Научная статья на тему 'Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности'

Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев М. К., Маркова М. В.

М. К. Беляев, М. В. Маркова. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности. По мнению авторов статьи, в государстве и обществе отсутствует единое представление о том, каким должно быть качество образовательной деятельности, каким должно быть качество подготовки специалиста, нет единой методологии оценки качества образовательной деятельности и управления этим процессом. Решение этой проблемы авторы видят в развитии адаптивного управления качеством образовательной деятельности российских вузов в контексте повышения их эффективности.M. K.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев М. К., Маркова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности»

М. К. Беляеву М. В. Маркова2

МЕТОДОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исторически сложилось, что причиной экономического кризиса государства является недостаточный уровень адаптации внутренней среды жизнедеятельности человека к влиянию внешних факторов. И главной стратегической задачей в решении данной проблемы становится уровень качества подготовки специалистов для организаций различных секторов экономики. В настоящее время качество образовательной деятельности является не столько низким, сколько чрезвычайно неровным. Система образования разобщена, мало адаптирована к внешней среде, преобразования носят фрагментарный характер, не всегда согласованы между собой. В государстве и обществе по_прежнему отсутствует единое представление о том, каким должно быть качество образовательной деятельности, каким должно быть качество подготовки специалиста, нет единой методологии оценки качества образовательной деятельности и управления этим процессом.

Анализ научной литературы показывает, что такой аспект проблемы, как управление качеством образовательной деятельности с учетом взаимодействия всех определяющих факторов внешней и внутренней среды, недостаточно раскрыт и разработан [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12]. В связи с переходом российского образования в единое европейское пространство, необходимостью модернизации образовательной деятельности с учетом требований рынка важно определить взаимосвязь и взаимозависимость между факторами качества образовательной деятельности, раскрыть сущность адаптивного управления качеством образовательной деятельности как основы успешного и эффективного развития экономики. Качество в образовании как объект исследования можно рассматривать с различных позиций — качество образования или качество образовательной деятельности, качество образовательного процесса или качество образовательной услуги, качество выпускника или качество специалиста. Мы в своем исследовании остановимся лишь на одной из составляющих качества в образовании — это качество образовательной деятельности.

На наш взгляд, наиболее точным в концептуальном отношении является определение качества образовательной деятельности как сбалансированного соответствия совокупности характеристик компетенций, определяющих эффективность вуза в современных условиях и отражающих способность субъекта образовательной деятельности осуществлять профессиональную деятельность. Это комплекс характеристик профессионального сознания, отражающий способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с экономическими требованиями, на определенном уровне профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Качество образовательной деятельности строительного вуза — это соответствие содержания и условий осуществления образовательной деятельности действующим нормативам (ГОС ВПО РФ, Европейское сообщество), которое является определяющим показателем эффективности образовательной деятельности строительных вузов в условиях формирования конкурентной образовательной среды в рамках европейского сообщества (рис. 1). Эффективность образовательной деятельности строительного вуза в этом контексте будет определяться отношением эффектов в стоимостном выражении (средств, заработанных вузом) к затратам на мероприятия (организационным, технико-технологическим и др.), повлекшие изменение качества образовательной деятельности.

Потребителями результатов образовательной деятельности выступают сами студенты, организации_работодатели, общество и государство. На сегодняшний день качество образовательной деятельности любого вуза оценивается при проведении процедуры государственного лицензирования и аккредитации на основе утвержденного перечня показателей. Однако нельзя оценить качество образовательной деятельности только по совокупности представленных к экспертизе показателей, без комплексного анализа эффективности системы управления качеством образовательной деятельности.

