УДК 159.9
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
Садкова Алёна Владимировна, кандидат психологических наук, факультет национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: alenasadkova27@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Анализ подходов и принципов в исследовании социальных конфликтов. Значимость различных социальных факторов, влияющих на возникновение и развитие социальных конфликтов.
Ключевые слова: социальный конфликт, принципы анализа, подходы к исследованию, экономические факторы, психологические причины.
Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. В России на всех этапах её развития конфликты оказывали решающее влияние на её историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и семейные конфликты, внутриличностные конфликты — это лишь незначительный перечень конфликтов, которые влияют как на жизнь отдельного индивида, так и на общество и государство [11].
С окончанием «холодной войны», распадом Советского Союза возникли новые предпосылки социальных конфликтов, связанные с глобализацией и регионализацией, возникновением геополитических проблем.
Социальные конфликты — явление не только внутригосударственное. В последнее десятилетие возникают социальные конфликты, являющиеся следствием геополитических интересов одних государств по отношению к другим, угрожающих безопасности не только отдельного человека или социальной группы, но и целых народов. Социальные конфликты были, есть и в обозримом будущем будут решающим фактором, влияющим на безопасность государств [12].
Существует потребность в теоретико-методологических и прикладных разработках, касающихся понимания закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов, обоснования адекватных способов их предупреждения, урегулирования и разрешения. Очевидно, что исследовательская парадигма анализа социальных конфликтов должна базироваться на взаимосвязи теоретического, методологического и прикладного аспектов с целью разработки механизмов позитивного управленческого воздействия на конфликты [2, 6].
Между тем степень понимания социальных конфликтов пока не позволяет получить знания, которые можно было бы эффективно использовать для объяснения и урегулирования сложных социальных конфликтов с учётом специфики регионов, международной обстановки, уровня развития межгосударственных связей. Это относится, в том числе, и к государствам, в прошлом входившим с состав СССР, в которых также возникают социальные конфликты, отражающиеся на отношениях с Россией [4].
В связи с этим перед российскими учёными стоит задача дальнейшей системной разработки теоретических и методологических основ исследования социальных конфликтов. В настоящее время интенсивность проводимых исследований различных сторон социальных конфликтов позволяет сделать некоторые обобщения, которые могут помочь государственным и региональным органам власти по предупреждению, регулированию и разрешению возникающих конфликтов [13].
Острота и масштабы возникающих проблем и возможности их влияния на общественную ситуацию в целом актуализируют задачу разработки и реализации эффективных механизмов управленческого воздействия на социальные конфликты как международного, так и регионального уровней. Такое воздействие должно носить прежде всего упреждающий характер и возможно лишь с учётом всей совокупности факторов, влияющих на возникновение и развитие социальных конфликтов. Поэтому необходима углублённая разработка конфликтологической парадигмы, объясняющей понимание причин возникновения конфликтов.
Прежде всего это относится к определению подходов и принципов анализа социальных конфликтов [9]. Это прежде всего системный подход, который стал преобладающей методологической ориентацией в отечественных конфликтологических исследованиях. Само понятие «система» обозначает целое, составленное из элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определённую иерархическую целостность и единство, функционирующее по соответствующим закономерностям. В то же время эта целостность и единство основаны на диалектике. А это означает, что системный подход позволяет при изучении конфликтов анализировать их не только с точки зрения функционирования и эволюции, но и их качественного изменения и трансформации.
Уточняя структуру и содержание системного подхода применительно к социальным конфликтам, А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский выделяют следующие структурные компоненты системного анализа конфликтов: системно-содержательный, системно-ситуационный, междисциплинарный, системно-функциональный, системно-структурный, системно-генетический [2].
Системно-содержательный анализ конфликтов состоит в выработке общих подходов к системе понятий и категорий, описывающих конфликты. Системно-ситуационный анализ конфликтов предполагает рассмотрение конфликта как социально обусловленной, динамичной системы, не сводимой к простой сумме элементов. В качестве единицы системно-ситуационного анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определённые содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. С помощью ретроспективного анализа создаётся «банк» конфликтных ситуаций, который позволяет, применяя методы математической статистики, выявить тенденции и закономерности развития конфликта.
Системно-функциональный анализ ориентирует на выявление всех существенных взаимосвязей между элементами, определёнными в результате системно-структурного анализа. Он характеризует динамическую составляющую конфликта.
Системно-генетический анализ нацелен на выявление движущих сил эволюции и динамики конфликтов и состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами микро- и макросреды в зависимости от субъективных характеристик участников конфликтов, определении иерархии причин, порождающих конфликты.
Смысл системно-информационного анализа конфликтов в том, чтобы выявить роль информации в возникновении, развитии и завершении конфликта. Это анализ закономерностей информационного обмена между подструктурами конфликта, динамики познавательных процессов в психике оппонентов и других участников конфликтов, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации субъектов. При этом необходимо учитывать, что воздействие на конфликт при его урегулировании носит главным образом информационный характер.
