Научная статья на тему 'К вопросу об онтологических основаниях социального конфликта'

К вопросу об онтологических основаниях социального конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ОНТОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО / PHILOSOPHY / ONTOLOGY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кащаев А. Е.

Рассмотрена роль социального конфликта в формировании социального климата в обществе. Раскрыты онтологические основания социального конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AS TO THE ONTOLOGICAL BASIS OF SOCIAL CONFLICTS

The role of social conflict in the formation of social climate in society is explored. The ontological basis of social conflict is described.

Текст научной работы на тему «К вопросу об онтологических основаниях социального конфликта»

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

А.Е. КАЩАЕВ

доктор философских наук,профессор Иркутского государственного университета путей сообщения

К ВОПРОСУ ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Социальный конфликт, наряду с согласием и стабильностью, — присущая социуму универсальная форма регулирования взаимоотношений, обусловливаемая необходимостью отстаивания индивидами или социальными группами своих коренных интересов. Конфликт является причиной, условием и одновременно следствием социальных изменений на всех уровнях социальной реальности, приобретая тем самым свойство всеобщности. Латентно или открыто протекающие конфликты — это своего рода индикаторы качественной исчерпанности развития социальной системы. Наступивший XXI век настоятельно ставит на повестку дня вопрос о необходимости создания достаточно эффективной системы управления социальными конфликтами. Такая возможность может быть реализована на основе четкой методологической программы изучения сущности социальных конфликтов, причин и условий их возникновения. Это, в свою очередь, подводит исследователя к необходимости обоснования социального и философского статуса конфликта, выявления его онтологического основания. В отечественной конфликтологической литературе имеются достаточно плодотворные, хотя и не всегда концептуально и методологически выверенные попытки осмысления сущности социального конфликта1. Формирующаяся российская конфликтология в методологическом и концептуальном отношении не обрела еще своего лица, несет на себе печать заимствования зарубежных теоретических схем, выводов. Исследования истоков возникновения и динамики протекания социальных конфликтов, происходящих в настоящее время в обществе, характеризуются нередко анализом преимущественно субъективных факторов, психологических феноменов. При этом недооцениваются или игнорируются объективные причины и условия

их возникновения и развития. Тем самым исключается возможность объективного анализа глубинных истоков появления конфликтов, объяснения их онтологического основания.

Методологически и концептуально обусловленным представляется обоснование онтологии социального конфликта на основе понятия «разделенное общество». Оно отражает процессы социального расслоения общества, дифференциации основных сфер жизнедеятельности благодаря становлению института частной собственности и выделению личностного начала из тотального коллективистского сознания. Формирование личностных качеств человека, появление у него личных потребностей, мотивов и интересов было обусловлено имущественным расслоением, закреплением властных полномочий за определенными членами сообщества, их сакрализацией и, как следствие, выделением статусных групп, распределением групповых и индивидуальных социальных ролей. Тем самым формируются и закрепляются противоположные социальные и политические интересы групп, которые при определенных обстоятельствах могут превращаться в антагонистические. Эти интересы фиксируются и регулируются соответствующими политическими институтами. С этого времени начинается поступательный, постоянно совершенствующийся и усложняющийся процесс развития производства товаров, услуг и обмена ими, осуществляется переход от дикости и варварства к цивилизации. Возникающие при этом межличностные и межгрупповые конфликты — как конструктивные, так и деструктивные — выступают факторами становления современной цивилизации.

Имущественное и социальное расслоение приводит к различному отношению индивидов и групп к институту собственности, к процессам распределения, к общественным возоб-

© А.Е. Кащаев, 2006

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

новляемым и невозобновляемым ресурсам, благам, а также к средствам достижения этих благ (власти, престижу, средствам информации, образованию и т.п.). Все это находит свое выражение в становлении и легитимации иерархизированной системы статусно-ролевых зависимостей, несовпадающих или противоположных по направленности интересов социальных акторов в экономической, политической, культурной, профессиональной и иных сферах. Отношения, строящиеся на основе равенства/неравенства, господства/ подчинения, закрепляются в структуре социальной стратификации как способе фиксации своеобразного порядка, формирования предписанных или достигнутых индивидуальных или групповых статусов и соответствующих им ролевых наборов. Связующими звеньями выступают социальные институты и ценностно-нормативные системы, культура. Культура становится надприродным способом жизнедеятельности людей, механизмом трансформации их из животного бытия в социальное состояние. Человеческая история есть, по существу, процесс болезненного, противоречивого формирования культуры и ее медленного наступления на биологические инстинкты человека. Противоречие между биологической природой человека и культурой, которую он осваивает из поколения в поколение, является другой стороной онтологического основания социального конфликта.

Осознание индивидом или статусной группой своих интересов предполагает манифестацию и отстаивание своих прав, обязанностей, запретов на отдельные виды деятельности, норм взаимоотношений с другими индивидами и группами. Сложная координированная система статусов с упорядоченными правилами и ограничениями, нормами и ценностями устанавливается в соответствии с социальноэкономической структурой общества. При этом общество, исходя из своих потребностей и исторических условий, создает механизм социальной мобильности и взаимодействия индивидов как внутри статусных групп, так и между ними.

В социальной структуре любого типа, отмечает Л. Козер, всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция между отдельными индивидами или подгруппами по поводу дефицитных ресурсов, престижа или власти2. Острота и интенсивность про-

текания конфликта зависят от содержания и характера социальной структуры, в условиях которой он развивается. Однако сущность конфликта несводима к аффектному потенциалу, или агрессивности, как это можно увидеть у Г. Зиммеля, К. Левина, К. Боулдин-га, некоторых представителей бихевиоризма (Дж.К. Хоманс). Можно согласиться с Л. Ко-зером, который пишет: «Агрессивных, или враждебных, "импульсов" недостаточно для объяснения социального конфликта. Ненависти, как и любви, нужен объект. Конфликт может возникнуть только во взаимодействии между субъектом и объектом; он всегда предполагает отношение»3.