У одних авторов (А. В. Забегаев, У. Г. Зинетуров и др.) качество образовательной деятельности есть качество выпускаемых вузом специалистов. Другие (Н. А. Селезнева, Н. Г. Татур) склоняются к тому, что «созданные государственные стандарты ... представляют собой общественно признанные академическим сообществом высшей школы совокупныенормы качества образования и развития выпускника, а также признанные существенными некоторые сопряженные с первыми нормы качества образовательного процесса в вузах» [10]. Однако государственные образовательные стандарты составляют, по существу, лишь минимально необходимую законодател ьно_нормативную базу, на которой должны строить свою деятельность образовательные учреждения. Б. Г. Коломиец в своих работах приводит следующие характеристики качества образовательных услуг: «многоаспектность или многогранность качества (качество конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения)» [8]. Качество образовательных услуг есть качество подготовки специалиста, а именно интегральный показатель совокупности компетенций соискателя образования, характеризующих его знания, умения, навыки, а также степень воспитанности и развития, полученных в ходе обучения. В. Качаловым для оценки качества образовательной деятельности предлагается внедрение в практику управления любым вузом стандартов ИСО серии 9000. Он доказывает, что «внедрение в вузе менеджмента качества, основанного на моделях стандартов ИСО серии 9000, будет означать прямое использование там одного из получивших всеобщее признание системного подхода, когда под активное взаимосвязанное управление будут поставлены все этапы деятельности по предоставлению образовательных услуг» [7].

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

1 1

Качество ногенциала достижения цели образов ател ьно й деятельности

качесгво цели

- качество ннформационно-методнчсской базы;

- качество образовательного стандарта;

- качество обра.зоватсл ьно и программы;

- качество материально-технической базы образовательного процесса;

- качество профессорско-преподавательского состава;

- качество абитуриентов

I труппа

ДОШКуИЯОСИ. KOUJICICIllUtii <к>]шокз jcjiutom учреждения

Качество процесса

формирования профессионализма образ о вател ьн ой деятельности

качесгво технологии

- качество контроля образовательного процесса;

- качество мотивации профессорско-прсполаватспьского состава на творчество и эффективность педагогической работы;

- качество отношения студентов к образованию;

- качество управления образованием;

- качество методов презентации знаний

II группа

омкжуишкль ujHMuxxxm

! фиршфокыиш KOMJICfCIUlHH

Качество результата обра <о ватель но Й деятельности

качество знании, умений, навыков.

- качество профессионализма;

- качество реализации способностей;

- качество реализации особенностей;

- качество трудоустройства выпускников;

- качество карьерного роста;

- качество самообразования;

- качество знаний;

- качество умений;

- качество навыков

П11-рупиа оокнеушшеть ШШ1С1 ciuuiii cuKoaioi иб]к1кшши

Рис. 1. Компоненты качества образовательной деятельности строительного вуза

Качество образовательной деятельности строительного вуза представляет собой интегральную характеристику совокупности показателей по трем группам: качество компетенций образовательного учреждения, качество процессов формирования компетенций и качество компетенций соискателей образования (рис. 1). Каждая из этих характеристик требует отдельного анализа и изучения возможности ее измерения и оценки, учета в практике организации учебного процесса. Достижение характеристик качества образовательной деятельности строительных вузов зависит от управления качеством, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Существуют несколько основных моделей управления качеством образовательной деятельности, основанных на следующих методах и подходах (табл. 1).

Таблица 1

Концепции управления качеством образовательной деятельности

Модели у правления качеством Адаптивность к изменен [[ям

внутренней среды внешней среды

Модель управления качеством, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качества — TQM - +

Модель управления качеством, основанная на требованиях международных стандартов серки ISO 9ÜOO;2[IÜ[I (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 3004- 2001) - -

Модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества — EFQM - +

Модель на основе ^Стандартов н рекомендаций для агентств гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования*, разработанная Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования — ENQA + -

Типовая модель системы управления качеством образования для вузов и ссуэов. разработанная Санкт- Петербургским государственным электротехнический университетом (ЛЭТИ) + -

Концепция адаптивного управления качеством образовательной деятельности + +

Результаты данного анализа позволили сделать выводы, что все действующие на сегодня модели недостаточно комплексно учитывают изменения факторов внешней и внутренней среды образовательной деятельности в их системном взаимодействии, поскольку:

