Разработка модели инновацонного бизнес-инкубатора на основе технологической платформы с использованием конвергентных технологий
Л. Н. Борисоглебская,
д. э. н., профессор, проректор по научной работе, Санкт-Петербургский торговоэкономический институт
e-mail: [email protected]
Э. Ш. Дибраева,
аспирант, Юго-Западный государственный университет
e-mail: [email protected]
В статье обобщен опыт создания бизнес-инкубаторов в ведущих странах и в России, который позволил на основе приведенного анализа развития бизнес-инкубаторов определить их роль в становлении малого бизнеса в регионах России. В работе предлагается модель инновационного бизнес-инкубатора в основу которого положена технологическая платформа с использованием конвергентных технологий по созданию и коммерциализации инновационной продукции.
Ключевые слова: инновационный бизнес-инкубатор, технологическая платформа, конвергентные технологии, регионы.
7 I ля эффективного развития предприниматель! I ства необходима поддержка, в первую очередь со стороны государства, которая реализуется через развитие инфраструктуры, финансово-кредитную систему, налоговые льготы, помощь в получении банковского кредита и субподрядов и т. д. Существуют многочисленные структуры, ведущие подготовку предпринимателей, оказывающие консалтинговые и информационные услуги продвижения товаров и получения кредитов и инвестиций. Но наиболее зна-
чимое развитие малое предпринимательство получает в бизнес-инкубаторах, результативность которых заключается в снижении количества неудач в бизнесе до 20%, прежде всего, потому, что в них создаются оптимальные условия для старта развития малого бизнеса.
В соответствии с базовым докладом «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» Министерства образования и науки Российской Федерации
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
в настоящее время в России зарегистрировано более
110 технопарков, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, более 80 центров научно-технической информации, 129 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры [1].
Для определения роли бизнес-инкубаторов в развитии регионов России обобщен опыт и определены особенности их создания в ведущих странах мира.
Первый бизнес-инкубатор появился в 1950-е гг. в Великобритании. Однако наибольший опыт в инкубировании малых предприятий накоплен в США, после 1983 г., где в основном бизнес-инкубаторы создавались при исследовательских, научных и инновационных центров, направленные на поддержку нововведений. Сначала, инкубаторы выполняли в основном функцию создания новых рабочих мест и были связаны с нетехнологичным бизнесом. Следующие бизнес-инкубаторы, появление которых сопряжено с поощрением инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства. Примером успешного развития инкубатора служит бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Aistin Technology Incubator), который создан в 1989 г. и уже в в 1997 г. число компаний, входящих в него, возросла до 28. Общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов, 90% всех компаний бизнес-инкубатора.
Интересным представляется опыт создания бизнес-инкубаторов в Германии, по технологии которых работают более 300-х организаций: бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, иннвационных центров. Здесь существует большой опыт преобразования комбинатов и крупных предприятий, особенно в Восточной Германии. К примеру, в бизнес-инкубаторе в Дрездене на предприятии микроэлектроники (3300 человек) проведена процедура банкротства и чтобы не потерять кадровый потенциал организовано 40-50 новых малых фирм, трудоустроили около 4 тыс. человек, сохранен весь персонал. Квалификация сотрудников привлекла в регион крупную компанию Siemens, которая сформировала субподряд для малых предприятий.
При этом важным является правовое обеспечение, которое включает основные программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, такие как:
• «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства» — служит основой для обеспечения финансирования малого предпринимательства страны.
• «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса» — благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up».
Развитие малого бизнеса во Франции также активно сопряжено с созданием бизнес-инкубаторов. За последние четверть века в стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года
освобождаются от налога на акционерные общества, от местных налогов и для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.
В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых предприятий: из них 1,5 млн работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности, что представляет классическую структуру постиндустриальной экономики. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс., при этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на предприятия малого бизнеса.
Основой бизнеса в развитии предпринимательства в Финляндии являются стартовые субсидии государства. По статистическим данным, на протяжении нескольких последних лет в стране ежегодно появлялись по 22-23 тыс. новых предприятий, подавляющая часть, примерно 93%, предприятий являются малыми, с количеством работников менее 10 человек; 60% от общего количества предпринимателей занимаются бизнесом самостоятельно, без привлечения наемных работников.
