УДК: 001.895:635.015
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОВОЩЕВОДСТВА ЗАЩИЩЕННОГО ГРУНТА
С. Ш. РОМАНОВА, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
CRITICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF «INNOVATION» IN THE CONTEXT OF THE PROTECTED GROUND VEGETABLE
S. SH. ROMANOVA, postgraduate student The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
Введение. Особенностью современного периода развития всех отраслей агропромышленного производства является необходимость ускорения научно-технического прогресса на основе инновационных процессов, позволяющих вести непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки, техники и передового опыта.
Перед Республикой Беларусь стоит задача перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны, способного вести исследования на уровне современной мировой науки и обеспечи-
Вопросы инноваций занимают важное место в экономике. В статье представлен критический обзор встречающихся в научной литературе трактовок понятия «инновации», выявлены их недостатки и (или) слабые стороны. Определены свойства и характерные черты, присущие данной категории, предлагается уточнение и интерпретация понятия инновации в овощеводстве защищенного грунта.
Questions innovation occupy an important place in the economy. The paper presents a critical review of the literature found in the interpretations of the concept of «innovation», revealed their weaknesses and (or) weaknesses. Defined properties and characteristics inherent in this category, it is proposed clarification and interpretation of the concept of innovation in vegetable growing of the protected ground.
вающего гуманистическую направленность развития нашего общества.
Опыт развитых стран мира в последние годы убедительно показывает, что повышение эффективности агропромышленного производства достигается преимущественно за счет активизации инновационной деятельности, то есть успешного функционирования научно-технической сферы отрасли.
Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства овощей защищенного грунта, повышать качество овощной продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности овощеводческих предприятий.
Цель статьи - выявить основные признаки и свойства инновационного развития овощеводства защищенного грунта.
Анализ источников. Понятие «инновация» вошло в научную терминологию в начале ХХ в. и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов жизнедеятельности, в том числе производства). В процессе совершенствования традиционных укладов жизни стали изучаться закономерности технических, технологических, организационных, экономических и других инноваций.
Как экономическую категорию термин «инновация» ввел в научный оборот Йозеф Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассматривает экономику как повторяющийся процесс, в котором каждое изменение находится в определенных рамках и приводит к новому качественному состоянию экономики [20, с. 130]. В 1930-е гг. XX в. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов.
Значительный вклад в исследование инноваций внес Н. Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений [10, с. 47].
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.
Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др. [8, с. 11].
Основные термины в области инновационной деятельности, в частности понятие инноваций, в Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
Исследование в области теоретико-методического обоснования инноваций проводили отечественные и зарубежные ученые, такие как Г. Менш, Б. Санто, А. Кляйнкнехт, Х. Фримен, А. И. Пригожин, Л. Водачек, Ф. Валента, Р. А. Фатхутдинов, С. Д. Ильенкова, В. Г. Медынский, Н. И. Лапин, Ю. В. Яковец, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс и др.
Методы исследования. В качестве методов исследования использовались общелогические приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщения, аналогия), метод сравнения и монографический анализ.
Основная часть. Для уточнения понятия «инновация» рассмотрим позиции различных авторов в таблице.