1) в основе всех моделей лежит процессно-ориентированный подход, все модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью совмещения СМК с общей системой управления в вузе;

2) наиболее полно специфика качества в высшем образовании отражена в бельгийско-нидерландской модели улучшения качества высшего образования, основанной на модели делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). Эта модель совпадает с моделью ежегодного конкурса «Внутриву-зовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»;

3) модель EFQM, как и другие модели, построенные на ее основе и адаптированные для высшего образования, не содержат в явном виде ряд критериев и требований, без ко торых невозможно адекватно оценить наличие и степень развитости СМК, но которые явно содержатся в требованиях стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001_2001,

ГОСТ Р ИСО 9004_2001). В их числе внедрение процессного подхода; планирование рабочих процессов вуза; внутренние аудиты и самооценка вуза и его структурных подразделений; постоянное улучшение, корректирующие и предупреждающие действия. В связи с этим авторами предлагается концепция адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов, основными принципами которой являются:

1) принцип системности, призванный обеспечивать учет всех факторов, воздействующих на систему образовательной деятельности:

— соответствие управления качеством образовательной деятельности строительных вузов системе образовательной деятельности (целям и тенденциям развития образования);

— учет взаимосвязей внутри управления качеством образовательной деятельности строительных вузов, между его элементами и функциями;

— соответствие внешней среде, внешним условиям;

— концептуальное единство (доступная единая терминология, единые законо-

дательные акты);

— преемственность — общая методическая основа проведения работ по совершенствованию качества образовательной деятельности строительных вузов на разных уровнях и разными категориями специалистов, ее стандартное оформление;

— равновесие, внутренняя непротиворечивость;

2) принцип динамичности и адаптивности — характеризует приспосаблива-емость управления качеством образовательной деятельности строительных вузов к изменяющимся целям, условиям работы строительного вуза и включает:

— приоритет функций, направленных на развитие производства;

— соответствие передовому опыту (как научному, так и практическому, как отечественному, так и зарубежному) и конкретным условиям;

— оперативность — своевременное принятие решений;

— многоаспектность — управление как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам (административно_хозяйственному, экономическому, правовому);

3) принцип экономичности и оптимальности управления качеством образовательной деятельности строительных вузов предполагает:

— максимальное упрощение управления качеством образовательной деятельности строительных вузов, сокращение числа ступеней по вертикали;

— наибольшую эффективность при наименьших затратах (доля затрат на управление качеством образовательной деятельности строительных вузов в общих затратах на образовательнуюдеятельность);

— выбор наиболее рационального варианта для конкретного строительного вуза, конкретных условий.

Адаптивное управление качеством образовательной деятельности — это целевое, предупреждающее изменения внешней среды воздействие на факторы, обусловливающие качество образовательной деятельности, обеспечивающие желаемое его состояние с учетом действующих параметров, как в рамках государственных образовательных стандартов РФ, так и Европейских стандартов. Именно адаптивное управление качества образовательной деятельности вуза напрямую влияет на его конкурентоспособность (рис. 2). Конкурентоспособность вуза — это его комплексная характеристика (за определенный период времени в условиях конкретных рынков труда и реализации определенных образовательных услуг), отражающая: а) способность успешно реализовать существующие и внедрять новые инновационные образовательные программы, использовать современные информационно-коммуникационные технологии и своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды;

превосходство перед вузами_конкурентами по качеству предоставляемых образовательных услуг.

