализа в западной управленческой мысли (Й. А. Шумпетер,
Н. Розенберг и Л. Е. Бирдцелл-мл., М. Хучек, Э. Бру-кинг и др.) [10-14]. При этом, как показывают наименование и содержание международных стандартов, основное внимание до последнего времени уделялось продуктовым и технологическим инновациям.
В работах западных авторов была обобщена значительная практика деятельности крупных и средних американских, европейских и японских компаний по разработке и, в первую очередь, результатам реализации продуктовых и технологических инноваций, приводились многочисленные яркие примеры коммерческих успеха либо неудачи от, соответственно, применения либо игнорирования инноваций в конкурентных условиях рыночной экономики.
Внимание западных экономистов к таким разновидностям инноваций, как продуктовые и технологические, неудивительно, если вспомнить, что теоретические исследования и изучение практики коммерческих организаций проводились в условиях функционирования экономики индустриального общества. Как известно, лишь в 1974 г. в национальном хозяйстве ведущей экономической державы капиталистического мира — США — больше половины трудоспособного населения оказались заняты в непроизводственной сфере, при том что одновременно больше половины ВНП — стоимости произведенного конечного продукта — также пришлось на непроизводственную, нетоварную сферу [15]. Немногим позже эти пропорции были достигнуты еще в ряде экономически развитых стран. Именно с этого времени отсчитывают становление постиндустриального общества в мировом масштабе.
В этих условиях интерес к инновационным решениям закономерно переместился из продуктовой и технологической сферы в область управления, необратимые изменения экономических отношений породили острый интерес к управленческим инновациям.
В результате возникла парадоксальная ситуация: при практической необходимости понимания нового экономического явления выяснилась неопределенность самого базового понятия — «управленческая инновация», неразработанного в традиционной концепции инновационного менеджмента. Внимание
экономистов (теоретиков и практиков) привлекал вопрос, как управлять инновационным развитием, созданием новых, опережающих (конкурентов, существующие потребности клиентов, заданные параметры деятельности фирмы) продуктов и технологий; но вопрос, как в опережающем порядке стимулировать рост эффективности самого управления, долгое время оставался без ответа.
В этой связи очевидна необходимость разработки целого комплекса принципиальных вопросов теоретического анализа управленческих инноваций и практического применения его результатов в экономике современной России, с учетом ее насущных потребностей и неоднократного декларирования задачи придания инновационного характера российской экономике высшими руководителями государства и крупнейших компаний [16, 17].
Комплексный характер такого анализа обеспечивается и соблюдается формализованной схемой анализа, детерминированной определенностью последовательной реализации его этапов:
1. Категория «управленческая инновация», ее отличительные черты как экономического явления и признаки как теоретического понятия.
2. Функции управленческой инновации в современной экономике.
3. Разновидности управленческих инноваций, выделяемые по присущим исключительно для данной категории признакам и функциям. Указанные признаки и функции выступают критериями, значимыми для характеристики именно управленческой инновации, в отличие от продуктовых и технологических инноваций (в других классификациях — производственных инноваций, организационных инноваций, процессных инноваций и т. д.). К таким критериям относятся:
► Критерий предметной области — управленческая инновация, как и любое управленческое решение, нацелена на достижение результата, а именно кардинального, «на порядок» изменения состояния деятельности объекта управления, которым в рыночной экономике обычно выступает коммерческая организация; следовательно, разновидности управленческих инноваций выделяются по сферам деятельности коммерческой организации — инновации по управлению закупками, производством, реализацией, привлечением инвестиций и т. д.
► Критерий уровня создания управленческой инновации — здесь применимо традиционное подразделение экономических отношений на макро-, мезо- и микроуровень и деление коммерческих организаций на субъекты крупного, среднего и малого бизнеса.
4. Общая (принципиальная) модель создания управленческих инноваций, отражающая фундаментальное единство генерирования управленческих инноваций, относящихся к различным разновидностям.
5. Специальные модели создания управленческих инноваций отдельных разновидностей.
ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008
ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
6. Определение закономерностей общей и специальных моделей создания управленческих инноваций, выработка теоретического обоснования и практических рекомендаций по генерированию управленческих инноваций, в том числе в условиях экономики современной России.
Данная схема теоретического анализа управленческих инноваций применима в качестве методологического плана (парадигмы), позволяющего упорядочить весь массив эмпирического опыта об инновациях в управлении, уже накопленного к настоящему времени и того, что будет выработан в будущем.
С незначительными изменениями (с коррекцией на целеполагание и результаты реализации управленческих инноваций, но не на методы их создания) данная парадигма может быть распространена и на анализ управленческих инноваций в сфере некоммерческого, государственного управления.
Литература
1. Л. Н. Родионова, Ю. Р. Руднева. Принятие решений в инновационном менеджменте. Уфа: УГНТИ, 2004.
2. А. А. Дагаев. Фактор НТП в современной рыночной экономике: Учебное пособие. М.: Наука, 1994.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. La technologie et l’economie: les relation determinantes. P.: OECD, 1992.
5. Постановление Правительства РФ от 24.07. 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»//Собрание законодательства РФ. 1998. № 32. Ст. 3886; Постановление Росстата от 27.07. 2006 г. № 42 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью в области науки, инвестиций и труда на 2007 год».
6. А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова, Е. А. Тихонова, Ю. В. Шленов. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. О. П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001.
7. Н. Н. Грачев. Психология инженерного труда. М.: Высшая школа, 1998.
8. Р. А. Фатхутдинов. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: ПИТЕР, 2007.
9.. Письмо Комитета по патентам и товарным знакам РФ № 6 и Министерства промышленности РФ № 7 (Д) от 25.06. 1996 г.
10. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под редакцией Л. М. Гохберга. М., 1996.
11. Й. А. Шумпетер. История экономического анализа. В 3 томах. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 2004.
12. Н. Розенберг, Л. Е. Бирдцелл-мл. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995.
13. М. Хучек. Инновации на предприятии и их внедрение. М.: Луч, 1992.
14. Э. Брукинг. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.
15. В. Л. Иноземцев. Концепция постэкономического общества// Социологический журнал, № 4, 1997.
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 16.05. 2006 г.//Российская газета, № 97, 11.05.2006.
17. И. Дробышев, А. Силантьев. Владимир Потанин: «Я не раздаю деньги»//Ма]огіош (МГИМО), 04.04.2007.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2008 год (12 номеров) 7200 руб. 00 коп. (Семь тысяч двести рублей), в том числе НДС — 654 руб. 55 коп.
Название организации _______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________________
Должность__________________________
Почтовый адрес (адрес доставки).
Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве _____________________экземпляров.
Нами уплачена сумма __________________________________________________________________________________
Платежное поручение _____________ от _____________________ 200 _
Банковские реквизиты редакции:
ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790 ' '
Дата заполнения талона подписки____________________ Подпись__________________
Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.
Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..
По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.
Подписной индекс: 38498.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
«ИННОВАЦИИ»
«ИННОВАЦИИ»