РАЗДЕЛ V. ИННОВАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ. ИННОВАЦИИ И ВУЗЫ
УДК 336
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА И ПОИСКА ИННОВАЦИЙ
Аннотация. Создание бизнес-инкубаторов - это институциональная составляющая инновационной экономики. В статье выделяются основные направления совершенствования управления эффективностью. Отмечается общая проблема, сопровождающая креативную деятельность, которую можно охарактеризовать как «имитация инновационных инициатив». Предложены механизмы минимизации данного пагубного явления.
Ключевые слова: инновационная политика, информатизация, бизнес-инкубатор, управление эффективностью, обратная связь, лидеры мнений.
BUSINESS INCUBATOR AS A TOOL FOR BUSINESS DEVELOPMENT AND DRIVING INNOVATION
Abstract. Business incubators implementation is a required key element of innovative economy. The article highlights the main directions of performance management 's. The main indicated problem which maintains creative practice can be defined as a simulation of innovative initiatives. The mechanisms to reduce such destructive influence were suggested.
Keywords: Innovative policy, informatization, business incubator, performance management, feed-back, key opinion leaders.
В мировой практике ведения бизнеса одним из наиболее действенных подходов в формировании национальной инновационной системы является использование бизнес-инкубаторов. Создание бизнес-инкубаторов - это своего рода «лакмусовая бумажка» управления эффективностью.
Первые эксперименты по созданию инкубаторов датируются 50-ми гг. XX в. Это было связано с тем, что появилась необходимость поиска новых подходов и инструментов политики, которые бы дали импульс различным секторам экономики западных стран для динамичного развития в послевоенный период. Уже на первых порах стало видно, что данный инструмент создает благоприятную среду для интенсивного синергетического развития корпораций.
На сегодняшний день, в России, инкубаторы - неотъемлемая часть приоритетных направлений инновационной политики и политики поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако они имеют жесткую привязку к администрациям субъектов РФ, университетам, крупным технологическим кластерам, что, в свою очередь, приводит к дуалистическому принципу функционирования. С одной стороны, инкубаторы - это дух свободы и созидания; неконтролируемый, но управляемый поток мыслей и фантазий. С другой стороны, бюрократизация процессов приводит к усложнению самой процедуры творчества.
В быстроменяющейся реальности одной стабильности для модернизации экономики недостаточно, непрерывное изменение является необходимым условием развития.
Как отмечает Дэвид Персиваль, руководитель международной консультационной практики по вопросам инноваций PricewaterhouseCoopers (PwC), для роста благосостояния бизнеса и страны в целом имеются четыре основных рычага: инновации, цифровизация, влияние потребителей и глобализация.
Еще пять лет назад наиболее эффективным мультипликатором роста была глобализация, и мировой бизнес делал акцент на Китае. На сегодняшний день главным фактором роста становятся инновации.
Если говорить предметно, то 83% из 1757 руководителей высшего уровня согласны с тем, что инновации важны для успеха управляемых ими компаний. По мнению 43% респондентов, инновации становятся основным условием конкурентоспособности корпораций. В настоящий момент инновации играют важную роль в успехе 62% компаний на российском
© Бронников И. А., Прилепина М.А., 2G14
И.А. Бронников М.А. Прилепина
Ivan Bronnikov Marina Prilepina
рынке. Российские руководители уверены в том, что в ближайшие пять лет роль инноваций в успехе их компаний только усилится. Об этом заявили 73% российских респондентов, что на 22% выше аналогичного показателя по миру и Европе (51%) [8].
Отсюда характерен интерес к вопросам разработки эффективных инновационных стратегий, формирования инновационной культуры, процессу поиска новых идей, подбору и подготовке новаторов.
Однако, несмотря на многократные призывы руководства страны к переходу на инновационный путь развития, Россия продолжает сильно отставать от развитых стран, более того, с годами этот разрыв увеличивается. Так, по данным Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономика России в 1994 г. занимала место в четвертой десятке из 180 стран мира. За десять с небольшим лет наша страна переместилась во вторую сотню. Инновационный продукт в США сейчас составляет 70% производства, в Китае приближается к 34%, Россия в этом плане серьезно отстает - по данным Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, всего 5-7% [3, с. 49].
Исследования управления инновационной деятельностью показывают, что для максимального увеличения возможностей компаний и государств в области генерации инновационных идей необходимо наличие такого параметра операционной модели, как инновационная корпоративная культура. Для ее создания и поддержания недостаточно только присутствия грамотных руководителей на высших постах, необходима имплантация понятия инновации в повседневную деятельность сотрудников. Для того чтобы поставить компанию на «инновационные рельсы» следует уделять огромное внимание внедрению модели поведения, отвечающей разнообразным аспектам инновационной стратегии.