К методологическим подходам в исследовании социальных конфликтов относится также междисциплинарный подход [1]. Он ориентирует на то, чтобы при изучении конфликтов не ограничиваться рамками одной-двух наук. При их анализе необходимо знать теорию и практику исследования конфликтов в трёх основных отраслях конфликтологии: психологии, социологии и политологии. Кроме того, необходимо опираться на результаты изучения конфликтов в исторических и юридических науках, педагогике, философии.
Поскольку социальный конфликт выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, эффективен также субъектно-деятельностный подход, кото-
рый выступает общеметодологической основой для глубокого анализа концептуальных и технологических проблем исследования социальных конфликтов.
К основным принципам, обусловливающим результативность исследования конфликтов, относятся следующие.
Принцип развития, который позволяет при изучении конфликтов выявлять тенденции их эволюции — постепенное, длительное, непрерывное развитие конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным. Принцип всеобщей связи — он ориентирует на то, что, изучая конфликт, нельзя ограничиваться рассмотрением отдельных элементов, а необходимо исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами. При этом необходимо опираться на знание основных законов и парных категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними. Закон отрицания отрицания даёт возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому. Таким образом, системный подход ориентирует на поиск причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта. В связи с этим необходимо рассматривать конфликты как сложноорганизованные системы, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня [3].
Следующий принцип исследования конфликтов — это принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики. Он ориентирует на раскрытие диалектики движения знания к истине и определяющей роли практики в процессе познания.
Принцип конкретно-исторического подхода указывает на необходимость учёта в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида.
Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. А это означает, что, изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они есть.
Учёные, специализирующиеся на исследовании проблем социальных конфликтов, помимо общих принципов, выделили ещё пять принципов исследования конфликтов:
— междисциплинарности, ориентирующей на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии;
— преемственности, требующей максимально полного знания всего основного, что сделано по проблеме конфликта;
— эволюционизма, ориентирующего учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании;
— личностного подхода, который формулируется как необходимость выявления и учёта личностных особенностей конкретных субъектов, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней;
— поиска скрытого содержания конфликтов — он ориентирует на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.
Важно также подчеркнуть, что такие категории диалектики, как материальное и идеальное, пространство и время, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие, позволяют определить общий методологический подход к изучению конфликтов и ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.
Все эти методологические подходы и принципы позволяют глубже понять природу социальных конфликтов, раскрыть их сущность, содержание, тенденции развития.
Преобладающей традицией исследования социальных конфликтов отечественными учёными в содержательном плане является марксистская парадигма, классовый подход, при котором главенствующая роль в объяснении конфликтов отводится экономическим факторам [5]. Согласно логике этой парадигмы, каждая из конфликтующих сторон имеет одну цель — стремление к распоряжению дефицитными ресурсами. В связи с этим предмет социального конфликта определяется как экономические (деньги, золото, ценные бумаги, виды богатства) или материальные блага (одежда, жильё и т.п.), а также политические блага (власть) и т.п. Поэтому считается, что возможность возникновения социальных конфликтов присуща каждому дифференцированному обществу, поскольку такое общество систематически порождает столкновение интересов между отдельными индивидами, социальными группами, государствами, занимающими разное экономическое, политическое, геополитическое положение[12]. Несмотря на то, что в последние десятилетия отдельные положения теории Маркса подверглись критике, связанной с абсолютизацией им главенствующей роли экономических факторов в развитии социальных конфликтов, его вклад в исследование политических, социальных, психологических явлений, к которым относятся и социальные конфликты, на наш взгляд, не потерял своей актуальности. Это относится как к пониманию природы и роли социальных конфликтов на международном, межгосударственном, так и региональном уровнях. Можно сказать, что именно марксистская теория заложила парадигмальные основы анализа социальных конфликтов.
Это означает, что расширение спектра анализа факторов, влияющих на социальные конфликты, которые в настоящее время являются предметом различных исследований, не должно умалять или исключать роль экономических причин, порождающих конфликты. Реально разворачивающиеся социальные, особенно межгосударственные конфликты в различных частях света, с очевидностью подтверждают, что в конечном итоге борьба между конфликтующими сторонами идёт за обладание именно материальными ресурсами.
Другое дело, что анализ социальных конфликтов в соответствии с системным подходом должен быть представлен в достаточно широком диапазоне — как в экономическом, так и в политическом, этническом, геополитическом, религиозном, идеологическом, психологическом аспектах.
В то же время очевидно, что содержание борьбы за обладание материальными ресурсами, по сути оставаясь прежним, по форме изменилось и трансформировалось [14; с. 65-69].
Всё более активно в этой борьбе используются психологические и информационные средства. Так, в настоящее время субъекты управления различного рода социальными конфликтами широко используют психологические и информационные факторы, обусловливающие возникновение конфликтов [15; с. 38-42].
Методы достижения целей субъектов, провоцирующих и поддерживающих социальные конфликты, распознать достаточно сложно. Чтобы увидеть или понять скрытые мотивы таких субъектов, нужно обладать всей совокупностью философских, социологических, политологических, психологических знаний.
Таким образом, можно сказать, что меняются только формы борьбы за материальные ресурсы, а сущность остаётся прежней — это экономические интересы субъектов, участвующих в конфликтном противостоянии.