На сегодняшний день, к сожалению, все усилия по управлению качеством образовательной деятельности сводятся к дополнительным функциям, требованиям, проверкам. Однако нельзя управление качеством сводить только к контролю качест ва. Оно включает, так же как и любое управление, основные функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование качества образовательной деятельности строительных вузов. Наконец, это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению. Новое качество рождается в сознании человека, оно разрушает стереотипы и догмы мышления. Управление качеством образовательной деятельности — это широкий круг проблем развития образования, их поиск и решение. Отсюда и взаимосвязь, что качество профессиональной деятельности человека определяется в значительной мере качеством его образования, качеством его подготовки и, соответственно, формируется в процессах образования. Но это формирование

возможно лишь в том случае, когда сам образовательный процесс нацелен на новое качество, находится в постоянном развитии и постоянно приобретает новое качество. А это есть адаптивное управление качеством образовательной деятельности. Адаптивное управление качеством образовательной деятельности не означает, что необходимо принуждать к поиску нового качества, постоянно осваивать новые схемы образовательного процесса и образовательной деятельности. Известно, что любое явление имеет количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики качества образовательной деятельности выражаются числом, качественные — эвристическими формами, которые можно свести к числовым выражениям, но это требует всегда анализа свойств качества и их взаимоотношений относительно критерия, отражающего потребности и ценности. Качество образовательной деятельности — это соответствие ценности образования ожиданиям обучаемого. Отсюда и измерение его зависит от возможностей измерения ценности. А ценность качества образовательной деятельности, качества образовательного процесса, качества образовательной услуги очень индивидуализирована, и на сегодняшний день не существует некоего общего ее эталона. Вот здесь и заложено противоречие. Для адаптивного управления качеством образовательной деятельности необходимы инструменты управления, т. е. средства, и оценка качества. Необходима система адаптивного управления качеством образовательной деятельности, включающая методы, механизмы, мотивы управления качеством (табл. 2). Для осуществления адаптивного управления качеством образовательной деятельности помимо системы необходим механизм управления, который характеризует средства и методы управления. Если функции адаптивного управления качеством образовательной деятельности отвечают на вопрос, что делается для достижения качества образования, то понятие механизма управления качеством отражает то, как и какими средствами осуществляется эта деятельность, как выбрать наиболее эффективные средства и методы, учитывая особенности объекта и цели управления. Всю совокупность средств и методов адаптивного управления качеством образовательной деятельности можно представить в двух группах: методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия. Но такая классификация имеет общий характер. Ее можно конкретизировать в двух группах методов адаптивного управления качеством образовательной деятельности: методы, которые определяются приоритетами образовательных программ, и методы систематизации действия

Таблица 2

Система адаптивного управления качеством образовательной деятельности ст pome льны к вузов

ФуНКЦИ [I адаптивного управления Методы адаптивного управления Параметры адаити вного у правлении

и о> щ а В а Ф еч и Прогнозирование и планирование системы качества образовательной деятельности Цели и задачи; участие в управлении Соответствие организационно-правового обеспечения

Организация функционирования системы качества Ответственность; характер ограничений; мотивация и стимулирование Соотв етствне кадрового обеспечения

Методическое обеспечение Соответствие учебно-методического обеспечения

Дифференциация условий Соотв етствне информационного обеспечения

Оценка Соответствие библиотечного обеспечения

Оценка Соответствие материально-технического обеспечения

и « о> щ а я 15 Ы 0 6 Контроль системы качества образовательной деятельности Оценка Соответствие структуры и содержания образовательного процесса

Систематизация знаний Соответствие содержания подготовки специалистов

Регулирован:! е качества Уровень конкуренции Соответствие итоговой аттестации специалистов

Обеспечение соответствия качества Уровень компетенций Соответствие компетенций выпускника

Определение уровня качества, оценка сильных и слабых сторон,, определение да льнейшего роста Самопознание Соответствие научно-исследовательской деятельности

Самооценка Соответствие научно- методической деятельности

в соответствии с этими приоритетами. Состав основных функций адаптивного управления качеством образовательной деятельности отражает общий характер управленческой деятельности относительно объекта управления, коим является качество образования, и играет интегрирующую роль в системе адаптивного управления качеством образовательной деятельности.

