программы, мероприятия по межрегиональной и международной интеграции, поддержке бизнеса, образования, информационного развития.
Литература
1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года. Проект от 11 ноября 2008 г.
2. Ицкович, Г. Тройная спираль: инновационное развитие регионов // http://www.unova.ru/article/5877
3. Какатунова, Т.В. Механизм и методы формирования инновационной инфраструктуры региональных промышленных комплексов с использованием инструментов электронной экономики. Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.э.н. : 08.00.05. - М., 2011.
4. Морозов, С.И. Формирование региональной инновационной стратегии: проблемы и решения // Проблемы современной экономики, № 2(38), 2011 // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3621.
5. Обзор науки, технологии и промышленности ОЭСР в 2010 г. / OECD Science, Technology and Industry, 2010 // www.oecd.org/rights/
6. Оганесян, Т., Розмирович, С., Медовников, Д. Рождение национальной инновационной системы // Эксперт № 36(720), 13.09.2010 // http://expert.ru/expert/ 2010/36/rozhdenie_innovacionoi_sistemy/
7. den Hertog P., Leyten J., Limpens I., Whalley J. Chapter 5. Approaches to cluster analysis and its rationale as a basis of policy // RISE literature review. - 2001.
8. OECD SCIENCE, TECHNOLOGY AND INDUSTRY OUTLOOK 2012 - ISBN 978-92-64-170391 // 10.1787/sti_outlook-2012-en.
В.И. Звонников В.А. Нефедов
ИННОВАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ СМК ОБРАЗОВАНИЯ В ГУУ
Аннотация. Статья посвящена вопросам внедрения инновационных разработок в систему управления качеством образования в ГУУ, недостаточности получения сертификата на СМК, как гарантии создания качественного образования. Приведены рекомендации по шагам руководства университета на пути к созданию СМК подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Ключевые слова: высшее образование, система менеджмента качества, инновационность.
Многолетний опыт научно- исследовательских и консалтинговых работ в области разработки и практической реализации моделей совершенствования и оценки систем менеджмента качества (СМК) организаций позволил определить, что принципы построения, совершенствования и оценки СМК организаций, базируются на следующих основных документах и моделях систем качества:
1) Стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000)
2) Модель премии правительства РФ в области качества
3) Модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM)
4) Модель оценки CAF (Common Assessment Framtwork) -Совершенствование через самооценку менеджмента в организациях, финансируемых из государственного или муниципального бюджета.
© В.И. Звонников, В.А. Нефедов, 2013
5) «Стандарты, разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования.
6) Модель Конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»
7) Модель самооценки «Совершенства деятельности вуза», гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) , разрабатываемая СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
В 2002 году Россия присоединилась к «Болонскому процессу», где были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Гарантии качества образования базируются на реализации различных моделей управления качеством (см. выше) - Поэтому перед отечественными вузами встал вопрос о соответствии качества предлагаемого образования европейскому уровню и форме подтверждения этого соответствия. В Европе общепринятой формой такого подтверждения, гарантией качества образования является наличие в вузе сертифицированной системы менеджмента качества образования, и совершенно естественно, что по такому пути пошла и Россия - в отечественных вузах началось активное внедрение СМК. Целью их создания были не только формальное выполнение требований перечисленных выше моделей, но и искреннее желание всех работников высшего образования повысить эффективность своего труда, улучшить его результаты и, в конечном итоге, соответствовать европейскому уровню качества образования. В настоящее время в ряде высших учебных заведений России внедрены и сертифицированы на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 и/или ISO 9001 системы менеджмента качества образования. Они сертифицированы разными по авторитетности (и, соответственно, по стоимости услуг) сертифицирующими организациями, но у большинства из них наблюдается один общий недостаток: создаётся такое впечатление, что образование в вузе существует отдельно, а система качества образования - сама по себе. Вроде бы и СМК создана в точном соответствии со стандартами, и сертификаторы регулярно подтверждают правильность её функционирования, а на конечном результате - качестве образования, это никак и не отразилось.