Российские руководители уделяют значительно меньше внимания вопросам формирования инновационной культуры, чем их коллеги в Европе или странах БРИК. Зачастую отечественные компании испытывают трудности с реализацией инновационных стратегий. Только 25% российских компаний рассматривают формирование инновационной культуры в своих организациях как актуальную задачу, в других странах БРИК и в странах Европы эту задачу считают одной из важнейших 51% и 42% руководителей соответственно [8].
В эпоху информатизации ключевой проблемой, вставшей перед управлением компаниями и государствами, является поиск и отслеживание инновационных идей. Одним из решений является применение электронного бизнес-инкубатора как инструмента развития бизнеса и поиска инноваций.
Главная цель инкубатора заключается в создании успешных фирм, у которых есть потенциал в создании рабочих мест, развитии экономики региона, извлечении прибыли из новых технологий и усилении региональной и национальной экономик. Согласно определению Ассоциации бизнес-инкубаторов Великобритании, инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и выращивания новых предприятий через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления [7, с. 48].
Под бизнес-инкубатором понимается структура, главной деятельностью которой является отслеживание и поддержка стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации. Современная практика показывает широкую вариацию данного инструмента. Можно предложить следующую классификацию:
• государственные бизнес-инкубаторы (Агентство стратегических инициатив, InCube (Бизнес-инкубатор АНХ), Тюменский технопарк);
• внутрикорпоративные встроенные платформы (Бизнес-инкубатор американской фармацевтической компании Abbott Laboratories, инкубатор Starbucks Corporation);
• общедоступные, направленные на конечного потребителя автоматизированных систем (Бизнес-акселератор 2Setup, API Moscow, Global Innovation Labs).
Указанные инкубаторы объединены одной общей целью - поиск и внедрение передовых идей и ключевых бизнес-инициатив.
Анализируя стратегии создания инновационных продуктов мирового значения, группа ученых Ренсселерского политехнического института выявила следующую тенденцию: авторами 1/3 идей были люди, работающие по собственной инициативе. Например, проект
гибридного автомобиля General Motors возник в результате случайного разговора; открытое программное обеспечение Linux написала группа молодых людей, общающихся в Интернете.
Практически во всех без исключения случаях, - резюмировали ученые, -использовались стихийно возникшие идеи; они не вырабатывались систематически, постоянно, в соответствии с определенной стратегией. Ни в одном из случаев не было надлежащей организации и регулярности при продуцировании идей [13, p. 135].
Иными словами, в движении прогресса есть элемент «счастливой случайности», инновации могут быть предложены простыми потребителями, не связанными с производством или наукой.
По статистике PwC, в мире 19,3% составляет доля продуктов и услуг, созданных компаниями совместно с клиентами и 21,8% - доля продуктов и услуг, созданных совместно с внешними партнерами. Все это еще раз подтверждает обоснованность существования, и активного использования электронных бизнес-инкубаторов для сбора и культивирования новых проектов.
К примеру, компания «Яндекс» в 2013 г. провела конкурс инновационных идей для сотрудников - «Яндекс. Финиш». Перед сотрудниками была поставлена задача - предложить новый сервис или продукт для «Яндекса». В первом конкурсе было собрано 125 заявок, трём проектам выделили финансирование.
Другим примером является создание корпоративного инкубатора-акселератора идей «Фабрика Инноваций» на базе холдинга в области тяжелого машиностроения «Объединенные машиностроительные заводы». На данный момент в нем находится более 20 инновационных проектов, 5 из которых уже достигли инвестиционной стадии.
В 2011 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации было принято решение о создании автономной некоммерческой организации «Агентство Стратегических Инициатив», в которой на данный момент насчитывается 389 проектов государственного и социального значения, из них 56 была оказана поддержка (рис. 1).
I аудит экспертиза сопровождение I анализ результатов оказана поддержка
Рис. 1. Проекты Агентства Стратегических Инициатив
Одним из самых ярких проектов этого года является проект «Атлас новых профессий» («Атлас новых профессий» как основа разработки отраслевых и региональных кадровых стратегий). Идея заключается в соотношении современного образования с потенциальными экономическими задачами будущего. Проект направлен на выявление наиболее востребованных в стране сфер занятости до 2030 г. и описание основных перспективных компетенций (отраслевых, междисциплинарных и др.), которые обобщены в виде «Атласа новых профессий». В атласе по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий.