Среди бизнес-инкубаторов в Финляндии представляет особый интерес бизнес-инкубатор в бизнесцентре на юго-западе Хяме, основной задачей которого, является создание рабочих мест в обрабатывающей промышленности и в установлении связей между промышленностью и учебными заведениями.
Бизнес-инкубаторы для данной страны являются особенно эффективным инструментом создания фирм и рабочих мест, а также расширения сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. К числу других важных результатов относятся коммерциализация новых технологий и улучшение имиджа региона, в котором они действуют. Хотя в инкубаторах создается сравнительно мало новых предприятий по сравнению с общим числом новообразующихся фирм, они играют очень важную роль, направляя развитие инновационного бизнеса и реформируя местные коммерческие структуры и систему услуг.
Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи, в 1996 г. созданы 8 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта при реализации программы «БИНК». В этом же году создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ), по решению 22 учредителей.
Бизнес-инкубаторы выполняют связующую роль между малым предпринимательством и социальноэкономическими системами региона.
По данным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, за 3 года из числа предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, успешно функционируют обычно только 14-30%, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85-86%.
По состоянию на 2010 г. журнал «Forbes» опубликовал пять эффективных российских бизнес-инкубаторов, к которым относятся: Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства; Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ; Бизнес-инкубатор «Ингрия»; Бизнес-инкубатор МГУ; Инкубатор РЭУ им. Плеханова.
Авторами работы проведен анализ современных бизнес-инкубаторов и выделена их роль в стратегии развития регионов России, что позволило классифицировать уровни развития бизнес-инкубаторов, провести их группировку и определить роль и степень их влияния на социально-экономическое развитие региона.
Первая группа характеризуется сочетание высокотехнологичной производственной базы с мощным научно-исследовательским и научно-образовательным потенциалом, что является главными предпосылками для успешного развития инновационного и высокотехнологичного бизнеса. Миссией бизнес-инкубаторов данной группы является ориентация экономики регионов на использование новейших достижений науки, реализация в инкубиремых фирмах проектов, основанных на результатах НИОКР и на коммерциализацию научных разработок, что способствует поддержке «стартующего» малого бизнеса, новых малых высокотехнологичных, инновационно ориентированных предприятий.
Основная цель в сфере малого бизнеса — развитие инновационного предпринимательства, где акценты делаются на поддержке «стартующего» малого бизнеса, новых малых высокотехнологичных, инновационноориентированных предприятий, в том числе выделяющихся из научных организаций и вузов.
Группу с высоким уровнем развития составляют ведущие регионы России такие как: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Томская область, Новосибирская область, Нижегородская область и др. В качестве примеров можно привести Студенческий бизнес-инкубатор высоких технологий (Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и Автономная некоммерческая организация Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье»); Инкубатор биотехнологий (Пущин-ский научный центр РАН и консалтинговая компания ЗАО «Техноконсалт» при Российском консорциуме высоких технологий (РКВТ) г. Пущино Московской области); Бизнес-инкубатор Нижегородского государственного технического университета; Первый городской бизнес-инкубатор, созданный Правительством Санкт-Петербурга совместно с Министерством экономического развития РФ и др.
Вторая группа развития ориентирована на инновационное развитие регионов с учетом развитых научно-производственных комплексов и разработанных программ инновационного развития, в которых определено создание региональных инновационных систем и обеспечения условий для перехода экономики на инновационный путь развития на основе коммерциализации наукоемких технологий. Здесь реализуется принцип целостного «технологического коридора» — от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок.
Группу образуют такие регионы как: Воронежская область, Липецкая область, Орловская область, Челябинская область, Брянская область, Белгородская область, Калужская область, Мурманская область, Омская область и др. Можно выделить следующие бизнес-инкубаторы, относящиеся к данной группе:
Бизнес-инкубатор Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова, Государственное областное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», «Калужский бизнес-инкубатор», Государственное учреждение «Омский региональный бизнес-инкубатор», Областное государственное учреждение «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области», Государственное автономное учреждение «Брянский областной бизнес-инкубатор» и др.
Третья группа характеризуется преобладанием в структуре производства перерабатывающей промышленности с невысокой долей добавленной стоимости и сельского хозяйства, более значительным по сравнению с другими регионами уровнем безработицы. Бизнес-инкубаторы данной группы представлены, прежде всего, как институциональные структуры поддержки малого бизнеса. Для них характерны слабая нацеленность малого предпринимательства, следовательно, и бизнес-инкубаторов на участие в инновационной деятельности.
