УДК 159.92
Н.В. Матвеева
Стратегии разрешения конфликтов студентами вуза с учетом их социального статуса
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Люди отличаются друг от друга по разным критериям: личностным, психологическим, физиологическим, возрастным, этническим и др. В настоящее время специалисты разных профессий нуждаются в психологических знаниях: работая в школе или вузе, в офисе или холдинге, занимаясь воспитанием детей. Третье тысячелетие требует не только знаний о человеке, но и то, как формируются его индивидуально-психологические особенности, что влияет на их формирование, требует не только знаний теоретических, но и использование достижений разных теорий в решении многих практических задач. Ответить на многие вопросы, связанные с индивидуально-психологическими различиями человека, может дифференциальная психология. В статье рассматриваются понятия конфликта, социального статуса, виды стратегий поведения в конфликте, исследуются индивидуальные различия в выборе стратегий поведения в конфликте студентов вуза с учетом их социального статуса и различной профессиональной направленности.
Ключевые слова: конфликт, социальный статус, стратегии поведения в конфликте, дифференциальная психология, идентичность.
N.V. Matveeva
Strategies for Conflict Resolution for University Students with Regard to their Social Status
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. People differ from each other by different criteria: personal, psychological, physiological, age, and ethnic. Currently, specialists of different professions need psychological knowledge, whether working at school or university, in the office or holding, bringing up children. The third Millennium requires not only knowledge about a person, but also how their individual psychological features are formed, which affects their formation, requires not only theoretical knowledge, but also the use of the achievements of different theories in solving many practical problems. Differential psychology can answer many questions related to individual psychological differences of a person. The article discusses the concept of conflict, social status, types of behavior strategies in the conflict, examines individual differences in the choice of behavioral strategies in the conflict university students based on their social status and different professional focus.
Keywords: conflict; social status; behavior strategy in conflict, psychology differential, identity.
Введение
Дифференциальная психология - это раздел психологии, который изучает закономерности возникновения и развития индивидуально-психологических различий людей, представителей разных групп [1].
В России большой вклад в развитие дифференциальной психологии внесла школа Б.М. Те-плова. Идеи Б.М. Теплова о способностях, одаренности и таланте, о влиянии деятельности на
МАТВЕЕВА Наталья Васильевна - старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных технологий, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
Matveeva Natal'ja Vasil'evna - Senior Lecturer, Chair of Social and Humanitarian Technologies, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
формирование способностей, рассмотрение психических свойств как проявление личности, влияние волевых особенностей на достижения в деятельности и др. стали отправной точкой для дальнейших исследований его учеников и последователей. Разрабатывая психофизиологический подход к индивидуальным различиям, Б.М. Теплов систематизировал и критически осмыслил огромный материал, экспериментально подтвердил ряд выдвинутых им положений. И сегодня его идеи актуальны в разных отраслях науки, в частности, в инженерной психологии, военной, общей психологии и др. [2].
Одним из важных вопросов для нас является выбор студентами вуза стилей поведения в конфликте с учетом их социального статуса. Под конфликтом понимается противоборство мнений, ценностей, целей, мотивов двух или более оппонентов. Стили поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание) [3], разработанные К. Томасом, эффективны в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший и универсальный. Наилучший выбор будет определяться текущей ситуацией, а также индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию [4, 5].
Социальный статус - это позиция человека в малой социальной группе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других, сопряженных социальных позиций. Идентичность - это признание окружающими обладания человеком тем или иным статусом. Идентичность усваивается индивидом через процесс взаимодействия с окружающими его другими людьми [1].
Виды стратегий поведения
В исследовании были использованы следующие методы: тест К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной с целью изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления стилей разрешения конфликтной ситуации; метод социометрических измерений: «Социометрия» Дж. Морено с целью выявления социально-психологических отношений в группе; статуса в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.
Для проведения исследования была определена выборка, в которую вошли 2 группы студентов: студенты-психологи (20 чел.) и студенты Медицинского института (20 чел.) Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Всего в исследовании участвовало 40 человек. Обобщенные результаты исследования для большей наглядности представлены на рисунках 1, 2, 3.
Стратегии поведения, социальный статус в группе психологов
ЩЩ
Стратегии поведения Социальный статус
Рис. 1. Стратегии поведения, социальный статус в группе психологов, %.
Примечание: стратегии поведения: 40% - сотрудничество, 31% - компромисс, 12% - приспособление, 9% - соперничество, 5% - избегание.
Социальный статус: лидер - 5%, предпочитаемые - 55%, принятые - 30%, непринятые - 10%, пре-небрегаемые - 0%.
60 50 40 30 20 10 о
Как следует из рисунка 1, большинство студентов-психологов предпочитают стратегию сотрудничества. При разрешении конфликтной ситуации они учитывают свои интересы и интересы оппонента. Также для них характерен выбор стратегии компромисса, то есть путем взаимных уступок. Менее всего психологи используют стратегию избегания.