Работа по исследованию различных отраслей велась с участием российских и зарубежных экспертов совместно с Московской школой управления Сколково.
Исследование всех форм бизнес-инкубаторов и их деятельности открыто демонстрирует достоинства данного инструмента.
Во-первых, онлайн ресурс обеспечивает: экстемпоральность, оперативность и системность.
Любой человек, вне зависимости от его статуса, образования, возраста и места жительства может поделиться своей инициативой. При наличии удачного и окупаемого проекта предприниматель может получить средства и помощь необходимую для внедрения.
Во-вторых, используя автоматизированную платформу с адаптированным для пользователя интерфейсом, можно создать благоприятную среду для обмена опытом и открытого обсуждения инициатив.
Как известно новаторы предлагают идеи, их анализируют самые разные специалисты. Благодаря рациональной оптимизации и определённой доработке из простой мысли может родиться новое изобретение, которое принесет огромную прибыль компании и станет неотъемлемой частью жизни миллионов людей (iPod Тони Фаделла).
В-третьих, интеграция автоматизированной системы в работе бизнес-инкубаторов позволяет создать удобной сбор и хранения огромного массива информации, необходимого не только для прогресса, но и для анализа текущего состояния компании или государства.
Преимущества бизнес-инкубаторов наглядно отражены в интегрированной модели функционирования внутрикорпоративного инкубатора на базе платформы Intranet американской фармацевтической компании Abbott Laboratories (рис. 2).
Рис. 2. Пример функционирование инкубатора-идей
Используя возможности инкубатора-идей, лидеры проекта получили не только доступ к потенциально эффективным идеям, затрагивающим различные сферы деятельности, но и открыли инструмент отслеживания зон совершенствования и зон получения обратной связи от сотрудников о потенциальных проблемах и ограничениях в их работе.
За год работы инкубатора InnovAction (рис. 3) были внедрены 15 идей, 35 находятся на этапе анализа эффективности и сроков окупаемости. Реализованные идеи в основном носят характер улучшающих инноваций, направленных на оптимизацию работы сотрудников компании, ускорение и оптимизацию бизнес процессов.
К примеру, одним из наиболее эффективных проектов является внедрение электронной платформы для создания договоров с контрагентами, в результате количество времени, затрачиваемого на создание договоров, сократилось на 57%, количество ошибок в составлении документа свелось к 0%.
Благодаря нынешнему уровню технологий, внедрить софт инкубатора не требует больших расходов. Компания может подобрать оптимальную платформу, доработать ее с учетом своих особенностей и запустить в эксплуатацию. Но в тоже время, внедрение данного инструмента таит в себе ряд существенных недостатков и даже угроз для компании. В частности, эффективная работа и поддержка ресурса требует высоких временных и трудовых затрат.
Инкубатор идей, как софт, является лишь удобным интерфейсом для коммуникации. Все, что осуществляется потом, находится в руках проектной команды и руководства компании. Для грамотного отбора идей, их анализа, внедрения и продвижения необходимо задействовать широкий круг специалистов. Чем больше предложений и сфер реализации идей, тем больше ресурсов будет требовать поддержка данного инструмента. Как показывает практика, в сложное время высокой рыночной конкуренции компании просто отказываются тратить время на отслеживание потенциальных проектов, в то время, когда необходимо оперативно реагировать на возникающие проблемы с текущими делами.
Велика вероятность, что данная платформа станет очередным нереализованным хранилищем информации. Если речь идет о бизнесе - это может повлечь за собой недовольство внутренних и внешних клиентов. Создавая подобные инструменты, компания заявляет, что принимает на себя обязательства по внедрению эффективных проектов. Если в итоге не хватит ресурсов на эффективную обратная связь с авторами, клиенты идей будут чувствовать себя обманутыми, и может возникнуть ситуация, когда инкубатор идей привнесет лишь негативный образ невыполняющего обещания предприятия.
Кроме того, есть вероятность, что данный софт не принесет свои плоды, если в компании отсутствует корпоративная культура внедрения инноваций. Реалии бизнеса таковы, что с этой проблемой сталкиваются не только мелкие производители, но и международные корпорации.
В большинстве компаний творчество не только не поддерживается, а всячески отвергается. Это вызвано рядом факторов: непринятие перемен со стороны руководства; бюрократизм; отсутствие бюджета и должной мотивации сотрудников; привычка к симуляции бурной деятельности; лень. Даже если в компанию приходит творческий человек с новыми идеями, он оказывается в условиях, когда его инициатива будет задушена существующим положением вещей.
