Научная статья на тему 'Современные подходы к понятию и классификации инноваций'

Современные подходы к понятию и классификации инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5541
2480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / INNOVATION CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко М. О.

В статье рассматриваются различные подходы современных экономистов к содержанию понятия «инновация». Дается авторское определение инновации. Предлагается авторская классификация инноваций, позволяющая объективнее и полнее оценить инновации, определить их результативность, а также выявить неоднородность инновации и подобрать методы управления каждой из них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACH TO THE CONCEPT OF INNOVATION AND CLASSIFICATION

The article discusses various approaches to modern economists the concept of "innovation". Given the author's definition of innovation. The author's classification of innovations that enable objective and fully appreciate the innovation, to determine their effectiveness, and to identify the heterogeneity of innovation management techniques and pick up all of them

Текст научной работы на тему «Современные подходы к понятию и классификации инноваций»

УДК - 338.984.0

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

М.О. Карпенко

В статье рассматриваются различные подходы современных экономистов к содержанию понятия «инновация». Дается авторское определение инновации. Предлагается авторская классификация инноваций, позволяющая объективнее и полнее оценить инновации, определить их результативность, а также выявить неоднородность инновации и подобрать методы управления каждой из них.

Ключевые слова: нововведение, инновация, классификация инноваций.

В соответствии с международными стандартами инновация (нововведение) определяется как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [1].

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, можно определить как инновационный процесс.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, - «введение новшеств». Под новшеством понимается новая идея, новое знание, новый обычай, новый метод, изобретение. Русское словосочетание «нововведение» (в буквальном смысле «введение нового») означает процесс исполнения новшества. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации) [4].

Существуют и различия в трактовке этого понятия в ряде зарубежных и отечественных источников, где определение термина «инновация» имеет различное содержание.

Значительным вкладом российских экономистов в развитие инновационной теории является разработка концепции технологических укладов. Категория технологического уклада (в современном его понимании) введена в научный оборот экономистом С.Ю. Глазьевым [3]. Данная категория имеет немного общего с понятием «технологическая система», но отличается тем, что исследована применительно к российской действительности.

В экономической литературе последних лет получило свое развитие понятие «инновационная стратегия». Более подробно типологию инновационных стратегий рассмотрел в своей книге Б. Санто [8]. Он выделяет центральные стратегии (макроэкономические) и стратегии предприятий. Автор особенно часто анализирует в своей работе микростратегии, детально рассматривает наиболее важные стратегии, которые характеризуют нововведения во взаимосвязи с положением на рынке (традиционную, имитационную, оборонительную, зависимую, наструпательную). Б.Санто раскрывает условия применения каждой конкретной стратегии.

Экономист Б. Твисс в своих работах значительное место отводил анализу стратегий предприятий [9]. Он выделяет лицензионную стратегию, промежуточную, стратегию создания нового рынка, наступательную, защитную.

Результаты анализа теоретических представлений о понятии «инновация» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Теоретические представления о понятии инновации с позиции взглядов различных авторов

Содержание понятия Авторы Замечания

Инновация рассматривается как реализация конечного результата инновационной деятельности Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ»; Р.А. Фатхутдинов [11], И. Молчанов, В.Н. Гунин [5] Конечным результатом инновационной деятельности является практическое освоение или рутинизация новшества

Инновация рассматривается как вложение средства в экономику, обеспечивающее смену поколений Большой экономический словарь под ред. А.Н. Азриляна; Словарь «Бизнес и право» СПС ГАРАНТ; Узкое определение с технической точки зрения

техники и технологии. Б.Санто, И.Т. Балабанов [2], О.А. Уткин [10], Г.Д. Ковалев [7], Н.П. Фигуранов, Е.В. Красникова

Инновация приводит к выходу за пределы системы В.М. Аньшин Узкое определение, включающее базисные и улучшающие инновации.

Под инновацией понимается внедрение новых продуктов или технологий, опирающихся на научные исследования и разработки М.В. Алфимов, И.М. Бортник [6], Абрамешин и др. [1] Неточное определение с точки зрения выражения роли инноваций в экономическом развитии

Инновация рассматривается как результат деятельности по обновлению предыдущей деятельности или процесс, в котором идея приобретает экономический смысл. Д.И. Кокурин, Б. Твисс Достаточно широкое определение

Инновация определяется через понятие нововведения Современный экономический словарь Данные понятия идентичны и не раскрывают особенностей и сущности инновации

В данном исследовании, на взгляд автора, инновацией следует считать только те новшества, которые оказывают положительное влияние на финансово-экономическую деятельность предприятий и способствуют дальнейшему стратегическому развитию. Но, в то же время, необходимо учитывать, что внедрение новшества может иметь и обратный эффект (регресс).

Таким образом, можно предложить следующее определение инновации. Инновация - это процесс использования результатов научно-исследовательской деятельности (новшества), способствующий повышению эффективности деятельности и создающий предпосылки для дальнейшего стратегического развития предприятия.

Под инновационным процессом понимается процесс, охватывающий всю последовательность преобразования научного знания, научных идей, открытий и изобретений в конкретное воплощение, в коммерчески освоенный (внедренный на рынке) новый продукт или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности.

В рамках компании под инновационным процессом в самом общем виде понимается деятельность этой фирмы, связанная с получением теоретических знаний, их практическим применением для создания нового товара и его коммерческой реализацией.

