ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА МИКРОУРОВНЕ
М.О. КАРПЕНКО
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск
e-mail: klintsy [email protected]
В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационного процесса. Исследуется содержание понятия «инновация», анализируются основные виды инноваций. Автором определены основные проблемы, связанные с внедрением инноваций в отечественных компаниях. Предлагается информационнопрогностическая модель инновационного процесса хозяйствующего субъекта с поэлементным анализом структурных составляющих.
Ключевые слова: инновационный процесс, управление инновациями.
На современном этапе развития рыночных отношений инновация являются эффективным средством повышения конкурентоспособности, поскольку ведут к созданию новых продуктов и освоению новых рынков, к притоку инвестиций и снижению всех видов издержек. Кроме того, внедрение инновационных решений создает новые рабочие места и повышает общий уровень экономического развития.
Сегодня любое предприятие внедряет инновационные процессы. Но зачастую компании сталкиваются с проблемой перерасхода или неэффективного расходования бюджета, направленного на инновации. Для этого необходимо создать эффективную систему управления инновациями.
Для начала необходимо ввести основные понятия, которые мы будем использовать для построения модели.
В соответствии с международными стандартами инновация (нововведение) определяется как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам
[1,3].
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение инноваций» или, - в нашем понимании этого слова -«введение новшеств». Под новшеством понимаются новая идея, новое знание, новый обычай, новый метод, изобретение. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Анализ современной литературы позволяет выделить следующие основные виды инноваций (рис.1).
Рисунок 1. Виды инноваций
Кроме того, инновации предполагают не только изобретение и внедрение абсолютно новых продуктов, технологий и бизнес-процессов, но и заимствование (адаптацию) уже существующих.
Современные компании сталкиваются со многими трудностями, связанными с внедрением инноваций и управлением инновационным процессом:
1. В отечественных компаниях отсутствует понимание, какие необходимы инновации и где именно их следует внедрять.
2. Отсутствие мотивации к повышению эффективности (причины этого можно искать в советском наследии, где цены регулировались централизовано, инновации вводились «для галочки»).
3. Отсутствует система предварительной оценки эффективности внедрения инноваций.
4. Отсутствие координации инновационной деятельности в компаниях.
5. Низкая предпринимательская культура и проблема защиты интеллектуальной собственности.
Таким образом, можно подчеркнуть, что комплексное решение данных проблем позволит создать в организациях систему непрерывного внедрения инноваций и даст возможность существенно повысить эффективность их деятельности.
Основной проблемой для российских компаний остается обеспечение экономической эффективности от инвестиций, вложенных в инновации. Для этого необходимо создать эффективную систему управления инновациями.
Под инновационным процессом мы будем понимать деятельность, связанную с созданием, освоением и распространением новаций. Реализация инновационного процесса возможна по следующим приоритетным направлениям (рис.2).
Определение приоритетов инновационного развития:
- определение стратегических приоритетов развития;
- декомпозиция стратегии до уровня целей по технологиям, продуктам и системе управления
Поиск/генерация, отбор и /ч Формирование (выявление)
доработка решений: спроса на инновации:
- сбор вариантов решений; - конкретизация внутренних потребностей в новых
- поиск уже существующих
решений; технологиях и процессах;
- генерация идей на всех уровнях; Инновационный - конкретизация требований к
- НИОКР N. 1 процесс и / продуктам;
- выбор наиболее перспективных У - формирование запроса на
решений; —— инновации с учетом
- доработка их до стадии стратегических
внедрения. приоритетов)
У У
Внедрение инноваций:
- управление проектом внедрения;
- контроль результатов внедрения;
- обратная связь;
- премирование
Рисунок 2. Информационно-прогностическая модель инновационного процесса
хозяйствующего субъекта
Остановимся более подробно на каждом направлении инновационного процесса.
1. Определение приоритетов инновационного развития. Четко определенные цели компании позволяют объединить усилия и ресурсы на основных направлениях инноваций. На стадии разработки стратегии необходимо сформировать перечень требований к ожидаемым результатам проектов, обозначить источники финансирования.
Организационное обеспечение процесса стратегического планирования инноваций может включать в себя:
а) назначение менеджера, ответственного за инновационное развитие,
б) создание подразделения, формирующего предложения по выбору направлений инновационного развития,
в) формирование коллегиального органа, принимающего соответствующие решения (комитет по инновациям, правление, научнотехнический совет).
Последние два механизма позволяют повысить качество принимаемых решений, а первое - обеспечить выполнение принятых решений [2, с.24].
2. Формирование (выявление) спроса на инновации. На данном этапе формируются такие инновации, которые должны быть согласованы со стратегическими направлениями развития компании. Необходимо проводить работу в следующих направлениях:
- использование различных методов для выявления потребностей в инновациях: мозговой штурм, интервьюирование, анкетирование;
- совершенствование процедуры классификации запросов по степени соответствия стратегическим целям компании, требованиям инвесторов;
- формирование бизнес-полигонов для обсуждения запросов на инновации.
3. Поиск/генерация, отбор и доработка решений. На данном этапе происходит поиск решения на запрос на инновации. Конечным результатом должны стать решения, эффективные с экономической точки зрения и удовлетворяющие стратегическим целям компании. Работу по доработке (генерации) идей выполняют отдельные структурные подразделения компании.
Как правило, на практике компаниями тратятся значительные финансовые средства на доработку ненужных, неперспективных идей. В результате в жизнь воплощается только один из десяти проектов. По мнению автора здесь необходимо разработать определенные процедуры по фильтрации инноваций:
- использование принципа экономичности при генерации (доработке) проекта: на начальном этапе применяются наименее затратные методы (поиск решений внутри компании), а затем - осуществлять заказ на исследования у внешних специалистов;
- создание регламента по анализу, отсеву и доработке идей с возложением этих обязанностей на отельные структурные подразделения компании.
4. Внедрение инноваций. На данном этапе, как правило, возникают проблемы, связанные с отсутствием самого процесса внедрения, либо с отсутствием эффективной системы контроля. Здесь необходимы следующие решения вышеназванных проблем:
- назначение лиц, ответственных за внедрение и мотивированных на результат;
- определить процедуры контроля внедрения инноваций и установить обратную связь;
- ввести систему премирования всех участников инновационного процесса.
Таким образом, предложенная модель структуры инновационного процесса позволяет выделить организационные меры, которые помогают повысить эффективность инвестиций в инновации. С помощью предложенных структурных изменений и оптимизацией хозяйственных процессов можно значительно повысить эффективность самих инноваций: снизить количество неперспективных разработок, сконцентрировать усилия на более перспективных направлениях.
The article deals with theoretical aspects of the innovation process. We study the concept of "innovation", analyzes the main types of innovation. The author identifies the main problems associated with the introduction of innovations in domestic companies. It is proposed information-prognostic model of the innovation process of an economic entity with a partial analysis of structural components.
Key words: innovation, management innovation.
Список литературы
1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов О.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов./ под ред. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Андрусов А., Ряпосов А. Система управления инновациями на предприятии // Консультант. - 2011. - № 13. - С.23-27.
3. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие / Е.П. Голубков. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.- С.11.
Карпенко Максим Олегович
Аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского 241140, Брянская область, г.Клинцы, ул.Дзержинского, д.44 кв.87, e-mail: klintsy [email protected], тел.: 89102309052
NEWS AND PROGNOSTIC MODEL OF INNOVATION IN MICRO
M.O. KARPENKO