К данной группе относятся такие регионы, как: Саратовская область, Волгоградская область, Ульяновская область, Кировская область, Костромская область, Оренбургская область, и др. В качестве примера можно выделить следующие бизнес-инкубаторы данной группы: Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Бизнес-инкубатор Саратовской области», ОГУ «Агентство по развитию предпринимательства Костромской области», Государственное учреждение «Оренбургский областной бизнес-инкубатор», Областное государственное учреждение «Ульяновский областной бизнес-инкубатор» и др.
В настоящее время в РФ функционирует более 120 бизнес-инкубаторов, и количество таких структур увеличивается с каждым годом. Развитие бизнес-инкубаторов может быть эффективным в случае системного подхода к их управлению, предусматривающего комплексное изучение процессов управления и выявление резервов в их развитии. Поэтому, проведенный анализ показывает, что в функционировании бизнес-инкубаторах, как правило, наблюдается отсутствие системного подхода к управлению социально-экономическими процессами бизнес-инкубирования, а также методики оценки управленческих процессов и результатов функционирования бизнес-инкубаторов; разобщенность в их деятельности; отсутствие взаимодействия элементов системы управления бизнес-инкубаторов и др.
Эти и другие обстоятельства дают возможность определить новый их вид, а именно инновационный бизнес-инкубатор, который рассматривается в качестве важного элемента инновационной системы, входящей в сеть объектов инновационной инфраструктуры. Инновационные бизнес-инкубаторы не только размещают малые инновационные предприятия и оказывают им консультационные и другие услуги, как это принято во всех бизнес-инкубаторах, но и содействуют трансферу знаний коммерциализации результатов НИОКР расположенных на территории научных и учебных организаций.
Инновационный бизнес-инкубатор — это один из инструментов политики для формирования адаптив-
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
Модель инновационного бизнес-инкубатора на основе технологической платформы с использованием конвергентных технологий
ной, динамичной, конкурентоспособной национальной инновационной системы.
В работе предложена модель инновационного бизнес-инкубатора (рисунок), в основу которого положена технологическая платформа, как новая форма инновационного развития государства, под которой понимают тематические направления научных исследований, площадку для обсуждения и разработки долгосрочных проектов.
Технологическая платформа — коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [2].
Термин «технологическая платформа» предложен Еврокомиссией в 2004 г. для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы приоритеты развития Евросоюза.
Особенностью технологических платформ является их формирование как единства потребностей
производства и проведения научно-технологических работ для достижения целей и стратегии устойчивого и ресурсно-возобновляемого развития современного общества.
Выделяют следующие предпосылки формирования технологических платформ:
наличие стратегических технологических вызовов;
недостаточная структурированность интересов бизнеса;
недостаточность влияния бизнеса на стратегические направления исследований и разработок; потребность в формировании новой научной кооперации для решения стратегических задач; множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок в соответствующей области; фрагментарность науки;
наличие отраслевых барьеров между научными организациями;
• мультидисциплинарность необходимых исследований.
Поэтому определение технологическая платформа является основой современного инновационного бизнес-инкубатора.
Следующей важной составляющей и особенностью построения модели инновационного бизнес-инкубатора является использование конвергентных технологий как переход к междисциплинарным исследованиям, как новое научное направление представляющее собой переход к новой парадигме развития и нового состояния экономики и технологии. «Нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии,— основа развития науки и технологии будущего, перехода на принципиально новые, возобновляемые ресурсы и технологии, созданные по образцу живой природы, с использованием самых совершенных технологических достижений. Это не просто соединение одной технологии с другой, а их конвергенция, взаимопроникновение, работа на единую цель и ее результатом становится некий продукт предлагающий потребителю уже другое качество.
В предлагаемой модели результатом деятельности инновационного бизнес-инкубатора на основе технологической платформы с использованием конвергентных технологий — это объединение научного потенциала с учетом научных достижений многопрофильных коллективов ученых вузов и (или) НИИ.
Таким образом, применение технологической платформы и конвергентных технологий в модели инновационного бизнес-инкубатора позволяют осуществить интеграцию научного, образовательного и материально-технического потенциала, что в свою очередь является фактором конкурентоспособности инновационного развития бизнес-инкубатора.