Анализ определений понятия «инновация»
Автор, источник Формулировка Примечание (замечание, недостатки)
инновация как объект - результат НТ11: новая техника, технология или продукт
И. Шумпетер [20, с. 132] Инновация - новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом Односторонность трактовки, не отражающая ее относительности
В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников [5, с. 10] Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам упрощенное понимание, не отражает основные функции категории
инновация как процесс создания нового
Б. Санто [13, с. 24] Инновация- это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий носит упрощенный характер, не отражает основных функций категории
Б. Твисс [17, с. 34] Инновация - процесс, в котором изобретения или новая идея приобретает экономическое содержание не отражает основных функций категории
инновация как нововведение или новшество
Г. А. Краюхин, Л. Ф. Щербакова [11, с. 9] Инновация (нововведение, новшество) - результат творческого процесса, осуществление изменений чего-либо нового некорректное, не рассматривается отличие результата исследований от процесса использования разработок
В. А. Швандар, В. Я. Горфинкель [9, с. 5] Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними. Инновация считается осуществленной в том случае, если оно внедрена на рынке или в производственном процессе не рассматривается отличие результата исследований от процесса использования разработок
инновация как объект, результат отличный от аналогов
Д. М Степаненко [15, с. 77] Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство некорректно из-за отсутствия указаний превосходства над аналогами
Э. А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова [18, с. 10] Инновация - объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога некорректно из-за отсутствия указаний превосходства над аналогами
как результат социально-ориентированной деятельности
О. А. Городов [4, с. 18] Инновация - результат (охраняемый либо неохраняемый), воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, подлежащего реализации, процесса либо в новом подходе при решении социально-культурных задач односторонняя трактовка, не рассматриваются другие виды эффекта
М. В. Волынкина [2, с. 33] инновации - вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, включая научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли упрощенное понимание, не отражает основные функции категории
как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового
А. В. Сурин, О. П. Молчанова [16, с. 5] Инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности упрощенное понимание, нет конкретной цели
А. Е. Абрамешин [1, с. 11] Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности неконкретное, отсутствует цель внедрения
как результат повышения эффективности
Р. А. Фатхутдинов, [19, с. 16] Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. упрощенное понимание, не отражает основные функции категории
С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев [21, с. 50] Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект не отражает основные функции категории
как результат инновационной деятельности, имеющий практическое воплощение
И.В. Сафронов [14, с. 219] Инновация - проявление современных достижений научно-технического прогресса, особый вид знания, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемых в практической деятельности, обладающих совокупностью реализуемых ими функций, направленных на удовлетворение существующих потребностей на соответствующих сегментах рынка и приносящих экономический эффект. не охватывают нововведения в области организации и управления
Н.Ю. Первова [12] Инновация представляет собой результат научных знаний и опыта, творческой и инвестиционной деятельности, получивший воплощение на производстве и других сферах деятельности в виде новых потребительских ценностей, обладающих новыми потребительскими свойствами, способствующими удовлетворению какой-либо новой (или по-новому) потребности рынка (потребителя) и общественных потребностей, и обеспечивающий экономию затрат, дающий различные виды эффектов в любой сфере жизни и деятельности человека. не охватывают нововведения в области организации и управления
Из приведенной таблицы видно, что нет четкого однозначного взгляда на понятие «инновация». Один из немногих общих признаков, которые можно выделить в формулировках, - это
новизна. Все исследователи подчеркивают новизну как непременный атрибут инновации, будь это результат деятельности или процесс.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Также важным, с нашей точки зрения, считаем выделить потребительскую составляющую инновации, рассматривая инновацию как удовлетворение какой-либо новой (или по-новому) потребности общества.
Всю совокупность определений можно поделить на несколько групп. Это зависит от того, с какой позиции тот или иной автор рассматривает инновации:
- инновация как объект - результат НТП: новая техника, технология или продукт;
- инновация как процесс создания нового;
- инновация как объект, результат отличный от аналогов;
- как результат социально-ориентированной деятельности;
- как итоговый результат творческого процесса и внедрения нового;
- как результат повышения эффективности;
- как результат инновационной деятельности, имеющий практическое воплощение.
Анализируя приведенные в таблице трактовки понятия, можно отметить то, что одна часть определений носит обобщенный характер, другая же часть не в полной мере учитывает основные функции понятия: 1) воспроизводственную - получение прибыли от инноваций и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов; 2) инвестиционную - использование прибыли от инноваций для инвестирования; 3) стимулирующую - получение прибыли служит стимулом для внедрения новых инноваций [14, С. 219-220]. В связи с тем выделены некоторые замечания и недостатки.