Особенность системы адаптивного управления качеством образовательной деятельности заключается в том, что эта система является не столько частью общей системы управления образовательной деятельностью, сколько ее специфической особенностью. Это, в частности, проявляется в том, что в общей системе управления вузов, как правило, есть центр управления качеством. При формировании вузов ской системы управления качеством важно учитывать четыре фактора: внешние условия обеспечения качества, потенциал качества, которым располагает вуз, процесс формирования качества и качество результата образования. Каждый из этих факторов влияет на особенности и конкретные характеристики системы управления качеством. Что учитывается при управлении качеством, на какие результаты ориентировано управление, какими возможностями (ресурсами, потенциалом) располагает вуз при обеспечении качества, какое господствует понимание качества (отношение к качеству в вузе), каков опыт образовательной деятельности? Из этого складывается система управления качеством, и по этим характеристикам организуется ее работа. Далее можно сформулировать ряд задач построения системы адаптивного управления качеством образования:

1) ориентация всей деятельности вуза на цель образования, отражающей потребности, от удовлетворения которых зависит конкурентоспособность вуза;

2) непрерывное совершенствование и повышение качества всех процессов образовательной деятельности;

3) обеспечение участия всего профессорско_преподавательского состава вуза, а также студентов в решении проблем качества образования;

4) построение системы управления качеством с централизацией главных функций и задач повышения качества образования (принцип первого лица);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) создание системы мотивации качества образования как для преподавателей, так и для студентов;

6) разработка и использование современных технологий качества образования;

7) создание системы мониторинга качества образования на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения;

8) установление соответствия качества образования миссии и цели образования в обществе; воспитание профессионала, гражданина, патриота;

9) формирование информационного обеспечения управления качеством образования;

10) исследование и прогнозирование тенденций изменения качества образования и потребностей в новом качестве;

11) унификация терминологического аппарата качества образования, позволяющего вести сравнительный анализ уровня и особенностей качества.

При наличии такого разнообразия параметров адаптивного управления качеством образовательной деятельности управление этими параметрами должно быть ориентировано на отказ от «иждивенческой философии», на разработку собственной концепции управления качеством образовательной деятельности, которая предполагает создание и развитие:

— системы научно-технической и аналитической информации, располагающей достаточно полными и исчерпывающими сведениями о причинах и возможных источниках изменения внешних и внутренних параметров адаптивного управления качеством образовательной деятельности;

— системы научно-технического, инновационного прогнозирования и программирования, способной определять приоритетные направления разработок, соответствующих стратегии адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов;

— системы координации исследований и разработок на всех направлениях адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов;

— системы экспертизы исследований и разработок в области качества образовательной деятельности;

— системы правового обеспечения и консалтинга в области качества образовательной деятельности;

— системы информатизации и связи, обеспечивающей эффективную деятельность всех элементов структуры адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов;

— системы подготовки и переподготовки специализированных кадров;

— системы информатизации и связи, обеспечивающей эффективную деятельность всех элементов адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов.

Наличие высококачественного адаптивного управления качеством образовательной деятельности является ключевым условием формирования эффективной образовательной политики, которая будет являться директивным руководством к действию для всех элементов образовательной системы. С этих позиций образовательная политика не случайно рассматривается в контексте адаптивного управления качеством образовательной деятельности. Сама по

сути своей образовательная политика без прогнозов и разработки управляющих мероприятий по отношению к адаптивному управлению качеством не может быть таковой. Грамотно поставленные задачи во многих случаях не приводят к заданному результату по причине отсутствия контроля за их исполнением со стороны менеджмента на всех его уровнях. В соответствии с этим политика адаптивного управления качеством образовательной деятельности строительных вузов определяется авторами как совокупность управленческих решений, мер и действий, направленных на привлечение и эффективное перераспределение ресурсов вуза, организацию образовательной деятельности в соответствии с действующими нормативами и контролем ее качества. Исследование предпосылок адаптивного управления качеством и связей между ними обусловило разработку структурно-логической модели формирования политики адаптивного управления качеством образовательной деятельности. Разработанная модель формирования политики адаптивного управления качеством образовательной деятельности включает шесть этапов (рис. 3). Под стратегией понимается детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии современной образовательной системы и достижение ее целей. Другими словами, стратегия адаптивного управления качеством образовательной деятельности — это генеральная программа дей ствий, устанавливающая приоритеты проблем, ресурсы и последовательность шагов для достижения стратегических образовательных целей в области качества и формирующая главные цели, основные пути их достижения таким образом, что подсистемы и элементы системы управления качеством получают единое направление действий. Стратегия адаптивного управления качеством образовательной деятельности состоит в том, чтобы перевести систему в области качества образовательной деятельности из ее нынешнего состояния в желаемое будущее состояние, определяя границы возможных ее действий.