Для правильной оценки ситуации, прежде всего, необходимо знать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество образования. Соответствие требованиям и рекомендациям этого стандарта говорит о способности руководства и персонала организации обеспечивать и поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Цель серии стандартов ISO 9000 -стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества организации для того, чтобы было можно устранить причины, которые привели к некачественному исполнению образовательной услуги. На это и нацелено документирование в организациях, поскольку эффективно управлять процессами и вмешиваться в технологию можно только в том случае, если они(процессы) реализованы наилучшим образом. Указанные стандарты помогают органзациям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. Наличие сертифицированной СМК говорит о создании в организации формальных условий для выпуска качественной продукции. Точно для того же предназначена и СМК в вузе, и не стоит от неё ожидать автоматического улучшения качества образования. Как было сказано выше, она для этого не предназначена. Другое дело, что именно с создания и внедрения СМК организация вступает в состояние постоянного улучшения процессов своей деятельности. Для вуза - это качество подготовки выпускников. Эта работа заключается в применении многочисленных и сложных процедур улучшений научного, производственного, психологического и воспитательного характера, которые требуют высокопрофессионального подхода. Неудачи в повышении качества образования,
раздельное существование СМК и самого образования наблюдаются там, где игнорируются базовые законы науки «Управление качеством». Не проводится обучение персонала методам создания и управления качеством. Не ведётся агитационно-воспитательной работы. Здесь приведен лишь пример ошибок, вызванных незнанием азов науки «Управление качеством», а цена им - качество образования и конкурентоспособность.
Недостатки и заблуждения при реализации СМК можно продолжить, но достаточно выделить отсутствие интеграции СМК в систему управления вузом. Две системы работают изолированно одна от другой. Такое положение устраивает всех, но не даёт главного результата - повышения качества образования. И речь идёт не об интеграции системы документации СМК в традиционную систему документации вуза. Такая интеграция в большей или меньшей степени может быть достигнута. Проблема в создании интегрированной системы управления вузом, в которой СМК играет важнейшую роль. Следует учесть, что механизмы интеграции СМК в систему управления организацией (в смысле создания интегрированной системы управления) существуют и давно и успешно применяются в ряде отраслей промышленности. Идёт об этом разговор и в кругах специалистов высшей школы. То есть ориентиры определены, значит, данная задача может решаться. Это будет реальной инновацией в сфере высшего образования.
Итак, пусть вуз ставит перед собой задачу формального соответствия требованиям стандартов, формального соответствия, для отчёта, то достаточно внедрить СМК, получить сертификат на ее соответствие требованиям этих стандартов и этим ограничиться. Качественного образования это не даст и по прошествии какого-то времени вуз растеряет авторитет и, как следствие, его ждёт недобор студентов, ликвидация отдельных специальностей и т.д. Если же вуз хочет решить проблему своего долгосрочного и безбедного существования, ставит перед собой амбициозные задачи доминирования на рынке образовательных услуг, победы в усиливающейся конкурентной борьбе за абитуриентов, то он должен всерьёз задуматься о создании и поддержании современной интегрированной системы менеджмента качества образования, обеспечивающей неформальные результаты его улучшения. Созданные и внедрённые СМК образования на базе требований ИСО 9001 являются первым признаком наличия такой системы. Состояние улучшения (инновационность) как раз и состоит в следующих шагах не останавливающегося достижения высокого уровня качества образовательных услуг.
Концепция системы менеджмента качества университетского образования была разработана и утверждена Ученым советом ГУУ в 2006 г. Стратегической целью системы качества является обеспечение условий, необходимых для перевода механизма управления научно-образовательной системой ГУУ в состояние, адекватное по своим результатам современным требованиям к качеству подготовки специалистов, обеспечивающее стабильное повышение качества университетского образования и способствующее формированию у потребителей доверия к профессиональным качествам выпускников ГУУ в сочетании с устойчивым повышением конкурентоспособности выпускников ГУУ на рынке труда. Важнейшим компонентом системы менеджмента качества ГУУ является внутривузовская система гарантирования качества подготовки специалистов, развитие и совершенствование которой ведется в ГУУ в соответствии с Миссией, Политикой ГУУ в области качества университетского образования и Концепцией системы менеджмента качества университетского образования.
В контрольно-оценочном процессе в ГУУ реализуются следующие направления:
- обеспечение надежной и валидной информации о качестве текущих результатов обучения путем систематического их оценивания и выявления пробелов в результатах
- учебной деятельности студентов в режиме текущего контроля (эффективность текущего контроля);
- повышение объективности и обоснованности данных итогового контроля на основе средств и методов педагогических измерений (эффективность итогового контроля);
- развитие практики входного контроля для внедрения в учебный процесс Университета технологий личностно-ориентированного, развивающего обучения;
- повышение эффективности рубежной и итоговой аттестации обучаемых методами тестирования для реализации государственной политики в области образовательных стандартов;
- развитие системы мониторинга качества образования в Университете;
- обеспечение оптимальных условий для развития навыков самоконтроля и самокоррекции в учебной деятельности студентов;
- обеспечение информации для сравнительного и прогностического анализа данных контроля для эффективного управления научно-образовательными процессами в Университете с учетом требований рынка потребителей образовательных услуг.