Таким образом, разделенное общество создает постоянно действующую основу для возникновения и эскалации различных видов и типов конфликтов. Они становятся родовыми признаками данного общества: конфликты между нормами и предписаниями культуры, с одной стороны, бессознательным, природным, инстинктивным, с другой стороны; ролевые конфликты, в основе которых лежит необходимость удовлетворения требований двух или более ролей; межгрупповые конфликты по поводу форм собственности, имущественного неравенства. Платон был одним из первых мыслителей, кто увидел причины вражды, войн в обществе в социальном неравенстве, которое обусловлено общественным разделением труда, биологическими и иными различиями4.

Появление социальных групп с фиксируемыми статусно-ролевыми функциями с неизбежностью влечет за собой создание особых политических механизмов, целью которых является защита интересов отдельных групп, связанных зависимостью от общего ресурса. В свою очередь, эти механизмы сами порождают особые группы, заинтересованные в приобретении и поддержании собственного ресурса, отчуждаемого от ресурса той группы, интересы которой отстаивает данный политический механизм. Роль политических механизмов повышается по мере усиления разделенности общества и может становиться доминирующей в социальной жизни. Вполне закономерно, что именно политическим конфликтам принадлежит первенство, особенно на макросоциологическом уровне. Специфика политических механизмов имеет такие особенности, как стремление к новым разделениям, превращение привилегии защиты групповых интересов в дополнитель-

Известия ИГЭА. 2006. № 1 (46)

Л.Ф. КОРЕЦКАЯ

ный ресурс для группы, берущей на себя эту защиту. В ряде случаев интересы последней могут расходиться, вплоть до антагонизма, с интересами защищаемой группы. Кроме того, группа, взявшая на себя (или декларирующая) защиту интересов одной из групп разделенного общества, часто бывает заинтересована в резком усилении противоречий этой группы с другими, чтобы повысить свой статус и даже получить власть над обществом в целом5.

Переход к постиндустриальной (информационной) эпохе, придавшей историческому развитию невиданное ранее ускорение, не только не снимает конфликтного напряжения в обществе, но и усиливает его. Росту числа конфликтных ситуаций в современном мире способствуют процесс глобализации, приводящий к перераспределению мировых ресурсов, рынков рабочей силы, интенсификация миграционных процессов, интенсивное смешение и столкновение культур, религий, этносов, а также превращение средств массовой информации в самостоятельно функционирующую сферу жизнедеятельности человеческого сообщества, слабоуправляемый процесс урбанизации. Преобразования практически всех сфер жизнедеятельности, образа и уклада жизни сотен миллионов людей под влиянием научно-технического прогресса сопровождаются ростом националистических, фундаменталистских движений, а также преступности, аморальности поведения, наркомании, экологическим кризисом, перерастающим в катастрофу. Происходит ослабление как неформального, так и формального социального контроля в условиях урбанизации; массовая стандартизация условий труда, потребностей, стиля жизни миллионов людей, тотальная «промывка мозгов» суррогатом «массовой культуры» и рекламой делают социальный конфликт распространен-

ным, обыденным социальным явлением. От неразрешенных конфликтов и стрессов США теряют ежегодно 100 млрд дол.6 Очевидно, можно представить, какой гигантский экономический урон нанес России насыщенный острыми конфликтами затянувшийся период реформ.

Вместе с тем любой, даже деструктивный конфликт всегда является фактором социальных изменений7. Функционирование конфликтов делает общество более динамичным, а социальные отношения — мобильными. Признание всеми участниками конфликтных взаимоотношений неизбежности конфликта, возможности управления им способствует устойчивости общества в течение достаточно длительного времени8. Эти процессы обусловливаются способностью общества управлять социальными конфликтами, институционализировать систему «выпускания» избыточной и слабоуправляемой конфликтной энергии и преобразовывать данную энергию в созидательную.

Примечания

1 Цой Л.Н. Существующие подходы к исследованию, анализу, типологии и классификации конфликтов: (дискуссии с современниками) / / Социальный конфликт. 2000. № 3 (27). С. 3-37; Конфликты в современной России: (проблемы анализа и регулирования). М., 2000; Зайцев А.К. Социальный конфликт. 2-е изд. М., 2002; и др.

2 Козер Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. М., 2000. Гл. 4, 5.

3 Там же. С. 84.

4 Платон. Государство // Соч.: в 3 т. М., 1971. Т. 3, ч. 1. С. 145.

5 Мусхелишвили Н.В., Сергеев В.М., Шнейдер Ю.А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 4.

6 Cole D.W. Conflict resolution technology. Clevelend, Ohaio, 1983. Р. 1.

7 Кащаев А.Е. Социальный конфликт: опыт философско-социологического анализа. Иркутск, 1998.

8 Дарендорф Р. Элементы социальной структуры // Социс. 1994. № 5. С. 47.

Л.Ф. КОРЕЦКАЯ

кандидат философских наук, доцент

ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

В самом общем плане можно говорить нитарного знания. Это связано, очевидно, с

о некоторой периферийности проблемы че- тем обстоятельством, что социально-гумани-

ловеческого тела в рамках социально-гума- тарное знание ориентировано не на изучение

© Л.Ф. Корецкая, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.