Для установления значимости того или иного инновационного продукта, выявления степени его влияния на конкурентоспособность бизнеса, а также для сравнительной количественной и качественной оценки важное значение имеет классификация инноваций по ряду основополагающих признаков.

На основании проведенного исследования ряда источников [4, 1], можно предложить обобщенную классификацию инноваций, которая позволяет выявить наиболее значимые виды инноваций с позиции стратегического развития предприятия (таблица 2).

Таблица 2

Классификация инноваций

Классифика- ционный признак Виды инноваций

По степени возникно-вения Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентов. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы сохранять свое положение на рынке.

Стратегические инновации носят упреждающий, инициативный характер, направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе. В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый процесс, в котором искомая точка эффективности достигается с меньшими затратами.

По предмету и сфере приложения Продуктовые - инновации, создающие новые продукты и новые материалы

Рыночные - инновации, открывающие новые сферы применения продукта и позволяющие реализовать продукт на новых рынках

Инновации-процессы - технологии, организация процесса производства и управления.

По степени Инновации могут базироваться на новых открытиях или создаваться на основе нового

новизны способа применения уже сделанного открытия.

По степени радикальнос-ти Базисные инновации (паровая машина)

Улучшающие (улучшение продуктов, процессов)

Псевдоинновации (внешне изменение продукта)

По вектору действия Инновации, направленные на внешних по отношению к организации потребителей

Инновации, предназначенные для совершенствования деятельности самой организации

По характеру удовлетворяемых потребностей Инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или создавать новые

По месту и роли в процессе производства Основные продуктовые нововведения - создают новые рынки и новые отрасли. Основные технологические инновации - составляют базис крупных технологических систем.

Дополняющие продуктовые нововведения - расширяют рынок в соответствующих областях Дополнительные технологические - развивают имеющие базисные технологии.

По масштабу распространения Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей продукт

Инновации, которые находят изменение во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

По глубине вносимых изменений Инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций

Инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы

Инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования

Инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления их друг к другу

Инновации четвертого порядка - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений (первоначальные признаки системы не меняются, но происходит некоторое улучшение ее полезных свойств)

Инновации пятого порядка - новое поколение (меняются большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется)

Инновации шестого порядка - новый вид (качественное изменение первоначальных свойствах системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа)

Инновации седьмого порядка - новый род (высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип)

В зависимости от стадии жизненного цикла Инновации, внедряемые не стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно-технологической подготовки производства - производства - сбыта - сервиса

Размер экономичес-кого эффекта (роль в процессе производства) Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз)

Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)

Создание новых конструктивных решений (повышает эффективность на 10-50 %)

Расчет и оптимизация параметров (повышает эффективность на 10-20 %)

По функциональному назначению в область применения Технические - предназначенные для производства новой продукции, продукции с новыми улучшенными свойствами и появляющиеся преимущественно в производственной сфере.

Технологические - предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в различных областях. Возникают, как правило, в производственной сфере при изыскании улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции.

Организационно-управленческие - связаны с процессом управления и оптимальной организацией производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снаряжения.

Информационные - решают задачи организации рациональных информационных потоков; оптимального управления этими потоками в различных отраслях научнотехнической, производственной деятельности; повышения оперативности получения информации, обеспечения ее полной надежности и достоверности.

Социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, науки, культуры и других социальных проблем

населения.

Использование предложенной классификации позволяет конкретнее, объективнее и полнее оценить инновации, определить их результативность, а также выявить неоднородность инновации и подобрать методы управления каждой из них.

Таким образом, классификация инноваций позволяет:

- осуществлять привязку к тому или иному типу инновации в зависимости от характера их поведения в процессе практической инновационной деятельности, разрабатывать эффективную рыночную стратегию, направленную на реализацию нововведений;

- создавать экономические механизмы и организационные формы управления инновациями и инновационной деятельностью в зависимости от типа инноваций (организационноэкономического механизма инновационной стратегии);

- определять методы, способы и формы реализации и продвижения инновационного продукта и инновационных технологий в зависимости от различных типов инноваций;

- оптимизировать организационные формы инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры, экономические отношения в инновационной сфере и управление активизацией инновационных процессов.

The article discusses various approaches to modern economists the concept of "innovation". Given the author's definition of innovation. The author's classification of innovations that enable objective and fully appreciate the innovation, to determine their effectiveness, and to identify the heterogeneity of innovation management techniques and pick up all of them.

The key words: innovation, innovation, innovation classification.

Список литературы

1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. / под.ред. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001.

2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер. 2001. С.28.

3. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Фетисов Г.Г. Эволюция технико-экономических систем, возможности и границы централизованного регулирования. М, 1992.

4. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие / Е.П. Голубков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2012. 464 с.

5. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-ти модульная программа для

менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.:ИНФРА-М, 1999.

6. Инновационный менеджмент: Учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. 2-е изд.М.: ЮНИТИ, 2003.

7. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.,1990.

9. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989.

10.Уткин О.А. и др. Инновационный менеджмента. М. М.: АКАЛИС, 1996.

11. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА М, 2000. 312 с.

Об авторе

Карпенко М. О.- аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, klintsy max@mail.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск

e-mail:

Аспирант

241140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Дзержинского, д.44 кв.87,

e-mail: klintsy max@mail.ru, тел.: 89102309052

MODERN APPROACH TO THE CONCEPT OF INNOVATION AND CLASSIFICATION

M.O. KARPENKO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.