С целью эффективного развития системы управления качеством образования в ГУУ функционирует служба по мониторингу качества образования - Центр обеспечения деятельности УМО и качества управленческого образования. Система качества ГУУ реализована на базе:
- требований международных стандартов ISO 9000 и соответствующего ему ГОСТ Р ИСО 9001;
- модели «Деловое совершенство» Европейского Фонда по управлению качеством (EFQM);
- элементов динамической модели качества Европейской системы совершенствования качества (EQUIS), разработанная европейским сообществом с ориентацией на специфику учебных заведений, готовящих управленческие кадры.
В основу выбора модели EQUIS было положено исследование, проведенное работниками Центра и направленное на сопоставление модели Премии Правительства Российской Федерации, существующих в ее рамках основных принципов и критериев для внуривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов с динамической моделью Европейской системы совершенствования качества (European Quality Improvement System - EQUIS). Соответствие системы качества ГУУ выбранным моделям подтверждено:
1. Сертификацией,
2. Участием в конкурсах.
1. Сертификация системы качества ГУУ:
1.1.Сертификат соответствия системы менеджмента качества применительно к деятельности по выполнению функций заказчика-застройщика, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, инженерных сетей и оборудования систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения, лифтового хозяйства, выполнению работ по благоустройству и озеленению территорий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001( МС ИСО9001-2000), т.е. для 11 видов деятельности.
1.2. Сертификат Уровня «Стремление к совершенству» Европейского Фонда по управлению качеством (EFQM) от 18.11.2007 № CZE2007040197668 (http://www.efqm-rus.ru/successful.php).
1.3. Сертификат соответствия Уровню «Признанное Совершенство» EFQM с высшей оценкой деятельности университета - 5 звезд. Сертификат № R4E20091023-111758.
1.4. Сертификат соответствия Уровню «Признанное Совершенство» БРОМ с высшей оценкой деятельности университета - 5 звезд (повторно). Срок действия сертификата соответствия - октябрь 2013 г.
2. Участие в конкурсах:
2.1. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». В ноябре 2011 г. ГУУ присуждено призовое место, вручены приз и диплом «За достижение значительных результатов в области качества подготовки в области подготовки выпускников»
2.2. VII Международный Турнир Европейского фонда менеджмента качества (БРОМ) стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
В октябре 2011 г. ГУУ определен победителем и повторно получил сертификат БРОМ «Признанное Совершенство» (5 звезд) и ценный приз за победу. Номер сертификата К4Б20111017-132352.
Срок действия сертификата - октябрь 2013 г.
Награды вручены в марте 2012 г. на торжественном заседании Торгово-промышленной палаты руководством ТПП РФ и Национального партнера Европейского фонда менеджмента качества (БРОМ) - ВОК (Всероссийской организации качества).
Литература
1. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, № 12, 2012.
2. Карабасов Ю.С., Кочетов А.И., Круглов В.И., Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. и др. Повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства // Открытое образование. 2012. № 2.
3. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. Опыт построения системы гарантий качества подготовки выпускников в области менеджмента в ГУУ. Гарантии качества профессионального образования (сборник нормативных, инструктивно-методических и информационных материалов). - М.: Центр экспертизы образовательных программ РАНХ и ГС, 2012.
4. Звонников В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. Модель делового совершенства европейского фонда управления качеством (БРОМ) 2010 года: новые подходы к совершенствованию и улучшению. Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, №20, 2012.
О.В. Кожевина С.П. Балашова И. В. Федулова
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Сформулированы основополагающие тезисы по повышению эффективности и результативности кластерного развития, которые состоят в следующем - основной целью кластерной политики проводимой в Алтайском крае, должно стать создание благоприятных условий для добровольного взаимодействия предприятий, создания сетей сотрудничества, реализации кластерных проектов и поддержки соответствующих инициатив.
© О.В. Кожевина, С.П. Балашова, И.В. Федулова, 2013