Необходимо также отметить, что во многих случаях эта борьба имеет скрытый, глубинный характер. Поэтому социологический или политологический анализ в понимании причин конфликтов является недостаточным [3]. В этом случае необходимы психологические исследования, позволяющие анализировать предпосылки возникновения социальных конфликтов не только с точки зрения социальных интересов и потребностей, но и глубинной мотивации участия различных субъектов в социальных конфликтах [5].
Особую значимость в свете этой общей констатации приобретает глубокое концептуальное осмысление идеологических и социально-психологических факторов возникновения и разрешения конфликтов. Это обусловлено, во-первых, тем, что конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между определёнными социальными субъектами, а так или иначе осознанное и оцениваемое. Следовательно, состояние сознания и духовного мира участников конфликта далеко не безразлично для характера его протекания и разрешения. Во-вторых, глубокое и всестороннее понимание особенностей духовной культуры субъектов конфликта имеет решающее значение для оценки как их собственных действий, так и оказываемых на них организационно-управленческих воздействий под углом зрения основных человеческих интересов и запросов.
Основой всех этих отношений выступают глубинно-психологические характеристики, которые также нужно учитывать в анализе конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Анцупов А.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов // Конфликти личность в изменяющемся мире. — Ижевск, 2000.
[2]. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009.
[3у. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология: Практикум. — Казань: Изд-во Казан. финансово-экон. ин-та, 1996. — 282 с.
[4]. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000.
[5]. ГришинаН.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2000.
[6]. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142-147.
[7]. Дмитриев А.В. Конфликтология. — М., 2000.
[8]. Дробот Г.А. Региональные конфликты: их источники и перспективы разблокирования // Социально-политический журнал. 1990. № 2.
[9]. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.
[10]. Козер Л. Функции социального конфликта. — М., 2000.
[11]. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996.
[12]. С.С. Фролов. Социология. М.: Логос, 1996.
[13]. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. — М.: Прайм-Еврознак, 2000. — 352 стр.
[14]. Федоркина А.П. Социально-психологические особенности развития политических процессов в современной России // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 38-42.
[15]. Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4(36). С. 65-69.
SOCIAL CONFLICT: METHODOLOGICAL APPROACHES AND PRINCIPLES OF ANALYSIS
Alena V. Sadkova, Ph.D. (Psychology), Faculty of National Security, Presidential Academy (RANEPA); Moscow, Russia, 119606; e-mail: alenasadkova27@yandex.ru
ABSTRACT
The article analyses the principles and approaches in the study of social conflicts. The author of the article highlights the role of economic factors and psychological causes in the origin
and development of social conflicts; these economic factors and psychological causes are the
essential characteristics of social conflicts.
Keywords: social conflict, principles of analysis, approaches to the study, economic factors,
psychological causes.
REFERENCES
[1]. Ancupov A.Ja. Jevoljucionno-mezhdisciplinarnaja teorija konfliktov // Konflikti lichnost' v izmenjajushhemsja mire. — Izhevsk, 2000.
[2]. Ancupov A.Ja., Baklanovskij S.V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah: Uchebnoe poso-bie. 2 e izd., pererab. — SPb.: Piter, 2009.
[3]. Ganeev. A.M., Tronova L.S. Konfliktologija. Praktikum. — Kazan': Izd-vo Kazan. finansovo-jekon. in-ta, 1996. — 282 s.
[4]. Gromova O. N. Konfliktologija: Kurs lekcij. — M.: Associacija avtorov i izdatelej «Tandem», JeKMOS, 2000.
[5]. GrishinaN.V. Psihologija konflikta. — SPb: Piter, 2000.
[6]. Darendorf R. Jelementy teorii social'nogo konflikta // Sociologicheskie issledovanija. 1994. № 5. S. 142-147.
[7]. DmitrievA.V. Konfliktologija. — M., 2000;
[8]. Drobot G.A. Regional'nye konflikty: ih istochniki i perspektivy razblokirovanija // Social'no-politicheskij zhurnal. 1990. № 2.
[9]. ZdravomyslovA.G. Sociologija konflikta: Rossija na putjah preodolenija krizisa: 2-e izd. — M.: Aspekt Press, 1995.
[10]. Kozer L. Funkcii social'nogo konflikta. — M., 2000.
[11]. Social'nye konflikty v transformirujushhihsja obshhestvah. — M.: RIC ISPI RAN, 1996.
[12]. S. S. Frolov. Sociologija. — M.: Logos, 1996.
[13]. Prujt D., Rubin Dzh. Social'nyj konflikt: jeskalacija, tupik, razreshenie. — M.: Prajm-Ev-roznak, 2000. 352 s.
[14]. Fedorkina A.P. Social'no-psihologicheskie osobennosti razvitija politicheskih processov v sovremennoj Rossii // Akmeologija. 2012. № 4(44). S. 38-42.
[15]. Fedorkina A.P. Massovye formy povedenija v kontekste novoj social'noj real'nosti // Akmeologija. 2010. № 4(36). S. 65-69.