Научная статья на тему 'Методология анализа социального конфликта'

Методология анализа социального конфликта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
902
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ДИАЛЕКТИКА / ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОД / DIALECTICS / DIALECTICAL LAWS / PRINCIPLES / METHOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кащаев Александр Евграфович, Ткачев Валерий Сысоевич

Раскрываются методологические аспекты анализа социального конфликта на основе применения основных законов и методов диалектики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SOCIAL CONFLICT ANALYSIS

The article deals with methodological aspects of social conflict analysis based on key dialectical laws and methods.

Текст научной работы на тему «Методология анализа социального конфликта»

%

(N

тН

О

(N

УДК 316.3 ББК 60.59

А.Е. Кащаев В.С. Ткачев

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Раскрываются методологические аспекты анализа социального конфликта на основе применения основных законов и методов диалектики.

Ключевые слова: конфликт; диалектика; законы диалектики; принципы; метод.

A.E. Kashaev V.S. Tkatchov

SSI

2sl Д s =

Ин5|

H5i

Ен^ I

ОЙ"

^ 1

P« i

^ n £

S P I

8s!

M g! о

ChO!

*M§| E40 | £И4

See

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

METHODOLOGY OF SOCIAL CONFLICT ANALYSIS

The article deals with methodological aspects of social conflict analysis based on key dialectical laws and methods.

Keywords: dialectics; dialectical laws; principles; method.

Методология и научный анализ конфликта осуществляется преимущественно на базе методов и объяснительных процедур социальной философии, социологии и психологии или на пересечении их между собой и методов познания других научных дисциплин (криминологии, истории, экономической теории, теории управления, педагогики).

Поскольку социальный конфликт — атрибут социальной реальности, то его полноценное исследование возможно при условии применения к нему основных законов, категорий и принципов диалектики. Важной особенностью законов диалектики, необходимой для анализа сущности конфликта, является их вероятностная, статистическая природа. Другая особенность законов диалектики заключается в том, что они выражают отношения между соотносящимися универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей, явлений мироздания и общества. Конфликт представляет собой универсальное (наряду с солидарностью) отношение между индивидами, социальными группами, нациями, культурами, институтами, определяя формы и направления общественного развития.

Особое место в анализе конфликтов принадлежит закону единства и борьбы противоположностей, который указывает на внутренний источник развития. Всякий предмет, явление содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, взаимодействие которых с неизбежностью приводит к количественным и качественным изменениям и развитию. Противоречие есть система отношений, в рамках которой противоположности (конфликтующие, несовместимые друг с другом стороны) порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Когда мы анализируем содержание и структуру любого конфликта, то вскрываем наличие двух противоборствующих сторон, динамику и напряженность их взаимоотношений, механизм взаимовлияния этих сторон, т.е. единство этих полярно противоположных сил. Тем самым мы воспроизводим закон единства и борьбы противоположностей, который позволяет выделить:

© А.Е. Кащаев, В.С. Ткачев, 2012

%

Ю - существенные свойства и элементы конфликта, находящихся в

постоянном изменении, развитии;

- выявить источник и условия возникновения и развития конфликта; М| - уловить моменты, процессы взаимоперехода противоположностей

^ (позиций, интересов, мотивов, установок).

5^ В диалектическом материализме утверждается наличие противоречий

во всем сущем — в природном, духовном и социальном мирах. Противоречия в материальных образованиях, в духовной сфере, процессе познания являются источниками всякого движения, изменения в природе, социуме и процессе мышления, а «движение само есть противоречие».

Основным лейтмотивом учения о противоречии выступает понятие «борьба».

Чтобы проследить внутреннюю связь между социальным противоречием и социальным конфликтом необходимо опираться на деятельностный подход. Он позволяет выделить субъективную составляющую конфликта: различие потребностей, интересов, мотивов, целей социальных субъектов (индивидов, групп, классов, наций и т.п.). Действительно, ни одно конфликтное взаимодействие не может осуществляться помимо чувств и разума человека. Можно утверждать, что любой конфликт является осознанием и эмоционально-чувственной обработкой какого-либо социального противоречия.

Социальные противоречия есть особенное (частное) по отношению к всеобщему — диалектическим противоречиям, присущим природе, материальному миру. Противоречия, возникающие по объективным, не зависящим от человека причинам, могут приобретать социальное содержание, если они начинают оказывать влияние на изменение социальных процессов и институтов, на становление новых познавательных и научных методов. Если они не оказывают непосредственного влияния на жизнь социума, то они остается «вещью в себе». Социальные противоречия можно было бы назвать рукотворными, поскольку они представай ; ляют собой результат деятельности социальных субъектов. С этой точки

зрения общество представляет собой динамическую систему социальных ой § взаимосвязей индивидов и групп, как систему совместной многофактор-

ной и многофункциональной деятельности, как достаточно подвижной ^ | матрицы распределения статусов и ролей социальных субъектов. В лю-

1 бом случае общество является продуктом совместной как солидарной,

в так и конфликтной деятельности людей. Бесчисленное количество век-

| торов (поступков, волевых устремлений, поведенческих актов, социально I ных действий) составляет многовариантную равнодействующую соци-

иоэ ального развития общества или какой-либо его сферы (экономической,

к®Э политической и т.п.). В ряде случаев такая равнодействующая, имею-

щая длительный, воспроизводимый характер, может приобретать характер социальной закономерности. Тогда она выступает по отношению 23 к отдельному индивиду внешней для него силой, объективной реальнос-

тью («социологическим фактом» по Дюркгейму).