Множественность походов к определению инновации характеризуют ее как сложное, многогранное и многоаспектное явление.
Авторы Г. А. Краюхин, Л. Ф. Щербакова [11, с. 9], В. А. Швандар, В. Я. Горфинкель [9, с. 5] приравнивают термин инновация к понятием нововведения, или новшества. В тоже время Р. А. Фатхутдинов [19, с. 15] относит эти понятия к двум различным категориям. Нововведение, по его мнению, это процесс реализации, внедрения новшества.
Мы разделяем позицию тех исследователей, которые считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация» [3, с. 288; 19, с. 15; 6, с. 53]. Новшество, считает проф. Р. А. Фатхутдинов, - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации [19, с. 15].
По мнению проф. В.А Иванова, новшество - это конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т. д. В свою очередь инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта [6, с. 53].
В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников[5, с. 12], С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин [8, с. 12] выделяют характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:
- научно-техническая новизна;
- производственная применимость;
- коммерческая реализуемость;
В. А. Иванов [6, с. 53] конкретизирует вышеперечисленные свойства и считает, что инновация должна обладать следующими свойствами: иметь новизну, применимость в любой сфере деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический и другие виды эффекта.
С. Д. Ильенкова [8, с. 12] обращает внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Основными критериями инноваций, по мнению Р. А. Фатхутдинова, должны быть:
- комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
- возможность количественного (качественного) определения критерия;
- научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации [19, С. 26-27].
Современное понимание и определение инновации должно основываться на 9 критериях:
- новизна;
- коммерциализация;
- рыночный ориентир;
- востребованность рынком;
- стремление на использование достижений научно-технического прогресса и передового опыта;
- статус интеллектуальной собственности;
- производственная применимость;
- социальная направленность;
- положительный эффект.
Огромное влияние инновации оказывают на развитие овощеводства защищенного грунта как специфическую отрасль сельского хозяйства.
Мировой опыт тепличного производства свидетельствует, что инновационное развитие овощеводства защищенного грунта способствует увеличению объемов производства тепличной продукции во внесезонный период, повышению качества овощей, снижению затрат труда и средств на единицу продукции, повышению конкурентоспособности и др.
На основе изучения теории и обобщения исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также с учетом выделенных критериев инновации, предлагается уточнение и интерпретация понятия инновации в овощеводстве защищенного грунта.
Инновации в овощеводстве защищенного грунта - востребованная рынком коммерциализация новых решений, идей, разработок, результатов научно-исследовательской, творческой и интеллектуальной деятельности на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта, направленная на инженерно-техническое, организационно-технологическое, социально-экологическое, финансово-экономическое, производственное, маркетинговое, селекционное, информационно-управленческое, кадровое совершенствование овощеводства защищенного грунта с целью повышения экономической эффективности и максимального удовлетворения потребностей населения в качественной тепличной продукции.
Под инновационным развитием овощеводства защищенного грунта мы понимаем широкомасштабное использование инноваций во всех видах овощеводства защищенного грунта с учетом инновационной активности объектов и инновационной восприимчивости субъектов тепличной отрасли на основе развития инновационного потенциала организаций и реализации государственной инновационной политики, инновационных проектов и программ.
Под инновационным проектом понимается экономический документ, определяющий конкретный переход к разработке и освоению инноваций в агропромышленном производстве, согласованный по ресурсам и срокам исполнения.
Инновационная политика - часть аграрной политики государства, направленная на развитие инновационной деятельности в агропромышленном производстве, которая формируется и реализуется в отрасли в целях обеспечения ее инновационного развития
Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включающих материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические или другие ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности в агропромышленном производстве.
Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мер по их реализации, согласованных по ресурсам и срокам исполнения, обеспечивающих эффективность решения задач по освоению и распространению новых видов продукции, технологий, приемов и т.д. в агропромышленном производстве.
Под инновационной восприимчивостью понимается способность хозяйствующих субъектов или отдельных физических лиц быстро осваивать инновации в процессе производства сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки.