Авторами работы предлагается механизм реализации данной модели по следующим этапам:
I этап — технологический.
На данном этапе осуществляется разработка и производство современных технологий производства, новой продукции, полезных моделей, с учетом специфики и области научных исследований, создание перспективных коммерческих технологий, услуг и т. д.
Участниками этапа являются специалисты машиностроительных технологий, технологий продуктов питания, химических технологии, биотехнологии, инженеры и т. д.
На данном этапе могут объединятся ученые, исследователи естественнонаучных, технических специальностей в области технологии машиностроения, биотехнологий, химических технологий, технологии и оборудования пищевых производств и др., в зависимости от профиля вуза для достижения единой цели.
II этап — экспертный.
Формулирование принципов и методов формирования по проведению экспертизы товаров и услуг; внедрение и разработка технической документации промышленного производства.
На данном этапе проводится анализ опасных факторов и критических контрольных точек, позволяющих идентифицировать и оценивать комплекс по всей цепи товародвижения: сырье, технология производства, реализация готовой продукции, обеспечивающих их социально-значимые и экологические свойства.
Участниками этапа, прежде всего, являются специалисты-эксперты, а также специалисты в области качества, метрологии, сертификации, специалисты в
области экспертизы и управления недвижимостью, в области экспертизы товаров.
Здесь происходит объединение исследователей в области управления качеством, метрологии и стандартизации, экспертизы и др.
III этап — исследовательско-аналитический.
Совершенствование физико-химических процессов, регламентирующих технологические воздействия, с целью получения высоких потребительских свойств.
На данном этапе разрабатывается нормативнотехническая документация на продукцию и технологию ее производства (технические условия, технологические инструкции, технологические регламенты, рецептуры и т. д.).
Участниками этапа являются специалисты в области анализа, в области физических явлений, физикохимических процессов.
Здесь активно сотрудничают исследователи в области естественных наук.
IV этап — экономический.
Проведение маркетинговых исследований рынка, включающих сбор, регистрацию и анализ всех фактов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю, определение себестоимости продукции и рыночной цены, расчет социально-экономической, экологический, технологической эффективности.
Участниками этапа являются специалисты в области бухгалтерского учета, аудита, финансов, менеджеры, маркетологи, специалисты в области управления, в области налогообложения, антикризисного управления.
Здесь происходит объединение специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, менеджмента, маркетинга, налогообложения и др.
V этап — коммерциализационный.
Создание бизнес-команды. Разработка бизнес-
плана, на основе SWOT-анализа, SMART-анализа, БТЕР-анализа, по продвижению продукции на рынок. Реализация бизнес-планов путем проектного управления, на основе алгоритма разработки и реализации отдельных взаимосвязанных проектов направленных на достижение конкретного результата, определяющего последовательность и рациональность происходящих процессов, построение сетевых моделей.
Участники этапа современные топ-менеджеры, которые составляют команду бизнес-инкубаторов, представляющие его интересы во внешней среде, создающие положительный имидж и консультирующие по широкому кругу проблем.
VI этап — информационный — создание единого информационного пространства.
Сбор информации об изучаемом объекте, назначение, технические возможности и др., которая должна давать комплексное представление об объекте анализа: назначении, технических параметрах, условиях эксплуатации, требования заказчиков, производственных требованиях, затратах на выполнение функций.
В результате на данном этапе разрабатывается ряд документов: таблицы основных технических параметров исследуемой продукции, таблица основных
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011
экономических показателей, перечень вопросов к специалистам, возникших при сборе и систематизации информации. Внедрение системы автоматизации управления с использованием информационнокоммуникативных средств и проектного управления.
Ведущим элементом инновационной среды региона является инновационный бизнес-инкубатор, формирующийся на основе технологической платформы, объединяющий в себе научно-исследовательский, опытноконструкторский, экспертный, производственнотехнологический и коммерциализационый этапы инновационного цикла.
В заключение следует отметить, что бизнес-инкубатор это один из главных факторов формирования инновационной инфраструктуры, которая в свою очередь, является эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением. Таким образом, от уровня развития инновационной инфраструктуры, от качества ее функционирования будет зависеть не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта.
* * *
Статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Концептуальные и методические основы формирования инфраструктурной поддержки малых наукоемких предприятий как фактора инновационного
развития региона в условиях институциональной модернизации экономики (на примере системы бизнес-инкубирования)», Государственный контракт П429 от 12 мая 2010 г.