По результатам социометрии можно сделать вывод, что в группе есть явный лидер, одиннадцать человек (55%) являются предпочитаемыми, шесть человек (30%) приняты группой, а два находятся в статусе «Непринятые», пренебрегаемых в группе нет.
Результаты исследования студентов в группе медицинского института несколько иные. На рисунке 2 представлен выбор стратегий поведения студентов медицинского института в соответствии с их социальным статусом.
Стратегии поведения, социальный статус в группе студентов-медиков
1||.. .11
Стратегии поведения
Социальный статус
Рис. 2. Стратегии поведения, социальный статус в группе студентов- медиков, %
Примечание: стратегии поведения: 24% - сотрудничество, 24% - компромисс, 35% -соперничество, 8% - приспособление, 9% - избегание.
Социальный статус: лидер - 10%, предпочитаемые - 50%, принятые - 25%, непринятые -15%, пре-небрегаемые - 0%.
Как представлено на рисунке 2, для студентов Медицинского института характерен выбор стратегии «Соперничество». Они активны и предпочитают идти к разрешению конфликта своим собственным путем, учитывая при этом только свои интересы. Менее всего они готовы приспосабливаться. В их группе есть несколько лидеров, доминирует социальный статус -«Предпочитаемые».
Рассмотрим далее зависимость выбора стратегий поведения студентов в конфликте от их социального статуса (рис. 3).
С V о"
^ еЯ
I
и
«г
«я*
■ Соперничество ■ Компромисс ■ Сотрудничество ■ Приспособление ■ Избегание
Рис. 3. Связь стратегий поведения в конфликте с социальным статусом студентов-психологов
и студентов-медиков, чел.
Анализ различий выраженности показателей личностных характеристик, уровня социального статуса и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации по Т-критерию Стьюден-
Выборка состояла из двух групп: 1) студенты-психологи (Р) и 2) студенты медицинского института (М). В итоге исследования было получено 10 показателей: 5 показателей стратегии поведения в конфликтной ситуации (по К. Томасу); 5 показателей для выявления социально-психологического отношения в группе; статуса в группе (по Дж. Морено).
Дадим характеристику группам на основании значимых различий по Т - критерию Стью-дента.
1) В группе Р показатели выше по субшкалам: сотрудничество (8,20; р<0,015), предпочитаемые (6,13; р<0,014).
2) В группе М показатели выше по субшкалам: соперничество (6,60; р<0,001), предпочитаемые (4,10; р<0,039).
Таким образом, на основании описательной статистики и анализа различий по Т-критерию Стьюдента мы можем дать характеристику группам-студентам.
На рисунке 3 представлено следующее: психолог-лидер выбирает стратегию «Соперничество», при доминирующем статусе «Предпочитаемые» выбирается стратегия поведения «Сотрудничество», в социальном статусе «Принятые» доминирует «Компромисс». Возможно, это связано с тем, что выпускники-психологи достаточно выработали профессиональные особенности взаимодействия с людьми, где основным качеством является учет интересов клиента. Студенты медицинского института при преобладающем статусе «Предпочитаемые» конфликты разрешают, используя стратегию поведения «Соперничество». В обеих группах студенты в статусе «Лидер» предпочитают стратегию «Соперничество». Но соперничество выбирает студент-психолог и три студента-медика в статусе «Непринятый». Возможно, они хотели бы занять место лидера в группе. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях студентов, занимающих позицию лидера в своих группах, отличается от стратегий поведения большинства членов группы, которые имеют статусы предпочитаемых и принятых. Студенты, предпочитающие соперничество и стремящиеся заставить принять свою точку зрения любой ценой, не принимаются большинством группы.
Заключение
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод об индивидуальных различиях выбора стратегий поведения в конфликте в группах с различной профессиональной направленностью и с разным социальным статусом.
Результаты исследования могут послужить фундаментом для разработки программы тренингов толерантного общения. Данные исследования помогут преподавателям сделать общение со студентами более эффективным и продуктивным, а разрешение конфликтов более конструктивным.
Литература
1. Большой психологический словарь / сост и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003.
2. Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ: psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041982/LTP036.HTM.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
4. Демидова Л.И., Залесов Г.М. Управление конфликтом: Практикум. - Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщения, 2010.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.
CepHfl «BECTHHKA CBW» № 1 (09) 2018
References
1. Bol'shoj psihologicheskij slovar' / cost i obshh. red. B. Meshherjakov, V. Zinchenko. - SPb.: Prajm EVROZNAK, 2003.
2. Lejtes N.S. B.M. Teplov i psihologija individual'nyh razlichij [Jelektronnyj resurs] // Jelektronnaja biblioteka MGPPU: psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041982/LTP036.HTM.
3. Grishina N.V. Psihologija konflikta. 2-e izd. - SPb.: Piter, 2010. - 544 s.
4. Demidova L.I., Zalesov G.M. Upravlenie konfliktom: Praktikum. - Novosibirsk: Izd-vo Sib. gos. un-ta putej soobshhenija, 2010.
5. Ancupov A.Ja., Shipilov A.I. Konfliktologija: uchebnik dlja vuzov. - M.: JuNITI, 2000.
^iMSr^Sr