Сущность социального противоречия — это результат, равно-

— действующая векторов совокупной творчески-преобразующей, интел-

1^ лектуальной, физической и интуитивной деятельности социальных

субъектов (индивидов, групп). Практически ни одно социальное действие — сколь бы рациональным оно ни являлось — не реализуется полно-

Нстью в соответствии с поставленной целью. На пути любого социального действия встречается какое-то количество «возмущающих» факторов

н

о

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

объективного и субъективного содержания. Число последних резко возрастает по мере усложнения социальных действий и их пересечений в пространстве и во времени, по мере включения в эти действия новых действующих лиц — мыслящих и имеющих свои интересы и мотивы субъектов, обладающих различными способностями, уровнями подготовленности к данному виду деятельности, стремящихся к тому же к достижению социо- или эгоцентристских целей. Сложность и многообразие социальных противоречий рождает гигантское количество социальных конфликтов. Раскрытие содержания конкретного конфликта не всегда является непосредственным раскрытием содержания социального противоречия.

Социальное противоречие в чистом виде редко себя проявляет: оно генетически и содержательно часто переплетено с другими социальными противоречиями. Так, экономические противоречия могут существовать в органическом единстве с социальными, национальными и иными формами конфликтов. Таким образом, социальный конфликт не всегда есть прямое логическое продолжение социального противоречия; он может стать следствием действия нескольких социальных противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений помогает раскрыть механизм развития конфликтов, предвидеть возможность позитивных или негативных последствий конфликтов. Важными категориями, которые в конфликтологии приобретают качества инструментальных, являются качество, количество и мера. Так, например, они помогают проследить корреляции между, скажем, ростом или, напротив, снижением количественных показателей в конфликтной ситуации (например, число участников забастовки, ресурсы, которыми они обладают, информация, время) с усилением негативных или положительных тенденций в развитии конфликтного взаимодействия и его функций. Нарушение количественных изменений в межличностных или межгрупповых отношениях индивидов, таких, как частое отступление от требований норм морали, нарушение дисциплины труда, обман, лицемерие и т.п., переходит установленные границы (обиходное выражение: «это, мол, переходит всякие границы») и приводит к нарушению меры, тем самым солидарные или дружеские отношения переходят в новое качество — конфликтные отношения.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений ориентирует конфликтолога на описание конфликта в последовательности: качество ^ количество ^ мера. Данная последовательность позволяет также фиксировать все внешние стороны конфликтного явления, без чего трудно осуществить проникновение в его сущность.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе движения конфликта, помогает выявлять основные ступени его развития и их взаимосвязи. Он ориентирует исследователя на возможность предвидеть переходы от простых форм конфликтных отношений к более сложным (эскалация конфликтов, нарастание агрессивности), от латентных форм развития конфликта к открытым формам. Категория снятие выражает такое существенное свойство конфликтного взаимодействия как его разрешение или урегулирование.

Весь арсенал философских категорий, таких как форма и содержание, сущность и явление, общее и единичное, возможность и действительность, борьба, движение, развитие, единство и другие, представляет

%

Ю собой необходимый познавательный инструментарий для формирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всестороннего объективного знания о конфликте и динамике его развития. Одной из центральных методологических и, одновременно, опера-М| циональных категорий в конфликтологии выступает парная категория

^ «причина-следствие».

çq Под причиной (лат. causa) «понимается явление, действие которого

вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление; последнее называют следствием» [2, с. 531].

Причина и следствие представляют собой стороны, звенья универсального взаимодействия в природе и обществе, которое непосредственно связано с различными видами и формами материи в процессах ее движения и развития. Любое развитие материальных систем осуществляется через противоречия, через постоянную, непрекращающуюся смену причин и следствий. Это прямо связано и с конфликтными взаи-модей-ствиями. Конфликт возникает не спонтанно, не стихийно, не без мотивационных установок, как это иногда представляется его участникам или очевидцам. Прямо или опосредовано любой конфликт является продолжением какого-либо противоречия. Поэтому для выявления истинных истоков возникновения конфликта нужно добираться до сущности противоречия его породившего. Поскольку причина с неизбежностью порождает следствие, то это служит методологическим основанием для анализа конфликта как цепи непрерывных стадий, каждая из которых служит причиной последующей стадии (следствия); одновременно каждое следствие является причиной для последующих стадий и т.д.