Список использованных источников
1. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации//М.: Министерство образования и науки РФ, 2009.
2. Порядок формирования перечня технологических платформ, п. 2 (утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03 августа 2010 г., протокол № 4.
3. И. Алексина. Бизнес-нкубатор как средство поддержки малого инновационного предпринимательства //Предпринимательство, № 3, 2008.
4. Р. И. Найденова. Бизнес-инкубаторы как эффективный инструмент социально-экономического развития регионов// Современные наукоемкие технологии, № 9, 2007.
Development of model innovation business incubator based on technological platforms using converging technologies L. N. Borisoglebskaya, Doctor of Economics, Professor, Prorector for Research, Saint-Petersburg Trade and Economic Institute.
E. Sh. Dibraeva, postgraduate student, South-West State University.
The article summarized the experience of establishing business incubators in the leading countries and in Russia, which has allowed based on our analysis of business incubators to define their role in the development of small businesses in the regions of Russia. The article proposes a model of innovation business incubator building on the technology platform using converging technologies to create and commercialization of innovative products.
Keywords: innovation business incubator, technology platform, converging technologies, regions.
Форум «Expopпoпty-2011» станет главным событием 2011 г. в сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в России
Первое заседание Организационного комитета по подготовке и проведению 3-го Международного форума по интеллектуальной собственности «Ехрорпогку-2011» состоялось 15 апреля в ЦВК «Экспоцентр». Форум пройдет 7-9 декабря 2011 г. и станет, судя по активному росту интереса к его тематике как со стороны органов власти, так и со стороны различных профессиональных аудиторий и сообществ, самым заметным событием года в России в сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности.
Организаторы форума - ЦВК «Экспоцентр» и Торгово-промышленная палата Российской Федерации - видят свою главную задачу в создании «финансового моста» между инновационным сектором экономики и инвесторами. Особое внимание Форум 2011 года уделит и формированию режима наибольшего благоприятствования для развития инновационной активности среди молодежи. Приоритет на этом направлении будет отдан выставочной поддержке работы Инновационного центра «Сколково».
Приветствуя участников заседания Оргкомитета «Ехрорпогку-2011», который значительно расширил свой состав по сравнению с Оргкомитетом предыдущего Форума, 2010 года, Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» В. Л. Малькевич подчеркнул, что 3-й Международный форум по интеллектуальной собственности поднимется на качественно новую ступень в разрабатываемой им теме. «Ехрорпогку-2011» имеет все шансы объединить на одной площадке главных российских игроков, обеспечивающих полный цикл сопровождения интеллектуальной собственности от ее патентования и правовой защиты до поиска инвесторов и коммерческого внедрения. Патронат форума в 2011 г. продолжит осуществлять Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Активное участие в подготовке и работе «Ехрорпогку-2011» примут Роспатент, Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, Всероссийский студенческий союз, другие ведомства и организации.
«Мы близки к тому, чтобы форум стал выставочным лицом проекта «Сколково», площадкой для молодежной инновационной деятельности», - такое убеждение высказал 15 апреля перед участниками заседания Оргкомитета форума по интеллектуальной собственности Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» В. Л. Малькевич.
Другим практическим аспектом предстоящего форума может стать внимание к теме гармонизации инструментов охраны интеллектуальной собственности между странами созданного не так давно Таможенного союза, объединившего Белоруссию, Казахстан и Россию. Ожидается, что произойдет значительное расширение выставочных площадей Международной выставки инноваций в рамках форума. Этому в немалой степени будет способствовать активная поддержка проекта со стороны Минобрнауки России, молодежных организаций, а также участие в выставке иностранных изобретателей по линии Ш1А. Победителям Конкурса инноваций будут вручены Золотая медаль ВОИС, официальный приз №1А, дипломы, другие Ш1А-призы и памятные подарки спонсоров и организаторов.
Признано целесообразным создание на базе сайта форума «Ехрорпогку-2011» инновационного информационного портала на платформе Web.2 - для организации работы в социальных сетях, в том числе с целью привлечения и отбора инновационных проектов для участия в конкурсе и демонстрации на выставке в рамках форума.
Сайт форума «Ехрорпогку-2011»: ЬйрУ/да^да.ехро-рпогку.ш.