Кроме того исследование, проводимое сотрудниками консалтингового агентства Arthur D. Little, в котором приняли участие 669 руководителей глобальных компаний, показало: каждый четвертый респондент не считает, что полностью овладел искусством извлечения
■ в работе
■ внедрено требует доработки
■ архив
Рис. 3. Эффективность инкубатора InnovAction за 2013 г.
экономической выгоды из инноваций [14]. Подобная точка зрения руководства лишний раз показывает отсутствие навыков работы по внедрению инноваций.
Таким образом, имитация инновационных инициатив становится повсеместной. Данная проблема распространяется и на рядовой персонал. Сотрудники зачастую не видят, как инновации смогут помочь в их личном профессиональном развитии и эволюции бизнеса.
Подобная ситуация может привести к тому, что в инкубаторе идей будут размещены лишенные смысла или потенциала предложения. Процесс внедрения инновационного мышления в корпоративную культуру требует существенных нематериальных ресурсов. Необходим синтез теории и практики, пересмотр системы управления компанией.
Проведенный анализ генезиса и развития бизнес-инкубаторов позволяет выделить основные направления совершенствования управления эффективностью:
1. Совместная работа как особая форма бизнес-икубирования. Работая совместно, люди чувствуют сопричастность великому делу. Это квинтэссенция эффективных коммуникаций.
2. Наглядное обсуждение. Люди должны понять, какие роли они могут взять на себя и какие задачи выполнять. Проектирование новых коммерческих идей включает в себя разработку соответствующих процедур для совместного действия и их встраивания в функционал компьютерной программы.
3. Автономный выбор участия. Возможность самостоятельного выбора формы участия. Для каждого проекта нужны разные виды знаний, и они могут быть найдены. Экспертов привлекают те вопросы, где востребованы их способности. В этом и заключается принцип равенства возможностей.
4. Организация процесса, ориентированного на желаемый результат. Процесс инкубирования - это кротчайший путь к достижению цели. Цель должна быть поставлена на начальном этапе.
5. Непрерывное тестирование новаций. Использование пилотных проектов, конкурсов для генерации инноваций.
6. Акцентирование на результатах. Системная разработка процедур для достижения поставленных целей и показателей.
Таким образом, можно констатировать: бизнес-инкубирование - институциональная составляющая инновационной экономики. Между тем, это - прекрасный и эффективный инструмент, но только в том случае, если руководство компании готово выделять ресурсы на поддержку системы, и если создана благоприятная почва для инновационного мышления и культивирования новых идей.
Библиографический список
1. Анохин М.Г., Гришин О.Е., Гордеев Л.И. Системные инновации для России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - №3. - С. 5-12.
2. Асеев А. Д. Концепции развития современного мира и национальная безопасность России // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2014. - № 7. - С. 247-251.
3. Бронников И.А. Будущее политических интернет-технологий: два сценария развития // Власть. - 2014. - №1. - С. 46-49.
4. Буренко В.И. Молодежная политика в контексте законотворческих поисков // Youth World Politic. - 2013. - №2. - С. 93-99.
5. Гребенкин А.В., Иванова А.В. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе // Экономика региона. - 2012. -№ 3. - С. 47-56.
6. Милькина И. В. Организационный механизм управления региональными инновационными системами // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4.
- С. 201-205.
7. Омельченко Н.А., Яхшиян О.Ю. Размышления на актуальную тему, или к вопросу о месте и роли административной этики в системе государственной власти и управления // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2008. - Т. 1. - № 22. - С. 139-149.
8. Рост через инновации. Российский и международный опыт, 2013 [Электр. ресурс]: http://www.pwc.ru/ru/innovationsurvey/assets/innovation-through-growth.pdf.
9. Руднев А.В. Формирование и развитие системы управления инновационными территориальными образованиями // Вестник университета (Государственный университет управления).
- М.: ГУУ, 2012. - №4. - С. 211-217.
10. Сковиков А. К. Институциональные преобразования в российской политической системе // Управление мегаполисом. - 2010. - № 4. - С. 131-136.
11. Тимофеева Л.Н. Россия в поисках субъектности // Власть. - 2014. - №2. - С. 135-138.
12. Шабров О.Ф. Неоднозначный потенциал «Русской матрицы» // Власть. - 2014. - №2. - С. 5358.
13. Tucker Robert B. Driving. Growth through innovation. How Leading Firms Are Transforming Their Futures. - San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2002.
14. Tucker Robert B. Predicts innovation trends. 2012 [Электр. ресурс]: http://www.innovationresource.com/innovation-trends-predictions/.