Сторонами этого методологического подхода выступает:

1. Представление о конфликте как об одной из всеобщих, универсальных (наряду с солидарностью) форм взаимодействия социальных индивидов и групп в обществе.

2. На уровне эмпирической реальности и первичных теоретических

; обобщений категории причины и следствия способствуют систематизации ции, упорядочиванию достаточно противоречивого и разнородного исой § ходного материала. Таким образом, категория «причина-следствие» ста-

^ | новится ключевой для анализа структуры, динамических характеристик

| конфликта, выявления его латентных и открытых стадий развития. Не

og g случайно, в настоящее время, практикуется создание банков данных ти-

s пологически часто встречающихся в обществе конфликтов (забастовок,

g демонстраций и т.п.), которые должны оперативно давать оценку вновь

Но в появившемуся конфликту.

иоэ Близко к понятию «причина» понятие «условие», которое означает

к®Э «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое)» [2, с. 707].

Применительно к социальной реальности под условиями понимается совокупность вещей, процессов, явлений, которые не зависят (или 23 почти не зависят) от субъекта и его сознания, воли, мотивов. Например,

условия могут быть природно-климатическими, экономическими, социокультурными, производственными и т.д.

В конфликтологии, как и в социологической, философской и других социально-гуманитарных науках часто используется термин «ситуа-PQ ция». Но толкование его крайне противоречиво, нередко отождествля-

со ется с условием или даже причиной. Так, в Социологическом энцик-

Нлопедическом словаре ситуация определяется как: «1. Совокупность обстоятельств, положение, обстановка. 2. Совокупность внешних по

О

н

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

нД

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредствующих его активность» [1, с. 675].

Данное толкование ситуации ничем не отличается от содержания понятия «условие». Думается, более логичным будет толкование ситуации как совокупности условий, обстоятельств, создаваемых самим человеком или группой в результате осознанной или стихийной, рациональной или бессознательной деятельности. Таким образом, ситуация носит преимущественно субъектный, а причина, — преимущественно, объектный характер. В действительности граница между условиями и ситуацией в социальном пространстве достаточно условна. Так, например, экономическая, революционная или производственная ситуации являются продуктом деятельности и взаимоотношений между индивидами и социальными группами. Однако нередко масштабы этих социальных взаимодействий в силу участия в них больших масс людей, приобретают надличностный характер и становятся самостоятельной, объективированной, «отчужденной» от отдельного человека силой, т.е. становятся условиями.

Важнейшими общенаучными принципами, способствующими более основательному научному анализу конфликта, выступают:

- принцип системного подхода, который дает возможность видеть конфликт во всей его целостности, противоречивости и развитии, а также в качестве подсистемы других конфликтов, в органической связи с более сложными социальными системами. Этот принцип позволяет создавать имитационные модели конфликтного поведения;

- принцип конкретно-исторического подхода предписывает исследователю необходимость учета всех проявлений, свойств, особенностей как самого конфликта в контексте конкретных условий, так самих условий, социальной среды, в которых он возник и развивается;

- принцип объективности требует минимизации (в идеале полного устранения) влияния личностных факторов, интересов, пристрастий исследователя на ход и результаты анализа конфликта, условий и причин его возникновения;

- принцип развития, тесно связанный с принципами системности и объективности, предполагает рассматривать конфликт как процесс, постоянное, непрекращающееся развитие, которому присущи качественные изменения;

- принцип всеобщей связи требует, кроме максимального выявления всех элементов и связей, образующих конфликт, раскрыть максимальное количество связей конфликта с другими явлениями и структурами;

- принцип единства теории и практики означает диалектическое единство, взаимообусловленность, взаимообогащение теории и практики;

- принцип междисциплинарных связей указывает на необходимость использования в конфликтологии методологии, теории, инструментария, опыта и выводов других наук, исследующих природу конфликта — социологии, психологии, криминологии и др.

Список использованной литературы

1. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г.В. Осипова. — М.: ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.

2. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983. — 840 с.

%

(N

тН

О

(N

Referenses

1. Entsiklopedicheskii sotsiologicheskii slovar’ / pod obshch. red. G.V. Osipova. — M.: ISPI RAN, 1995. — 939 s.

2. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar’. — M.: Sov. entsikl., 1983. — 840 s.

Информация об авторах

Кащаев Александр Евграфович — доктор философских наук, профессор, кафедра философии и социальных наук, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, e-mail: Kashchaev_de@irgups.ru.

Ткачев Валерий Сысоевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: tkachev@isea.ru.

Authors

Kashaev Aleksandr Evgrafovich — Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Philosophy and Social Sciences, Irkutsk State Railway Transport Engineering University, Irkutsk, e-mail: Kashchaev_de@irgups.ru.

Tkatchov Valeriy Sysoevich — Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Philosophy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: tkachev@isea.ru.

SS?

2s!

K4!S

«5!

ОЙ"

°i<s ^ I

Ps I

;E

gS I

« t

8s!

M g! is

Е-Ю*

kB!

^0|

H

H

о

H P3

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.