Здесь стратегия адаптивного управления качеством образовательной деятельности определяется как совокупность действий и методов ведения образовательной деятельности, обеспечивающей соответствие параметров качества образовательной деятельности строительных вузов на данном этапе за счет разработки и совершенствования методов управления качеством образовательной деятельности строительных вузов с учетом внутренних и внешних факторов.

Нркиягкс решения о cwrimvuwH к а мс vi кс

(Апсрсдитациоилм _колком)_

Баю: дакших о качестве образоаателыюн дегте.тиихти

Российское яккредишционнос агентство

Управление по пададру та качеством Ropaic.birc.nmii деятельности

Параметры, пс.кпате -и качества ойраюватслшой деятельности с учетом государственник оброюпатсльммх с пнлдргаи и требований EtpanejicKoro сообщества

Вмсишс обрйюшешшс учреждения

Качество оЯракмггельной дсстехьиостм

Европейское обраювзгельхо« пространство чмешняя среда

Рис. 4, Модель механизма адаптивного управления качеством образовательной деятельности как основа повышения эффективности деятельности строительных вузов

Стратегия адаптивного управления качеством образовательной деятельности является способом реакции на средства воздействия (косвенного и прямого), основная ее задача — достижение системой управления качеством долгосрочных возможностей развития.

Разработанная модель механизма адаптивного управления качеством образовательной деятельности (рис. 4) в контексте управления самим развитием современной системы образования позволяет определять наиболее оптимальный вектор развития, способствует повышению эффективности образовательной деятельности, достаточному для осуществления эффективного процесса перехода в единое общеевропейское образовательное пространство, что в конечном итоге обеспечивает «запуск» таких факторов, как адаптивность и конкурентный отбор. Механизм адаптивного управления качеством образовательной деятельности представлен совокупностью решений, мер и действий органов управления, отвечающих за разработку образовательной политики, и субъектов образовательной деятельности, участвующих в ее реализации, напрямую или опосредованно влия ющих на состояние качества образовательной деятельности.

Сущность управления системой адаптивного управления качеством образовательной деятельности определяется целевым воздействием на параметры управления качеством образовательной деятельности.

В целом адаптивное управление качеством образовательной деятельности в современной образовательной системе предполагает изучение состояния параметров качества через оценку содержания и условий осуществления образовательной деятельности. В качестве приоритетных направлений в образовательной политике отмечается достижение общеевропейского уровня качества образовательной деятельности. Эффективность управления представленным механизмом адаптивного управления качеством образовательной деятельности определяется качеством решения изложенных ранее вопросов — грамотным назначением цели образовательной деятельности, видом критерия оптимальности качества образовательной деятельности, правильным выбором процедуры оптимизации образовательной деятельности, способом получения и обработки информации о состоянии системы образования. Но даже

успешное решение этих задач еще не гарантирует образовательной системе высоких показателей, так как приведенный перечень не исчерпывает всех показателей качества, оказывающих влияние на эффективность работы образовательной системы. Расчеты, проведенные по показателям качества внутренней среды образовательной деятельности строительного вуза, и соотнесение их с показателями качества внешней среды доказывают экономическую и социальную целесообразность адаптивного управления качеством образовательной деятельности российских вузов в контексте повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.