Научная статья на тему 'Технологии финансирования инновационных проектов и обеспечение их конкурентных преимуществ'

Технологии финансирования инновационных проектов и обеспечение их конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATION / COMPETITION / TECHNOLOGY / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куршин А. Ю., Закиров А. И.

В данной статье рассматриваются технологии финансирования новых проектов в зависимости от стадии их развития, степени риска и прочих условий. Приведены примеры возможных источников и их формы, определены принципы формирования конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF FINANCING OF THE INNOVATIVE PROJECTS AND ENSURING THEIR COMPETITIVE ADVANTAGES

This article focuses on the financing of new technology projects depending on their stage of development, risk and other conditions. Examples of possible sources and forms, principles of competitive advantage formation are given.

Текст научной работы на тему «Технологии финансирования инновационных проектов и обеспечение их конкурентных преимуществ»

УДК 336

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

А.Ю. Куршин

В данной статье рассматривается проблема важности организационных преобразований в компании с целью повышения эффективности управления инновационным процессом, особенно в условиях возможного глобального кризиса экономики.

Ключевые слова: инновации, стратегия управления, инвестиции.

Инновации - это не просто популярная тема: они становятся неотъемлемой частью деятельности как частных, так и государственных компаний. Инвестиции предопределяют рост экономики, повышают ее производительный потенциал. Без инвестиций невозможны обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг, преодоления последствий морального и физического износа основных фондов и т.д. [4]

100,0

90.0

80.0

70.0

60.0

50.0

40.0

30.0

20.0 10,0

0,0

Рис. 1 Технологическая структура инвестиций в основной капитал

Источник: подготовлено автором по материалам сайта www.statistika.ru

Для того чтобы инвестиции в инновации были эффективными, то есть обеспечивали высокий возврат на вложенные средства и стали основой долгосрочного успеха предприятия необходимо создать эффективную систему управления инновациями, которая будет работать как в период эволюционного развития рынка, так и в период кризисных явлений в экономике. Принято выделять защитную и наступательную инновационную стратегии предприятия. При этом, основной целью инновационной стратегии предприятия является гибкость, т.е. адаптивность к текущим изменениям, способность отслеживать постоянно меняющиеся источники конкурентных преимуществ.[2] Защитная инновационная стратегия предприятия направлена на сохранение позиций на рынке и поддержание жизненного цикла выпускаемой продукции. Такой стратегии предприятию следует придерживаться при кризисных явлениях в экономике. Наступательная инновационная стратегия направлена на разработку новых технологических решений. Наступательной инновационной стратегии предприятию следует придерживаться в период роста экономики. [1]

Выбирая вариант стратегии инновационной политики, руководство предприятия должно учитывать такие важнейшие факторы:

■ разработка новых стратегий базируется на опыте прошлых стратегий и на результате применения текущих;

■ при принятии решения необходимо учитывать уровень риска;

■ хорошие идеи часто терпят неудачу потому, что были предложены в неподходящий момент (фактор времени);

■ владельцы часто оказывают силовое давление на стратегический план, разработанный инновационными менеджерами.

на прочие капитальные работы и затраты

| на оборудование, инструмент, инвентарь

I на строительно-монтажные работы

1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Прежде чем перейти к решению проблемы эффективности инновационного процесса в период экономического кризиса, необходимо определить наиболее распространенные трудности, связанные с управлением инновационным процессом в российских компаниях.

1) Отсутствие необходимых элементов инновационного процесса.

2) Отсутствие организационной поддержки.

3) Отсутствие мотивации к повышению эффективности.

4) Низкая предпринимательская культура и проблема защиты интеллектуальной

собственности.

На рис. 2 представлена блок-схема основных направлений, в которых следует работать для снижения уровня влияния вышеперечисленных факторов.

Рис.2. Направления по устранению трудностей внедрения инноваций

Источник: подготовлено автором по материалам сайта www.pwc.ru

Организационные решения по каждому из элементов инновационного процесса принимаются следуя нижеуказанной логике.

Определение приоритетов инновационного развития. Очевидно, что четко намеченные стратегические цели компании позволяют сконцентрировать усилия и ресурсы на ключевых направлениях инноваций. Согласно данным исследования PricewaterhouseCoopers [5], только назначение ответственного топ-менеджера повышает вероятность внедрения инновационных продуктов и технологий на 15 процентных пунктов.

Формирование (выявление) спроса на инновации. После того как обозначены стратегические приоритеты развития компании, можно перейти к формированию спроса на инновации.

Поиск (генерация), отбор и доработка решений. Должны быть найдены решения, удовлетворяющие предъявленным требованиям. Для этого должны быть налажены и выстроены процессы поиска и генерации идей, их фильтрации (отбора) и доработки до уровня готового решения.

Внедрение инноваций. В конечном счете результатом инновационного процесса должны стать реальные изменения в продуктовой линейке, технологиях или процессах, обеспечивающие компанию конкурентными преимуществами.

Итак, для обеспечения эффективного инновационного процесса необходимо выстроить и реализовать все его четыре элемента - от стратегического планирования инноваций до их внедрения. Но в первую очередь надо принять решение по следующим организационным вопросам:

1) назначение менеджера, ответственного за инновационный процесс (этапы стратегического планирования, формирования запросов на инновации и их внедрения);

2) создание центра разработок (этап поиска/генерации идей);

3) создание аналитического центра (этапы отсева и доработки идей);

4) создание центра управления проектами (этап внедрения).

Идеальной системы управления инновационным процессом на предприятиях не существует: она зависит от особенностей функционирования предприятия, отрасли,

численности и квалификации персонала и от многих других факторов. Однако, имеющийся научный опыт позволяет сделать вывод, что структурными изменениями и оптимизацией процессов можно добиться очень высокой эффективности инноваций: снизить количество неперспективных разработок и сконцентрировать усилия и ресурсы на наиболее приоритетных направлениях и привести компанию вопреки экономическим кризисам к успеху через инновационное развитие.

In given article the problem of importance of organizational transformations to the companies for the purpose of management efficiency increase by innovative process, especially in the conditions of possible global crisis of economy is considered.

The key words: innovation, control strategy, investment of capital

Список литературы

1. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. Под. ред. Петрова А.Н. - СПб. Питер, 2005г. 496 с.

2. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Под. ред. д-ра экон. наук, профессора О.П. Молчановой. М.: Вита Пресс, 2001г., 272 с.

3. Материалы сайта www.statistika.ru.

4. Инвестиции. Учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 200 с.

5. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers www.pwc.ru

Об авторе

Куршин А.Ю. - соискатель Брянского государственного университета им. Академика И.Г. Петровского, [email protected]

Мобильный телефон 8-960-554-57-57 xm-kapital@mail. ru

FORMATION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT BY INNOVATIVE PROCESS OF THE COMPANY IN THE CONDITIONS OF AN ECONOMIC CRISIS.

Kurshin A.Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.