Под инновационной активностью понимается степень готовности, стремление и темпы перехода предприятий или регионов к инновационной модели производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки [7, с. 20].
Заключение. Инновации являются главной движущей силой научно-технического прогресса. Развитие овощеводства невозможно без активного внедрения разработок научно технического прогресса и передового опыта. Основными критериями инноваций должны быть: новизна, коммерциализация, рыночный ориентир, востребованность рынком, стремление на использование достижений научно-технического прогресса и передового опыта, статус интеллектуальной собственности, производственная применимость, социальная направленность, положительный эффект.
Внедрение, использование и распространение нововведений в овощеводстве защищенного грунта на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта, направлены на инженерно-техническое, организационно-технологическое, социально-экологическое, финансово-экономическое, производственное, маркетинговое, селекционное, информационно-управленческое, кадровое совершенствование отрасли с целью повышения экономической эффективно-
сти и максимального удовлетворения потребностей населения в качественных тепличных овощах. Переход к инновационной экономике, достигаемый на основе широкого внедрения и использования достижений научно-технического прогресса является императивом нашей эпохи, основой конкурентоспособности и устойчивого экономического развития.
Список литературы
1. Абрамешин, А. Е. Инновационный менеджмент / А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. П. Молчановой. - М: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.
2. Волынкина, М. В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий / М. В. Волынкина // Закон. - 2006. - №4. - С. 30-33.
3. Воронов, Н.А. Исследование терминологически - классификационного аспекта инновационной деятельности / Н.А. Воронов // Вестник ННГУ. - 2005. -№1. - С. 285-295.
4. Городов, О. А. Правовая инноватика: правовое регулирование инновационной деятельности / О. А. Городов. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 408 с.
5. Дорофеев, В.Д. Инновационный менеджмент: учеб.пособие / В.Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. - 189 с.
6. Иванов, В. А Сущность, классификация инноваций и их специфика в аграрном секторе / В. А. Иванов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2008. - №2. - С. 50-59.
7. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / И. Г. Ушачев [и др.]; под общ. ред. И. Г. Ушачева. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
8. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова [и др.]; под общ. ред. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 343 с.
9. Инновационный менеджмент / В. А. Швандар [и др.]; под ред. проф. В. А. Швандар, проф. В. Я. Горфинкель. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 382 с.
10.Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991.
11. К р а ю х и н , Г. А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание: лекция / Г. А. Краюхин, Л. Ф. Щербакова. -СПб. - 1995. - 60 с.
12. Первова, Н. Ю. Управление потребительскими инновациями на предприятиях: монография / Н. Ю. Первова. - Минеральные Воды: БГТУ им. В. Г. Шухово, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cfin.ru/management/strategy/competit/innovation_sources-1.shtml. - Дата доступа: 03.04.2015.
13. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. -М.: Прогресс, 1990. - 295 с.
14. Сафронов, И. В. Понятие «инновация» и «инновационная деятельность»: сущность и содержание / И. В. Сафронов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2008. - №4. - Т. 1. - С. 117-226.
15. Степаненко, Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация / Д. М. Степаненко // Инновации: Наука, производство, рынок. - 2004. - №№7. - С.77 -79.
16. Сурин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
17. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. -М.: Экономика, 1989. - 456 с.
18. Уткин, Э. А. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Н. И. Морозова, Г. И. Морозова. - М: Акалис, 1996. - 208 с.
19. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. -6-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 448 с.
20. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер; пер. В. С. Автономова [и др.]. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 355 с.
21. Яшин, С. Н. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Том 1. Экономика: учебник / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев. -СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 688 с.
Информация об авторе.
Романова Светлана Шакировна - аспирант кафедры агробизнеса факультета бизнеса и права УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел., моб. +375336267716. Email: shakira26@mail.ru.
Материал поступил в редакцию 29.04.2015 г.